Экспедиция к предкам. По маршруту Св. Брендана

27
Экспедиция к предкам. По маршруту Св. Брендана
«Св. Брендан» – судно Тима Северина


Вперёд, мой чёлн! Пусть ветер гонит нас!
К какой стране бы мы ни мчались дальней,
Но не видать нам более печальной
Страны, чем та, что вырвалась из глаз.

Томас Мур. Из «Ирландских мелодий»
(перевод Алексея Плещеева).



Ветер гонит
в океане судёнышко
из другого тысячелетия, с прямым парусом,
на котором алеет Кельтский крест,
и с командой из пяти насквозь промокших
отчаянных моряков.

Тим Северин «Путешествие на «Брендане»

Люди и культура. Публикация материалов о древних мореплавателях восхода и заката вызвала немалый интерес определенной части читательской аудитории ВО. Многие просили продолжить эту тему или рассказать о каких-то конкретных маршрутах, плаваниях и плавучих средствах далекого прошлого. Заинтересовал читателей ВО и рассказ о плавании Тима Северина на кураге «Св. Брендан». Ну и, естественно, были просьбы рассказать и о самом Брендане, и о лодке, названной в его честь.

Выполняем эти просьбы.


Св. Брендан. Икона ХХ в.

А было так, что сюжет о путешествиях, естественно, с назидательным содержимым, стал в определенное время в средневековой Европе очень распространенным, а все популярное обычно умножается в своем количестве.

Но в данном случае в основе повествований о плавании Св. Брендана лежат некие реальные события. Во всяком случае, этот человек сам по себе не вымысел. Известно, что он родился, жил и был похоронен, а впоследствии за свои полезные для дела веры деяния был причислен к лику святых.

Прозывали его Бренданом Клонфертским, а ещё Бренданом Мореплавателем или Путешественником, и был он одним из ранних ирландских святых, настоятелем монастыря Клонферт.

Известны его годы жизни: ок. 484 – ок. 578 гг., а также беллетризованная история его семилетней одиссеи – плавания по океану на запад в поисках Земли обетованной. День памяти этого святого 16 мая.

Появился на свет он примерно в 484 году вблизи нынешнего Фенита, на юго-западе Ирландии, и в миру носил имя Киаррайгт Луахра. Но потом принял монашество и стал называться Брендан, возможно, в честь горы Брендон, где между 512 и 530 годами он построил монашеские кельи.


Схематическое описание судна «Св. Брендан»

Известен он главным образом своим плаванием к Острову Блаженных, которое было подробно описано в «Путешествии Святого Брендана Мореплавателя» в IX веке.

Кстати, X веком датируются такие произведения, как «Плавание Снегдуса и Мак-Риаглы» и «Плавание Уа Корра». Первый рассказывает о двух иноках из монастыря Святого Колумбы (VI в.), которые добровольно присоединились к преступникам, которых в качестве наказания должны были отправить «на волю волн», то есть оставить далеко в море. Снегдус и Мак-Риагла, странствуя, посещают множество удивительных островов, в том числе и Остров Раскаявшихся Преступников. В основе «Плавания Уа Корра» также лежит идея искупления. Так что, очевидно, что тема эта была в то время весьма популярной!


Проекции модели «Св. Брендана» из книги автора «Для тех, кто любит мастерить» (Москва, «Просвещение», 1990 г.)

Впрочем, как уже отмечалось, возникла она не на пустом месте. Так, средневековые летописные источники сообщают, что жители Ирландии совершали дальние плавания (причем даже в Америку!) на судах с обшивкой... из кожи. Куски кожи вываривались в масле, после чего сшивались между собой промасленными кожаными ремешками, как и набор корпуса.


Теоретический чертеж обводов корпуса

Есть множество версий того, каким образом осуществлялось это плавание, и в них говорится о том, как Брендан отправился в плавание по Атлантическому океану с шестьюдесятью пилигримами (в других версиях – с четырнадцатью, и еще тремя неверующими, присоединившимися к нему в последнюю минуту) на поиски Эдема.

Это событие, если только оно произошло на самом деле, имело место примерно в 530 году. В своем странствии Брендан видел благословенный остров, покрытый чудной растительностью. Также он встретился с морским чудовищем по имени Ясконтий, причем эта встреча приписывается также и его современнику Св. Колумбе.

