Моряк трех флотов

Моряк трех флотов15 февраля 1913 года в деревне Смольниково Московской губернии родился Семен Лобов, будущий адмирал флота. В этом году Семену Михайловичу исполнилось бы 100 лет. В связи с этим мы позволим себе напомнить читателям об этом замечательном человеке, моряке с большой буквы, фарватеры флотской службы которого пролегли через Тихоокеанский, Черноморский и Северный флоты.

Шестнадцатилетним пареньком ушел в большую самостоятельную жизнь. Сначала работал на железной дороге, затем учился в фабрично-заводском училище. Получив специальность слесаря-электрика, начал трудиться на Люберецком электромеханическом заводе. Весной 1932 года по комсомольской путевке поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе.

СЛУЖБА НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ


По окончании училища в сентябре 1937 года С.М.Лобов был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот (ТОФ). Начинал службу командиром батареи БЧ-2 сторожевого корабля «Бурун».

Первым командиром этого корабля в 1934–1935 годах был будущий главком ВМФ СССР и адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Его воспоминания о службе на «Буруне» дают точное представление, в каких условиях начал службу и получил флотскую закалку Семен Лобов. «Годы службы на Тихом океане были не легкими… тревоги, туманы, штормы, бессонные ночи, череда нескончаемых вахт, неустроенность быта… Вечером вернешься из многосуточного дозора, а наутро выходишь в море на обеспечение боевой подготовки подлодок, торпедных катеров, береговой артиллерии, авиации… «Бурун» – корабль-цель, буксировщик щитов, по которым отрабатываются торпедные и артиллерийские стрельбы, бомбометание… Маневрируй, уклоняйся, ставь дымовую завесу. До базы доберешься вконец вымотавшийся, на пределе человеческих сил…».

В июле-августе 1938 года произошел вооруженный конфликт между Советским Союзом и Японией у озера Хасан. «Бурун» в числе других кораблей ТОФ принимал участие в обеспечении боевых действий. Именно тогда Семен Михайлович получил «боевое крещение».

В июле 1939 года, по окончании курсов командиров миноносцев, Лобова назначили помощником командира на строящийся эсминец «Резкий», а потом – на достраивающийся эсминец «Разящий». И вновь, правда, опять заочное, пересечение флотских судеб будущих адмиралов Лобова и Горшкова, который в 1937 году был командиром «Разящего». Опыт, приобретенный Семеном Михайловичем во время службы на строящихся кораблях, знание процесса судостроения не раз пригождались ему на протяжении всей дальнейшей службы.

Эсминец «Разящий» вступил в строй 20 декабря 1940 года и уже в 1941 году корабль завоевал переходящий приз Военного совета ТОФ по артиллерийской стрельбе.

В июне 1942 года Лобов вступил в командование эсминцем «Резвый». Военный совет ТОФ неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца, а самого Семена Михайловича командование характеризовало как постоянно энергичного, способного, волевого и требовательного командира.

В августе 1945 года эсминец «Резвый» входил в состав сил флота, перед которыми была поставлена задача не допустить действий японских ВМС против советских военно-морских баз. «Резвый» и другие корабли охраняли внутренние коммуникации, сопровождали транспорт, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Командование дивизиона отмечало Семена Михайловича как одного из лучших командиров кораблей. «Решителен и смел в своих действиях», – отмечено в характеристике, данной ему в 1945 году. В том же году он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В апреле 1946 года кораблю было поручено выполнение исторической миссии – «Резвый» доставил в Токио советских членов международного военного трибунала. За выполнение этой ответственной задачи Семен Михайлович был награжден орденом Красной Звезды. А вскоре он получает новое назначение и прощается с Тихим океаном, на котором прослужил 14 лет, на берегах которого родились его сыновья Владимир и Валерий.

НА ЧЕРНОМОРСКОМ ФЛОТЕ

В ноябре 1946 года капитан 2-го ранга Лобов был назначен командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев Черноморского флота (ЧФ). В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый», прошедшие всю войну, а также эсминец «Огневой», вступивший в строй 8 апреля 1945 года.

В августе 1947 года флот и город посетили Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР Алексей Косыгин. На борту крейсера «Молотов», шедшего под флагом главкома военно-морскими силами СССР Ивана Юмашева, высокие гости совершили морской переход на Кавказ. В охранении крейсера с целью предотвращения минной опасности шли эсминец 1-го дивизиона «Огневой» и «Лихой» – бывший румынский эсминец, захваченный в 1944 году в качестве трофея. Данная предосторожность была далеко не лишней – в море еще частенько встречались сорванные с якорей мины (боевое траление акватории Черного моря продолжалось до 1951 года). Учитывая ответственность задачи, на «Огневом» шел командир дивизиона эсминцев капитан 2-го ранга Лобов. За обеспечение безопасного перехода Семен Михайлович был награжден орденом Красной Звезды.

В мае 1948 года Лобов был назначен командиром одного из лучших и современных на тот момент кораблей ЧФ – Краснознаменного крейсера «Ворошилов». В 1949 году корабль занял первое место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов Советского Союза. И в том же 1949 году командир крейсера «Ворошилов» капитан 2-го ранга Лобов был награжден орденом Красного Знамени.

Крейсер «Ворошилов» входил в состав эскадры, которой с января 1945 года командовал вице-адмирал Сергей Горшков. Став в 1948 году начальником штаба ЧФ, а потом и его командующим, Сергей Георгиевич очень ревностно следил за бывшей своей эскадрой. Он любил эти большие красивые корабли – крейсеры и линкоры. На эскадре более всего на Горшкова производил впечатление Лобов, отличающийся спокойствием, распорядительностью и, главное, способностью четко и обстоятельно докладывать о делах экипажа и состоянии крейсера.

С тех пор Горшков не упускал из виду службу Лобова. Он записал в аттестации офицера: «Умеет выбрать главное и довести решение до конечной цели». Именно Горшков встает на его защиту, когда матросы крейсера «Ворошилов» – деревенские мужики – в 1950 году устроили самостийное собрание. Матросы выступили против укрупнения колхозов и уменьшения доли сельскохозяйственных артелей. За такое происшествие командира корабля могли объявить врагом народа. Однако благодаря заступничеству Горшкова происшедшее обошлось Семену Михайловичу лишь партийным взысканием, которое вскоре было снято.

13 июня 1950 года Лобову досрочно присвоили звание «Капитан 1-го ранга», а в сентябре 1951 года он был назначен командиром Краснознаменного линкора «Севастополь» – флагмана ЧФ. За достигнутые экипажем успехи в 1953 году командира наградили орденом Красного Знамени.

В декабре 1953 года Лобова направили учиться на одногодичные академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. Во время учебы ему было присвоено звание «контр-адмирал». Через год он возвратился на ЧФ для дальнейшего прохождения службы в должности командира 50-й дивизии крейсеров. В ее составе находились три новых крейсера, в том числе «Адмирал Нахимов». Именно «Нахимов» стал первым кораблем, получившим на вооружение противокорабельный ракетный комплекс.

Во время визита правительственной делегации на ЧФ 13 октября 1955 года крейсер «Адмирал Нахимов» посетили Хрущев, Микоян, Жуков, Булганин, Брежнев и другие руководящие лица.

29 октября 1955 года произошел взрыв на линкоре «Новороссийск». В ту страшную ночь Лобов руководил действиями аварийных партий, прибывших с крейсеров его дивизии. Это была трагедия не только флота и Севастополя, но и всей страны. Погибло 611 человек.

Во время взрыва линкора «Новороссийск» крейсер «Михаил Кутузов» оказался ближайшим кораблем к линкору. Из 35 человек аварийно-спасательной команды, посланной с крейсера для оказания помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27 матросов.

НА СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ

В 1956 году главной ударной силой Северного флота (СФ) оставалась эскадра, начальником штаба которой и прибыл служить контр-адмирал. В июне 1957 года Лобова назначили командиром эскадры. А в октябре 61-го, после окончания учебы на академических курсах офицерского состава при Военно-морской академии, уже в звании вице-адмирала Лобов стал 1-м заместителем командующего СФ.

Это был период жесткого противостояния с Соединенными Штатами и блоком НАТО. В нашей стране развернулась огромная работа по обеспечению стратегического паритета с США.

