Ракетные пророчества

54
Ракетные пророчества
Страница из «рукописи Сибиу»: многоступенчатые ракеты с коническим соплом и ракетная связка из двух ракет


«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.»
Откровения Иоанна Богослова, 1:3

История оружия. Идея узнать, что настоящее было предсказано много лет назад, всегда была важной движущей силой человеческого познания. Что, если есть веские доказательства того, что предсказание из прошлого в настоящее может быть правдой, и что оно содержится в древних писаниях, обнаруженных десятилетия назад? Сколько «копий сломано» в дебатах по поводу предсказаний Нострадамуса, что, дескать, был он в будущем и оттуда получил свои знания. Но тут есть один важный момент. Будь он в самом деле ну хотя бы в нашем будущем, то его поразили бы прежде всего… наши женщины в шортах и облегающих трико. Я вижу, какими глазами смотрят на таких женщин замотанные с головы до ног в свои одежды понаехавшие к нам азиатки и их мужики, облизывающиеся на них как кот на сметану. Вот и с Нострадамусом было бы то же самое. Он не столько занимался бы политикой, сколько смотрел бы на то, как мало прикрыты женщины нашей эпохи и удивлялся этому сверх всякой меры. Разные культурные парадигмы, от которых уйти было бы совершенно невозможно.



Но вот в области конкретных технических достижений положение несколько иное. Есть, например, очень интересная «рукопись Сибиу», и вот в ней-то как раз и идёт речь о достижениях именно нашего времени, хотя написана она была несколько веков тому назад. Известно, что в «рукописи Сибиу» говорится, например, о… жидком топливе и многоступенчатых ракетах, а также об их сложных конструкциях. Многие люди скептически относятся к таким вещам, которые противоречат всему, что они когда-либо знали о том далёком от нас времени. Но в любом случае 450-страничная рукопись, найденная в Румынии около шести десятилетий назад Дору Тодеричиу, профессором науки и технологий Университета Бухареста, действительно существует. Рукопись была обнаружена в архивах города Сибиу ещё в 1961 году. И в ней Дору Тодеричиу нашёл и описания, и рисунки, на которых были изображены ранние ракеты разных видов, включая и многоступенчатые. Судя по оформлению текста и манере изложения, эта рукопись относится к XVI веку. Но кто её автор, точно никто не знает, хотя приписывается она некоему человеку по имени Конрад Хаас.

Конрад Хаас (1509–1576) был немцем по происхождению и австрийским или трансильванско-саксонским военным инженером из королевства Венгрия. Возможно, он родился в Дорнбахе, который сейчас является частью Хернальса в Вене. И вот он-то, как считают, и был настоящим пионером ракетного движения. Его проекты включают трёхступенчатую ракету и пилотируемую ракету. Его эскизы и идеи просто потрясающие, особенно учитывая время, когда они создавались.

В 1551 году Стефан Баторий, великий принц Трансильвании, пригласил Хааса в Германштадт, Восточно-Венгерское королевство, теперь переименованное в Сибиу, где он работал инженером-оружейником и также преподавал в Клаузенбурге, ныне известном как Клуж-Напока. Он написал на немецком языке трактат о ракетной технике, включающий сочетание технологий фейерверков и оружия, который широко известен как «Рукопись Сибиу». Работы Хааса также касались теории движения многоступенчатых ракет, различных топливных смесей с использованием жидкого топлива, а также дельтовидного оперения и колоколообразных сопел. В последнем абзаце главы о военном использовании ракет он написал:

«Но мой совет — больше мира и никакой войны, оставив винтовки спокойно на хранении, чтобы пуля не выстрелила, порох не сгорел и не намок, чтобы принц сохранил свои деньги, а арсенал владел своей жизнью; вот совет, который дает Конрад Хаас.»


Иллюстрация из книги Конрада Хааса

Видимо, идея ракетного движения именно в XVI веке занимала не только его одного. Потому что эта книга далеко не единственная. Есть и такое печатное издание, как «Книга о фейерверках» (Künstliche und rechtschaffene Fewrwerck zum Schimpff»), впервые напечатанная в Нюрнберге в 1561 году. Её автор Иоганн Шмидлап из Шорндорфа – баварский производитель фейерверков. «Огненная потеха», кстати говоря, была в то время очень популярной среди знати. Занимался фейерверками и легендарный Леонардо да Винчи, а какой может быть фейерверк без хотя бы самых примитивных ракет?

Есть мнение, что именно Шмидлап был первым, кто успешно запустил многоступенчатую ракету. При этом свою ракету он соорудил, основываясь на концепции, изложенной в книге Конрада Хааса. В 1590 году он описал «ступенчатую ракету», то есть ракету, состоявшую из нескольких последовательно соединённых друг с другом ракет. Интересно, что до открытия рукописи Хааса первым описанием трёхступенчатой ракеты считалось её описание, принадлежавшее артиллеристу Великого княжества Литовского Казимежу Семеновичу, которое он сделал в 1650 году в книге «Великое искусство артиллерии» («Artis Magnae Artilleriae Pars Prima»). То есть около века после появления книг Хааса и Шмидлапа. Причём могли в то время быть и другие книги по ракетной тематике, которые до нас просто не дошли.

Кстати, книга Семеновича была напечатана на латинском языке не где-нибудь, а в типографии издателя Яна Янсона в просвещённых Нидерландах. То есть с ней могло ознакомиться большое количество людей. Вот только, видимо, особого социального заказа на ракеты в то время не последовало. А так уже в то время вполне могли бы появиться и свои «катюши», для стрельбы по площадям, и даже «фау», способные нести большой заряд взрывчатого вещества.

Как известно, в то время ракеты массово в дело «не пошли», хотя отдельные примеры их применения достаточно хорошо известны. Но зато сегодня ракетное оружие, по сути дела, встало на одну доску с артиллерией. Но… почему бы хоть отчасти не воспользоваться предложениями наших предков относительно применения уже имеющихся в нашем распоряжении боевых ракет?


Многоступенчатые ракеты из книги Иоганна Шмидлапа

Ведь что такое ракета, как не средство доставки к цели некоего количества взрывчатого вещества? И чем больше такого вещества несёт ракета, тем лучше. Но… много взрывчатки в одну ракету заложить невозможно, поэтому-то широкое применение и нашли многозарядные ракетные установки типа «Град» и Ураган». Однако подчас возникает необходимость поражения какой-то одной важной и хорошо укреплённой цели. Разумеется, можно вызвать для этого самолёт и сбросить на него управляемую бомбу.

Но есть и другой путь, причём довольно простой. Можно взять шесть ракет любого типа и «обернуть» ими такого же калибра металлическую трубу с блоком управления в носовой части и мощным зарядом внутри. Скрепить всё это можно стальными полосами, прихваченными электросваркой. Запустить такой «ракетный состав» можно с простейшей лотковой направляющей, установленной практически на любом грузовом автомобиле. Понятно, что дальность такой составной ракеты сильно уменьшится, но и 6-10 км для неё можно считать приемлемым радиусом действия, учитывая её поражающую мощь. А применять её можно так: заранее установил объект, приехал, произвёл пуск и… скорее назад. При необходимости маскировки такую ракету можно разместить даже в чём-то вроде бронированного автобуса!

Соответственно, связав ракеты типа «Ураган», мы получим и большую мощность боезаряда, особенно если центральному блоку придать форму… «водонапорной башни» с узким основанием и массивной верхней частью, в которую могли бы упираться головные части прикреплённых к ней ракет. Взрывчатка могла бы наполнять её самая дешёвая и примитивная, например, жмых от подсолнечника в смеси с аммиачной селитрой и нитробензолом. Тут масса взрывчатого вещества вполне компенсирует его низкое качество, а главное – так можно использовать отходы производства растительного масла. Даже бурый уголь и торф в смеси с указанными выше веществами можно использовать, поскольку их эффективность тем выше, чем больше масса подобной взрывчатой смеси.

Ну и последнее. Настильная траектория полёта такого «ракетного поезда» вполне может затруднить его перехват. Да и время поражения им цели противника на расстоянии в 6-10 км будет просто ничтожно. Конечно, это «пророчество», в общем-то, «так себе». Но кто знает, как может всё повернуться в реальной жизни…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 июня 2024 07:15
    Прочитать было интересно.
    Впрочем…
    Многоступенчатые ракеты из книги Иоганна Шмидлапа

    Наверное всё-таки не много ступенчатые, с трех этапными топливными элементами. Особенность много ступенчатой ракеты это отсоединения ступени по мере выработки топлива. В приведенном рисунке корпус ракеты единый. Даже если предположить, что он сгораемый, то это немного не то.
  2. Комментарий был удален.
  3. +4
    12 июня 2024 08:08
    Цитата: Коте пане Коханка

    Даже если предположить, что он сгораемый, то это немного не то.

    судя по рисунку, корпусов 2 и 3... и по задумке, видимо, каждый последующий выталкивается вышибным зарядом...
    1. +1
      12 июня 2024 19:53
      Насколько я помню, это не многомтупенчатый, а составной пороховой заряд. Его используют в фейерверках, так как при удалении точки горения эффективность сопла падает. Да и прогорают они моментально.
  4. +6
    12 июня 2024 08:25
    Можно взять шесть ракет любого типа и «обернуть» ими такого же калибра металлическую трубу с блоком управления в носовой части и мощным зарядом внутри. Скрепить всё это можно стальными полосами, прихваченными электросваркой. Запустить такой «ракетный состав» можно с простейшей лотковой направляющей, установленной практически на любом грузовом автомобиле. Понятно, что дальность такой составной ракеты сильно уменьшится, но и 6-10 км для неё можно считать приемлемым радиусом действия, учитывая её поражающую мощь. А применять её можно так: заранее установил объект, приехал, произвёл пуск и… скорее назад. При необходимости маскировки такую ракету можно разместить даже в чём-то вроде бронированного автобуса!

    Соответственно, связав ракеты типа «Ураган», мы получим и большую мощность боезаряда,

  5. +4
    12 июня 2024 08:47
    Читал когдато более развернутые исследования.
    по памяти:
    1) ракеты были широко известны.
    2) многоступенчатые широко применялись в фейверках
    3) простые входили в штатный состав вооружения флотов
    Англичане, писали, именно ими сожгли столицу Дании (вроде, точно город не скажу) в ходе одной из войн.
    1. +7
      12 июня 2024 09:04
      Цитата: Макс1995
      Англичане, писали, именно ими сожгли столицу Дании (вроде, точно город не скажу) в ходе одной из войн.

      Я тоже не "копенгаген" ,но ракеты Конгрива помню ! yes
      1. +3
        12 июня 2024 09:24

        Я тоже не "копенгаген" ,но ракеты Конгрива помню !

        +1000 к карме, Николаевич!
        Хорошая шутка!!!
    2. +3
      12 июня 2024 09:09
      Англичане, писали, именно ими сожгли столицу Дании (вроде, точно город не скажу) в ходе одной из войн.

      Ракета Конгрива (англ. Congreve rocket) .
      Сожгли Копенгаген в 1807 году.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировка_Копенгагена
  6. +2
    12 июня 2024 09:27
    Ох, блин!
    Опять Вячеслав Олегович взялся рассказывать о том, о чем понимает чуть больше, чем Герберт Уэлс о Марсе.... recourse crying
    1. +2
      12 июня 2024 09:52
      . Опять Вячеслав Олегович взялся...

      Антон, позвольте поднести Вам рюмочку кваса drinks )))
      Автор -- Таратынов! wassat )))
      1. +9
        12 июня 2024 10:27
        Дорогая Людмила Яковлевна! Доброе утро!
        Ну я же вижу, что писал Шпаковский. Да иногда он иногда ""озорничает" и пишет "под кого-то" и у него получается! (Все таки 50 лет практики в журналистике сложно оспорить). Но в данном случае точно Шпаковский. (Если только не нашелся еще один "шпаковский" пародирующий Шпаковского, в этом случае можно только поаплодировать человеку).
        1. +4
          12 июня 2024 10:35
          . нашелся еще один "шпаковский" пародирующий Шпаковского

          Антон... Вот же Вы знаток публицистического стиля!
          Это я без иронии. Когда наступает период копания в огороде, а Вячеслав Олегович как всякий нормальный житель Среднерусской равнины этим грешит, то хороший стиль даёт сбой. Копать землю для жизнеобеспечения и создавать совершенное произведение в любом стиле, как мне кажется, занятия несовместные )))
          1. +5
            12 июня 2024 11:36
            Копать землю для жизнеобеспечения и создавать совершенное произведение в любом стиле, как мне кажется, занятия несовместные )))
            "Попашет, попашет,
            Попишет стихи!(С)
            1. +1
              12 июня 2024 11:59
              . Попашет, попашет,
              Попишет стихи!

              И тут вспомнилось... Это я насчет ваших слов
              . нашелся еще один "шпаковский" пародирующий Шпаковского

              Стругацкие, "Хромая Судьба" (вариант, сдвоенный с "Гадкими лебедями"). Писатель Банев наблюдает танец некоего человека и думает, мол, как он танцует? Разве так надо! А этот... будто плохой актёр, играющий актёра, который, совершая на сцене лицедейство, на самом деле думает лишь о том, как бы поскорее домой, в уют, к дымящейся тарелке с едой, к жене и детям.
              В нашем случае -- к уже цветущим помидорам, да и картошку окучивать надо, сорняки, опять же...
              Одним словом, лето! )))
              Пусть не кончается, никогда! Даже если статьи вызывают нарекания взыскательных юзеров.
          2. +6
            12 июня 2024 11:46
            Олег Вячеславович,увлекается эпиграфами перед своими статьями.Что не свойственно остальным авторам данного раздела, а так же необычные "апсевдоны"-псевдонимы. А стиль написания никуды не денешь..."Умка,закрой нос,он тебя выдает"(с)
      2. +2
        12 июня 2024 11:28
        Вот только, видимо, особого социального заказа на ракеты в то время не последовало. А так уже в то время вполне могли бы появиться и свои «катюши», для стрельбы по площадям, и даже «фау», способные нести большой заряд взрывчатого вещества.
        Стиль и уровень Шпаковского.
  7. +4
    12 июня 2024 09:59
    Ну,в энтих книжках можно найти немало занятных вещичек ! Автор упомянул не все ! Тогда не только пробовали использовать разные типы стабилизаторов(в т.ч. и хвостовое оперение...),но и придумывали "управляемые" ракеты,крылатые ракеты ,а также наземные ракетные "адские машины " ( "РТК" того времени...) ! Был и проект "ракетомобиля"! Насчёт "пилотируемых полётов"...помню историю некого "древнего" китайца ,который попробовал " слетать в космос" на сооружении с пороховыми ракетами ...Финал до сих пор туманен ! Потомки спорят !То ли от "космонавта" ,после старта ,остались "рожки да ножки" ...то ли "он улетел , но обещал вернуться" !
    1. +5
      12 июня 2024 10:34
      … помню историю некого "древнего" китайца ,который попробовал " слетать в космос" на сооружении с пороховыми ракетами ...

      Надо отметить смелость данного мандарина, а мог ведь сначала на кошк.., на собахах потренероваться!!! laughing
      1. +3
        12 июня 2024 11:05
        Никулин ещё не родился, некому посоветовать было.
      2. +2
        12 июня 2024 13:39
        На кошках нельзя, очень тонкий вестибюлярный аппарат. Кошка в невесомости просто с ума сойдет. А собаки, ничего, летали...
        1. +3
          12 июня 2024 15:39
          Кошка в невесомости просто с ума сойдет. А собаки, ничего, летали...

          Подобное признание от мудрого бородатого пса вышибло искреннюю слезу счастья из глаз котейки!
          Респект Дружище!!!
          1. +4
            12 июня 2024 18:40
            Ко мне кошки все подряд идут (кроме одной), даром, что пес...
        2. +3
          12 июня 2024 19:24
          Кошка в невесомости просто с ума сойдет. А собаки, ничего, летали...
          Когда наших космонавтов в конце 50-х готовили к полёту, то в ЛИИ на базе Ту-104 сделали летающую лабораторию для тренировок на невесомость - 30-40 секунд она давала при соответствующей траектории. Первым решили испытать кота, пойманного у Первой столовой (жители Жуковского знают, где это). Кот напрочь отказался идти в космонавты - вцепился в поролон всеми когтями, и оторвать его оказалось невозможно. Пришлось запускать собаку в салон. Она забавно кувыркалась. Место поимки этого пса, как и его имя, осталось неизвестным. А вот у французов первым космонавтом, совершившим космический полёт и вернувшимся оттуда, был чёрно-белый кот Феликс.
          1. +4
            12 июня 2024 20:59
            Кот напрочь отказался идти в космонавты - вцепился в поролон всеми когтями, и оторвать его оказалось невозможно.

            Наш парень! Столовую менять на космос….
            А вот у французов первым космонавтом, совершившим космический полёт и вернувшимся оттуда, был чёрно-белый кот Феликс.

            Все у этих галлов не как у людей! Наверное мстили за лягушку из супа любовницы главного конструктора.
        3. +1
          13 июня 2024 21:01
          Где-то читал, что американцы один раз запустили на ракете кошку, но та после приземления умудрилась сразу удрать, не дав себя обследовать. После этого кошек в космос не запускали.
      3. 0
        13 июня 2024 07:55
        Дык он же мандарин ! fellow Не их этот метод:тренироваться и сомневаться ! no Тут,как в армейском анекдоте: Лавина! Стой ! Раз,два ! stop
    2. +3
      12 июня 2024 10:41
      Владимир Николаевич, мысль всегда опережала возможности её технологического воплощения. Помнится, какому-то римскому императору представили проект -- то ли газовой турбины, то ли двигателя внутреннего сгорания, и чем всё закончилось? Естественно, казнью. Был в те времена вот такой милый способ одобрения научной мысли.
      1. +4
        12 июня 2024 11:52
        какому-то римскому императору представили проект -- то ли газовой турбины, то ли двигателя внутреннего сгорания, и чем всё закончилось? Естественно, казнью. Был в те времена вот такой милый способ одобрения научной мысли.
        Людмила Яковлевна, вы уж не переносите ситуацию из комедии "Иван Васильевич меняет профессию" на римские времена (Геро́нов шар — прототип паровой турбины, созданный в I веке Героном Александрийским и описанный им в трактате «Пневматика» (Πνευματικά)). Опять же, никакого практического значения в то время этот результат "фундаментальных научных исследований" не имел. Насколько помню, обвинение в нецелевом расходовании средств Герону не предъявлялось.
        1. +3
          12 июня 2024 12:05
          . обвинение в нецелевом расходовании средств Герону не предъявлялось.

          Сергей, а обвинения в нецелевом расходовании средств в те времена -- разве предъявлялись? В наше время я знаю лишь один случай -- космодром "Восточный". Наверное, потому, что редко читаю прессу, а в ней по большей части -- кроссворды )))
          1. +4
            12 июня 2024 12:11
            Людмила, как тогда было - не знаю, но Герон ни "необоснованным", ни "обоснованным" репрессиям не подвергался. А у нас за нецелевое использование пострадал С.П. Королёв (ТЗ было на реактивную торпеду (по сути - ракету), но вот ни ракеты, ни денег в итоге не предъявил. И не был Сергей Павлович "белым и пушистым", поскольку кляузы писали не только на него, но и сам он в этом деле преуспел. Тот же Клейменов и Лангемак 10 годами Магадана не отделались, там всё похуже для них получилось.
            1. +2
              12 июня 2024 12:16
              . 10 годами Магадана не отделались, там всё похуже для них получилось.

              Так ведь это такой способ конкуренции конструкторских школ в условиях военного социализма!
              Не в суд же было подавать -- практики не было. Кстати, а куда Сергей Павлович просадил средства?
              1. +2
                12 июня 2024 12:19
                Не в суд же было подавать -- практики не было.
                Именно суд и решил окончательно это разбирательство. Он пользовался заключением комиссии, состоящей из профессионалов в данном вопросе. В условиях капитализма форма борьбы могла быть другой, но результат - таким же.
                1. +3
                  12 июня 2024 12:46
                  . В условиях капитализма форма борьбы могла быть другой, но результат - таким же.

                  Честно, Вы меня удивили, надо будет найти и поизучать эпизод. Но в любом случае, что бы там ни было, в моём сознании тень на Сергея Павловича не ложится, свет её отгоняет -- кумир!
                  1. +3
                    12 июня 2024 13:23
                    в моём сознании тень на Сергея Павловича не ложится, свет её отгоняет -- кумир!
                    Всё это на эмоциональном уровне понятно. Но сказано в Писании: "Не сотвори себе кумира!" Позже могу дать материал по данному вопросу, а пока надо делить часы на следующий учебный год.
                    1. +3
                      12 июня 2024 13:44
                      . "Не сотвори себе кумира!"

                      Сколько существует мир, столько и будут люди творить себе кумиров. По делам их. Либо по воображаемым делам. Правды не знает никто.
            2. +2
              12 июня 2024 20:19
              Тот же Клейменов и Лангемак 10 годами Магадана не отделались, там всё похуже для них получилось.

              Насколько я помню Маринеско поймали на хищении утеплителя из конского волоса и кровати с панцирной сеткой. Утеплитель он сдал в утильсырье, а деньги потратил на баб. Пояснять для чего каритан-лейтенанту нужна была кровать не буду. А вот сколько ему дали не помню.
              1. +3
                12 июня 2024 20:54
                Вроде, 3 года. Думаю, в утильсырьё он сдал всё, и кровать тоже. Вообще-то интересная картина с ним получается - сначала несколько дней пьянствовал на берегу с "девушкой лёгкого поведения", посылая в пешее путешествие всех вестовых, потом вышел в боевой поход, утопил пару очень приличных судов, а затем стал ждать присвоения звания Героя Советского Союза. Но не сложилось, получил лишь Боевое Знамя. Очень за это обиделся. Героя ему вдруг присвоили в перестроечные времена, причём с нарушением всех норм - дважды за одно и то же не награждают. Точнее, награждают с формулировкой "по вновь открывшимся данным". Но ничего нового не открылось, тем самым скомпрометировали и подвиг, и систему. А тогда, в январе 1945 года нельзя было ему давать Героя - количество потопленных судов вряд ли бы увеличилось, а количество дебошей на берегу несомненно бы возросло.
                1. +2
                  12 июня 2024 21:25
                  Думаю, в утильсырьё он сдал всё, и кровать тоже.

                  Не кровать он уволок домой. Чтоб девушкам легкого поведения было удобно…
                  По поводу личности Маринеско - соглашусь, хотя надо отметить, что экипаж он не слил и в этом плане молодец.
                  1. 0
                    12 июня 2024 21:52
                    хотя надо отметить, что экипаж он не слил и в этом плане молодец.
                    Тут присутствуют двойные стандарты - а трёхдневный запой на берегу своему старпому или штурману он сам простил бы, или нет?
  8. +3
    12 июня 2024 11:51
    Но… много взрывчатки в одну ракету заложить невозможно, поэтому-то широкое применение и нашли многозарядные ракетные установки типа «Град» и Ураган».
    Нет, не поэтому. Много взрывчатки заложить можно: см. Р-36 (тащит до 8 с гаком тонн в любую точку мира), например. Была задача накрывать площадные объекты, ее выполнили.
    Но есть и другой путь, причём довольно простой. Можно взять шесть ракет любого типа и «обернуть» ими такого же калибра металлическую трубу с блоком управления в носовой части и мощным зарядом внутри. Скрепить всё это можно стальными полосами, прихваченными электросваркой.
    Это - не простой путь, это - наркомания какая-то. Так делать не надо, совсем: расчет погубите, а задачу (какой бы она не была) не выполните.
    Взрывчатка могла бы наполнять её самая дешёвая и примитивная, например, жмых от подсолнечника в смеси с аммиачной селитрой и нитробензолом.
    Ракета - штука не дешевая, экономить на взрывчатке - плохая идея. Пустите в распыл куда большие бабки по сравнению с сэкономленными.
    1. +3
      12 июня 2024 12:10
      . Это - не простой путь, это - наркомания какая-то. Так делать не надо, совсем: расчет погубите, а задачу (какой бы она не была) не выполните.

      Действительно, полетная балансировка, следовательно, управляемость такой системы резко усложняется. Вы направите её прямо, а она полетит налево или ещё куда-нибудь )))
      1. +2
        12 июня 2024 12:27
        Там много что надо делать, в схеме с боковыми блоками. Балансировка - не самое неприятное. Делают, но исключительно на носителях (Р-7, Союз, Ангара 5). Для ракеты ближнего радиуса действия это только увеличенный Сх, а значит, и уменьшение дальности.
        1. +2
          12 июня 2024 12:39
          . Для ракеты ближнего радиуса действия это только увеличенный Сх, а значит, и уменьшение дальности.

          При малой дальности и отклонение минимальное. Однако то, что я наблюдаю на многочисленных видео, -- ни в какие ворота. Иногда задумываешься, куда они бьют? Всё рядом да рядом. Хочется съязвить, мол, хоть на ветер поправку сделайте, что ли.
          1. +2
            12 июня 2024 15:43
            При малой дальности и отклонение минимальное.

            Проще в данном случае шлепнуть всем пакетом залпом, чем городить одну большую. Впрочем это и реализовано в современных РСЗО.
            1. +3
              12 июня 2024 16:20
              . Впрочем это и реализовано в современных РСЗО.

              Да, типа кассетный боеприпас... Но Господи Боже ж ты мой, как же мы спустились с небес на Землю. С уровня Кармана прямо за ленточку. Впрочем, выше уровня за три дня космонавт облучается, как за 9 месяцев ниже. Вот тебе и Марс! А ведь ракеты и аппарат доставки -- готовят. Не мы. Мы -- РСЗО. Что безопаснее?
              1. +1
                12 июня 2024 19:34
                Да, типа кассетный боеприпас...
                Нет, это несколько иное.
                выше уровня за три дня космонавт облучается, как за 9 месяцев ниже.
                В прошлом году писал отчёт по этой теме. Наибольшему риску облучения подвергаются пилоты ГА, летающие в полярных широтах во время повышенной солнечной активности. Цифру про 9 месяцев оставлю без комментов, это из жёлтой прессы. При полёте на Венеру опасность быть облученным выше, чем при полёте к Марсу - он дальше от Солнца, а основная причина повышенного фона - т. н. "солнечный ветер" - поток протонов от Солнца. Галактическое излучение тут особой роли не играет.
              2. +2
                12 июня 2024 20:06
                Давно, когда выставки вооружения проходили не в Москве, в Нижнем Тагиле. Видел работу Буратино термобалическими боеприпасами и Смерча ракетами с кассетной частью. Оье системы делали залп из 10 ракет. Первый на мой взгляд обывателя выглядел страшнее.
                По поводу размещения первых ступеней ракеты по бокам - не от хорошей жизни. Что у нас, что за бугром шли на это не от хорошей жизни, а из-за ограничений высоты носителя.
                1. +3
                  12 июня 2024 21:00
                  Что у нас, что за бугром шли на это не от хорошей жизни, а из-за ограничений высоты носителя.
                  Тут даже не в высоте дело, а в необходимости одновременной работы всех двигунов в этой пакетной компоновке. Был бы один мощный - обошлись бы, но его нет.
                  1. +2
                    12 июня 2024 21:32
                    Я Сергей читал, что у американцев были проблемы с транспортировкой и высотой «станка для запуска». Хотя Вам виднее.
                    1. +2
                      12 июня 2024 21:43
                      у американцев были проблемы с транспортировкой и высотой «станка для запуска».
                      Ну, там всё связано, весь комплекс проблем. Тришкин кафтан. А блочную компоновку, к которой Королёв пришёл от бедности (не было мощного двигуна) в 1956 году, они не делали.
  9. +3
    12 июня 2024 18:54
    Онорато Фабри, который жил в XVII веке, был священником, но, очевидно, хорошо знал и физику и литературу. В своем «Трактате о физике некоторых видов движения», написанном в 1646 году, он фантазирует о необыкновенной летательной машине.
    «Сконструировав сосуд большой емкости в виде трубы, – пишет Фабри,- и впустив в него большое коли-
    чество сжатого воздуха, который будет выходить толчками, получим такую подъемную силу, что полетит не
    только сама труба, но и более или менее значительный груз, присовокупленный к ней...» Фабри не останавли-
    вается на этом, он считает, что «если она (труба) будет снабжена рулем и в ней будет сидеть водитель, можно
    с уверенностью сказать, что она будет летать в воздухе, управляемая при помощи рукояти»...
    ................................
    Современник Фабри Мэглинг тоже додумался до отверстий, через которые надо продувать воздух, создавая
    таким образом подъемную силу. И ему эти «ереси» сошли с рук. Но не всем так везло. Бартоломео Лауренсо
    Гусман, португальский иезуит, построил летательную машину с трубами, через которые должен был прого-
    няться воздух, создавая подъемную силу, и даже пытался испытать ее в Лиссабоне 8 августа 1709 года.
    Гусман был арестован святыми отцами, можно сказать – коллегами, и обвинен в магии и обмане. Вместо то-
    го чтобы смиренно покаяться, он начал защищать свое изобретение и в запале договорился до того, что его машина в состоянии подняться в небеса ко всевышнему вместе со всей инквизицией. Его бросили в темницу,
    труды и чертежи сожгли и, наверное, сожгли бы и их автора, но друзья организовали Гусману побег. Он умер
    в Испании, в изгнании, всеми забытый, и историки до сих пор спорят, где его могила: в Севилье или в Толедо.

