Вопросы обороны Северного морского пути

48
Вопросы обороны Северного морского пути
Основное здание базы "Арктический трилистник" на о. Земля Александры


Арктика и Северный морской путь имеют особое значение для российской экономики и логистики. Кроме того, у них есть большой потенциал в контексте мировой экономики и грузоперевозок. В сложившейся сложной военно-политической ситуации в мире Севморпуть и Арктика в целом могут привлекать нежелательное внимание агрессивно настроенных сил. Регион и логистика в нем нуждаются в защите, и российские вооруженные силы давно принимают необходимые меры.



Стратегическое значение


В настоящее время Россия наращивает экономическую и хозяйственную деятельность в своих арктических регионах. Осваиваются уже известные месторождения полезных ископаемых и ведется поиск новых. Также реализуется ряд проектов в сфере энергетики и инфраструктурного строительства, экологии и т.д. Перспективы арктического направления хорошо известны и очевидны.

При этом заполярные проекты достаточно сложны с точки зрения реализации. Одной из главных проблем является ограниченная транспортная доступность некоторых важных регионов. У них отсутствует железнодорожное сообщение с «большой землей», а авиаперевозки не могут решить все актуальные задачи. В такой ситуации оптимальным, а нередко и единственным способом доставки грузов и вывоза продукции являются морские перевозки.


Фрегат "Адмирал Головко" (пр. 22350) из состава Северного флота

Судоходство от Новой Земли и до Чукотки осуществляется по Северному морскому пути. По нему суда из арктических регионов могут попасть как в европейскую часть страны, так и на Дальний Восток. При этом Севморпуть важен не только для логистики заполярных регионов. Он также обеспечивает связь западных и восточных регионов и позволяет сократить продолжительность плавания.

Возможность сократить маршрут и ускорить перевозки интересна не только для российской экономики, но и для третьих стран. Однако не все зарубежные государства готовы сотрудничать и честно использовать Севморпуть, учитывая интересы России. Некоторые из них допускают недружелюбные заявления или даже угрозы. В связи с этим стратегический маршрут и судоходство нуждаются в защите, в первую очередь, в мерах военного характера.

Организационные вопросы


В 2014 г. высшим руководством страны было принято решение об укреплении арктических рубежей. По поручению президента, министерство обороны и другие ведомства приступили к формированию новых структур и органов, начали строительство или восстановление различных объектов, а также развертывание войск. За счет этих мер планировалось усилить защиту северных границ, территориальных вод и исключительной экономической зоны. Кроме того, под защиту попадал Севморпуть.


Ракетные комплексы "Бастион" береговых войск КСФ

1 декабря 2014 г. на базе Краснознаменного Северного флота, выведенного из подчинения Западного военного округа, было создано одноименное Объединенное стратегическое командование (ОСК). В зону ответственности этого Командования включили Мурманскую и Архангельскую области, Республику Коми, Ненецкий АО, а также северные моря и их архипелаги, административно входящие в другие субъекты федерации.

В составе ОСК «Северный флот» были сформированы новые части и соединения, предназначенные для развертывания на «большой земле» и на островных территориях. Так, части на островах свели в Объединенную тактическую группу, что упростило их взаимодействие и совместное решение задач обороны. Для развертывания новых и существующих формирований был построен ряд объектов и полноценных баз.

ОСК «Северный флот» существовало до 1 марта 2024 г. В соответствии с указом президента, Объединенное командование было переформировано в Ленинградский военный округ. Зона ответственности, организационно-штатная структура и т.д. в целом остались прежними. При этом составлены и выполняются планы по усилению округа в связи с изменением военно-политической обстановки и появлением новых угроз национальной безопасности.

Северные базы


Одной из основных мер по защите арктических рубежей и судоходства на Севморпути стало строительство и введение в строй нескольких баз на островах северных морей. Проекты такого рода были подготовлены и реализованы в 2014-15 гг. – практически сразу после принятия решения об усилении обороны в регионе. Все новые объекты остаются в эксплуатации до сих пор и обеспечивают защиту от разных угроз.


Атомный ледокол "Арктика" (пр. 2220) на Северном полюсе и местный житель, октябрь 2020 г.

В рамках программы возвращения армии в Арктику было построено шесть новых баз. Также построили с нуля или восстановили более десятка аэродромов и такое же количество позиций для радиолокаторов и средств ПВО. Практически все новые пункты базирования, аэродромы и т.д. были введены в эксплуатацию к началу 2016 г.

Наибольшую известность среди новых объектов вооруженных сил получили базы «Полярная звезда» на о. Врангеля, «Арктический трилистник» на о. Земля Александры (Земля Франца-Иосифа) и «Северный клевер» на о. Котельный (Новосибирские острова). При их строительстве пришлось решать сложные инженерные и архитектурные задачи, но в итоге армия получила все необходимые объекты и возможности. Кроме того, были обеспечены комфортные условия для личного состава.

По известным данным, на островных базах имеются различные системы для освещения обстановки и вооружения для отражения атак. Сообщалось о боевом дежурстве различных радиолокационных комплексов и ЗРК. Возможно развертывание береговых ракетных комплексов. Кроме того, гарнизон баз может передавать данные на «большую землю» и вызывать помощь разного рода.

Роль флота


В состав недавно восстановленного ЛВО включили КСФ со всем его корабельным составом. При наличии каких-либо угроз, боевые корабли могут вести патрулирование в северных морях, в т.ч. на маршрутах Севморпути, и защищать судоходство.


Патрульный корабль "Иван Папанин" и его экипаж, апрель 2024 г.

Решать подобные задачи могут практически все боевые корабли Северного флота. Они несут различные зенитные комплексы, ударное и противолодочное вооружение. Благодаря этому корабли способны отвечать на атаки с воздуха, поражая самолеты и вооружения, а также наносить урон надводным или подводным силам противника.

Наличие развитого комплекса вооружений и высокие ходовые характеристики делают боевые корабли мобильным и эффективным средством защиты судоходства. В зависимости от сложившейся обстановки и характера угроз, эсминцы и сторожевики могут сопровождать караваны торговых судов или выполнять патрулирование в районах с высокой угрозой.

Следует отметить, что корабли КСФ в большинстве своем не предназначены для работы в сложной ледовой обстановке, и им требуется помощь ледоколов. В нашей стране имеется крупный ледокольный флот, включающий суда с атомной энергоустановкой и особыми рабочими возможностями. Благодаря этому суда при ухудшении военной обстановки не останутся без защиты на максимально возможной части маршрута.

В этом контексте принимаются и другие меры. Сейчас строится серия патрульных кораблей ледокольного класса пр. 23550. Головной корабль этого типа, «Иван Папанин», в ближайшее время должен выйти на ходовые испытания. Корпус таких кораблей соответствует ледовому классу Arc7 и позволяет проламывать льды толщиной 1,7 м. Корабль несет зенитное и ствольное вооружение для самозащиты. Также предусмотрена установка ударных ракетных комплексов в контейнерном исполнении. По оснащению и функциям корабли пр. 23550 похожи на некоторые современные корветы и фрегаты.


Патрульный самолет Ту-142М3 авиации КСФ

Нужно учесть, что в составе КСФ и ЛВО также имеются авиационные части. Округ располагает патрульными самолетами и истребительной авиацией. Они позволяют организовать слежение за обстановкой и выявлять угрозы на большом удалении от рубежей страны, а также реагировать на них оборонительными или ударными средствами.

Комплексная оборона


За последнее десятилетие количество экономических и иных проектов в Арктике значительно выросло. Регион привлекает внимание разных структур и коммерческих организаций, и они начинают свою деятельность в нем либо расширяют существующие проекты. За счет этого Севморпуть и другие морские коммуникации Заполярья ставят новые рекорды объемов перевозки, и эта тенденция должна сохраняться в будущем.

Севморпуть уже достаточно давно вызывает нездоровую реакцию третьих стран. При этом печальный опыт «Северных потоков» показывает, какие формы может принимать военно-политическое противостояние крупных стран. Поэтому Россия готовится защищать стратегически важный арктический регион и пролегающие через него маршруты. Уже принят ряд необходимых мер, и в дальнейшем возможны новые.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    14 июня 2024 04:58
    Да,нам есть от кого его оборонять и мы сделаем это. На отлично!
    1. как в ВОВ? подлодки немцев свободно оперировали на Баренцевом и Карском море до конца 1944 года ... кр. Ади. Шерер в августе 1942 года свободно дошел до Диксона ... если бы не две наши старые 152 мм пушки времен ПМВ от Диксона бы ничего не осталось ...
  2. +10
    14 июня 2024 05:52
    пр. 23550... ...Корабль несет зенитное и ствольное вооружение для самозащиты.
    Очень скромное вооружение, против современных средств воздушного нападения практически бесполезное. И полное отсутствие противолодочных средств. Так что это арктический "голубь мира".
    1. -2
      14 июня 2024 07:40
      Корабли этого проекта в первую очередь ледоколы, и "чистыми" боевыми единицами не являются.
      1. +9
        14 июня 2024 08:28
        Цитата: Рус_80
        Корабли этого проекта в первую очередь ледоколы, и "чистыми" боевыми единицами не являются.

        Именно поэтому они классифицируются как "патрульные корабли"? Даже во льдах они ни от чего себя не смогут защитить, что уж об открытой воде говорить.
        1. +1
          14 июня 2024 21:14
          Уважаемый Владимир_2У! Есть мнение, что на их борту предусмотрено, так называемое "модульное" ракетное вооружение, включая и средства ПЛО, Про остальное - закрытая тема.... Плавание в высоких широтах - та, ещё, "развлекуха" для надводных кораблей, а для АПЛ - это "чистый цирк с конями": районы мелководны с "зубодробительным" донным ландшафтом и с очень высоким риском не найти (или не дойти) полынью для всплытия, в случае боевого или аварийного повреждения АПЛ.... "Кинозарисовки" с АПЛ, "лихо" проламывающей арктический лёд, при всплытии, всего лишь зарисовка для кино - теле зрителя... Такой лёд (по толщине), ещё, надо найти... А если на борту боевое или аварийное повреждение??? Правда, есть и другие способы всплыть в ледовом поле, но об этом - как - нибудь в другой раз... Так, что "желающих" грозить России войной, из - под арктических льдов, а также умеющих, грамотно, под ними ходить, поверьте, очень и очень мало... Даже, в советское время их было немного - "арктических" командиров АПЛ, а среди "забугорных" - на порядки меньше... Да и не любили они ходить подо льдами русской Арктики, а если ходили, то, всегда, с оглядкой и "приключениями" на грани "фола"... В Арктике для них, "супостатов" нет такого метео - навигационно - тактического обеспечения, к которому они привыкли и на которое у них "заточено" всё и вся... А мы, в Арктике, - у себя дома.... Ходим, достаточно успешно и систематически, что вселяет определённую уверенность в военной победе за Арктику...
          1. +1
            15 июня 2024 08:28
            Цитата: nordscout
            Есть мнение

            Т.е. слухи
            Цитата: nordscout
            что на их борту предусмотрено, так называемое "модульное" ракетное вооружение

            В открытых источниках говорится только про "контейнерный" вариант калибров или иное "оборудование". Что значит иное можно только гадать. А учитывая, что это "контейнеры" на корме, то сильно тут явно не разгуляешься.
            Он сторожевик, и его основным вооружением является носовая 76-мм артиллерийская установка.
            Цитата: nordscout
            Плавание в высоких широтах - та, ещё, "развлекуха" для надводных кораблей, а для АПЛ - это "чистый цирк с конями"

            Понятно, что плавание в арктике не сахар, но для наших ПЛА это было не цирком с конями, а безвыходность ввиду превосходства главного партнёра в мировом океане. Впрочем, и лоси там регулярно паслись.
          2. 0
            16 июня 2024 16:45
            Цитата: nordscout
            Есть мнение, что на их борту предусмотрено, так называемое "модульное" ракетное вооружение, включая и средства ПЛО Про остальное - закрытая тема
            К сожалению без средств обнаружения ракетоторпеды не имеют ни малейшего смысла, а в модульных вариантах у нас таких средств нет, ЕМНИП, а даже если и есть, то это буксируемые антенны, во льдах они как Вы понимаете, неработоспособны.
  3. 0
    14 июня 2024 05:57
    Северные там хорошо платят, но условия очень тяжёлые. Там нужно много баз на всем протяжении пути, сделайте условия и народ сам туда потянется
  4. -1
    14 июня 2024 06:15
    Севморпуть уже достаточно давно вызывает нездоровую реакцию третьих стран. При этом печальный опыт «Северных потоков» показывает, какие формы может принимать военно-политическое противостояние крупных стран. По
  5. +6
    14 июня 2024 08:01
    Хочется поправить автора. Патрульный ледоколов пр.23550 запланировано два для ВМФ и два для ФСБ(пограничники). И по боевой мощи, они не соответствуют ни фрегату ни корвету, а схожи с патрульными кораблями пр.22160. Его основная задача патрулирование, ледокол, буксир и грузовой корабль. Контейнеры с КР предусмотрены, но не устанавливаются, так же как на пр.22160.
  6. +1
    14 июня 2024 08:23
    Наша главная защита Арктики ,это " Атомфлот" читаем " Росатом" - самый главный в освоении Арктики и развитии Севморпути.Шутка - юмора в Арктике наступило лето.Фото прилагается.
    1. +1
      14 июня 2024 08:29
      Ранее при СССР специально для атомоходов наша наука вывела сорта помидоров и огурцов - самоопыляемые.Но с этим вариантом что на фото ,штурман - агроном скорее сам изображая пчёлку вооружившись акварелью кисточкой и жужжа как пчела во время опыления. laughing
  7. +11
    14 июня 2024 08:31
    Данную статью, честно, даже комментировать не хочется.
    Про "большой мировой потенциал" СМП (точнее, его отсутствие) уже сказано достаточно. СМП - это наша дорога освоения и снабжения севера, для нас он важен и нужен. И все.
    Защищать СМП немножко бессмысленно по одной простой причине - на него никто не собирается нападать. Просто потому что у США, случись чего, будут намного более приоритетные цели. А вот места добычи полезных ископаемых, да, могут стать объектом диверсии или ударов. Но...
    Ту же Приразломную если и защищать чем-то, то с воздуха от атак КР и из под воды, от ПЛ. А у "Папанина" ни ЗРК, ни ГАК не имеется.
    1. -1
      14 июня 2024 09:22
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Данную статью, честно, даже комментировать не хочется.

      Статья ради статьи - уж сюда украинские бпла, точно не долетят. Поэтому можно обстоятельно и по полочкам рассуждать про "вопросы обороны" и тд. hi
    2. 0
      14 июня 2024 10:10
      Андрей .Арли Бёрков ледового класса Аrk 7 ,ну хотябы аrk 4 точно не предвидится.Сейчас начинается летняя навигациция ( северный завоз) в какие только "дыры" в Арктике наши суда снабженцы только не ходят.Надеюсь Гугол карты обновят ,а то судно есть а береговой инфраструктуры на карте нет.( кстати высокое разрешение) .Метеостанцию от ЗРК или БРК отличить можно.
    3. +3
      14 июня 2024 12:18
      Воистину все так.

      Надо бы еще где-нибудь "каленым железом выжечь", что "СеверА осваиваются вахтовым методом", чтобы не строить города там, где жить нельзя, а потом реализовывать проекты "переселения на Большую Землю".
    4. 0
      15 июня 2024 18:39
      Уважаемый Андрей из Челябинска! Мне, кажется, что Вы не в курсе относительно планов США в НАШЕЙ Арктике или, наоборот, - знаете что -то про планы американской Администрации, что то "сокровенное" и "очень тайное", что доводят, только до "очень избранных"... А, теперь, про военный ледокол "Иван Папанин"... Как правило, при "демонстрации" (в СМИ) для обывателя, "начинки" военных кораблей, как -то ГАК, БИУС, системы ПВО - ПРО, РЭП, средства электронно - оптической разведки - не показывают и об этом, в открытой печати, не сообщают... Это "закрытая" информация..... А корабли такого класс, такого предназначения - обязаны, по определению, иметь на борту вышеперечисленные системы... или, что то аналогичное... А без ГАК, Классификационное общество Российский Морской Регистр, даже, малотоннажный сейнер из "Тюлькинфлот" в море не выпустят, далее 0,5 мили от берега....
      1. 0
        15 июня 2024 20:19
        Цитата: nordscout
        Как правило, при "демонстрации" (в СМИ) для обывателя, "начинки" военных кораблей, как -то ГАК, БИУС, системы ПВО - ПРО, РЭП, средства электронно - оптической разведки - не показывают и об этом, в открытой печати, не сообщают...

        Вообще-то показывают, и сообщают. Например, на "Ясень" ставили ГАК "Иртыш-Амфора", на фрегатах 22350 - Заря-3 с буксируемой Виньеткой, на "Ладе" - Лира и так далее.
        Цитата: nordscout
        А без ГАК, Классификационное общество Российский Морской Регистр, даже, малотоннажный сейнер из "Тюлькинфлот" в море не выпустят

        При этом патрульники 22160 остались без них. И да... Для каких целей на сейнере гидроакустический комплекс?:))))) Селедку прослушивать?
        1. 0
          15 июня 2024 20:37
          Уважаемый Андрей из Челябинска! Не буду комментировать Ваши потрясающие знания специфического оснащениия наших боевых кораблей, выставляемых на всеобщее обозрение в открытой печати... Позволю себе, лишь, процитировать, для Вас, строчку из Библии (книга Экклезиаста):"Многие знания — многие печали..." Попробуйте её проанализировать, с точки зрения не познаний Адамом добра и зла, а с точки зрения "излишней осведомлённости, "длинного языка" и попыток им рассказать всем и вся, всё, что Вы знаете про Военно - Морской Флот РФ.... Поверьте - ничего личного...
          1. +1
            15 июня 2024 22:01
            Цитата: nordscout
            Попробуйте её проанализировать, с точки зрения не познаний Адамом добра и зла, а с точки зрения "излишней осведомлённости, "длинного языка" и попыток им рассказать всем и вся, всё, что Вы знаете про Военно - Морской Флот РФ

            Иван, Вы мне сейчас напомнили одну забавную историю - о том, как в годы СССР в Московской библиотеке нельзя было получить некоторые иностранные военные журналы, массово издающиеся за рубежом. А знаете, почему? В них были секретные фотографии советских военных кораблей:)))
            Попробуйте проанализировать эту историю с точки зрения полезности секретности всего и вся:)))))))
            А если по делу - мои данные составлены на основе открытых источников. Все, чем располагаю я, располагают и зарубежные аналитики, так что никакого вреда ни от каких "языков" тут быть не может. Ну и, как человек, не понаслышке знакомый с военной тайной (хотя у меня всего 3-я форма допуска), я Вас уверяю, ничего секретного тут нет. ТТХ изделий, вот они да, секретны.
  8. +1
    14 июня 2024 10:46
    Стоит уничтожить ледоколы (типа укро БЭКи или БПЛА) и закрыть Берингов пролив - и никакого СМП нет.
    1. 0
      14 июня 2024 16:32
      Печаль в том, что это хорошо понимают и за лужей. Военное освоение штатами Берингова пролива не останавливалось никогда. А мы еще и значительно улучшили им условия (соглашение Шеварднадзе-Бейкера), которое при всей критике нашими политиками фактически выполняется. А вся военная инфраструктура на Чукотке уничтожена, на восстановление уйдут просто огромные деньги и немыслимые сроки...
      Так что да - перекрыть СМП для амеров проблема не очень большая. И их отставание в ледоколах в практическом плане ничего не меняет.
      1. 0
        15 июня 2024 19:05
        Уважаемый Василий_Островский! Поверьте, что относительно Берингова пролива и Чукотки Россия давно перестала "спать под шапкой"... Да, есть у нас там сложности и проблемы, но "специфические" техника и люди туда возвращаются и в неплохом "антураже"... Стал бы, практичный и умеющий хорошо считать деньги, супостат размещать целую дивизию морпехов и строить авиабазу на своём участке пролива... Нам прекратить " жизнедеятельность" на восточном или западном побережье США, или на обоих вместе, тоже, задача из разряда вполне решаемых, о чем американцы в курсе... Поэтому они не сильно "суетятся", относительно своего ледокольного флота, понимая, что блокады на СМП, по типу Карибской" - это из области "влажных фантазий"... Норвегия, Канада, Дания, Финляндия - вряд ли "подпишутся" на данную авантюру, с вполне понятным финалом для участников, а в одиночку, США, остаётся, только укреплять (со своей стороны) "Берингов вал" и вещать на всех углах о зоне "открытого моря" в наше Арктике....
        1. 0
          15 июня 2024 20:24
          Иван, Вы вероятно не в курсе о реалиях Чукотки. И вряд ли можете сравнивать сегодняшнее состояние с прошлым советским. У нас столько нет ни сил, ни кораблей нужного ледового класса, ни плотности насыщения границы. Это объективный факт.
          Потребуется очень много времени и сил, и причем это не сделать одномоментно. Кажется, не проблема - забросить туда контейнерный городок для пограничников-ПВОшников-ракетчиков-РТР- и прочих, и все готово... Дудки, к сожалению request
          Туда людей столько не набрать, сколько нужно. Причем это не рядовые-контрактники, а офицеры с семьями, вахтовый метод там не прокатит.
          Это Его Величество Крайний Север... туда ни прилететь, ни улететь можно месяцами, и лето начинается в июле, а заканчивается уже через 2 недели...
          В общем, это задачка на долгие годы, но решать ее все раввно нужно, и чем раньше, тем лучше. У СССР на военное освоение Севера ушло лет 20-30, сейчас есть лет 5 от силы, как мне представляется. Ведь нужно не просто посадить туда военных, а чтобы они и боевую задачу выполняли.
          1. 0
            15 июня 2024 21:08
            Василий_Островский! Прверьте, я в курсе о реалиях Арктики и Чукотки, которым отдал молодость и зрелость в служебном плане, конкретно... Дорогу осилит идущий...
            1. 0
              15 июня 2024 21:14
              Уважаемый Иван, так я и не сомневаюсь, глядя на аватарку hi
              Имел честь быть сопричастным, так скажем...
              Очень хотелось бы, что бы страна повернулась к Северу навсегда, а не как обычно...
              1. 0
                15 июня 2024 22:43
                Уважаемый Василий_Островский! Севе - это очень сложный вопрос, а "повернуться, к нему, лицом" Государству придется.... Будущее энергетическое (и не только) благосостояние России - там... Последние, из руководителей, кто понимали, что будущее Страны за Севером и Арктикой, в частности, были И.В. Сталин и Л.И. Брежнев... Остальная "череда" руководителей с "прозорливостью" как то не "дружила" или в силу своего образования и интеллекта далеки были от этих вопросов и старались от них дистанцироваться.... Судя по действиям нынешнего Верховного - у него всё в порядке с Севером и Арктикой... Ему бы грамотных, преданных делу и России и не вороватых помощников, на этом направлении - за 5-7 лет мы бы Арктику и Север из "руин" подняли бы и преобразовали в "конфетку" или во что то близкое к этому.... Вот как - то так Василий_Островский...
    2. -1
      15 июня 2024 07:58
      Ледоколы - не панацея.
      Мы готовим танкеры-газовозы класса Аrk 7.
      А вот как противостоять блокаде и минированию (глубины позволяют!)?
      Не смог И.В.Сталин заполучить о.Медвежий, не говоря уже про "отданную в хорошие руки" Аляску. С ней, кстати, история мутная. Почему-то штатом она стала только в 1959 г., спустя 92 года после продажи.
      1. 0
        15 июня 2024 19:25
        Уважаемый Виктор Ленинградец! Чтобы минировать СМП - туда надо ходить.... На чём? Супостат очень не любит нашу Арктику (сложна в плавании во всех отношениях), а для АПЛ, без специфического обеспечения, к которому они привыкли- это "вытащенный билет в один конец", с очень небольшим вариантом на "удачу"... А с гражданских судов, проводку которых Россия осуществляет по СМП - та ещё "развлекуха" для экипажа судна, учитывая их караванное размещение в арктическом "ордере"... Такой "минный носитель" вычисляется специальным оборудованием (персоналом) на раз... два... три... Конец такого "носителя" - вполне предсказуем, если дойдет, сам, до берега, что мало вероятно.... Про о. Медвежий говорить сложно а про Аляску - есть мнение, что сей кусок русской земли, фактически, не был продан, а стоял "под парами" как одно из предполагаемых убежищ династии Романовых, на всякий случай... Но что то, там, и в России, пошло не так....
  9. +1
    14 июня 2024 16:23
    Оборона начинается с очерчивания границы, организации ее охраны, плотности насыщения границы силами и средствами ПВ, развертыванием баз и УР и прочая и прочая, и уже потом - части и соединения МО... На СМП практически пограничников нет... В целом, возможно, до нынешних военно-политических руководителей (а они уже как 25 лет руководители) постепенно начинает доходить, что обгаженный ими СССР не очень глупо делал, создавая и укрепляя охрану границы. Значит, сейчас это быстро просекут умельцы делать деньги, и быстро предложат глобальный план освоения бюджета... типа космического... ждем-с...
    1. 0
      15 июня 2024 20:03
      Уважаемый Василий_Островский! Откуда такая осведомлённост о "дырявости" нашей арктической границы на СМП??? Насколько я понимаю "сей вопрос", что достойная охрана границы организовывается так, чтобы обыватель или"интересующися сим вопросом", просто этого не замечали и не чувствовали, что "граница на замке"... Тогда она(граница) надёжно защищена.... А про "умельцев" "бюджетного распила" - они, всегда были, есть и, вероятно, будут.... Вопрос в том, чтобы уменьшить кол-во желающих в нём ("распиле") поучаствовать... А тут всё зависит от желания, власть предержащих, сей "национальный вид спорта" пресекать всякими мерами, воспитанием, личным примером... Кто -то хватался за топор и рубил "забубённые" головушки, кто - то "учил пулей из нагана" в подвале, кто то ссылал на Колыму и Сахалин в каторжные работы, кто - то - общечеловеческими ценностями и демократическими взглядами на сей "вид спорта".... Везде и всегда были свои результаты, но человеческую натуру, "отравленную" евроценностями и капиталистическим бытием, сложно да и, практически, невозможно отвратить от государственного кошелька, если его плохо охраняют или не хотят этого делать из меркантильных соображений...
      1. 0
        15 июня 2024 20:33
        Иван, осведомленность от жизненного опыта, в том числе северного. Разумеется, обыватель и не заметит ничего, даже если у него под носом поставят С-400, так уж устроен человек! Просто нужно потратить пару часиков на внимательный просмотр спутниковых карт типа Гугла или Яндекса, если уж не забираться в дебри. И там - арктическая пустота...
        Чукотка, как и побережье Северного Ледовитого, имеет не так много удобных, а главное - приемлемых в военном плане и доступных мест, "где нужен зоркий глаз и твердая рука бойца".
        Очень хотелось бы увидеть результат побыстрей, времени остается все меньше и меньше.
        1. 0
          15 июня 2024 20:54
          Василий_Островский, про обывателя и С-400 обсуждать не буду.... Про Арктику скажу - Россия научилась хорошо прятать свои секреты, даже, там, от спутниковой группировки типа ISR, серии KH-11/Kennen/Crystal (США)..... А "инфа - карты" от Гугл и Яндекс - "помойное ведро", "развлекуха" для частных пилотов, яхтсменов и любителей пеших переходов.... Наш "зоркий глаз", в нашей Арктике, внимательно наблюдает 24\7 и, даже, за "сопредельной" её частью....
          1. 0
            15 июня 2024 21:01
            Уважаемый Иван, про обывателя - это фигура речи, конечно, никакого личного смысла не имеет, Вы просто вопрос поставили именно про обывателя.
            Про скрытность почитываю на досуге... Ваши бы слова да Богу в уши )))
            Скрытность... Когда важные вопросы перестанут наши важные деятели обсуждать в Ватсапе, тогда и посмотрим. Пока - дыра дырой...
            1. 0
              15 июня 2024 23:04
              Уважаемый Василий! Для меня понятие российский "обыватель" сложилось в годы "бурных" капиталистических преобразований в России... До той поры (преобразований) было понятие советский человек или гражданин... А "обыватель", для меня, лицо русско - нерусской национальности, пребывающее на территории РФ и обременённое, только, личными проблемами и заботами и пребывающее в состоянии "пофигизма" ко всему и вся, что не относится к его желудку, карману, "хотелкам" и другим "товарным" запросам....
            2. 0
              15 июня 2024 23:13
              Уважаемый Василий! Для меня понятие российский "обыватель" сложилось в годы "бурных" капиталистических преобразований в России... До той поры (преобразований) было понятие "советский человек" или "гражданин"... А "обыватель", для меня, лицо русско - нерусской национальности, пребывающее на территории РФ и обременённое, только, личными проблемами и заботами и пребывающее в состоянии "пофигизма" ко всему и вся, что не относится к его желудку, карману, "хотелкам" и другим "товарно - биологическим" запросам.... Пока, по моим наблюдениям, "обывательский контингент" составляет где то 75-80% сознательного населения РФ... На фронтах СВО 15 -20% - вот это настоящие "товарищи" которые и будут будущей "солью земли русской"...
              1. 0
                15 июня 2024 23:35
                Согласен.
                Ребята пройдут огонь и воду, на медных трубах бы не спалиться.... власть у нас мастера на этом поприще
  10. +3
    15 июня 2024 03:55
    Читаю заголовки.. И удивляюсь, какой прозорливостью и умом обладал т. Сталин.!!! Трансполяиную магистраль начал строить, освоение севера шло полным ходом!
    1. -3
      15 июня 2024 05:55
      Это дорога смерти что ли ? Экономически убыточная даже несмотря на то что её строили зеки . И пришла в упадок сразу после её закрытия.
      Затраты на которую составили 50 милиардов рублей а выхлоп ноль.
      1. +1
        15 июня 2024 09:18
        Сейчас эту стройку (501 и 503) пытаются возобновить под названием Северного широтного хода. Как раз места для исправления контингента пленной бандеровщины.
        1. 0
          15 июня 2024 20:10
          Уважаемый Умптек! К этому контингенту бы "присовокупить" "весёлых ребят" некогда писавших в золотые унитазы, запоняющих 3-х комнатные квартиры "наличкой" из взяток и поборов, "тимуров и его команду" из различных ведомств....
          1. 0
            15 июня 2024 20:36
            +100500
            Вот уже и собралась бы команда веселых и находчивых для освоения Севера!
          2. 0
            17 июня 2024 08:28
            how good we isolated some guy who took in small quantities. now the gypsy mafia will steal the whole country without competiton or embarassment. dead by anticorruption. organized by permanent thieves; ur not even the first ones they applied this on. let me guess: leningrad, right? the province that didnt send any soldier on the front, fearing the "finnish danger", which is bigger than that of whole nato combined!
    2. +1
      15 июня 2024 09:13
      Транскольскую ж/д (Строительство 509) тоже после смерти Вождя похерили. Сейчас бы ох как бы пригодилась! Она шла и по месторождениям платино-палладиевым и по литиевым, и к Поною (горловина Белого моря) и к Йоканьге, и рядом с ныне брошенными аэродромами "подскока" стратегов.
  11. +1
    15 июня 2024 09:07
    Совершенно запустили развитие класса судов на воздушной подушке. Для арктической тундры, и глади озёр и рек, кои простирается далеко вглубь материка, самое то. Да грузоподъёмность по сравнению с надводными судами невелика, но для патрулирования и оперативных действий роем вполне
  12. 0
    15 июня 2024 22:52
    Цитата: nordscout
    Ему бы грамотных, преданных делу и России и не вороватых помощников, на этом направлении - за 5-7 лет мы бы Арктику и Север из "руин" подняли бы и преобразовали в "конфетку" или во что то близкое к этому....

    Угу... как-то так... а где они? не вороватые-то? Просьба огласить весь список... wassat
  13. 0
    17 июня 2024 08:24
    the best security for the russian arctic is to allow the whole world benefit from it and involve them in defense; this would make a hostile counter-offer very difficult.