Если нечем заменить Китай или Когда ситуация диктует

10 493 41
Если нечем заменить Китай или Когда ситуация диктует


Ничего личного, просто транзит


Китай никогда, даже в эпоху «братья навек», старался не упускать своей выгоды, тем более во взаимоотношениях с теми, кто сам против этого ничего сделать не может. Об этом свидетельствуют многочисленные беспрецедентные факты экономической эксплуатации России, и даже шире – СНГ и стран ЕАЭС.



В ходе недавнего юбилейного саммита ЕАЭС в Москве президент Казахстана К.-Ж. Токаев призвал к формированию «бесшовной логистики», к которой можно прийти «через гармонизацию таможенных процедур и создание единого евразийского коридора».

Глава Казахстана пояснил в этой связи, что «нужно упростить логистику, согласовать тарифы и таможенные процедуры, запустить единый евразийский цифровой коридор». И такие предложения вполне актуальны.

Однако стремительно растущие объемы (Российский рынок и китайский импорт – параллельный и не очень) внешнеторговых и транзитных перевозок РФ из Китая и через Китай (и в обратном направлении) сопровождаются прежними эксплуатационно-технологическими проблемами. И несогласованной политикой в перевозочных тарифах.

Не самая позитивная тенденция или тренд «охватывает» и Казахстан, через который транзитом следуют российские и китайские грузы.

Тем временем в КНР решили извлечь максимально возможную выгоду из растущей зависимости РФ как от прямых китайских поставок, так и от реэкспорта через КНР. В Пекине решено взвинтить с мая тариф на железнодорожные перевозки в Россию и попутно в Белоруссию…

Нелогичная логистика


…«Логистика», как можно узнать из российского профильного учебника для вузов (2022 г.) – это «совокупность процессов по эффективному обеспечению организации движения материальных и иных ресурсов». А на практике это «выбор наиболее эффективного варианта обеспечения товаром нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами».

В этой связи очевидно, что конечная стоимость логистики напрямую зависит и от тарифной политики сторон в сфере перевозок. Но остаётся она не согласованной. Так, с мая 2024 года в КНР резко выросли расценки на прямые железнодорожные грузоперевозки в РФ и Белоруссию.

Она выросли на 500−800 долларов за тонно-километр: чем дальше китайская станция от границы с РФ, тем больший уровень тарифа. Сообщается, что в КНР – по китайским источникам – количество свободных контейнеров для перевозок сокращается, а на границе с РФ возникают пробки из-за недостаточной мощности транспортных пограничных переходов (ТПП), особенно российских.


Похоже, китайская сторона стремится радикально повысить доходность грузоперевозок в Россию, пользуясь растущей внешнеэкономической, в том числе реэкспортной зависимостью РФ от Китая. К тому же, по имеющейся информации – не факт, что только у российских ТПП малая мощность.

Между тем, за 2022 год – 1-й квартал 2024 года во внешнеторговых перевозках РФ доля магистралей и портов сибирско-дальневосточного региона РФ и казахстанско-китайских транспортных погранпереходов (в целом) превысила 45 % – против примерно 30 % на рубеже 2010-х – начала 2020-х. Эта тенденция сохраняется. Что же касается «параллельного» импорта, его основной поток в РФ (и другие страны ЕАЭС) направляется тоже из Китая / через Китай.

Говорите, вас услышат


Как отмечает глава логистической компании «КВТ-Сервис» Юлия Шлёнская, с начала СВО и ввода, а затем и постоянного ужесточения западных санкций, условия работы во внешнеэкономической сфере, в том числе с Китаем «меняются с невообразимой скоростью. Уходят международные перевозчики, усложняются расчеты с зарубежными партнерами».

В связи с этим «меняются настроения китайских поставщиков и перевозчиков, на которых российский бизнес сделал основную ставку».

В свою очередь, директор отдела развития бизнеса ModernWay Александр Асланов сетует на то, что инфраструктурные ограничения присутствуют на всём пути движения груза – в Китае, России, Казахстане, Монголии. Объёмы перевозок «ежегодно растут, но инфраструктура с этим не справляется».

Кроме того, трудно спрогнозировать прибытие контейнеров «на станцию назначения: часть задерживается; часть, наоборот, идёт в срок. В итоге все они прибывают одновременно. А у грузополучателя не хватает места на складе, чтобы единовременно разгрузить весь товар. Хранение же контейнеров на железнодорожных терминалах нерентабельно».

