Боевая "ОСА"

Накопленный к концу 1950-х годов опыт эксплуатации первых зенитных ракетных средств показал, что для борьбы с низколетящими целями они были малопригодны. С особой ясностью это проявилось, когда начались эксперименты по преодолению систем ПВО самолетами на малой высоте. В связи с этим в ряде стран приступили к исследованию и разработке компактных маловысотных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), предназначенных для прикрытия как стационарных, так и подвижных объектов. Требования, предъявлявшиеся к ним в разных армиях,
были во многом схожи, но, в первую очередь, они одинаково утверждали то, что ЗРК должны быть предельно автоматизированными и компактными, размещаться не более чем на двух машинах высокой проходимости (в противном случае время их развертывания будет недопустимо большим).

Боевая "ОСА"

"Маулер" ЗРК


Первым подобным ЗРК должен был стать американский «Маулер», предназначавшийся для отражения атак низколетящих самолетов и тактических ракет. Все средства этого ЗРК размещались на гусеничном транспортере-амфибии М-113 и включали пусковую установку с 12 ракетами в контейнерах, аппаратуру обнаружения целей и управления огнем, антенны РЛС системы наведения и энергоустановку. Предполагалось, что общая масса ЗРК составит около 11 т, что обеспечит возможность его транспортировки на самолетах и вертолетах. Однако уже на начальных этапах разработки и испытаний стало ясно, что исходные требования к «Маулеру» были выдвинуты с излишним оптимизмом. Так, создававшаяся для него одноступенчатая ракета с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения при стартовой массе 50 — 55 кг должна была иметь дальность действия до 15 км и развивать скорость до 890 м/с Реализация подобных характеристик ракетной техникой конструкторская мысль смогла обеспечить лишь через 25 — 30 лет.

В результате разработка оказалась обреченной на неудачу и в июле 1965 года, затратив более 200 млн долл , от «Маулера» отказались в пользу реализации более прагматичных программ ПВО, базировавшихся на использовании авиационной ракеты «Сай-дуиндер», автоматических зенитных пушек и результатов аналогичных разработок, выполненных фирмами Западной Европы.

Пионером в этой области стала английская компания «Шорт», где на основе проведенных исследований по замене зенитных орудий на небольших кораблях с апреля 1958 года развернули работы по ракете «Си-кэт» с дальностью действия до 5 км Эта ракета должна была стать главной частью компактной, дешевой и относительно простой системы ПВО. В начале 1959 года, не дожидаясь начала ее серийного производства, систему приняли на вооружение кораблей Великобритании, а затем Австралии, Новой Зеландии, Швеции и ряда других стран Параллельно с корабельным вариантом разработали и наземный вариант системы с 62-кг ракетой «Тайгеркэт», имевшей скорость 200 — 250 м/с и размещавшейся на гусеничных или колесных бронетранспортерах, а также на прицепах. В дальнейшем «Тайгеркэт» находился на вооружении более чем в 10 странах.

В свою очередь, в ожидании «Маулера», в Великобритании фирма «Бритиш Эйркрафт» начала в 1963 году работы по созданию ЗРК ЕТ 316, в дальнейшем получившего обозначение «Рапира» Однако и его характеристики практически по всем параметрам оказались значительно ниже предъявленных к «Маулеру».

Сегодня, спустя несколько десятилетий, следует признать, что идеи, заложенные в «Маулер», в наибольшей степени реализовали в советском ЗРК «Оса», несмотря на то, что его разработка также проходила весьма драматично и сопровождалась сменой как руководителей программы, так и организаций-разработчиков.

Боевая "ОСА"

ЗРК 9КЗЗ «Оса»

Создание ЗРК 9КЗЗ «Оса» началось 27 октября 1960 года. Принятым в этот день постановлением правительства предписывалось создание войскового и корабельного вариантов малогабаритного автономного ЗРК с унифицированной ракетой 9МЗЗ массой 60 — 65 кг Этот самоходный ЗРК предназначался для противовоздушной обороны войск и их объектов в боевых порядках мотострелковой дивизии в различных формах боя, а также на марше. В числе главных требований, предъявлявшихся к «Осе», была полная автономность, которая обеспечивалась бы расположением основных средств ЗРК — станции обнаружения, пусковой установки с шестью ракетами, средств связи, навигации и топопривязки, контроля, вычислительной техники и источников электропитания на одном самоходном колесном плавающем шасси, и возможность обнаружения в движении и поражения с коротких остановок внезапно появляющихся с любого направления низколетящих целей (на дальностях от 0,8 до 10 км, на высотах от 50 до 5000 м).

Головными разработчиками были назначены НИИ-20 (ныне НИЭМИ)— главный конструктор ЗРК М.М Лисичкин и КБ-82 (Тушинский машиностроительный завод) — главный конструктор ЗУР А.В Потопалов и ведущий конструктор М.Г.Олло. Первоначальными планами предусматривалось завершение работ по «Осе» к концу 1963 года.

Однако проблематичность достижения столь высоких требований при имевшихся в то время возможностях, а также большое количество принятых на начальной стадии разработки нововведений привели к тому, что разработчики встретились с немалыми объективными трудностями Уже в 1961 году на этапе выпуска аванпроекта выявилась нестыковка показателей основных элементов ракеты и комплекса, разрабатываемых различными организациями. Пытаясь решить возникшие проблемы, разработчики постепенно отказались от ряда наиболее передовых, но еще не обеспеченных соответствующей производственной базой технических решений. Так и не вышли из бумажной ипи экспериментальной стадии радиолокационные средства обнаружения и сопровождения целей с фазированными антенными решетками, полуактивная радиолокационная головка самонаведения ракеты, объединенная с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Последний буквально «рассыпал» ракету.

Боевая "ОСА"

Ракета 9М33М3

На начальной стадии проектирования, исходя из величины стартовой массы ракеты, в КБ-82 предполагали, что с этим блоком, масса которого оценивалась в 12 — 13 кг, ракета будет иметь высокую точность наведения, позволяющую обеспечивать необходимую эффективность поражения целей с помощью боевой части массой 9,5 кг. В остававшиеся неполные 40 кг предстояло вписать двигательную установку и систему управления.

Но уже на начальном этапе работ создатели аппаратуры почти вдвое превысили массу многофункционального блока, и это заставило перейти к использованию радиокомандного метода наведения, что соответственно снизило точность наведения. Нереальными оказались и заложенные в проект характеристики двигательной установки — 10-процентный недобор энергетики потребовал увеличения запаса топлива. Стартовая масса ракеты достигла 70 кг. Для исправления этого положения в КБ-82 приступили к разработке нового двигателя, но время было упущено.

В течение 1962 — 1963 годов на Донгузском полигоне выполнили серию бросковых пусков макетных образцов ракет, а также четыре автономных пуска ракеты с полным комплектом аппаратуры. Положительные результаты были достигнуты только в одном из них
Вызвали проблемы и разработчики боевой машины комплекса — самоходной пусковой установки «1040», создававшейся конструкторами Кутаисского автомобильного завода вместе со специалистами Военной академии бронетанковых войск. К моменту ее выхода на испытания стало ясно, что ее масса также превышает установленные ограничения.

8 января 1964 года советское правительство создало комиссию, которой поручили оказать необходимую помощь разработчикам «Осы» Ее возглавил начальник НИИ-2 (ныне ГосНИИАС) В.А.Джапаридзе, а ее членами стали наиболее авторитетные на то время разработчики зенитного ракетного оружия А А Расплетин и П.Д.Грушин. По результатам работы комиссии 8 сентября 1964 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в соответствии с которым КБ-82 освободили от работ по ракете 9МЗЗ и ее разработку передали в ОКБ-2 (ныне МКБ «Факел») ПД.Грушина. Одновременно установили новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания — П квартал 1967 года.

Опыт, которым обладали к тому времени специалисты ОКБ-2, их творческий поиск решений конструкторских и технологических задач позволили добиться впечатляющих результатов, несмотря на то, что ракету пришлось разрабатывать практически заново. К тому же в ОКБ-2 обосновали, что требования, предъявленные к ракете в 1960 году, чрезмерно оптимистичны. В результате наиболее критичный параметр прежнего задания — массу ракеты — практически удвоили.

В числе прочих применили и новаторское техническое решение. В те годы было известно, что для маневренных маловысотных ракет наиболее подходит аэродинамическая схема «утка» — с передним расположением рулей. Но возмущенный отклоненными рулями воздушный поток далее воздействовал на крылья, порождая нежелательные возмущения по крену, так называемый «момент косой обдувки» С ним в принципе невозможно было справиться дифференциальным отклонением рулей для управления по крену. Требовалось установить на крыльях элероны и, соответственно, укомплектовать ракету дополнительным силовым приводом. Но на малогабаритной ракете лишних объемов и резерва массы для них не было.

П.Д.Грушин и его сотрудники проигнорировали «момент косой обдувки», допустив свободный проворот по крену — но только крыльев, а не всей ракеты' Блок крыльев закрепили на подшипниковом узле, момент практически не передавался на корпус ракеты.

В конструкции ракеты были впервые использованы новейшие высокопрочные алюминиевые сплавы и стали, три передних отсека с аппаратурой для обеспечения герметичности выполнили в виде единого сварного моноблока. Твердотопливный двигатель — двухрежимный. Расположенный у соплового блока телескопический двухка-нальный заряд твердого топлива создавал при горении максимальную тягу на стартовом участке, а передний заряд с цилиндрическим каналом — умеренную тягу в маршевом режиме.

Боевая "ОСА"Первый пуск нового варианта ракеты состоялся 25 марта 1965 года и во втором полугодии 1967 года «Осу» предъявили на совместные государственные испытания. На полигоне Эмба выявили ряд принципиальных недостатков и в июле 1968 года испытания приостановили На этот раз в числе главных недочетов заказчики указывали на неудачную компоновку боевой машины с разнесенными на корпусе элементами ЗРК и ее низкие эксплуатационные характеристики. При линейном расположении пускового устройства ЗУР и антенного поста РЛС на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей позади машины, в то же время пусковое устройство существенно ограничивало сектора обзора РЛС впереди машины. В результате от объекта «1040» пришлось отказаться, заменив его более грузоподъемным шасси «937» Брянского автозавода, на базе которого удалось конструктивно объединить в единое устройство РЛС и пусковое устройство с четырьмя ракетами.

Новым главным конструктором «Осы» назначили директора НИЭМИ В.П.Ефремова, а его заместителем — И М.Дризе. Несмотря на то, что работы по «Маулеру» к тому времени прекратились, разработчики «Осы» были по-прежнему преисполнены решимости довести дело до конца. Большую роль в его успехе сыграло то, что весной 1970 года на эмбенском полигоне для предварительной (и дополнительной к стрельбовым испытаниям) оценки процессов функционирования «Осы» создали полунатурный моделирующий комплекс.

С июля началась завершающая стадия испытаний, а 4 октября 1971 года «Осу» приняли на вооружение. Параллельно с завершающим этапом государственных испытаний разработчики комплекса приступили к модернизации ЗРК. с целью расширения пораждаемой им зоны и повышения боевой эффективности («Оса-А», «Оса-АК» с ракетой 9МЗЗМ2). Наиболее значительными усовершенствованиями ЗРК на этом этапе стали' увеличение размещаемого на боевой машине количества ракет в транспортно-пусковых контейнерах до шести, улучшение помехозащищенности комплекса, увеличение срока службы ракеты, снижение минимальной высоты поражения целей до 27 м.

Боевая "ОСА"

Оса-АК

В ходе дальнейшей модернизации, начавшейся в ноябре 1975 года, ЗРК получил обозначение «Оса-АКМ» (ракета 9МЗЗМЗ) его основным достоинством стало эффективное поражение зависающих или летящих на практически «нулевой» высоте вертолетов, а также малоразмерных ДПЛА. Эти качества «Оса-АКМ», принятая на вооружение в 1980 году, приобрела раньше, чем появившиеся позднее ее аналоги — французский «Кро-таль» и франко-германский «Роланд-2».

Боевая "ОСА"

Оса-АКМ

Вскоре «Осу» впервые использовали в боевых действиях В апреле 1981 года при отражении бомбовых ударов по сирийским войскам в Ливане ракетами этого ЗРК сбили несколько израильских самолетов. Свою высокую эффективность ЗРК «Оса» сохранял даже в условиях воздействия интенсивных помех, что заставляло для борьбы с ним, наряду со средствами РЭБ, использовать разнообразные тактические приемы, в свою очередь, снижавшие эффективность действия ударной авиации.

Боевая "ОСА"

Спаренная пусковая установка ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М

В дальнейшем высокие характеристики различных вариантов ЗРК «Оса» и его корабельного варианта «Оса-М» смогли оценить и военные специалисты почти 25 государств, где в настоящее время эти ЗРК находятся на вооружении. Последним из них, получившим это эффективное оружие, которое по критериям стоимости и эффективности по-прежнему остается в числе мировых лидеров, стала Греция.

Боевая "ОСА"
Автор: В.КОРОВИН, В.МИНАКОВ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. dob 3 декабря 2010 01:33
    время старушки прошло 10 лет назад,для модернизации предлагается вариант "Купола" и Белорусский 1Т с тепловизором,пассивной радиопеленгацией и другими прибамбасами. Всё это лажа для нынешних времен. Шасси нужно взять от Т-80 два. Первое шасси - кабина управления расчета и ПУ ракет 12 шт (наведение инерциальное с самонаведением на конечном участке). Дальность стрельбы 20-25 км. Второе шасси - секторный АФАР (сопровождение с 30 км) с подсветкой целей,пассивный канал пеленгации, тепловизор, стволы автоматы 57 мм. Оба шасси бронированные. Передача информации между шасси а также на КП батареи оптический проводной и радиоканалы. СОЦ (обнаружение 60 км) АФАР на мачте высотой 5 - 10 м. поставить на КП батареи тоже на шасси Т80. Ни каких блин БТР пу12м 5937 5939 зил и газ и АБ1 - все это дерьмо на металлолом. ТЗМ пуско -заряжающее шасси Т80. На всех единицах дизеля для движения и 9и53 турбинку для электропитания. Этот ваш "Панцирь" братская могила. Это же надо опять экипаж под передатчики посадить. Пускай там сидит главный конструктор этого дерьма и СВЧ глотает. Сколько парней блин покалечили, и опять за старое. Так что вот так как то. Может тогда и напугаем кого грозным оружием, да и пехоту наконец прикроем. Где взять столько боевых расчетов если ХАРМ летит в передающую антену идиоты?
    dob
    1. Mikhail 8 мая 2011 19:05
      И смысл вашего постулата? Показать какой вы один самый умный, а остальные все тупицы которым лучше вообще на свет не рождаться, ибо есть такой светочь разума как вы? Очередной диванный аналитег блин. Куча стратегов тактиков, аналитиков, ученных проектировщиков, инженеров, и многих другие людей смежных и иных профессий, всю жизнь потратили на эту работу, а тут пришли вы и всем открыли глаза. Gотрясающе!
      Mikhail
      1. dob 22 мая 2011 16:50
        я как раз из тех, кто всю жизнь потратил на это железо, рекомендую то же попробовать, статус "за лучевую" за это не дают, осознаете всю полноту ощущений с окончанием собственного здоровья и то же потянет написать постулат.
        dob
        1. ПАТРОН 1 августа 2011 17:38
          но ведь они там не 24 часа в сутки находятся!
          ПАТРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня