«Вадим Рощин» из Генерального штаба РККА

124
«Вадим Рощин» из Генерального штаба РККА


О герое и прототипе


Человек, о котором пойдёт речь в данной статье, с одной стороны, неизвестен широкому кругу читателей, с другой же – его литературный прототип, напротив, знаком им очень хорошо; во всяком случае, рождённым в СССР и воспитанным на советской литературе и кинематографе.



Речь о капитане Императорской армии и генерал-лейтенанте РККА Евгении Александровиче Шиловском, который стал прототипом Вадима Рощина в трилогии «Хождения по мукам» Алексея Толстого и был блестяще сыгран Михаилом Ножкиным. Выбор писателя нельзя назвать случайным – Шиловский после вступления во второй брак приходился «красному графу» зятем, и они подолгу беседовали о событиях Гражданской войны.

Вообще тема семьи Евгения Александровича сама по себе нетривиальная. Ибо его первая жена, Елена Сергеевна, впоследствии стала супругой Михаила Булгакова и прототипом Маргариты. Однако перипетии непростой и в чём-то даже трагической личной жизни генерала выходят за рамки заданной темы.

Офицеры на перепутье


Итак, Евгений Александрович родился 3 декабря 1889 года на Тамбовщине, в деревне Савинки. Дворянин, больше того: в семье бытовало предание о княжеском титуле её далёких предков. Видимо, это и предопределило выбор профессии: служение Отечеству. Хотя со времён печально известного Манифеста Петра III, подтверждённого Жалованной грамотой Екатерины II, дворянство имело право не служить, постепенно вырождаясь в персонажей, гениально показанных в «Мёртвых душах» Николаем Васильевичем Гоголем.

Однако род Шиловских не вписывался в подобную картину, ибо исстари нёс ратную службу. Так, предки будущего генерала служили окольничими ещё великим князьям рязанским. А их усадьба, по мнению ряда исследователей, в своё время дала название городу Шилово – ныне райцентру Рязанской области.

Отец будущего генерала, много лет трудившийся непременным членом по землеустройству Лебедянской Земской управы, слыл на всю губернию садоводом. Важный штрих к его портрету: когда после революции Александр Иванович был арестован, за него пришли просить крестьяне – редкий случай. Отпустили. Умер он в 1930 году, что разрушает байку о том, будто бы всех помещиков бросали в тюрьмы, высылали за границу или отправляли в ГУЛАГ. Маму звали Поликсена Степановна. Дожила она до 1941 года.

Семья была многодетной и небогатой; во всяком случае, во 2-м кадетском корпусе Евгений учился за казённый счёт. Собственно, открытый в 1849 году распоряжением Николая I и носивший его имя корпус и задумывался как учебное заведение для бедных дворян. После корпуса Шиловский поступил в Константиновское артиллерийское училище, окончив его по первому разряду.

Дальше молодой офицер оказался на перепутье: служба в строю или следование по военно-научной стезе с последующим преподаванием в военных учебных заведениях? Судя по всему – да, собственно, об этом свидетельствует дальнейшая жизнь Евгения – душа лежала ко второму. И через три года после училища он поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. На самом деле вполне естественный выбор.

Что же представляла собой Николаевская академия накануне трагических событий, похоронивших Российскую империю?

Если в двух словах, то, как пишет ведущий специалист по военной элите РККА периода Гражданской войны, равно как и 1920-1930-х годов, Андрей Ганин:

«Годы учебы являлись серьезным испытанием для слушателей академии, учебный курс которой был достаточно труден, а программа перегружена. Однако это, на наш взгляд, являлось достаточно оправданным. Ведь от полученных слушателями навыков, зависели жизни и исход боевых действий.»

Но коррективы в планы Шиловского внесла Первая мировая. В чине подпоручика лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, входившей в состав 1-й гвардейской дивизии, он отправляется на фронт. Примечательно, что возглавлявший дивизию генерал-лейтенант Владимир Аполлонович Олохов в 1918 году добровольно вступил в РККА, а подчинённый ему комбриг генерал-майор – на 1914-й – Леопольд Фридрихович Бринкен дрался на стороне белых. И таких примеров – пруд пруди.

Евгений принимал непосредственное участие в боях. Опять же, несколько забегая вперёд, замечу, что он не оставил воспоминаний – на них в его плотном графике попросту не оставалось времени. Но офицер вёл подробный дневник, на страницах которого критиковал вышестоящее начальство за чрезмерные потери и подчас неграмотное проведение операций. О том же, как сражался Шиловский, свидетельствует Георгиевское оружие, которого он был удостоен за бои под Ломжей. В ходе них, к слову, в плен попал поручик Михаил Тухачевский.

Об ожесточённости тех боёв предельно лаконично и точно высказался один из будущих лидеров российской контрреволюции и в ещё более далёком будущем фашистский прихвостень генерал-майор Петр Краснов:

«Шли страшные бои под Ломжей. Гвардейская пехота сгорала в них, как сгорает солома, охапками бросаемая в костер.»

Приведённая цитата подтверждает обоснованность критики Шиловским действий командования.

По долинам и по взгорьям


Далее Евгения Александровича ждала служба на штабных должностях: соответственно обер-офицера для поручений 36-го армейского корпуса и старшего адъютанта 43-й пехотной дивизии. В 1915 году он вновь вернулся в академию: видимо, в высших военных кругах осознали явный дефицит подготовленных начальников от командарма и выше, ибо подготовка офицеров тактического звена стояла в императорской армии на высоком уровне. Вот их-то, видимо, и хотели продвинуть.

Академию Евгений Александрович закончил в 1917 году. После Февральской революции, в условиях развала армии, Шиловский служил помощником старшего адъютанта отделения генерал-квартирмейстера штаба 11-й армии генерал-лейтенанта Михаила Промтова – позже участника Белого движения. После Октября – демобилизация, ну а далее выбор – не только карьеры, но и судьбы; выбор, который встал перед десятками тысяч русских офицеров. Никто из них не догадывался, что оный кого-то приведёт на чуждые им улицы Парижа и других иностранных городов, заставит, дабы прокормить семью, в лучшем случае таксовать.

Ну а кто-то по разным совершенно мотивам останется на Родине, разделив с ней и радости, и беды, и славу сокрушителей фашизма. Именно к такой категории русского офицерства и относится Шиловский: в августе 1918 года он, по его собственным словам, добровольно вступил в Красную армию – в непростое время, когда на счету Советской Республики было больше военных поражений, нежели побед. И многие, что внутри России, что за её пределами, не были уверены в способности большевиков выиграть Гражданскую войну. Да они бы и не выиграли, если бы не подобные Евгению Александровичу военспецы.

Видимо, в военных кругах Шиловский стяжал определённую известность, во всяком случае, по рекомендации бывшего полковника Николая Соллогуба Евгений был переведён в Москву, оттуда его путь лежал на Украину, где он занимал должность начальника Полевого штаба народного комиссариата по военным делам Украины. С кем ему только не приходилось сражаться: и с петлюровцами, и с различными, наводнившими степи бандами, и с деникинцами.

Но что более важно: Шиловский занимался строительством регулярной Красной армии на Украине. При этом его противники так, по сути, и не вышли за рамки добровольчества, о чём позже с горечью писал один из лучших военачальников Вооруженных сил Юга России генерал-майор Борис Штейфон.

После расформирования Полевого штаба Евгений Александрович был отозван в Москву и в октябре 1919 года получил назначение в штаб 16-й армии Западного фронта, которую вскоре упомянутый выше Соллогуб и возглавил. Впрочем, не всё складывалось гладко во взаимоотношениях Шиловского с новой властью: в августе 1919-го он был арестован ВЧК. Обвинение: связь со Всероссийским национальным центром. Существовала такая подпольная организация. Одним из её руководителей был известный деятель кадетской партии Николай Астров – сподвижник тяготевшего к либерализму генерал-лейтенанта Антона Деникина и член созданного в возглавляемых им Вооруженных силах Юга России Особого совещания.

Трудно сказать, насколько в тот период разделял – и разделял ли вообще – Шиловский буржуазно-либеральные взгляды. Думаю, ответ здесь скорее отрицательный. Ибо в дальнейшем он показал себя всецело преданным военной науке человеком, который вряд ли стал бы тратить драгоценное время на поддержку и изучение соответствующих идей, к тому же в глазах немалой части офицерства ассоциировавшихся с непопулярным в их среде Временным правительством. Словом, я считаю, что ВЧК арестовала Шиловского либо по надуманному предлогу, либо ошиблась, либо просто перестраховывалась.

Надо также понимать: в августе 1919-го армии Деникина наступали на Москву и добились серьёзных успехов, поэтому вопрос о выявлении и ликвидации контрреволюционного подполья стоял для ВЧК на повестке дня под номером один. Быть может, и после освобождения большевики не в полной мере доверяли Евгению Александровичу: обратите внимание, что он получил назначение на сравнительно спокойный в тот период Западный фронт, тогда как именно в октябре развернулось встречное сражение между красным Южным фронтом, с одной стороны, и Добровольческой, и Донской белыми армиями – с другой. И чаша весов колебалась. Соответственно, пребывание там талантливого генштабиста видится более уместным.

Но тут есть ещё один момент – правда, я не берусь утверждать, что он связан с арестом Евгения. Его младший брат Михаил жил в Лебедянском, который оказался в зоне действий 4-го Донского корпуса генерал-лейтенанта Константина Мамонтова, осуществлявшего в августе 1919-го свой знаменитый рейд. И Михаил то ли был уведён казаками насильно, то ли ушёл с ними добровольно – сейчас невозможно ответить на этот вопрос со стопроцентной точностью. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.

Кто его знает: может, исчезновение Михаила во время мамонтовского рейда дало чекистам повод подозревать его брата, красного командира, в сочувствии белым, и они опасались его возможной конспиративной связи с деникинцами. Да и случаи перехода военспецов на сторону противника, увы, не были единичны.

Мыслители и стратеги


Но, сочувствуя Михаилу, можно только порадоваться за Евгения, жизнь и военный талант которого, без преувеличения, были необходимы молодой тогда Красной армии. После освобождения под подозрением он если и оставался, то недолго – и началось, как принято говорить, стремительное его восхождение по служебной лестнице: в апреле он принимает командование над ставшей ему родной 16-й армией, при этом стоит заметить, что несмотря на существенный опыт штабной работы, Шиловский, до этого никогда не командовавший даже батальоном, справился, обретая опыт в боях с польскими войсками и бандами Станислава Булак-Булаховича.

После расформирования 16-й армии, в 1922-м, Евгений Александрович в основном на преподавательской работе, совмещая оную с военно-научной деятельностью; благо и материала, и пищи для размышлений хватало – за каких-то семь лет Россия пережила три войны: Первую мировую, Гражданскую и Польскую.

Евгений Александрович пишет работу, посвящённую операциям 16-й армии против польских войск, а в 1930-е годы читает в стенах академии лекции по оперативному искусству. Мне представляется важным его анализ боевых действий именно с регулярной польской армией. Ибо изучение Гражданской войны – где линия фронта носила весьма условный характер, где оказалась высока роль терявшей своё значение в XX веке конницы, где происходило увлечение партизанщиной – могло у исследователя сформировать не совсем верные представления о характере боевых действий будущего.

А вообще, то было насыщенное в военной среде время. Именно на рубеже 1920-1930-х годов Константин Калиновский и Владимир Триандафилов работают над созданием бронетанковых войск, много размышляя об их роли в современной войне; один из творцов теории глубокой операции Георгий Иссерсон пишет свой труд «Эволюция оперативного искусства». Он также преподавал в академии. И позже один из известных генштабистов Великой Отечественной генерал армии Сергей Штеменко вспоминал:

«Особой любовью слушателей пользовались Шиловский, Иссерсон, Медиков. Слушать их лекции, блестящие по форме и отличавшиеся глубоким идейным и научным содержанием, было для нас истинным наслаждением.»

И если с Иссерсоном Шиловский преподавал в стенах академии, то с Триандафиловым служил в одном Московском военном округе, будучи с 1928 по 1931 год его начальником штаба, а Владимир Кириакович – комкором.

Модернизация РККА, развитие современных видов вооружений поставили на повестку дня вопрос о совершенствовании оперативных методов ведения войны, о новых формах взаимодействия на поле боя бронетанковых войск и стрелковых соединений. Откликом на поставленную проблему стала работа Шиловского «Операция», опубликованная буквально накануне Второй мировой – в 1938 году.

Заслуги Евгения Александровича в деле военного строительства были по достоинству оценены и в 1940-м: ему присваивается воинское звание генерал-лейтенант. В августе 1941 года Шиловский возглавил Академию Генерального штаба и в октябре получил задачу: оперативно подготовить и провести эвакуацию академии в Уфу, перестроив учебную программу, заточенную на ускоренный выпуск командиров. Причём выпускники должны были понимать, что представляют собой новые формы войны, демонстрируемые вермахтом.

Шиловский напряжённо работает над обобщением данного опыта, неоднократно выезжает на фронт. Неудивительно, что именно из-под его пера вышел первый в СССР труд, посвящённый битве под Москвой. Не стоит думать, что его работа носила исключительно кабинетный характер. География посещённых им фронтов впечатляет: Западный, Брянский, Центральный, Прибалтийский.

После войны Евгений Александрович продолжал преподавать и работать над обобщением опыта Великой Отечественной. Он умер, будучи начальником кафедры в Академии Генштаба, в своём служебном кабинете 27 мая 1952 года.

И в завершение: если у соотечественников упоминание Красной армии будет ассоциироваться в первую очередь с такими, как Шиловский, а не Тухачевский, то это станет зримым свидетельством правильных акцентов в нашей исторической памяти.
124 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    4 июня 2024 04:36
    Мир тесен, очень интересная статья.
    И в завершение: если у соотечественников упоминание Красной армии будет ассоциироваться в первую очередь с такими, как Шиловский, а не Тухачевский, то это станет зримым свидетельством правильных акцентов в нашей исторической памяти.

    Рекомендую статью "ЦАРСКИЕ АДМИРАЛЫ - ЗА СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ" моего покойного друга
    https://cont.ws/@bya965/736983
    1. +8
      4 июня 2024 04:46
      Благодарю. Рекомендуемую Вами статью прочту обязательно.
      1. +9
        4 июня 2024 13:10
        За статью спасибо. Четко, понятно, доходчиво, интересно. На фоне того как на данном сайте вылизывают Врангеля, Деникина и белое движение вообще то статья про победителей очень к месту.
  2. +8
    4 июня 2024 04:58
    Ну а кто-то по разным совершенно мотивам останется на Родине, разделив с ней и радости, и беды, и славу сокрушителей фашизма
    Выбор был трудный, но правильный !
  3. +6
    4 июня 2024 05:05
    А их усадьба, по мнению ряда исследователей, в своё время дала название городу Шилово – ныне райцентру Рязанской области.

    А еще он подчеркивал, что ударение в его фамилии приходится на первый слог, шИловский. Это подчеркивало русское происхождение фамилии, в отличии от польского.
    1. -1
      4 июня 2024 07:06
      ударение в его фамилии приходится на первый слог, шИловский. Это подчеркивало русское происхождение фамилии
      ШИловский, скорее, английское произношение. Русское произношение, вероятно, будет ШиловскОЙ
      1. +1
        4 июня 2024 09:46
        Скорее ШилОвский.
        Цитата: Голландец Михель
        ШИловский, скорее, английское произношение. Русское произношение, вероятно, будет ШиловскОЙ
  4. +3
    4 июня 2024 05:09
    С интересом прочитал статью. В моём понимании польская компания с походом армии Тухачевского на Варшаву и последующее "чудо на Висле" - неотъемлемая часть Гражданской войны. Но если следовать логике, и Советская Россия, и Польша к 2020 году уже были независимыми странами и рассматривать это как войну граждан одного государства нельзя, так что готов согласится с автором статьи.
  5. +3
    4 июня 2024 05:21
    «Шли страшные бои под Ломжей. Гвардейская пехота сгорала в них, как сгорает солома, охапками бросаемая в костер.»

    Это цитата из воспоминаний полковника лейб-гвардии Финляндского полка Дмитрия Ходнева.
  6. +9
    4 июня 2024 05:30
    Снова автор выбил почву из под ног у тех, кто вопит о том, что красные офицеров РИА вешали, расстреливали,топили и уничтожали как могли десятками тысяч.
    1. +3
      4 июня 2024 07:08
      Снова автор выбил почву из под ног у тех, кто вопит о том, что красные офицеров РИА вешали, расстреливали,топили
      Об этом вопит только недобитая тов. Сталиным либерасня
    2. 0
      4 июня 2024 08:06
      Подождите, автор еще сериал про Врангеля не дописал,думается,там он коснется этой темы.. smile
    3. +4
      4 июня 2024 08:36
      Сейчас примчится ольгович и заявит,"вывсеврете"#.Мой дед не был царским офицером,просто крестьянин-середняк.Хозяйство было в нынешнем Глинковском районе ,на Смоленщине.Он отказался вступать в колхоз.И что?Его расстреляли,сослали в Сибирь?Он пошел на принцип-распродал животину и уехал с семьей в город.Это к тому,что эти все хрустобулочники утверждают,что советское крестьянство были новыми крепостными.
      1. +5
        4 июня 2024 11:18
        Цитата: dmi.pris1
        Он отказался вступать в колхоз.И что?Его расстреляли,сослали в Сибирь?Он пошел на принцип-распродал животину и уехал с семьей в город.

        Семья моей матери точно так же ушла с Вологодчины: сначала заслали в Ленинград одного из сыновей, а как тот обустроился (благо что дефицит кадров в городе был жуткий), то и перетянул всю родню. Успели до поголовного околхозливания.
        Цитата: dmi.pris1
        Это к тому,что эти все хрустобулочники утверждают,что советское крестьянство были новыми крепостными.

        Не всё так однозначно.
        С одной стороны - да, известная проблема с паспортами.
        С другой - реально работающие социальные лифты, главным из которых была армия. Отслужил, в процессе службы приобрёл профессию - всё, после дембеля можешь устраиваться на завод или вообще в городе. Плюс в 30-е с промкадрами было так плохо, что желающих работать и способных к обучению брали, невзирая на документы. Которые выправляли потом.
        1. 0
          4 июня 2024 13:20
          Цитата: Alexey RA
          Отслужил, в процессе службы приобрёл профессию - всё, после дембеля можешь устраиваться на завод или вообще в городе.

          Найдете существенное отличие от РИ? см. отца А.И. Деникина.
      2. +1
        4 июня 2024 13:23
        Мой дед по матери сделал точно так же и уехал из Сибири в Хабаровск к родственникам жены.
      3. +4
        4 июня 2024 13:53
        Кстати, а вот мой прадед по отцу, алтаец -теленгит, действительно, за отказ от вступления в колхоз и за антисоветскую агитацию был расстрелян в 1929-м году.
        Но это не основание для какой то "мести" или чего-то вроде этого.
        1. +1
          4 июня 2024 14:44
          Ну,антисоветская агитация,это серьезно.Нет,понятно,что все решалось на местах,и разных хватало,от д у р а к о в ,до прихвостней.Но были и адекватные в партаппарате и НКВД.
  7. +6
    4 июня 2024 05:39
    "Хождение по мукам" ...первая версия особенно классный фильм...даже странно как цензура пропустила такие фразы беляков...типа Огонь!!!...по товарищам.
    Впервые тогда я увидел белогвардейцев такими же людьми как коммунисты...убежденные в своей правоте и с такими же человеческими страстями и пороками.
    Воистину народ России оказался разделён по политическим и классовым линиям...и до сих пор эта линия раздела видна в нашем народе.
    1. +11
      4 июня 2024 08:04
      "Хождение по мукам" ...первая версия
      Первая версия ..это трехсерийный фильм, снятый режиссером Рошалем в 50-е годы, вторая версия ,13 серий, снятая в 1977 году Ордынским,третья снятая в 2017 не знаю кем трейлер посмотрел с меня хватило..
      1. -1
        1 сентября 2024 19:33
        В ту же кастрюлю - недавно высокий чиновник от культуры высказал пожелание переснимать советские фильмы. Его доводы убийственные: если это кино на людей сработало тогда, то и сегодня сработает.
        Так что количество трейлеров будет множиться и дальше... а смотреть по-прежнему будет нечего...
  8. +14
    4 июня 2024 05:39
    Шиловский, будучи уже генерал-лейтенантом, подал заявление в партию в октябре 41-го, в самые трудные дни обороны Москвы. Это многое говорит об этом человеке. А его сын, как и многих из высшего руководства, воевал на фронте
    .
    1. 0
      4 июня 2024 15:57
      По нынешним меркам, молодым умер - в 63 года. Но за эти годы столько всего было, наверняка, и ранения.
  9. +20
    4 июня 2024 06:03
    Цитата: Леха с Андроида.
    Хождение по мукам" ...первая версия особенно классный фильм

    Мне больше нравится сериал 1977 года, Ю.Соломин, М.Ножкин, И.Алферова С.Пенкина, а уж Лев Дуров с монологом полковника Тетькина это что-то. Кстати в антисоветском сериале 2017 года, снятого по заказу минкульта, этот могнолог отсутствует физически и вообще там от А.Н. Толстого ничего нет.
    1. +3
      4 июня 2024 07:49
      Да, диалог не потерял своего значения и сегодня.

      Разве что в романе полк погиб не "от огня собственной артиллерии", а "на проволоке".

      Фильм, согласен, превосходный. Как и роман.
    2. +6
      4 июня 2024 09:05
      Цитата: Konnick
      антисоветском сериале 2017 года, снятого по заказу минкульта, этот могнолог отсутствует физически и вообще там от А.Н. Толстого ничего нет.

      Полностью с Выми согласен, либерастня снимала.
  10. +3
    4 июня 2024 06:30
    Спасибо. Интересно было прочитать, неизвестные страницы о неизвестных героях.
  11. +7
    4 июня 2024 06:35
    Да они бы и не выиграли, если бы не подобные Евгению Александровичу военспецы.
    Триандафилов, вышел из прапорщиков,военного времени,дослужился до штабс-капитана, до того как закончил учительскую семинарию,Академию ГШ окончил в 1919 году,Иссерсон,из семьи врача,как и Триандафилов,в военное время окончил школу прапорщиков. И таких вот выходцев из народа,офицеров военного времени,в Красной Армии,было предостаточно,многие пошли туда по велению сердца,такую армию было трудно победить..
  12. -9
    4 июня 2024 06:57
    кого-то приведёт на чуждые им улицы Парижа и других иностранных городов, заставит, дабы прокормить семью, в лучшем случае таксовать.

    Ну а кто-то по разным совершенно мотивам останется на Родине, разделив с ней и радости, и беды, и славу сокрушителей фашизма.


    Беды они получили и полной ложкой, как и их семьи. К началу ВОВ из сотен тысяч царских офицеров
    в рядах армии оставалось лишь несколько сот бывших офицеров
    С.Волков "Трагедия русского офицерства"

    Основная масса оставшихся в СССР офицеров была безжалостно брошена в лагеря , уничтожена (см. "Трагедия русского офицерства" ).

    Уехавшие , в основном , сохранили и обеспечили свои семьи и их достойную жизнь.
    1. +3
      4 июня 2024 07:13
      Уехавшие , в основном , сохранили и обеспечили свои семьи и их достойную жизнь.

      Мы решили перебраться за кордон
      Чтобы жизнью наслаждаться, миль пардон.
      Чтобы с ветреной кокеткой пить вино,
      А с блондинкой иль с брюнеткой - все равно.
      Се тре бьен, ведь лучше кстати, чем стареть
      У красавицы в объятьях умереть
      Надо к счастью быть поближе и любви
      Не в России, так в Париже,
      Се ля ви!
    2. +6
      4 июня 2024 07:28
      И естественно ,Вы не способны доказать цифрами и фактами ,что сотни тысяч офицеров царской армии ,перешедших в Красную армию ,были уничтожены коммунистами . А Волков -антисоветчик ,а от антисоветчиков бесполезно ждать правды и объективности .
      1. -8
        4 июня 2024 10:15
        Цитата: tatra
        ,а от антисоветчиков бесполезно ждать правды и объективности

        вы не будете отрицать, надеюсь, что в 1937-38 г были расстреляны /десятки/сотни тысяч сограждан?
        Дайте же объективные и правдивые цифры об этом ЗАсоветчиков в1937-38 г6 в газетах Правда, Известия и пр, речах на съездах, по радио и т.д.

        Те же объективные и правдивые цифры ЗАсоветчиков в тех же источниках в 1930-1940 дайте по умершим от голода, по сосланным детям и их родителям-крестьянам, лагерным сидельцам, тем же офицерам.

        И никаких вопросов больше не будет!

        А? Что? НЕТ таких?! Как же так? Что, народишко подлый рылом не вышел, чтобы знать их?
        1. +3
          4 июня 2024 10:21
          Ха ,что и требовалось доказать . Враг СССР не смог привести доказательства своим словам ,трусливо "перевел стрелки ", и стал требовать от меня что это я что-то ему доказывала ,приводила факты и цифры .
          Враги СССР при их
          свободе слова " с их Перестройки расшвыриваются утверждениями ,обвинениями ,которые они не способны доказать и обосновать . У них полностью отсутствует чувство ответственности за свои слова .
          1. -9
            4 июня 2024 10:36
            Цитата: tatra
            Ха ,что и требовалось доказать . Враг СССР не смог привести доказательства своим словам ,трусливо "перевел стрелки ", и стал требовать от меня что это я что-то ему доказывала ,приводила факты и цифры .
            Враги СССР при их
            свободе слова " с их Перестройки расшвыриваются утверждениями ,обвинениями ,которые они не способны доказать и обосновать . У них полностью отсутствует чувство ответственности за свои слова

            Дайте же ОФИЦИАЛЬНЫЕ объективные и правдивые цифры ЗАсоветчиков о кол-ве расстрелянных в1937-38 г в газетах Правда, Известия и пр, речах на съездах, по радио и т.д.

            Те же объективные и правдивые цифры ЗАсоветчиков в тех же источниках в 1930-1940 дайте по умершим от голода, по сосланным детям и их родителям-крестьянам, лагерным сидельцам, тем же офицерам.

            И никаких вопросов больше не будет!

            А у вас и ваших вождей их просто нет и не было! Вообще. Ноль.Пустота.

            А Волков и прочие вынуждены по крупицам выискивать ПРАВДУ из архивов и исследований, которые ваши стеснительные вожди тщательно прятали от подлого народишки, который для них рылом не вышел, чтобы знать, что с ним творят.

            В его труде 1320 ссылок на первоисточники, а у вас и ваших вождей , кроме "Ха!" и нет ничего.

            позорище........
        2. Комментарий был удален.
          1. -3
            5 июня 2024 07:31
            Цитата: gsev
            При Сталине Ленине, Россия, Хрущеве, Брежневе Россия развивалась и прирастала населением.

            До них Россия-лидер по темпам развития в мире. При Николае Алексанровиче Россия приросла населениев в ПОЛТОРА РАЗА-на 60 млн чел. Вашим неучам такое и не снилось никогда.

            В 1990 г уже ТРЕТЬ регионов России жили в условиях ВЫМИРАНИЯ Ваши неучи построили Русский крест
            Цитата: gsev
            К 1945 году большевики вернули практически все земли которые бездарно просрали Керенский и Николай 2.

            При Николае к России были приседененсотни тыс км территорий, при Сталине-один калилинград и полсахалина
            1. 0
              5 июня 2024 13:07
              Пол-Сахалина - это утраченное Николаем II. А Сталин присоединил земли, НИКОГДА не входившие в состав Ри.
              1. -1
                8 июня 2024 12:07
                Цитата: Сахар Мёдович
                Пол-Сахалина - это утраченное Николаем II. А Сталин присоединил земли, НИКОГДА не входившие в состав Ри

                ложь. Кенигберг был в России.

                А старания сталиных о приращении не России, а всяких украин -на р неинтересно.
                1. 0
                  8 июня 2024 14:02
                  Кенигсберг был. А других не было. Правда. Все украины - тогда и была Россия.
                  1. 0
                    8 июня 2024 14:07
                    Цитата: Сахар Мёдович
                    Правда. Все украины - тогда и была Россия.

                    Документ об этом -на стол! Отрицаете....СССР?
                    1. +1
                      8 июня 2024 17:35
                      Именно СССР. Подтверждаю, а не отрицаю.
                      1. -1
                        8 июня 2024 19:24
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Правда. Все украины - тогда и была Россия
                        СССР НЕ Россия -читайте его конституцию. НИ ОДНА ваша пвождь такого НЕ говорила , да и не мог сказать
                      2. 0
                        8 июня 2024 20:33
                        Именно Россия и ни что иное. Независимо от того, кто что (не)говорил.
                      3. 0
                        8 июня 2024 20:53
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Именно Россия и ни что иное. Независимо от того, кто что (не)говорил.

                        Вы есть Никто, чтобы отвергать конституции СССР и суверенных союзных государств-республик
                      4. 0
                        9 июня 2024 06:20
                        Вы также есть Никто и звать Вас Никак, но от этого СССР не перестает быть Россией.
                      5. -1
                        9 июня 2024 06:36
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        но от этого СССР не перестает быть Россией.

                        Вы есть Никто, чтобы отвергать конституции СССР и суверенных союзных государств-республик
                      6. 0
                        9 июня 2024 12:33
                        Вы есть Никто, чтобы отвергать историческую правду.
                      7. -1
                        9 июня 2024 12:35
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Вы есть Никто, чтобы отвергать историческую правду

                        ДОКУМЕНТЫ- это ист правда, а не болтовня Никто: см. КОНСТИТУЦИЮ ССССР
                      8. -1
                        9 июня 2024 15:59
                        Видел я Конституцию, Никто. Что СССР - не Россия, там ни слова, лжец.
                      9. 0
                        10 июня 2024 11:17
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Видел я Конституцию, Никто. Что СССР - не Россия, там ни слова,

                        Там ВСЕ об этом , лжец:
                        Государственное устройство.

                        Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:

                        Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,

                        Украинской Советской Социалистической Республики,

                        Белорусской Советской Социалистической Республики,

                        Азербайджанской Советской Социалистической Республики,

                        Грузинской Советской Социалистической Республики,

                        Армянской Советской Социалистической Республики,

                        Туркменской Советской Социалистической Республики,

                        Узбекской Советской Социалистической Республики,

                        Таджикской Советской Социалистической Республики,

                        Казахской Советской Социалистической Республики,

                        Киргизской Советской Социалистической Республики
                        .
                        Где Россия-только ЧАСТЬ СССР..

                        Приведите оттуда ваше утверждение, что СССР -это Россия,лгун
                      10. 0
                        10 июня 2024 19:26
                        А приведите оттуда доказательства, что СССР находился на Земле, и докажите, что не на Марсе, лжец! В царскую Россию входили территории, являющиеся государствами в государстве, но вы из почему-то считаете Россией, лгун! Двойные стандарты - вещь привлекательная, но не надежная, враль! Все полтора десятка ССР, составляющие единый союз, были Россией и ни чем иным, невежда!
                      11. 0
                        11 июня 2024 06:20
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Все полтора десятка ССР, составляющие единый союз, были Россией[/b] и ни чем иным, невежда!

                        lol
                        СССР-НЕ РОссия, неуч:
                        Статья 68. [b]Украинская Советская Социалистическая Республика – суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Украинская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения ее народа, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками: Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, Белорусской Советской Социалистической Республикой, Узбекской Советской Социалистической Республикой, Казахской Советской Социалистической Республикой, Грузинской Советской Социалистической Республикой, Азербайджанской Советской Социалистической Республикой, Литовской Советской Социалистической Республикой, Молдавской Советской Социалистической Республикой, Латвийской Советской Социалистической Республикой, Киргизской Советской Социалистической Республикой, Таджикской Советской Социалистической Республикой, Армянской Советской Социалистической Республикой, Туркменской Советской Социалистической Республикой, Эстонской Советской Социалистической Республикой – объединилась в Союз Советских Социалистических Республик
                      12. -1
                        11 июня 2024 11:59
                        Россия, Россия, неуч. Ничем иным Союз ССР не мог быть по своей сути.
                      13. 0
                        11 июня 2024 12:58
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Россия, Россия, неуч. Ничем иным Союз ССР не мог быть по своей сути.

                        Суть изложена в КОНСТИТУЦИИ-это НЕ Россия, а НАОБОРОТ.

                        Не сахарные бредовые видения, а ДОКУМЕНТ предъявляйте.
                      14. -1
                        11 июня 2024 20:06
                        Здесь как раз не документы надо смотреть (тем более не делать из них выводов на основе собственных фантазий), а видеть суть. И думать головой. yes
                      15. 0
                        12 июня 2024 06:56
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        Здесь как раз не документы надо смотреть (тем более не делать из них выводов на основе собственных фантазий), а видеть суть. И думать головой

                        Суть и выводы и фиксируют ДОКУМЕНТЫ-СССР-НЕ Россия. В этом их СУТЬ.

                        Больные же фантазии индивидуумов -их личная проблема
                      16. 0
                        12 июня 2024 07:09
                        "Суть и выводы и фиксируют ДОКУМЕНТЫ" - а личность человека, видимо, определяется паспортом? Другой паспорт с другим ФИО - другая личность? Действительно, больные фантазии.
                      17. 0
                        12 июня 2024 09:45
                        Цитата: Сахар Мёдович
                        "Суть и выводы и фиксируют ДОКУМЕНТЫ" - а личность человека

                        а личность-не при чем..

                        Есть совет документ, что СССР-это Россия? Нет?
                        На свободу, да,

                        надоел.и
            2. 0
              5 июня 2024 17:14
              Цитата: Ольгович
              Вашим неучам такое и не снилось никогда.

              А какой процент населения России в 1914 году был заражен неизлечимым тогда сифилисом и туберкулезом? Рабочие в городах часто не имели возможности создать семью и рабочее население вымирало. Был известный спор профессиональных статистиков и Д. Менделеева о перспективах численности населения России в 20-веке. Профессионалы указывали, что Россию в 20-м веке ждут демографические проблеммы.
              1. -1
                8 июня 2024 12:12
                Цитата: gsev
                А какой процент населения России в 1914 году был заражен неизлечимым тогда сифилисом и туберкулезом?

                просто запомните , что в ВОЕННОМ 1914 г млад смертность в России была намного МЕНЬшЕ , чем в МИРНЫХ 1932,33,36,37 и тогда люди не ели людей, как случалось в МИРНОЕ время 1922,32,33,46,47 в СССР
                Цитата: gsev
                Был известный спор профессиональных статистиков и Д. Менделеева о перспективах численности населения России в 20-веке. Профессионалы указывали, что Россию в 20-м веке ждут демографические проблеммы.

                его прогноз полностью оправдался для США.
                А демографической проблемой стали большевики:их войны, абортная революция, голоды и пр и пр.
    3. +8
      4 июня 2024 09:10
      Цитата: Ольгович
      Уехавшие , в основном , сохранили и обеспечили свои семьи и их достойную жизнь.

      Не знаю, но мой дед по отцу и его брат, тоже были офицерами Императорской армии, но их никто не репрессировал. Во времена ВОВ, они участи не принимали, им было в то время за 60 лет, а их сыновья принимали.
      1. +5
        4 июня 2024 09:33
        Ряд российских историков утверждают, что в книге С. В. Волкова "Трагедия русского офицерства" автор свёл вопрос о судьбе бывших офицеров исключительно к репрессиям против них, при этом ряд своих идейно ангажированных утверждений не подкрепил должной ссылочной базой, что привело к упрощению описания происходивших процессов и даже искажению многих фактов.
        1. -2
          5 июня 2024 13:05
          Описывая судьбы бывших офицеров в СССР, Волков постоянно употребляет слово "последние".
        2. -1
          5 июня 2024 17:18
          Цитата: kor1vet1974
          Волкова "Трагедия русского офицерства" автор свёл вопрос о судьбе бывших офицеров исключительно к репрессиям против них

          Волков писал именно о репрессиях. О том как в СССР все было прекрасно сограждан информировали замполиты, учителя истории и обществоведения в школе и преподаватели истории КПСС, марксистко-ленинской философии, научного коммунизма. Волков сообщил новое и полемизировал с общедоступными и широко-распространенными взглядами.
  13. +3
    4 июня 2024 07:33
    Цитата: Голландец Михель
    ШИловский, скорее, английское произношение. Русское произношение, вероятно, будет ШиловскОЙ

    Нет, именно шИловский, по родовому городу Шилово.
    1. +2
      4 июня 2024 07:41
      Нет, именно шИловский, по родовому городу Шилово.
      Принимается!
  14. +2
    4 июня 2024 07:45
    Спасибо Автору, интересная статья.

    Роман читал несколько раз, настоящая энциклопедия своего времени, наподобие "Войны и мира" или "Тихого Дона".

    Однако между прототипом и героем романа есть существенная разница - Рощин пошел в Добрармию и некоторое время искренне и эффективно убивал большевиков - до полного морального истощения. Только позднее оказался на стороне красных - скорее, случайно, в отличие от выбора Телегина.
    1. +2
      4 июня 2024 07:56
      скорее, случайно, в отличие от выбора Телегина.
      Случайность,итог закономерности.
  15. +12
    4 июня 2024 07:56
    Цитата: Ольгович
    Беды они получили и полной ложкой, как и их семьи. К началу ВОВ из сотен тысяч царских офицеров
    в рядах армии оставалось лишь несколько сот бывших офицеров
    С.Волков "Трагедия русского офицерства"

    Основная масса оставшихся в СССР офицеров была безжалостно брошена в лагеря , уничтожена (см. "Трагедия русского офицерства" ).

    Да, были репрессии, конечно не основная масса, но они коснулись в основном тех бывших офицеров, которые тесно общались с Троцким, были бывшими эсерами как Юрий Саблин, который разгромил казаков Каледина и лезли в политику, что военным делать не надо. А такие как Карбышев, вступил в партию в 38-м, Говоров, колчаковец, вступил в 42-м, тот же Шиловский в 42-м. Про генерал-лейтенанта Шапкина( тоже бывший колчаковец) не знаю. На Новодевичьем много лежит бывших царских генералов, потом советских, причем беспартийных, по-моему на 5-м участке.
    А репрессии, расскажу. Шиловский жил в одном доме с Уборевичем и Гамарником. Сестра Елены Сергеевны, с мужем , жила вместе с с ними, квартира позволяла. Она работала вместе с мужем во МХАТЕ, была секретарем Немировича-Данченко. Хоть Елена Сергеевна и описала живописно свое знакомство с Булгаковым в 29-м году, но по факту это произошло раньше, на капустниках, которые проводила активная Елена Сергеевна, скучающая по богемной жизни, когда Шиловский уезжал в командировки, так вот эти вечеринки, где заводилой был Михаил Булгаков, завсегдатаями были Уборевич и Гамарник, пару этажей спуститься. Довеселились, конечно, они не были немецкими шпионами, но их развесёлый образ жизни поспособствовал их судьбе.
    Вы бы еще пожалели "жертв" послевоенных репрессий. Шиловский присутствовал как понятой при обыске и потом возмущался — когда наглядно столкнулся с послевоенным генеральским мародерством.
    Арестовывали соседа, очень крупного военного, Шиловского пригласили понятым, он вернулся пораженный: открыли рояль — а там золото, драгоценности...
    С брезгливостью повторял: как же можно? Существует же офицерская честь!
    1. +2
      4 июня 2024 11:20
      Цитата: Konnick
      А такие как Карбышев, вступил в партию в 38-м, Говоров, колчаковец, вступил в 42-м, тот же Шиловский в 42-м.

      Вы ещё про армянского националиста дашнака Баграмяна вспомните. smile
      1. -2
        4 июня 2024 12:18
        Вы ещё про армянского националиста дашнака Баграмяна вспомните

        А разве он не у Миллера служил?
      2. +2
        4 июня 2024 23:35
        Цитата: Alexey RA
        Вы ещё про армянского националиста дашнака Баграмяна вспомните.

        Баграмян срахался под руководством дашнаков, чтобы турецкий геноцид полностью не уничтожил его народ. За это его ни при Сталине, ни при Ленине не попрекали. Какой смысл попрекать прославленного военноначальника Великой Отечественной за участие в войне за существование своего народа? Когда Красная Армия пришла в Закавказье Баграмян порвал с дашнаками.
  16. +8
    4 июня 2024 08:18
    Уехавшие , в основном , сохранили и обеспечили свои семьи и их достойную жизнь.

    Что можно назвать достойной жизнью? Достаток или Достоинство? С точки зрения Ольговича достаток.
    А вспомните слова бывшего царского генерала Бонч-Бруевича -
    «Суд истории обрушится не на нас, оставшихся в России и честно исполнявших свой долг, а на тех, кто препятствовал этому, забыв интересы своей Родины и пресмыкаясь перед иностранцами, явными врагами России в ее прошлом и будущем»
    Пророческие слова, особенно сейчас
    1. -14
      4 июня 2024 08:55
      Цитата: Konnick
      А вспомните слова бывшего царского генерала Бонч-Бруевича -
      «Суд истории обрушится не на нас, оставшихся в России и честно исполнявших свой долг, а на тех, кто препятствовал этому, забыв интересы своей Родины и пресмыкаясь перед иностранцами, явными врагами России в ее прошлом и будущем»

      Суд истории и обрушился именно на предателей бруевичей, передавших русскую Новороссию,и пр. неизвестно кому, доказывая правоту сражавшихся тогда против них за Единую и Неделимую Россию.

      Он хату покинул,
      Пошел воевать,
      Чтоб русские земли,
      Окраинам отдать
      1. +3
        4 июня 2024 11:23
        Цитата: Ольгович
        Суд истории и обрушился именно на предателей бруевичей, передавших русскую Новороссию,и пр. неизвестно кому, доказывая правоту сражавшихся тогда против них за Единую и Неделимую Россию.

        ...Мои трения с Врангелем продолжались, дело дошло до упрека с моей стороны, что, кажется, мы начинаем плясать под дудку французов, а подняли мы восстание против Советской власти, как против власти, поставленной немцами. Чем немцы хуже французов?
        © прототип булгаковского генерала Хлудова
        1. -5
          4 июня 2024 11:34
          Цитата: Alexey RA
          ..Мои трения с Врангелем продолжались, дело дошло до упр

          И?
          Белые передали Новороссию и пр. незнамо кому? И кто предатель? Прямой ответ, пожалуйста. Кроме "никто", да.

          Кстати, Вы так и не ответили на опровержение Ваших утверждений о ж/д транспортной разрухе в России в ПМВ.
          1. BAI
            +4
            4 июня 2024 13:05
            Белые передали Новороссию и пр. незнамо кому? И кто предатель? Прямой ответ, пожалуйста. Кроме "никто", да.

            Врангель. Там же ясно написано. Генерал Слащев изложил все предельно ясно
            1. -6
              4 июня 2024 14:19
              большевики--там же ясно написано в ваших т.н. конституциях союзных суверенных государств уссров и пр кссров-все изложено предельно ясно.
              .
              Мало? совкарты уссров смотрите.
          2. +1
            5 июня 2024 11:46
            Цитата: Ольгович
            Кстати, Вы так и не ответили на опровержение Ваших утверждений о ж/д транспортной разрухе в России в ПМВ.

            А что там опровергать? Со списочным составом тех же паровозов действительно всё было хорошо. Проблема была в том, что действующих паровозов из списочных было всего 50%.
            Число же действующих паровозов продолжало падать. В 1916 г. их стало не более 16000. В феврале—марте 1917 г. в строю оставалось всего 10 215 здоровых паровозов из числившихся по штату 1916 г. 20 239. Транспорт был на грани развала.
            Мобилизационный план (№ 19) предусматривал потребность в 19 856 товарных и 4 000 пассажирских паровозов, а налицо на всех дорогах состояло 16 234 товарных и 3 823 пассажирских паровоза.
            1. 0
              8 июня 2024 12:26
              Цитата: Alexey RA
              А что там опровергать? Со списочным составом тех же паровозов действительно всё было хорошо. Проблема была в том, что действующих паровозов из списочных было всего 50%.
              проблема в том, что Вы транслируете ложь::
              Согласно "Представление Управления железных дорог Временному правительству о неудовлетворительной работе железнодорожного транспорта в связи с недостачей топлива и подвижного состава" в начале 1917 года в ремонте или в ожидании ремонта находилось 3 382 паровоза, или 16,8% их общего количества. Работающих паровозов было 16 829 штук по сравнению с 15 563 в начале 1916 года. . Доля больных вагонов составляла 4,5% .

              К Все познается в сравнении. В мирном 1913 году в России было 17% больных паровозов и 5% больных вагонов.
          3. +1
            5 июня 2024 17:22
            Цитата: Ольгович
            Белые передали Новороссию и пр. незнамо кому?

            Краснов например служил в казачьей дивизии СС.
            1. -1
              8 июня 2024 12:28
              Белые предали Новороссию и пр окраинам, еще раз спрашиваю?
              1. +1
                8 июня 2024 14:44
                Цитата: Ольгович
                Белые предали Новороссию и пр окраинам, еще раз спрашиваю?

                Белые во время 2 мировой войны создали казачью дивизию СС, работали у немцев палачами-карателями против советских партизан. Вы знаете хоть об одной диверсии против вермахта совершенной организованной белоэмигрантской организацией. Все враги России от РОВС и РОНА до НТС и РДК позиционируют себя антикоммунистами.
  17. +1
    4 июня 2024 08:29
    Безусловно отличная статья и такие статьи весьма полезны, так как показывают русское офицерство со всех сторон. К недостаткам могу отнести к стенаниям, сожалениям по судьбам русских офицеров за рубежом. Для исследования того времени это, как говорили на флоте - гаф. Тем более и за рубежом офицеры в Париже создали великолепную службу такси, которая вызвала недовольство французских таксистов что правительство вынуждено было уволить всех русских. Достойно представили себя в войнах Южной Америки.
    Если автор ссылается на Андрея Ганина, то должен знать, массового добровольного вступления в красную армию русского офицерства не было. Если и были, то это были офицеры разночинцы и то далеко не все. Ибо стать офицером вышедшим из простого сословия было мечтой многих.
    Если уж говорить о сожалении, то уж о судьбе русских офицеров на своей Родине. Тех кто не захотел воевать со своим народом ни на стороне белых, ни на стороне красных ждала впоследствии регистрация и соответствующие последствия. И таких было большинство. По указанию Ленина действовал и институт заложничества, когда семьи русских офицеров брали в заложники и заставляли их служить в Красной армии. Ну и голод... Жить то как-то надо, кормить семью.
    Ну и наконец, когда офицеры в Красной армии стали оттеснять *красных героев...* от постов в армии, то возникло дело *Весна*.
    Когда смотришь на героев Хождения по мукам или первые серии Государственная граница, то возникает мысль, какая судьба их ждёт в будущем. Может такая как в книге, а не в фильме *Офицеры*...
    А статья отличная! Могу, для тех кто всерьез интересуется русским офицерским корпусом, найти
    *Вместе с Карбышевым. Воспоминания русского офицера*, автор Догадин, русский офицер, один из строителей Брестской крепости. Его воспоминания нашел в РГА, потом неоднократно выкладывал. Там очень хорошо описан быт русского офицера.
    И ещё... Комментарии в мой адрес типа *сам д...к * выкладывать не стоит. Я не обращаю на них внимания, как и ваши минусы.
    1. +6
      4 июня 2024 10:08
      Не от себя скажу, а от имени своих предков, всё образца XIX века.
      Как бы не устроились за границей белые офицеры (а были и простые мужики, вовлечённые в Белое Дело), главное в их судьбе - они перестали быть русскими, кем бы они себя при этом не мнили.
      Они стали эмигрантами, французами, австралийцами, аргентинцами, немцами и прочие. Россия дальше жила без них, а они - без России. И судьба мне их безразлична, если они не стали в ряды врагов России, как отец и сын Красновы. Или как Деникин, предлагавший ударить по СССР ядерным оружием. Это - враги. А как решил народ СССР = России: Враг будет разбит, победа - будет за нами.
      То, что случилось в 1991 г. вовсе не является подтверждением правоты белых, а являет классический пример крушения ортодоксального государства, пытавшегося реализовать коммунистическую утопию. Пример Китая даёт ответ на вопрос, как надо было обустроить Россию.
      1. 0
        4 июня 2024 11:18
        Вот тут вы не правы. Во-первых не надо сравнивать СССР и Российскую империю. Это суть разные понятия. У каждой есть свои плюсы и свои минусы.
        Во-вторых. Сравните сколько русских людей пришло в Русский корпус и советских в армию Власова. Цифры вас удивят.
        Или сравните сколько Георгиевских кавалеров пришло на сторону немцев в ПМВ и сколько Героев Советского союза в ВОВ.
        В третьих. Кто считал сколько русских эмигрантов воевало против нацистов? Этот вопрос у нас вообще не рассматривался. Вы знаете что в знаменитой эскадрильи Нормандия-Неман служили и бывшие белоэмигранты и их дети лётчиками, врачами, связистами. И они у нас не подвергались преследованию.
        Никогда белоэмигранты не забывали своей Родины. Я был в Бизерте. В Русском храме моряков, которые сами, своими руками его оформили. Даже видео снял. Он в интернете есть. Был на могиле Анастасии Ширинской- Манштейн, купил ее книгу там же * Бизерта. Последняя стоянка*, которая благодаря нашим дипломатам и морякам-черноморцам была издана на русском языке. Военные моряки, бывая в Бизерте всегда приходят в Храм и музей.
        Часть белоэмигрантов вообще до смерти не принимала чужого гражданства, как к примеру Бунин.
        Менталитет был другой и его вышибали в течении 70 лет. Раньше настольной книгой каждого советского моряка были Капитальный ремонт и Морская душа. Тихо убрали у моряков тельник и заменили овской белой ленинской. И похоронили морскую душу русских моряков. Кто теперь читает эти книги?
        *Мы дрались за Россию, за коммуну -они.
        Нам покоится рядом жаль в землице чужой
        Под Терновой оградой за поход Ледяной.
        Мы уходим как жили: рысью марш, шашки вон!
        Только мы за Россию, а они кого?*
        Кирилл Ривель
        1. +2
          4 июня 2024 12:42
          Тот, кто становится на позицию: "Я за Россию, но против СССР!" тот автоматически становится в ряды врагов России. Так случилось, что у Российской Империи поменялось название, флаг, гимн и (весьма относительно) общественный строй. И народ живёт в этой реалии, где радуется, где плюётся, но функционирует в этом обществе. Да, власть узурпирована некими кровавыми утопистами (а никакой другой антитезы кровавой монархии Николая II появиться не могло), но они учаться на ошибках и постепенно отказываются от многих своих первоначальных планов. Вместо Мировой Революции у них возникает государство с чёткими границами. Вместо Военного коммунизма - НЭП. Вместо некой Республиканской анархии - Союз Советских Социалистических Республик. Плавно возвращаются и товарно-денежные отношения, и всё атрибуты империи, возникает новая сообщность людей ощущающая себя гражданами этой страны (чего раньше в принципе не было, так как у Царя были подданные, а не граждане).
          А то, как тернист был этот путь написано не мало, хоть и достижения - впечатляли.
          А те, кто уехал или был выпнут судьбой - они вынуждены были жить там и тогда, как получилось. В душе они несли тоску по утраченному, но ни понимания того что там в России происходит ни сочуствия успехам или провалам, они не испытывали. Может иногда в мелких душах рождалось злорадство по поводу наших неудач.
          А ностальгия - ну в первом поколении ещё куда ни шло, а далее - ассимиляция.
          Так и вышло, что те, кто уехал и прилично устроился по итогу ни чем особым от прочих волн нашей эмиграции не отличались.
          1. 0
            4 июня 2024 14:02
            Ещё один стереотип о *кровавой монархии Николая Второго*. Не разочаровывайте меня! Россия эпохи Николая Второго была куда более демократичной чем сегодняшняя.
            Путин куда ближе к Николаю, чем к Александру Третьему. Снимок Ипатьевского дома был бы не лишним на его столе.
            1. +2
              4 июня 2024 14:25
              Александр!
              Ну нет у меня стремления вас очаровывать. Просто я так вижу, жизнь- длинная была. И встречались в ней разные люди, но ни разу я не слышал от них, что вот бы белые победили - и всё бы само-собой наладилось. Ну победил в 1991 г. союз коммунистов-ренегатов и последышей белогвардейцев, вот и не стало Сверхдержавы.
              Это всё, и революция и Гражданская война и последующие годы и контрреволюция 1991 г., и нынешняя СВО - всё это неразрывная история моей страны, и для внуков моих - тоже самое. А у вас, к несчастью - мозаика, здесь - благолепие, а здесь - смердящий овраг.
              А чтобы совсем вас доказать выскажу своё мнение о трагедии Царской семьи.
              Ленин осуществил первобытную справедливость уничтожив род своего кровного врага. Он мог пользуясь Брестским миром отправить Царскую семью в Германию к родне. Эти бы вдохновлять наше монархическое движение не стали. Но жажда мести перевесила всё гуманистические соображения. А энтузиазм масс позволил осуществить эту расправу.
              Совершенно иначе я отношусь к полковнику Н.А.Романову, назначившего себя Верховным Главнокомандующим.
              02(15) марта этот полковник позорно дезертировал со своего поста, бросив на произвол судьбы армию, ведущую боевые действия и страну, находящуюся на краю пропасти.
              Как военный челове и государственный деятель за подобное преступление он безусловно заслуживает смертной казни.
              1. -2
                4 июня 2024 17:40
                Разница между нашими суждениями в том, что я стараюсь смотреть на эпоху в целом, с ее взлетает и падениями. Большинство здесь данную эпоху рассматривают выборочно, по отдельным событиям. В результате целостность событий теряется. Только как пример. Тут сегодня кто-то написал, что мол вот какие высокородные генералы пришли на службу в Красную армию. Вот пришли и всё. Никто не задаётся вопросом как пришли, почему пришли, что повлияло на их решение, какие события подвигли их на их суждения и тп и тд. Нет целостности всей картины. А почему? Да потому, что если начать вникать в суть вопроса, то весь построенный индивидом мир вокруг себя может рухнуть. А этого боится большинство.
                1. 0
                  5 июня 2024 06:35
                  Соглашусь.
                  Не хочу показаться невежливым, но большинство рассматривает исторический процесс глазами ситуационных победителей. А это приводит к необъективности. С другой стороны, приняв одну из сторон мы не можем отказаться от навязанного стереотипа. Показателен Ваш коммент про Франко, который на самом деле рассматривался БОЛЬШИНСТВОМ населения Испании, как национальный герой и спаситель. Наше большинство впитало в себя негативное отношение к повстанцам, считая, что республиканцы олицетворяют силы добра. Между тем наши продкомиссары, махновцы и ревтрибуналы выглядят символом законности в сравнении с испанскими анархо-синдикалистами и интернационалистами всех мастей. Вообще-то именно отсутствие поддержки населения аграрно-индустриальной Испании привело республиканцев к поражению. В Италии пятнадцатью годами раньше такое же столкновение разрешилось практически бескровно. Ну а унас - что было - то было. Не стали белые оплотом "традиционных ценностей", да и не собирались им быть.
                  Так что помня вторую ветхозаветную заповедь я стараюсь не приукрашивать исторических личностей.
                  1. 0
                    5 июня 2024 07:01
                    Можно придумывать то о чем думал Франко, но он создал мемориал примирения в котором одно крыло отдано республиканцам, другое франкистам. Тем самым подчёркивая, что у тех и других Родина одна.
                    Только мы уникальный народ, где Гражданская война не закончилась и идёт из поколения в поколение. Потому, что понять не можем что нет в Гражданской войне правых и не правых. У каждого своя правда. С одной стороны какой-то идиот ратует за снос памятника Врангелю, а у другого целая губерния носит имя главаря ОПГ.
            2. 0
              5 июня 2024 17:29
              Цитата: Александр Куксин
              Путин куда ближе к Николаю, чем к Александру Третьему.

              На мой взгляд Путин намного демократичнее и либеральнее (в классическом хорошем понимании этого термина)чем например Гайдар, Явлинский, Чубайс. Он и выигрывал все выборы у оппонентов потому что не оскорблял своих оппонентов. Явлинскому и его сторонникам из Демократической России и МДГ не простили разбрасывание слов о красно-коричневых.
        2. 0
          1 сентября 2024 19:58
          По памяти "Капитальный ремонт" (Соболев):
          "Ставь матроса раком, он уважение к тебе почувствует. А коли ты его поставить не сумеешь, он тебя поставит. Тогда флоту крышка" - из наставления корабельного офицера своему молодому брату - гардемарину.
          Проверять цитату не стал, так что тапки если полетят - то наверное по делу drinks
          И читали, и помнили наизусть. И спасибо за напоминание hi
      2. 0
        6 июня 2024 21:36
        Пример Китая даёт ответ на вопрос, как надо было обустроить Россию.
        Китай увидел импотентное ГКЧП и результаты его соплежуйства, поэтому намотал своих перестройщиков на танковые гусеницы на Тяньаньмынь и остался великой страной.
  18. +4
    4 июня 2024 08:40
    Цитата: С.З.
    Роман читал несколько раз, настоящая энциклопедия своего времени, наподобие "Войны и мира" или "Тихого Дона".

    Однако между прототипом и героем романа есть существенная разница - Рощин пошел в Добрармию и некоторое время искренне и эффективно убивал большевиков - до полного морального истощения. Только позднее оказался на стороне красных - скорее, случайно, в отличие от выбора Телегина.

    Книга отличная, читается, как и все произведения А.Н. Толстого, легко, в отличии от его дальнего родственника.
    Только про Шиловского как прототипе это скорее легенда, он познакомился с Марианной Толстой в 1935-м, а Рощин уже фигурировал книгах «Сёстры» (1918—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928). Но всё возможно, то что Шиловский и Толстой плотно общались, я не сомневаюсь, они жили в 5 минутах ходьбы друг от друга. И вообще Алексей Николаевич Толстой недооцененный писатель. Я даже учился читать по его "Буратино" и я думаю многие начали свою сознательную жизнь с этой книги.
    1. +4
      4 июня 2024 09:30
      "Книга отличная, читается, как и все произведения А.Н. Толстого, легко, в отличии от его дальнего родственника."

      Ну, не знаю, "Война и мир", если не считать отступления на французском, не тяжелое чтение.

      "Только про Шиловского как прототипе это скорее легенда"

      Наверное, Вы правы. В первой версии романа, которую Толстой писал за границей, Рощин так и оставался белым, но в России Толстой переписал концовку.
  19. +3
    4 июня 2024 08:45
    Да они бы и не выиграли, если бы не подобные
    Например командование Таманской Красной Армии:Матвеев матрос Черноморского флота,проявил высокие организаторские способности, сумев из разрозненных отрядов создать дисциплинированное и боеспособное соединение Красной армии,Ковтюх Е.И. из бедных крестьян,образование толком получить не сумел, с 1911 г. в армии,В 1916 окончил школу прапорщиков,за год службы стал штабс-капитаном,Г.Н.Батурин,сын присяжного поверенного,из ст-цы Ахтанизовской,окончил Михайловский кадетский корпус,поручик за участие в революции 1905-1907 гг,разжалован в рядовые,сослан.В годы ПМВ армии,дослужился до штабс-капитана.Да и таких военспецов нельзя,забывать, как прапорщик Котовский Г.И.
  20. +5
    4 июня 2024 08:47
    Цитата: Александр Куксин
    Если и были, то это были офицеры разночинцы и то далеко не все. Ибо стать офицером вышедшим из простого сословия было мечтой многих.

    Вот как раз в Красную Армию вступали офицеры из благородных фамилий, такие как фон Таубе, князь Багратион, командовал кавалерийской школой, Василий Михайлович Альтфатер, Евгений Андреевич Беренс, Александр Васильевич Немиц, Владимир Александрович Ольдерогге. Все потомственные дворяне.
    А вот Белой армии не "повезло" - Деникин сын солдата, Корнилов сын казака, Шкуро, Мамантов, Краснов из той же серии
    1. +2
      4 июня 2024 13:05
      Вот как раз в Красную Армию вступали офицеры из благородных фамилий, такие как фон Таубе, князь Багратион, командовал кавалерийской школой, Василий Михайлович Альтфатер, Евгений Андреевич Беренс, Александр Васильевич Немиц, Владимир Александрович Ольдерогге. Все потомственные дворяне.

      Вы бы перед тем, как примеры приводить, хотя бы биографии просмотрели. Ольдерогге растреляли, Альтфатер и Багратион умерли в 1919 году от сердечных приступов, хотя на сердце никогда не жаловались. Только Немиц дожил до старости. Таубе белые в 1919 уморили в тюрьме тифом.
  21. +2
    4 июня 2024 08:57
    не были уверены в способности большевиков выиграть Гражданскую войну. Да они бы и не выиграли, если бы не подобные Евгению Александровичу военспецы.

    Как интересно у автора . У него получается ,что в Красную армию пошли хорошие ,профессиональные офицеры русской армии ,поскольку Красная армия победила в Гражданской ,а в Белую армию шли плохие офицеры русской армии ,поскольку Белая армия, даже при активной поддержке её интервентами ,снабжавшими её вооружениями и обмундированием -проиграла .
    1. 0
      4 июня 2024 11:11
      С вооружением и обмундированием у Красной армии всё было куда как лучше чем у Белой, потому что Красным достались склады Имперской армии и большая часть промышленности, это куда как больше чем подачки союзников.
      1. 0
        5 июня 2024 12:59
        Правильнее сказать: красные умели лучше белых пользоваться тем, что имели. У белых разного добра от оружия до медикаментов было немало, но либо использовалось не по назначению, либо просто лежало мертвым грузом. Доставаясь потом красным.
      2. +1
        5 июня 2024 17:35
        Цитата: Cartalon
        С вооружением и обмундированием у Красной армии всё было куда как лучше чем у Белой

        Просто господа офицеры не могли напилить и наколоть дров для бронепоездов и речных флотилий. Даже имея импортный кардиф беляки с трудом поддерживали давление в топках пароходов. Красные просто вышли на субботник и отремонтировали 2 паровоза. Беляки бы полгода закупали паровозы в Англии и вместе бы с ними купили еще вагон женских нарядов.
  22. +1
    4 июня 2024 09:30
    Хотелось бы знать: чем автору не угодил Тухачевский?
    1. -4
      4 июня 2024 10:10
      Тем, что Тухачевский подготовил Красную армию к ужасным поражениям 41-42гг.
      1. +2
        4 июня 2024 10:14
        Видимо, он это сделал из могилы или того света.
        1. -1
          4 июня 2024 11:19
          Один пример. Тухачевский требовал 100 000 танков, получил 20 000. Это в нищей стране с крайне ограниченными возможностями. А каким количеством танков обладали немцы в 41-м?
          1. -2
            5 июня 2024 17:39
            Цитата: УАТ
            получил 20 000. Это в нищей стране с крайне ограниченными возможностями.

            Получи СССР не 100 000 а 45 000 танков, нападения Германии на СССР бы не было. В современной России на перекладку тротуарной плитки и благоустройство скверов тратится наверняка больше средств чем на производство беспилотников.
  23. -1
    4 июня 2024 10:08
    Спасибо за интересную и содержательную статью. Правда самый первый абзац, где автор сообщает нам о существовании литературного прототипа у героя его статьи, просто восхитителен. Надо бы научиться читать свои тексты.
  24. +1
    4 июня 2024 11:08
    Цитата: Grencer81
    Снова автор выбил почву из под ног у тех, кто вопит о том, что красные офицеров РИА вешали, расстреливали,топили и уничтожали как могли десятками тысяч.

    Вешали, топили, жгли. Только не красные, а вполне так либералистические "дети февраля".
    Основные расправы над командным составом пришлись на весну 17-го, когда ни большевиками, ни "красными" близко не пахло.
    Красный террор вообще возник в ответ на белый. Понимаю, что мы не в песочнице, но вопрос: "кто первый начал" в истории очень важен.
    В первые послеоктябрьские дни, старших офицеров и высших чиновников опрашивали, брали слово что не будут гадить и отпускали с миром.
    Вот когда выяснилось, что очень и очень многие, плюнув на данное слово, рванули на Юг, вот тогда начали гайки крутить.
    1. +1
      4 июня 2024 12:48
      Да ,например ,
      28 октября казаки генерала Краснова, вышли на ближайшие подступы к Петрограду. Большевики окружили и разоружили казаков. Сам Краснов, под честное слово не воевать с большевиками, был отпущен на свободу и уехал на Дон, где, нарушив слово, продолжал войну.
  25. +2
    4 июня 2024 13:39
    Цитата: Ольгович
    В его труде 1320 ссылок на первоисточники

    Так большинство "источников" белоэмигрантские. Одна бабушка сказала..
    позорище........
  26. +6
    4 июня 2024 15:27
    При этом его противники так, по сути, и не вышли за рамки добровольчества, о чём позже с горечью писал один из лучших военачальников Вооруженных сил Юга России генерал-майор Борис Штейфон.
    Тоже в будущем, фашистский прихвостень, как и Краснов
  27. +3
    4 июня 2024 17:27
    Цитата: shikin
    По нынешним меркам, молодым умер - в 63 года. Но за эти годы столько всего было, наверняка, и ранения

    Умер от инсульта, в рабочем кабинете. У него была сильная гипертония, после ухода жены к Булгакову
  28. +2
    4 июня 2024 17:40
    Цитата: Ольгович
    К началу ВОВ из сотен тысяч царских офицеров

    Только сейчас обратил внимание. Во время ПМВ в 1917 году было всего 115 тысяч, но потом началось.... 250 тысяч офицеров "уничтожили" Землячка и Бела Кун в Крыму по источникам от С.Волкова и соответственно Ольговича. Так как захоронений не нашли их по белоэмигрантским источникам утопили в баржах и с концами. Вот откуда взялись сотни тысяч офицеров надо спросить Ольговича и зачем уничтожать народное имущество в виде барж?
    1. +3
      4 июня 2024 18:47
      по источникам от С.Волкова
      Никак нет-с,источник "Красный террор в России" С. П. Мельгунова.Первое издание в 1923 г., переиздана в 1924, причем огромным тиражом. Переиздавалась
      в середине 70-х и в начале 80-х.Издана в демократической России в 90-е годы и потом не раз переиздавалась.Своеобразный первый "Архипелаг ГУЛАГ" того времени. Руководитель контрреволюционных организаций: Союз Возрождения России,Тактический центр.Арестовывался,прошел "кровавые застенки" ЧК,но по просьбе научной интеллигенции,был отпущен,его поняли и простили.В 1922 году,эмигрировал сам.Места на философских пароходах не хватило.За границей,сотрудничал с офицерскими эмигрантскими организациями , сторонником активных действий против советской власти.В военные годы притих.В сотрудничестве с немцами не замечен.Но после войны продолжил антисоветскую деятельность.
  29. +4
    4 июня 2024 18:21
    Цитата: Grencer81
    Кстати, а вот мой прадед по отцу, алтаец -теленгит, действительно, за отказ от вступления в колхоз и за антисоветскую агитацию был расстрелян в 1929-м году.
    Но это не основание для какой то "мести" или чего-то вроде этого.

    Такие вещи лучше вообще не рассказывать, ибо на самом деле за агитацию полагалось до 7 лет или поселение, а колхоз был делом добровольным.....

    Недоброжелатели могут заподозрить, что статья - то была другая........ Один мой знакомый так же проговорился, а оказалось его прадед был в отряде басмачей.

    Дело здесь просто в адекватности руководства, но это никакой власти неподвластно.... laughing

    Например, герой А. Дюма в романе "Граф Монте-Кристо " если бы сидел не в замке Иф по полит-статье, а в ГУЛАГе, тоже считался бы "жертвой кровавого режима".....
  30. -1
    4 июня 2024 19:20
    Его младший брат Михаил жил в Лебедянском

    (с) "Рекомендую Вам, мил-сдарь, приобрести карту-с")))))))))))))))))))))))))))))))
    По контексту — в Лебедяни ныне Липецкой области.
  31. 0
    5 июня 2024 08:03
    Как же не хватает сейчас таких стратегических военных умов.
  32. +2
    5 июня 2024 14:42
    Цитата: parusnik
    Никак нет-с,источник "Красный террор в России" С. П. Мельгунова.Первое издание в 1923 г., переиздана в 1924, причем огромным тиражом. Переиздавалась
    в середине 70-х и в начале 80-х.Издана в демократической России в 90-е годы и потом не раз переиздавалась.

    Так Ольгович ссылается на С.Волкова, апологета белого движения, а тот в свою очередь на среднепотолочные данные белоэмигрантских источников. У Ольговича
    Беды они получили и полной ложкой, как и их семьи. К началу ВОВ из сотен тысяч царских офицеров

    По последним данным, в феврале 1917 в русской армии было всего 115 тысяч офицеров.
    А 250 тысяч офицеров утопленных в Крыму это из АиФ, те еще журналисты, хоть бы посчитали сколько барж нужно было для такого числа офицеров.
  33. +1
    5 июня 2024 17:35
    Цитата: Александр Куксин
    Если и были, то это были офицеры разночинцы и то далеко не все. Ибо стать офицером вышедшим из простого сословия было мечтой многих.

    Калашников, Кугушев, "Третий проект". Книга первая "Погружение».
    Рекомендую к прочтению. Именно первую часть, потом во многом начинается графоманский бред.
    В книге очень обстоятельно разъясняется, насколько было разделено Русское общество накануне 17-го года. Причем, разделение шло сразу по многим линиям.
    Классические примеры можно найти у Игнатьева, в описании визита Николая II в Стокгольм, у Янчевецкого в описании приема в Русском посольстве по случаю взятия Пекина, у Мельникова в описании Генерал-Адмиральского смотра Ретвизана.
    Это я про антагонизм в высших кругах Империи. Что же говорить об отношении составляющего абсолютное большинство населения крестьянства ко все остальным. Особенно, если вспомнить, когда крестьян перестали пороть и когда сподобились отменить выкупные платежи.
  34. +2
    6 июня 2024 19:00
    Я иностранец, но у меня есть чешские военные училища, а также мы изучали историю, которую я люблю. Просто кратко. спасибо за такую ​​прекрасно написанную статью об офицерах российской армии. Где я наконец прочитал лейтенанта Тухачевского и статью, но и обсуждение дало мне новые приятные и менее приятные мнения о таком трудном времени. ДА, в русской армии был не только лейтенант Тухачевский. Спасибо за статью, она мне очень понравилась и напоминает школьные годы. am
  35. 0
    8 июня 2024 16:25
    Но офицер вёл подробный дневник, на страницах которого критиковал вышестоящее начальство за чрезмерные потери и подчас неграмотное проведение операций
    в лучших традициях царской, советской и российской армий.....
  36. 0
    1 сентября 2024 19:27
    Очень своевременный и интересный краткий обзор, спасибо автору.
    Фактура позволяет более глубоко понимать путь развития нашей военной науки. И помогает отбросить политические шоры, внедряемые некоторыми публицистами, и выстраивать более полный ряд крупных военных теоретиков.
    Так много танцев вокруг бездарностей и наполеончиков, и так мало статей об истинных профессионалах.
    Фигура Тухачевского, которую старательно пытаются надувать его любители, изрядно сдувается и занимает положенное ей место в военной истории.