Альтернативная версия: мог ли немецкий линкор «Бисмарк» уцелеть в мае 1941 года

33
Альтернативная версия: мог ли немецкий линкор «Бисмарк» уцелеть в мае 1941 года

В мае 1941 года в своем первом и последнем рейде был уничтожен линейный линкор «Бисмарк» - гордость флота Третьего рейха. Но могло ли все обернуться иначе для монструозного боевого корабля?

24 мая 1941 года немецкое соединение в составе линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» двигалось через Датский пролив. Их целью были транспортные суда британцев в Атлантическом океане.



В 5:35 утра британский отряд в составе линейного крейсера «Худ» и линкора «Принц Уэльский» установил визуальный контакт с немцами. В ходе завязавшегося боя «Худ» был потоплен метким попаданием немецкого линкора, что стало крайне болезненной потерей для британцев.

В свою очередь, «Бисмарк» получил повреждение топливопровода, что вызвало утечку топлива и поступление внутрь корабля забортной воды. В сложившейся ситуации немецкое командование принимает решение о разделении корабельной группировки. Таким образом крейсер «Принц Ойген» продолжил рейд, а линкор «Бисмарк» отправился в оккупированную Третьим рейхом Францию на ремонт и дозаправку.

Именно с этого момента и началась британская охота на гордость немецкого флота.

Утром 26 мая британский самолет-разведчик выследил «Бисмарка» по нефтяному следу на воде. В течение всего дня британские самолеты совершили ряд неудачных вылетов, но в 20:47 линкор был атакован 15 самолетами «Свордфиш» и в результате попадания одной из торпед получил повреждение рулевого устройства, потеряв возможность маневрировать.

27 мая британские линкоры «Родни» и «Король Георг V», а также крейсеры «Норфолк» и «Дорсетшир» подошли к «Бисмарку» на убойную дистанцию. В ходе ожесточенного боя практически обездвиженный немецкий линкор был потоплен.

Но что, если бы «Бисмарк» и «Принц Ойген» не разделились в Датском проливе, а отправились бы во Францию вместе?

По мнению экспертов, кораблям однозначно удалось бы отбиться от воздушной атаки британцев. Более того, нагнавшая их 27 мая эскадра англичан, скорее всего, вначале сосредоточила бы огонь на менее бронированном немецком крейсере, что дало бы карт-бланш линкору.

Вероятно, «Бисмарк» вышел бы из этого боя победителем, а «Принц Ойген» был бы потоплен. Но, нет никакой гарантии, что немецкий линкор добрался бы до Франции, так как, оставшись без прикрытия, он мог стать жертвой следующей атаки англичан.

Впрочем, в данном сценарии его шансы выжить были бы гораздо выше.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 июня 2024 12:02
    Да какая разница когда бы потопили, сразу или чуть позднее? Англичане его все равно бы домучали так или иначе, "Тирпиц" тому пример.
    1. 0
      6 июня 2024 12:06
      Судьба немецких подводных лодок тому пример ещё лучший.
    2. 0
      8 июня 2024 06:51
      Ну да, разницы нет. Тирпиц в 44 потопили, значит и бисмарк в это же время потопят.
      Т.е. бисмарк своим существованием отвлекает еще 2 англ.линкора.
      Не исключено, что немцы проведут повторную операцию - бисмарк, тирпиц, шаранхорст, ну и 2 хиппера (гнейзенау и цеппелин - тут сомнения).
      1. 0
        8 июня 2024 09:37
        В Бресте его бы и потопили, не стали бы терпеть
        Цитата: Сергей Жихарев
        бисмарк своим существованием отвлекает еще 2 англ.линкора.

        Вам есть дело до 2-х британских линкоров?
        Увеличат поставки ч.з. Персию и все...
        1. 0
          10 июня 2024 15:39
          ШиГ в Бресте как-то не потопили. А если поставят цель именно на бисмарк в бресте, то значит меньше ударов по другим обьектам немецкой промышленности.
          Смотря откуда эти 2 британских линкора заберут. Может ослабят средиземку , а итальянцы реванш возьмут
  2. 0
    6 июня 2024 12:04
    Альтернативная версия: мог ли немецкий линкор «Бисмарк» уцелеть в мае 1941 года

    А зачем ему уцелеть? Чтобы больше потопить гражданских судов, тем более везущих в СССР так необходимые материалы, припасы, продукты, вооружение и технику, наконец?
    Фашист должен сдохнуть, желательно в максимальном количестве! am
    1. +1
      6 июня 2024 12:12
      Чтобы радовать любителей флота в будущем.
  3. Eug
    +2
    6 июня 2024 12:12
    Встречал рассмотрение такого варианта, как срезание заклинившего пера руля. Не помню нюансов, но большинство склонялось к тому, что если бы удалось сделать это довольно быстро, то у Бисмарка было бы немало шансов добраться до Бреста.
    1. +2
      6 июня 2024 13:02
      Там был совет, на котором решили, что если удалить заклиненый руль взрывом, то может отвалиться корма. При этом корабль становился вообще неуправляемым. Правда именно неуправляемым он был и без этой попытки.
  4. +6
    6 июня 2024 12:16
    Аналитика уровень бог.
  5. +2
    6 июня 2024 12:17
    Раз пошла такая пьянка...в качестве более альтернативного варианта, автору можно предложить следующее моделирование: какой был бы эффект, если бы "Ойген", "Бисмарк", "Шарнхорст, "Шеер", "Хиппер", "Тирпитц" - отправили бы на помощь японцам?

    Крупные корабли того времени для альтернативной истории - это как разыграть этюд в шахматах. Решить задачу.
    Параметры "фигуры" ясны, тактика и стратегия на каждой акватории, также как условия "игры" просчитываются.
    Не иронизирую, на полном серьезе.
    К моменту появления Деница, когда изменилась стратегия кригсмарине, большинство из линкоров и крейсеров - еще было на плаву, а их роль на европейском ТВД уже была мала, если не ничтожна.
    Поэтому, решительный шаг для их использования также напрашивался.
    1. 0
      6 июня 2024 12:24
      К моменту появления Деница,

      Что Вы имеете в виду?
      1. 0
        6 июня 2024 12:28
        Имелось в виду его вступление в должность главнокомандующего. Вступление в новую должность - это почти всегда определенный карт-бланш на действия.
        И у Деница такой карт-бланш в 1943 году был.
        1. 0
          6 июня 2024 15:38
          Как мог, Дениц пытался использовать этот "шанс". Результатом стала гибель "Шарнхорста" при попытке атаковать следующий в Мурманск конвой.
          1. 0
            6 июня 2024 16:10
            Шанс и карт-бланш - слова разные. Я не говорил нигде про "шанс".
            А говорил - про полное изменение ТВД для крупных кораблей рейха.

            "Зубастые" конвои даже U-лодкам не всегда везло "взять в прицел".

            Гитлер был мало-вменяемым, но иногда его убеждали.
            Возможно Дениц выступив с инициативой отправки в Пацифику линкоров, и смог бы это сделать.
            Помощь японцам на Тихом океане могла бы быть неожиданной, и тем самым эффективной. Если бы решили проблему топлива, как здесь подсказали. Могли бы у японцев получить что-то взамен.

            И цель бы у Оси была бы не столь военная,
            сколь политическая, психологическая:
            заставить США усилить тихокеанский ТВД,
            в ущерб будущему европейскому.
            Второй фронт тогда наши союзники открыли попозже, что
            Гитлеру продлевало его агонию. А психу больше и не надо было.

            Такая вот аналогия из шахмат: тяжелая ладья перемещаясь быстро
            на сторону соперника, резко ограничивает его атакующий пыл.
            Линкоры кригсмарине - это ладьи, а их использовали как коней,
            в условиях ограниченного поля, заставленного защищенными пешками и слонами.
            1. 0
              6 июня 2024 16:32
              Возможно Дениц выступив с инициативой отправки в Пацифику линкоров, и смог бы это сделать.
              Помощь японцам на Тихом океане могла бы быть неожиданной, и тем самым эффективной.

              Вот уж, в чём-в чём, а в эффективности я сомневаюсь, грохнули бы его американцы, и очень быстро, чтобы другим неповадно было. Они уже доказали, что могут это делать.
              1. +1
                8 июня 2024 06:53
                Итак, бисмарк тонет в 41м, тирпиц в 44, а ямато в 45. Т.е. отправленный к японцам бисмарк американцы быстро бы потопили в 45м году. Да, куда быстрее чем англичане...
    2. +1
      6 июня 2024 12:25
      У японцев было ещё больше проблем с топливом
  6. +1
    6 июня 2024 12:28
    Если бы у бабушки были колеса; это была бы не бабушка, а трамвай! А если серьезно - история не знает сослагательного наклонения.
  7. +1
    6 июня 2024 12:29
    Вообще-то Бисмарк имел шанс уцелеть только в случае сохранения радиомолчания и возращения в Тронхейм.
    Реально перехватить авиацией линкор, идущий крейсерскии ходом в условиях погоды в приполярье было невозможно. Однако амбиции Лютьенса перевесили здравый смысл Линдеманна.
    Параллельно предложу тему: если бы Лютьенс решил добить Принс оф Уэльс комбинированной артиллерийско-торпедной атакой двух кораблей, могло бы это получиться?
    1. 0
      6 июня 2024 15:42
      Вообще-то, "Бисмарка" отловили не в приполярье. И когда торпедировали он шел быстро. А погода была премерзкая. Достаточно сказать, что одна волна "Суордфишей" не смогла догнать "Бисмарк". Догнать линкор в штормовом море! И эта же погода не помешала всадить торпеду.
      А из атаки " Принца" неизвестно бы, что еще получилось. Там, на его заднем плане был еще неслабый крейсерский отряд. Да, и "Бисмарк" своего тоже наполучал. А английского душка у немцев не было.
      1. +1
        6 июня 2024 15:51
        Так перехватили его в Атлантике на пути в Сен-Назер. А если бы после боя в Датском проливе он вернулся через приполярные воды, то его вообще бы не нашли. Авиации там было никак.
        Насчёт Принс оф Уэльс тут, конечно, послезнание. У того после отворота осталось две четырнадцатидюймовки в возвышенной башне. Скорость приблизительно равна скорости Бисмарка. Погонным огнём можно было продолжать поражение надстроек фугасными снарядами, а Птицу Ойгену - атаковать торпедами. Даже частичная потеря хода для Принс оф Уэльс означала верную гибель.
  8. а зачем англичанам было стрелять по "Ойгену" оставив без внимания "Бисмарк"? ... вообще строительство двух суперлинкоров оставило Германию без ресурсов которые можно было потратить на производство примерно 3000-3200 танков Т-4 ... эти три тысячи танков на Восточном фронте могли к сентябрю 1941 года привести к успеху план "Барбаросса" .... войну с антигитлеровской коалицией "Барбаросса" бы не выиграла, но окончание ВМВ отодвинула на несколько лет
    1. 0
      6 июня 2024 18:02
      а зачем англичанам было стрелять по "Ойгену" оставив без внимания "Бисмарк"? ... вообще строительство двух суперлинкоров оставило Германию без ресурсов которые можно было потратить на производство примерно 3000-3200 танков Т-4 ... эти три тысячи танков на Восточном фронте могли к сентябрю 1941 года привести к успеху план "Барбаросса" .... войну с антигитлеровской коалицией "Барбаросса" бы не выиграла, но окончание ВМВ отодвинула на несколько лет

      Про Ойген - браво. Огонь всегда ведётся по самой опасной цели.
      Про Т-4 - миф. Стали на танки в Германии хватало, а в 1940 г. (окончание строительства Бисмарка, а вся сталь в работе до конца 1939 г.) Pz-IV в приоритете не был, а вообще намечался под замену новым танком в 20 условных тонн. И никуда эта "четвёрка" ничего бы не двинула, производили его от безысходности, а максимально возможный выпуск соответствует приблизительно 6000 машин в год. Против 15000 Т-34 это слабовато.
      1. это просто предположения :-)) ... так как те ресурсы которые не пошли бы на строительство линкоров сами собой в танки бы не заскочили :-) нужны были производственные мощности ... орудия в 48 калибров ... двигатели ...
        1. +2
          7 июня 2024 15:45
          Цитата: Александр Игоревич Рифеев
          это просто предположения :-))

          Конечно. И Вы имеете на них полное право. Но воюют не танки, воюют люди, вооруженные, в числе прочего, еще и танками. Таким образом, если смотреть на количество танков, в которые можно было бы построить вместо Бисмарка и Тирпица то получается много, а если посчитать, например, сколько танковых дивизий можно было бы создать вместо этих двух ЛК - то результат будет гораздо скромнее. Не говоря уже о том, что для этих дивизий нужно было бы откуда-то еще взять подготовленных офицеров и солдат.
    2. 0
      8 июня 2024 06:56
      Потому что англичане перепутали/обознались
      Огейн и бисмарк схожий силуэт - оба 4 башни, одна труба, две мачты.
    3. 0
      8 июня 2024 07:16
      В ри перепутали, так как два корябля имеют одинаковый силуэт - 4 баши, одна труба, две мачты.
      В аи (данном видео), так же можно предположить что англичане перепутали. Но это уже натяжка
  9. +2
    7 июня 2024 00:48
    Об этом всегда спорят. Во-первых, Гитлер виновен в том, что приказал "беречь" корабли, что сковывало командиров в решении на бой. Во-вторых, Бисмарк должен был идти в Атлантику с собратом ЛК Тирпицем, но он не закончил курс БП. Из-за попадания АвБ при стоянке в доке Бреста ЛК Шарнхорст и Гейзенау были выведены из строя и не смогли принять участие в походе. ( Первоначально план был следующим—из французских портов выходят «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а «Бисмарк» и «Тирпиц» выходят из немецких портов и синхронно прорываются в Атлантический океан.) Место "Тирпица" занял "Принц Ойген", что снизило боевую мощь ОБК.
    В-третьих, в бою в Датском проливе после потопления Худа, англ. ЛК "Принц Уэльский"получил 7 (!) попаданий и ковылял вместе с КР "Саффокл". Саффокл, имея новейшую РЛС постоянно держал рлс-контакт с Бисмарком и следил за ним. Команды на добитие англичанина Лютцов не дал, что несомненно было ошибкой! КР немцы не преследовали, хотя могли его потопить. Тогда бы Бисмарк точно ушел бы в Атлантику.
    На счет успешной атаки Сквордфишей с Арк Рояла. На Бисмарке были не в строю посты управления зенитной артиллерией! ЗОС били на глазок!!! Заклинивший руль нужно было подрывать, но механик на это не пошел, побоявшись затопления кормовых отсеков. Корабль без руля мог управляться машинами. Что он и пытался сделать, но заклинивший руль сильно мешал.
    Бисмарк немного не дотянул до линии действия немецких ПЛ. Более того, одна из лодок видела англ. корабли, но у нее уже не было торпед! За линию немецких ПЛ англ. НК не пошли бы. А там уже и береговая авиация немцев прикрыла бы ЛК.
    Лютцов более часа висел на ТЛГ, англичане пеленговали место Бисмарка. Поэтому его трудно было спасти -- адмирал играл за англ ТОВИ !!!
    А ведь все могло быть иначе...
    1. +3
      7 июня 2024 16:00
      Доброго дня! hi
      Цитата: Удав КАА
      Команды на добитие англичанина Лютцов не дал

      Лютьенс:)
      Цитата: Удав КАА
      что несомненно было ошибкой!

      Я и сам так считаю, но справедливости ради - у Лютьенса были на то резоны. Он не знал, где англичане и сколько их, его линкор был поврежден и не мог дать полного хода, при этом идя за Уэллсом он мог нарваться на превосходящие силы британцев.
      Но в целом Лютьенс просто был связан приказами и побоялся рисковать.
      Цитата: Удав КАА
      Тогда бы Бисмарк точно ушел бы в Атлантику.

      насколько я помню, повреждение цистерны с топливом в любом случае ставило крест на океанском походе
      Цитата: Удав КАА
      На Бисмарке были не в строю посты управления зенитной артиллерией! ЗОС били на глазок!!!

      Не совсем так - если мой склероз мне не врет, из 4 постов в строю было 2, а еще два тоже работали, но были сухопутного образца с ограниченной функциональностью
      Цитата: Удав КАА
      Заклинивший руль нужно было подрывать, но механик на это не пошел, побоявшись затопления кормовых отсеков.

      Мюлленхейм-Рехберг останавливался на этом вопросе особо - в свежую погоду разместить заряд вне корпуса было невозможно, а внутренний взрыв... его последствий никто просчитать не мог.
      Было сочтено, что при такой попытке корабль лишится возможности принять последний бой, а шансы на успех иллюзорны. Убивать свой линкор вместо англичан немцы не стали
      Цитата: Удав КАА
      За линию немецких ПЛ англ. НК не пошли бы. А там уже и береговая авиация немцев прикрыла бы ЛК.

      К сожалению Бисмарк просто физически не мог идти к побережью Франции. Они же пошли в открытое море, навстречу КВМФ - так уж сложились ветра и течения, что в ту сторону корабль хоть как-то управлялся, и не в дрейфе же им было принимать бой.
  10. 0
    7 июня 2024 07:16
    Хочется поставить в заслугу автору его научные изыскания. А именно открытие нового класса кораблей. "Линейный линкор" это новое слово...
    1. это еще не самое смешное ... некоторые авторы пишущие на военно-морские темы употребляют термин - скорость ... столько узлов в час :-)
  11. 0
    8 июня 2024 12:56
    Довольно странно, что конструкторы не увидели крайнюю уязвимость линкоров с кормовой части. Такие великолепно защищенные корабли с огромным количеством всевозможных бронеперегородок, с толстенными броневыми поясами, противоторпедными булями ничего не могли предпринять в случае изгиба рулей от попадания торпед или разрушения труб валоприводов винтов. Бисмарк и Хеи долго погибали на циркуляции, а Принц оф.... от своих валов, которые из за попадания торпед рассыпались кусками и разнесли водонепроницаемые перегородки. Если бы можно было сбросить рули, корабли бы ушли управляясь только винтами. Валы тоже наверное технически можно было спрятать под броней...