В июле 1962 года атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол» СФ совершила поход к Северному полюсу. В 1963 году подводники-североморцы начинают осваивать новый вид боевой деятельности – несение боевой службы – и получают первый опыт использования атомных подводных лодок (АПЛ) в ранее не освоенных районах Мирового океана. В сентябре состоялся первый переход двух атомных подводных лодок Северным морским путем на ТОФ. Тогда же АПЛ «К-181» ушла в подводное плавание и всплыла в географической точке Северного полюса.

В 1964 году вице-адмирал Лобов сменил на должности командующего СФ адмирала Владимира Касатонова. В 1966 году АПЛ «К-133» и РПКСН «К-116» совершили первый групповой кругосветный поход. Лодки перешли из Баренцева моря на Камчатку через Атлантический и Тихий океаны вокруг Южной Америки.

В 1968 году СФ участвовал в учениях «Север» вместе с Балтийским флотом, а также с флотами ГДР и Польши. В 1970 году СФ под командованием Лобова участвовал в самых крупных маневрах отечественного ВМФ «Океан». Действия одновременно велись в Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом океанах и в прилегающих к ним морях. Действия СФ заслужили высокую оценку руководителей страны. Флот показал, что может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи, влиять на ход и исход войны.

28 июля 1970 года Лобову было присвоено звание «адмирал флота». В мае 1972 года он простился с Северным флотом, на котором прослужил 17 лет. За это время флот изменился кардинально. Появились стратегические ракетоносцы, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, многоцелевые атомные подводные лодки. Всего за этот период в состав СФ вошло более 70 атомных подводных лодок. Были введены в строй крупные надводные корабли с ракетным оружием. Авиационный парк пополнился самолетами и вертолетами нового типа. В 1966 году в составе СФ был сформирован 61-й отдельный Киркенесский Краснознаменный полк морской пехоты.

Адмирал флота Владимир Чернавин (с 1985 по 1992 год – главнокомандующий ВМФ – заместитель министра обороны) писал: «Особенно бурными темпами шло становление атомного подводного флота. Наши атомоходы стали много плавать... и часть упомянутых исторических походов атомников пришлась как раз на время командования Семена Михайловича. Это 1964–1972 годы. Семен Михайлович обладал необыкновенной работоспособностью, очень высоким чувством ответственности, много сил отдавал освоению подводного флота... Под флагом адмирала, а с 1970 года адмирала флота С.М. Лобова мне приходилось участвовать во многих флотских учениях. Командующий всегда стремился к глубине замысла. Здесь он был истинным генератором идей, не перекладывая этот труд на своих помощников. Но он не ограничивался личным выдвижением идей, а самым доскональным образом занимался их проработкой, реализацией. Сказывалась его высокая штабная культура, без чего некоторые пытаются обходиться, но без чего невозможен настоящий командующий. Нам эти учения представлялись всегда интересными и по-настоящему поучительными. Руководил учениями Семен Михайлович уверенно и спокойно. Такая четкость, продуманность действий руководителя дает значительно больше, чем последующие умные разборы после не очень продуманных мероприятий. Хотя и разборы командующего Лобова тоже являли собой образец глубокого анализа, точных выводов и конструктивных рекомендаций».

Закончил службу адмирал флота Лобов в Москве в должности помощника начальника Генштаба Вооруженных сил СССР по Военно-морскому флоту.

Автор: Валерий Семенович Фролов
Первоисточник: http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Octavian avgust 22 февраля 2013 15:10
    Отличная статья! Нужно помнить своих героев, кто всю жизнь служил Родине. Честь и хвала! Моряк с большой буквы. Нужно назвать корабль его именем, за заслуги перед отечеством!
    Octavian avgust
  2. евген 22 февраля 2013 17:46
    Заметьте,"в деревне Смольниково".Представить себе не могу ,в наше время!
  3. busido4561 23 февраля 2013 17:44
    Познавательная информация. Поздравляю всех С Днем Защитника Отечества! soldier (busido4561, Kazakhstan)
    busido4561
  4. INVOU 25 февраля 2013 22:21
    Благодарю автора, информация изложена лаконично и доступно!
    INVOU

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня