Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок

Эра экспериментов адмирала Попова А.А. завершилась после того как российский престол занял Александра III, который давно с неприязнью относился к генерал-адмиралу Константину Николаевичу, и, соответственно, к руководству морского ведомства с «беспокойным адмиралом» Поповым, занимавшемуся, как говорил сам император, «округлением отечественной корабельной архитектуры». Министерство тут же возглавил брат императора. Попова А.А. сменил Шестаков И.А., ставший в 1882 году управляющим Морским министерством. Однако Андрей Александрович отстаивать новый тип круглого судна продолжал. По словам Гуляева Э.Е. он даже разработал чертежи «сильнейшего непотопляемого броненосца» формы «Ливадии»; в эллиптической однокорпусной конструкции с вертикальными бортами устанавливалось восемь 305-миллиметровых орудий, водоизмещение нового судна составляло 11250 тонн, осадка — 4,1 мметра. Новый управляющий в своем дневнике язвительно отмечал: «... все везет в свои утопии судов круглой формы и стандфильских доков...».

Попов А.А., пытаясь спасти яхту, обращался к Константину Николаевичу, находящемуся в опале, и к Шестакову И.А.: «... недостаток по специальному назначению яхты не составляет чего-нибудь существенного, поскольку для уничтожения ударов можно попросту изменить курс или вовсе не выходить в море. «Ливадии» не предстоит гнаться за неприятельскими судами, она не предназначена для плаваний в океанах, ей не нужно быть в ураганах...» Но, по словам Шестакова И.А., «Государь выразил согласие с яхтой разделаться во что бы то ни было. Даже когда я сообщил, что в Севастополе требуется тюрьма, то он выразил готовность отдать «Ливадию» и на это употребление». В результате новые ходовые испытания выполнить в 1882 году не удалось, хотя они и могли бы стать полезными для будущего проектирования новых силовых установок. Кроме того, Попову А.А. предложили покрыть сумму выданных английским строителям премий из личных средств, якобы она была назначена без ведома руководства министерства! Только после четырехлетней тяжбы «убыток» приняла на себя казна.

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок



В апреле 1883 году яхту превратили в пароход «Опыт». Судно несколько лет простояло без дела: Морской технический комитет предполагал ее использовать как уникальный по вместимости, скорости и осадке транспорт для перевозки снаряжения и войск; планировалось оставить две боковые паровые машины, а среднюю установить на новом балтийском броненосце. Она действительно была снята, но смонтировали ее на крейсере «Минин», при его ремонте. В конце века остальные машины также были переброшены на Балтику и использованы для крейсеров «Герцог Эдинбургский» и «Генерал-Адмирал». Часть деревянных надстроек при разгрузке машин разобрали; огромные помещения верхней палубы исчезли еще в середине 1880-х годов. Пароход стал блокшивом «Опыт», который использовался и как склад и как казарма... В начале XX века «Опыт» сдали в Севастопольский порт, однако в 1913 году опять включили в списки флота под названием «Блокшив №7». До 1926 года он простоял в Севастополе, и был окончательно списан. Ветераны-черноморцы вспоминали, что его необычный остов видели еще в конце 1930-х годов...

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок


Судьба «поповок», именно так их официально именовали в «Судовом списке» (а с 1892 года — «броненосцы береговой обороны»), сложилась иначе. До появления серии судов типа «Екатерина II» они были единственными броненосцами Черноморского флота, и каждый год назначались в кампанию. Даже проводились ремонтные работы. Так, в 1883 году для «Вице-адмирала Попова» были изготовлены новые котлы, а старые перенесены на «Новгород». Базировались поповки на Севастополь, в Южной бухте имелись их постоянные стоянки. Здесь на «Новгороде» в 1882 году произошло печальное событие, которое наделало много шума: у квартирмейстера стоявшего на палубе в руках взорвалась боевая мина — погибло 3 матроса и 2 офицера. Ходило много слухов, даже состоялся суд. Командир, капитан второго ранга Балк А.О. был переведен на береговую должность. Само же судно практически не пострадало. В начале 1880-х годов оба корабля оборудовали электрическим освещением, правда, несовершенным. Основное вооружение осталось без изменений, лишь на «Вице-адмирале Попове» установили еще два 87-миллиметровых орудия.

После появления в составе черноморского флота «Екатерины II», «Синопа» и «Чесмы» отпала надобность в поповках и, хотя они оставались в I ранге судов до 1893 года, в плавания больше не посылались, кроме эпизодических переходов для текущего ремонта в Николаев. В 1893 году последний раз возник вопрос об отправке поповок в практическое плавание. Тут же стало известно, что корпуса «Новгорода» нуждается в капитальном ремонте, а 305-миллиметровые орудия «Вице-адмирала Попова» не в состоянии сделать больше 20 выстрелов; машинные установки обоих кораблей также требовалось привести в порядок.

В 1894 году вице-адмирал Копытов Н.В., главком Черноморского флота и портов писал в Главный морской штаб: «Поповки я не считал вполне правоспособными боевыми судами даже в начале их существования; на них можно было возложить лишь защита устьев Дуная... однако без серьезных исправлений... они не могут выполнять даже эту задачу...». Далее адмирал предлагал деньги не тратить и, сняв механизмы, «сдать их к порту». Генерал-адмирал весьма неожиданно признал несвоевременной предложенную меру и предложил «поддерживать суда в такой степени готовности, чтобы они при необходимости могли служить для боевых целей в районах ближайших к нашим портам...». Переписка по поводу ремонта затянулась почти на 10 лет... Лишь в 1903 году вконец состарившиеся поповки сдали к Николаевскому порту, спустя два месяца они были исключены из списков флота. В конце 1911 — начале 1912 года суда были проданы на слом частным лицам.

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок


Во многом критические оценки деятельности Попова А.А. по «округлению корабельной архитектуры» справедливы. Но при этом целый каскад новых технических решений и идей, осуществленных при создании данных курьезных кораблей, нашли применение в судостроении. Достаточно сказать о «конструктивной защите» корпуса судна при помощи системы водонепроницаемых отсеков, образованных вдоль всего борта и в междудонном пространстве. В максимальном объеме ее использовал Гуляев Э.Е. в проекте «неопрокидываемого и непотопляемого броненосца», представленного в 1906 году на конкурс, и, впоследствии, широко использовалась на тяжелых артиллерийских судах всех морских держав. Принцип более широкой, в сравнении с надводным бортом, подводной части, которая позволяла полнее использовать ту же защиту, привел к созданию булей – выступающих бортовых наделок.

Круглые суда адмирала Попова. Часть 6. Судьба поповок

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. carbofo 19 февраля 2013 17:52
    Интересная серия статей, я и ранее читал про круглые суда но в не в таком относительно подробном виде.
    С инженерной точки зрения достаточно интересные корабли , по крайней мере Попова нельзя назвать авантюристом.
    Да и свое предназначение поповки исполнили , ограничив возможности атаки на порты, так что затея не была бессмысленной, как в стратегическом так и в инженерном плане.
    Но у нас в России а потом и в СССР было немало проектов которые канули в лета будучи достаточно интересными и имели некоторые перспективы, например разработки Бекаули (если я правильно помню фамилию, тут недавно была про него статья про телеуправляемые танки).
    Но в итоге большинство подобных проектов были закрыты.
  2. Drosselmeyer 20 февраля 2013 02:28
    По моему, это безумная трата средств и механизмов на заведомо бредовый проект. В итоге,данные суда ни какой роли в русско-турецкую войну сыграть не смогли, а деревянные катера Макарова, стоимостью в копейки, нанесли урона турецкому флоту больше чем эти монстры.
    Drosselmeyer
    1. carbofo 20 февраля 2013 16:43
      Drosselmeyer,

      Эти кораблики были неслабым аргументом против посещения турками наших портов с враждебными намерениями, никто же не рассчитывал что у Макарова все так сложится, что он турок запрет на базах, своими деревянными лодками с мотором.
      Насколько я помню они были напуганы до такой степени, что по ночам плавать боялись за пределами рейда.
  3. Комодо 20 февраля 2013 02:30
    Обращаюсь участникам форума с просьбой : Скиньте пожалуйста ссылки с прозападных сайтов,форпостов пятой колонны. Я им покажу б...ь . Отсталую страну. Хватит гадить на меня, в моем же доме!!!!. am am soldier soldier soldier
    Начинаю крестовый поход.Достали.
    Комодо

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня