По тропе народа хайда

33
По тропе народа хайда
Дом индейцев хайда. Интересно было бы в нем пожить, не правда ли?


Давным-давно здесь жило племя,
Которое устраивало свои праздники
в этом полночном лесу.
Дикая юная девица в медных украшениях
Танцевала тогда у тотемного столба,
А её соплеменники всю ночь прыгали и плясали
И все быстрее и быстрее кружились они
вокруг тотемного столба!
А барабаны, в которые били седые шаманы,
Стучали все громче и громче…
Тотем том-том, тотем том-том.
Затем каждый индеец громко пел свою песню,
Смачивая горло огненной водой джин-джин,
Но утром все усталые и сонные
Они возвращались в свои типи.

Фрэнк Стаплин «Роз-Мари», 1936 г.
Текст в авторской интерпретации

Люди и культура. «Напишите ещё про индейцев… про индейцев хайда!» – попросили меня сразу несколько читателей ВО и, конечно же, их просьба уже сегодня будет выполнена. Тем более что все эти «индейские дела», как оказалось, опять-таки, самым непосредственным образом связаны с моим детством, а вспоминать о детстве всегда очень приятно.



И было так, что когда мне, наверное, было лет пять, не больше, к нам в Пензу приехал на гастроли какой-то театр оперетты, и моя мама взяла билеты на множество представлений, среди которых были и «Принцесса цирка», и «Баядера», но главное – в их репертуаре оказалась оперетта Фримля и Стотгарта «Роз-Мари».

Оперетта эта поразила меня до глубины души. Прекрасная музыка, песни и… потрясающие декорации! Так, праздник «Тотем-том-том» по ходу действия справляли на поляне в ночном лесу перед деревянным домом (домом индейцев хайда, как я это уже потом узнал), ярко и дико разрисованным и вдобавок украшенным огромным тотемным столбом!

Помню, что я потом дома всех замучил, напевая арию Джима Кеньона, а уж тотемных столбов из пластилина налепил превеликое множество, а еще попросил бабашку сшить себе по книге «Умелые руки» индейский головной убор из перьев ворона.

А потом я увидел американский художественный фильм «Роз-Мари» (1936), и там тоже были прекрасные резные тотемные столбы…

И, кстати, понял, что постановщики оперетты отнеслись к созданию декораций очень серьезно. Ведь дело там как раз и происходит в Канаде, а какие там действуют индейцы, в оперетте не сказано.

Ну а потом много лет спустя я узнал, что индейцы были разные, и того, что было у хайда, не было, скажем, у апачей и команчей, и наоборот. Однако именно у хайда было много такого, чего не встречалось в культуре других индейских народов. Об этом сегодня и пойдет наш рассказ.


Тотемные столбы. Это своеобразная культура и искусство. На них мы можем смотреть, но содержащийся в них смысл остается скрытым от белого человека…


Один столб интереснее другого…

Вот скажите, что может являться основой любого общества?

Конечно же, его экономический базис, на основе которого создается культурная надстройка. У каждого народа базис свой, но в большинстве своем эти базисы очень похожи, вот только экономическая основа общества хайда не похожа ни на что.

Дело в том, что изначально основой общества индейцев хайда являлся… потлач, который представлял собой сложный экономический и социально-политический процесс, включавший приобретение нематериальных благ, таких как имена, и… оборот собственности в виде подарков.

Когда индеец хайда желал отметить какое-нибудь важное для него событие, например, смерть любимого человека, бракосочетание или удачную торговую сделку, он обязательно устраивал потлач. Причем подготовка особо важных потлачей могла занять годы, а сам этот потлач мог продолжаться несколько дней. Люди пели, плясали, ели, пили и при этом оделялись подарками, которые гостям делал организатор празднества. Причем подарки должны были быть ценными, а уж передаривать однажды полученный старый кувшин или потертую рыболовную сеть считалось очень дурным тоном.

Вот так богатство одних хайда перетекало в руки других соплеменников, так что богаче определенного уровня хайда просто не могли стать, но и в окончательную бедность впасть им тоже было невозможно.


Потлач с мистическим танцем в масках. Художник Гордон Миллер

И вот что интересно, оказывается, это именно хайда, и вместе с ними тлинкиты и цимшианы, как раз и придумали вырезать из дерева высоченные тотемные столбы и ставить их возле своих жилищ, благо мачтовым сосновым лесом местность их проживания Бог не обидел!

Миссионеры, правда, думали, что это их духи. Но семьи хайда этими столбами рассказывали главным образом свою историю, поэтому-то и ставили они свои тотемы возле домов или изображали предков в виде фигур на столбах, образующих остов здания.


Поселок хайда, 1799 год. Художник Гордон Миллер

А еще хайда придумали маски-трансформеры, которые надевали танцоры, устраивавшие мистические представления.

Маски обычно изображали животных, превращавшихся в других животных, или мифические существа. Устроены они были по принципу матрешки, то есть могли раскрываться, и под одной маской вдруг оказывалась другая. Естественно, что без танца в масках не обходился ни один потлач.


Поселок хайда, 1876 г. Художник Гордон Миллер

Но в 1885 году канадское правительство потлачи запретило, многие маски были конфискованы и попали в музеи. Сами индейцы посчитали это аспектом европейского колониализма и неприятия религиозных и духовных обычаев хайда.


Поселок хайда Алерт Бэй, 1905 г. Художник Гордон Миллер

Интересно, что культурные особенности племени хайда были во многом связаны с его делением на два клана – воронов и орлов. Причем браки между двумя людьми одного клана запрещались. И дети, родившиеся после брака, становились частью клана матери, хотя жили в доме отца.

Особенность членства в том или ином клане заключалась в разделении между ними мест для рыбалки, охоты или собирательства и мест для жительства. Каждый клан имел права на свои собственные мифы и легенды, танцы, песни и музыку, а заимствовать чужое было нельзя.

Соответственно хайда считали, что их предки произошли от воронов и орлов и украшали свои жилища и одежду их изображениями. То есть это был один народ, но строго разделенный на две ветви, каждая из которых имела свою историю и уникальные обычаи.


Двойная птица хайда – символ племени

Но время идет вперед, все изменяется, и сегодня члены кланов Воронов и Орлов уже могут вступать в брак друг с другом.


А это флаг хайда, на котором мы видим сросшихся между собой ворона и орла

Занятия мужчин и женщин хайда также различались, причем эти различия декларировались и считались традиционными. Мужчины занимались охотой и рыбалкой, строили дома, вырезали каноэ и тотемные столбы. Женщины занимались домашним хозяйством, изготовлением одежды, а также собирали ягоды и моллюсков.


Мужское занятие: рыбалка. Художник Гордон Миллер


Женское занятие: сбор моллюсков. Художник Гордон Миллер

По достижению половой зрелости дяди со стороны матери рассказывали мальчику историю его семьи и посвящали в обязанности мужчины. При этом его могли кормить особой пищей. Так, считалось, что поедание утиных языков помогут ему надолго задерживать дыхание под водой, а вот если есть языки голубой сойки, то можно стать отличным скалолазом.


Хайда в национальном костюме. Художник Билл Холм

С другой стороны тети со стороны отца девушки, едва только у неё начинались месячные, посвящали её во все женские дела племени. Спать ей приходилось на каменной подушке, а есть и пить понемногу, так как считалось, что это сделает её более выносливой.

Как это описано в Бернарда Шульца в его книге «Ошибка Одинокого Бизона», и мальчики, и девочки должны были отправляться в лес, чтобы найти там своего духа покровителя, который должен был вести их по жизни.

В целом же жизнь хайда изменилась очень сильно, хотя они и стараются придерживаться традиционного образа жизни. Сегодня среди них есть свои, причем известные художники, и даже кинематографисты, снимающие полнометражные фильмы на языке хайда.


P. S.


В рамках проекта по обеспечению школы наглядными пособиями, решил сделать также и типичный дом хайда или тлинкитов. Главное тут, конечно, искусно вырезанный тотемный столб. Нашел такой в детском игровом наборе с фигурками индейцев.

Но оказалось, что и он, и сами фигурки выполнены из какого-то мягкого пластика, похожего на резину. Пришлось наклеивать столб на картон, делать бортики из пластилина, мазать все это маслом и заливать расплавленным парафином. На фотографии как раз показан процесс застывания формы из парафина.

Ну а потом парафиновую форму можно будет снять, залить в неё эпоксидную смолу и устанавливать на макете…
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    9 июня 2024 05:38
    Очень интересная статья... об очень интересном народе
    ... Благодарю автора за погружение в неизведанный и новый мир обычаев и традиций. hi
    1. +6
      9 июня 2024 06:22
      Присоединяюсь к добрым словам Алексея, добавить нечего!
      С уважением, Коте!
      1. +6
        9 июня 2024 10:31
        Добавлю и я слова благодарности Вячеславу Олеговичу -- большое спасибо! hi )))
        Мне есть что добавить и по содержанию статьи. В своё время я проживала на территории двух небольших народов, находящихся на стадии практически племенного развития, а именно: среди чукчей и абхазов. По детским воспоминаниям, чукчи никак не задели художественный вкус моей матушки, и она о них не говорила. Зато было много разговоров о северо-американских индейцах -- громадного роста, стройные, сильные, они легко переходили пролив шириной 80 километров по льду на лыжах (между Чукотским полуостровом и Аляской), представьте, в пургу и приносили с собой на продажу различные изделия из кожи, украшенные вышивкой бисером. При этом ухитряясь обойти сторожевые посты наших войск. Впрочем, какие посты в пургу! Протянутой руки не видно. И безошибочно шли туда, где их ждали по предварительной договорённости. Такое вот умение ориентироваться. Помнится, матушка восхищалась вышитыми тапочками и сумками. Но, к сожалению, мне этого видеть не довелось. Деньги копились на покупку собственного жилья, а индейские изделия с учётом способа их доставки потребителю, надо думать, стоили дорого.
  2. +5
    9 июня 2024 07:40
    Пришлось наклеивать столб на картон, делать бортики из пластилина, мазать все это маслом и заливать расплавленным парафином.

    На мой взгляд, рискованно для эпоксидки использовать парафиновую форму - при заливке теплой смолой могут потеряться детали. Надеюсь у Вас все получилось как было задумано. Спасибо за интересную статью.
    1. +7
      9 июня 2024 10:37
      . Спасибо за интересную статью.

      Андрей Борисович, дорогой, ну нельзя же пропадать так надолго! Я тоже начала выпадать из пространства, но Вы бьёте все рекорды. Рада Вас видеть drinks )))
    2. +3
      9 июня 2024 12:28
      Цитата: Толстый
      рискованно для эпоксидки использовать парафиновую форму

      Проверено многолетней практикой - нет! Если не переливать отвердителя, то заливка не нагревается. В следующем материале я покажу, как выглядит уже отлитая деталь.
  3. +2
    9 июня 2024 08:23
    И дети, родившиеся после брака, становились частью клана матери, хотя жили в доме отца.

    Особенность членства в том или ином клане заключалась в разделении между ними мест для рыбалки, охоты или собирательства и мест для жительства

    Получается, не отец учил сыновей рыбалке и ремёслам, а нужно было идти в др селение к дядям. Проблематично. Зачем такие сложности?
    Как все-таки среда обитания и ресурсы влияют на культуру народов! Деревянные и саманные дома, каменные и ледяные... Лодки дощатые, долбленые, вязаные, кожаные... Всё, от кухни и одежды, до архитектуры и религии, зависит от доступа к природным ресурсам. Разнообразие природы даёт разнообразие культур
    1. +3
      9 июня 2024 09:16
      Разнообразие природы даёт разнообразие культур
      Все верно. Это ещё говорил античный Гиппократ
      1. +3
        9 июня 2024 10:06
        Какой я умный оказывается wink
    2. +3
      9 июня 2024 11:16
      . Зачем такие сложности?

      Ровно с таким же обычаем я столкнулась в Абхазии. Там это выражается в понятиях "дядевцы" и "тётевцы". Надо думать, что исток этого обычая лежит в глубине веков, но оказался востребованным и в советское время -- особенно в советское время! Часть семьи перебиралась в город, строила дом и сдавала его отдыхающим, а детей в зависимости от их пола отправляли на весь курортный сезон -- кого к дядевцам, кого к тётевцам. Цели было две -- чтоб не мешали и не набирались "дурных" городских привычек от отдыхающих. Практика такой изоляции дала трагичный результат. Дети, которые по каким-то причинам на лето оставались в городе, вследствие общения с русскими сверстниками и взрослыми вырастали в достаточной степени окультуренными, вполне себе городскими. А рассредоточенные на лето по сельским родственникам показывали признаки отставания в развитии, а также национальную нетерпимость и даже агрессию. Сами местные от такого молодого поколения и страдали, народ маленький, а убийства вследствие нестыковки городской и сельской культур были частыми. В летний сезон групповые изнасилования наивных отдыхающих женщин -- чуть не каждый день.
      При этом ни о какой художественной стороне в жизни сельских абхазов и речи не шло. Не бытовало среди них народное творчество. Не шла речь и о каких-то промыслах. Примитивные жилища, плетеные из веток, --апацхи -- ничем не украшались. И лишь в 70-е годы прошлого века, когда валом повалили отдыхающие, а с ними и огромные деньги, сельская местность вдруг наполнилась огромными двухэтажными домами, дома -- дорогой импортной мебелью, а старые апацхи стали либо элементом декора, либо были стыдливо убраны с глаз долой, ближе к городу, их место заняли сараи-казармы.
      Если когда-то у абхазов и присутствовали в жизни элементы бытового художественного творчества, то к моему появлению в Абхазии они не сохранились. Это в отличие от индейцев.
    3. +3
      9 июня 2024 12:29
      Цитата: тлауикол
      Разнообразие природы даёт разнообразие культур

      Именно. Все мы дети природы!
  4. +3
    9 июня 2024 10:14
    Спасибо за рассказ. Из упущений - как с оружием, тот же набор: копья, луки, томогавки, или что-то своё было?
    1. +3
      9 июня 2024 12:31
      Цитата: роман66
      Из упущений - как с оружием, тот же набор: копья, луки, томогавки, или что-то своё было?

      Это не упущение. Это тема отдельной статьи, которая пишется.
      1. +2
        9 июня 2024 14:52
        Вах- вах, с нетерпением!!!
  5. +2
    9 июня 2024 12:21
    И ещё один обычай, в чём -то общий для абхазов и народа хайда, -- обычай дарения. Конечно, в Абхазии этот обычай имел свой окрас. Абхазы всегда долго и нудно в разговоре выясняют, кто чей родственник, важно знать весь свой клан. Если у кого-то из клана свадьба, то вы обязаны явиться без специального приглашения и принести серьёзный подарок, иначе вас не поймут. Я застала Абхазию, когда она была ещё очень бедной, и дарили ватные одеяла. Иногда доходило до того, что одеял после свадьбы обнаруживалось до 50-и штук. А поскольку они все были сделаны по ГОСТу и, возможно, куплены в одном магазине, следовательно, были одинаковыми, то, в отличие от семьи хайда, их с чистой совестью абхазская семья раздаривала на последующих свадьбах, клановых или "чужих". Действительно, на одеяле ведь не написано, кто его подарил, можно нести дальше и даже в обратном направлении. Детей в семье в среднем было пять, свадеб было много, и часть населения буквально стонала от необходимости покупать эти одеяла (дорого!), особенно если собственные дети ещё маленькие, а другая часть замучилась таскать эти полученные в подарок одеяла от одной свадьбы к другой. В общем, эти пресловутые одеяла превратились в анекдот.
    Затем население начало богатеть и вместо одеял стали дарить деньги. А ещё затем появился обычай, чем-то похожий на обычай хайда, -- делать подарки гостям, пришедшим на свадьбу. Помнится, это был какой-нибудь мелкий импорт вроде дорогого туалетного мыла в коробочке, либо духи, либо ещё что-то. Престиж свадьбы начал определяться не только суммой подарка от гостя, но и вещью, подаренной гостю. Но такого не было, чтобы ты пришел в гости просто так, а хозяева тебе за это что-нибудь подарили. Угостить угостят, но в дорогу ничего не дадут.
    Потлач как обычай индейцев хайда, насколько я поняла, праздник дарения, -- это, скорее, фестиваль, в процессе которого устроитель дарит среди прочих в том числе вещи, созданные им самим и обладающие, с его точки зрения, не только тотемной, но и художественной ценностью, они как бы овеществленный труд художника, распространение его творений среди населения и своего рода самореклама.
    1. +3
      9 июня 2024 12:45
      Цитата: депрессант
      созданные им самим и обладающие, с его точки зрения, не только тотемной, но и художественной ценностью, они как бы овеществленный труд художника, распространение его творений среди населения и своего рода самореклама.

      Именно так!
  6. +2
    9 июня 2024 14:23
    Мое почтение уважаемой публике в целом и автору конкретно!
    У меня возник вопрос. Правильно ли я понимаю, что хайда создали свою культуру и цивилизацию доминирующую в данном регионе?
    1. +4
      9 июня 2024 17:08
      Цитата: 3x3zsave
      Правильно ли я понимаю, что хайда создали свою культуру и цивилизацию доминирующую в данном регионе?

      Их три племени: хайда, тлинкиты и цимшианы. И они доминируют в своем районе. Севернее живут эскимосы и алеуты.
      1. +3
        9 июня 2024 17:21
        Севернее живут эскимосы и алеуты.

        Насколько я помню над ними в основном ом доминировали чукчи. Впрочем как и над сибирскими каюрами..
        1. +3
          9 июня 2024 19:19
          . Впрочем как и над сибирскими каюрами..

          Ну надо же! Со слов родителей, до сих пор считала, что каюр -- это любой северный человек, управляющий упряжкой собак. А оно вон как -- получается, народ такой.
          1. +2
            10 июня 2024 09:38
            управляющий упряжкой собак

            И Вы правы!Но можно добавить,что этот чел может погонять ещё и оленей.Попросту-погонщик.Короче драйвер. laughing
            Утро доброе Людмила Яковлевна!
            1. +2
              10 июня 2024 16:52
              .Утро доброе...

              Добрый вечер, друг мой! wassat )))
              Вот так получилось, что поднадоела мне вчера моя активность, устала, разочаровалась в том и сём, воодушевилась возможностью бездельничать (а кто меня заставит думать?), глянула утром на статьи ВО, да и пошла себе стирать, убирать и по магазинам шляться...
              И тут наблюдение, в половине магазинов полки -- пустые!
              Пожалела, что не индейского племени я, навыков нет, а то б пошла добывать медведя.
              Короче, вот так и пропустила ваше приветствие, простите crying )))
              1. +2
                10 июня 2024 19:07
                добывать медведя.

                Медведь?В Подмосковье?Возможно,что зайцы кое-где и бегают.Главное на одичавших собак не нарваться. laughing
                простите
                Да не за что.
                Что касаемо пустых полок...возможно просто завоза не было.Бывает и такое.Иногда и сам на такое попадаю. hi
              2. +2
                10 июня 2024 19:11
                индейского племени

                Русский в *индейских краях* завсегда выживет,индеец у нас?В наше время? Большие сомнения. bully
                1. +2
                  10 июня 2024 19:39
                  . индеец у нас?В наше время? Большие сомнения

                  Ну, если человек проживает в сельской местности... Впрочем... То сажать нельзя, это сажать нельзя, грибы, ягоды -- не собирай... Рыбу не лови! Разве что, крокодила wassat )))
                  Кавказ выживет.
            2. +1
              10 июня 2024 19:58
              Звинямс подвела память, конечно коряки, а не каюры.
  7. +1
    9 июня 2024 20:31
    Коллеги,это большое свинство: Валерия и Вячеслав Олеговича вместе поставить,а потом"лапу сосать"! Мне это не нравится
  8. +2
    10 июня 2024 08:08
    Большое спасибо Автору за интересный рассказ.

    Очень интересная экономическая модель, которая уберегает от нищеты и от богатства. Настоящий тормоз развития.
  9. 0
    10 июня 2024 18:54
    Забавные картинки, нарисованные на досках, привезенных с пилорамы красками, предназначенными для окраски автомобилей. Зачетный аттракцион для туристов. Больше ничего не вижу на фото. Ну текст...
    1. +1
      10 июня 2024 20:24
      Больше ничего не вижу на фото.

      Печально, что Вы среди иллюстраций не увидели фотографии картин Гордона Миллера. К слову вторая четверть 19 века.
      1. +1
        10 июня 2024 20:52
        Это когда индейцев в основном уже убили, а оставшихся много раз продали? Печально, ага...
  10. +1
    13 июня 2024 23:34
    Интересно, что культурные особенности племени хайда были во многом связаны с его делением на два клана – воронов и орлов. Причем браки между двумя людьми одного клана запрещались. И дети, родившиеся после брака, становились частью клана матери, хотя жили в доме отца.
    ...дяди со стороны матери рассказывали мальчику историю его семьи и посвящали в обязанности мужчины.
    ...тети со стороны отца девушки, едва только у неё начинались месячные, посвящали её во все женские дела племени.

    Логично предположить, что мальчики считались представителями клана матери, а девочки - представляли клан отца. М.б. так ? Кстати, много раз замечал, что как правило -- дочь похожа на родственников отца, а сын -- на родных матери, чаще всего деда. Не это ли наблюдение сподвигло народ хайда на такое деление ?
  11. 0
    16 июня 2024 08:09
    Цитата: Коте пане Коханка
    Насколько я помню над ними в основном ом доминировали чукчи. Впрочем как и над сибирскими каюрами..


    Однако обширная империя была у чукчей. laughing

    И что это за народ - каюры? Может юкагиры или каряки?