Война племен в дальнем углу Ливии
В прошлом году практически все боевые действия в ливийской гражданской войне проходили на севере страны – на относительно узкой полосе вдоль побережья Средиземного моря. Бои в глубине страны, в Западных горах развернулись только летом, но тоже относительно недалеко от берега моря.
С юга страны на протяжении всей войны практически никаких новостей не поступало. Однако в феврале уже 2012 года из города Аль-Куфра (на картах Google – аль-Джауф) в дальнем юго-восточном «углу» Ливии начали поступать сообщения о тяжелых столкновениях, и даже вторжениях иностранных наемников из соседних стран.
Сообщения были настолько противоречивы, что стало ясно, что без личной поездки туда невозможно составить ясную картину происходящего.
На помощь пришел мой старый бенгазийский знакомый Мухаммед Хамис, бывший вертолетчик, выпускник Фрунзенского летного училища, который во время учебы нашел себе и русскую жену:
- Я сам родом из Аль-Куфры, вся моя родня там живет. Что там происходит, знаю из первых рук. Поэтому если хочешь, просто берем новую надежную машину напрокат и едем туда.
- Туда же опасно ехать. Мои знакомые в Бенгази говорят, что лучше пристроиться к армейской колонне. А еще лучше – как-то сесть на военно-транспортный самолет, который туда летает из Бенгази.
- Это чушь. Поездка на машине опасна не дорожными разбойниками, которых там нет, а тем, что за 200 км до самой Аль-Куфры дороги как таковой нет. Поэтому лучше выехать ночью, чтоб в любом случае доехать до города засветло. Но ехать туда надо только на машине, потому именно автомобильная дорога – это ключ к пониманию жизни не только в Куфре, но и во всей южной Ливии.
В Бенгази прокат машин стоит 20 динаров в сутки (примерно 16 долл.). Но если надо на Куфру, то надо платить все 50 – за дополнительную амортизацию.
БРОСОК НА ЮГ
Траса
Мы выехали из Бенгази в 5 утра. С нами в компании была еще дочь Мухаммеда Амира и американская журналистка Клер Гиллис. Расстояние от Бенгази до Куфры такое же, как от Бенгази до Триполи – 1050 км. Разница между дорогами в Восточной и Западной Ливии сейчас состоит в том, что в самом Бенгази и до самой Адждабии блокпосты уже стоят пустые. В то время как в Западной части на дорогах действует круглосуточная проверка машин и документов. То есть ситуация по организации безопасности западная часть страны, включая Триполи, примерно такая же, как была в Бенгази полгода назад.
Адждабия – узловой город в Восточной Ливии. От него лучами расходятся дороги на Триполи, Бенгази, Тобрук и египетской границе, и на юг – города Уджла, Джалу, Куфру и дальше в Чад и Судан.
И сегодня мы едем не на запад, а именно на юг.
От Адждабии практически сразу начинается голая пустыня. По дороге попадались фуры с товарами, но большинство грузовиков везли буровые трубы. Об интенсивности грузопотока на этой трассе говорили залежи брошенных грузовых покрышек, которые тянулись от Адждабии километров на 50. Еще по дороге встретилось стадо верблюдов. В Ливии из транспортного средства купцов – корабля пустыни, верблюды превратились исключительно в источник шерсти, молока и мяса.
Оазисы
Исторически передвижение по караванным путям сводилось к броскам от одного оазиса к другому. По дороге на Куфру таких городов-оазисов всего два – Уджла и Джалу. Это города-огороды. Джалу – это главная помидорная плантация Бенгази. Оазис выглядит как зеленое пятно посреди пустыни – пальмовые рощи, окруженные изгородями из пальмовых веток, защищающие от песка. Впрочем, в голой пустыне именно в этих краях как раз находится и главное богатство Ливии – нефтяные месторождения, куда обычных посетителей не пускают – требуется специальное разрешение. Именно в Джало на глаза попался мужичок в фирменном комбинезоне Halliburton. Не факт, правда, что он работает в Halliburton, комбез мог и на базаре купить.
ВЕЛИКАЯ РУКОТВОРНАЯ РЕКА
Циклопический мегапроект Каддафи крупным планом
Возможно, дело было в Великой Рукотворной реке Каддафи. Каддафи приказал построить огромный водопровод почти из самых южных пустынных окраин до берега.
Асфальт кончался именно в тех местах, где шла укладка огромных труб 4-метрового диаметра.
В точке N 27.96352 E 21.58587 находится завод по производству этих труб. От Адждабии до Джало водопровод идет уже под землей, и на поверхности торчат только технологические люки.
Трубный завод выглядит покинутым, вокруг ряды труб.
Едем дальше. Мухаммед говорит:
- Вот это я тоже хотел вам показать. Дальше будут два городка строителей. Трубу укладывали турецкие строители. В прошлом году после начала революции всех рабочих отсюда срочно эвакуировали. И местные раскурочили здесь всю технику, сняли все, что представляло ценность, увезли в Чад и Судан, городки разграбили и сожгли.
И вот здесь умерло все – и водопровод, и строительство дороги.
В Куфре больше всего недовольны новой властью потому, что новое правительство полностью заморозило строительство именно дороги. Но дорогу, видимо, откладывали до окончания строительства трубопровода.
Этот водопровод в Куфре не нужен, как и в других городах-оазисах вроде Тазирбу. Географию ливийских оазисов можно изучать по этикеткам на бутылках с питьевой водой – во многих городах эту воду разливают в бутылки из местных пресных источников.
- Великую рукотворную реку у нас считают одним из самых великих достижений Каддафи. Но вот за год в Ливии я слышал только скептические мнения. С чем это связано?
- Каддафи строил этот водопровод в первую очередь как памятник самому себе. Подземные озера в пустыне геологи открыли еще при короле. Когда прикинули затраты, решили, что овчинка выделки не стоит. Более целесообразно строить опреснительные станции в каждом большом городе Ливии, которые находятся прямо на берегу моря. Тем более, имея источник энергии от нефти и газа.
Но Каддафи решил иначе и водопровод суммарной длиной в несколько тысяч километров начали строить. На самом деле не совсем понятно зачем, поскольку трубы рассчитаны на срок эксплуатации всего в 40 лет. Городам такие огромные объемы воды не нужны, весь расчет был на озеленение пустыни и выращивание сельхозпродукции. С воздуха можно увидеть огромные зеленые круги посреди пустыни, которые расположены кластерами рядом друг с другом.
- В СССР тоже загорелись идеей развернуть сибирские реки в пустынные районы Средней Азии, чтобы обеспечить водой плантации хлопка. Но от этого отказались еще во второй половине 80-х из-за непомерных затрат и непрогнозируемого экологического ущерба.
Разграбленный и покинутый городок турецкой строительной компании TEKFEN находится в точке N 25.06897 E 22.95279, но на Google Earth его не видно – старая съемка.
Еще дальше – последний участок укладки трубы. Стоит огромный кран, в траншее – экскаватор и выложенные кольца длиной в километр, если не больше.
До Куфры – 110 км. С этого места грунтовая дорога с укатанным гравием переходит просто в направление, и начинается черная пустыня, с базальтными холмами, и выветренной с торчащих из-под песка скал базальтной пылью, которая создает впечатление, что здесь «что-то горело».
Соловьи-разбойники
Мухаммед продолжает:
- За 200 км до Куфры, где кончается нормальная дорога, всегда стоял крайний пост дорожной полиции и служб безопасности. Их хлеб – проверка и сбор дани с транзитных фур, идущих на Куфру. Водителей заставляли полностью выгружать содержимое прицепов на землю и предъявлять груз к досмотру. Откупиться, чтобы не разгружаться и ехать дальше без досмотра, стоило 400 динаров.
Проигнорировать полицию в этом месте никак нельзя, потому что по такой дороге нельзя далеко сбежать – быстро догонят.
Но еще больший навар снимали ливийские пограничники и таможенники. При зарплате в 500 динаров они брали с каждой фуры 2000 динаров. Платили все, потому что рыночная стоимость груза в Судане была в среднем на 250 тысяч динаров. Система была полностью коррумпирована сверху донизу – от таможни порта Бенгази, администрации социальных магазинов, которые отпускали оптовые партии продуктов налево, перевозчиков Адждабии, которые имели монопольное право на перевозки, и до последнего таможенника на южной границе.
Контроль над границей всегда был довольно условный. С аэродрома взлетала пара вертолетов на облет границы, но в летнюю жару они не могли подниматься в воздух днем из-за высокой температуры.
- А у египтян тоже есть такой мощный контрабандный канал?
Нет, у египтян, которых 80 или 90 миллионов населения, армия тоже большая и у них хватает войск, чтобы полностью перекрывать свою границу с Суданом. А у Ливии – нет. Потому весь трафик идет через нас.
ТУБУ И ЗВАЙ
Звай
Контрабанду в Куфре держали в руках люди племени звай, которых в Куфре подавляющее большинство. Контрабанда была дана им на откуп в кормление как привилегий за лояльность Каддафи. Поэтому город на самом деле состоит из его сторонников, которые сейчас просто поменяли флаг. Но при этом в 2011 весь их бизнес полностью пошел под откос. Звай в Адждабии поддержали революцию после расстрелов там демонстрантов в прошлом феврале.
Само племя звай в Куфре – это бывшие работорговцы, пришедшие из Чада около 200 лет назад, которые осели и переженились с черными женщинами, которых они наловили на продажу.
(Другие источники говорят, что племя кочевых пастухов звай появилось на юге Ливии в 1840 году и вытеснило оттуда племя тубу, захватив плантации пальм в оазисы и обратив тубу в угнетаемых батраков. Прим. автора)
Тубу
Тубу, общее количество которых насчитывается от 12000 до 350 000, проживают в основном в Чаде вокруг гор Тибести. Но общая зона их расселения простирается от южного Египта, северного Судана, через Чад включительно до Нигера.
В Куфре общее количество населения – около 60 тысяч, хотя по официальным данным. Из них тубу – всего 4 тысячи. Это то, что осталось от них за 160 лет, хотя их территории в первой половине 19 века простирались до Джало.
От Каддафи они получили только дальнейшие преследования от звай, на которых Каддафи сделал ставку. Столкновения между тубу и звай случались в Куфре каждый год, но происходили на ровне массовых драк и поножовщины. Оружия на руках не было ни у той, ни у другой стороны. Когда началась революция, звай разделились на тех, которые жировали на контрабанде и поддерживали Каддафи, и тех, кто поддержал оппозицию.
Тубу же имели к Каддафи свои счеты и полностью перешли на сторону революции. Но самое главное – их родичи, которые живут вдоль границы в Чаде и Нигере и контролируют пустыню, перекрыли маршруты переброски черных наемников из Чада и Нигера через пустыню в Ливию на помощь Каддафи.
Самая большая ирония, что в отличие от Таверги или Машашии, которые воевали за Каддафи и за это поплатились изгнанием всего населения из своих городов, из Куфры пытаются стопроцентных сторонников революции – тубу. И причем заправляют всем процессом бывшие каддафисты, которые поменяли флаг. Я сам – из звай, но что есть, то есть.
«Теплый» прием в Куфре
Последние 20 км до Куфры мы ехали уже просто по песку, угадывая направление по свежим следам и встречным фурам.
На КПП у нас начались неприятности. Дежурным на КПП членам местной милиции не понравились бумаги на машину. В машину прыгнул боец, который велел ехать в штаб отряда и дальше – в местный «Военный совет». В «штабе» у нас забрали документы на машину и паспорта. В «Военном совете» велели утром явиться на допрос – пояснить, каким образом оказались в городе без особого разрешения.
Информация