Микросубмарины

Ударной силой современного флота являются поистине гигантские плавательные сооружения, которые обеспечивают выполнение тактических и стратегических задач боевого применения различных видов вооружений. Они могут быть представлены как почти полноценной аэродромной площадкой для приема воздушных кораблей, так и передвижным вариантом пусковой площадки для запуска МБР со всеми необходимыми вспомогательными службами. Однако новая концепция ведения боевых действий на море и внедряемые при этом технологии требуют уменьшения размеров плавательных средств, используемых для этих целей

Аналогичные действия имеют место и в боевом применении авиационных средств ведения воздушного боя. Использование БПЛС стало уже почти обыденным делом в армиях большинства крупных стран. О процессах оптимизации средств подводного вооружения и их боевом применении источники информации сообщают значительно реже.

Микросубмарины



Подводная мимикрия

На стадии возникновения и совершенствования кораблей, выполняющих боевые задачи в подводом положении, использовались исключительно небольшие субмарины. Наличие на вооружении и флотах многих стран крупноразмерных подводных крейсеров с водоизмещением в десятки тысяч тонн в настоящее время рассматривается, как гипертрофированное технократическое событие времен гонки вооружений и неудачных попыток создания глобального военного перевеса для завоевания мирового господства. Ведь в том и состоит принцип миниатюризации габаритов боевой техники, что при его соблюдении сильно уменьшается возможность засечки всеми видами подводной разведки боевого корабля противника, что значительно расширяет возможности его боевого применения. Обнаружить субмарину, которая размерами, собственной скоростью, интенсивностью всех видов излучения и шумопоглощаемостью ничем не отличается от крупных обитателей морских глубин, представляется очень не простой задачей. На это едва ли способны даже самые современные средства обнаружения под водой.

Микросубмарины


Разработка новой концепции для создания субмарин

Так случилось, что изначально подлодки небольшого размера не имели той степени защищенности, которыми обладают современные субмарины. Способность к длительному самостоятельному, не зависящему от источников энергии плаванию, оставалась несбыточной надеждой. Использование нанотехнологий, а также всех открытий, связанных с применением небольших по размеру, но многофункциональных систем, находились в эмбриональном состоянии. Их развитие шло сложным путем, процесс открытия и внедрения конструкторам давался с трудом. Наибольший прорыв произошел за последние 10 -15 лет, когда дело сдвинулось с места.

Конструкторам и ученым удалось решить основную проблему - внедрить современные технологии, позволяющие привести к оптимизации размеров подводных боевых аппаратов. В их распоряжении появились микроисточники энергии большой емкости. С использованием навигационных комплексов и высококачественной аппаратуры акустики появилась возможность постоянно отслеживать позиции целей и своего местонахождения.

Модернизация современных подводных боевых комплексов сильно сказались на функционале боевой техники, а также ее габаритах и конфигурации. Они стали характеризоваться упрощенной способностью в эксплуатации и высоким уровнем автоматизации, т.ч. и в вопросах идентификации и уничтожения целей. Все это стало возможным из-за применения комплексного подхода в вопросах создания проектов подлодок, которые позиционируются, как некоторые элементы глобальной системы, необходимые для претворения в жизнь программ более высокого уровня.

В то же время такая концепция использования небольших субмарин - не рисковать большими подводными кораблями в зоне активного противодействия противника – применялись гитлеровцами в 1939-1945 гг. Яркий пример- атака английского флота на флагманский корабль "Тирпиц" в 1943-м году, где принимало участие подразделение небольших субмарин. Также в военно-морской истории имеются факты нападения боевыми пловцами германского флота на британские корабли, при котором применялись небольшие субмарины.

Использование мини-субмарин в специальных операциях
Использование мини-субмарин в специальных операциях изначально являлось основной задачей, для чего создавались эти небольшие суда подводного плавания. Это произошло еще до начала Второй мировой войны. В перечень их боевых задач входила нелегальная доставка, высадка и эвакуация отряда бойцов морского спецназа.

Малые субмарины, которые служили для спасения людей на воде, были введены в состав флота уже в 60-х годах XX столетия. Их основное устройство гораздо сложнее лодок, применяемых для диверсионной деятельности, и практически ни в чем не претерпело изменений до настоящего времени. Единственное - то, что сегодня существуют как телеуправляемые подлодки, так и «автоматы». Эти подводные управляемые аппараты весьма популярны во многих флотах и весьма похожи по функционалу. К примеру, достаточно привести пример с английской лодкой Scorpio, проведшую операцию по спасению экипажа российской «малютки» в 2004 году у камчатского побережья.

Микросубмарины


Использование мини-субмарин в операциях по разминированию

В качестве новой генерации мини-субмарин в середине 90-х годов XX столетия были представлены НПА - необитаемые подводные аппараты автономного типа. С этого времени специалисты ВМС США исследуют вопрос дистанционного разминирования акваторий и других морских участков «малютками» NMRS, оборудованных СВЧ РЛС бокового действия, которые выпускались через отверстия торпедных установок, причем управление осуществлялось по «оптоволокну». Этими приборами планировалось оборудовать ПЛ типа «Лос-Анджелес» и «Вирджиния», но в ходе тестов испытания получены неудовлетворительные результаты, в связи с чем проект был аннулирован в 1999 году. Следующим шагом стало внедрение фирмой Boeing аппаратов самостоятельного плавания, которые управлялись по радио. К возможностям таких приборов следует отнести изучение района поисков площадью до 100-130 кв.км. за 24 часа, при этом определяя позицию мины в радиусе до 70 м.

Микросубмарины
ЗАГРУЗКА МИНИ-ПОДЛОДКИ 5DV (SEAL DELIVERY VEHICLE) в сухой док, установленный на подводной лодке "Даллас" (SSN-700, класс "Лос-Анджелес"). SDV - это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа [в легководолазном снаряжении] и оборудования, необходимого для специальных миссий.


Современные средства

Среди современных средств следует выделить изделие DSRV (США). Команда может выполнять свои функции без особого снаряжения. DSRV закрепляется по-походному на внешней надстройке атомных подлодок типа «Лос-Анджелес», которые специально приспособлены для перевозки таких «малюток», а также на АПЛ «Виржиния» и «Огайо». Этот подводный аппарат не служит для активного преодоления противодиверсионной защиты, но в тоже время, адаптирован для «приводнения» десанта спецназа на побережье противника. Спецгруппа может заняться заблаговременной подготовкой участка местности для подготовки к приему серьезного десанта. Она занимается установкой радиомаяков, налаживания системы связи и оптической разведки. Иногда на «мокрой» площадке таких АПЛ монтируется водонепроницаемый бокс - сухой док для подводного устройства, где команда и десант находится в снаряжении легких водолазов. Кроме того, такие «малютки» служат для выполнения спасательных функций при эвакуации экипажа АПЛ, потерпевшей аварию.

Использование научных аппаратов в военных целях

Практиковалось и использование научных аппаратов в военных целях. Так, НПА Seahorse, спроектированный в недрах университета г.Пенсильвания по заказу военных моряков, должен был выполнять чисто научные функции. Но практика показала, что его использование может быть проведено в более обширном диапазоне. Из-за многофункциональности аппарата пришлось увеличить габариты - НПА не проходит в обычный торпедный аппарат, а только из ПУ, расположенной вертикально, что возможно только из АПЛ типа «Огайо». Seahorse обеспечен большой инструментальной базой, что позволяет его применять, к примеру, для саперных морских изысканий.

Другой вариант научного судна - REMUS в середине 1990-х годов XX столетия был спроектирован и изготовлен в институте океанографии в Вудс-Холе. Фирма Hydroid лицензионно уже изготовила около трех сотен таких НПА, которые получились весьма вариабельными. Так, в 2003 году именно НПА REMUS, оборудованные оптикой и СВЧ РЛС бокового вида, помогли американцам провести разминирование порта Умм-Каср меньше чем за трое суток.

Между прочим, на минах пока еще рано ставить крест: Существуют определенные разработки, и, возможно, вскоре появятся такие минные устройства, которые будут в состоянии идентифицировать и уничтожать противоминные субмарины. Предполагается, что работы по снятию минных заграждений станут весьма дорогостоящим мероприятием.

Микросубмарины
Аппарат DSRV-1 (Deep Submergence Rescue Vehicle) Mystic с экипажем из четырех человек и вместимостью до 24 пассажиров погружается на глубину до 1500 м для выполнения спасательных работ на авиабазе ВМС США Норт-Айленд Mystic загружают в грузовой Ан-124, который доставит его в Южную Корею для участия в международных учениях Exercise Pacific Reach (2004) в целях обмена опытом в области подводных спасательных операций.


Системы освещения подводной обстановки

В тактике и стратегии современного морского боя большое значение имеет использование и размещение систем освещения подводной обстановки (СОПО). Новинкой стало привлечение мини-субмарин в качестве объектов СОПО.

Дело в том, что военное руководство должно быть в курсе о морской тактической обстановки, маршрутах движения надводных и подводных кораблей, их вооружении, местах дислокации. Нынешним СОПО требуются большое количество разнообразных устройств специального назначения, который размещаются в морских глубинах.. Их монтаж и контроль эксплуатации – одна из основных проблем, стоящих перед НПА. Кроме этого, такую разновидность мини-субмарины, как Bluefin 2 1, которая оборудована СВЧ РЛС бокового вида с частотой 455 кГц и разрешающей способностью около 10 см, применяют для разминирования, а также для рекогносцировки акватории водного района перед началом спецопераций.

Микросубмарины
Глайдер Slocum компании Teledync Webb Research, разработанный Дугласом Уэб-бом, бывшим исследователем из Океанографического института в Вудс Холе. ГЛАЙДЕР SLOCUM будет положен в основу аппаратов поддержки боевых операций на литорали (Lirttoral Battlespace Sensing-Gliders, LBS-G), которые Teledyne взялась разработать в рамках контракта с ВМС США уже ко второй половине 2010 года. Эти небольшие аппараты могут быть оснащены широким набором датчиков для патрулирования акватории на протяжении многих недель.


Создание универсального НПА

Военные ученые разных стран считают, что кульминацией кораблестроения подводных кораблей станет создание универсального автоматического аппарата с огромным функционалом.
Создание НПА Manta
Начиная с 1996 года, американские военные ученые разрабатывают новую боевую субмарину Manta на базе в Ньюпорте. Она приспособлена для установки на АПЛ SSN 794 (на носу атомохода будет закреплено 4 НПА). Мини-субмарины, выполненные в форме ската, не нарушают гидродинамики и общей архитектуры носителя «малютки». Сейчас отрабатываются физические габариты НПА в различных модификациях.
Manta, базис которой просчитывается и проверяется в реальности, на выходе с конвейера может достичь уровня самой мощной и функциональной субмарины в мире. После выпуска за борт НПА становится полностью автономной, хотя связь с АПЛ-«маткой» действует постоянно. Система управления НПА основывается на индивидуальной боевой компьютерной программе, на ее борту установлена собственная система управления кораблем, станция гидроакустики, аппаратура связи различного уровня. Опытный образец MTV прошел тактико-морские испытания, проведенные в 2007-2008 годах. Результаты были признаны удовлетворительными. Среди функций, возложенных на НПА, рассматриваются такие, как разведывательная деятельность, наблюдение и рекогносцировка прибрежной зоны; противодействие подлодкам противника; выявление минных заграждений; сбор океанографической и картографической информации
Существует довольно-таки реальный прогноз, что Manta будет не просто сочетать в себе обширные субъективные возможности, но и будет способна к эксплуатации, как корабль с экипажем. К примеру, возможность использования оружия в автономном режиме, без вмешательства человека, такого, как различные торпеды, артиллерийское и минное вооружение, а также системы РЭБ.

Применение «Манты» ведет к расширению площади акватории, которая контролируется кораблями американскими ВМС, а также позволяет сильно уменьшить процент обнаружения и уничтожения АПЛ ВМС США.

Микросубмарины
АВТОНОМНЫЕ ИЛИ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ПОДВОДНЫЕ РОБОТЫ могут заменить водолазов в деле инспектирования подводной части корпуса кораблей и судов. Робот HAUV 2 разработан компанией Bluefin Robotics в сотрудничестве с Массачусетсом технологическим институтом по заказу Отдела военно-морских исследований специально для выполнения такой работы. Доплеровский измеритель скорости аппарата и автономная система навигации позволяют HAUV 2 с высокой точностью ориентироваться относительно корпуса судна.


Принцип разумного комплектования

Изготовление НПА Manta является началом новой цепочки в эволюционном ряду использования мини-субмарин в военных целях. Последующий путь развития НПА будет применять известный принцип разумного комплектования – «принцип матрешки», который уже апробирован на НПА Manta. Вкратце это можно объяснить следующим образом: уже существующие АПЛ не будут утилизироваться по истечению срока службы – их модернизируют, и они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов, действующих по принципу «маточного гнезда». Уже сегодня несколько нынешних американских атомоходов - например, многофункциональные АПЛ серии «Вирджиния» и SSGN 726-729 (обновленные «Огайо») – оборудуются т. н «модулями – универсалами» URLM. Эти модули имеют габариты - 8 м х 1,8 в диаметре, весом 20 т, у которых в системе оснащения предусмотрена многофункциональная система для жизнедеятельности других НПА.

Реально работающая программа американского военного флота MRUUV, целью которой является последующая разработка новых НПА LMRS, в качестве главной задачи видит изготовление «модуля – универсала» НПА, которому можно будет менять геометрию корпуса под определенные миссии на борту «матки». Можно только вообразить, какое количество предназначений будет у таких НПА.

Не менее захватывающе выглядит программа MRUUV-L (второе название LD MRUUV). Она заключается в применении относительно большого НПА весом около 70 т, который будет состоять в штате АПЛ класса «Огайо», а также литоральных средств LC5 (корабли защиты морской прибрежной зоны). Эта мини- субмарина будет напичкана е модулями разведывательного характера, СОПО, ретрансляторами, аппаратами противоминной разведки и целеуказания, системами ПЛО, поисковыми и спасательными сегментами, в т.ч и негабаритными «беспилотниками».

Так что известный принцип «лучше меньше, да лучше» еще актуален.
Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Shveik 2 марта 2012 09:59
    Интересная статья, но будущее всё же за беспилотными подводными аппаратами, так-как на большой глубине мягко говоря человек чувствует себя не комфортно.
    Shveik
  2. Edge_KMV 2 марта 2012 10:31
    В России что-то подобное есть ???
    1. PN 2 марта 2012 13:03
      Обитаемая подводная лодка с ядерной энергетической установкой и длинной 30м. Меньше я не видел.
      PN
      1. desava 2 марта 2012 18:53
        Есть у нас, есть. Не знаю насчет количества и наличия в той или иной базе, но могу с уверенностью сказать, что замысел интересный. Хотя подлодкой трудно назвать. Скорее погружной катер.
    2. mr.Man 2 марта 2012 22:45
      При СССР были "Пиранья", «Тритон», «Сирена»...
      В конце 90-х много их резали angry .., и сохранилось ли, что не известно... what

      А так самоделка: http://www.youtube.com/watch?v=reRtGYrjRbU wink
      1. desava 3 марта 2012 12:59
        Я имел ввиду уже российские разработки. Они существуют и не только в стадии разработок.
  3. Аскет 2 марта 2012 14:13
    Для прикола самодельная китайская мини подлодка








    [img]http://24warez.ru/uploads/posts/

    thumbs/1314791980_minisub_05.jpg[/img]







  4. Heinrich Ruppert 2 марта 2012 17:21
    Колумбийцы уже давно используют самодельные мини для поставки наркоты в сша
    1. Аскет 2 марта 2012 17:32
      Цитата: Heinrich Ruppert
      Колумбийцы уже давно используют самодельные мини для поставки наркоты в сша








  5. Heinrich Ruppert 2 марта 2012 18:36
    Аскет. спасибо за фото именно это я и имел в виду.
  6. Алексей- 2 марта 2012 19:31
    думаю,что наш перспективный авианосец(в свете озвученной концепции в СМИ(воевать в трёх средах :под водой,в воздухе,космосе)),будет вооружён аналогичными НПА Manta
    П.С.-"...уже существующие АПЛ не будут утилизироваться по истечению срока службы – их модернизируют, и они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов, действующих по принципу «маточного гнезда». Уже сегодня несколько нынешних американских атомоходов - например, многофункциональные АПЛ серии «Вирджиния» и SSGN 726-729 (обновленные «Огайо») – оборудуются т. н «модулями – универсалами» URLM."............а у наших как всегда в одном месте свербит-"акулы"резать и всё тут,мда. sad
  7. 755962 4 марта 2012 00:16
    Про таких "малышей" говорят :"Мал клоп да вонючь."
    755962
  8. Космос-1869 4 марта 2012 00:29
    Как-то странно читать "СВЧ РЛС бокового вида с частотой 455 кГц ".
    455 кГц - это отнюдь не СВЧ.
    Кто-нибудь в курсе "водных" РЛС бокового обзора?
  9. Морган 10 апреля 2014 14:16
    Основная проблема беспилотных мини - системы боевого ИИ. Остальное - решаемо

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня