Два тысячелетия и полтора столетия крымского вина. От первой лозы до наших дней

7 753 61
Два тысячелетия и полтора столетия крымского вина. От первой лозы до наших дней


Светлой памяти князя Голицына


Сейчас много говорится о развитии в Крыму агропрома, в том числе и виноделия. Эта отрасль была всегда в Крыму одной из профилирующих в сельском хозяйстве. Начнем разговор о крымском виноградарстве с истории.



Существует распространенное заблуждение о том, что крымское виноградарство стало развиваться только в конце XIX века при участии русских дворян, например, прославленного князя Льва Сергеевича Голицына. В действительности это справедливо только для субтропиков Южного берега и Севастополя.

Славный город-порт с его гераклейским климатом, переходным от умеренного к субтропическому – вообще отдельная тема, которую нам ещё только предстоит рассмотреть. В регионах ЮБК и Севастополя с окрестностями когда-то успешно акклиматизировали теплолюбивые европейские сорта, тогда как аборигенные сорта Горного и Степного Крыма были отодвинуты на второй план.


Сыграла роль в первую очередь довольно-таки (а точнее – совершенно) непредсказуемая зима по ту сторону Крымской яйлы. С этим, кстати, связано и ещё одно заблуждение, на которое сильно обижаются крымские татары: мол, в мусульманском Крымском ханстве был сухой закон, и виноградарство было в полном упадке.

Спросите у татарина...


На самом деле существуют четыре исторических факта, которые свидетельствуют об обратном.

Во-первых, это то, что запрет на употребление алкоголя соблюдало в основном простонародье. Среди знати нравы были гораздо более либеральные, и вино в этих кругах пили весьма охотно, примерно же к концу XIX века алкоголь стали потреблять едва ли не все, причём далеко не всегда умеренно.

Так вели себя как представители простого крымско-татарского пролетариата, так и крестьяне – поголовно правоверные мусульмане. Правда, по каким-либо случаям, чаще – на свадьбах, тогда как запрет выпивать на поминках среди мусульман Крыма (за исключением цыган – аювджи) сохраняется до сих пор.

Во-вторых, виноград, особенно аборигенных сортов, в крымско-татарской кухне используется не только для виноделия. В первую очередь из него готовят пекмез – густое и питательное варево из фруктового сока. Самый полезный для здоровья, вкусный и дорогой пекмез в Крыму делают из чёрной шелковицы.

Однако он и готовится дольше и сложнее, и сырьё для него собирать довольно затратно – урожайность у шелковицы ниже, чем у винограда, собирать сложнее, ягоды мельче. Из винограда, соответственно, пекмез получается с меньшими затратами.

Третий момент – население Крымского ханства и находившегося под османским владычеством Южного берега Крыма состояло далеко не только из мусульман. Там жили и потомки генуэзцев, принявшие ислам и перешедшие на крымско-татарский язык, но сохранившие как одну из профилирующих отраслей виноградарство.

С ними соседствовали православные потомки греческих колонистов – урумы и румеи, а также армяне, для которых вино было традиционным напитком. Были в Крыму и весьма многочисленные иудеи – караимы и крымчаки, куда же без них там, где процветает торговля. Последние чаще пили слабоалкогольную бузу из проса, но по праздникам могли и кошерным вином развлечься.


Ну и, наконец, четвертый и главный факт – названия аборигенных сортов винограда исключительно крымско-татарские: Эким Кара, Джеват Кара, Сары Пандас, Кок Пандас, Сары Кабак. В результате того, что в царское время селекцией сортов в Крыму занималась исключительно аристократия, у которой представление о Крыме ограничивалось только ЮБК, часть аборигенных сортов безвозвратно исчезла.

И случилось такое только потому, что этими сортами никто не занимался, сами же хранители наследия, крымские татары, были сконцентрированы к тому времени в основном на юге полуострова. Северный Крым заселялся славянскими народами, немцами и евреями, не сразу разобравшимися со спецификой местного сельского хозяйства.

...Или у грека


Греческое население Крыма к тому времени уже было в полном составе депортировано в Мариуполь. Переселённые после Русско-турецких войн в Крым греки, армяне и болгары точно так же, как и остальные, в местных сортах винограда не сильно разбирались, а иногда и брезговали использовать их в пищу, пытаясь выращивать исконные сорта своих регионов, что не всегда удавалось.

