«Верный ведомый» Diehl FEANIX — это нечто среднее между дроном и крылатой ракетой

14
«Верный ведомый» Diehl FEANIX — это нечто среднее между дроном и крылатой ракетой
Макет БПЛА FEANIX на стенде компании-разработчика


В последние годы в разных странах активно прорабатывается концепция беспилотного летательного аппарата типа «верный ведомый», способного взаимодействовать с пилотируемым самолетом и брать на себя часть его задач. Новый проект такого рода на днях представила компания Diehl Defence. Ее изделие под названием FEANIX должно будет работать с разными платформами и решать широкий круг боевых и вспомогательных задач.



Носитель нагрузок


5 июня в Берлине открылась военно-техническая выставка ILA-2024. Одним из постоянных участников этого мероприятия является немецкая компания Diehl Defence, регулярно представляющая новые образцы разного рода. На этот раз главной новинкой в ее экспозиции стал тяжелый многоцелевой «ведомый» БПЛА FEANIX.

Проект FEANIX (Future Effector – Adaptable, Networked, Intelligent, eXpendable или «Носитель нагрузок будущего, адаптируемый, сетевой, интеллектуальный и расширяемый») был разработан компанией «Диль Дефенс» в инициативном порядке с учетом потребностей ВВС Германии и других европейских стран. Кроме того, приняли во внимание возможный интерес со стороны других родов войск.

Целью проекта является создание перспективной беспилотной воздушной платформы или «легкого дистанционного носителя» (Light Remote Carrier – LRC) с возможностью установки разных полезных нагрузок. На данный момент предлагается использовать сменные модули с приборами разведки разных типов. В дальнейшем, возможно, номенклатуру модулей расширят. Платформа должна стартовать с самолета-носителя, с наземной или с морской пусковой установки.


Как и другие «верные ведомые», изделие FEANIX должно будет работать автономно, но с возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом. Также заявлены некие сетевые и групповые возможности работы и применения. Компания-разработчик обещает повышенную степень автономности и минимальную зависимость от самолета-носителя. При этом несколько БПЛА смогут объединяться в «рой» и действовать самостоятельно.

Проект FEANIX разрабатывается с прицелом на включение нового БПЛА в номенклатуру нагрузок перспективного истребителя 6 поколения FCAS / NGF. Этот проект пока находится на самых ранних стадиях, и появление готовых самолетов в войсках ожидается только к 2040 г. Тем не менее, Diehl Defence не хочет терять время и уже сейчас занимается новым беспилотником. Кроме того, его планируют предложить для использования в следующем проекте модернизации актуальных истребителей Eurofighter Typhoon.

«Диль Дефенс» назвала только общие планы, но пока не может раскрыть точные сроки реализации нового проекта. Когда опытный FEANIX поднимется в воздух, и сколько времени понадобится на испытания, не сообщают. Также под вопросом сроки гипотетической интеграции в комплекс вооружений «Еврофайтера».

Технические особенности


«Верный ведомый» типа FEANIX представляет собой БПЛА среднего размера, внешне похожий на различные современные крылатые ракеты. Его облик указывает на применение готовых компоновочных и технических решений, а также стелс-технологий. Подобный облик должен обеспечить наиболее удачное соотношение технических, летных и рабочих характеристик.


Вид на хвостовую часть

БПЛА получил продолговатый фюзеляж, образованный плавно сопряженными ровными поверхностями. Предусмотрен заостренный носовой обтекатель с окнами для оптических средств разведки в нижней части. В центре фюзеляжа имеется низкорасположенное раскладное стреловидное крыло. Хвостовое оперение состоит из горизонтального стабилизатора и подфюзеляжного киля. Общая длина готового беспилотника не будет превышать 4 м, стартовая масса – менее 300 кг.

FEANIX оснащается компактным турбореактивным двигателем, при помощи которого будет развивать высокую дозвуковую скорость. Дальность полета достигнет 300 миль (ок. 480 км) или более. При этом боевой радиус будет зависеть от параметров бортовой аппаратуры, особенностей задания и т.д., из-за чего может быть меньше предельной дальности.