Смежная проблема – перегруз контейнерных и других грузов с одной платформы на другую (ибо в КНР ширина колеи уже, чем в РФ, Казахстане и Монголии). Если движение до погранперехода происходит быстро, «то при перегрузке с китайских вагонов на российские нередки задержки ввиду загруженности погранпереходов».

И такое происходит, как отмечает А. Асланов, «особенно при резком увеличении объемов импортных грузов – например, в высокий сезон, который начинается в конце третьего квартала».

Словом, с точки зрения современных реалий соблазн повысить прибыльность перевозок в Россию и сопредельные с ней страны вполне «оправдан»?..
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    31 мая 2024 04:39
    Интересная информация про международные перевозки. Китай в принципе не в чем винить, они действуют в своих интересах быстро и чётко. А мы полоротые всё чешемся. Вот та же " КВТ-Сервис" может предложить хоть какую нибуть нашу концепцию развития международных перевозок, с учётом китайских тарифов и т.д.
    Получается логистиков, экономистов до фига а толку нет. Раз уж построили капитализм, значить всё должно приносить прибыль, быть акулой в современном мире. bully
    1. +19
      31 мая 2024 06:06
      А мы полоротые всё чешемся.

      Не мы -- Кремль. И капитализм они построили исключительно для себя. Им бабла относительно хватает.
    2. +1
      31 мая 2024 09:34
      И нужно к этому добавить - а что мы туда поставляем в контейнерах? Наша железная дорога плачет, что пути заставлены контейнерами к нам, а обратно потока нет. Контейнер он такой: его нужно туда-сюда гонять, тогда и прибыль. А так - получил товар, товара туда нет, контейнер не вернул... и через короткий промежуток времени - приехали, контейнеры кончились, привет. Отсюда и стоимость перевозки к нам растет. Товарооборота-то нет реального, от нас - энергоносители, они не контейнерами возятся...
      1. 0
        31 мая 2024 09:50
        Не так и дорого возвращать пустые контейнеры. Главное это уметь работать с клиентом. Это так называемая возвратная тара. Кто нам мешает обо всём договариваться с Китайской железной дорогой? Они будут даже рады. Здесь кстати нет никакой политики, а просто умение работать.
        Например доставили уголь на Дальний Восток и пустой порожняк опять гонят на угольные разрезы и шахты, а не загружают бананами или мандаринами. negative
        1. 0
          31 мая 2024 09:56
          Дорого. Пустые - дорого. И кто будет платить? Груз в контейнере, как правило, сборный. И в угольные вагоны бананы или мандарины не погрузишь... вот вагоны и контейнеры и застревают у нас, забивают пути и снижают пропускную способность ЖД и в целом товарооборот...
          1. 0
            31 мая 2024 10:11
            Ж/Д когда представляет вагоны клиенту уже включает в тариф возврат пустой тары. Крупные перевозчики покупают свои вагоны, платформы, формируют свои маршруты и несут минимальные издержки.
            1. +1
              31 мая 2024 10:27
              Это ошибочное утверждение. В тарифе ЖД нет возврата пустой тары без специального обозначения как дополнительной услуги/отдельного тарифа. Поэтому пустые контейнеры и забили грузовые терминалы и пути... Крупные контейнерные перевозчики у нас - это кто? Международные гиганты типа Маерска у нас работать официально перестали, а своих в таких масштабах нет и не предвидится, к сожалению... нет экспортного товара в таких количествах для контейнеров. Наши главные экспортные товары - уголь, зерно, удобрения, углеводороды и т.п. - это все не про контейнеры...
              1. 0
                31 мая 2024 10:37
                У вас есть опыт работы как грузоотправителя или грузополучателя? Сходите в Ж/д и вас там хорошо просветят, не забудьте спросить про штрафы за простой вагонов.
        2. 0
          31 мая 2024 23:31
          Ну если называть
          просто умение работать. загрузку угольных полувагонов мандаринами/ бананами - то на жд такого умельца работать вышибли бы поджопниками через 2 минуты работы.
  2. +16
    31 мая 2024 04:40
    Вот это и есть настоящая китайская дружба...
    Нехрен было рассчитывать на бабло от демпинговых цен для Китая на газ и нефть.
    Свою экономику развивать надо и показывать миру не дряблое тело, кряхтение и покашливание, а вполне сформированную мускулатуру.
    И с ворами пора поступать жёстко, ибо нехрен!
    1. +4
      31 мая 2024 09:07
      "И с ворами пора поступать жёстко, ибо нехрен!"
      Вор вора будет бить или как? hi
  3. +8
    31 мая 2024 04:56
    Так вот ты какой, северный олень китайский союзник и друг!
    1. +2
      31 мая 2024 05:08
      Цитата: Наган
      Так вот ты какой, северный олень китайский союзник и друг!
      1. 0
        31 мая 2024 23:34
        Примерно в это же время китайские пограничники стреляли в советских пограничников. Чисто по братски....
  4. +8
    31 мая 2024 05:11
    С мудренным словом "логистика" наш человек познакомился посетив поликлинику. Где ему предлагали пройти рентген в одном районе,забор крови в другом, а что поделикатнее в третьем.Уж если внутри себя мы не можем всем обеспечить в одном месте,или хотя бы не пользуясь транспортом,то что спрашивать с Китая,который находится на краю света.Если недовольны,он прибавит еще больше.Шурупы,гвозди,канцелярские кнопки мы же не можем у себя делать.А перевозка всегда денег стоила.
    1. +5
      31 мая 2024 05:28
      Цитата: Николай Малюгин
      С мудренным словом "логистика" наш человек познакомился посетив поликлинику. Где ему предлагали пройти рентген в одном районе,забор крови в другом, а что поделикатнее в третьем.Уж если внутри себя мы не можем всем обеспечить в одном месте,или хотя бы не пользуясь транспортом,то что спрашивать с Китая,который находится на краю света.Если недовольны,он прибавит еще больше.Шурупы,гвозди,канцелярские кнопки мы же не можем у себя делать.А перевозка всегда денег стоила.

      у нас единую квитанцию для оплаты ЖКУ не в состоянии сделать... какая там логистика...
      1. +3
        31 мая 2024 08:46
        единую квитанцию не будут делать, когда у вас 4 квитанции по 5т - это не одна на 19,5т + 500 банковский сбор. И разбили их специально, что бы народ от итоговой суммы не ох... ел вообщем меньше и платил больше.
        1. 0
          31 мая 2024 23:39
          b]когда у вас 4 квитанции по 5т - это не одна на 19,5т + 500 банковский сбор. И разбили их специально, что бы народ от итоговой суммы не ох... ел вообщем меньше и платил больше - дом 500 квадратов? Или квартира двухуровневая с персональной парковкой? С
          И да, единая платежка- кроме света- уже лет 7
  5. +20
    31 мая 2024 05:26
    Отвечу про статью очень коротко, недавно решил научиться играть на фортепьяно, и искал начальный синтезатор для обучения. Выбрал модель, здесь в России цена на нее от 35 до 50 тыс. Заказал в Китае за 19 тыс, да ждал больше месяца, но это отличный пример бизнеса России. Купить что то по одной цене, накрутить в два и больше раз и продать здесь. И это касается почти всех товаров, и это наши политики называют устойчивой экономикой. Поэтому я честно благодарен Китаю за возможность приобретения нормального товара, по адекватной цене, и не благодарен нашему спекулятивному бизнесу, который вместо того чтобы создать свое конкурентное производство на чистом рынке, берет Китай, и взвинчивает цены, не получилось коротко.
    1. +7
      31 мая 2024 06:37
      Цитата: turembo
      Купить что то по одной цене, накрутить в два и больше раз и продать здесь. И это касается почти всех товаров, и это наши политики называют устойчивой экономикой.

      Или ещё круче. Заказывают китайский товар, и чтобы китайцы ещё российские шильдики приделали. Самим лень. Да и там выгоднее! А потом этот товар восторженно объявляют российским. И лепят ему ценник, умноженный на двое. Предполагается, что благодарное население с гордостью (за страну) будет приобретать эти поделки.
    2. +3
      31 мая 2024 07:22
      А вы думаете, Россия уникальна в этом? Я уже давно запчасти на машину заказываю исключительно online. Оригинальные Volvo или от солидных производителей типа Bosch обходятся дешевле чем непонятно чьи "аналоги" от тех поставщиков, с которыми имеет дело мой автомеханик. Так что машина идет на подъемник, делается дефектовка, составляется список чего надо, я заказываю, и через пару недель приезжаю ремонтироваться. Кстати, бросил машину у механика, завтра он меняет все 4 амортизатора - как-никак, больше 150000 миль отходили, делает углы установки колес, ну и до кучи смена масла, а я пока на машине жены покатаюсь. Заплатил за запчасти $480. Если бы взял от его поставщиков, было бы под $600, и не оригинал. У дилера Volvo оригинал обошелся бы под $1000, и работа раза в полтора дороже. Да, конечно, там красиво, кофе, кексики-бублики бесплатно пока ждешь транспорт доехать до дома, а когда готово, встретят и привезут. Но я лучше буду делать у Дэйва. Если кто не понял, это Америка.
      1. -1
        31 мая 2024 23:43
        дилера Volvo
        Дилера Джили - так точнее feel

        "Ранее концерн Volvo производил также легковые автомобили, но в 1999 продал своё отделение легковых автомобилей под именем Volvo Personvagnar (Volvo Cars) концерну Ford, который в 2010 году перепродал его Geely."
        1. -1
          31 мая 2024 23:55
          Это одна из причин, по которой я больше Volvo не куплю. Во-первых, не хочу покупать тачки у китайцев, даже через шведскую дочку. Во-вторых, мне не нравятся машины, которые думают, что они умнее меня. Так что свою 2002 буду ремонтировать, пока возможно. У жены 2018 (последняя, которую спроектировали без участия китайцев), и даже она на мой вкус слишком умная. На нее купили продленную гарантию до 2028, а дальше будем посмотреть, что нам тогда будет нужно, и что предложит рынок.
  6. +5
    31 мая 2024 05:58
    . в КНР решили извлечь максимально возможную выгоду из растущей зависимости РФ

    Недавно ровно об этом я и писал. Что Китай рано или поздно воспользуется зависимостью России. И что это неминуемо произойдет. Тем временем зависимость только нарастает. И в будущем начнется торговля зависимостью уже за политические установки.
    В результате вместо кремлевской многополярности мы можем прийти (нам помогут) на предложенный китайцами "Один пояс - один путь".
    1. +3
      31 мая 2024 06:13
      Цитата: Stas157
      на предложенный китайцами "Один пояс - один путь".

      Поправка. Китайцы предложили нам концепцию: «Сообщества единой судьбы». Китайской разумеется.
      1. +2
        31 мая 2024 07:33
        Цитата: Stas157
        Китайцы предложили нам концепцию: «Сообщества единой судьбы». Китайской разумеется.

        А Вы что думали? Китайцы - они тоже понимают, что будет "золотой миллиард" и все остальные. Но в их планах "золотой миллиард" составят не белые с небольшим добавлением азиатов типа японцев и южнокорейцев, а как раз ханьские китайцы. А то, что китайцев уже почти полтора лярда, так "без жертв, товарищ, нет борьбы!"(с). Планируется, что кто-то героически отдаст свои жизни за всеобщее счастье своего народа.
  7. +1
    31 мая 2024 06:16
    А в чем проблема? Так рыночек порешал.
    1. -1
      31 мая 2024 07:16
      Причём тут рыночек, когда это политическое решение КНР?
      1. +9
        31 мая 2024 07:37
        Экий вы не современный. Раньше были решения партии и правительств. Сейчас президент ни за что не отвечает, все решает рыночек.
        А если серьёзно, то когда отвернулись от Запада. С восторгом начали кричать о повороте на Восток. Осталось только немного подождать. когда правители России вляпаются в ту же ловушку, что была на Западе. И пожалуйста. вот оно.
  8. 0
    31 мая 2024 07:50
    Китай пользуется ситуацией, когда мы перенаправляем свои грузовые потоки по всем известным причинам в его сторону.

    В международной политике, как и в бизнесе, грех не ободрать попавшего в трудное положение партнера.
  9. +1
    31 мая 2024 09:10
    Только бизнес, ничего личного. А кто то ожидал другого от китайцев?
  10. 0
    31 мая 2024 09:11
    Таки, ну а что, китайцам можно только поаплодировать стоя и завидовать молча, молодцы, что тут ещё скажешь. request
  11. 0
    31 мая 2024 10:00
    Так, с мая 2024 года в КНР резко выросли расценки на прямые железнодорожные грузоперевозки в РФ и Белоруссию. ???
    Как в КНР могут вырасти расценки на грузоперевозки по ЖД в РФ и Белоруссию.
    Чья железная дорога и кто определяет расценки на перевозки по ней?
    1. 0
      31 мая 2024 23:51
      Как в КНР могут вырасти расценки на грузоперевозки по ЖД в РФ и Белоруссию.
      Чья железная дорога и кто определяет расценки на перевозки по ней?
      если вы везёте внутри страны- это внутренний тариф, достаточно небольшой. Если из страны в страну или транзитом - это международный тариф. Он расчитываеться в швейцарских франках.
      Оплачиваеться либо при получении груза в месте доставки либо экспедиторы берут оплату перевозки на себя и потом в месте доставки получают свою долю
      1. 0
        1 июня 2024 10:27
        Если из страны в страну или транзитом - это международный тариф
        Оплачивать можно а чем угодно. Кто устанавливает международный тариф, отправитель, владелец ЖД или получатель?
  12. +1
    31 мая 2024 11:02
    А что удивительного? Этого и стоило ожидать, когда с восторгом писали о повороте на Восток и независимости от Запада. Альтернатив-то больше нету.
  13. +2
    31 мая 2024 12:29
    Китай все правильно делает . А наши разговоры про расширение системы БАМ уже идут лет 20.Меньше говорильни ,а больше дел .История с Северомуйским туннелем ,ничему не учит .
  14. 0
    31 мая 2024 13:47
    Главными партнёрами КНР являются США-ЕС-Индия. РФ – страна транзитёр и поставщик сырья. Главными партнёрами КНР являются т.н. системообразующие и естественные монополии, которые по определению не работают со всякой мелочью, а крупные китайские организации все на виду, подвержены контролю и иностранному влиянию. Тётя йеллен с дядей пауэлом неоднократно говорили, что пристально наблюдают за отношениями КНР с РФ и который год крупных нарушений не выявили. Это означает, что при всех приятельских отношениях руководителей, КНР соблюдает наложенные на РФ западные санкции. Ввели потолок цен в $60 и по словам А.Новака РФ скинула цену для КНР на 30% но увеличила объёмы поставок. РФ при своих интересах, а КНР получает по дешёвке нефть за фантики, увеличивает долю своего нацдензнака в мировых расчётах за счёт США – тройная выгода, да ещё с С.Аравией и Ираном договор о расчётах в жэньминьби заключила.
  15. 0
    31 мая 2024 16:09
    Столько пафоса у авторов ("беспрецедентно", "взвинтили"...) - ух какие "жадные китайцы". Подтвердить это цифрами - видим лишь вот это:
    выросли на 500−800 долларов за тонно-километр

    То есть перевозка по ж/д 100 кг у.к.т. (условного"китайского товара") стоила до мая 2024 г. неясно сколько, но стала дороже сразу на 55 000-200 000++ долл - если брать, к примеру. путь до Забайкальска от Пекина (ок. 1100 км) или от Шанхая (ок. 3300 км). Авторы "случайно ошиблись" на несколько порядков? Или без этого теряется весь пафос статьи?
    В многословных пояснениях - "не нашлось места" сообщить, как обстоят дела с тарифами на перевозки у.к.т. далее по России? Так верно, "соблазна повысить прибыльность" от этого у РЖД почти что и нет:
    В целом грузовые тарифы ОАО «РЖД» за два года (и за три индексации: январь 2022, июнь 2022 и январь 2023) выросли на 30%
    https://vgudok.com/tarifnye-voyny/za-dva-goda-tarify-rzhd-vyrastut-na-30-rekordnoe-povyshenie-stoimosti

    В декабре их "проиндексировали" ещё на 8%. Всего-то... И эти дополнительные деньги, яное дело, заботливые российские власти отдали на повышение зарплат труженикам РЖД.
  16. 0
    1 июня 2024 10:54
    Давайте резко прекратим ввоз из Китая вообще всего?
    Нам лучше от этого будет? Всей нашей стране, и каждому из комментаторов ВО лучше будет?
    Заодно уж тут про Калужскую область и Артамонова напишу... Вот он наразрешал кучу отверточных производств, как в статье про Счетную Палату писано... А производство двигателЕй, которые в Европку собирались поставлять - тоже отверточничество? Или раз не поставляет, то и не сумел?
  17. 0
    2 июня 2024 00:25
    Да кто бы мог подумать. Китайцы, получив от нас индустриализацию на десятки миллиардов тех ещё рублей (которые стоят как десяток нынешних евро), сделали танки и ядерное оружие и послали Советский Союз нах. Нынешние подкитайчики говорят, что это только потому, что Хрущев критиковал Сталина и Мао обиделся. Почитайте труды Мао, он Сталина сам критиковал хуже всякого Хрущева.
  18. +1
    3 июня 2024 21:30
    Просто авторы упали с неба и минуя поверхность сразу на дно самого глубокого ущелья. У них тарифы выросли на 500-800 долл за тонно-километр. Даже если представить, что раньше тариф был ноль, то получится, что доставка обычного 20-футового контейнера весом 10 тонн до границы России за плечо ну например 1 тыс км по жд Китая будет стоить, бабабаба!!! 10Х500Х1000=5 млн долларов… Бумага всякое стерпит, а интернет тем более. Авторы! Включайте мозг хотя бы иногда и не надо на Топваре откровенную дезу проталкивать. Чтобы вам было ясно: доставка 20 футового контейнера весом 10 тонн из Китая на запад России стоит менее 5 тыс долл. и это при том, что здесь сидит тариф за 7 тыс км по России!