Но настоящий удар по виноградарству на полуострове был нанесён после массовых депортаций 40-х годов уже XX века, когда население Крыма значительно уменьшилось, и пока власти не стали активно заселять туда русских и украинцев, сельским хозяйством там вообще некому было заниматься.

Табуны одичавших лошадей, голодные бездомные собаки, родники и колодцы, загаженные и засыпанные как самими депортантами в отместку, так и выселявшими их сотрудниками силовых структур, стали характерными чертами крымских сел, особенно в горной зоне.

Эксперименты по восстановлению аборигенных сортов крымского винограда начались только в советское время, когда из-за быстрого роста населения Крыма появился спрос на дешёвые сорта вина. Тем не менее даже тогда местные виноградари продолжали называть аборигенный виноград закрепившимся еще в царское время обидным словом «сортосмесь».

Из центров виноградарства времён Крымского ханства в результате сохранились только Судакский район и ряд западных долин полуострова.

Ситуация стала несколько налаживаться после присоединения Крыма к России, когда возникшие экономические проблемы просто уже вынудили учёных изобретать для жителей полуострова новые виды заработка.


Что не съели и не выпили аборигены?


В результате специалисты института виноградарства и виноделия ВНИИВиВ «Магарач» собрали коллекцию из 73 аборигенных сортов, хотя утверждают, что всего их было не менее 110. В «Массандре» в настоящий момент выращивается не так много – всего 11 аборигенных сортов.

Тем не менее профессиональным селекционерам до сих пор, даже уже при современной России, не удаётся победить устойчивый снобизм крымских виноградарей. Об этом свидетельствуют хотя бы довольно абсурдные данные по площадям селекционированных на основе аборигенного винограда сортов.

Характерно, что они, вообще-то, выводились специально для Крыма не только на самом полуострове, но и в целом по России – на Кубани, в Ставрополье, Ростовской области и в республиках Северного Кавказа. Приведём лишь простенькую статистику по сортам:

«Первенец Магарача»: в самом Крыму – 26,5 Га, всего по РФ – 3 681 Га;
«Подарок Магарача»: в самом Крыму – 30,5 га, всего по РФ – 970 га;
«Цитронный Магарача»: в самом Крыму – 54 га, всего по РФ – 527 га.


Ситуация, согласитесь, явно ненормальная. Одна из причин ее возникновения – запрет на дотацию посадок «сортосмесей», сформировавшийся ещё в украинское время. В других виноградарских регионах России такого запрета нет и быть не может.

Необходимость реабилитации виноградников из аборигенных сортов вызвана прежде всего их устойчивостью к местным природным условиям. Нельзя забывать также и полное отсутствие опасности завоза из других регионов вместе с саженцами филлоксеры и болезней, которые характерны для европейских и американских сортов винограда.

В Крыму, как известно, все эти пакости не наблюдались вплоть до акклиматизации в царское время этих самых сортов. Ко всему прочему, сегодня санкционная политика сильно затрудняет импорт в Крым саженцев из западных стран, и именно поэтому усилия виноградарей по развитию местных сортов сейчас актуальны как никогда.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    9 июня 2024 05:08
    Отличная статья...но маловата по объёму...тему гораздо глубже нужно раскрыть.
    Очень хотелось бы пекмез проверить на вкус...ни разу его в продаже не видел.
    1. +1
      9 июня 2024 05:57
      Очень хотелось бы пекмез проверить на вкус
      Обыкновенный концентрированный фруктовый сок, из литра которого можно получить примерно пять литров сока или лопать его просто так, не разбавляя
      1. +3
        9 июня 2024 06:23
        В конце 70-начале80-х в магазинах в литровых банках продавался виноградный сок.Причем разных виноградных сортов-каберне,рислинг итд.Только по этой рекламе..С такого концентрата алкогольной продукции не получится.Я имею в виду не разбавленное спиртом пойло.
        1. +2
          9 июня 2024 07:45
          Цитата: dmi.pris1
          С такого концентрата алкогольной продукции не получится

          Еще как получится! Неделю назад сделал из смородины - получилась чудесная водочка со вкусом и послевкусием смородины. А недавно допил водочку со вкусом яблочка, сделанную из такого вот концентрата. Еще из этого можно делать неплохие ликеры и наливки, но это уже для любителей сладенького. А вот недавно из концентрата красного винограда поставил вино...
          1. +1
            9 июня 2024 08:02
            То есть,Вы развели пастеризованный сок водкой?Ну,я не знаю.На вкус и цвет товарищей нет.У нас дома-"Модова"растет.Красное вино из ягод,с той самой "пыльцой"..Винно-дрожжевой...
            1. +3
              9 июня 2024 08:06
              Цитата: dmi.pris1
              Вы развели пастеризованный сок водкой?

              Да, я развел концентрированный сок водкой собственного изготовления, а потом все это перегнал на аппарате. Получилась прозрачная водка с ароматом фруктов. Называется такой процесс мацерацией, хотя с научной точки зрения это не совсем правильное определение...
              1. +3
                9 июня 2024 08:08
                Это другое дело,тут я согласен.Натуральный продукт... drinks
              2. +1
                9 июня 2024 11:02
                ЕМНИП, мацерация кожи - это один из признаков пребывания трупа в воде. По судебной медицине. В случаях продолжительного пребывания трупа в воде набухшие участки кожи отслаиваются и могут сходить на кистях и стопах чехлом вместе с ногтями — «перчатки смерти». Кисти после отхождения эпидермиса становятся гладкими («холёная рука») По степени выраженности мацерации можно судить о длительности пребывания трупа в воде.
                А тут, значица, судят как сок с водкой в аппарате перегнался. Забавно. drinks
                1. +1
                  9 июня 2024 16:12
                  Цитата: hhurik
                  мацерация кожи - это один из признаков пребывания трупа в воде. По судебной медицине

                  Понятие мацерация применяется не только в судебной медицине. Слово имеет значение, как пропитка или вымачивание чего-либо и в конечном итоге является результатом растворения вещества. Очень часто применяется в виноделии и винокурении...
                  1. 0
                    9 июня 2024 16:51
                    "Болотные люди" еще в процессе получаются, видимо, от злоупотреблений продукцией виноделия.

                    Толлундский человек, его правда удушили веревкой и только потом вымочили в болоте, очень давно.
                    1. +1
                      9 июня 2024 18:01
                      Толлундский человек, его правда удушили веревкой и только потом вымочили в болоте, очень давно

                      Кому-то нравятся трупы, вымоченные в болоте, а кто-то наслаждается качественным алкоголем. Suum cuique...
                      1. 0
                        9 июня 2024 18:30
                        In vino veritas , однозначно. Есть привезенная из Владивостока бутылка спиртного с трупом змеи внутри. Употреблять опасаюсь, но выглядит бодрячком. Тоже мацерация, наверное.
            2. +3
              9 июня 2024 15:31
              Цитата: dmi.pris1
              У нас дома-"Модова"растет.Красное вино из ягод,с той самой "пыльцой"..Винно-дрожжевой...

              Молдова сорт . Неприхотливый , черный виноград , сладкий . Можно кушать , как столовый виноград , делать великолепные соки . И конечно вино -. Вино из него получается маслянистое , вкусное ..
              1. +1
                9 июня 2024 15:56
                Да,неприхотливый.Но бывает подвежен гнили.Борюсь,убираю пораженные побеги,обрабатываю купоросом..
    2. 0
      9 июня 2024 06:28
      Однажды пробовал.Не магазинный конечно.Хозяева угостили в Крыму,я тогда не знал как это называется..Да как варенье,с виноградным вкусом.А поскольку варенья никакое я не люблю,то и не особо понравилось.
  2. +8
    9 июня 2024 06:29
    Спасибо авторам за статью!
    Но…вся эта история особого отношения к современным тенденциям в развитие создания вина в Крыму не имеет никакого отношения.
    Потому, что, во-первых, существует мировой тренд. Крым после 1991 г., впрочем как и все территории бывшего СССР как минимум не развивался, как максимум деградировал.
    Да, сохранился, например, достойный по качеству «Новый Свет», не скатившееся до дешевой шипучки Абрау Дюрсо, но…
    Если в 50-х гг. ХХ в. больше половины производства в мире занимали сладкие вина, то, к нашим дням тенденция существенно изменилась: сухие занимают более 70%.
    В Крыму благодаря тому, что он был неким «забытым краем» сохранилось уверенное производство сладких крепленных вин, кстати, тоже некоторые из сортов автохтонов…но против рынка и современных тенденций в производстве не попрешь.
    Помню, лет пять назад «Массандра» выпустила свою партию сухого вина, дешевого и крайне неудачного.
    Речь о том, чтобы сохранить какие-то автохтонные сорта сегодня идти не может, что противоречит мировой тенденции.
    Так у разоряющихся фермеров во Франции покупаются земли, и там высаживаются более устойчивые к внешним воздействиям селекционно выведенная лоза из Нового Света: почва Бургундии, например, климат и новый сорт способствует созданию нового, современного и высококачественного вина.
    Таким образом, будущее крымского виноградарства — это переход на новые сорта и т.п., конечно с возможностью сохранения но за большие деньги и для особых ценителей, как и во всем мире, автохтонов.
    Тем более, что на полуострове мы наблюдаем более 10 лет, с 2010 гг. бурный рост профессионального виноградарства и производства высококачественного современного вина. Четыре ведущих виноградаря России работают и имеют свои виноградники в Крыму. Великолепным проводником современного виноградарства стал возрожденный завод «Золотая балка»: шампанское Витмер может потягаться с классическими образцами этого вида вин. Всем рекомендую их совместное производство вина с Репиным, специалистом, пожалуй, номер один в России.
    PS на вино самого Репина цены зашкаливают
    1. +3
      9 июня 2024 07:49
      В Крыму благодаря тому, что он был неким «забытым краем» сохранилось уверенное производство сладких крепленных вин

      Портвейн у них шикарный! Ничем, кроме содержания алкоголя, не отличается от свежевыжатого виноградного сока...
      1. +1
        9 июня 2024 08:53
        Сладким вином еще называют Eiswein - Ледяное вино . Виноград для этого вина должен еще на лозе замерзнуть , поэтому убирают его поздно . Вода в ягодах замерзает , сахар нет . Поэтому оно и более сладкое . Но и дорогое , из за трудоемкости процесса и малого выхода вина .
    2. +1
      9 июня 2024 08:55
      А почему виноград это только вино?А сама ягода?Да,сохранить не просто.Но в магазинах сплошь импортный..А соки?
      1. 0
        9 июня 2024 09:53
        Естессно, не только вино. Но есть винные сорта и есть столовые. В Крыму в основном винные.
        1. +2
          9 июня 2024 09:54
          Я к тому,что и это направление -столовые сорта надо развивать.
          1. +1
            9 июня 2024 09:58
            Да кто же против? Вот у узбеков - в основном столовые сорта, исторически сложилось. Кишмиш чёрный, ката-курган, чарас, дамский пальчик и т. д. А в Крыму тоже выращивали в Магараче кишмиш чёрный, но как технический сорт, для крепления вин.
        2. +2
          9 июня 2024 15:20
          Винные сорта винограда выращивали в основном в христианских странах . В регионах с мусульманским населением выращивали столовые сорта . Причину думаю не надо называть , и так каждый поймет . Поэтому виноград из средней Азии и вкуснее . А винных сортов винограда в продаже практически нет .
    3. 0
      15 июня 2024 18:43
      Вообще-то именно европейцы довольно активно борются с северо американской группой сортов винограда, вплоть до того, что есть положение, что настоящий коньяк не может быть изготовлен иначе как из западно европейской группы слотов винограда, есть даже обоснование, что в результате брожения винограда североамериканской группы образуется больший процент метилового спирта.
  3. 0
    9 июня 2024 08:12
    Цитата: Luminman
    Портвейн у них шикарный! Ничем, кроме содержания алкоголя, не отличается от свежевыжатого виноградного сока...

    Сладкие вина как портвейн, кипрская командария, грузинские сладкие вина очень приятно пить.
    Вообще в Европе сладкие вина считаются чем-то ненастоящим. Ну это как поклонники Пикассо и Шагала относятся к творениям художников реализма. Стараются сохранять улыбку когда пьют кислятину в виде "изысканного" сухого вина. Помню как француженки прибалдели от Советского Шампанского Золотого полусладкого, которое купил в Новоарбатском гастрономе по 12 рублей за бутылку. У них же кроме брюта ничего из шампанских вин и нет. А девочкам нравится сладкое...
    1. +1
      9 июня 2024 08:16
      Цитата: Konnick
      У них же кроме брюта ничего из шампанских вин и нет.

      Да ладно! А Вдова Клико?
    2. +3
      9 июня 2024 08:46
      У них же кроме брюта ничего из шампанских вин и нет.

      Вы написали глупость.
      Extra Brut (less than 6 grams of sugar per litre)
      Brut (less than 12 grams)
      Extra Dry (between 12 and 17 grams)
      Sec (between 17 and 32 grams)
      Demi-sec (between 32 and 50 grams)
      Doux (50 grams)
  4. -1
    9 июня 2024 08:14
    Цитата: Эдуард Ващенко
    Великолепным проводником современного виноградарства стал возрожденный завод «Золотая балка»: шампанское Витмер может потягаться с классическими образцами этого вида вин

    А там шампанское бутылочного созревания как в Новом Свете?
    1. +2
      9 июня 2024 09:00
      Новые технологии, новые моды.
      Новый свет - классические технологии, это Extra Dry , Virmer - Brut. Это разные технологии.
      Впервые побывал на заводе "Новый свет" и в хранилище еще ребенком в 1982 г. hi
  5. -1
    9 июня 2024 08:21
    Помню 86 год, по путевке поехал отдыхать на Балатон, тогда там отдыхало много немцев и австрийцев. В первый же вечер, в компании, пошли в ресторан. Когда вошел в зал и провел рекогносцировку, понял, что кроме Советского Шампанского ничего на столах нет и когда подошел официант, я спросил его, а что кроме шампанского ничего нет? Он ответил, что есть всё, но эти швабы предпочитают Советское Шампанское...патриотизм мой резко утвердился после этих слов официанта.
    1. +1
      9 июня 2024 10:31
      эти швабы предпочитают Советское Шампанское.
      Очень похоже на сказку- французские игристые, даже недорогие- на порядок качественней.
      1. +1
        9 июня 2024 13:19
        Очень похоже на сказку

        Особенно про
        и когда подошел официант, я спросил его

        Интересно, на каком языке спрашивал? Индивид вообще не понимает, о чем понтуется, а так же понятия не имеет о Венгрии и ее виноделии, так же как и о Франции. Рассказывать о популярности советского шампанского в Венгрии мог только Коник, который о Törley никогда не слышал.
        1. -1
          9 июня 2024 13:27
          популярности советского шампанского в Венгрии
          В иммигрантских магазинах Лондона есть, кстати. Наверное его берут чтоб березки повыше и поразлапистей снились laughing .
          1. +1
            9 июня 2024 14:05
            Или по ценовым соображениям.
            1. +1
              9 июня 2024 14:07
              Стоит оно примерно так же, как и дешевое прозекко - но качество даже у него ( 6 фунтов\бут) повыше будет чем у псевдосоветского.
              1. +1
                9 июня 2024 14:09
                Ну, значит, Тютчев прав.
                «И дым отечества нам сладок и приятен!»
      2. 0
        13 июня 2024 10:09
        Во Франции игристые относительно крепкие.
        Я так понимаю, такооо лёгкого как итальянское Асти не делают во Франции.
  6. -5
    9 июня 2024 08:23
    Цитата: Luminman
    Да ладно! А Вдова Клико?

    Вдова Клико полусладкое??? Только кислый брют
    1. +2
      9 июня 2024 09:00
      Вдова Клико полусладкое??? Только кислый брют

      И опять Вы пишете ерунду, но зато уверенно. Судя по всему, о французском шампанском Вы понятия не имеете.
      На фотографии - Вдова Клико Понсардин Рич сладкое белое (Veuve Clicquot Rich).
    2. +1
      9 июня 2024 16:15
      Цитата: Konnick
      Вдова Клико полусладкое??? Только кислый брют

      Пил его давно и вкус не помню. Но то, что это не кислятина - это точно. К тому же брюты бывают с разным содержанием сахара...
  7. +8
    9 июня 2024 08:31
    Тем не менее даже тогда местные виноградари продолжали называть аборигенный виноград закрепившимся еще в царское время обидным словом «сортосмесь».

    К сведению авторов - сортосмесь - это не обидное название аборигенного винограда, а научный термин. Есть такая наука - ампелография,изучающая виды и сорта винограда и закономерности изменчивости их признаков в зависимости от условий среды и сортовой технологии. С этой наукой авторы явно не знакомы.
    У растений винограда имеются ткани и отдельные клетки с разной наследственностью (химеры). Они дают иногда побеги с разными признаками. Со временем в процессе эволюции и вегетативного размножения растений одного и того же сорта среди вегетативного потомства появляются формы с иными положительными или отрицательными признаками вследствие почечных и точечных мутаций (спортов). Эти изменения закрепляются при вегетативном размножении в потомстве, и сорта таким образом превращаются в сортосмесь клонов. Причем растения в этой сортосмеси будут как высокоурожайные, так и низкоурожайные. Большинство старых сортов - это сортосмеси. Задача селекции - отбор ценных клонов и улучшения сорта.
    Именно так был получен современный виноград черный крымский, который является клоном аборигенного крымского сорта кара изюм.
    Об этом свидетельствуют хотя бы довольно абсурдные данные по площадям селекционированных на основе аборигенного винограда сортов.
    ...
    «Первенец Магарача»

    Сорт "Первенец Магарача" к аборигенным крымским сортам никакого отношения не имеет. Получен скрещиванием сортов грузинского Ркацители и Магарач. В свою очередь сорт Магарач получен скрещиванием французского Мадлен Анжевин и среднеазиатского Кишмиша черного.
    Точно так же и с другими сортами.
    Авторам перед тем, как писать, почитать бы что нибуть, хотя бы "Ампелография СССР. Отечественные сорта винограда" Голдриги.
    1. 0
      10 июня 2024 07:38
      Голодриги, судьба его Вам известна? В моём дипломе специализация по первичной переработке винограда т.е. винодел, но заканчивал я в 1986 и на прощание наш преподаватель Шольц Е.П. сказал, что нам не повезло, Горбатый уже занёс свою лапу, только двое из 25 работали по специальности.И ещё какова урожайность аборигенов? Правильно никакая, Золотая балка- полный отстой, местные не пьют, вот земля там действительно золотая, изобретают мутные схемы
      1. 0
        10 июня 2024 08:09
        Голодриги, судьба его Вам известна?

        Конечно известна. Он повесился в 1986 году. Не перенес "борьбы за трезвость".
  8. +7
    9 июня 2024 08:45
    Цитата: Frettaskyrandi
    Отечественные сорта винограда" Голдриги.

    Павел Яковлевич Голодрига....повесился после начала вырубания виноградников при горбаче.
    Вечная Память ученому, а первому презику гореть в аду
  9. -2
    9 июня 2024 08:53
    Цитата: Frettaskyrandi
    Вы написали глупость.
    Extra Brut (less than 6 grams of sugar per litre)
    Brut (less than 12 grams)
    Extra Dry (between 12 and 17 grams)
    Sec (between 17 and 32 grams)
    Demi-sec (between 32 and 50 grams)
    Doux (50 grams)

    Brut - не более 15 г сахара на литр
    Extra-sec - очень сухое до 20г\л
    Sec - сухое до 35г\л
    Demi-sec - полусухое, до 50 г\л сахара
    Doux - сладкое.
    А полусладкого, как у нас нет
    1. +4
      9 июня 2024 09:05
      есть Моёт Шандон Нектар, получился, рекомендую сравнить на вкус, у учетом того, что это классическое производство, а Советское полусладкое, сделанное в Москве, как бы и не шампанское, а массовая шипучка. Против чего я ничего не имею.
  10. 0
    9 июня 2024 09:05
    Цитата: Эдуард Ващенко
    Впервые побывал на заводе "Новый свет" и в хранилище еще ребенком в 1982 г.

    А я в 2019 только попал на завод, вернее, в тоннели где созревало шампанское.
  11. 0
    9 июня 2024 09:09
    Цитата: Эдуард Ващенко
    Советское полусладкое, сделанное в Москве, как бы и не шампанское, а массовая шипучка. Против чего я ничего не имею.

    Я уже три раза был на заводе в Новом Свете и каждый раз покупал по коробке Полусладкого Розового, дамам очень нравится. А Золотое и не было московским.
  12. -4
    9 июня 2024 09:11
    Статья хорошая . Но по факту крымские вина и все что произволится на тему вина самое днище которые пить просто не воз можно любому кто хоть как то разбирается в вине. Это касается и вина как такового и ликереых вин типа портвейна, мадеры или хереса , это касается и коньяка
    1. 0
      9 июня 2024 16:20
      Цитата: FoBoss_VM
      Но по факту крымские вина и все что произволится на тему вина самое днище которые пить просто не воз можно любому кто хоть как то разбирается в вине

      Похоже, вы в них совсем не разбираетесь...
  13. -1
    9 июня 2024 10:36
    Цитата: Болторез
    Очень похоже на сказку- французские игристые, даже недорогие- на порядок качественней.

    Может Вы и Непесуху предпочитаете? Т.е. Hennesssy, тот еще суррогат. Не может стоить настоящее вино дешево.
    На порядок качественнее? Резервуарного брожения? Чушь
    1. +3
      9 июня 2024 11:37
      Резервуарного брожения? Чушь
      Резервуарное брожение используют итальянцы для своего prosecco. Бургундское cremagne изготовляется путем традиционной шампанизации, те тто же шампанское, но не из Шампани.
      Hennesssy, тот еще суррогат.
      Суррогат- это тираспольское пойло- жена, попробовав, сказала что не пожалела бы ядерной боеголовки из арсенала Франции для прекращения этого безобразия yes . А оригинальный Hennessy весьма не полох, хоть я и предпочитаю арманьяк.
      1. -2
        9 июня 2024 16:18
        Цитата: Болторез
        А оригинальный Hennessy весьма не полох

        Классическая сивуха, выдержанная в лимузенской бочке...
    2. +1
      13 июня 2024 10:07
      Хенесси это коньяк, а не вино.
  14. Вот прямо сейчас работаю на реконструкции завода шампанских вин в Новом Свете. Увеличение складских емкостей с 2 до 5 млн. бутылок.
    Также контора ведет реконструкцию завода в Севастополе laughing
  15. +1
    10 июня 2024 11:20
    Когда вино и соки начнут делать из винограда ,а не из порошка.Вот тогда пойдет в гору Виноградарство.Сейчас сделали не большой шаг в эту сторону ,но у нас как всегда ,весь запал на половине заканчивается
  16. 0
    12 июня 2024 18:27
    Природные реалии Крыма таковы, что виноград и виноделие там - обречены на успех, если применяется правильная селекция и агротехника. Почвы, морские ветры, осадки, годовой ход температур, количество солнечных дней и тд - если это сопроводить профессиональными кадрами - … нет точного слова, но это один из лучших регионов в мире для виноделия. С 2014 дела вроде улучшаются, но медленно. Государство российское в лице полуграмотных его управляющих не может понять, что если сейчас немного помочь - и мы будем со своим Крымским вином, сухим, полусухим, десертным, красным, розовым, белым, тихим и игристым и еще на экспорт останется.
  17. +1
    13 июня 2024 09:32
    Что такое вино российского производства , это виноградный сок разведенный спиртом и по цене марочного вина Европы
    1. 0
      13 июня 2024 10:04
      Лучше свое делать.
      Я делаю из ирги. И ещё из яблок.
  18. 0
    13 июня 2024 10:52
    Цитата: Ростислав Прокопенко
    Вот прямо сейчас работаю на реконструкции завода шампанских вин в Новом Свете. Увеличение складских емкостей с 2 до 5 млн. бутылок.

    Новые штольни бьете? Вроде их было 28
  19. -1
    13 июня 2024 10:55
    Цитата: Maxim G
    Хенесси это коньяк, а не вино.

    А какая разница...что водка, что пулемет, лишь бы с ног валила