Специально для FEANIX разрабатывается новая система управления с повышенной автономностью и групповыми возможностями. Акцент делается на самостоятельной работе БПЛА и взаимодействии с другими беспилотниками. Постоянный контакт с самолетом-носителем и управление с его стороны не потребуется. Беспилотник или беспилотники смогут самостоятельно выполнять поставленную задачу, реагировать на изменения обстановки, угрозы и т.д. При всем этом, компания-разработчик пока не раскрывает подробную техническую информацию о системе управления.

В первую очередь, FEANIX рассматривается в качестве носителя разведывательных систем. В носовой части фюзеляжа предусмотрено место для установки оптико-электронных средств, лазерных сканеров, радиотехнических систем и т.д. Данные от приборов разведки в исходном или обработанном виде будут по радио передаваться на самолет-носитель или на станцию управления.


FEANIX вместе с другими нагрузками истребителя Eurofighter Typhoon

Один БПЛА сможет нести только один модуль разведки, но возможно групповое применение нескольких аппаратов с разной нагрузкой. В таком случае «рой» сможет осуществлять комплексную разведку с одновременным получением данных разного рода.

Упоминается принципиальная возможность оснащения изделия FEANIX боевой частью. В этом случае он будет своего рода барражирующим боеприпасом одноразового использования. Боевые характеристики такого беспилотника пока не раскрываются.

Потенциальные носители


На выставке ILA 2024 компания Diehl Defence представила два полноразмерных макета беспилотника-ведомого FEANIX. Один разместили на стенде разработчика в павильоне, второй – на открытой площадке. Его поместили рядом с истребителем Eurofigther Typhoon вместе с существующими и перспективными средствами поражения. Таким способом продемонстрировали свои планы по развертыванию БПЛА в средней перспективе.

«Тайфун» имеет только внешние точки подвески баков и вооружений. Это означает, что «верный ведомый» FEANIX, если его примут на вооружение, будет размещаться только на пилонах носителя. При этом истребитель сможет нести сразу несколько таких изделий, а также то или иное вооружение на прочих точках подвески.


Макет истребителя FCAS с ракетами FCAAM (слева) и беспилотниками FEANIX (справа)

На стенде компании-разработчика присутствовал еще один любопытный макет в меньшем масштабе. Он показывал один из гипотетических вариантов истребителя NGF / FCAS с перспективной полезной нагрузкой. Для наглядности самолет «поставили» вертикально на хвост, днищем к зрителю. Во внутреннем грузовом отсеке модели поместили пару перспективных ракет «воздух-воздух» FCAAM и два БПЛА FEANIX. Пока это всего лишь примерная демонстрация гипотетических возможностей, но можно ожидать, что в отдаленном будущем эти идеи найдут применение в реальных проектах.

Перспективы проекта FEANIX в контексте модернизации истребителя Eurofighter Typhoon пока под вопросом. ВВС ФРГ проявляют интерес к новым образцам и технологиям, но пока не говорили о желании оснастить имеющиеся самолеты «верными ведомыми». В то же время, интеграция подобных БПЛА является одним из ключевых условий перспективной программы FCAS / NGF. В этом случае проект FEANIX имеет шанс пройти все стадии и поступить на вооружение. Однако произойдет это, как минимум, к концу следующего десятилетия.

Перспективное направление


Идея БПЛА, способного работать самостоятельно или вместе с пилотируемым самолетом, а также выполнять боевые и вспомогательные задачи, появилась не так давно, но предсказуемо привлекла внимание и получила развитие. Сейчас все страны с развитым авиастроением занимаются этой тематикой, и регулярно сообщается о новых разработках в этой сфере. Очередным участником процесса создания «верных ведомых» стала Германия в лице компании Diehl Defence, запустившей свой инициативный проект.