Наиболее известное приключение – это высадка на остров, который как раз этим самым гигантским морским чудовищем и оказался. Причем интересно, что эта история встречается и в Библии (Иона во чреве китовом), и в преданиях других народов, начиная от сказок о путешествиях Синдбада-морехода и до деревянного Пиноккио.


Очень реалистичная модель «Брендана» из материала Клауса Плонуса

В целом принято считать, что это плавание есть не что иное, как религиозная аллегория, но споры о том, было ли это плавание осуществлено на самом деле, и что это за Остров Блаженных, которого достиг Брендан, не утихают и по сей день. Немало людей считают, что этот остров является Америкой.

Более того, существует даже общество Св. Брендана, которое верит в то, что именно Брендан был первооткрывателем Америки, и даже празднует это событие.


Для её изготовления потребовался стапель!

Ну а то, что плавания на кораблях, сделанных из кожи, вполне возможны, помог доказать смелый эксперимент, который в 1976 году провел опять же ирландский историк и писатель Тимоти Северин. Он задумал повторить маршрут плавания Св. Брендана и пересечь Атлантический океан на кожаной лодке – кураге, или как их ещё называли – карре.


И вот так, из гнутых реек, корпус на нем и собирался…

Лодка, названная «Святой Брендан», имела длину 10,9 м, ширину 2,4 м, две мачты с прямыми парусами и рулевым веслом с правой стороны. Плавание отважного путешественника и его команды продолжалось с перерывами около двух лет. Они смогли пересечь Атлантику и достичь побережья Северной Америки.

Кстати, на парусах «Св. Брендана» был изображен красный «крест в нимбе» – символ монахов Ирландии.

Чтобы построить эту лодку, Северин использовал 49 бычьих кож, тщательно обработанных и пропитанных воском. То есть она вышла у него отнюдь не дешевой!


Готовый остов судна

Как показывает пример Тима Северина, Брендан вполне мог доплыть до Северной Америки, и в этом случае он действительно был одним из первых европейцев, побывавших в Новом Свете.

Кстати, и Христофор Колумб, доказывая существование морского пути в Азию через Атлантику, также полагался на легенды о плавании Св. Брендана.


А вот так вручную рейки остова связывали! На мой взгляд – сущая казнь!

В общем, мы не можем сказать точно, было это плавание или нет. Тим Северин доказал, что оно могло быть, но и не более.

Но… есть записанная история, во многом сказочная, как «Одиссея» или «Энеида», и это еще одна повесть о времени, когда монахи подвига ради удалялись либо в пещеры, либо… плавали на лодках по морям-океанам!

В горах, на берегу реки,
Я взял кусок кирпично-красной
Коры и вырезал кораблик,
Величиной с форель, не больше,
И наблюдал за ним, плывущим
И тонущим. И там, где он исчез,
Дюйм серебристой плоти над водой
Блеснул на солнце – на одно мгновенье.

Фэнтон Джеймс (перевод Владимира Светлосанова).

Что касается лично меня, то о плавании Тима Северина я узнал уже после выхода своей первой книги «Из всего, что под руками». Понятно, что тут же захотелось написать и издать вторую, вот только для книг о самоделках в то время требовались не только их рисунки и схемы, но и фотографии, подтверждающие, что ты сам такое делал.


Готовый сшитый корпус изнутри


Готовый корпус снаружи


Палубные люки

И пришлось мне делать «Брендан» уже для книги «Для тех, кто любит мастерить».

В Пензе тогда работал магазин «Умелые руки» и, хотя ассортимент у него был бедней некуда, в нем продавались обрезки кожзаменителя с местной кожгалантерейной фабрики. Сначала решил вырезать корпус из пенопласта, приделав на жало электропаяльника резак из тонкой металлической пластинки. И вырезал! А затем обточил его наждачной бумагой. Но как только я начал оклеивать его полосками коричневого кожзаменителя, клей для кожи растворил пенопласт и привел мой корпус в состояние полнейшей негодности.

Делать его вторично у меня не хватило терпения, и я спаял остов судна его из медной проволоки: выгнул из неё шпангоуты, два планширя, а киль собрал также из отрезков проволоки, впаянных по очереди между шпангоутов. Затем всю эту конструкцию я оклеил полосками коричневого кожзаменителя, а поскольку паруса на модели были бумажными, то и кресты на них наклеил бумажные, методом аппликации.