    Голованов "Дорога на космодром"

    Достаточно большая и, на мой взгляд, достаточно качественная статья по "древней истории" ракетостроения _http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/issled-po-istor/1983/01.html
  10. +3
    12 июня 2024 21:23
    Забавное сочинение-и главное никто не знает когда это написано и кем laughing
  11. +3
    15 июня 2024 00:56
    Будь он в самом деле ну хотя бы в нашем будущем, то его поразили бы прежде всего… наши женщины в шортах и облегающих трико. Я вижу, какими глазами смотрят на таких женщин замотанные с головы до ног в свои одежды понаехавшие к нам азиатки и их мужики, облизывающиеся на них как кот на сметану. Вот и с Нострадамусом было бы то же самое. Он не столько занимался бы политикой, сколько смотрел бы на то, как мало прикрыты женщины нашей эпохи и удивлялся этому сверх всякой меры. Разные культурные парадигмы, от которых уйти было бы совершенно невозможно

    Вот за один этот абзац можно поставить автору лайк, потому что прям в яблочко ! Если бы в средние века кто-то увидел наше время , он бы впал в кататоническое состояние от абсолютно лютого культурного, эстетического и психологического диссонанса . Вообще говоря ему бы показалось полным бредом то,что он бы увидел. А опиши современникам - и был бы реально побит палками в самом лучшем случае.

    Что касается ракет и.т.д - еще в каком-то древнекитайском манускрипте были и ракеты и даже что-то вроде водных мин . Конечно там были совсем примитивные принципы действия , но это кого-то убивало по факту,иначе бы бумаги аффтару не выдали tongue
    Многоступенчатая схема это в принципе не такое уж и революционное изобретение -куда сложнее было бы при разделении этих ступеней сохранить более-менее удовлетворительную точность без даже простейших механических стабилизаторов. Это сейчас у нас есть пиропатроны ,которые разделяют ступени за доли секунды и одновременно, а тогда правая часть отваливается на пол секунды позже левой - и все, ракеты уходит вбок и досвидос..
    В военном деле использовали и самые примитивные ракеты т.к в общем-то ракета позволяла (эффективнее пушек первых,имхо) сделать дальнобойную шрапнельную БЧ . В случае с пушкой эта БЧ должна была выдерживать нагрузки и давление при выстреле и обладать опред.формой ,что налагало на нее большие ограничения до нарезных орудий , а вот ракета была лишена таких недостатков и более того, догорание "маршевого двигателя" могло инициировать подрыв БЧ - хоть в воздухе, хоть с задержкой. Собственно, так их и использовали китайцы ,насколько я понимаю.
  12. +1
    15 июня 2024 13:09
    Будь он в самом деле ну хотя бы в нашем будущем, то его поразили бы прежде всего… наши

    Микробы. Привычные для нас микробы, с которыми мы живем, с огромной вероятностью убили бы жителя Средневековья. Но и у нас за ним тянулась бы эпидемия - дожившие до взрослости имели иммунитет много к чему, с чем в 20 веке давно расстались.
    Жители подмосковья знают, что побывать на метро Комсомольская означает потом несколько дней повышенной температуры - организм борется со смесью микробов из дальних краев.