Пока компания-разработчик представила только макеты нового БПЛА и общую информацию о проекте. На его дальнейшее развитие перед строительством и испытаниями опытной техники потребуется еще несколько лет. Только после этого можно будет делать полноценные выводы и прогнозы. Пока же речь идет о планах, обещаниях и оптимизме разработчиков. Оправдает ли проект нынешние надежды, неясно.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    7 июня 2024 06:02
    Про себя скажем "на хрена", или "не множь сущностей без необходимости".
  2. -1
    7 июня 2024 08:38
    Кардинальный прорыв в осуществлении этих идей основывается на использовании новых движителей позволяющих этим многофункциональным устройствам выполнять задачи. Главное это высокая маневренность и сверхбыстрая и точная реакция на изменившиеся задачи, дешевизна в производстве ,высокая полезная нагрузка и длительность совместного и самостоятельного полета. Наступают времена когда в это можно не верить ,но приходиться хвататься за соломинку.
    1. +2
      7 июня 2024 10:39
      Эта и подобные САБЖу платформы - всего-лишь инструменты будущего военного КИ.
      В большинстве своем человеческий фактор в управлении данными платформами не понадобится.
      1. +3
        7 июня 2024 12:04
        Безусловно так ,поскольку многие физические факторы при полете будут выше пределов психофизики человека.
    2. 0
      7 июня 2024 20:24
      И какая полезная нагрузка у беспилотника массой 300 кило?
      1. +1
        7 июня 2024 20:54
        Надо понимать ,что взлетная ,посадочная и полетная полезные нагрузки отличаются при соотношении к массе аппарата и наличии двигателей . А увеличивая мощности и колличество двигателей мы уменьшаем и полезную нагрузку и дальность полета . И это только одни из так сказать доминирующих аспектов. Поэтому в создании прорывных в двигателестроении решений необходимо рассматривать все эти комплексные решения . И такие решения есть и уже можно их обкатывать.
        1. 0
          7 июня 2024 21:08
          Такое ощущение, что Путин на вопрос ответил, написал много, сказал ничего, прямо как автор статьи
          1. 0
            8 июня 2024 09:59
            Вы первый раз с gridasov общаетесь? Это он ещё мало написал. Так сказать, чтобы не спугнуть неофита.
  3. +2
    7 июня 2024 12:34
    Совершенно непонятны резоны создания этого странного аппарата. Это одноразовый носитель. А значит ставить на него какую-то выдающуюся развед. электронику крайне нерационально. Тогда возникает вопрос, а зачем для доставки в заданный район банальной камеры/тепловизора такой огромный, тяжелый, весь из себя супервысокотехнологичный интеллектуальный аппарат? Да не один, а целая стая. Это сколько будет стоить каждая боевая операция, с такими-то расходами на банальное целеуказание и фиксацию результатов? Почему именно стая одноразовых крылатых ракет, что мешает сделать стаю многразовых БПЛА в формате КР, если уж это так и так будет дорогой аппарат? ИМХО, тут явно видна некая информационная дымовая завеса, скрывающая некий крайне неприятный сюрприз для предполагаемого противника.
  4. +1
    7 июня 2024 21:06
    Будто какой-то корпоративный доклад для акционеров. Совсем непонятно, что оно может при своих малых размерах и небольшой дальности и зачем оно нужно.
  5. +2
    7 июня 2024 23:07
    При грамотной электронной начинке и продвинутому бортовому ИИ, сей аппарат может стать достойным напарником и защитником пилота в задней полусфере, не говоря, уже, про атакующую позицию этой пары в бою....
  6. +1
    8 июня 2024 13:56
    Двигатель, аппаратура управления и связи с носителем, контейнер разведывательной аппаратуры и все на несколько часов работы?! Богато живут...
  7. 0
    21 июня 2024 20:06
    Цитата: Простой
    Эта и подобные САБЖу платформы - всего-лишь инструменты будущего военного КИ.
    В большинстве своем человеческий фактор в управлении данными платформами не понадобится.

    Ага, он такой "будущий" типа встречайте: https://ru.wikipedia.org/wiki/ADM-20_Quail [media=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/ADM-20C-40-MC_Quail_decoy_missile_at_NMUSAF.jpg] вот такое оно новое.
  8. 0
    27 июля 2024 19:00
    Интересная идея. В разных странах подходы развиваются по разному. Возможно в будущем самолёты будут передавать верным ведомым свои координаты по зашифрованному каналу, а те в свою очень по простейшему ии будут занимать позиции относительно самолёта. Заранее заложенные сценарии будут выбираться пилотом. Например выдвинуться вперёд для атаки или перекрывать хвост, выдвинутся для прикрытие от зенитных ракет и т.д