Ромейский император Цимисхий против киевского князя Святослава

34
Ромейский император Цимисхий против киевского князя Святослава
Реконструкция лица Цимисхия на шёлковом византийском гобелене, привезённом в XII веке из Константинополя епископом Гюнтером Бамбергским


В предыдущей статье было рассказано о происхождении и молодости Иоанна Цимисхия и обстоятельствах его восшествия на престол. Сегодня мы продолжим этот рассказ.



Взойдя на престол, Иоанн обнаружил, что дела в империи, мягко говоря, не слишком блестящи. Третий год подряд в стране собирались плохие урожаи. Арабы готовились к новой войне, в которой рассчитывали вернуть потерянные города и земли. А на севере неожиданно появился новый грозный противник – молодой киевский князь Святослав.

Опрометчивое решение Никифора Фоки


Как это часто бывает, ромеи сами призвали на помощь будущего врага. Святослав, по их мысли, должен был ударить по болгарам, которые тогда получали с ромеев дань. В 966 году Никифор Фока решил покончить с этим и, чтобы связать болгарам руки войной, для найма новых союзников направил в Киев патрикия Калокира – сына стратига Херсонеса. Кавлокир привёз довольно большую сумму в золоте – 15 кентинариев, то есть 108 тысяч монет. Однако посланец Никифора «перевыполнил» поручение – он побратался со Святославом и, похоже, договорился с ним о небескорыстной помощи в захвате Константинополя, трон которого должен был достаться Калокиру. Союзниками русского князя выступили также венгры и некоторые печенежские племена.

Начало войны


Святослав подошёл к устью Дуная, где разгромил армию выступивших против него болгар, после чего завладел многими крепостями. Новые земли ему понравились – настолько, что, если верить сообщению летописца, он тогда заявил:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы.»

Некоторая часть болгар вступила в соглашение со Святославом, другие искали помощи у ромеев. Цимисхий попытался договориться, однако успехов его послы не добились. После этого Иоанн и Святослав обменялись письмами с угрозами. Император писал:

«Если вы сами не уйдете из страны, то мы изгоним вас из нее против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, – ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи.»

Святослав ответил:

«Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну – мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами.»

Константинополь охватила тревога. Характерна обращённая к Никифору Фоке эпитафия, которую весной 970 года написал Иоанн Геометр. В ней он призывал убитого императора восстать из гроба и защитить столицу либо принять в свою могилу всех её жителей.

Однако Цимисхий также был очень хорошим полководцем. Готовясь к решающим сражениям с пришельцами с севера, он, в частности, создал новый гвардейский отряд из 500 тяжеловооруженных всадников (катафрактов), который получил название «Бессмертные» (возможно, по аналогии с подобным подразделением персидского царя Дария). В этот отряд попали лучшие воины, которые получили доспехи, украшенные золотом и серебром – их латы буквально сияли на солнце, что производило большое впечатление и на врагов, и на самих ромеев. Во Фракии собирали войска два опытных полководца – магистр Варда Склир и патрикий Пётр. На востоке в это время руководил оставшимися войсками патрикий Николай.

Уже в 970 году произошли первые столкновения русских и ромеев. Вначале Пётр сумел нанести поражение передовым отрядам Святослава, но затем его армия потерпела сокрушительное поражение. Имя этого патриция больше нигде не упоминается – возможно, он погиб в бою.


Б. Чориков. Святослав в битве с греками у Адрианополя

Другой отряд русов у Аркадиополя вступил в бой с войском Варды Склира. В византийских источниках имеется описание этой битвы:

«Варда разделил фалангу на три части и одной из них приказал следовать прямо за ним в центре, а двум другим – скрыться в стороне, в лесах, и выскочить из засады, как только они услышат трубный звук, призывающий к бою... С обеих сторон гибли храбрейшие воины. И тут, говорят, какой-то скиф, кичась своей силой и могучестью тела, вырвался вперед из окружавшей его фаланги всадников, подскакал к Варде и ударил его мечом по шлему. Но удар был неудачным: лезвие меча, ударившись о твердь шлема, согнулось и соскользнуло в сторону. Тогда патрикий Константин, брат Варды, юноша, у которого едва пробивался пушок на подбородке, но который был огромного роста и непобедимой, непреодолимой силы, извлек меч и набросился на скифа. Тот устрашился натиска Константина и уклонился от удара, откинувшись на круп лошади. Удар пришелся по шее коня, и голова его отлетела в сторону; скиф же рухнул вместе с конем на землю и был заколот Константином... Непостоянство счастья переходило бесперечь с одной стороны на другую, Варда приказал трубить военный сбор и часто бить в тимпаны. По сему знаку поднялась спрятанная в засаде фаланга и устремилась на скифов с тыла: охваченные страхом, они стали склоняться к бегству. Однако в то время, когда отступление еще только началось, какой-то знатный скиф, превосходивший прочих воинов большим ростом и блеском доспехов, двигаясь по пространству между двумя войсками, стал возбуждать в своих соратниках мужество. К нему подскакал Варда Склир и так ударил его по голове, что меч проник до пояса; шлем не мог защитить скифа, панцирь не выдержал силы руки и разящего действия меча. Тот свалился на землю, разрубленный надвое; ромеи приободрились и огласили воздух радостными криками. Скифы пришли в ужас от этого поразительного, сверхъестественного удара; они завопили, сломали свой строй и обратились в бегство. До позднего вечера ромеи преследовали их и беспощадно истребляли.»


Преследование русских византийцами, миниатюра «Мадридской рукописи» Скилицы

Цимисхий в это время собирал войска анатолийских фем, которые пришли во Фракию весной 971 года.

Мятеж Варды Фоки


Между тем в Кесарии (современный турецкий город Кайсери) попытался поднять мятеж племянник убитого императора – Варда Фока. Михаил Пселл писал о нём:

«А был этот муж, как рассказывает историк, нравом похож на своего дядю-императора: всегда озабоченный и настороженный, он умел все предвидеть и увидеть, был искушён в военных хитростях, опытен в разного рода приступах, засадах и в открытых сражениях. В боевых же схватках он был решительней и мужественней Склира. Раненый им враг тотчас испускал дух, и одним боевым кличем приводил Варда в замешательство целую фалангу.»

Цимисхий вступил в переговоры, обещая прощение и сохранение всех владений мятежников, но Варда Фока даже не ответил на его письмо. Пришлось отзывать из Фракии Варду Склира, брат которого – тот самый Константин, был женат на сестре мятежника. Полностью доверявший Склиру император надеялся, что тот сможет договориться со своим родственником. Варда Склир отправил в неприятельский лагерь лазутчиков, которые быстро распропагандировали армию сторонников Фоки, так что у того вскоре оказалось не более 300 верных ему солдат. С ними он отправился в крепость Тиранов, в которой затем сдался на милость победителя, был пострижен в монахи и сослан на остров Хиос. А вот сопровождавшим его воинам император приказал выколоть глаза.

Продолжение войны в Болгарии


Между тем назначенный командующим на время отсутствия Склира Иоанн Куркуас (внук хорошего полководца, о котором мы говорили в предыдущей статье), ничего не предпринимал, прекратив все попытки противодействия отрядам Святослава, которые разоряли Фракию и Македонию. А император Иоанн Цимисхий всю зиму отмечал новый брак (с дочерью Константина Багрянородного Феодорой), который был заключён 3 ноября 970 года. Эта свадьба должна была укрепить позиции Иоанна как императора. В поход он выступил в апреле 971 года. Армия Святослава в это время была разделена на две части, первая из которых под командой воеводы Сфенкеля находилась в Преславе, вторая, которой командовал сам князь – в Доростоле (позже этот город получил название Силистрия). По мнению современных исследователей, силы противников были примерно равны – около 28 тысяч воинов с каждой стороны. Но, как уже отмечалось, две русские армии находились на расстоянии примерно 14 км одна от другой. При этом уверенный в своих силах Святослав не принял мер к охране проходов в Балканских горах. А ведь 160 лет назад в Вырбишском проходе, уже возвращаясь от сожжённый Плиски, окружённый болгарами, вместе со всем войском погиб император Никифор I. Своим подчинённым Цимисхий заявил:

«Я и сам знаю, что неосторожность и своевольная дерзость в сражениях приводят обычно к величайшей опасности и непоправимой беде... однако нам следует действовать решительно и как можно лучше использовать обстоятельства... пока скифы еще бездействуют и не догадываются о нашем приходе, воспользуемся удобным случаем. Победа ожидает нас после того, как мы пройдем через горные проходы. Но если они обнаружат наше намерение перейти теснины, и выстроят там свое войско против нас, дело не кончится добром, нас будет тогда ожидать ужасное бедствие, положение наше станет безвыходным. Приободритесь же духом, вспомните, что вы ромеи, которые своим оружием обращали прежде в бегство любого врага! Следуйте за мной как можно быстрее и покажите на деле свою отвагу!»

Всего за четыре дня (с 9 по 12 апреля) армия Цимисхия прошла 180 километров и вышла к столице Болгарии – городу Преслав, который был взят штурмом уже через 2 дня.


Ромеи штурмуют Преслав

Болгарский царь попал в плен, была захвачена и казна царства, погибли около 7 тысяч русских, патрикий Калокир заблаговременно бежал к Святославу с известием о подходе императорской армии.

18 апреля Цимисхий повёл войско на Доростол, где находился Святослав – и численное преимущество теперь было на стороне ромеев. Тем не менее Святослав решил не укрываться за стенами крепости, а дать сражение в поле – примерно в 18 км от Доростола. Лев Диакон пишет:

«Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой.»


Схватка русичей с византийцами на реконструкции М. Горелика

В решающий момент Цимисхий отправил в атаку катафрактов, которые смяли строй воинов Святослава, и князь вынужден был отступить к Доростолу. Ромеи, видимо, были так утомлены сражением, что не смогли организовать полноценное преследование – иначе вся армия Святослава была бы уничтожена на пути к Доростолу.

«Вознеся за победу молитвы победоносному мученику Георгию (ибо столкновение с врагами произошло в день, посвященный его памяти), император на другой день сам двинулся к Доростолу и, оказавшись там, стал укреплять лагерь.»

25 апреля началась осада Доростола, во время которой русы часто выходили из города для небольших стычек с ромеями. Между тем к Доростолу подошли ромейские боевые корабли, в том числе огнемётные дромоны, которые блокировали крепость со стороны реки.


Иоанн Цимисхий у стен Доростола. Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV в.

Скилица утверждает, что, опасаясь измены болгар, Святослав казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», а Цимисхий предложил ему решить дело поединком:

«Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет.»

Во время вылазки русов 18 июля был убит упоминавшийся выше магистр Иоанн Куркуас, которого русские из-за богатых доспехов приняли за императора. Воодушевлённый этим успехом, на следующий день Святослав вновь вывел войско за стены, но прорвать блокаду не удалось и на этот раз, зато погиб русский воевода Икмор, которого называют вторым человеком в армии. Лев Диакон описывает церемонию погребения павших русов:

«Когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили (несколько) грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.»


Генрих Семирадский. «Ночные жертвоприношения» («Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году»)

И далее:

«Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем «Описании морского берега», что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера (Азовского моря). Изгнанный скифами за свои дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами (скифского происхождения Ахиллеса) служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость.»

На совете оставшихся русских командиров, который собрался на следующий день, мнения разделились. Некоторые предлагали прорываться на кораблях, но был высокий риск, что их сожгут ромейские дромоны. И потому часть командиров настаивала на переговорах с императором. Но Святослав, как известно, решил дать ещё одно сражение, именно тогда он произнёс знаменитую фразу:

«Мертвые сраму не имут.»

В тот день погиб ромейский воин Анемас, ранее победивший Икмора:

«Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам – муж, которого никто из сверстников не мог превзойти воинскими подвигами.»

В какой-то момент казалось, что победа клонится на сторону русских – и тогда император сам возглавил атаку «бессмертных». Позже возникла легенда, что впереди этого отряда многие видели неизвестного всадника на белом коне, который был объявлен пришедшим на помощь христианам святым покровителем воинов Феодором Тироном.


Святой Федор Тирон на критской иконе XV века. Согласно апокрифу «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина», этот святой был еще и змееборцем

Русские вынуждены были отступить.

В следующей статье мы продолжим рассказ о войне Иоанна Цимисхия и Святослава, поговорим о дипломатических успехах этого императора в Италии, двух успешных походах на Восток и неожиданной смерти.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 июня 2024 05:06
    Цитата: Рыжов В. А.
    Святослав подошёл к устью Дуная, где разгромил армию выступивших против него болгар
    Вот что мне всегда было интересно в этот исторический период, так это то, что считали ли уже болгары себя славянами (они совсем недавно приняли православие) или все же пока что оставались тюрками? И на каком языке они говорили? И не было ли это давней враждой между условными потомками половцев (болгарами) и печенегами, пришедшими со Святославом?
    1. -2
      17 июня 2024 18:41
      "Славяните сиреч българите" . Разбира се че са се считали за славяни. А Русия по това време как се е определяла? Славянска или варяжка държава?
      1. +1
        17 июня 2024 20:26
        "Славяните сиреч българите" . Разбира се че са се считали за славяни. А Русия по това време как се е определяла? Славянска или варяжка държава?
        Пиши по-русски
        1. 0
          18 июня 2024 22:51
          И так понятно, что болгары уже были более славянами, чем тюрками, а вот русичи еще были больше варягами, чем славянами.
          1. +1
            19 июня 2024 05:06
            И так понятно, что болгары уже были более славянами, чем тюрками
            По каким признакам это понятно?
  2. -1
    17 июня 2024 08:10
    Большое спасибо Автору, за интересный рассказ.

    Судя по цитатам, Святослав имел определенное чувство юмора и безмерное чувство превосходства.
    1. 0
      17 июня 2024 08:37
      Все эти цитаты выдуманны хронистами, а скорее взяты из каких либо античных произведений.
      1. vet
        +2
        17 июня 2024 08:57
        А античные авторы взяли эти цитаты из наскальных надписей неандертальцев?
        1. +2
          17 июня 2024 09:10
          Нет те сами сочиняли им риторику преподавали, а в средневековье шиком считалось целую книгу написать из цитат.
          Описание Святослава у Льва Дьякона один в один как Атилла у Приска Панийского.
          1. vet
            0
            17 июня 2024 09:24
            Ну, так и в СССР обязательным было вставлять цитаты "классиков марксизма-ленинизма". Но, если тот же Лев Диакон, вставлял не абы какие, а подходящие (близкие по смыслу к его труду) цитаты Приска, то ничего страшного.
            1. +1
              17 июня 2024 09:27
              Я не говорю плохо это или хорошо, хотя лучше бы настоящие названия племён и земель давали, а не всяких тавроскифов
              1. +1
                18 июня 2024 18:52
                Цитата: Cartalon
                настоящие названия племён и земель давали, а не всяких тавроскифов

                Ну так американцы и русских считают русскими,а не татарами,башкирами и прочими народностями,входящими в состав России.
  3. vet
    +1
    17 июня 2024 08:56
    Святослав явно переоценил свои силы, которые все-таки были несопоставимы с силами Империи. И был плохим политиком. Нужно было накапливать силы и ожидать удобного момента, когда во главе Византии окажется менее опытный и умелый полководец.
    1. +3
      17 июня 2024 09:25
      Ему нужно было кормить дружину, для этого надо кого то грабить, Игорь вот чужих не смог, пришлось своих.
      1. 0
        17 июня 2024 09:32
        А вот это напоминает мне современные реалии
  4. vet
    +2
    17 июня 2024 08:59
    А вот как относиться к отказу Святослава от поединка с Цимисхием? С одной стороны - вроде бы, трусость? С другой - предусмотрительность? Вдруг "нога поедет"? Или - обманут византийцы? В случае победы Цимисхия - потребуют признать поражение, в случае поражения -все равно продолжат войну?
  5. 0
    17 июня 2024 10:17
    Не упоминаю я уж о его жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое.

    Вот оно как Игорь погиб...
    1. +1
      17 июня 2024 11:54
      Вот оно как Игорь погиб...
      Проклятые германцы.. laughing Хотя это были древляне..но пусть будут германцами,автору виднее.
      1. +1
        17 июня 2024 12:04
        пусть будут германцами,автору виднее.

        Вы имеете в виду Льва Диакона? Это цитата из его "Истории" (и в тексте статьи выделенная, как цитата)..
        1. 0
          17 июня 2024 12:06
          Само собой, у славян на такое злодейство и руки не поднялись..
      2. +3
        17 июня 2024 12:15
        Полагаю, детали ромеям были не интересны. В принципе, пусть их. Хорошо хоть не песьеглавцы)))
        1. +1
          17 июня 2024 12:29
          Хорошо хоть не песьеглавцы)))
          good laughing
  6. +2
    17 июня 2024 10:27
    Автор - ну не могло у Святослава быть таких сил по определению. Ну никак. Самое большее до 10-12 тыс человек славянского племенного объедения под разным руководством и наемники ( те же венгры, печенеги, ясы, касоги и другие племена большой Степи), местные союзники. Это на пике сил.
    Благодаря 40-летним археологическим исследованиям в Силистре мы уже точно знаем, что около середины X в. крепость Дристра занимала площадь размером в 5 гектаров. Как там на протяжении 3 месяцев могли разместится больше 7-8 тыс воинов я не знаю. А там наверняка были и местные жители, знать, животные на прокорм и боевые кони. А это очень нежная скотина которая в плохих условиях долго жить не будет. В пределах крепости помещались массивные постройки, кафедральный храм, резиденции, нужно было место для хранения продовольствия, добычи.
    Исходя из реалий, 6–7 тысяч воинов — это критический максимум, который мог вместиться на территории крепости Дристры. На очень небольшой срок иначе болезни, голод, недовольство обеспечены. Это вполне соответствует утверждению древнерусской Ипатьевской летописи, что Святослав (по его собственным словам) отправился во второй поход на Болгарию с 10000 воинов. Наверняка он мог собрать в тогдашней Руси ( еще речи о полноценном государстве не было !) не больше 5-6 тыс человек. Нужно понимать что тогдашний воин это не дружинник конца 13 века перед монгольским вторжением. Это в подавляющем большинстве пешие легковооруженные воины без тяжёлого доспеха или вообще без доспеха.
    Совершенно точно известны силы которыми располагал Иоанн Цимисхий. Об них сообщали Лев Диакон, Скилица и другие. Дословно - "Иоанн Цимисхий отправился в Болгарию весной 971 г. с 5000 пеших и 4000 конных воинов. Император Иоанн Цимисхий отправился к Дристре с самым сильным войском, которым располагала Византия в славном для нее X в.: устрашающие «огненосные триеры» (точнее дромоны), корпус «бессмертных» и малоазийские тагмы, прославившиеся беспрецедентными победами над арабами до и после битвы 971 г." Видимо общие силы были около 20 тыс профессиональной армии и флота.
    О чем это говорит ? Видимо угроза была столь серьезной, что империя была вынуждена отправить против Святослава лучшие войска которые еще недавно воевали против арабов. И все равно после серии достаточно удачных сражений вынуждены были договорится и даже откупится.
    Итог - Святослав без союзников, морем вынужден был уйти из Болгарии назад на Русь. Видимо потери были катастрофичны, многие военачальники погибли. Ждали ли его на Руси его сыновья ? Вряд ли.
    Степные наемники ушли раньше или шли параллельно морем. Во всяком случае какое то количество коней у Святослава оставалось. Свенельд как мы знаем с несколькими спутниками приехал в Киев на коне. Святослав бросать остатки войска и добычу отказался. И погиб с оставшимися воинами ранней весной при второй попытке пройти пороги. Вся болгарская добыча досталась печенегам. Которых предупредили или византийцы или вернувшиеся недавние союзники Святослава. В любом случае фатальный просчет и самоуверенность Святослава стоила ему и его воинам жизни.
    Должно быть весной после голодной зимовки их оставалось совсем мало, а добыча была очень привлекательна потому местные степняки и решились.
    Византийцы с уходом Святослава подчинили Болгарию.
  7. +3
    17 июня 2024 15:23
    «Когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили (несколько) грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.»
    Прямо серпом по яйцам, местным неоязычникам-долбославам. Автору респект yes
    1. +1
      17 июня 2024 22:10
      Например,почитая Николу водного( морского) запоздавших путников зимой сбрасывали в прорубь,да и во время шторма жребий кидали кому к морскому царю идти. Садко вот выпало и он явно не очень хотел,а надо.
      Жертвы обычное дело по тем временам у многих народов. Многие обряды требовали жертв. Например одну жену покойника, кажется по жребию, опаивали потом душили и с покойником сжигали( арабы описывали) . Автохтоны балтики,они и правда имели какие то схожие с эллинистическими культы. Все это надо ещё исследовать конечно. И ведь видимо многие святые и праздники в язычестве и христианстве переплелись.
      Что тут такого? Почему славянским неоязычникам от того должно поплохеть? Разве они позиционируют себя "нежными овечками" ?
      Вера эволюционирует,обряды меняются и теперь времена изменились.
      Хотя мы сейчас и православные, но предки жили так и об этом надо знать и не стоит стесняться своей истории.
      1. 0
        18 июня 2024 08:01
        Цитата: awdrgy
        Почему славянским неоязычникам от того должно поплохеть? Разве они позиционируют себя "нежными овечками" ?
        Потому что они утверждают, что это христиане людей мучали (жгли, пытали и т.д.), а до них все жили в гармонии - ну славянские племена естественно, с "загнивающим Западом" все ясно
        1. 0
          18 июня 2024 08:36
          Ну это низовой уровень..та масса,которая не понимает смысла и цели славянского неоязычества,хотя и участвует в этом опосредованно. Людей надо привлекать. Женщины нужны,что б увеличить численность,вот и приходится рассказывать им сказки про цветочки и фантики. А где брать людей? Из ислама нельзя,остается из христиан. Потому и задвигают такие темы. Это естественно.
  8. 0
    17 июня 2024 15:47
    Цитата: Стирбьорн
    Прямо серпом по яйцам, местным неоязычникам-долбославам. Автору респект

    А Вам не кажется, что это из области христианской пропаганды, оболгать язычество и обратить в свою веру еще больше потенциальных платежеспособных клиентов?
    1. 0
      18 июня 2024 08:05
      Цитата: Konnick
      А Вам не кажется, что это из области христианской пропаганды, оболгать язычество и обратить в свою веру еще больше потенциальных платежеспособных клиентов?
      Не знаю, по мне так все едино, в плане развода на деньги, поэтому доначу только на лечение детей. hi
  9. +1
    17 июня 2024 23:17
    После Олега два подряд не очень удачных правления Древней Руси - Игоря и Святослава.
    А вот у незаконного со всех сторон Владимира получилось получше, оказался более государственный ум.
    Нет, мораль и нравственность у него были как минмум не выше, хоть он теперь и христианский святой . А вот государственное чутье и удачливость - это то, что все-таки можно поставить в заслугу, как строителю Руси.
  10. 0
    18 июня 2024 08:54
    Автор приводит только мнение византийского хрониста, а русские летописи игнорит, считая, видимо их не заслуживающими упоминания, сведения приведенные в них. А там, как раз и видно причину "легкомыслия" Святослава- не перекрывшего перевалы, под Адрианополем ромеи потерпели поражение и был заключен мир или перемирие между Святославом и Цимисхием. Возможно с крестным целованием, то есть Цемисхий, начав новый раунд, нарушил мир и крестное целование, что было неожиданностью для Святослава- его мать Ольга была ведь христианкой и Святослав знал, что нарушение крестного целования - смертный грех и его можно обвинить в излишней доверчивости клятве ромеев- забыв, что верить христианам, себя не уважать. Тем более, что для ромеев была хитрая лазейка, типа руссы- не христиане и слово данное им можно нарушить.
    А Святославу, Свенельд должен был привести весной подкрепление для нового удара по Византии, но не сделал этого. И кто знает, может печенегов известили не ромеи, а люди Венельда о маршруте и оставшихся со Святославом силах? Слишком уж осведомлён был Куря, все таки Святослав не купец, а великий воин и войско его и вводить может на раз, это Куре было известно, как не кому другому. И достоверные сведения об истинном положении дел Святослава,мог дать только предатель. Чтоб печенеги знали с кем, в каком количестве и где ждать Святослава. Ну, а Святославу надо было своей землей не пренебрегать. Война с ромеями, за то, что удержать нельзя- бессмысленна.
    1. 0
      18 июня 2024 19:08
      Цитата: Хибинский Пластун
      Ну, а Святославу надо было своей землей не пренебрегать. Война с ромеями, за то, что удержать нельзя- бессмысленна.

      До войны с болгарами Святослав взял Саркел,потрепал хазар,угров,поэтому наверно знал свои силы.Разделил армию-вот его стратегическая ошибка.Кроме того во время бд половцы напали на Киев и осадили его,пришлось часть сил возвращать обратно.Кроме того,болгары были отнюдь не слабаками,до этого они долго воевали с Византией с переменным успехом,армия у них была сильной.И то,что русы разбили их говорит о силе армии Святослава
      1. 0
        18 июня 2024 21:38
        Я написал про бессмысленную войну с ромеями из за Болгарии. Надо было переварить то, что откусил раньше- Хазарские земли. А так разгромил хазар для половцев( Киев осаждали печенеги, половцы пришли позже), для Руси его походы не перенесли пользы- только гибель тысяч мужиков. Получается, что даже Хазарию Святослав разгромил для половцев, открыв им дорогу в причерноморские степи, а не для Руси- растратив силы в войне с Византией. Русь от этой войны, кроме убытков ни чего не получила. Святослав похоже действительно не был стратегом, как его сын Владимир, а был конунгом- война ради войны. Тогда понятно почему его не хотели выручать- в Киеве ему не любо, Русь использует, как казарму, для дальних и чуждух интересам первых людей походов- конечная станция пути "Из варяг - в греки" закрылась на несколько лет. Так, что не уверен- доберись Святослав до Киева, были бы ему там рады?
  11. +1
    18 июня 2024 18:56
    Кстати, какие-то мутные временные рамки и сведения о возрасте в цепочке Олег-Игорь-Святослав. Есть теория, что был однако еще один Олег (называемый Олег II), который в начале 10 века имел рядвоенных походов, а вотом был призван в Моравию на княжение для борьбы с наседавшими тогда венграми, чем отсрочил падение Моравии (Муравии), после чего с отрядами беженцев и остатками разбитых дружин вернулся на Русь.
    Даже былинный богатырь Илья по некоторым сведениям Муровец, и возник на Руси внезапно уже известным воином в 33 года.