Иоанн I Цимисхий, противник Святослава. Молодость полководца

11
Иоанн I Цимисхий, противник Святослава. Молодость полководца
Ромейская конница, преследующая арабов. Миниатюра 12 века


Думается, в нашей стране нет человека, которому бы не было известно имя князя-воина Святослава Игоревича. Знают и о его неудачной войне с Византией, после которой при возвращении домой он погиб в бою с печенегами. Гораздо меньше известен его византийский соперник – император Иоанн I Цимисхий. О нём мы и поговорим в небольшом цикле из трёх статей.



Происхождение героя статьи


Будущий император родился около 925 года в восточно-римской провинции (феме) Армениак (хотя некоторые считают, что произошло это в Константинополе).


Византийские фемы в 950 г.

Полагают, что Иоанн был выходцем из знатной армянской семьи Куркуасов (Гургенов), представители которой с середины IX века занимали в Империи видные военные должности. Его мать была сестрой византийского полководца Никифора Фоки, который в 963 году не без помощи героя статьи стал императором – но Иоанн положил и конец царствованию своего родственника. Своё странно звучащее прозвище Цимисхий (вероятно, от армянского «cmusk» – «Туфелька») он получил то ли за низкий рост, то ли за малый размер обуви, которую он носил. Об этом пишет и Лев Дьякон, который переводит это прозвище как Музакит (греческое слово Μουζακίτής) – «Малый ростом»:

«Такое прозвище было дано Иоанну, потому что он был малого роста.»

Именно в «Истории» Льва Диакона содержатся самые подробные сведения об этом базилевсе. Он даёт такое описание внешности Цимисхия:

«Лицо (он имел) белое, здорового цвета, глаза голубые, взгляд острый, нос тонкий, соразмерный, борода вверху рыжая и слишком суженная по сторонам, а внизу правильной формы и не подстриженная.»

Отмечает он также отвагу, силу и ловкость Иоанна:

«Он был малого роста, но с широкой грудью и спиной; в нем таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью. Геройская душа его была бесстрашна, непобедима и отличалась поразительной для такого маленького тела отвагой. Он один без боязни нападал на целый отряд и, перебив множество (врагов), с быстротой птицы возвращался к своему войску, целый и невредимый. В прыганье, игре в мяч, метании копья и стрельбе из лука он превосходил всех своих сверстников. Говорят, он выстраивал в ряд четырех скакунов и, птицей мелькнув над тремя из них, садился на последнего. Он так метко направлял дротик в цель, что тот пролетал через отверстие величиной с кольцо… Он клал кожаный мяч на дно стеклянной чаши и, пришпорив коня, проносился на полном скаку, ударяя по нему рукоятью копья так, что мяч подпрыгивал и устремлялся в воздух, чаша же оставалась… целой и не двигалась с места. Он всех превосходил щедростью и богатством даров.»

Однако:

«Недостаток Иоанна состоял в том, что он сверх меры напивался на пирах и был жаден к телесным наслаждениям.»

В то же время Лев Диакон пишет:

«Особенно удивляло в Иоанне то, что он, будучи от природы исполнен величия и высокомерия, проявлял благосклонность и снисходительность к подданным и щедро оделял нуждающихся.»

Начало военной карьеры


Родственником будущего императора был полководец и доместик восточных схол Иоанн Куркуас, которого тогда называли «вторым Траяном или Велисарием». С 923 года на протяжении 20 лет он воевал с аббасидскими халифами и независимыми от Халифата мусульманскими эмирами. В 942 году, к которому относится начало последней военной кампании Иоанна Куркуаса, герою статьи было уже 17 лет, и он, вероятно, принимал участие в боевых действиях. Эта война продолжалась 2 года и оказалась весьма успешной: были захвачены такие города, как Алеппо, Хамус, Мартирополис, Амида, Нисибис, Дара, Бирта и Германикея, однако закрепиться в них не удалось. В 944 году именно Иоанн Куркуас вернул хранившееся в захваченной арабами ещё в VII веке Эдессе нерукотворное изображение Иисуса Христа (Спас Нерукотворный) – местный эмир отдал его в обмен на мирный договор. С тех пор 16 августа Православной Церковью отмечается праздник «перенесения из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа» – в России этот праздник часто называют «Ореховым Спасом».


Образ Спаса Нерукотворного IV века в музее мозаики города Шанлыурфа (бывшая Эдесса). А образ, перенесённый в Константинополь, был утерян после захвата и разграбления этого города крестоносцами в 1204 году

Как ни странно, осенью 944 года Иоанн Куркуас был отправлен в отставку, но его сменили другие родственники героя статьи. Вначале командующим армии Востока стал неудачно действовавший Варда Фока. Затем, в 956 году, на это место был назначен его сын Никифор Фока, которому удалось вернуть Алеппо и остров Крит.


Nikiphoros Phokas, средневековое изображение

В 963-м году мы видим 38-летнего Иоанна Цимисхия на должности стратига фемы Анатолик. Известно, что уже тогда он пользовался уважением своих солдат, которые «почитали его вторым после стратига» (Никифора Фоки).

Роль Иоанна Цимисхия в воцарении Никифора Фоки


В марте 963 года неожиданно умер император Роман II (сын Константина Багрянородного). Сыновья покойного – Василий (который войдёт в историю с прозвищем «Болгаробойца») и Константин были слишком малы, власть фактически оказалась в руках их матери – Феофано. Лев Диакон называет её дочерью владельца какого-то столичного питейного заведения, но при этом говорит о ней как о

«наиболее прекрасной, обольстительной и утончённой женщине своего времени, одинаково выделявшейся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью.»

Феофано родилась в Лаконии и потому её часто называли «второй Еленой Прекрасной».


Византийская мозаика с изображением Феофано

Утверждали, что она отравила отца своего мужа – Константина Багрянородного.


Феофано травит Константина Багрянородного, миниатюра «Мадридской рукописи» Иоанна Скилицы (иллюстрированная хроника, написанная в XII веке на острове Сицилия, «Мадридской» названа потому, что хранится в Национальной библиотеке этого города)

Ситуацией попытался воспользоваться паракимомен (фактически – премьер-министр) Иосиф Вринга, который предложил катепану Запада (командующему Западной армией), управлявшему тогда италийскими владениями империи Мариану Апамбасу сместить Никифора Фоку:

«Если ты, положившись на меня, примешь начальство над Востоком, я в скором времени провозглашу тебя самодержцем и возведу на царский трон.»

Однако авторитет этого полководца был очень высок, и Мариан ответил:

«Перестань поощрять и подстрекать обезьяну на борьбу против вооруженного великана, перед которым трепещут не только соседние племена и народы, но все, на кого взирает солнце от восхода до заката. Однако если ты, находясь в затруднении и печали, хочешь выслушать мое мнение, то я его тебе сейчас сообщу. Ты ведь знаешь Иоанна, именуемого Цимисхием, мужа тщеславного, чрезмерно честолюбивого и искусного в военном деле, которого воины уважают и почитают вторым после стратига? Вот ему, если желаешь, предложи начальство над войском. Я полагаю, что он как муж необыкновенно сильный и отважный справится с этим; воины последуют за ним, куда бы он их ни повел, а ты добьешься того, чего желаешь. Иначе не думай пошатнуть эту неразрушимую и неколебимую башню.»

Лев Диакон приводит текст письма, с которым Вринга обратился к Цимисхию:

«Подозревая Фоку в недоброжелательстве и коварстве, желая пресечь злодейский замысел, который он скрывает в своем сердце, я решился посвятить твою светлость в тайну, чтобы с твоей помощью остановить его необузданные стремления. Со дня на день собирается он произвести переворот и захватить царскую власть. Но я, предупреждая это предательское намерение, немедленно отнимаю у него попечение над войсками и передаю его твоему великолепию. Спустя некоторое время я возведу тебя на самое высокое место в государстве, закуй только поскорее в цепи чванливого, тщеславного Фоку и пришли его к нам.»

Иоанн отправился к дяде и рассказал ему обо всём – говорят, будто его сообщение так поразило Никифора, что он потерял сознание. Утверждают также, что именно племянник убедил его идти походом на столицу империи и предоставил в его распоряжение войска своей фемы. И 2 июля 963 года на общем собрании Восточной армии Никифор Фока был провозглашён императором. На своё место доместика схол Востока он назначил Иоанна Цимисхия. Никифор Фока отправил в Константинополь послов с обещанием заботиться о малолетних сыновьях Романа II Василии и Константине до возраста совершеннолетия. В противном случае, угрожал он,

«дело будет решаться железом и кровью.»

Иосиф Вринга ввёл в столицу войска западной фемы Македония, которые в боевом отношении значительно уступали Восточной армии. Это вызвало неудовольствие горожан, которые стали громить и поджигать дома сторонников Вринги. Дело дошло до того, что один из повстанческих отрядов захватил городскую пристань и стоявшие так корабли – теперь войско Никифора могло переправиться через Босфор. В этой ситуации власти Константинополя согласились признать Фоку императором: 16-го августа он въехал в столицу через Золотые врата и был венчан на царство в Софийском соборе. А 20 сентября 963 года он обвенчался с Феофано, которая, таким образом, вошла в историю как жена двух императоров.


Никифор Фока въезжает в Константинополь в августе 963 г., миниатюра «Мадридской рукописи» Иоанна Скилицы


Серебряный милиарисий с портретом Никифора II, 963-969 гг.

Соратник императора


Утвердившись на троне, летом 964 года Никифор Фока вновь отправился на Восток и продолжил наступление на арабские владения, захватив Берою (Алеппо), а затем – Адану, Анаварзу, Мопсуэстию и ещё 20 крепостей. В конце того года он передал командование Цимисхию, который вскоре получил титул «дукс» (в буквальном переводе – «военачальник»). В 965 году Фока осадил главный город Киликии – Тарс. В бою у его стен император командовал левым крылом армии, Иоанн Цимисхий – правым, арабы были разбиты атакой тяжелой византийской кавалерии – катафрактов.


Катафракты Никифора Фоки, миниатюра «Мадридской рукописи» Иоанна Скилицы

После этого гарнизон Тарса сдал город на относительно мягких условиях: все желающие покинули город, взяв с собой лишь верхнюю одежду. При этом Фока разрешил им потом купить лошадей и обеспечил охрану во время пути.

В дальнейшем Фока и Цимисхий совместными усилиями завоевали Антиохию, Эдессу и Акру.

Конфликт с императором


Роковым для Никифора Фоки стала ссора его брата Льва с Иоанном Цимисхием. Император не только лишил племянника должности командующего Восточной армией, но и отправил его в ссылку в окрестности Халкидона – города, расположенного на восточном берегу Босфора. Между тем требовательность императора и повышение налогов вызвали недовольство знати. Лев Диакон писал:

«Многие считали недостатком его желание, чтобы все безукоризненно следовали добродетели и не уклонялись от высшей справедливости. За отступления от этих правил он строго наказывал и потому казался неумолимым и жестоким для уклоняющихся от законов и был ненавистен тем, кто желал вести беспечную жизнь.»

Заговор и приход к власти


В результате в конце 969 года Цимисхий вновь получил предложение сместить императора, причём к заговору примкнула даже Феофано, которая убедила мужа вернуть опального полководца в столицу, что и произошло в декабре того года. И уже 10 числа заговорщики ворвались в покои императора. Будучи очень силён, Никифор оказал им серьёзное сопротивление, но всё же был убит. Гвардейцы императора, услышав шум, пытались прорваться сквозь закрытые ворота, но смирились, увидев отрезанную голову Фоки. 11 декабря императорами были провозглашены Иоанн Цимисхий и сыновья Феофано Василий и Константин.


Иоанн Цимисхий с Василием II и Константином VIII. Миниатюра из «Мадридской рукописи» Иоанна Скилицы

Брат убитого императора – Лев Фока, не смог оказать сопротивления, так как

«помутился разумом от большого горя.»

Однако патриарх заявил, что не пустит Иоанна на порог церкви до тех пор, пока он не назовёт имя убийцы Никифора и не удалит из столицы Феофано. Но это не стало проблемой: убийцей объявили одного из заговорщиков, вдовую императрицу сослали на остров Прота в Мраморном море, откуда её в 976 году вернёт сын – новый император Василий II (Болгаробойца). Что касается Цимисхия, то уже 25 декабря патриарх Полиевкт венчал его на царство.


Византийская миниатюра с изображением коронации Иоанна Цимисхия

В следующей статье мы продолжим рассказ об Иоанне Цимисхии.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vet
    +2
    14 июня 2024 09:18
    говорит о ней как о
    «наиболее прекрасной, обольстительной и утончённой женщине своего времени, одинаково выделявшейся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью.»

    Но Феодоры из нее не получилось.
    1. -2
      14 июня 2024 09:59
      Не думаю, что Феодора всего добилась сама - своим умом, ну и другими достоинствами. Просто она оказалась, в нужном месте, в нужное время. Не исключено, что она была инструментом в борьбе придворных группировок. Просто потом, инструмент вышел из под контроля.
      1. +3
        14 июня 2024 10:05
        Нет. судя по всему, Феодора была выдающейся женщиной, более того, похоже, именно она была "ведущей" в паре с Юстинианом. И подруга у нее (тоже бывшая актриса, ставшая женой великого полководца Велизария) была высокого уровня. Вот как она отрешает от должности римского папу (отрывок из Liber Pontificalis):
        «Сильверий пошел один с Вигилием в мавзолей, и Антонина, патриция, лежала на ложе, а Велисарий, патриций, сидел у ее ног. И когда Антонина, патрицианка, увидела его, она сказала ему:
        «Скажи нам, папа Сильверий, что мы сделали тебе и римлянам, что ты хочешь предать нас в руки готов".
        Пока она еще говорила, Иоанн, иподиакон первого округа, снял паллий с его шеи... и сняла с него облачение, надела на него монашескую рясу».
        И это - старшая подруга Феодоры, бывшая цирковая актриса и бывшая "путана"! А ведет себя, как принцесса крови в десятом поколении.
        1. -1
          14 июня 2024 12:27
          К сожалению и западноевропейские хроники и восточные летописи, писали живые люди, на которых влияли другие люди. Кое - что писалось уже по прошествии многих лет, отчего забытое или додумывалось или писалось в угоду сиюминутным требованиям политической ситуации.
          1. vet
            +4
            14 июня 2024 12:31
            Так можно далеко зайти - отрицая все общепризнанные источники. А с ними - вообще историю, как науку. Но, выходя за границы источников, мы входим в область исторического фэнтези.
            1. -1
              14 июня 2024 12:40
              Я не люблю фэнтези или альтернативную историю - это чушь. К общепринятым источникам надо относится с определенной долей осторожности. Их писали живые люди (как и Библию), которые сплошь и рядом, не были там и тогда, о чем они пишут. А во - вторых, писали они имея "за плечом", очень доброжелательных "редакторов". Русские летописи тоже имеют различные редакции, хотя авторы указывают, в качестве оригинала одно произведение. Например, списки с Лаврентьевской летописи, написанные в разных городах, имеют существенные отличия. Произведения Прокопия из Кессарии и других авторов, к сожалению дошли до нас, отнюдь не в оригинале.
          2. +6
            14 июня 2024 12:40
            Феодору никто не любил, в том числе и писавшие о ней историки. И именно эти ненавистники Феодоры изображают ее не случайно дорвавшейся до власти ничтожной потаскушкой, а волевой, сильной и умной женщиной.
            1. +1
              14 июня 2024 12:44
              Вы исключаете вариант, что некоторые из этих произведений, писались под ее диктовку? Моя профессиональная деформация личности приучила, меня очень осторожно относится к источникам информации, если они не 100 % и не подтверждены заключением эксперта. Впрочем, эксперт - тоже человек. Были в моей практике случаи, когда за деньги фальсифицировались заключения.
              1. +2
                14 июня 2024 12:55
                Один из главных источников о жизни Феодоры - «Тайная история» Прокопия Кесарийского, секретаря знаменитого полководца Велизария, который писал о ней:
                «Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению».

                Вряд ли она сама это ему надиктовала. Французский историк XIX века Э. Ренан, прочитав это произведение, назвал императорский двор Константинополя «миром отравителей, убийц и необузданных безумцев».
                В самой Византии произведение Прокопия Кесарийского было малоизвестно. Но подлинность не вызывает сомнений: под названием Anekdota (неопубликованное) «Тайная история» упоминается уже в X веке - в «Суде» – энциклопедический словарь.
                Феодора буквально обливается грязью, но выглядит при этом идеальной правительницей - циничной, жестокой и крайне эффективной. Невооруженным глазом видно, что Прокопий просто ненавидел Феодору, возможно, он сильно оклеветал ее.
                1. -1
                  14 июня 2024 15:00
                  К сожалению, никто и никогда не видел трудов Прокопия Кесарийского, в оригинале. До нас они дошли в виде списков, разной степени сохранности. Переписчики могли внести свои коррективы.
  2. vet
    +2
    14 июня 2024 10:39
    Иоанн Куркуас вернул хранившееся в захваченной арабами ещё в VII веке Эдессе нерукотворное изображение Иисуса Христа (Спас Нерукотворный) – местный эмир отдал его в обмен на мирный договор. С тех пор 16 августа Православной Церковью отмечается праздник «перенесения из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа» – в России этот праздник часто называют «Ореховым Спасом».

    Я никогда не задумывался о том, с каким реальным событием связан православный праздник "Орехового спаса".