Кожаная обшивка


Готовый корпус, обшитый кожей


Готовый корпус, вид сверху

Моделька получилась небольшая, но очень симпатичная. Вот только жаль, что фотографии от неё не осталось – выцвела и фотография, и пленка, так что пришлось их выбросить.


Корма и рулевые весла

Замечу, что я не принадлежу к числу моделистов, которые стараются сделать «все, как в жизни», из-за чего 28 узлов на шкаторине паруса вместо 29 для них уже чуть ли не катастрофа. Но… я ценю их упорство и настойчивость.

Особенно в этом плане меня впечатлила работа одного из зарубежных моделистов как раз над моделью «Св. Брендана». Написал о ней и выложил в Интернет фотографии процесса изготовления модели Клаус Плонус. Думаю, что их читателям ВО будет также интересно посмотреть!


Ирландская марка, посвященная плаванию Св. Брендана
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    8 июня 2024 05:15
    Цитата: В. Шпаковский
    Брендан отправился в плавание по Атлантическому океану
    Ещё в советское время, учась в школе, я смотрел передачу "Клуб кинопутешественников" о плаваниях Брендана. Там утверждалось, что он доказательно побывал в Исландии и Гренландии, а вот доходил ли он до побережья Лабрадора доказательств нет. Интересная поднята тема. И малоизвестная
    1. +8
      8 июня 2024 09:35
      Всем доброго утра!
      Наиболее известное приключение – это высадка на остров, который как раз этим самым гигантским морским чудовищем и оказался. Причем интересно, что эта история встречается и в Библии (Иона во чреве китовом), и в преданиях других народов, начиная от сказок о путешествиях Синдбада-морехода и до деревянного Пиноккио.

      А мне на память пришел «чудо-юдо рыба-кит» из Конька-горбунка.
      Модель очаровала, даже не представляю сколько надо терпения и умения, чтобы сшить корпус.
      1. +5
        8 июня 2024 10:04
        Модель очаровала, даже не представляю сколько надо терпения и умения, чтобы сшить корпус.
        "Когда у девушки есть время и есть молоко, почему бы ей не покормить младенчика?!"
        1. +2
          8 июня 2024 19:36
          Приветствую. Соглашусь с обоими. На самом деле такие, "нудные действия" по кропотливой "вязке узелков" ничуть не более обременительны, чем вязание бабушкой свитеров и носочков для внучков... Можно легко при этом "одним глазком" смотреть телесериал, глядя поверх очков )))
    2. +3
      8 июня 2024 12:24
      В той же передаче я узнал, что кроме Хийердала есть ещё и не менее интересный товарищ Северин. Кроме Брендона у него и поход на доу по возможному маршруту сказочного Синбада и ещё множество путешествий.
      Кстати понравились его книги о норманской завоевании.
  2. +2
    8 июня 2024 11:18
    Прозывали его Бренданом Клонфертским, а ещё Бренданом Мореплавателем или Путешественником, и был он одним из ранних ирландских святых, настоятелем монастыря Клонферт.


    А ещё понятно что у него был очень толковый зам (история не сохранила сведений о нем). Пока герой путешествовал, оставленный "на хозяйстве" зам вытягивал монастырь. А не то бы героя повествования тогдашние церковные власти посадили бы в темницу поостыть и угомонится, дабы не забывал о прямых обязанностях.
  3. +1
    8 июня 2024 14:55
    . Ветер гонит
    в океане судёнышко
    из другого тысячелетия...


    Я не чувствую третье,
    я из второго,
    и это печально.

    Потому что как было и даже похуже, как-то мелко всё стало, а волны морские всё злее...
    Тем не менее -- доброго дня всем! Гребите! Пусть мокры будут весла! И сил не жалейте. Ибо где-то есть берег.
    1. +4
      8 июня 2024 15:45
      Гребите! Пусть мокры будут весла! И сил не жалейте. Ибо где-то есть берег.
      (Выдержка из послания Федеральному собранию от Президента РФ)
      И Вам здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      1. +3
        8 июня 2024 16:58
        . И Вам здравствуйте, Людмила Яковлевна!

        Антон, не кажется ли Вам, что в статье не отображены следующие темы:
        1. Значение деятельности преподобного Брендана для развития одиночного мореплавания в мировом масштабе.
        2. Брендан в рукоделии.
        3. Дадут ли Конюхову звание заслуженного святого?
        1. +4
          8 июня 2024 17:37
          Последний пункт весма актуален. В нашем пантеоне только Самотерптца Феодора Странника не хватает.
          1. +2
            8 июня 2024 17:44
            . В нашем пантеоне только Самотерптца Феодора Странника не хватает.

            А что? Мне понравилось!
            Самотерпец Феодор Странник...
            Не, не дадут -- звание.
            1. +4
              8 июня 2024 17:55
              Дадут-дадут. Еще и обьявят святым покровителем яхтсменов.
              Вера превратилась в фарс.
              1. +4
                8 июня 2024 18:04
                . Вера превратилась в фарс.

                А, ну разве что так. И разве что не сейчас -- больно на язык боек будущий святой...
                А вообще, знаете, что меня задело в статье? Вот это:
                . Известны его годы жизни: ок. 484 – ок. 578 гг.

                Только что ушла в прошлое великая Римская Империя, до Средневековья ещё шагать и шагать, а оно -- вот оно, проклюнулось.
                1. Комментарий был удален.
                2. +4
                  8 июня 2024 18:11
                  Только что ушла в прошлое великая Римская Империя, до Средневековья ещё шагать и шагать, а оно -- вот оно, проклюнулось.
                  Так нормальные подвижники веры в это время и жили!
                  1. +4
                    8 июня 2024 18:21
                    . нормальные подвижники веры в это время и жили!

                    Видать, церковная бюрократия мощи своей ещё не набрала, не раскинула прочные сети. Народ был не окучен, тянулся к свободе, к простору, вовне, время мореплаваний, спонсированных за счёт государственной казны -- это в будущем. Как и сами государства.
    2. +4
      8 июня 2024 15:59

      Я не чувствую третье,
      я из второго,
      и это печально.

      Здесь подавляющее большинство участников родом из второго тысячелетия. И все как-то коммуницируют с детьми и внуками. Не вижу поводов для скорби.
      1. +3
        8 июня 2024 17:04
        . Не вижу поводов для скорби.

        А я не о себе говорю. Я о тех, кто столкнулся с невидимой преградой и повернул своё плавсредство туда, где бортовая качка вроде бы меньше. Обманчивое чувство.
        1. +3
          8 июня 2024 17:32
          Имеет смысл больше ходить пешком.
          1. +3
            8 июня 2024 17:45
            . Имеет смысл больше ходить пешком.

            Все мы в одной лодке!
            1. +3
              8 июня 2024 17:58
              Все мы в одной лодке!
              "И не нужно ее раскачивать"?
              1. +4
                8 июня 2024 18:09
                . И не нужно ее раскачивать?

                А зачем раскачивать лодку, если она дала течь? Вычерпывать надо, вычерпывать! wassat )))
                Это ж святое правило Перевозчика.
                1. +3
                  8 июня 2024 18:14
                  Это ж святое правило Перевозчика.
                  Бедолага Харон....
                  1. +3
                    8 июня 2024 18:24
                    . Бедолага Харон....

                    Да не говорите! Кого возил? И кого сейчас? Лодку точно прогрызут!
                    Кстати, как поживает ваш пёсель?
                    1. +3
                      8 июня 2024 18:38
                      Кстати, как поживает ваш пёсель?
                      У меня собачка. Спасибо! У нее все хорошо и она Вас облизнула! love
                      1. +3
                        8 июня 2024 18:54
                        . она Вас облизнула!

                        А, собачка!
                        Просто на фотографии (помните, Вы размещали) Вы держите её на руках, и она -- большая! Ну, я и подумала, что это пёс wink )))
                        И ещё кстати. У нас ведь есть свой "Конюхов" -- пусть и не кругосветчик и не мореплаватель, но байдарочник, сплавлявшийся по рекам, -- Сергей Иншаков (Авиатор).
                        Вот он есть, а на статью не пришёл. Видно, уже не плавает, а пашет на даче. Сейчас все пашут, чтоб было что закрутить, закоптить и засушить.
                      2. +2
                        8 июня 2024 19:39
                        1. Это просто фотография, так случилось.
                        2. Сергей Иншаков весьма уважаемый мной человек. Жаль, что редко пишет, читать интересно. Да и полемизировать тоже.
  4. 0
    19 июля 2024 18:36
    И пришлось мне делать «Брендан» уже для книги «Для тех, кто любит мастерить».
    - одна из любимых книг детства.