Швеция передаст Украине старые бронетранспортеры Pbv 302

10 866 15
Швеция передаст Украине старые бронетранспортеры Pbv 302
Бронетранспортер Pbv 302. Фото Минобороны Швеции


Шведское правительство сформировало новый пакет военно-технической помощи для киевского режима. В него включили различную технику, включая большое количество бронетранспортеров Pansarbandvagn 302. Предполагается, что с их помощью украинские формирования смогут частично восполнить потери парка бронетехники. Однако, в силу разных факторов и причин, такая помощь будет не слишком полезной для получателя.



В новом пакете


29 мая правительство Швеции утвердило очередной, уже 16-й по счету, пакет военно-технической помощи для передачи киевскому режиму. В него решили включить разнообразные образцы техники и вооружения, боеприпасы и вспомогательные средства общей стоимостью 13,3 млрд крон (ок. 1,15 млрд евро). На данный момент это самый крупный пакет помощи от шведского руководства.

В официальном сообщении министерства обороны о выделении нового пакета отмечается, что киевский режим сейчас формирует ряд новых сухопутных бригад, и ему требуется бронетехника для оснащения пехотных подразделений. В связи с этим шведское руководство приняло решение передать Украине бронетранспортеры Pansarbandvagn 302, а также запчасти для них, оборудование для обслуживания и боеприпасы для их штатного вооружения.


Pbv 302 на учениях. Фото Ointres.se

Сообщается, что Швеция отправит на Украину все имеющиеся в наличии бронемашины Pbv 302. При этом точное количество такой техники не упоминается. Также не называются сроки начала отгрузки и завершения поставок.

Правительство и Минобороны признают, что передача БТР и сопутствующего имущества может привести к сокращению военного потенциала его собственной армии. В связи с этим планируется осуществить закупки новой техники современных типов и за счет нее вернуть обороноспособность на требуемый уровень.

Таким образом, Швеция решила в рамках одного пакета помощи решить сразу несколько задач. Первая заключается в продолжении военно-технической поддержки киевского режима, а вторая связана с избавлением от старой ненужной бронетехники. Кроме того, создается формальный повод для закупки новых боевых машин желаемых типов.

Давно устаревшие


Гусеничный бронетранспортер Pbv 302 создавался в начале шестидесятых годов компанией Hägglund & Söner (ныне входит в состав международной корпорации BAE Systems). Заказчик в лице шведской армии желал получить новую бронемашину для перевозки и огневой поддержки пехоты, способную заменить существующий БТР Pbv 301 и лишенный его недостатков.


Вид сверху. Заметны люки десанта. Фото Ointres.se

Разработка и испытания нового изделия продолжались до середины десятилетия. В 1966 г. Pansarbandvagn 302 приняли на вооружение и поставили в серию. Сухопутные войска Швеции заказали 650 бронемашин в нескольких модификациях. Основную массу такой техники составили линейные БТР для пехоты. На базе бронетранспортера также строились командно-штабные, разведывательные, санитарные и иные машины.

Производство 650 бронемашин для шведской армии завершилось в 1971 г. Другие заказчики не заинтересовались изделием Pbv 302, и в дальнейшем производственная линия была свернута. При этом компания Hägglund & Söner продолжала техническую поддержку парка техники, проводила различные модернизации и т.д.

За несколько лет Pbv 302 вытеснил из частей БТР предыдущей модели и стал основным образцом своего класса в шведской армии. Это место он сохранял до второй половины девяностых годов, когда была разработана и доведена до производства принципиально новая боевая машина пехоты Strf 9040.

По состоянию на 1990 г. шведская армия имела в строю ок. 600 машин Pbv 302. К 2013 г., вследствие поставок новых Strf 9040, их парк сократился втрое. Наконец, в 2014 г. было принято решение об окончательном снятии Pbv 302 с вооружения. Оставшиеся в наличии бронетранспортеры, запчасти для них и сопутствующее имущество отправили на хранение.


Pbv 302 на воде. Фото Ointres.se

Списать и передать


Вероятно, ненужную технику в дальнейшем планировали продать третьим странам или, при отсутствии спроса, утилизировать с наименьшими потерями. Тем не менее, за следующие 10 лет разобраться с этой проблемой не удалось. Решение нашлось только сейчас. Все оставшиеся БТР вместе с запасом запчастей будут переданы киевскому режиму.

Количество Pbv 302 для отправки на Украину пока не названо. Теоретически, речь может идти о сотнях машин, вплоть до 600-650 ед. Однако реальное количество техники на шведских базах хранения неизвестно и может быть значительно меньше числа построенных машин. Кроме того, под вопросом техническое состояние БТР. Очевидно, что далеко не все машины после, как минимум, 10-летнего простоя готовы к возвращению на службу или вообще могут быть восстановлены.

По всей видимости, шведская армия уже начала подготовку к отгрузке старых бронетранспортеров, и в ближайшее время первая партия этой техники уедет на Украину. Затем может появиться информация об объемах поставок. Кроме того, следует ждать и отзывы от новых эксплуатантов. Вероятно, их не обрадует техника полувековой давности с соответствующими характеристиками и износом.

По стандартам шестидесятых


БТР Pbv 302 представляет собой гусеничную машину для перевозки и огневой поддержки пехоты. По своему техническому облику эта машина похожа на некоторые другие образцы своего класса, созданные в шестидесятых годах, но при этом имеет и свои собственные характерные черты. По разным оценкам, в свое время это был один из лучших БТР по общему сочетанию характеристик.


Десант использует верхние люки для стрельбы из-под брони. Фото Wikimedia Commons

Pansarbandvagn 302 получил сварной корпус из катаных листов ограниченной толщины. Требуемый уровень противопульной и противоснарядной защиты получили за счет использования «щучьего носа» и разнесенного бронирования. Так, лобовая проекция должна выдерживать 20-мм снаряды.

БТР отличается ограниченными размерами и плотной компоновкой. Общая длина Pbv 302 составляет 5,35 м при ширине 2,86 м и высоте 2,5 м. Боевая масса в исходной комплектации – 13,5 м. Компоновка корпуса – стандартная для такой техники. В носовой части поместили силовую установку, водителя, командира и наводчика, а остальные объемы отдали под десантное отделение.

В моторном отсеке под полом обитаемого отделения находится двигатель Volvo THD 100 мощностью 270 л.с. Через механическую трансмиссию Volvo-Penta T60 двигатель связан с ведущими колесами переднего расположения. Ходовая часть имеет по пять опорных катков большого диаметра на каждом борту; подвеска торсионная. Максимальная скорость на шоссе заявлялась на уровне 66 км/ч. Запас хода – 300 км. БТР может преодолевать различные препятствия и плавать.

На крыше корпуса у левого борта размещена башня небольшого размера, несущая вооружение. Основным оружием БТР является 20-мм автоматическая пушка m/47D – лицензионный вариант изделия Hispano Suiza HS-804. Стандартный боекомплект включает ок. 500 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Изначально использовалось смешанное боепитание с лентами и магазинами, но затем от лент отказались. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет Ksp 58. Наводка осуществляется при помощи оптического прицела и ручных приводов башни.


Шведские бронетранспортеры в составе международного контингента в Югославии. Фото Минобороны Швеции

Экипаж БТР включает трех человек. Десантное отделение рассчитано на 10 бойцов с их размещением на сиденьях вдоль бортов. В корме машины предусмотрена двойная дверь для доступа внутрь. Также для высадки или ведения огня имеются люки в крыше. Они закрыты длинными двустворчатыми крышками с гидравлическим приводом.

Сомнительная помощь


Таким образом, очередной зарубежный партнер предлагает киевскому режиму помощь в виде морально и физически устаревшей техники. Ограниченные технические и эксплуатационные характеристики бронетранспортеров предлагают компенсировать их большим количеством, а также поставками запчастей и различной оснастки.

Поставка 200 или более бронетранспортеров Pansarbandvagn 302 позволит киевскому режиму частично восполнить потери техники в существующих соединениях или укомплектовать новые. На фоне общих потерь последних лет, такая возможность выглядит важной и полезной. Однако полноценная эксплуатация этой техники будет связана с очевидными трудностями. Кроме того, моральное устаревание создаст известные риски на поле боя. Как и другая техника украинских формирований, бронетранспортеры Pbv 302 станут мишенями для российских ударов – с предсказуемыми результатами.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    31 мая 2024 05:02
    113е себя нормально показали, но кончились, вряд ли эти будут сильно хуже, хоть и будут, но тоже кончатся.
    1. +1
      1 июня 2024 21:15
      Все 80 000 кончились? Скорее уж, не особо их давали.
      1. +1
        2 июня 2024 14:29
        Цитата: Ярослав Тэккель
        Все 80 000 кончились? Скорее уж, не особо их давали.

        А что, думаете что с 1960 г. все 88 000 на ходу, что ли? Осетра урежьте. Даже в USA на 22 г. с хранением около 13 000 шт.
  2. +20
    31 мая 2024 05:46
    Уже даже не смешно, машина может быть уже и не слишком современная, но ничуть не хуже практически всех модификаций БМП-1/2, МТЛБ или БТР-70/80/82 что используют у нас, причём может поступить в товарных количествах, а автору все «мало-бессмысленно-бесполезно»…
    ЗЫ: Шведы там ещё пообещали оба свои летающие радара, которые по паспорту вроде как получше наших А-50 будут… с ними тоже мало/бесполезно?
    1. 0
      1 июля 2024 23:10
      Exactly. I wonder, if any russian soldier, who will be hiding for life under fire from this vehicle will say "Oh this is just western crap, useless and meaningless, I have nothing to worry about". He will pray to all gods, not to be killed.
  3. +2
    31 мая 2024 11:48
    Жду не дождусь СТВГ , танк который без башни с 105мм пушкой
    1. +1
      31 мая 2024 18:38
      Zaurbek
      Strv103 давно в музеи отправили. Один в Кубинке стоит
  4. +2
    31 мая 2024 12:03
    Десантное отделение рассчитано на 10 бойцов с их размещением на сиденьях вдоль бортов. В корме машины предусмотрена двойная дверь для доступа внутрь. Также для высадки или ведения огня имеются люки в крыше. Они закрыты длинными двустворчатыми крышками с гидравлическим приводом.

    С одной стороны, это не самая новая техника, с другой стороны, там нет электроники, которая сложна в эксплуатации.
    Не сложная в обслуживании и управлении. Два люка в корме хуже, чем аппарель М113, но лучше, чем "верхом на....".

    Видео из шведского музея.

    https://youtu.be/-sTtty9UcM8


    https://youtu.be/lwEcylmlmLw


    https://youtu.be/ZzLoVAOg170

    По количеству: вероятно, сначала отдадут недавно поставленные на консервацию (100+), а потом будут передавать по мере "поднятия" с БХВТ/помойки.
    1-2 бригады, по меркам ВСУ (без танков и арты).

    Хорошо, что Sтанки не дают - их тоже много и они "свежие".
  5. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  6. -1
    31 мая 2024 18:39
    Катки что-то до боли напоминают... Уж не потомок ли это той самой Праги, которая в панцеваффе бегала под ником PzKpfw 38?
    1. 0
      1 июня 2024 21:23
      Скажем так, идейный потомок. У шведов были лицензионные Праги, которые в 50-е годы бережливо переделали в БТР. И уже на смену тому БТР сделали Pbv 302. Некая преемственность конструкции неудивительна.
  7. 0
    31 мая 2024 18:46
    Шведы поновее болгарских.БТР-60.
  8. +2
    1 июня 2024 21:26
    Но БТР-50 проверенная и эффективная машина, не перепутайте.
  9. +3
    1 июня 2024 21:37
    Хорошие БТР, в отличие от танков и бмп, фактически не устаревают. Это же пехотный транспортёр с броней и пулеметом - там нечему устареть. Единственное что возможно - физический износ.
  10. +2
    5 июня 2024 21:12
    Мое глубокое диванное мнение.
    Сия техника это уровень БМП -1. А на фронте все же лучше иметь бронированный транспорт, чем пешком. Всякие уряпатриотические выкрики в данном случае неуместны. Эта вражеская техника и ее придется нашим парням уничтожать и с риском для жизни((
  11. 0
    20 августа 2024 18:53
    Однако, в силу разных факторов и причин, такая помощь будет не слишком полезной для получателя.

    Рябов :), с первого абзаца догадался. Постоянство - признак мастерства, однако. Чем кстати шведские колымаги хуже бмп1 и мотолыг на которых вполне активно рассекают?