Лампочка императора Хирохито

30
Лампочка императора Хирохито

Электрификация в ХХ веке была важным процессом, который в наибольшей степени проводил резкую грань между старым и новым образом жизни. Использование электрической энергии меняло общество очень сильно, предоставляя человеку возможности, совершенно непредставимые ранее.

У нас адептом всеобщей электрификации был В. И. Ленин, инициатор разработки плана Государственной электрификации России, ставшей основой для целого ряда планов развития электроэнергетики, приведшей к формированию нашего энергохозяйства. Роль Ленина в распространении электричества была увековечена почЁтным наименованием электрической лампочки «лампочкой Ильича». Сначала в чисто пропагандистской форме, но потом, как можно судить, народ был не против. Этот титул электролампочки не был забыт и время от времени вспоминается.



Но в Корее такой номер не прокатит. История корейской электрификации сложилась так, что там адептом электрификации оказался... японский император Хирохито.


Императора Сёва – Хирохито

Корейцы предпочтут вообще всё забыть, нежели признать роль японцев в насаждении и распространении этой важной технологии в своей стране.

Сначала дворец


Электричество в Корее появилось в 1887 году в виде небольших электростанций. Самая первая электростанция была сооружена американским инженером Вильямом МакКэем для освещения королевского дворца и первоначально имела две динамо-машины мощностью 3 кВт каждая, давая ток до 60 лампочек по 16 свечей конструкции Томаса Эдисона. Потом была сооружена новая электростанция, и её мощности хватало для 2000 лампочек для освещения самого дворца и комплекса дворцовых построек.

Однако вскоре Корея подпала под власть Японии, сначала в форме японского протектората, когда японский генерал-резидент стал фактическим правителем страны, а с 1910 года в форме генерал-губернаторства Кореи, управлявшего страной как аннексированной территорией. В японской административной системе Корея, вместе с Тайванем и Южным Сахалином, стояла особняком и даже выделялась особым термином.

Длительное время в Корее электрификация развивалась слабо. Генерал-губернаторство этому уделяло мало внимания. Например, в ежегодном информационном бюллетене канцелярии генерал-губернатора Кореи электричеству уделялась буквально одна страница — самые общие сведения.

В 44-м году Мэйдзи (1911) в Корее имелось 3805 кВт различных генераторов и электростанций, в основном маломощных.

В следующую эпоху императора Ёсихито отношение к развитию корейской электрификации не особенно поменялось, хотя электростанций и освещения, конечно, стало больше. По информационному бюллетеню генерал-губернатора Кореи за 5-й год Тайсё (1916), в Корее было 22 тысяч кВт мощностей.

Электрическое освещение было уже во многих городах и населённых пунктах Кореи. В тот год суммарно компании, поставлявшие электроэнергию, обслуживали 30,5 тысяч домов, которые использовали 138,7 тысяч лампочек. В том числе в Кейдзё (Сеуле) было 2500 кВт мощностей, 13 700 потребителей и 61 855 лампочек.

Среди энергокомпаний, работавших в то время в Корее, привлекает внимание предприятие Кихачиро Окуры с капиталом в 1 млн иен, которая имела 3 тысяч кВт мощностей. Это был богатый предприниматель из крестьян, поднявшийся во время падения сёгуната Токугава. Его предприятие в Корее почти не отпускало энергию для освещения и обслуживало промышленность.

К тому моменту, когда на трон взошёл император Хирохито и началась эпоха Сёва, в Корее имелось 42,6 тысяч квт мощностей, в том числе 24,7 тысяч тепловых, 12,6 тысяч гидроэнергетических, 2,9 тысяч – на газе, а также 2,3 тысяч – на мазуте. В Корее работало 65 энергокомпаний с общим капиталом 55,7 млн иен.

Почти два миллиона лампочек


Вот при императоре Хирохито электрификация Кореи пошла в гору. В нулевой год Сёва (1926) в Корее было 164,9 тысяч потребителей электроэнергии, которые использовали 580,8 тысяч лампочек. Общий уровень электрификации страны составлял 4,65 %.

В 10-м году Сёва (1935) в Корее имелось 430 тысяч кВт установленных мощностей. В том числе:
тепловые — 98,5 тысяч кВт;
гидроэнергетические — 326,6 тысяч кВт;
газовые — 120 кВт;
мазутные — 4,7 тысяч кВт.

Структура энергетики значительно изменилась, и в ней на первое место вышли гидроэлектростанции. Например, в 4-м году Сёва (1929) мощности гидроэлектростанций скакнули с 13,4 тысяч до 165,5 тысяч квт. Это был проект инженера и крупного предпринимателя Шитагау Ногучи, который в 1926 году создал компанию «Чосен Ширёку Хатсуден Кабусики Кайся» с капиталом в 20 млн иен, а в 1929 году построил первую ГЭС на реке Пуджон на севере Кореи. Вот она и дала скачок в мощности.


ГЭС в Корее

Ногучи строил ГЭС не для продажи электроэнергии, а для производства синтетических азотных удобрений. Он был создателем и владельцем компании по производству азотных удобрений в Японии и создал аналогичную компанию в Корее в 1927 году. В Хыннаме был построен завод удобрений мощностью 400 тысяч тонн сульфата аммония, который существует и работает и поныне. Впоследствии Ногучи построил в Корее ещё ряд важных производств, в том числе и производство синтетического топлива из угля. Параллельно он развивал и гидроэнергетику, в результате чего доля гидроэнергетики в общей установленной мощности в Корее в 10-м году Сёва составила 75,9 %.

Резкое увеличение мощностей привело и к росту потребления электроэнергии в быту. В 10-м году Сёва в Корее было уже 415,9 тысяч потребителей электроэнергии, которые использовали 1 498 327 лампочек. Уровень электрификации поднялся до 10 %.

В 12-м году Сёва (1937) в Корее было 520,4 тысячи потребителей электроэнергии, в эксплуатации было 1 922 950 лампочек, а уровень электрификации составил 12,3 %. В 1937 году прибавилось 48,7 тысяч потребителей и 185,9 тысяч лампочек.


Рекламный плакат энергетической компании в Корее «Кейдзё Денки Кабусики Кайся»

Свет и для корейцев


Скажут, что японцы, мол, устраивали электрическое освещение только для себя. Однако же нет. Японская статистика в этом смысле была всеобъемлюща и собирала данные по всем категориям.

В Корее издавался «Справочник предприятий электроэнергетики», в котором давались подробные сведения, в том числе и по электрическому освещению. По справочнику за июнь 1935 год, в Кейдзё (Сеуле) было следующее положение с электрическим освещением:


В таблице я специально искал место, где бы не было японцев. Удивительно, но такое местечко нашлось. Это в провинции Ханнам (ныне Хамгён) на севере Кореи, в зоне снабжения компании «Китасен Денрёку» было всего 16 потребителей — все корейцы. На этой территории проживало всего 8 японцев и 18,8 тысяч корейцев. Уровень электрификации в этом месте — 0,005 %. Настоящий медвежий уголок.

Суммарно в зоне снабжения электроэнергией в Корее было 1205,2 тысяч хозяйств, в которых проживало 5,9 млн человек, в том числе 470,9 тысяч японцев, 5,4 млн корейцев и 93,4 тысячи иностранцев. Из них пользовались электроэнергией 99,9 тысяч японских хозяйств (79,9 %), 202,1 тысяч корейских хозяйств (18,8 %) и 3,8 тысяч хозяйств иностранцев (47,6 %).

Так что тут статистика однозначна. Электрическое освещение японцы в Корее проводили в том числе и для корейцев, а вообще же, как видно из статистики, для всего постоянного населения страны.

Конечно, всё это можно толковать как оккупацию, как делают в нынешней Корее, но тогда получится, что японские оккупанты принуждали корейцев пользоваться электрическим освещением. Прямо вот японские солдаты врывались в корейские дома, прибивали провода и вкручивали лампочки. Только такое толкование есть абсурд и является грубым искажением истории.

То, что корейцы электрифицированы были меньше, объясняется тем, что в основной своей массе они жили в деревне, и во многих районах там просто не было энергоснабжения вообще, и тем, что электрическое освещение было весьма недешёвым и крестьянским массам труднодоступное; да и значительная часть японцев в Корее тоже жила без электричества. В городах же, в том же Кейдзё, электрификация домов японцев и корейцев сопоставима.

Вот такая получается лампочка императора Хирохито, им дарованная Корее. Зачем нам всё это надо? Затем, чтобы правильно понимать исторический контекст Большой Тихоокеанской войны, если переводить соответствующий японский термин. Электрификация находилась в ряду явлений, которые составляли сущность японского концепта «Великой Восточной Азии», ими развиваемого и предлагаемого другим азиатским народам, как независимым, так и находящимся под управлением европейских держав. Электрификация и индустриализация Кореи, помимо прямых выгод и последствий, служила ещё своего рода ползучей агитации, поскольку основная часть упомянутых выше иностранцев была представлена китайцами, которые развозили рассказы об этом везде и всюду, по всему обширному азиатскому миру, где жили китайцы.

Ну и подоплёка японского вторжения в Китай в свете подобных обстоятельств начинает играть самыми разными, в том числе и неожиданными красками.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    15 июня 2024 04:29
    Не ценили корейцы своего счастья
    1. +17
      15 июня 2024 05:55
      Да, тупые, ща бы тёплое сакэ пили и заполировывали бы её родимую пивом Асахи.
      1. +5
        15 июня 2024 11:54
        Интересно.Хирохито был бы такой щедрый для корейцев,если бы там не было бы ни одного японца?Это все делалось для японцев и ради Японии.
      2. 0
        16 июня 2024 23:32
        Цитата: Р_С_Ф_С_Р_
        Да, тупые, ща бы тёплое сакэ пили и заполировывали бы её родимую пивом Асахи.
        Южная Корея успешно конкурирует с Японией в судостроении, автомобилестроении, электронике. У самсунга конкурент Эпл а не японские компании. КНДР раньше США произвела гиперзвуковую ракету. Мощности по производству артвооружения и станкостроения в КНДР сравнимы с Французскими и немецкими.
        1. 0
          18 июня 2024 08:18
          Цитата: gsev
          Мощности по производству артвооружения и станкостроения в КНДР сравнимы с Французскими и немецкими.
          наверное, всё же, речь о Южной Корее). А так да, было бы необыкновенно.
          1. 0
            18 июня 2024 15:57
            Цитата: Дес
            наверное, всё же, речь о Южной Корее)

            На мой взгляд КНДР способна производить намного больше снарядов чем Южная Корея или Германия и Франция вместе взятые. Просто в КНДР надо подать сырье и сделать предоплату.
            1. 0
              18 июня 2024 19:11
              Возможно). Я больше про про "станкостроение" в КНДР удивлён)).
              1. +2
                19 июня 2024 00:34
                Цитата: Дес
                Я больше про про "станкостроение" в КНДР удивлён)).

                Когда я учился в Станкине, нам говорили, что танк или ракету СССР в США может легко купить, но станки для производства этой продукции американцы не продают. Если КНДР делает большую часть линейки военной техники, то и металлорежущие станки производит. Например Кусон-3 отличный токарно-винторезный станок, тем более, что Красный пролетарий производящий их прототип помер в начале кризиса на Украине. Станки с ЧПУ КНДР производит с 1982 года.
    2. +7
      15 июня 2024 08:16
      Не ценили корейцы своего счастья
      Не ценили так, что до сих пор требуют от Японии компенсации за геноцид корейского народа
  2. +11
    15 июня 2024 04:45
    Электрификация находилась в ряду явлений, которые составляли сущность японского концепта «Великой Восточной Азии», ими развиваемого и предлагаемого другим азиатским народам


    Не было в «Великой Восточной Азии» по версии императорской Японии начала 20 века места другим народам Азии.
  3. +3
    15 июня 2024 06:00
    На сам деле по японской колониальной политике в Корее мало что знаю, вот на Тайване, японцы хорошо дело поставили, за 50 лет тайванцы превратились в лояльных подданных и вообще японцами себя считали. Японцы из правда японцами не считали, но это другой вопрос.
  4. +14
    15 июня 2024 06:16
    "... но тогда получится, что японские оккупанты принуждали корейцев пользоваться электрическим освещением."
    И чо? У нас аналогично, немцы советских граждан, на оккупированных ими же заводах, включённых уже в европейские концерны, заставляли вертеть электрическую шарожку, а не вручную камнем танк отшкрябывать.
    А ещё немцы подавали свет на прожектора в концлагерях, чтобы в бараках было не так темно.
    И кто-то нам теперь хрюкнет, что мы тогда не были в едином пространстве цивилизованной Европы? Нёсшей свет электричества.

    "Прямо вот японские солдаты врывались в корейские дома, прибивали провода и вкручивали лампочки. Только такое толкование есть абсурд и является грубым искажением истории."
    Именно, авторишка, могло быть и так, если в публичном доме, набитом кореянками, было через чур интимно, что нихрена не видно.
    Или если японский солдат споткнулся об булыжник на улице в сумерках.
    Или если в кабаке было темновато из-за перегоревшей лампочки, а местная подсобка была нерасторопной.
    Опять же электричество нужно было в мед. учреждениях, для лечения местных, спасательным отрядом 731.

    Авторишка, а ты знаешь, почему на Сахалине или Камчатке много корейцев?
    А вот и не угадал, это туристы, получившие премиальные путёвки в микадском тур.агенстве.
  5. +11
    15 июня 2024 06:26
    Современной России,вероятно,нужно объявить войну КНР, и сдаться тут же после объявления, стать колонией КНР,что бы получить многочисленные технологические ништяки,как корейцы под владычеством Японии laughing
    1. 0
      15 июня 2024 18:14
      стать колонией КНР,что бы получить многочисленные технологические ништяки
      - с чего бы метрополии делиться технологиями с колонией? Или какого рода технологические ништяки вы имеете ввиду? Смартфоны Сяоми и автомобили Джили?
  6. +7
    15 июня 2024 07:25
    А чего автору так не даёт покоя Корея окупированная Японией и принесшая "блага цивилизации"? Не первая статья ведь уже. Или память совсем отшибло и не помнит за что судили японских цивилизаторов в Хабаровске? И как вообще редакция ВО пропускает подобное, за такую популяризацию запросто можно на намотаться на статью 20.3 КоАП РФ. Может подумать хорошо, прежде чем такую гадость публиковать, а?
    1. +8
      15 июня 2024 08:43
      Общий смысл статьи , как хорошо быть колонией и людьми второго сорта laughing
      1. +1
        18 июня 2024 08:29
        Цитата: parusnik
        Общий смысл статьи , как хорошо быть колонией и людьми второго сорта
        Тем не менее прогресс был. Мне не приемлема позиция автора, но "колонизаторы" почему то всегда выше по техническому развитию, что и развивают. А вот вопрос отношения к населению разный, соответственно историческому моменту.
  7. +6
    15 июня 2024 07:46
    Аж нык слеза навернулася . Какие хорошие японцы . Прям свет несли в Корею . Без японцев бы корейцы разумеется ну никак сами не справились бы
  8. +11
    15 июня 2024 08:36
    . У нас адептом всеобщей электрификации был В. И. Ленин

    Лучшего слова не нашлось что-ли для вождя мирового пролетариата? Но спасибо, что сектантом не обозвали!

    План ГОЭЛРО заложил основу последующей индустриализации и превратил отсталую аграрную страну в могучую промышленную державу. Наследием которой мы пользуемся до сих пор. Владимир Ильич не только мины закладывал! Он повел за собой страну в светлое будущее. Лампочки Ильича осветили каждый дом.
    1. +9
      15 июня 2024 08:49
      Если учесть,новые взгляды на историю,Ленин и большевики,являлись германскими шпионами и электрификацию индустриализацию,коллективизацию проводили в интересах германских капиталистов laughing Поэтому все что создано за годы советской власти,необходимо разрушить до основания, а затем..построить новый мир,где кто был ни кем,тот ни кем и останется.А кто был чем тот,приберет все к своим рукам для личного пользования. laughing hi
  9. +4
    15 июня 2024 09:08
    Автору, судя по всему, очень хочется "войти в историю". Притом так сильно, что он для этого буквально "готов на все", вплоть до оправдания расовой теории. Не удивлюсь, если автор под подушкой бережно хранит Mein Kampf и Zweites Buch.
    Электрификация находилась в ряду явлений, которые составляли сущность японского концепта «Великой Восточной Азии», ими развиваемого и предлагаемого другим азиатским народам, как независимым, так и находящимся под управлением европейских держав.

    Сущность "японского концепта" Великой восточноазиатской сферы сопроцветания точно такая же, как и германской концепции Lebensraum - "Жизненного пространства". Только японцы в своей "концепции" не так явно декларировали расизм и не планировали поголовного уничтожения "унтерменшей", а "только" "японизацию" "гайдзинов", которые должны были упорно трудиться на благо японских Übermensch в рамках философии "справедливого неравенства".
  10. +4
    15 июня 2024 09:45
    Определенные блага привнесенные япончиками для оккупированных ими стран многократно перекрываются чудовищными злодеяними оккупантов. К примеру, можно вспомнить и проложенные на костях железные дороги в джунглях. Миллионы убитых и замученных гражданских - слишком большая цена за удовольствие скоротать вечерок с электрическим светом или с ветерком прокатиться на железке. А сколько за это за все бесплатно выгребли из той же Кореи природных ресурсов - интересно сопоставить.

    Хотя конечно, поздно вставшая на путь индустриализации Япония остро нуждалась в ресурсах и рынках, а их к тому времени поделили старые, матёрые звездно-полосатые и прочие хищники, которым не нужны были новые чрезмерно шустрые конкуренты. По этой же причине человеколюбивые америкашечки так сильно переживали за Китай - особенно после подавления Боксерского восстания. Япончиков пригласили в интервенции поучаствовать, а потом вежливо попросили... А с Советским Дальним Востоком вообще облом полный - раз у нагло-саксов не выгорело, то они решили, что и ниппонцам там делать нечего... Попросили и оттуда... Вот и крутись, как знаешь...

    А вообще странная публикация из серии "Сдались бы мы немцам в 1941, так и пили бы сейчас баварское пиво с сосисками...".

    https://oriental.hse.ru/hismem/photoex_korea

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8
  11. -3
    15 июня 2024 10:07
    Спасибо! Интересный обзор региона и времени, когда по мнению некоторых (по моему мнению), японская военщина только и думала об истерзании экономики захваченных территорий.
  12. +4
    15 июня 2024 10:11
    "У нас адептом всеобщей электрификации был В. И. Ленин, инициатор разработки плана Государственной электрификации России, ставшей основой для целого ряда планов развития электроэнергетики, приведшей к формированию нашего энергохозяйства." Интерееесно...
    А бяки-коммунисты признавали, что в 1913 году Российская империя занимала в мире 5 место по выработке электроэнергии в мире. И к этому достижению свои руки золотые приложил изготовитель бомб и "хранитель большевистского общака" Глеб Максимилианович Кржижановский, тот самый, что возглавлял Комиссию ГОЭЛРО. Роберт Эдуардович Классон в Комиссии работал. Тот самый, что с Леонидом Борисовичем Красиным в Баку нефтяные промыслы электрофицировал в начале 20 века.И крёстный сын Классона яростно сражался с большевиками в рядах армии барона Врангеля более 1,5 лет. Видимо, именно за это получил он 3 Золотых Звезды Героя Социалистического Труда, более 10 орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, получил 4 или 5 Сталинских премий, Государственную премию (видел я его в цехах всего 2 раза, был он без наград, в обычном тёмно-сером костюме, в белой каске, как все начальники цехов, хотя он был Президентом Академии наук СССР). Звали его Анатолий Петрович Александров...
    И ещё, план ГОЭЛРО - это план комплексного развития страны, предтеча рождения теории и практики понятия "территориально-производственный комплекс".
    Подданные императора, похоже, всеми силами стремились, крестьян-корейцев лечить и учить, совсем как большевики. Примерно также, как диких айнов на Сахалине и Курилах, вместо того, чтобы рыбу ловить в море, научили штольни в горах пробивать вручную.Всех, кто хотел и кто не хотел. Вместе с крестьянами-корейцами. Свет дали и узкоколейки построили в тех штольнях от причалов к артиллерийским складам. Цивилизаторы, чё...
    1. +1
      15 июня 2024 10:57
      более 10 орденов Ленина

      Все же не более. Девять. И три Георгиевских креста. Больше десяти орденов Ленина - одиннадцать, было у Патоличева и Устинова.
    2. +5
      15 июня 2024 11:30
      Звали его Анатолий Петрович Александров...
      Много позже, будучи президентом АН СССР в беседе с министром Среднего Машиностроения Ефимом Славским, он говорил, что самый большой ужас испытывал при атаке будённовской конницы. Александров во время ГВ был пулемётчиком у Врангеля, а Славский служил у Будённого.
  13. +3
    15 июня 2024 12:10
    "концепта «Великой Восточной Азии», ими развиваемого и предлагаемого другим азиатским народам, как независимым"
    Бредовые выводы из статьи. Но , несомненно, в Нанкине в 1937 году эти "преимущества" оценили
  14. +7
    15 июня 2024 13:07
    Электрификация и индустриализация Кореи, помимо прямых выгод и последствий, служила ещё своего рода ползучей агитации, поскольку основная часть упомянутых выше иностранцев была представлена китайцами, которые развозили рассказы об этом везде и всюду, по всему обширному азиатскому миру, где жили китайцы.


    Конечно, собственной выгоды от "электрофикации Кореи" японцы не имели от слова совсем.
    Если метрополия начинает содействовать техническому развитию в своей колонии, это лишь означает, что эффективность колониального грабежа и эксплуатации местных ресурсов будет повышена. Что весьма актуально в виду предстоящей новой войны и передела мира.
  15. +1
    16 июня 2024 02:07
    Ну, испанцы, англичане и прочие европейцы много куда цивилизациию заносили. И обходились эти плоды цивилизации коренным народам обычно весьма дорогой ценой. Не стоило бы автору играть с Окнами Овертона.
  16. 0
    16 июня 2024 21:04
    Цитата: Алексей 1970
    А чего автору так не даёт покоя Корея окупированная Японией и принесшая "блага цивилизации"? Не первая статья ведь уже. Или память совсем отшибло и не помнит за что судили японских цивилизаторов в Хабаровске? И как вообще редакция ВО пропускает подобное, за такую популяризацию запросто можно на намотаться на статью 20.3 КоАП РФ. Может подумать хорошо, прежде чем такую гадость публиковать, а?

    Не желаете ли попробовать себя в жанре политического доноса? Или вам это уже привычное дело?