Выборы в Европарламент для России. Не отбрасывать малое, не рассчитывать на многое

24
Выборы в Европарламент для России. Не отбрасывать малое, не рассчитывать на многое

6 июня в Евросоюзе начинаются выборы в Европарламент. Голосование будет проходить в течение трех дней и на последующие пять лет определит позицию главного представительного института Европы относительно внешней и внутренней политики, которая формируется европейским менеджментом – еврокомиссиями.

На первый взгляд, приведенная формулировка выглядит странно: «определит позицию», но «без формирования политики».



Если бы не жесткое противостояние между Россией и Европой, где ЕС – это и есть европейский локомотив, этим формулировкам можно было бы не уделять пристального внимания, по принципу: «пусть этой путаницей занимаются сами европейцы». Однако мы уже десятый год в клинче с этим конфедеративным образованием, три из которых – это время горячего конфликта.

В силу этих обстоятельств в России важно понимать некоторые особенности европейской управленческой модели. Также это позволит понять то внимание, которое уделяется этим выборам в таких странах, как Германия, Италия, Венгрия, Бельгия, но в особенности во Франции. Не лишним будет посмотреть на уязвимости и сильные стороны этой модели.

В целом в России наднациональные структуры Европы воспринимаются через емкое определение – говорильня. Возможно, что это следствие давнего, хоть невольного, смешения в информационном поле таких представительных структур, как ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) и собственно Европейский парламент, а ведь в модели они могут выступать зачастую антагонистами.

Модель управления ЕС


Особенность европейской системы в том, что законодательных институтов в ЕС, причем высшего уровня, три – Совет Евросоюза (не путаем с другим органом – Советом Европы) и Европейская комиссия, а также Европейский парламент.

У нас часто сравнивают модель управления ЕС с моделью позднего СССР, видимо, подразумевая общую громоздкость конструкции. Но сравнение ошибочно – по признаку громоздкости Европа далеко переплюнула СССР, при этом надо отдать должное, тяжесть конструкции пока позволяет удерживать и развивать это конфедеративное образование.

Совет Европейского союза не избирается, а кооптируется. Каждое государство-участник делегирует туда по министру. Министры иностранных дел – это постоянные участники, и они работают в формате Совета по общим вопросам, а также Совета по внешним отношениям.

Для решения отраслевых вопросов предусмотрены специальные советы, куда по графику кооптируются министры стран ЕС, ответственные за эту конкретику (транспорт, занятость, окружающая среда и т. д.). Понятно, что министры не могут быть заняты только этой деятельностью, поэтому тут основную роль играют выделенные представители, заместители и постоянные эксперты.

Решения по большей части вопросов принимаются также большинством голосов. При этом большинство определяется не суммой голосов министров, а суммой числа баллов каждого голоса, которая зависит от численности населения. При фактическом числе голосующих это 27, но по балльной системе это 345 голосов, где у Венгрии будет 12 голосов, у Германии и Франции по 29, а у Латвии 4. Большинством будет 255 голосов-баллов. По интересующим нас темам внешней и оборонной политики решение требуется единогласное.

Каждая страна ЕС делегирует представителя в другой орган – Европейскую комиссию, которая де-факто является как высшим исполнительным органом, так и одной из высших законодательных инстанций. Главная роль тут отводится председателю еврокомиссии, который предлагает распределение по заместителям и конкретным портфелям.

Вначале Европарламент голосует за кандидата в председатели, после голосует за список еврокомиссаров, который утвержден и одобрен Советом Евросоюза и председателем еврокомиссии.

После прохождения процедуры голосования все вместе утверждается уже Европейским Советом, т. е. высшим политическим органом ЕС.

Если у читателя уже зарябило в глазах от слова «совет», то попробуем подытожить в виде следующей схемы.

Европейский Совет – высший политический орган, который состоит из глав стран ЕС и председателя Еврокомиссии. Возглавляется президентом (на данный момент это представитель Бельгии Ш. Мишель). Решения принимаются единогласно.

Совет Евросоюза – главный законодательный орган, который состоит из министров стран ЕС.

Еврокомиссия – главный исполнительный орган Евросоюза и институт, который имеет право на утверждение актов и директив, которые имеют силу закона. Еврокомиссия – это собирательный термин, поскольку состоит она из председателя (У. фон дер Ляйен), 26 комиссий по направлениям, плюс института координатора и представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС (Ж. Боррель)

Европарламент – главный представительный орган Евросоюза, который утверждает кандидатуры председателя Еврокомиссии, координатора и еврокомиссаров, а также голосует по вопросам налогов и бюджета, но при этом в плане законодательства может предлагать только поправки и коррективы в законодательные инициативы Еврокомиссии и Совета Евросоюза, а также требовать отчетов.

У нас под словом парламент обычно подразумевается именно законотворчество, в Евросоюзе это выглядит иначе. Здесь номер один в плане законотворчества Совет ЕС, номер два – Еврокомиссия.

В силу того, что Европарламент может только корректировать и поправлять инициативы Совета Евросоюза и Еврокомиссии, становится понятно, почему такое внимание уделяется моменту выборов – это влияние на процесс утверждения состава Еврокомиссии.

После утверждения роль Европарламента падает кратно и снова вырастает в моменты налоговых и бюджетных согласований. Но тот, кто проведет своего кандидата на роль председателя Еврокомиссии, при наличии ресурсов в Европарламенте может согласовать позиции по всем 27 направлениям, поскольку именно председатель формирует общие списки.

Понятно, что в условиях такой бюрократии просто взять и «составить список еврокомиссаров» не получится – это все процедуры согласования, но председатель Еврокомиссии этими комиссиями еще и управляет, т. е. непосредственно участвует во всей проектной работе.
Также Европарламент утверждает налоговую политику и бюджетные расходы. Соответственно и все фонды помощи той же Украине должны идти через эту процедуру: Совет ЕС / Еврокомиссия – Европарламент – Европейский Совет.

Как мы видим из процедур, тот же В. Орбан (Венгрия) или Р. Фицо (Словакия) могут в нынешних условиях работать только на высшем политическом уровне – Европейского совета. Любые попытки что-то сделать на уровне Европарламента, Еврокомиссии или Совета ЕС (политика голосов-баллов) успеха иметь не будут.

Тем не менее впервые за прошедшие годы в результате этих выборов ситуация в Европарламенте может несколько измениться. Тот же Э. Макрон всеми своими шагами в последнее время дает понять, что хочет поиграть на поле М. Ле Пен и даже имеет некоторые надежды на то, чтобы повлиять на место председателя ЕК и состава Еврокомиссии.

В предстоящих выборах будет распределяться 720 депутатских мандатов. Каждой стране ЕС из этого числа выделяется квота, исходя из численности населения. 50 мандатов отдано «независимым депутатам» (внефракционным).

Сдвиг вправо


Каждая национальная парламентская партия имеет свое представительство в одной из официальных фракций Европарламента, которых сейчас насчитывается семь. В теории, если в нескольких крупных странах на национальном уровне происходит условно сдвиг вправо, то это еще может не означать, что национальный парламент поправеет, а вот на уровне Европарламента это может отразиться резко. Даст ли это что-то существенное для России – увидим ниже.

Например, доля скептиков в Германии растет, но это пока ощущается только по местным выборам, а вот на уровне голосования в Европарламент может произойти (и скорее всего, произойдет) скачок – это же опережающее голосование по сути. Аналогичная ситуация в Нидерландах и во Франции.

В Нидерландах у руля мог оказаться одиозный ультраправый националист либертарианец (удивительное сочетание эпохи постмодерна) Г. Вилдерс. Его партия на досрочных выборах получила лидерство по очкам.

Но без коалиции глубинное государство Г. Вилдерса съело, и премьером становится Д. Схооф – бывший глава разведки и соратник бывшего премьера-русофоба М. Рютте. Т. е. «дипстейт» бразды правления держит уверенно, но ведь партия Г. Вилдерса свой успех может на выборах в Европарламент не только повторить, но и усилить.

Во Франции ситуация похожа. Многие евроскептики идут на эти выборы по спискам «Национального фронта» М. Ле Пен. В силу давних особенностей политического процесса, во Франции, скорее всего, победить на национальном уровне у М. Ле Пен в итоге все-таки не выйдет, зато добавить очков в Европарламенте, и добавить хорошо, будет можно.

Важный вопрос в плане Европарламента – отношение к России и операции на Украине. Кажется, что разделение тут простое: условные евроскептики, правые консерваторы, скорее ближе к нам, а всякие «лево-зеленые» против нас. И вот тут нас ждет разочарование.

Для того, чтобы оценить отношение к России, возьмем железобетонный маркер: голосование по вопросу о признании нашей страны «спонсором терроризма». Резолюция принималась в конце 2022 года, но «на манеже все те же».

Инициаторы: фракция «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (141 место), фракция «Обновляя Европу» (101 место), «Зеленые-Европейский свободный альянс» (71 место), фракция «Европейские консерваторы и реформисты» (67 мест), фракция «Европейская народная партия» (179 мест). Из всех, кто присутствовал от фракций, воздержались только 20 человек.

Фракция «Левые Европы» (38 мест) – не инициаторы, но голосовали из присутствующих часть за и часть воздержались.

Фракция «Идентичность и демократия» (58 мест) – не инициаторы и голосовали против, также против выступила примерно половина из внефракционных депутатов из присутствовавших.

Фракция «Идентичность и демократия» – это как раз сборная солянка из всех тех политических течений, которые в России на слуху, поскольку последовательно борются с «гидрой мирового глобализма».

Это как раз австрийские националисты, венгерские и немецкие консерваторы и антиколониалисты вроде С. Вагенкнехта, того же Г. Вилдерса, депутатов М. Ле Пен и т. п. Это традиционалисты, евроскептики, но другое дело, что и у тех, кто голосовал за в остальных фракциях, евроскептиков не меньше, просто они все равно настроены антироссийски.

Это большая утопия считать, что раз европеец в политике евроскептик и вообще хотел бы снизить зависимость от США, то он пророссийский и поддерживает в душе Москву. Зачастую все наоборот. Евроскептицизм имеет разные степени и градации.

Также не стоит забывать и о том, что в Европарламент иногда просто политическая система ЕС пытается сослать излишне громко выступающих депутатов. Например, туда могут сослать совсем националистов, чтобы они там растворились и не мешали на национальном уровне.

Отметим это и посмотрим на предварительные прогнозы с учетом дополнительных выделенных мест (было 705, станет 720). Среднее значение даст примерно следующие прогнозы по трем опросам, которые проводились за два месяца.

«Левые Европы» – 36 мест (минус 2), «Обновляя Европу» – 86 мест (минус 15), «Идентичность и демократия» – 94 места (плюс 36), «Зеленые» – 50 мест (минус 21), «Прогрессивный альянс» – 144 места (плюс 3), «Европейские консерваторы и реформисты» – 79 мест (плюс 12), «Европейская народная партия» – 180 (плюс 1).

Нет никаких сомнений, что «Идентичность и демократия», состав которой к политике и идеологии России, несомненно, тяготеет, разделяет значительную часть наших нарративов, получает приличный результат. Но попробуем экстраполировать это на голосование по резолюции, результат мы получим следующий – вместо 83 % голосов за будет только 75 %. Это тоже результат в политике, но все равно остается квалифицированное большинство за резолюцию.

Даже если взять самый высокий из всех разлет по опросам в пользу «Идентичности», а это много – почти сорок мандатов, то и тут будет результат за, близкий к 70 %, а против – к 22 %.

Откуда у нас в медиа пошли прогнозы насчет того, что «пророссийские» могут набрать в Европарламенте чуть ли не 30 % от всех мандатов, сказать сложно. Хотя понятно: пропаганда – это наше все. Но должны же быть рамки в плане экспертизы.

Дополнительно 30 % может набрать в плюс собственно фракция «Идентичность и демократия», которая действительно не антироссийская, но это же не 30 % от всех мест!

Конечно, не может не радовать, что «Зеленые», которые действительно патентованные русофобы, достали всю Европу своей едой из насекомых, ветряками, климатом и контролем за температурой коров, но стратегически это не самый сильный бонус.

Не перетекают все отвалившиеся голоса от «Зеленых» и «Обновленцев» к фракции «Идентичность». И статистика прямо отражает это. «Идентичность» приобретает мандаты, но не настолько, чтобы наша неуемная пропаганда играла на медийных бубнах и литаврах.

Все это не означает, что не надо поддерживать партии, которые формируют «Идентичность» – надо, но только не сильно обольщаясь и не рассчитывая на золотые горы в европейской политике. Структурно Европарламент останется почти таким же, а значит и бюджеты на «противодействие агрессивной России» будет согласовывать исправно.

Отметим, что если другие данные по опросам во Франции верны (Ле Пен – 30 %, «Возрождение» Э. Макрона – 15 %), то вряд ли ему удастся подсидеть на посту Еврокомиссии У. фон дер Ляйен. Ведь «Возрождение» – это фракция «Обновляя Европу», которая получает второй по минусу результат после «Зеленых».

Медийно это можно подать как «цену макроновской военщины», но опять-таки, стратегически это именно в контексте Европарламента немногое меняет.

Все это лишний раз показывает – России в плане Евросоюза надо настраиваться на долгий и системный разрыв связей, продолжать по возможности помогать адекватным партиям, но строго по принципу «радоваться малому, не рассчитывать на многое».
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. «Главного представительного института Европы относительно внешней и внутренней политики, которая формируется европейским менеджментом» —

    — Госдепом ваша внешняя и внутренняя политика формируется ...
  2. Комментарий был удален.
    1. +2
      4 июня 2024 04:20
      Евросовет, Совет Евросоюза, Еврокомиссия, Европарламент - и кто мне скажет, что у них нет бюрократии ?! lol Одни погонщики !
      1. +2
        4 июня 2024 09:36
        я бы считал не количеством органов, а:
        1) количеством еврочиновников штатных в централизованных органах ЕС, как % к общему населению ЕС
        2) совокупными "накладными расходами" на именно что содержание всех этих органов и их меропряития (без учета бюджета ЕС, как перераспределения-выравнивания, сугубо на саммиты, конференции)

        и сравнил бы с "бенчмарками" сопоставимых по числу населения стран или образований (СССР, США нынешнее, крупняки в общем топ 10 по населению)
        вот тогда будет понятно: бюрократии централизованной много или мало...
        1. 0
          4 июня 2024 11:10
          Цитата: deathtiny
          количеством еврочиновников штатных в централизованных органах ЕС, как % к общему населению ЕС

          Судя по количеству органов, то еврочиновников больше чем...много ! belay
  3. 0
    4 июня 2024 05:38
    "Мне бы шашку,да коня.И на линию огня"-говорит Макрон,намереваясь отодвинуть наглую Великобританию. Правые,то есть радикалы,со временем станут маргиналами.Это их специфика.Но многое в будущем будет решать средний уровень жизни в Европе.Вот на этой волне может прийти сам дьявол.Такое не раз происходило.И не только в Европе.
  4. +2
    4 июня 2024 05:41
    на последующие пять лет определит позицию главного представительного института Европы относительно внешней и внутренней политики
    Так они уже вроде, как определились с 2014 г. и менять ни чего не собираются. Кратко:
    Внешняя политика:
    - продолжать мирно лежать и не рыпаться под Сша выполняя любое указание Вашингтона;
    - стремиться нанести России, как можно больший ущерб (о "победе на поле боя" уже помалкивают), продолжая поддерживать украину и санкционную политику...
    Внутренняя политика:
    - жесткий полицейский режим против недовольных политикой в странах ЕС;
    - затягивание поясов у населения (цены, коммуналка, налоги...);
    - "зеленая" энергетика и остальная мутота проводимая сегодня (ЛГБТ, борьба с религией, мультикультурализм...)
    - ну и конечно милитаризация.
  5. +1
    4 июня 2024 07:01
    надо настраиваться на долгий и системный разрыв связей, продолжать по возможности помогать адекватным партиям, но строго по принципу «радоваться малому, не рассчитывать на многое»
    Кроме потока зловонных фекалий, что-то вроде того, как нам жить дальше и что нам делать, с территории т.н. коллективного Запада к нам не идёт ничего. Все отношения с Западом надо строить только по одному правилу: покупать/воровать технологии для дальнейшего их внедрения в нашу экономику
  6. +2
    4 июня 2024 09:09
    продолжать по возможности помогать адекватным партиям, но строго по принципу «радоваться малому, не рассчитывать на многое».
    А кто там адекват? Вот топили за правых в Италии, те победили, лучше ни как не стало, СДПГ кто это ?Левые ,правые,центристы..Есть ,адекватные ,есть,но не большие и в добавок коммунистические партии..
    1. +1
      4 июня 2024 09:30
      чтобы помочь адекватным - надо громко "топить" за полных неадекватов ))
      пусть на них вешают ярлык "пропутинских партий" ))
      1. +1
        4 июня 2024 09:41
        Что бы топить за кого-то правящей ЕР,определиться со своей ориентацией необходимо..На мой взгляд,в ЕР, собрались люди не традиционной ориентации в политическом плане,судя по тому куда Россия пришла за последние 25 лет..
        1. 0
          4 июня 2024 09:49
          да нам не пофик, кто какой ориентации? )
          если нами пугают детей малых - надо делать вид (убедительно, не в стиле троллинга от ВВП "Байден - наш президент"), что "вон те - надежда мира, ЕС и России в частности") - пущай ними пугают, а более адекватные набирают баллы )
  7. +3
    4 июня 2024 09:29
    в плане Евросоюза надо настраиваться на долгий и системный разрыв связей

    давно пытаюсь понять: в чем реальный смысл для "европейских элит" в конфронтации с Россией?
    с США мы по крайней мере, естественные конкуренты (в части энергоносителей и не только).
    но с ЕС же наоборот, была "естественная синергия", и пресловутая "европа от лиссабона до владивостока", усиленная "1 пояс - 1 путь" - это мегаплюшка стратегическая на много много лет была бы... и в Африку мы бы тогда так активно не лезли (привет, Франция), и не ломали бы уже устоявшиеся международные производственные цепочки "импортозамещением"... + логистика с Большой Азией... а ЕСовским товарищам, при желании, в России раньше легко было устроиться "советниками", наемными топ-манагерами с доходами выше чем на Родине у себя...
    Чё им не так то?

    и чем ЕС вот так вот Украина вперлась, что рога в землю и "на принцип любой ценой"?

    выглядит запредельно алогично, хоть 10-15 лет назад, хоть сейчас...
    1. 0
      4 июня 2024 12:04
      Думаю европейцы искренне боятся, что они следующие на очереди. Страхи времен Холодной войны проснулись, когда каждый европеец жил в постоянном страхе перед русскими танками и ракетами. Отсюда разрыв связей и желание задавить Россию любой ценой.
  8. +2
    4 июня 2024 09:38
    в общем, выводы логично:
    1. чудес не бывает
    2. "вот ща наши ихним наваляют" - не работает (и "нащших" нету, и не наваляют)
    3. у больших социальных систем огромная инерция + специально заложенные балансы от резких смен курса (пресловутые "дипстейты" и не только)
    4. это не значит, что ваще все бесполезно, просто надо играть неспешно и вдолгую
  9. 0
    4 июня 2024 11:09
    Спасибо за разбор этой византийщины в ЕСовском управлении. Реально ,оч. путанная система, но конфедеративный компромисс,наверное , чем-то подобным и будет выглядеть.
    С ЕС всё в принципе понятно - разумным ходом для них было бы сближение с нами в долгосрочной перспективе с целью образования некоего европейского кластера ,способного эффективно конкурировать как с США ,так и с Китаем-Индией в дальнейшем за международные рынки . Однако это ,разумеется, торпедируют всеми силами и на дальних подступах США+ВБ ,во-вторых это латентно торпедируют части немецких и французских элит ,справедливо полагающих ,что с нами пришлось бы делиться в таком союзе властью эквивалентно массе ,в-третьих есть фактор восточноевропейского антироссийского лобби ,и это солидный фактор сам по себе, даже если убрать из него тентакли США.
    По отдельности с этим можно было бы бороться -но вместе это клубок намертво сцепленных вещей и это больше,чем потенциальные выгоды от хороших отношений с нами.
    Для подвижек процесса (сближения и наращивания симбиотики) нужно ,чтобы в этих факторах произошли мощные изменения ИЛИ-И чтобы мы конкретно нарастили свою привлекательную массу. В случае если мы сделаем это эффективно , возможно нам и вовсе не понадобится ЕС - а вот им мы вполне можем понадобиться ,так, как оно вышло с поздним СССР.

    Касательно наших усилий по "положительному лоббизму в ЕС" - тут мне кажется надо понимать суть и масштабы крупных процессов ,а еще их направленность. Общеизвестно что писать по ветру лучше -чем против ветра , и наша "струйка" из Орбанов-Вучичей -Ле Пен может оказаться не такой уж и сильной для хорошего результата и сыграть даже против нас ,по аналогии. Мы потратим ресурсы ,инспирируем целенаправленный антироссийский фокус (вроде "охоты на комми" в США во времена Маккартизма) в ЕС , систематические крахи или безрезультативная борьба местных "наших" со временем ассоциируется с в целом нашей слабой и бестолковой линией - и нас просто "зажмут" в бестолковой и ресурсозатратной конфигурации ,абсолютно не меняющей для нас ничего к лучшему.
    Как там говорится - есть время собирать камни и время их разбрасывать. Сейчас, видимо, время их собирать .
    1. +2
      4 июня 2024 16:08
      Честно говоря, я умучился компоновать информацию так, чтобы у читающего не зарябило в глазах от слов Совет и Комиссия, и при этом остались силы на прочтение итоговый выкладок по фракциям. Но вроде получилось fellow
  10. BAI
    -1
    4 июня 2024 12:47

    В целом в России наднациональные структуры Европы воспринимаются через емкое определение – говорильня. Возможно

    Эта говорильня успешно вводит санкции против России и оружия поставляет на Украину на десятки миллиардов долларов
  11. 0
    4 июня 2024 19:19
    "Европарламент- 2024" - как прообраз будущего органа управления подмандатными территориями при Государственной военно - политической Комендатуре III -ей Российской Славяно - Христианской Империи... Судя по анализу действий и заявлений руководителей ЕС- НАТО, всё и вся движется, именно, к такому финалу "Марлезонского балета», на европейском ТВД... Ну а США? А США - "тихо курят в сторонке" или выстраивают "новые отношения" в составе Объединённых Американских Штатов под эгидой Бразилии (возможно Мексики)... Забыл про Аляску, Калифорнию и Гавайские о-ва... Они - в составе III -ей Российской Славяно - Христианской Империи и там расположены экспедиционные корпуса ВС РСХИ.... Вот как то так про Европарламент- 2024.
  12. 0
    4 июня 2024 19:23
    "У нас часто сравнивают модель управления ЕС с моделью позднего СССР, видимо, подразумевая общую громоздкость конструкции. "
    Спасибо за разбор структуры ЕС.
    Чем Вам показалась громоздкой власть в СССР? Советы с верха до низу.
    1. 0
      5 июня 2024 10:31
      После разбора наши советы мне самому уже не кажутся громоздкой системой belay
  13. 0
    5 июня 2024 19:32
    еп захвачен еврофашистами и никто уже не сможет там что либо изменить, не отдадут они то, что уже имеют, нужно четко представлять реальность и не создавать ненужных иллюзий
  14. 0
    8 июня 2024 08:05
    А всё равно держим кулачки за партии мира - про российские,антиукраинские, правые,левые,синие,перламутровые(нужное подчеркнуть)- лишь бы заседали и решали на пользу России. За АдГ,за "Национальное объединение" etc.
  15. 0
    9 июня 2024 17:23
    Сравнение структуры ЕС и СССР не корректно. Структура власти в СССР не была сверх сложной и запутаной.

    Высшим органом власти в СССР был избираемый Верх Совет СССР. Который имел права смены правительства. Без разрешения всяких "высших палат " и президента. Верх совет состоял из Совета союза и Совета национальностей.
    До тех пор, пока не придумали учредить президента (чтоб все было как у белых людей) и поставить на эту должность предателя.

    Как помним, СССР развалился вовсе не от его сложного законодательства , а просто от преступления Ельцина и К, совершенного ночью в Беловежской пуще тремя чуваками, не имеющими прав решать судьбу государства с населением почти в 300 млн....Что было указано в постановлении ГД РФ от 21 марта 1996.

    А вот ЕС какой бы громоздкой ни была его структура-не развалится...... Потому, что просто взять, да и наплевать на собственное законодательство на Западе не принято... Разве только в отношении народов, которых Запад считает неполноценными и не способными создать никакое нормальное государство на своей собственной земле. .
    1. -1
      9 июня 2024 20:00
      Это сравнение - часть довольно популярного нарратива, мол "ЕС идет по пути СССР", он в разных формах транслируется. Я наоборот хотел отметить, что структура ЕС более громоздка и сложна. Они разные. Работая над материалом я просто еще раз убедился в этом. Но громоздкость это не всегда синоним неэффективности. Собственно и в статьях я часто показываю, что радости по поводу "ЕС скоро все" очень и очень преждевременны