«Оружие возмездия» — самолёт-снаряд «V-1», он же «Фау-1»

8 591 33
«Оружие возмездия» — самолёт-снаряд «V-1», он же «Фау-1»
Ракета V-1 в ходе транспортировки


13 июня 1944 г. гитлеровская Германия впервые применила самолеты-снаряды Fieseler Fi 103, он же «V 1» («Фау-1»). В этот день несколько таких изделий были запущены в сторону Лондона с целью нанесения максимально возможного урона и для осуществления террора в отношении населения. В дальнейшем запуски ракет продолжились, и до конца марта 1945 г. германские войска истратили не менее 15-16 тыс. самолетов-снарядов. Это оружие нанесло заметный урон, но его реальная эффективность оказалась крайне ограниченной, а противники достаточно быстро смогли найти средства и методы противодействия.



Разработка и подготовка


Будущий самолет-снаряд / крылатая ракета наземного или воздушного базирования V-1 / A-2 / Fi-103 разрабатывалась с середины тридцатых годов при участии ряда германских организаций. Работы по финальной версии проекта начались в июне 1942 г., и в декабре состоялся первый полет опытной ракеты. Летные испытания и доводка изделия продолжались около полутора лет.

Новое оружие предполагалось использовать, в первую очередь, против Великобритании. В связи с этим в первой половине 1943 г. на северо-западе оккупированной Франции, на минимальном расстоянии от Британских островов, началось строительство большого количества стартовых позиций для новой ракеты. Кроме того, разрабатывался вариант запуска ракет с переоборудованных бомбардировщиков He-111.

План предусматривал строительство четырех полноценных защищенных бункеров с пусковыми установками, а также ок. 100 «легких» позиций, практически лишенных защиты. Для эксплуатации этих объектов и применения ракет в ноябре 1943 г. был сформирован 65-й специальный армейский корпус.


Работы по теме V-1 шли достаточно тяжело и потребовали много времени. Прежде всего, это было связано с общей сложностью проекта и необходимостью разработки ряда новых агрегатов и механизмов. Кроме того, в мае 1943 г. антигитлеровская коалиция узнала о существовании некоего перспективного проекта и соответствующего строительства, и приняла меры. С конца лета полигон Пенемюнде, где шли разработка и испытания ракет, а также строящиеся стартовые позиции во Франции регулярно подвергались авиационным ударам.

Из-за общей сложности и активного противодействия противника, Германия смогла довести свое новое «чудо-оружие» до состояния оперативной готовности только к лету 1944 г. Были построены запланированные позиции, налажено массовое производство самолетов-снарядов и выполнены иные мероприятия.

Против Великобритании


Первые боевые пуски ракет V-1 состоялись 13 июня 1944 г. В этот день с «легких» комплексов во Франции запустили всего 10 ракет. Целью для них выбрали Лондон. Пять изделий потерпели аварию сразу после старта или во время полета. Вероятно, то же произошло и с шестой, но на ее счет точная информация отсутствует. Еще три упали на британской территории, и только одна долетела до столицы. Боеприпас упал в районе Бентал-Грин, разрушил или повредил несколько зданий. Погибло 6 чел. и 9 получили ранения.

Через несколько дней состоялся второй запуск; на этот раз на Великобританию в течение нескольких часов направили 294 ракеты, в т.ч. 244 на Лондон. Порядка сотни изделий даже не долетели до британского побережья. Однако из оставшихся 73 упали в пределах столицы и ее пригородов, в результате чего погибло несколько десятков человек.

В дальнейшем запуски V-1 стали регулярными. С периодичностью не более нескольких дней германские войска запускали десятки самолетов-снарядов. Часть этих изделий добиралась до своих целей – Лондона и других крупных городов. При этом значительная часть ракет не долетала по техническим причинам или вследствие воздействия британской ПВО.


Компоновка ракеты - британская схема для ознакомления

Следует отметить, что боевое применение ракет V-1 началось уже после высадки союзных войск в Нормандии. Продвигаясь вглубь французской территории, Союзники постепенно захватывали или уничтожали пусковые позиции для самолетов-снарядов. В результате этого интенсивность применения ракет осенью 1944 г. резко упала. При этом германские войска начали активнее применять крылатые ракеты воздушного базирования. Последние пуски такого рода отмечены в конце марта 1945 г.

За все время по Великобритании запустили ок. 10,5 тыс. самолетов-снарядов – ок. 8,9 тыс. наземного базирования и лишь 1,6 тыс. воздушного. На британские города или рядом с ними упало всего 3,2 тыс. ракет, т.е. около трети от запущенных. Основной целью ударов был Лондон, до которого добралось лишь 2,4 тыс. ракет. Они разрушили ок. 23 тыс. зданий и убили до 6,2 тыс. чел. При всем этом, о поражении конкретных целей и объектов речи не шло – ракеты случайно попадали в разные районы и здания.

На континенте


Германские войска пытались остановить наступающие силы Союзников всеми доступными методами. В октябре 1944 г. с этой целью начали применять имеющиеся ракеты V-1. С их помощью вновь планировали наносить различный урон в тылах, а также рассчитывали на повреждение стратегических объектов.

Основной целью для самолетов-снарядов стал бельгийский г. Антверпен, порт которого имел особое значение для логистики Союзников. До марта 1945 г. по нему запустили более 2,4 тыс. ракет. Как и в случае с Великобританией, большая часть изделий не добралась до цели, а оставшиеся падали на тот или иной район города. При этом порт, являвшийся главной целью, получил минимальный ущерб, и его работа практически не останавливалась.

Также ракетным атакам подвергались французские города в пределах досягаемости. Гитлеровцы собирались нарушать логистику, поражать войска или их органы управления и т.д. Кроме того, имели место банальная месть и попытки хоть как-то навредить превосходящему противнику.


Расчистка завалов после падения немецкой ракеты. Лондон, 1944 г.

Пуски по целям на территории континентальной Европы осуществлялись в широком диапазоне дальностей, вплоть до предельной. При этом меньшие дальности позволяли в некоторой мере улучшить точность, хотя и в этом случае речь шла лишь о попадании в цель размером с город. В целом же процент долетевших и упавших на города ракет, как и ранее, оставался незначительным.

Технические ограничения


С точки зрения конструкции, изделие V-1 представляло собой самолет-снаряд с торпедообразным фюзеляжем длиной 7,75 м, прямым крылом размахом 5,3 м и взлетной массой 2,16 т. Ракета оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем Argus As 014 и развивала скорость до 700-800 км/ч. Максимальная дальность полета составляла 286 км. Боевая нагрузка – до 1 т.

Ракета получила оригинальный автопилот на основе гироскопов и магнитного компаса. Он удерживал ракету на заданном курсе с требуемым тангажом. Управление по крену отсутствовало. Имелся механический счетчик дальности, определявший момент перехода в пикирование на цель. Исполнительные механизмы выполнили на основе пневматики.

Проект V-1 не отличался совершенством – как ракета в целом, так и отдельные ее устройства. Результатом этого стала ограниченная надежность изделия, низкая точность и уязвимость для разного воздействия. Так, одной из основных причин аварий на старте и в полете был несовершенный ПуВРД. Часть двигателей не запускалась при первоначальном разгоне ракеты, а другие могли заглохнуть в полете.


Британские летчики изучают новую угрозу

Система управления добавляла проблем. По расчетам, она должна была давать КВО не более 900-1000 м на максимальной дальности. Однако несовершенство приборов, внешние условия и т.д. приводили и к большему отклонению. В результате самолет снаряд, как в теории, так и на практике, мог попадать только в цель размером с город – конечно, если долетал до нее.

Меры противодействия


Столкнувшись с новой угрозой, вооруженные силы Великобритании приступили к поиску мер по противодействию ей. Эту задачу удалось решить, и дальнейшая практика показала высокую эффективность найденных решений. По мере их внедрения, доля ракет, не долетевших до своих целей, вышла на уровень 75-80 проц.

Прежде всего, продолжили использовать и совершенствовать наземную систему ПВО, выстроенную во время Битвы за Британию. Существующие и вновь разработанные орудия развертывали на опасных направлениях и снабжали недавно появившимися радиолокационными системами управления огнем. Кроме того, в тот период началось внедрение артиллерийских снарядов с радиовзрывателями. По известным данным, на орудия ПВО приходится ок. 1,85 тыс. перехваченных ракет V-1.

Наземную артиллерию дополнили аэростатами заграждения. При всей своей простоте и объективных ограничениях, они смогли сбить более 200 летящих самолетов-снарядов.


V-1 на выставке трофейной техники. Париж, 1945 г.

Значительный вклад в борьбу с ракетами внесла истребительная авиация. На нее приходится порядка 1,8-2 тыс. уничтоженных V-1. При возможности, ракеты поражались огнем с безопасной дистанции – летчик должен был повредить цель, но не задеть ее боевую часть. Также практиковался подцеп крылом истребителя крыла ракеты с приданием последней крена. Несовершенная система управления не могла вывести самолет-снаряд из виража, и он завершал свой полет на земле.

С низкой эффективностью


Таким образом, гитлеровская Германия применяла крылатые ракеты V-1 в течение 10 месяцев, и за это время истратила не менее 15-16 тыс. таких изделий. При этом до своих целей долетело не более 20-25 проц. запущенных самолетов-снарядов, тогда как остальные упали по пути либо были сбиты артиллерией и авиацией. Впрочем, и долетевшие ракеты нанесли существенный урон и убили несколько тысяч человек.

Тем не менее, в целом боевое применение германских самолетов-снарядов V-1 нельзя назвать успешным. Общее несовершенство конструкции и ответные меры со стороны противников серьезно ограничили процент ракет, сумевших попасть хотя бы в намеченный город. В то же время, известны расчеты, согласно которым V-1 имела приемлемые показатели стоимости и эффективности, и по этим показателям превосходила баллистические ракеты V-2 или бомбардировочную авиацию. Кроме того, Великобритании и другим странам приходилось тратить ресурсы и силы на организацию обороны. Однако общий результат хорошо известен – самолет-снаряд V-1 не стал «чудо-оружием» и не спас Германию от разгрома.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  2. +1
    13 июня 2024 05:00
    Наладить производство таких вундервафлей не сложно. Если использовать более современные технологии, типа выклеивать фюзеляж, крыло, и бензобак из стеклопластика, то отражать радиоволны будет только реактивный двигатель, и заметность будет не больше чем ракеты "град". А если сделать сечение двигателя не круглым, а, скажем, шестиугольным, заметность еще снизится. Естественно систему управления сделать на основе GPS или ГЛОНАСС, это сделает точность достаточной для почти 1000 кг боезаряда чтоб вынести мишень типа конкретного здания в городе. Такая система управления будет еще и намного легче и меньше оригинальной немецкой, а полученную экономию объема и веса можно использовать хоть под добавочное топливо, хоть под взрывчатку. В результате вполне применимая крылатая ракета с дальностью 500 км и боеголовкой в тонну, в разы дешевле "Калибра".
    1. +5
      13 июня 2024 05:28
      отражать радиоволны будет только реактивный двигатель, и заметность будет не больше чем ракеты "град"
      Вы забываете о волнах инфракрасного диапазона, которые будут выдавать летящую ракету с головой. Да и та чудная конструкция, которую вы описали, очень уж сильно напоминает БПЛА
      1. -1
        13 июня 2024 23:18
        массовость залпа, кожух с радиатором на двигатель снизит заметность в ИК диапазоне. Эта штука при массовом производстве будет дешевле ракеты зрк.
      2. 0
        14 июня 2024 06:13
        Цитата: Голландец Михель
        волнах инфракрасного диапазона, которые будут выдавать летящую ракету с головой
        ЗРК пользующемуся радаром инфракрасное излучение не поможет. А ракеты с ИК головкой самонаведения, чтоб произошел захват цели, надо хоть приблизительно направить в сторону цели. Если она окрашена темной матовой краской, поди заметь на фоне ночного неба силуэт, движущийся на 600 км/ч на высоте в 200-300м. Ну разве что ставить на прикрытие объектов батареи прожекторов, как во время Второй Мировой.
        Цитата: Голландец Михель
        Да и та чудная конструкция, которую вы описали, очень уж сильно напоминает БПЛА
        Да как ни назови, главное чтоб доставляла боезаряд в нужное место.
    2. 0
      13 июня 2024 08:53
      Цитата: Наган
      GPS или ГЛОНАСС

      Ну как бы у нас сейчас и то и другое ставят сразу yes Для КР защита - это низкая высота полета (фау вроде как этим не страдала, потому ее и сбивали). Т.к. скорость дозвуковая - она легкая мишень сейчас для ПРО/ПВО даже достаточно старых образцов. А жопс еще и глушить могут - поэтому телевизионная ГСН+ карты местности с сочитании с инерционной будет на порядки надежнее - чай у нас не пустыня в 404. Да и ПВРД не самый оптимальный вариант имхо. Его приемущество только в простоте и дешивизне, но дозвуковые обладают крайне низким КПД (точно не помню, но при 0.8мах - около 10%+-) + нужен ускоритель ТТ или запуск с носителя. Ну разве что - если сверхзвуковой ПВРД request - но тут мои знания иссекают. Может коллеги что подскажут recourse
      1. +6
        13 июня 2024 18:37
        она легкая мишень сейчас для ПРО/ПВО
        Полукустарно сделанная леталка за 3000 долларов потребует на себя ракету ценой почти мллион.
        1. -1
          13 июня 2024 18:45
          Коллега, вообще речь шла не совсем об леталке, а леталке - которая несет тонну ТНТ....
          Цитата: Болторез
          потребует на себя ракету ценой почти мллион

          Столько даже пак 3 патриврота не стоят feel Ну может на продаже и стоят, но не по себесу
          1. +3
            13 июня 2024 18:48
            https://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-68901820

            each missile costs nearly $4m. Миллион- еще дешево.
            1. 0
              13 июня 2024 18:51
              я там дополнил, но не успел... поясню... например себес 3 айфона 169$ в 2008году- в продаже на выходе емнип 999$... дебет минус кредит = сальдо в карман. Думаю мысль уловили. wink
              1. +4
                13 июня 2024 18:52
                Себестоимость у них тоже не айфоновая- это очень высокотехнологичное изделие.Да и продавать по себестоимости их производитель не будет.
      2. 0
        14 июня 2024 06:00
        Цитата: Enceladus
        ПВРД не самый оптимальный вариант имхо. Его приемущество только в простоте и дешивизне, но дозвуковые обладают крайне низким КПД
        Преимущество в том, что, если не менять обводы и центровку, планер и двигатель можно не испытывать - уже испытано немцами и известно, что летит на 500 км с этим конкретно двиглом. Все, что надо будет испытать, это систему наведения, да и тут можно не изобретать велосипед, а доработать имеющуюся, ну, скажем, от Герани.
        А если Зеленскому раз в день доставлять тонну взрывчатки на остатние электростанции, он сильно обрадуется.
        Цитата: Enceladus
        нужен ускоритель ТТ
        Маршевый двигатель от списанной 5B27 вполне справится. Либо что-то подобное - мало ли чего завалялось на складах с еще советских времен, найдется подходящее.
    3. 0
      22 августа 2024 14:54
      . отражать радиоволны будет только реактивный двигател

      Стеклопластик и пластик тоже хорошо переломляют и отражают радиоволньi. За счет разницьi в диелектрической проницаемости с воздухом.
    4. 0
      28 августа 2024 19:54
      производство таких вундервафлей не сложно

      Так наверняка и разрабатывают и испытывают, если удовлетворительное отношение цена /качество получится услышим их и это является недостатком. Дозвуковая скорость и высокий уровень шума.
  3. +15
    13 июня 2024 05:14
    Увы, но ничего не сказано о легендарном Эрхарде Физилере, летчике Первой МВ, авиаконструкторе, разработчике и владельце фирмы, где был создан ФАУ. Ничего нет и о пульсирующем воздушно-реактивном двигателе, который был "вишенкой на торте" в этой конструкции и его талантливом создателе инженере Шмидте. Автор просто пробежался по всем известным фактам
    1. +4
      13 июня 2024 07:43
      Согласен.... благо где-т недавно была статьи про все фау тут на ВО - поищите yes . Там вроде была техническая часть точно.
      Цитата: Голландец Михель
      Автор просто пробежался по всем известным фактам
      1. +2
        14 июня 2024 15:03
        https://topwar.ru/233718-poslevoennoe-ispolzovanie-nemeckih-krylatyh-raket.html
        hi
    2. +10
      13 июня 2024 07:49
      Автор просто пробежался по всем известным фактам
      От этого автора ждать чего-либо другого не приходится.
  4. +3
    13 июня 2024 08:25
    Какое странное название статьи: «Оружие возмездия» — самолёт-снаряд «V-1», он же «Фау-1».
    Выражение "он же" ставится перед иными наименованиями одного и того же: перед другими фамилиями и именами, кличками или прозвищами. Написание иным алфавитом или на другом языке иностранного имени или названия к этому не относится: "фау" - это написание русскими буквами названия буквы "v" в немецом языке. Следовательно заголовок должен быть таким: «Оружие возмездия» — самолёт-снаряд «V-1» («Фау-1»).
  5. +4
    13 июня 2024 09:30
    Вычитывать текст надо после автопереводчика - "...взлетной массой 2,16 кг", а то бред получается.
  6. +3
    13 июня 2024 11:41
    Оказалось, что большое количество Фау бвло запущено с самолетов. Об этом мало информации. Что было в качестве платформы - Не-111 или Ar-234?
    1. +2
      14 июня 2024 18:29
      И Не.111Н-22 (под левым либо под правым крылом ) , и Арадо.234 -В и С последние - экспериментальные
  7. 0
    13 июня 2024 12:46
    Фау-1, видимо, был самой эффективной технологией для поражения "цели размером с город". Вызывает сомнение сама необходимость работать по таким целям и тратить ресурсы на такое странное оружие.
    1. +1
      13 июня 2024 14:21
      Изначально оно проектировалось под химическую или атомную БЧ. Даже просто с "химией", эффективность ее была бы больше в разы, а то и на порядки
  8. 0
    13 июня 2024 14:00
    Бесполезное оружие террора. Как и любые бомбардировки с целью устрашения населения.
  9. -1
    13 июня 2024 18:44
    Изначально идиотская идея-стрелять не наводящимися ракетами с такой точностью-это маразм-тем более-ракетами с такой технической надежностью
  10. +3
    13 июня 2024 19:10
    Есть мнение, что V-1 эффективное оружие войны на истощение - борьба с ним отвлекала массу сил и средств включая новейшие темпесты и спиты мод 14, спринтерская модификация Р-47М, дополнительное создание пояса обороны из зениток, оснащенных новейшими радарными системами управления огнем, десятки тысяч вылетов Бомбардировочного командования и 8-й ВА США против стартовых площадок и т.д.
  11. +2
    13 июня 2024 23:34
    Цитата: Наган
    Наладить производство таких вундервафлей не сложно.

    В качестве ложных целей для ПВО вполне сгодится на какое-то время
  12. 0
    14 июня 2024 08:24
    Цитата: Наган
    Если использовать более современные технологии, типа выклеивать фюзеляж, крыло, и бензобак из стеклопластика, то отражать радиоволны будет только реактивный двигатель, и заметность будет не больше чем ракеты "град".


    Вполне достаточно для уверенного обнаружения.


    Цитата: Наган
    Естественно систему управления сделать на основе GPS или ГЛОНАСС,


    Что сделает её чувствительной к противодействию систем РЭБ.

    Цитата: Наган
    В результате вполне применимая крылатая ракета с дальностью 500 км и боеголовкой в тонну, в разы дешевле "Калибра".


    И в разы менее эффективной. Поскольку изначально данная "вафля" не способна к режиму полета с учетом рельефа на сверхмалых высотах, как современные КР.
    Около половины Фау-1, выпущенных по Англии, были перехвачены поршневыми истребителями. Для современного перехватчика - просто летающая мишень.
  13. +3
    15 июня 2024 15:58
    С низкой эффективностью. При этом до своих целей долетело не более 20-25 проц. запущенных самолетов-снарядов, тогда как остальные упали по пути либо были сбиты артиллерией и авиацией.

    1. Прямо наоборот. Ето очень еффективое оружие. Стоимость одного Физелера 103 - 3500 райсмарок!
    Для сравнения один истребитель Ме-109 86 тисяч райсмарок, Мустанг - 200 тисячи райсмарок, а бомбер Б-17 более миллион райхсмарок.
    2. Ети 25 % которие дошли до цели - ето примерно 5 тисяч тон взривчатки. Нанесли очень болезнение потери не только Лондону, но и порт Антверпена. В Лондон провели евакуацию, а работное время промишлености сократилось в разьи и за непреривних атак.
    3. Для борьбу с Фау-1 создали огромную групировку зенитной артилерии и расходовали колосальное количество дорогих боеприпасов. Истребительная авиация совершила десятки тисяч полетов и потеряла сотни самолетов и пилотов.
    Фау-1 прекрасний пример очень простого, дешевого и еффективного оружия.
    Сегодня то же самое можно сделат несравнимо лучше и еффективнее.
  14. +2
    15 июня 2024 16:12
    Цитата: Illanatol
    Поскольку изначально данная "вафля" не способна к режиму полета с учетом рельефа на сверхмалых высотах, как современные КР.
    Около половины Фау-1, выпущенных по Англии, были перехвачены поршневыми истребителями. Для современного перехватчика - просто летающая мишень.

    Их могли сделать летат бистрее и више истребителей. Но сделали наоборот. Скорость била вьибрама так что у истребителей есть шанс для перехвата. Так отвлекли тисячи лучших самолетов и летчиков для ПВО и нанесли им болезнение потери. Когда взривалась ета мишень часто уносила с собой и истребителя и его пилота.
    Висоту полета вьибрали так что она била на потолку МЗА и очень низко для СЗА. Поетому ЗА работала не только неефективно, но часто сбивала цели так что они падали на защищаемий обект.
    За счет снижения характеристик Фау-1 получилась очень дешевой.
  15. +1
    17 июня 2024 02:25
    Цитата: Наган
    Преимущество в том, что, если не менять обводы и центровку, планер и двигатель можно не испытывать - уже испытано немцами и известно, что летит на 500 км с этим конкретно двиглом. Все, что надо будет испытать, это систему наведения, да и тут можно не изобретать велосипед, а доработать имеющуюся, ну, скажем, от Герани.

    Есть советский аналог Р-10 Челомея. КБ находится в подмосковье и до сих пор живо как и его архивы. К тому же их можно выкидывать кассетами с уже имеющейся грузовой парашютной системой из Ил-76 над черным морем и таким макаром изрядно разгрузить от забот ракетоносную авиацию и нагрузить украинское пво.
  16. +2
    5 августа 2024 21:23
    Ещё был пилотируемый вариант по имени "Райхенберг", по сути немецкий вариант японского "Ока" для сами знаете кого :)
  17. 0
    25 сентября 2024 23:38
    Цитата: Голландец Михель
    Да и та чудная конструкция, которую вы описали, очень уж сильно напоминает БПЛА

    БПЛА не летают со скоростью 800 км/ч, для этого нужен дорогой и сложный трдд, а тут по хорошему примитивный пуврд, который на том же змз могут клепать сотнями в месяц