Чёрные дни японского флота

15 311 49
Чёрные дни японского флота


Общая ситуация


Последствия поражения русских войск на реке Ялу и гибели адмирала Макарова были огромными (Трагедия русского флота: гибель адмирала Макарова и «Петропавловска»Поражение Русской армии на реке Ялу). 1-я императорская армия под командованием генерала Куроки оказалась на маньчжурском берегу реки Ялу и получила операционный простор для своего дальнейшего наступления к Квантуну. Путь в Южную Маньчжурию был расчищен. Стратегическая инициатива в войне полностью перешла к японскому командованию. Теперь почти всё южное побережье Ляодунского полуострова было свободно для высадки японских десантов.



Война развивалась по сценарию японского военно-политического руководства. Японское командование ещё до начала войны планировало высадку войск на восточном берегу Ляодунского полуострова, у города Бицзыво. Японцы хорошо знали эти места, так как уже высаживались здесь во время войны с Китаем.

К 17 апреля 2-я армия барона Оку в составе 1-й, 3-й и 4-й пехотных дивизий, отдельной артиллерийской бригады (всего около 40 тыс. человек при 200 орудиях и 48 пулеметах) была погружена в корейском порту Цинампо на 83 транспорта.

Высадка армии у Бицзыво прошла без проблем. Командование Порт-Артурской эскадры не осмелилось выйти в море и помешать противнику («Они будут достойны наказания»).

Вслед за 2-й армией с моря на Ляодунское побережье стали высаживать 3-ю армию генерала Ноги, которая была сформирована специально для осады Порт-Артура. Десантирование и развертывание 3-й армии прикрыла 2-я армия. Одновременно западнее устья реки Ялу в порту Дагушань (Такушань) начали десантирование 4-й армии под командованием генерала Нодзу (Ноцу).


Минный заградитель «Амур»

«Не подвергать риску»


При переходе Желтым морем к Ляодунскому полуострову японские десантные армады с десятками тысяч солдат, сотнями орудий и многими тоннами военных грузов и оборудования не встретили абсолютно никакого противодействия русского Тихоокеанского флота. Гибель Макарова почти полностью парализовала деятельность Порт-Артурской эскадры.

Вице-адмирал Хейхатиро Того серьёзно опасался действий легких сил русской эскадры – отрядов быстроходных миноносцев и крейсеров. Того боялся, что миноносные силы Русского флота нанесут удар по транспортным конвоям. Для более тесной блокады Порт-Артура он перевёл броненосный Соединенный флот на острова Эллиот.

Японцы установили более тесную морскую блокаду Порт-Артура и провели третью операцию по блокированию Русского флота с помощью старых судов, забитых камнями и цементом. Операция началась в ночь на 3 мая. Русские засекли противника и с помощью береговой и корабельной артиллерии потопили практически все японские брандеры. Японцы снова не смогли блокировать русские корабли.

Опасения японского командования оказались излишними. Контр-адмирал В. К. Витгефт и главнокомандующий на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев (он сбежит из Порт-Артура при угрозе его блокады с суши) и не помышляли об активных действиях в открытом море. Алексеев переключил все силы флота на оборону. Были усилены средства по охране рейда, организовано траление мин, с кораблей на береговые укрепления начали передавать орудия и пулеметы и т. д. Всё это привело к падению боевого духа моряков, на флоте царили растерянность и уныние. Флот не выходил в море даже с ограниченными целями.

Когда 4 мая поступило известие о появлении японских десантных сил в районе Бицзыво, адмирал Алексеев поспешил покинуть Порт-Артур и передал команду эскадрой начальнику своего походного штаба контр-адмиралу Витгефту. При этом он дал ему указание не предпринимать активных действий флота, ограничившись поисками крейсеров и миноносцев, при этом «не подвергая их риску». После отъезда Алексеева Витгефт провел несколько совещаний.

Адмирал-«чиновник» с первых же дней отказался от принципа единоначалия и ввел в систему коллегиальности – все решения принимали голосованием, на которых пассивная тактика флота была окончательно утверждена. Нерешительность охватила командиров большинства кораблей. Даже миноносцы решили держать во внутренней гавани и беречь. В район Бицзыво корабли решили не посылать, найдя множество оправданий – от блокирующего флота противника, мин и дальности расстояния до плохого состояния кораблей и отсутствия уверенности, что высадке десанта можно помешать.

Также продолжили усиливать оборону крепости за счёт корабельной артиллерии. Началось систематическое разоружение кораблей. Флот быстро терял боеспособность. 8 мая на общем совещании флотских и сухопутных начальников генерал-лейтенант Стессель принял общее решение: «…флоту надлежит всеми силами содействовать сухопутной обороне как людьми, так и вооружением, ни в коем случае не останавливаясь на полумерах».

Русский адмирал Николай фон Эссен дал верную характеристику Витгефту:

«Теперь уже покойный адмирал Вильгельм Карлович Витгефт был честнейшим и благонамереннейшим человеком, неутомимый работник, но, к сожалению, работа его всегда была бестолковой, и всегда все его распоряжения вели ко всякого рода недоразумениям и даже несчастиям. Прослужив уже много лет во флоте, адмирал Витгефт не был вовсе моряком, а тем более военным человеком.

В детстве, как он сам рассказывал, отец предназначал его к миссионерской деятельности, и, пожалуй, к этому он был бы более способен, чем к морской службе, так как ему нельзя было отказать в обладании даром слова и пером. В морскую службу Витгефт попал как бы по недоразумению, и все прохождение им службы было каким-то сплошным недоразумением…

Среди личного состава флота адмирал Витгефт не пользовался симпатией. Напротив, к нему относились с недоверием и даже враждебно. Все знали, что только благодаря упрямству и недомыслию Витгефта не были своевременно предупреждены и отозваны наши стационеры в Корее и Шанхае, и мы с началом войны таким образом потеряли «Варяг» и «Кореец» и лишились участия в войне «Манджура» (стационер в Шанхае), а также потеряли транспорт с боевыми и другими запасами («Манджурия»), шедший в Артур перед началом войны и забранный японским крейсером.

Витгефт, упорно отрицая возможность объявления войны, ничего не сделал, чтобы своевременно отозвать стационеров и предупредить транспорт о политическом положении дел.

Наконец, несчастная для нас атака японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января также отчасти может быть отнесена к вине адмирала Витгефта».



Командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой, контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт (1847–1904). Погиб 28 июля на броненосце «Цесаревич» при попытке прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток.

Чёрные дни для Японии


Наблюдательные посты Золотой горы и Ляотешана с конца апреля систематически отмечали движение кораблей неприятеля, нёсших блокадную службу в море, в 10–11 милях от Порт-Артура. При этом офицерами эскадры было замечено, что японский отряд ходит постоянно одним и тем же маршрутом.

В конце апреля 1904 года командир минного заградителя «Амур» Ф. Н. Иванов предложил осуществить минную постановку на пути японских кораблей, в 11 милях от крепости. Витгефт разрешил установку заграждения, но в 8 милях от Порт-Артура. Пользуясь плохой видимостью, 1 (14) мая Ф. Н. Иванов произвёл постановку 50 мин, нарушив приказ и поставив заграждение в 11 милях.

2 (15) мая 1904 года 2 японских броненосца нарвались на русские мины и погибли. Соединение японских броненосцев, следуя привычным курсом, наткнулось на минное заграждение. Первым в 9 часов 55 минут подорвался флагманский броненосец отряда «Хацусэ» («Хатсусе») с адмиралом Насиба на капитанском мостике. Русская мина, которая взорвалась под задней частью корабля, снесла килевое устройство и повредила моторную часть. Насиба приказал остальным броненосцам изменить курс и выслать на помощь шлюпки. Заработали помпы, откачивая воду, матросы бросилась вязать плоты.


Гибель броненосца «Ясима», 2 (15) мая 1904

Броненосец «Ясима» направился к «Хацусэ» для буксировки, но сам подорвался на мине и потерял ход. Почти одновременно взорвалась вторая мина под «Хацусэ» – была снесена мачта и дымовые трубы. Через минуту бронированный гигант погрузился в воды Жёлтого моря. Спасли только 300 из 800 человек экипажа.

«Ясиму» через некоторое время отбуксировал броненосец «Сикисима», и корабли повернули назад. Адмирал Витгефт с запозданием направил эсминцы, чтобы развить успех, но было поздно.

В 5 часов вечера капитан «Ясимы» Сакамото сигнализировал, что спасти корабль нельзя. Экипаж покинул корабль. Вскоре после 8 часов вечера корабль затонул. «Ясима» затонула довольно далеко от берега, а русских кораблей поблизости не было, японцы засекретили факт её гибели. Однако информация о потере броненосца все же просочилась в прессу, но точных данных на этот счёт не имелось.

В итоге у адмирала Того оставалось всего четыре эскадренных броненосца 1-го класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их оставалось шесть.

При этом японцы понесли новые потери. В ночь на 15 мая 1904 года японский бронепалубный крейсер 2-го класса «Ёсино», возвращаясь на базу в густом тумане, был протаранен броненосным крейсером 1-го ранга «Касуга» близ мыса Шантунг, после чего быстро перевернулся и затонул неподалёку от островов Эллиота вместе с большею частью команды. Во время этой катастрофы погибло 32 офицера и 300 нижних чинов. «Касуга» получил значительные повреждения, и его отправили на ремонт.

Потери японцев в мае не ограничились гибелью этих кораблей. 12 мая и 14 мая на минах погибли миноносец и авизо (небольшой корабль, который служит в целях разведки и связи). 16 мая канонерская лодка «Агаки» протаранила и потопила канонерку «Осима». 17 мая на русских минах подорвался и утонул минный истребитель «Акацуки», половина экипажа погибла.

Эти дни были названы чёрными для японского флота.

За сравнительно короткое время японский флот понес большие потери, как от поражения в морском сражении: 7 кораблей (водоизмещение 25 тыс. тонн), 1 тыс. моряков, 160 орудий. Как оценивали сами японцы, потеря двух первоклассных эскадренных броненосцев оценивалась ими как две дивизии (20 тыс. солдат). Ходили слухи, что русские применили подводные лодки.


«Хацусэ» (также используются транскрипции «Хатсусе», «Хацусе», дословно переводится как «быстрое, стремительное течение») – эскадренный броненосец Японского императорского флота (однотипный с «Сикисимой»), погибший в Русско-японской войне. Назван в честь древней столицы Японии Хацусэ (сейчас город Хасэ в префектуре Нара).

Ожил Владивосток. Русские крейсера бороздили Японское море, топя японские и прочие суда с грузами для Японии. Японская империя теряла крупповские осадные орудия, предназначенные для захвата Порт-Артура, локомотивы, орудия береговой обороны, прочее оружие и оборудование.

Японский флот был серьёзно ослаблен. Только воспользоваться этим было некому.

Командование Порт-Артурской эскадры не использовало удачный момент для удара по японцам или просто прорыва во Владивосток. Не было адмирала подобного Макарову. Витгефт проводил коллегиальные совещания и продолжал разоружать флот. С началом осады Порт-Артура с суши 1-я Тихоокеанская эскадра оказалась под угрозой полной гибели или сдачи.


«Ёсино» – японский бронепалубный крейсер 2-го класса. Название крейсера происходит от императорской резиденции и горы Йосино.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    16 июня 2024 06:26
    Русская мина, которая взорвалась под задней частью корабля, снесла килевое устройство и повредила моторную часть.

    Пока переписывается википедия, еще более менее, но попытки "внести свою лепту" в текст википедии заканчиваются появлением у броненосцев загадочных "килевых устройств" и "моторных частей".
    В реальности мина повредила перо руля и рулевую машину, вследствие чего корабль потерял управление. Кроме того, повреждение гельмпорта вызвало затопление кормовых отсеков.
    Почти одновременно взорвалась вторая мина под «Хацусэ» – была снесена мачта и дымовые трубы

    Якорная мина образца 1905 года имела заряд 56-64 кг пироксилина. Даже если бы она взорвалась на палубе, снести трубы и мачту корабля водоизмещением 15 000 такой мине не по силам. В реальности вторая мина вызвала детонацию погребов кормовой башни.
    1. погубит нас всеобщая грамотность :-))) в сети столько развелось "публицистов" и "историков" что диву даешься :-) давно было известно о детонации боезапаса - но для Самсонова это ваше сообщение будет откровением :-)
      1. +9
        16 июня 2024 11:56
        но для Самсонова это ваше сообщение будет откровением :-)

        Не будет. Он не читает комментарии. Токующий глухарь.
        1. +2
          16 июня 2024 14:26
          Хорошим вариантом было бы, чтобы там где список статей, сразу был бы виден автор, чтобы не заглядывать в статью данного "публициста". В лучшем случае ничего нового, переписанная википедия, в худшем - в переписанной вики вкрапления бестолковой отсебятины.
  2. +12
    16 июня 2024 07:29
    Только мне ход СВО в исполнении некоторых командиров и начальников чем-то напоминает оборону Порт-Артура?
    1. +1
      16 июня 2024 14:27
      Примите участие, научите их: как....
      1. -1
        16 июня 2024 15:54
        Милейший, посоветуйте им военную историю изучить.
        1. 0
          16 июня 2024 21:31
          Мне то сие зачем, я их не критикую. Меня и так устраивает))) Недовольство выражате Вы, Вам и советовать.
          1. -2
            17 июня 2024 07:11
            Далеко от Белгорода сидите.
  3. +8
    16 июня 2024 07:37
    Наконец, несчастная для нас атака японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января также отчасти может быть отнесена к вине адмирала Витгефта».

    Ну вот, оказывается адмирал Витгефт виноват во все бедах флота, не будь его мы бы "показали" японцам.
    1. +1
      16 июня 2024 11:37
      Виноват бездарный император Николай Второй . История уже вынесла ему приговор.
  4. -1
    16 июня 2024 08:56

    В итоге у адмирала Того оставалось всего четыре эскадренных броненосца 1-го класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их оставалось шесть.

    У Того оставалось 9 кораблей для эскадренного боя. Это были 4 броненосца и 5 броненосных крейсеров. У нашего флота 6 броненосцев и 1 броненосный крейсер "Баян", не предназначенный для эскадренного боя.
    1. вообще-то у Того было ШЕСТЬ новых броненосных крейсеров и еще ДВА броненосных крейсера купленных в Италии ... у нас во Владивостоке было ТРИ броненосных крейсера
      1. +5
        16 июня 2024 12:04
        Строго говоря, у японцев имелось 4 броненосца и 4 броненосных крейсера у ПА. Еще 4 Камимуры сторожили ВОК.
        1. +1
          16 июня 2024 20:04
          Да, Вы более точны по району Порт-Артура. Там было 6 против 4+4.
          Я имел в виду соотношение сил только у Порт-Артура. Таким образом ситуацию описывает автор. При этом автор не стал учитывать отряды ВОК и Камимуры.
          Да, в целом на театре боевых действий было 6+3 против 4+8 в двух группировках.
    2. 0
      16 июня 2024 14:30
      А какие именно 5 крейсеров у японцев, можно поимённо?
    3. 0
      17 июня 2024 03:54
      А если посчитать реально в строю на тот момент, то вообще почти ничего.
  5. +3
    16 июня 2024 15:29
    Коллеги, добрый день.
    Когда, прочла заголовок и запустила.[
    Нет,"Андрея из Челябинска" у него ВСЕ материалы были хорошие..
    Кто -то из коллег, обещал: рассказывать о флоте, но...
    Специалисты,по стрелковому оружию есть:для Костя, Николаевич, Влад 1, давал интересные комедии ..
    Виктор Николаевич,"Конь,людавед* Вячеслав Олегович,а по флоту....Увы
  6. 0
    16 июня 2024 17:38
    Главное, отсутствовало единое командование всех Императорских сил в Манчжурии – командование сухопутных сил и флота не только не координировало действия по обороне Маньчжурии, но были в контрах меж собой.
    Японский флот превосходил Тихоокеанскую эскадру по численности, качественному составу, тыловому обеспечению и командованию.
    Господство Японского флота предопределило военную инициативу, а Тихоокеанская эскадра оказалась фактически заперта в Артуре, коптила небо стоя на внутреннем рейде под защитой береговых батарей и не помышляла об активных действиях в ожидании прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры.
    За потерей Мукдена и Дальнего Артур оказался не токмо в морской но и в сухопутной блокаде. Приближение подмоги в лице 2-й Тихоокеанской эскадры ускорило японский штурм Артура и его падение, что самым негативным образом повлияло и на судьбу 2-й эскадры, которая совершив кругосветный круиз и не дойдя до Владивостока несколько сотен морских миль вынуждена была с ходу вступить в бой с Японским флотом в Цусимском проливе.
    В результате Империя лишилась военного флота на Тихом Океане и владений в Китае, ужо не говоря об островах Курильской гряды и Сахалине.
    1. 0
      17 июня 2024 12:46
      Цитата: Jacques Sekavar
      Тихоокеанская эскадра оказалась фактически заперта в Артуре, коптила небо стоя на внутреннем рейде под защитой береговых батарей и не помышляла об активных действиях в ожидании прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры.


      После боя в Желтом море она была небоеспособна. А до боя вполне действовала активно.
      1. +2
        17 июня 2024 14:59
        Цитата: С.З.
        После боя в Желтом море она была небоеспособна

        Ну почему же? Корабли починили за месяц.
        Цитата: С.З.
        А до боя вполне действовала активно.

        К сожалению, и если не считать отдельных кораблей, активными ее действия счесть ну вот совсем никак невозможно
        1. 0
          17 июня 2024 16:35
          "Ну почему же? Корабли починили за месяц."

          Те, которые остались :) И без того более слабая, чем противник, эскадра с потерей одного скоростного броненосца становилась уж совсем неспособной к эскадренному бою с японцами. Часть крейсеров и миноносцев интернировалась - воевать было и не кем.

          Цитата: Андрей из Челябинска
          К сожалению, и если не считать отдельных кораблей, активными ее действия счесть ну вот совсем никак невозможно


          Однако Макаров погиб именно во время попытки вывести эскадру на бой. Так что особых перспектив не было.

          По идее, крепость должна была защищать флот, а не наоборот. Впрочем, не удалось ничего из этого.
          1. 0
            17 июня 2024 17:03
            Цитата: С.З.
            Однако Макаров погиб именно во время попытки вывести эскадру на бой.

            Ну вот как раз с гибелью Макарова и начал период пассивности.
            После боя в ЖМ он только продолжился. Такае впечатление, что у большинства командиров кораблей руки опустились. Начальство пыталось назначить инициативного командующего, но у Вирена с появлением орлов на эполетах вся инициатива разом закончилась
          2. +1
            17 июня 2024 17:21
            Цитата: С.З.
            Те, которые остались :) И без того более слабая, чем противник, эскадра с потерей одного скоростного броненосца становилась уж совсем неспособной к эскадренному бою с японцами.

            Как раз наоборот. 1ТОЭ лишилась одного броненосца, но японцы потеряли 5 орудий калибром 305-мм из имевшихся 16 из-за разрывов в стволах. Так что в целом потери японцев по огневой производительности превысили наши.
            Цитата: С.З.
            Часть крейсеров и миноносцев интернировалась - воевать было и не кем.

            Давайте откровенно - ни наши крейсера, ни миноносцы в ЖМ ничего не сделали. Оставшиеся легкие силы могли обеспечить выход броненосцев в море, а большего от них и не требовалось.
            Цитата: С.З.
            Однако Макаров погиб именно во время попытки вывести эскадру на бой.

            Так то - Макаров. Один месяц эскадра вела себя активно, а до него и после - все.
            Цитата: С.З.
            По идее, крепость должна была защищать флот, а не наоборот.

            Вообще-то именно флот должен был защищать крепость:))))
            1. 0
              18 июня 2024 08:02
              "Как раз наоборот. 1ТОЭ лишилась одного броненосца, но японцы потеряли 5 орудий калибром 305-мм из имевшихся 16 из-за разрывов в стволах. Так что в целом потери японцев по огневой производительности превысили наши."

              1. Они это восстановили довольно быстро.
              2. Вся активность нашей эскадры заключалась в попытке уйти во Владивосток, а Того нас не выпускал.

              "Давайте откровенно - ни наши крейсера, ни миноносцы в ЖМ ничего не сделали."
              1. Крейсеры имели попадания, в некоторые моменты боя расстояние было минимальным, ведь дошло почти до тарана. Роли не сыграли, но могли.
              2. Мы потеряли еще и Цесаревич, который интернировался.

              "Вообще-то именно флот должен был защищать крепость:))))"

              Насколько я понимаю, ценность Артура - как раз военно-морская база для флота. Когда командование поняло, что база может быть потеряна при атаках с суши (так и произошло) было принято решение эвакуировать флот. До этого флот бездействовал, так как у него и задачи-то самостоятельной не было.

              Флот Японии не мог захватить или уничтожить крепость. Он мог только уничтожить корабли - так и произошло.
              1. +1
                18 июня 2024 08:25
                Цитата: С.З.
                Они это восстановили довольно быстро

                Они это восстановили только после гибели 1ТОЭ и восстановительного ремонта в Японии. А пока 1ТОЭ была в силах, сидели на Эллиотах без пяти орудий ГК.
                Цитата: С.З.
                Крейсеры имели попадания, в некоторые моменты боя расстояние было минимальным, ведь дошло почти до тарана.

                Цитата: С.З.
                Мы потеряли еще и Цесаревич, который интернировался.

                Тем не менее, на 5 наших броненосцах осталось 18 крупнокалиберных орудий (11 - 305 мм и 7-254-мм) против 12 японских (11-305-мм и 1-254-мм), а именно они играли основную скрипку
                Цитата: С.З.
                1. Крейсеры имели попадания, в некоторые моменты боя расстояние было минимальным, ведь дошло почти до тарана. Роли не сыграли, но могли.

                Сближались максимум на 17 кабельтов, и это был "Ретвизан", а не крейсера, последние ближе чем несколько десятков кабельтов к японским главным силам не подходили. Шестидюймовки крейсеров в любом случае японским броненосцам что слону дробина. Были бы хорошие фугасы - да, другое дело, но их не было
                Цитата: С.З.
                До этого флот бездействовал, так как у него и задачи-то самостоятельной не было.

                У флота была самостоятельная задача - нанесение поражения японскому флоту в генсражении, завоевание моря и прерывание поставок войск и оружия на континент, после чего война с Японией была бы окончена.
                Однако решить данную задачу в отсутствие 2 броненосцев выведенных из строя в самом начале войны было невозможно. Поэтому даже Макаров не собирался давать генерального, пока Ретвизан и Цесаревич в строй не войдут.
                А затем - не осталось командующих, да и Порт-Артур попал в осаду, вот и решили с боем прорываться во Владивосток, а оттуда, при подходе 2ТОЭ давать "последний и решительный"
          3. +1
            20 июня 2024 15:48
            это самое пагубное что можно было придумать, вытекшее со времен Крымской войны, флот должен завоевывать господство в море, а не быть защищаемым крепостью! тем более в каком состоянии был Порт-Артур как крепость и говорить не приходится, так пост для загрузки угля, кой какого ремонта, без полноценного дока, с малой глубиной бухты, и проблемами входа и выхода из него... к тому же легко берущийся в осаду с суши...:) как не раз отмечалось рыба, а наверное змей многоголовый имперской машины управления, потому как много голов было и тянули каждая в свою сторону подобно героям басни, гниет с головы... и безусловно безынициативность подавляющего большинства офицерского состава флота, и сплоченности, каждый сам за себя... продукты "государственной системы" своего времени... "потому как буйных мало" - вот и не было вожаков... как то так.
    2. мадмуазель - изучите лучше сначала фактологию периода русско-японской войны 1904-05 гг. ... а пока вы пишете тут ахинею ... ам соррии
  7. +1
    16 июня 2024 20:09
    Слишком часто на сайте попадаются терминологические, исторические и прочие несуразицы... неужели никаких способов уменьшить их количество нет? Так скоро ВО превратится в Мурзилку...
    1. ВО - сайт ура-патриотический и очень лояльный властям ... но увы, гле лояльность - там и сборище людей неумных и малообразованных ... не все, конечно, такие.
      1. 0
        17 июня 2024 17:49
        еще в детстве запомнилось: "Образование - это то, что останется, когда забудется все выученное".
        Удивлялся парадоксу: ведь если все забыл - значит балбес? А вот теперь понимаю - учили нас хорошо, даже забыв все выученное - дураком не становишься. Ну или не совсем дураком good
        Тогда это относили к Максу Планку, сегодня уже есть варианты hi
  8. -1
    17 июня 2024 02:44
    Те дни для русского флота были гораздо более черными. В море было почти некого выпустить.
    А что уж там нахулиганили Владивостокские крейсера и вспомнить смешно. Даже история с гаубицами не сегодняшний день под большим-большим вопросом.
    1. владивостокский отряд крейсеров единственный который сохранил боеспособность, потерял только "Рюрика" и как единое целое вернулся на Балтику
      1. -3
        18 июня 2024 02:40
        Ну, да. Эскадра доблестно побила себя о камни и простояла в захолустье войну. Смело сохранив себя.
        Вообще говоря, при том командовании и подходах к войне это был самый лучший вариант.
        1. +2
          18 июня 2024 08:26
          Максим, ВОК - это единственное соединение флота в РЯВ, которое свои задачи решило полностью
          1. 0
            18 июня 2024 15:13
            Ну, уж говорить, что выполнило, я б не стал. Пыталось выполнять. И на общем фоне выглядело неплохо. На общем фоне. Но раздолбать два крейсера о камни.... Ровно половину. Потом можно и в порту постоять с чистой совестью.
            Не в укор прежним, нынешние не сильно лучше.
            1. +1
              18 июня 2024 15:29
              Цитата: MCmaximus
              Ну, уж говорить, что выполнило, я б не стал.

              И я даже догадываюсь, почему. Сравнительно малые потери японского торгового тоннажа, верно?
              Цитата: MCmaximus
              Но раздолбать два крейсера о камни...

              Первый - Богатырь, а второй?
              1. 0
                18 июня 2024 15:38
                А "Громобой" не долбили обо дно? Долбили. У себя дома.
                1. +1
                  18 июня 2024 16:33
                  Цитата: MCmaximus
                  А "Громобой" не долбили обо дно? Долбили.

                  Дело в том, что Богатырь - это действительно наше разгильдяйство, от которого крейсер увалился на всю войну в ремонт.
                  А вот с "Громобоем" - неизбежные на море случайности, он стукнулся об необвехованную скалу (одна такая была) и это вряд ли можно вменить в вину его командиру или Иессену. Что еще более важно, "Громобой" вышел из строя зимой и сравнительно ненадолго - с октября по февраль, если мой склероз мне не врет. В любом случае, задолго до подхода 2ТОЭ он и Россия были в строю. Поэтому говорить, что он
                  Цитата: MCmaximus
                  побила себя о камни и простояла в захолустье войну.

                  Немножко совсем несправедливо.
                  Но Вы не ответили на мой первый вопрос, когда я пытался догадаться, почему по Вашему ВОК не выполнил своих задач
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  И я даже догадываюсь, почему. Сравнительно малые потери японского торгового тоннажа, верно?

                  Могу перефразировать. Почему Вы недовольны действиями ВОК-а, и что он должен был совершить, чтобы Вы сочли его задачи выполненными?
                  1. -2
                    19 июня 2024 09:15
                    Да. И смехотворные потери тоннажа тоже. Не знаю, этот тоннаж стоил сожженного угля или нет? Дельное, на первый взгляд, выделение крейсерского отряда, привело почти к нулевому результату. Оно и понятно. Японское море: там Камимура сотоварищщи. А все остальное - задворки. Катание на крейсерах за Японией бессмысленно.
                    Но ВОК хоть как-то действовал. И то...
                    Вообще, слабоумие власти поражает. Не имея нормально развитого ДВ и транспортной связи с центром, раззадоривать японцев или кого бы то ни было было большой глупостью.
                    1. +2
                      19 июня 2024 11:29
                      Цитата: MCmaximus
                      Да. И смехотворные потери тоннажа тоже.

                      Задача ВОК - отнюдь не успешные крейсерские действия. Задача ВОК - крейсерские действия достаточной интенсивности, чтобы оттянуть на себя превосходящие силы противника и сохранение боеспособности до момента генсражения. Именно эта задача и была ВОК решена, причем - решена блестяще.
                      Того был вынужден лишить себя 4 броненосных крейсеров и кучи бронепалубных, что серьезно ослабляло его у ПА и делала сосредоточенные там главные русские и японские силы если не равными, то хотя бы сопоставимыми.
                      ВОК оттянул на себя 4 БРКР, и они не участвовали в сражении в ЖМ. Но при этом ВОК не попался Камимуре и сохранил свои 3 БРКР в целости и сохранности (упрек в потере Богатыря справедлив, да. Но даже с этим они свою задачу выполнили).
                      К моменту, когда стало необходимо поддержать прорывающуюся во Владивосток 1ТОЭ - ВОК был полностью готов и боеспособен. Он вышел встречать 1ТОЭ полным составом. И не вина ВОК, что ему поставили задачу несвоевременно и что 1ТОЭ не прорвалась никуда. Свою часть плана ВОК исполнил, сунув голову в пасть противнику. Естественно, был перехвачен и сражался с много превосходящим противником (1 старый и 2 новых крейсера против 4 новейших с бортовым залпом в 6*203-мм против 16*203-мм), но потерял только "Рюрика".
                      1. -3
                        19 июня 2024 11:51
                        Отвлекли они силы. Да. Но помогло это русским? Абсолютно нет. Японцы справились и без Камимуры. Камимура еще по Владивостоку пострелял.
                        Один хороший момент. Три крейсера остались после войны. В Порт-Артуре они бы и погибли.
                      2. +2
                        19 июня 2024 12:33
                        Цитата: MCmaximus
                        Отвлекли они силы. Да. Но помогло это русским? Абсолютно нет.

                        Однако ВОК свои задачи выполнил. Все-таки то, что другие соединения флота не сумели справиться со стоящими перед ними задачами, ВОК-у ставить в упрек нельзя.
                      3. -3
                        19 июня 2024 16:13
                        Да. Задачи выполнила. Только задачи были д у р а ц ки е. Они просто ничему не соответствовали. Что время и показало. Я считаю, что к тому времени надо подходить, как к историческому уроку. Не пытаясь объяснить, почему что-то там планировали. И этим самым, как бы, оправдывая тогдашних деятелей.
                        Война показала, что с просто храбрым и отчаянным противником это все не сработало. Это уже история. История катастрофы.
                        Надо просто разложить по полочкам: это было правильно и удачно, а вот это плохо. Хорошего в выделении ВОК было то, что мы в итоге не лишились 3-х крейсеров. Всë.
                        Впрочем, японцам эти крейсера во Владике были тем же самым, что и на Балтике. Далеко и бессмысленно. Что есть, что нет.
                      4. +2
                        19 июня 2024 16:41
                        Цитата: MCmaximus
                        Только задачи были д у р а ц ки е. Они просто ничему не соответствовали.

                        Задачи как раз были абсолютно адекватные. Никаких иных задач ВОК выполнить и не мог.
                        Цитата: MCmaximus
                        Я считаю, что к тому времени надо подходить, как к историческому уроку.

                        Но Вы этого не делаете. С Вашей логикой выходит, что вермахт, например, воевал из рук вон плохо, потому что Германия потерпела поражение в ВМВ.
                        Цитата: MCmaximus
                        Не пытаясь объяснить, почему что-то там планировали. И этим самым, как бы, оправдывая тогдашних деятелей.

                        В первую очередь нужно разобраться, что планировали, зачем, было ли это правильно или нет. Затем - изучить как исполнили планируемое, что получилось и почему, а что нет.
                        Цитата: MCmaximus
                        Война показала, что с просто храбрым и отчаянным противником это все не сработало.

                        Победа японцев достигнута вовсе не благодаря одной только храбрости и отчаянности, там была куча других факторов.
                      5. 0
                        19 июня 2024 17:54
                        Вермахт воевал хорошо. А исторический урок какой? Даже практически выполнив план "Барбаросса" и уничтожив всю предвоенную Красную Армию немцы програли. И что толку от красивых операций вермахта? Поизучать в академиях - да. Но имея одни из лучших армий в истории они проиграли две мировые войны. Интересно почему?)))
                        А победа японцев достигнута прежде всего нашей глупостью и отсталостью.. А потом всем остальным.
                        Про ВОК еще раз. Задачи отряд выполнил. Но эти задачи никому были не нужны. И никак не облегчили операции 1 ТОЭ. Это вопрос планирования войны. Точнее тех фантазий, которые считались планированием. Это не только наша беда.
                      6. +2
                        19 июня 2024 18:34
                        Цитата: MCmaximus
                        И что толку от красивых операций вермахта? Поизучать в академиях - да.

                        Так не просто поизучать в академиях - немцы задали высочайший стандарт сухопутных ВС, которому пришлось учиться потом, болью и кровью. Причем стандарт и на стратегическом, и на оперативном, и на тактическом уровнях.
                        А проиграли они по одной-единственной причине - вермахт погнали достигать цели, заведомо превосходящие его возможности. Война - продолжение политики другими средствами, и проигрыш вермахта - следствие политических ошибок.
                        Цитата: MCmaximus
                        А победа японцев достигнута прежде всего нашей глупостью и отсталостью..

                        Вот только чьей именно?
                        Моряки правильно оценили готовность Японии к войне - конец 1903 г. Но товарищ министр финансов продавил 1905-ый год, отчего к моменту японской атаки 1ТОЭ оказалась сильно слабее неприятеля. Адмиралы и это понимали, и видели, что поставив в линию 7 броненосцев, из которых 2 - "полукрейсеры" "Пересвет" и "Победа", и 3 броненосных рейдера невозможно рассчитывать на успех в бою против 6+6 Объединенного флота. Выделение ВОК сводило противостояние 7 против 6+2, что уже было вполне приемлемо. То есть - опять стратегия верная. Были у нас шансы в таком бою, если бы он состоялся весной 1904 г? Да, были, японцы в первом бою главных сил у ПА ничего сверхординарного не показали. Старк, командир 1ТОЭ понимал опасность внешнего рейда? Понимал, но был послан на три буквы наместником Алексеевым - кого винить за повреждение 2 новейших ЭБР? Благодаря именинам Алексеева 1ТОЭ и учебные стрельбы 1903 г закончить в полном объеме не смогла - к морякам вопрос? Не думаю.
                        Мы все любим ругать Морское министерство за медлительность и косность, но кораблестроение в России в 1890-е годы развивалось в темпах, которым и СССР позавидовал бы.
                        В общем, когда начинаешь анализировать всерьез, то понимаешь - нет, не были наши предки какими-то глупыми или отсталыми. Многое сделали правильно, в чем-то ошибались, а кто не ошибается? Х.Того, который сперва мастерски подловил Макарова с помощюи минной постановки, а потом умудрился по тому же самому сценарию просохатить 2 своих броненосца? Мы себе волосы рвем про Боярин, а японцы от большого ума Иосино утопили, Касугой его протаранив?
                      7. +1
                        20 июня 2024 11:54
                        По идее у русских должно было быть 8 (12) кораблей цесаревич, ретвизан, победа, пересвет, ослябя, полтава, севастополь и петропавловск (+ баян, рюрик, россия и громобой). Так что силы вроде равные - 20 305мм, 12 254мм и 8 203мм против 24 305мм и 24 203мм; у русских перевес в главных калибрах, у японцев - средняя арта
                        На то что ослябя не успеет (повредит днище) а японцы еще 2 кр купят - это вне расчетов.
                      8. 0
                        20 июня 2024 12:42
                        Вы сами и поотвечали на некоторые вопросы.