Просто жангада

133
Просто жангада
Настоящая бразильская жангада. Фотография shutterstock


Моя жангада уплывает вдаль.
Но я вернусь, коль даст мне Бог,
Мои спутники тоже вернутся.
И будет наш улов хорош.
И благодарность Богу мы вознесем,
Вернуться он нам дал домой!
Утренняя звезда освещает мой путь.
Я знаю, что не буду одинок,
Ведь ты, Мария, думаешь обо мне.

Песня «Марш рыбаков», написанная ещё в 1957 году бразильским композитором Доривалом Каимми. Текст в авторской интерпретации

Люди и культура. «Напишите ещё про какие-нибудь необычные суда!» – написал мне один из читателей ВО. И сегодня у меня есть возможность рассказать про одно очень необычное плавучее средство, тем более интересное, что видеть его мне довелось буквально на расстоянии протянутой руки. Судно это, вернее, судёнышко, хотя правильнее всего будет сказать – «плот под парусом», – это жангада, плавучее средство бразильских рыбаков.



Интересно, что к плотам у меня почему-то совсем особое, какое-то трогательное отношение. А всё потому, что именно плот был моей первой самоделкой в далёком-далёком детстве, и как он выглядел, я помню до сих пор.

А потом, как все мы знаем, был фильм «Генералы песчаных карьеров», с которого наши советские люди выходили с мокрыми глазами, и «Песня о беспризорном мальчишке», которая, так же как и этот фильм, завоевала сердца миллионов. Вот только в силу природного скептицизма я решил, что текст песни в «Генералах…» был совершенно другой, и в своём предположении не ошибся. Начал искать и… нашёл, что это песня о рыбаках и Боге, а ещё в ней поётся о каком-то плоте под названием «жангада».


Жангада из кинофильма «Тайна Жоао Карраль» (1959)


Кадр из фильма. Индейцы собираются преследовать амазонскую жангаду

Тут память мне подсказала, что это название я где-то уже слышал. Подумал и вспомнил, что был такой роман у Жюля Верна «Восемьсот лье по Амазонке», герои которого плыли по ней на огромном плоту, который тоже назывался жангада. По этому роману был даже снят кинофильм – «Тайна Жоао Карраль», который в далёком детстве произвёл на меня просто потрясающее впечатление, зато потом, во взрослом состоянии, почему-то показался неинтересным и каким-то убогим.


Обложка жюльверновского романа «Жангада, или восемьсот лье по Амазонке»

Больше меня жангада ни в каком виде не интересовала до тех пор, пока я не попал в военно-морской музей Барселоны. И вот там-то буквально на расстоянии вытянутой руки я и увидел самую настоящую жангаду – дикую, но какую-то очень симпатичную, и… проникся к ней живым интересом. Начал искать информацию и вот что за несколько лет насобирал…


Жангада из военно-морского музея Барселоны


А вот в Национальном морском музее Корнуолла в Фалмуте в Англии жангаду подвесили на стене…

Оказалось, что жангада – это парусный плот, сделанный из дерева, используемый на севере Бразилии. В общем, конструкция жангады не изменилась, наверное, со времён неолита. Её треугольный парус, также известный как «латинский», позволяет плыть против ветра, используя разницу давлений воздуха, на внешней и на внутренней стороне. В жангаде в верхней части треугольника имеется изящная, почти параболическая кривая, а внизу – ещё одна, более вытянутая и короткая. Эта асимметрия обусловлена необходимостью манипулировать мачтой, которая плавно поворачивается вокруг своей оси. То есть управлять жангадой очень непросто. Но зато это очень маневренное и скоростное судёнышко, которому не страшен даже океан.


Модель жангады

Традиционная жангада не имеет металлических деталей, таких как гвозди; его конструкция полностью собрана с помощью верёвок, изготовленных из волокон ручной работы. Жангада обычно изготавливается из шести деревянных брёвен (обычно это наилегчайшая бальза), скреплённых вместе параллельно: двух в центре (называемых мейос, или центральные), ещё двух по обе стороны от них (называемых мимбура) и двух снаружи, которые называются бордос.


Схематический план жангады

Четыре центральных бревна (мейос и мимбура) соединяются твёрдыми деревянными колышками, сделанными из более прочной древесины, чем брёвна. Затем бордо прикрепляют к мимбурам с помощью большого количества деревянных колышков, чтобы их можно было поднять выше. На этой базовой платформе установлены два деревянных «постамента», каждый из которых опирается на четыре деревянных стержня, зафиксированных на мимбуре. «Постамент» в центре служит для крепления мачты жангады. Задний – это сиденье также на четырёх ножках, называемое «главным сиденьем», потому что человек, сидящий на нём, управляет жангадой с помощью рулевого весла.


На наше счастье, в польском журнале «Малый моделяж» в своё время было подробно рассказано и об устройстве жангады, и о том, как сделать её модель. Для сына или внука школьника младших классов это, между прочим, «самое то» – не слишком трудно, но в итоге красиво. Когда моя внучка училась в начальных классах 47-ой школы г. Пензы, я сделал с ними модель жангады из бумажных «брёвен» и палочек для шашлычков, и им она очень понравилась


Вот эта модель, сделанная когда-то давным-давно… Не совсем она такая, как должна быть, судя по фотографиям и чертежам, но так было проще сделать детям-четвероклассникам. Особенно им понравился парус с заплатками. От него они были просто в восторге!

Весло мастера закреплено между одной из мимбур и одним из мейосов. Между двумя мейо есть ещё одно отверстие, позволяющее разместить в нём доску болина (от английского «булинь»), которая выполняет функцию шверта и может регулироваться по высоте и углу наклона. Доска болина уменьшает боковой дрейф жангады, когда она идёт крутым бейдевиндом.


Палуба настоящей жангады крупным планом

Все компоненты традиционной жангада делают вручную: от мачты до паруса, от верёвок до сиденья, рыболовных сетей, рыболовных крючков, якорей и ящиков для хранения рыбы и других вещей. Её экипаж, на традиционных вариантах жангады, составляет от 3 до 5 человек. Эта группа работает на пространстве примерно от 5 до 7 метров в среднем в длину (хотя есть жангады и больше 8 метров) и от 1,4 до 1,7 метра в ширину.


Жангады сегодняшнего дня приобрели руль, новый корпус и вообще смотрятся весьма современно!

Количество выходов в море сильно различается в зависимости от продолжительности плавания, выбранного курса и планируемой к вылову рыбы. Обычное плавание длилось от трёх дней до недели (иногда и больше, по словам старых рыбаков), причём жангады уходили в открытом море на расстояние до 120 км от берега. Теперь редко кто плавает более трёх дней и отходит от берега дальше, чем на 50 км. Сейчас наиболее распространён рейс одной рыболовной команды на одной джангаде. Тем не менее, во многих точках бразильского побережья, особенно в Сеаре, проводятся даже массовые заплывы на жангадах, включая гонку, которая проводится в порту Мукурипе, в Форталезе. В этом популярном соревновании участвуют десятки жангад.


Палуба современной жангады

Распространение жангады на изолированном севере Бразилии стала результатом культурного обмена между Индией, Африкой, Китаем и Японией, в основном в первые два столетия бразильской колонизации португальцами. Вышло так, что сюда попали моряки с Индийского океана и побережья Мозамбика, которые использовали рыбацкие лодки, похожие на бразильские жангады. Да и само слово жангада имеет азиатское происхождение. Оно происходит от слова «джангада» – слово из языков Южной Азии. В Южной Индии португальцы видели небольшую местную лодку под названием «джанг» – три или четыре деревянных бруса, связанных растительными волокнами. Португальцы описывали такую лодку как джанга или xaнга, а строили её из пяти или шести брёвен.


Глубина трюма

Сегодня кажется, что жангада встречается только в северном регионе Бразилии между Пернамбуку и Пиауи. Причина того, что моряки-жангадейро не встречаются по всему бразильскому побережью, связана с причудой истории: по закону неконтролируемые португальцами парусные суда систематически ликвидировались. Этот закон был введён ещё в XVII веке с целью остановить незаконный оборот золота. В то время северное побережье Бразилии было безлюдным и непроходимым для трансатлантических парусных судов, поскольку оно подвергалось сильным океанским течениям из Гайаны, что очень затрудняло заход сюда европейских судов.


«Плот Богоматери Навегантесской отправляется в море!». Красивый парус, что и говорить!

Зато благодаря своей замечательной способности плавать против ветра и использовать его силу для борьбы с океанскими течениями, жангады в этой части бразильского побережья до появления моторных лодок не знали конкуренции, причём очень долго.

Впрочем, нельзя сказать, что научно-технический и культурный прогресс XX века никак не отразился на жангаде. Сегодня традиционная жангада больше уже не строится из брёвен разного размера. Для этого используются деревянные доски, изготовленные промышленным способом, а то и из стеклопластиков. Сегодня она обзавелась вместительным трюмом и палубным люком, который туда ведёт. В этом подпалубном помещении с удобством хранится улов, там же находятся и ёмкости с сухим льдом. Но благодаря своему плоскому корпусу жангада, как и раньше, буквально скользит по воде, развивая при этом высокую скорость.

Что же касается песни «Марш рыбаков», то исполнять её начали в 1965 году, а в 1971 году она вошла в саундтрек американского фильма «Генералы песчаных карьеров» (режиссёр Холл Бартлетт), в котором автор песни исполнил одну из главных ролей. Как мы видим, поётся в ней о тяжелом труде рыбаков-жангадейро, вере в Бога и семейных ценностях, вне какой бы то ни было связи с бразильской шпаной из песчаных карьеров!
133 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 июня 2024 05:14
    Плот, это самый первый шаг в развитие плавсредств, что хорошо характеризует развитие умственных способностей и технологий у жителей Бразилии. В детстве мы с пацанами тоже плавали на старых, кем-то выброшенных деревянных дверях, которые называли плотами по местному пруду. Только без паруса wink
    1. +2
      19 июня 2024 08:47
      Цитата: Голландец Михель
      В детстве мы с пацанами тоже плавали на старых, кем-то выброшенных деревянных дверях, которые называли плотами по местному пруду. Только без паруса

      Самое интересное у бразильского плота это шверт. Если б в детстве догадались приделать своему плотику такой киль, можно б было плавать с парусом. good
    2. +1
      19 июня 2024 18:37
      Что-то подсказывает, что такая штука отнюдь не "примитивна", а скорее похожа на средство приморских выживальщиков прошлой цивилизации после ее крушения.

      "Разница давлений воздуха" - об этом шиш интуитивно додумаешься! Сравните даже с нашей водной стариной: по ветру - прямой парус, против - весла.

      К изобретениям той же цивилизации отнес бы механические часы, велосипед и... вертолет.
      1. +3
        19 июня 2024 18:42
        Сравните даже с нашей водной стариной: по ветру - прямой парус, против - весла.
        Ходить по реке в лавировку - для этого косой парус иметь надо и шверт. Да и реки не бог вест какие широкие, так что только курс фордевинд, а на всех других курсах - вёсла.
      2. +3
        19 июня 2024 19:12
        "Разница давлений воздуха" - об этом шиш интуитивно додумаешься!
        О парусе, как о движители или толкателе, можно и интуитивно додуматься. А вот научную базу о "разнице давлений перед и за парусом", может подвести под интуицию только инженер wink
  2. +8
    19 июня 2024 05:32
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    За неделю на семиметровом плоту что только не приключится. А для кого-то было обыденностью.
    1. +6
      19 июня 2024 05:53
      За неделю на семиметровом плоту что только не приключится. А для кого-то было обыденностью

      Например, для Гекльберри Финна с беглым негром Джимом плавание по Миссисипи на плоту было обыденностью. Да ещё и плавание с приключениями...
    2. +3
      19 июня 2024 08:46
      Цитата: Korsar4
      Спасибо,

      Очень хочется сделать обе модели жангады. И бревенчатую и современную, с красивым печатным парусом.
  3. +4
    19 июня 2024 05:45
    Сегодня она обзавелась вместительным трюмом и палубным люком, который туда ведёт. В этом подпалубном помещении с удобством хранится улов, там же находятся и ёмкости с сухим льдом.

    Максимальная глубина "трюма" - 40 - 45 см. Поэтому особо вместительным его назвать трудно. К тому же рыбаки используют это подпалубное пространство для отдыха.
  4. +4
    19 июня 2024 06:16
    Спасибо автору за статью! Очень интересно и познавательно!
    Фильм обязательно нужно будет пересмотреть...
  5. +3
    19 июня 2024 06:58
    В глаза бросается слабое место конструкции- малая жесткость крепления мачты в продольном направлении, деревянная конструкция обеспечивает только поперечную жесткость. Продольную обеспечивают только веревочными растяжками.
    1. +4
      19 июня 2024 07:32
      малая жесткость крепления мачты в продольном направлении
      Так и нагрузок-то здесь больших нет, это все же не море-океан с его штормами
      1. +3
        19 июня 2024 07:38
        Автор позиционирует иначе.
        Но зато это очень маневренное и скоростное судёнышко, которому не страшен даже океан.

        Подозреваю, что в океане смоет первой же волной с такой низкой плоской поверхности.
        Так и нагрузок-то здесь больших нет

        Нагрузка есть на узел крепления мачты. Через эту точку передается вся энергия для движения, причем есть большой рычаг в виде самой мачты. И в продольном напрвлении жесткость крепления явно меньше, чем в поперечном.
        1. +2
          19 июня 2024 07:42
          Нагрузка есть на узел крепления мачты
          Нагрузки, конечно же, есть всегда. Но не тонны же груза собираются перевозить на этом плоту, чтобы нагрузка стала столь критической. Так, половить рыбки, да сплавать за невестой в соседнюю деревню wink
          1. +2
            19 июня 2024 07:46
            Там даже не от груза зависит. Весь ветер, который собирает парус, передается через длинную мачту (большой рычаг приложения сил) для движения плота через один узел. Причем энергия передается в первую очередь именно в продольном направлении. Мачту должно расшатывать вперед- назад.
            1. +3
              19 июня 2024 07:49
              Чем больше груз, тем больше усилия парус должен передавать на мачту, тем будет сильнее нагрузка на общую конструкцию
              1. +1
                19 июня 2024 07:53
                Груз не нужно ни поднимать, ни опускать, его вес компенсируется водой. Груз влияет на осадку плота и нагрузку в динамике- при разгоне, для преодоления инерции. Но плот все равно в воде сидит, даже если груза нет.
            2. +3
              19 июня 2024 09:56
              Мачту должно расшатывать вперед- назад.

              Все зависит от курса относительно ветра. В данной конструкции видно, что степс мачты рассчитан на ходьбу под боковыми ветрами от бакштага до бейдевинда - поэтому и имеет максимальную жесткость в боковом направлении.
              1. +1
                19 июня 2024 10:07
                Бакштаг бывает разный. А насчет бейдевинд- сомнительно, что бескилевой плот эффективно может его использовать. Помнится, на плоту Хейердала использовали шверты, есть его книжка об этом. Правда, парус там был прямой.
                1. +3
                  19 июня 2024 10:10
                  Помнится, на плоту Хейердала использовали шверты,

                  Тут тоже шверт есть. Насчет встречного ветра крайне большие сомнения, но бейдевинд эта конструкция должна осилить.
                  1. +4
                    19 июня 2024 18:44
                    Насчет встречного ветра крайне большие сомнения
                    Так курсом левентик вообще никто не ходит с любым парусным вооружением.
                    1. +2
                      19 июня 2024 19:34
                      Так курсом левентик вообще никто не ходит с любым парусным вооружением.

                      Имелся в виду крутой бейдевинд, понятно дело. Это тоже встречный ветер.
                2. +4
                  19 июня 2024 10:22
                  Тут распределение ЦБС и ЦП прямо как у современных яхт. У швертботов нет глубокого киля. Но шверт есть. В бейдевинд ходят хорошо.
                  А то как Тур Хейрдал сотоварищи плавали на плоту можно анекдоты сочинять. Любой мальчишка лет 8, после лета на "Оптимисте", мог бы научить эту компашку великовозрастных дилетантов. Одних весел рулевых они сколько сломали.
                  1. +1
                    19 июня 2024 20:06
                    Тут распределение ЦБС и ЦП прямо как у современных яхт


                    ...да еще и регулировать можно, чтобы на руле не лежала. Что Т.Хейрдал и Co постигли только к концу перехода.
        2. +3
          19 июня 2024 08:44
          Цитата: solar
          Подозреваю, что в океане смоет первой же волной с такой низкой плоской поверхности.

          Север Бразилии это и есть океан. Атлантический... не смывало однако...
        3. +9
          19 июня 2024 10:03
          А тут все просто. Не знаю, кто эту халабуду придумал, но она гениальна. Нагрузка от мачты вперед значительно меньше нагрузки вбок. На попутном ветре судно уходит от ветра. Вымпельный ветер слабее.
          А насчет открытого океана... Тур Хейрдал описал поведение плота в океане. Там все не так страшно, как видится. Плот огибает волну. Вода как затекает, так и вытекает. Да и эти суда для прибрежных вод. Приткнуть можно к любому пологому берегу.
          Читал от наших мореплавателей (кажется это был О. Коцебу), что полинезийцы ходят в пирогах далеко на другие острова. Например, на свадьбы. Обмен женихов на невест. И наоборот. Ходили с подарками - бутором всяким, собаками и свиньями. Целыми семьями. Если пирога переворачивалась, все спокойно плавали вокруг, мужики ставили пирогу, потом все понемногу туда залезали. Не забывая собрать бутор, собак и свиней. И с песнями ехали себе дальше. А тут всë проще. Все у берега. Груз - рыба. Главное самому живым остаться.
          Надо понимать, что плохие суда долго не живут. А этой конструкции сотни лет и она в ходу.
          Одно понятно - это штука для теплой воды wink
          1. +2
            19 июня 2024 11:38
            Цитата: MCmaximus
            Одно понятно - это штука для теплой воды

            +++++++++++++++++++++++++++++++++++
  6. +5
    19 июня 2024 08:36
    Жаганда, это большой виндсёрфинг, только управлялся не креном матроса а рулевым веслом. Автору спасибо, узнал про неё впервые.
    1. Комментарий был удален.
      1. +2
        19 июня 2024 10:09
        Я бы даже сказал, что плоскую доску проще повернуть не креном, а просто уперевшись одной ногой в определенной части доски. А когда ее кренишь, поворачивает она хуже. Да, и обтекание хуже тоже. Для глиссирования крен не выгоден.
        1. +2
          19 июня 2024 11:21
          Согласен, виндсёрфинг управляется не креном а разворотом доски, относительно точки крепления мачты, а крен, это компенсация ветровой нагрузки.
    2. +2
      19 июня 2024 09:50
      Основной момент для поворота виндсерфинга все же создает смещение центра парусности. Крен помогает. Но только помогает.
  7. +1
    19 июня 2024 08:45
    Цитата: solar
    Подозреваю, что в океане смоет первой же волной с такой низкой плоской поверхности.


    Тур Хейердал сотоварищи на "Кон-Тики" доказали, что шансы есть быть не смытым.
    Уж не знаю, имел ли "Кон-Тики" отношение к "жангаде" (тоже, вроде, по традиционным технологиям был построен), но низкая плоская поверхность в наличии точно была.
    1. +2
      19 июня 2024 10:16
      Плот Хейердала был намного больше и имел двойной настил.
      В основании "Кон-Тики" было девять крупных бревен, из бальзы, уложенных вдоль. Её древесина очень мягкая и лёгкая, напоминающая пробковое дерево. На эту основу поперёк укладывали более тонкие бревна, затем настилали палубу из стволов бамбука. Поверх всего укладывали циновки...

      И даже при этом
      крупные волны все же обрушивались на палубу. От моря её отделяло менее полуметра и, разумеется, никаких перил на плоту не было. В такие моменты каждому из участников экспедиции нужно было цепляться за судно, как за свою жизнь. Особенно тяжко приходилось рулевому. Человека приходилось обматывать бечевой, чтобы его не смыло в море. Тяжеленное весло бушующее море буквально вырывало из рук. Когда на плот надвигалась особенно большая волна, вахтенные оставляли весло и бросались к торчавшему из крыши хижины бамбуковому шесту, чтобы успеть крепко ухватиться за него. А потом бежали вновь к веслу, чтобы удержать судно на курсе. И так по многу раз, во мраке ночи. Вот тут-то наши герои оценили конструкцию: вода уходила через брёвна, как сквозь сито.
      Несмотря на то, что дежурили у руля сначала по два часа, когда приходила смена, человек был уже в полуобморочном состоянии от усталости, ушибов и постоянного стресса. "Мы ползли в бамбуковую хижину, привязывали к ноге веревку и мгновенно засыпали в промокшей от морской воды одежде, не добравшись до спальных мешков; но в тот же момент кто-то дергал за ногу: три часа прошли, как сказка, надо было снова выходить на корму и сменять одного из вахтенных у весла", - вспоминал Хейердал. …
      1. +4
        19 июня 2024 10:45
        Хейрдал хотел доказать, что люди могли переплыть океан на плоту. И специально набрал команду полных дилетантов. Чтобы ему никто не сказал, что он привлекал современные знания. Доказал. Всех замучил, но доказал.
  8. +2
    19 июня 2024 08:51
    .
    Цитата: solar
    Груз влияет на осадку плота и нагрузку в динамике- при разгоне, для преодоления инерции. Но плот все равно в воде сидит, даже если груза нет


    Почему только при разгоне? Не только для преодоления инерции. Чем больше осадка, тем больше будет встречное сопротивление воды вообще при движении плавсредства, за счет увеличения площади поперечного сечения подводной части последнего.
    1. +1
      19 июня 2024 10:22
      на осадку плота и нагрузку в динамике
  9. +1
    19 июня 2024 09:47
    На наше счастье, в польском журнале «Малый моделяж» в своё время было подробно рассказано и об устройстве жангады, и о том, как сделать её модель.

    Это скан из журнала "Modelarz" - аналог нашего "Моделиста-конструктора"
    1. +1
      19 июня 2024 11:42
      Цитата: ИванИванычИванов
      Это скан из журнала "Modelarz"

      Значит это чешский (чехословацкий) журнал. А не польский. Хорошо, что поправили...
      1. +1
        19 июня 2024 15:20
        Значит это чешский (чехословацкий) журнал. А не польский. Хорошо, что поправили...

        Нет, это польский журнал. Но не "Maly Modelarz" как Вы написали. "Maly Modelarz" тоже польский, но для "бумажных" моделистов. В Чехословакии был "Modelar".
        1. +1
          19 июня 2024 15:59
          Цитата: ИванИванычИванов
          Нет, это польский журнал. Но не "Maly Modelarz" как Вы написали. "Maly Modelarz" тоже польский, но для "бумажных" моделистов. В Чехословакии был "Modelar".

          Запутался я в них, видно...
        2. +2
          19 июня 2024 19:21
          Кстати да. В детстве найти номер малого моделяжа было сложно. Помню как это происходило и по итогам было уже все равно, достался ли тебе номер с "Витторио Венетто" или абсолютно не понтовый сельхоз самолетик.
  10. +4
    19 июня 2024 09:47
    Ну, предположим, парус не латинский ни разу. Латинский он на модели с заплатками. Тут некая разновидность бермудского. Скажем так - бразильский парус. Эллиптическая передняя часть вообще доставляет. Понимали бразильцы в аэродинамике.
    Насчет сложности управления я б вообще поспорил. С учетом наличия шверта и очень простого парусного вооружения эта лодка должна управляться хорошо. Что и характерно для прибрежных судов.
    Насчет отсутствия стоячего такелажа. Это плот. Жесткости у него нет. Проще сколотить эту табуретку и установить мачту туда. Тут, мало что сделаешь умнее. Напоминает установку мачт на надувных лодках нашими умельцами. На резиновой лодке тоже проблемы с жесткостью.
    Гениальная конструкция. Почему-то узнаю про такое впервые.
  11. +4
    19 июня 2024 10:08
    с детства заслушивался песнями и музыкой из фильма "Генералы песчаных карьеров". У нас это была мягкая синяя пластинка из журнала "Кругозор". И потому всегда потом, когда слышал слащавую "перепетую" фигню от группы "Несчастный случай", в стиле "мальчика-обиженки", поднималось ощущение гадливости. По факту, от песни остался только "мотивчик", текст взят с потолка. Но почему то в "этих ваших инетах" она обозначена непременно как "песня из фильма Генералы песчаных карьеров", что есть откровенная брехня.
  12. +1
    19 июня 2024 10:09
    доску болина (от английского «булинь»), которая выполняет функцию шверта и может регулироваться

    Есть морской узел "булинь". В Бразилии говорят вроде на португальском. Может автор пояснит, откуда он взял эту связь?
    1. +4
      19 июня 2024 12:28
      В Бразилии говорят вроде на португальском. Может автор пояснит, откуда он взял эту связь?

      Автор "эту связь" взял из источника, на основе которого писал статью.
      the bolina board (from the English "bowline").

      Естественно, этимологическими исследованиями автор не занимался.
      В португальском языке термин bolina обозначает плавание курсом бейдевинд переменными галсами. Происходит от среднеанглийского bouline , bawelyne (современное написание bowlinе), которое, в свою очередь, производное от boeg (нос корабля) + lijn (линия).
      В Бразилии термином bolina называют шверт jangada. В принципе - логично. Без шверта в бейдевинд не пойдешь.
      1. 0
        19 июня 2024 15:26
        современное написание bowlinе

        Благодарствую. А то я пытался транскрибировать по другому, потому и не понял.
  13. +1
    19 июня 2024 10:29
    Её треугольный парус, также известный как «латинский», позволяет плыть против ветра, используя разницу давлений воздуха, на внешней и на внутренней стороне.


    Ну никак невозможно на плоту плыть против ветра. Необходим большой по площади киль или шверт, без этого будет сносить при галсах, тем более бакштаг или оверштаг с плотом вообще невозможен, даже с этими прибамбасами. Рыбаки просто используют бриз...туда, сюда, выходят ночью и возвращаются днем, вот и вся хитрость этого примитивного судна.
    1. +1
      19 июня 2024 10:42
      Да, и на все возможных лодках против ветра ходили только при самой необходимости. Не использовать попутный ветер при его наличии глупо. Но плоты эти строят до сих пор. Можно как-то узнать про их возможности. Но с учетом наличия грамотного шверта почему бы и нет?
      Парусники с прямым вооружением выглядят с точки зрения лавировки хуже этих плотов.
    2. +3
      19 июня 2024 12:06
      Ну никак невозможно на плоту плыть против ветра.

      А вот бразильские jangadeiros, в силу своего дремучего невежества, об этом не знают, поэтому уже лет под триста на jangada плавают против ветра, уходя в океан на несколько дней.
      “Nothing this day created so much astonishment on board our ship, amongst those who had not been before on this coast, as the Jangadas, sailing about in all directions. These are simply rafts of six logs, of a peculiar species of light timber, lashed or pinned together; a large latine sail; a paddle used as a rudder; a sliding keel let down between the two centre logs; a seat for a steersman, and a long forked pole, upon which is hung the vessel containing water, the provisions, etc. These rude floats have a most singular appearance at sea, no hull being apparent even when near them. They are managed by two men, and go closer to the wind than any description of vessel.”

      Travels In Brazil, by Henry Koster, 1816.
      1. +1
        19 июня 2024 15:36
        А вот бразильские jangadeiros, в силу своего дремучего невежества, об этом не знают, поэтому уже лет под триста на jangada плавают против ветра, уходя в океан на несколько дней.

        Не всё так просто. Есть большая разница "идти против ветра" и "идти максимально близко к противному в лавировке".
        Travels In Brazil, by Henry Koster, 1816. как раз пишет про второй случай.
        Ну никак невозможно на плоту плыть против ветра.

        Я тоже считаю, что аэродинамическое качество паруса и гидродинамическое качество плота не даст возможности идти строго против ветра.
        1. +3
          19 июня 2024 16:52
          Я тоже считаю, что аэродинамическое качество паруса и гидродинамическое качество плота не даст возможности идти строго против ветра.

          Строго против ветра не может идти никакое парусное судно.
          1. 0
            19 июня 2024 19:27
            Строго против ветра не может идти никакое парусное судно.

            Таки да, слово "строго" было лишним. Строго против ветра ходят роторники и прочие извращения. Но при любом раскладе крутой бейдевинд для плота нереализуем.
          2. 0
            20 июня 2024 15:34
            С ротором Флеттнера можно. Если считать ротор разновидностью паруса.
  14. +2
    19 июня 2024 12:20
    Стала читать о конструкции ортодоксальной жангады, и первая мысль -- а как же анаконды?!? А крокодилы -- опять же как?
    Есть ли официальная статистика о том, скольких аборигенов съели те и другие? И сколько убийств было списано на счёт упомянутых хищников wassat )))

    Спасибо, Вячеслав Олегович, за доброе криминальное чтиво!)))
    1. +2
      19 июня 2024 13:01
      а как же анаконды?!?
      Аборигены плавали с огнетушителями.
      Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      1. +1
        19 июня 2024 13:07
        Добрый день, Антон! )))
        Это я ещё забыла про пираний! wassat )))
        Не с огнетушителями они плавали. А наверняка с поджигами. Как увидел анаконду, так сразу. А вот глупые туристы --без средств отпугивания. А потом фильмы снимают, мол смотрите, змеюшку поймали, а у неё тело в форме человека, и даже можно понять, кого сожрала --взрослого или ребенка.
        1. +1
          19 июня 2024 13:55
          Не с огнетушителями они плавали.
          Шутка не зашла. См. "Приключения капитана Врунгеля".
          1. +1
            19 июня 2024 14:23
            . См. "Приключения капитана Врунгеля".

            Это нечестно!
            Вы относите меня к таким временам моей памяти, которые уже растворились в историческом тумане. Врунгеля помню, сквозь туман его морда проглядывает, а огнетушитель -- нет, затаился.
            Кстати, не столь уж и давно пираньи были выпущены в какой-то водоем в Центральной России и там же остались в одиночестве. Вы, когда поплывёте на жангаде по Неве, в воду поглядывайте!
            1. +1
              19 июня 2024 15:18
              Это нечестно!
              А кто обещал, что будет легко и прибыльно?!
              1. +2
                19 июня 2024 15:23
                . прибыльно?!

                О прибыли речь давно не идёт, лишь бы убытки не превысили ваших возможностей к расплате за факт существования. Особенно, если вы не на яхте с высоким бортом и вертолётной площадкой на верхней палубе и установкой для пуска ракет.
            2. +2
              19 июня 2024 18:48
              Кстати, не столь уж и давно пираньи были выпущены в какой-то водоем в Центральной России и там же остались в одиночестве.
              Их отечественные щуки с ротанами сожрали. А спрятавшиеся вымерзли зимой. Холодно тут для них.
              1. +2
                19 июня 2024 19:02
                Их отечественные щуки с ротанами сожрали.
                А в Неве - корюшка!
                1. +3
                  19 июня 2024 19:13
                  . А в Неве - корюшка!

                  Есть подозрение, что целая стая голодной корюшки обладает свойствами одной голодной пираньи. Иначе как истолковать, что в культурной столице России расчлененные трупы сбрасывают в Неву?
                  1. +3
                    19 июня 2024 19:21
                    В Неву не сбрасывают, камер понатыкано. Сбрасывают в притоки. "Добро пожаловать на водную экскурсию по рекам и каналам Санкт-Петербурга! Отправление в 20'00, от Аничкова моста"(с)
                    1. +3
                      19 июня 2024 19:33
                      В Неву не сбрасывают, камер понатыкано.
                      А разве историк, знаток наполеоновской эпохи, свою аспирантку не в Неву частями сбрасывал? Или камеры появились после этого?
                      1. +1
                        19 июня 2024 20:57
                        не в Неву частями сбрасывал?
                        Не в Неву, в Мойку.
            3. +3
              19 июня 2024 19:01
              Вы, когда поплывёте на жангаде по Неве, в воду поглядывайте!
              "Жангады полные кефали,
              Карлито в Рио приводил,
              И жангедейро все вставали,
              Когда в таверну он входил!"
              1. +2
                19 июня 2024 19:10
                . Жангады полные кефали

                Мощно! wassat )))
                Одесситы, невнимательно прочитав ваше творение, толпой устремились в порт смотреть на жангады, а тетя Соня на рынке повысила цену на кефаль вследствие экзотичности доставки продукта.
                В воздухе повис вопрос: "Так где? И почему?"
                Разочарование...
                1. +4
                  19 июня 2024 19:25
                  Я таки Вас умоляю! Какая тетя Соня? Тетя Соня с Молдаванки, чи тетя Соня с Пэрэсыпи?
                  1. +4
                    19 июня 2024 19:29
                    . Тетя Соня с Молдаванки, чи тетя Соня с Пэрэсыпи?

                    Да Вы прямо знаток -- не только одесского жаргона, но и географии славного порто-франко! )))
                    1. +2
                      19 июня 2024 19:39
                      Есть немного, но средневековый Париж мне нравится больше!
                      1. +2
                        19 июня 2024 19:56
                        . средневековый Париж мне нравится больше!

                        Знаю-знаю, Вы как-то делились воспоминаниями. О том, как ходили по улице, которая упоминалась в статье, смотрели и, видимо, из-за остаточного трепета не упомянули Бастилию...
                        Видели Бастилию, Антон?
                        А то всё про Дом Инвалидов wassat )))
                      2. +1
                        19 июня 2024 20:12
                        Дорогая Людмила Яковлевна! Вы меня с кем-то путаете, я никогда не был в современном Париже (и, знаете, не очень-то тянет). Обещал экскурсию по средневековому Парижу - это, да! Но до сих пор не выполнил - , однако! (В зтом месте пробило на покаянную слезу).
                      3. 0
                        19 июня 2024 20:36
                        . Вы меня с кем-то путаете, я никогда не был в современном Париже

                        Да ничего я не путаю... Но!
                        Вы с таким вдохновением описывали некоторые детали Парижа, с таким знанием отдельных его особенностей, что момент, когда Вы сказали, что там не были, я упустила как нечто незначительное.
                        Стоит рассказать кому-то что-то в подробностях, как тебя записывают в свидетели.
                        Антон, надеюсь, ваша мечта когда-нибудь сбудется, желаю Вам, чтобы она сбылась!!!
                      4. +2
                        19 июня 2024 20:46
                        Спасибо на добром слове, Людмила Яковлевна!
                        В принципе, я уже готов написать небольшой цикл материалов, посвященных теме "увидеть средневековый Париж и остаться в живых", но думаю руководство ресурса не оценит мое творчество, отнеся его к разряду "альиернативной истории".
                      5. +1
                        20 июня 2024 07:08
                        Цитата: 3x3zsave
                        "увидеть средневековый Париж и остаться в живых", но думаю руководство ресурса не оценит мое творчество, отнеся его к разряду "альиернативной истории".

                        Не надо гадать! Надо написать и прислать...
                      6. +1
                        21 июня 2024 12:10
                        Видели Бастилию, Антон?

                        Мне показалось, что Антон, даже не прочувствовал здесь вашей провокации в вопросе. В наше время быть в Париже и повидать Бастилию можно только на картинах или площадь, где она стояла.
                        А я могу поделиться своим опытом проникновения в Дом Инвалидов... бесплатно, точнее без билета. Нужно просто подойти с обратной стороны, где туристы выходят из храма и войти туда "против шерсти". Полицейские на выходе не обращают внимание на такой фортель, полагая, что турист просто потерял напарника и пошел обратно его торопить с выходом.
                        Я точно так же поднялся под купол храма Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, по лесенке где туристы спускаются. Давно это было и не уверен, что сейчас такой номер пройдёт. laughing
        2. +2
          19 июня 2024 19:11
          смотрите, змеюшку поймали, а у неё тело в форме человека,

          Слухи о пожирании злыми и коварными анакондами людей(белых и пушистых)весьма преувеличены.
          Вечер добрый Людмила Яковлевна!
          1. +2
            19 июня 2024 19:23
            . Слухи о пожирании

            Да!
            Слухи о пожирании белых преувеличены. Потому что белые вследствие мощных национально-освободительных движений не шляются ныне там, где шляются аборигены. Неоднократно видела ролики с анакондами, поглотившими человека, и он не белый. Очевидно, что либо белые более понятливые, либо индусы обладают короткой памятью wassat )))
            Добрый вечер, Сергей Владимирович!)))
            1. +3
              19 июня 2024 19:26
              либо индусы обладают короткой памятью wassat )))

              Почему индусы?В анакондьих местах вроде как индейцы в аборигенах ходят. laughing А съёмки не того?Не постановочные? hi
              1. +2
                19 июня 2024 19:34
                . А съёмки не того?Не постановочные?

                А что, бывают не постановочные съёмки? )))
                Эх, Сергей Владимирович! В наше-то время... Какое сенсационное видео не посмотришь, длинные уши режиссера-постановщика торчат из кустов.
                1. +2
                  19 июня 2024 19:43
                  Какое сенсационное видео не посмотришь,

                  А если попробовать посмотреть не *сенсационное*,а обычное документальное?Это ведь только в *Анаконде* зверушке хлеба не надо,но дай сожрать двуногого.А спрашивается:на хрена?Если жратвы там на любой змеиный вкус? bully
                2. +1
                  19 июня 2024 19:43
                  Это Вы, дорогая Людмила Яковлевна, еще про рыбу-ведьму не знаете. Существует и такая "ужасть" на нашей планетке.
                  1. +1
                    19 июня 2024 20:20
                    . про рыбу-ведьму не знаете.

                    Бог мой... Мало того, что ведьма, так ещё и рыба. И, наверное, не мясо.
                    Зато знаю про ужас в виде водного облака слизи со свойствами клея, в которое едва попадешь, и тебя сразу же переваривают, вырваться невозможно.
                    И невольно думается -- ужасы, а ведь ничто не остановило людей от преодоления водных преград любой ширины и глубины.
                    Так зачем?
        3. +1
          19 июня 2024 22:54
          Рыбу хорошо с этого плота ловить, наверное. drinks

          https://www.yapfiles.ru/show/3149147/904aa80d4800b905d7f20e9ddb4d55c8.mp4.html
    2. +1
      19 июня 2024 16:03
      Цитата: депрессант
      Есть ли официальная статистика о том, скольких аборигенов съели те и другие? И сколько убийств было списано на счёт упомянутых хищников

      Они же были не благородные доны. Кому было важно всякий "сброд" считать?
      https://youtu.be/UMjwsbqghN8
      1. +2
        19 июня 2024 16:37
        . Кому было важно всякий "сброд" считать?

        Ну это да...
        А на самом деле все ваши статьи, Вячеслав Олегович, не о предметах, а о людях, создающих эти предметы. Они, статьи, -- прославление Мастеров. Во все времена человечество делилось на тех, кто может создавать полезные приспособления, вещи, на тех, кто на это не способен, но очень горазд отнимать плоды чужого труда с помощью огня и меча, а также на тех, кто мог разрозненные человеческие особи объединять в сообщества, обладающие способностью защищаться от нападок извне.
        И были времена, когда расцветали города Мастеров.
        Но были и такие, когда число людей, умеющих работать руками, резко сокращалось, навыки создания сложных вещей утрачивались, а созданное ранее превращалось в артефакты, вызывающие изумление потомков: "Как они это сделали? Это же невозможно!". Зато количество рыскающих в поисках добычи возрастало неимоверно...
        И вот уже я бьюсь над решением загадки -- в какой эпохе живу?
        Но какова бы она ни была, эпоха, Мастер всегда выживет. Если останется жив. Но что потом?
        1. +2
          19 июня 2024 17:56
          Во все времена человечество делилось на тех, кто может создавать полезные приспособления, вещи, на тех, кто на это не способен, но очень горазд отнимать плоды чужого труда с помощью огня и меча

          Причем "огонь и меч" для отнимающих "чужие плоды" в поте лица ковали "те, кто может создавать полезные приспособления".
          Все в мире взаимосвязано.
          1. 0
            19 июня 2024 18:12
            . Все в мире взаимосвязано.

            И это правда.
            Но есть простая технология успешного развития общества. Она состоит в том, чтобы из трёх составляющих, указанных мною выше, ни одна не хватала за горло другую. Или чтобы две не хватали одну.
            Чтоб перевеса не было, перетягивания. Только разумный баланс. И тогда не будет мрачных исторических провалов.
            1. +1
              19 июня 2024 20:06
              Цитата: депрессант
              Только разумный баланс.

              Да, маятник социальных отношений раскачивать нельзя, как бы этого не хотелось. Идеальный набор управленческих решений: ДА, НЕТ, Отложить... последнее самое важное. Отложили - оно все само и рассосалось!
        2. +1
          19 июня 2024 20:04
          Цитата: депрессант
          Мастер всегда выживет.

          Ха! Именно так! Поэтому-то я никаких перемен и не боюсь...
    3. +3
      19 июня 2024 18:50
      а как же анаконды?!? А крокодилы
      А так же "дикие обезьяны"!
      1. +2
        19 июня 2024 19:17
        . А так же "дикие обезьяны"!


        А также! Дикие обезьяны ныне отнюдь не экзотика. Во всем мире. Вышел на улицу, а они -- вот они!
        1. +5
          19 июня 2024 19:33
          Во всем мире.
          "Широка Бразилия родная!
          Каждый житель в ней и сыт и пьян,
          Я другой такой страны не знаю,
          Где так много диких обезьян!"(С)
          1. +2
            19 июня 2024 19:41
            . Я другой такой страны не знаю

            Где творить поэмы каждый рад!
            Да Вы сегодня в ударе, Антон, надеюсь, ваши стихотворные открытия войдут в золотой фонд отечественной поэзии! В них нет полагающегося ныне мата или чего-то, вызывающего его приступ.
            1. +2
              19 июня 2024 19:47
              Нет-нет, это не мое, Людмила Яковлевна! Вы значок "(С)" увидили? Плагиатором быть не желаю!
              1. +1
                19 июня 2024 20:26
                . Плагиатором быть не желаю!

                Скромняга, не направляйте лодку против течения, унесет! Кто нынче не плагиатор? Плагиатор -- почетный человек. Вот такие одиночки, как Вы, портят благостную картину.
                1. +1
                  19 июня 2024 20:36
                  Скромняга, не направляйте лодку против течения, унесет!
                  Если не ставить на "зиро", зачем тогда вообще играть?!
        2. +1
          19 июня 2024 19:37
          Вышел на улицу, а они -- вот они!

          Ух и сильно!Это Вы про *тамплиеров* на самокатах? laughing bully
          1. +1
            19 июня 2024 19:50
            . Это Вы про *тамплиеров* на самокатах?

            Да Вы, Сергей Владимирович, оказывается, представитель наиболее толерантного направления либеральной мысли, в которую не вмещается моя грубая зримая правда...
            А я...
            Как говорится, ее наедешь, не дойдет!
            На меня пока не наехали! wassat )))
            1. +1
              19 июня 2024 19:54
              моя грубая зримая правда...

              laughing Я не стал озвучивать столь не толерантную мысль.В мире спорта бананы сейчас под запретом! bully
              1. +2
                19 июня 2024 19:59
                . бананы сейчас под запретом!

                Бананы -- тоже?!?
                Не буду продолжать.
                1. +2
                  19 июня 2024 20:09
                  Бананы -- тоже?!?

                  Утрирую слегка.Ведь мы носим бананы на трибуну не для кидания их в темнокожих игроков,правда?А на вопрос стюарда:*Зачем вам бананы на матче?*Всегда можно красноречиво ответить:*Лично я их ем,а вы милейший,что подумали?* laughing
                  Борьба с расизмом иногда принимает весьма причудливую форму.Где кончается расизм и начинается борьба со здравым смыслом сейчас Вам никто не ответит. hi
          2. +2
            19 июня 2024 19:55
            Заело тебя, Сергей, на "тамплиерах". Задавил кого что-ли? Или просто по морде дал?
            Меж тем, исторические тамплиеры - вполне приличные люди.
            1. +2
              19 июня 2024 20:00
              Заело тебя, Сергей, на "тамплиерах".

              Отнюдь,Антон,отнюдь.
              Просто визуальное сходство.Особенно умиляет нежное мужское объятие наблюдаемых субъектов. laughing
              1. +1
                19 июня 2024 20:54
                Особенно умиляет нежное мужское объятие наблюдаемых субъектов.
                Ты на мотоцикле на задней сидушке когда-нибудь ездил?
            2. +1
              19 июня 2024 20:05
              . исторические тамплиеры - вполне приличные люди.

              И это признак развития общества!
              Представляю, как средневековые злодеи стоят на каком-нибудь перекрестке большого города и в ужасе жмутся друг к другу, наблюдая мелькание полицейских дубинок, молнии шокеров и вдыхая слезоточивый газ.
              И думают бедняги, мол, это у них, видать, духи такие, либо разновидность елея.
              1. +1
                19 июня 2024 21:07
                А Вы не представляйте. От их представлей о "подавлении беспорядков" Вас точно стошнит.
  15. +2
    19 июня 2024 13:26
    Цитата: Frettaskyrandi
    поэтому уже лет под триста на jangada плавают против ветра, уходя в океан на несколько дней.

    Картинки жангады в виде плота сильно отличаются от современных лодок-жангада, это не плот -
    Янгада или жангада (порт. Jangada) — парусное деревянное судно рыбаков северной Бразилии, напоминающее плот.. А то. что у Жюль Верна то жангада плот. Я написал плот не может. Классическая жангада это 4 или 6 бревен, а современные жангады это суда с обводами как у глиссирующего катера. Поэтому 300 лет назад они не плавали против ветра, тем более это им было ни к чему, ночной и дневной бриз отвезет на рыбалку и привезет обратно.

    They are managed by two men, and go closer to the wind than any description of vessel.”
    И ближе к ветру это не значит против ветра
    1. +2
      19 июня 2024 14:08
      ночной и дневной бриз отвезет на рыбалку и привезет обратно.

      Для того. чтобы использовать бриз, не нужен ни бермудский парус, ни такое устройство Banco da Vela. Достаточно примитивного прямого паруса.
      1. +3
        19 июня 2024 15:52
        Достаточно примитивного прямого паруса.

        Прямой парус проще, но управлять им сложнее. Не зря сейчас прямые паруса сохраняются в основном на учебных судах, где куча курсантов которых надо чем-то занять.
        В одиночку это совсем проблематично, в отличие от "бермудов".
      2. 0
        20 июня 2024 16:08
        Если смотреть ролики, бризы в части направления п о ф и гу жангадам. Наловил корзину рыбы и к обеду домой.
        https://youtu.be/GQ10zZN3kjc?si=UTezmUjdMjGMewQ-

        https://youtu.be/F-ZvGe08hIc?si=_bnBWqdz-nBPz1ZH
    2. 0
      20 июня 2024 16:20
      Если бревна какая-нибудь бальза, то она очень легкая. Сейчас конструкция корпуса непонятная. Если такую делать из досок, то непонятно, что делать с водотечностью. Там сейчас конструкция, как у ящика. Что внутри непонятно. Что там внутри? Бревна бальзы (она сейчас дорогая) или какой-нибудь пенопласт? Но факт в том, что судно уходит от берега и приходит назад при навальном ветре и неплохой для такой посудины волне.
  16. +1
    19 июня 2024 14:00
    Цитата: solar
    Плот Хейердала был намного больше и имел двойной настил.


    Намного больше... ну-ну. Прямо скажем, тоже был невелик, особенно с учетом размера экипажа.
    Трудно при такой численности всем держаться в центре, подальше от края, согласитесь.

    Полметра над уровнем моря - это довольно низко. Если волна метра в полтора - разница будет невелика, на полметра ты над уровнем моря или на 20 см.
    1. 0
      19 июня 2024 14:17
      Цитата: Illanatol
      Полметра над уровнем моря - это довольно низко. Если волна метра в полтора - разница будет невелика, на полметра ты над уровнем моря или на 20 см.

      Волны в океане обычно длинные. На них можно просто взобраться.
  17. +2
    19 июня 2024 14:05
    Цитата: MCmaximus
    Хейрдал хотел доказать, что люди могли переплыть океан на плоту. И специально набрал команду полных дилетантов. Чтобы ему никто не сказал, что он привлекал современные знания. Доказал. Всех замучил, но доказал.


    Еще как доказал. Поскольку у древних не было современных знаний, зато были свои, мастерски читали звездное небо и знали множество примет. Хейердал сотоварищи вряд ли могли похвастать такими познаниями.
    Насчет всех замучил... ну не знаю. Иным такие вояжи зашли, потому были продолжения, не менее экстремальные. "РА 1" и "РА 2", затем "Тигрис" (с нашим Сенкевичем). Уверен, многие завидовали таким приключениям... все же настоящая романтика экстра-класса.
  18. +1
    19 июня 2024 14:10
    Цитата: Frettaskyrandi
    Для того. чтобы использовать бриз, не нужен ни бермудский парус, ни такое устройство Banco da Vela. Достаточно примитивного прямого паруса.

    Для прямого паруса необходим уже балласт, иначе очень неустойчивое корыто получается. Слишком легкая лодка
    1. +1
      20 июня 2024 16:05
      Никакой связи между балластом и именно прямыми парусами нет. Остойчивость может обеспечиваться разными мерами. В том числе и балластом
  19. +1
    19 июня 2024 14:12
    Цитата: solar
    И даже при этом


    Спасибо, но я читал. Кстати, что мешало рыбакам на жангаде быть на привязи при волнении на море?
    Способ себя обезопасить таким образом сам собой напрашивается.
  20. +2
    19 июня 2024 15:18
    Её треугольный парус, также известный как «латинский»


    У латинского паруса шкотовый угол не поддерживается рангоутным деревом.
    1. 0
      20 июня 2024 16:02
      Есть разновидности с деревяхой, типа, гика от реи. Какие-то местные умельцы уже модернизировали латинский парус. Там, похоже, роль реи играла сильно наклоненная назад мачта. Пока смотрел про жангаду попался такой ролик. Сейчас не нашел.
      1. 0
        20 июня 2024 17:26
        Ну... это уже будет что-то типа рейкового паруса...
  21. BAI
    +3
    19 июня 2024 15:24
    особое, какое-то трогательное отношение. А всё потому, что именно плот был моей первой самоделкой в далёком-далёком детстве, и как он выглядел, я помню до сих пор.

    А у меня плот - первое самодельное плавсредство. Но двигалось с помощью шеста. Т.е. там, где не глубже 1,5 м
    1. +2
      19 июня 2024 16:06
      Цитата: BAI
      первое самодельное плавсредство.

      Вам повезло. Как и герою повести Гайдара "Школа". А я "Школу" читал с завистью... Река от моего дома далеко. И как там и из чего мастерить плот?
  22. +2
    19 июня 2024 15:33
    Цитата: BAI
    А у меня плот - первое самодельное плавсредство. Но двигалось с помощью шеста. Т.е. там, где не глубже 1,5 м

    А у меня первое плавательное средство это большая катушка от кабеля
    1. +2
      19 июня 2024 18:15
      . большая катушка от кабеля

      Что это такое, прекрасно знаю.
      Но как на этом плавать? )))
  23. 0
    20 июня 2024 07:57
    Цитата: kalibr
    И как там и из чего мастерить плот?


    Можно использовать надутые камеры от колес в качестве основы, пластиковые канистры и т.п. Сверху настил из фанеры или досок, обработанный олифой или стойкой краской.
    Ну мы так в детстве поступали. Тоже битвы устраивали, пытаясь столкнуть команду противников в воду шестами. Побежденные проставлялись, покупали мороженое. Прочитав книгу Гайдара я был удивлен, насколько старая эта забава.
  24. +2
    20 июня 2024 08:12
    Цитата: DenVB
    Волны в океане обычно длинные. На них можно просто взобраться.


    В принципе да. Но это в открытом океане и при спокойном ветре, когда дует не порывами.

    Но я сильно подозреваю, что жангады эти далеко в океан не заходили.
    Во-первых, в открытом океане рыбы мало. Рыбы больше на шельфе (вблизи берега)или на мелководных участках (банках).
    Во-вторых, рыбу мало поймать, надо еще сохранить улов. В теплом климате рыба тухнет очень быстро, а холодильную установку на жангаде не разместить. Значит надо как можно быстрее доставить рыбу потребителю, что возможно лишь, если не ушел далеко от берега.
    Вероятно, рыбаки могли предсказывать непогоду в ближайшей перспективе и выходили в море лишь при хорошем прогнозе и ненадолго. Большой улов на таком "судне" все равно не поместится, а небольшой можно наловить быстро.

    Отсутствие бортов снижало шансы на затопление, обеспечивая живучесть судна-плотика. Неудивительно, что такая конструкция оказалась столь долговечной.
    1. 0
      21 июня 2024 03:46
      И это всë прекрасно показывают нынешние видеоролики с этими судами.
  25. 0
    20 июня 2024 15:52
    В общем, просмотр ютьюба говорит вот о чем. Современные жангады похожи на виндсерферы. Сама лодка плоская. Что там внутри - неясно. Возможно, бревна легкого дерева, обшитые досками. Размер от маленькой - на пару человек, - до побольше. Ходят аппараты быстро. Так что скорости достаточно, чтобы на шверте появилась нормальная по величине сила противодействия дрейфу. Стоячий такелаж мачте не нужен. Мачта на время рыбалки снимается. Она может наклоняться вбок. Это повышает эффективность вооружения, когда надо. Пойманую рыбу складывают в корзины. Улов небольшой. Рыбаки продают его тут же на берегу.
    Вопщем так. Как дейсейлер жангада самый лучший вариант из древних судов. Простая, дешевая и эффективная. Недостаток - только для теплых морей.
  26. 0
    20 июня 2024 16:11
    Цитата: MCmaximus
    Никакой связи между балластом и именно прямыми парусами нет.

    Ну как же нет, у косого паруса центр приложения силы ветра ниже чем у прямого такой же площади, а это значит опрокидывающий момент меньше
    1. 0
      20 июня 2024 17:40
      У современной прогулочной яхты балласт массой в 30-35% водоизмещения находится в сильно заглубленном плавнике и бульбе на конце этого плавника. У каких парусников с прямым вооружением такое размещение балласта? Это еще не учитывается остойчивость формы. А у гоночных лодок до 50%.
      Рассматривать парусное вооружение и остойчивость отдельно от назначения судна не надо. Тут вариантов - вагон.
  27. +1
    20 июня 2024 16:13
    Цитата: Illanatol
    Отсутствие бортов снижало шансы на затопление,

    Причем эта жангада сплошной отсек непотопляемости из-за использования целых бревен