Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага

Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага

Повышенное внимание экспертов и общественности во всем мире привлекло событие, произошедшее 23 ноября 2012 г. Дай Минмэн, летчик палубной авиации КНР, стал первым в истории китайским летчиком, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца. Некоторые наблюдатели назвали это событие поворотным моментом в китайской программе создания авианосной компоненты флота. Другие, напротив, заявили, что значение ноябрьских испытаний преувеличено, и они не способны оказать существенного влияния на региональную стабильность. В действительности взлет и посадка на авианосец знаменуют собой один из многих этапов, которые Китай прошел на пути к превращению в полноценную морскую державу. Будущее авианосной компоненты китайского флота зависит, прежде всего, от того, какое место она займет в военно-политической стратегии Пекина.

От Мельбурна до Нимица?

Еще в 1928 г. Чэнь Шаогуань, занимавший в то время пост министра ВМС, предложил выделить 20 миллионов юаней на создание первого китайского авианосца. Однако этот план не был реализован. С тех пор военное и политическое руководство Китая неоднократно заявляло о необходимости строительства авианосцев, но каждый раз эти планы оставались лишь на бумаге.


Первые реальные шаги к созданию авианосцев связаны с Лю Хуацином, который руководил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 гг. Принято считать, что именно Лю Хуацин является «отцом» современного китайского флота. Еще в 1970 г., будучи заместителем начальника штаба ВМС, он организовал работы по технико-экономическому обоснованию строительства авианосца. В 1985 г. Австралия продала в Китай на слом легкий авианосец «Melbourne». Китайские моряки и кораблестроители получили уникальную возможность исследовать корабль, что вдохнуло новую жизнь в программу создания флота КНР.

После распада Советского Союза Китай смог приобрести списанные советские авианесущие крейсера проекта (далее пр.) 1143 «Киев» и «Минск», а также недостроенный авианесущий крейсер пр. 11436 «Варяг». После переоборудования на судоверфи в Даляне «Варяг» был переименован в «Ляонин» в сентябре 2012 г. и вошел в состав флота в октябре, став первым китайским авианосцем. Свой первый выход в море на ходовые испытания «Ляонин» совершил в августе 2011 г.

Параллельно Китай осуществлял программу по созданию палубной авиации. В 2001 г. у Украины был приобретен самолет T-10К-3, прототип российского палубного истребителя Су-33, который стал основой программы по созданию китайского палубного истребителя. Истребитель J-15 совершил первый полет в августе 2009 г., а двуместный истребитель J-15S – в ноябре 2012 г.

Информация о текущем состоянии китайской программы по созданию авианосцев носит противоречивый характер. По некоторым оценкам, к середине 2020-х годов китайский флот планирует получить до четырех авианосцев собственной разработки, в том числе два схожих с «Ляонином» неатомных корабля пр. 089 и два атомных авианосца пр. 085 большего размера. Реализация подобной программы потребует от Китая значительных инвестиций, концентрации большого количества высококвалифицированных кадров, решения целого ряда сложных технических задач.

Среди важнейших нерешенных проблем стоит выделить строительство достаточного количества эсминцев ПВО и судов снабжения, создание соответствующей инфраструктуры, подготовку большого числа моряков и летчиков палубной авиации. Если Китай решит строить многоцелевые атомные авианосцы, сопоставимые с американскими типа «Nimitz», то ему придется создать палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), катапульты, а также определиться с выбором атомной энергетической установки.

Китай активно борется с Южной Кореей за звание ведущей судостроительной державы мира. Так, в 2011 г. на долю Китая пришлось 29% новых заказов и 39% построенных судов. Китайское кораблестроение достигло впечатляющих успехов: успешно реализуются программа создания современного эсминца ПВО пр. 052C и, несмотря на многочисленные технические проблемы, программа строительства многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА) третьего поколения пр. 095.

Военный бюджет Китая в 2000–2011 гг. ежегодно увеличивался почти на 12% (с учетом инфляции). По оценкам Министерства обороны США, в 2011 г. общие военные расходы КНР существенно превысили официально озвученную сумму в 90 млрд долл. и составили 120–180 млрд долл. Расходы на закупку вооружений и военной техники составляют, предположительно, около трети военного бюджета. Можно предположить, что приблизительно 20–30% приходится на закупку вооружений для флота, что составляет 8–18 млрд долл.

Стоимость строительства авианосной ударной группы (АУГ), включающей аналогичный «Ляонину» авианосец, полноценное авиакрыло и корабли сопровождения, составляет около 10 млрд долл. Таким образом, строительство четырех АУГ в течение 12 лет потребует приблизительно 3,5 млрд долл. ежегодно. Если сохранятся нынешние темпы роста военных расходов КНР, то ВМС НОАК вполне смогут позволить себе подобные расходы.

Воевать, не сражаясь

Китайское руководство неоднократно указывало на то, что «Ляонин» будет использоваться исключительно для испытаний и обучения. Подобные заявления можно воспринимать скептически, но в любом случае на создание полноценной АУГ во главе с «Ляонином» у Китая уйдет не менее пяти лет. Это время потребуется для доработки и строительства необходимого количества палубных самолетов и вертолетов, обучения моряков и летчиков, обеспечения достаточной сплаванности кораблей АУГ. Но даже превращение «Ляонина» во флагмана полностью боеспособной АУГ не будет представлять серьезной военной угрозы для ВМС США, главного противника Китая в Мировом океане.

Необходимо понимать, что для реализации китайских планов по «прорыву» Первой островной цепи создание АУГ является излишним. Даже в апокалипсическом сценарии Дж. Краски роль китайских авианосцев вторична, а ключевая угроза морской мощи США исходит от «систем ограничения доступа» (anti-access/area denial): крылатых и баллистических противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок, мин и т.д.

Вместе с тем для противостояния США в открытом море даже двух-трех АУГ, построенных вокруг аналогичных «Ляонину» кораблей, недостаточно. Качественное превосходство американских суперавианосцев, палубной авиации и подводного флота, огромный опыт, накопленный американскими моряками и летчиками палубной авиации, превратят китайские АУГ в легкую добычу. Именно поэтому адмирал Р. Уиллард, бывший глава Тихоокеанского командования США, отмечал, что угроза китайских авианосцев носит чисто «символический» характер. «Ляонин» и подобные ему авианосцы будут лишены самолетов ДРЛО и существенно ограничены по максимальной взлетной массе самолетов. Это ограничивает их возможности по обеспечению господства на море и проецированию мощи в операциях «против берега» в сравнении с американскими суперавианосцами.

В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США, авианосец способен дать Китаю существенное преимущество. Этим объясняется то, что в отличие от Соединенных Штатов многие государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе высказывают озабоченность китайской авианосной программой. Наиболее вероятной формой применения китайских авианосцев в конфликте с сопоставимым или более слабым противником станет обеспечение ПВО корабельной группы, что позволит другим входящим в нее кораблям эффективно использовать свое ракетное вооружение для борьбы с надводными и береговыми целями.

Одним из путей боевого применения китайских авианосцев может стать проведение скоротечных военных операций ограниченных масштабов и с ограниченными политическими и военными целями. Реализация политики fait accompli («свершившегося факта») в локальных конфликтах может привести к тому, что Китай будет способен сравнительно быстро одержать военную победу, достичь своих политических целей и избежать вооруженного вмешательства третьей стороны. Однако Китай, скорее всего, будет использовать авианосцы для того, чтобы добиться своих политических целей без реального военного столкновения.

В условиях сокращения военного бюджета США и неготовности Вашингтона идти на серьезный конфликт с Пекином авианосцы могут стать важным элементом политического давления Китая на Тайвань и те страны, с которыми у КНР есть территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В какой-то момент мощь Китая может достичь такого уровня, что любая попытка сохранить баланс сил либо будет заранее обречена на провал, либо связана с такими расходами, которые вынудят пойти на уступки Пекину.

Подобная политика может привести к крайне негативным последствиям для самого Китая. Так, руководство Вьетнама обеспокоено растущей морской мощью и амбициями КНР. Учитывая печальный опыт отношений с Китаем в 1970–1980-х годах, оно начало активно закупать военно-морскую технику у России, а также укреплять связи с Индией и США.

Авианосцы можно использовать и в ситуациях, отличных от «игры с нулевой суммой», например, в качестве инструмента военно-морской дипломатии для увеличения веса Китая на мировой арене, укрепления существующих и создания новых межгосударственных связей в военно-технической и военно-политической сферах. Как показывает опыт ВМС США, авианосцы можно эффективно использовать при оказании гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учитывая тот факт, что около 65 млн китайских граждан путешествует и работает за пределами КНР, авианосцы могут оказаться незаменимым инструментом для проведения операций по эвакуации этих людей из стран, переживающих военный или иной кризис.

Боеспособный авианосец на патрулировании в Мировом океане будет служить наглядной демонстрацией экономической, военной и технологической мощи Китая не только для других государств, но и для населения самого Китая. Улучшение имиджа КПК среди простых китайцев и рост патриотических чувств являются одними из доводов в пользу строительства подобных кораблей. Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие именно невоенные задачи мирного времени станут основными для зарождающейся авианосной компоненты китайского флота.
Автор: Прохор Тебин
Первоисточник: http://russiancouncil.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 38
  1. Самаритянин 20 февраля 2013 06:27
    Слушаешь Китайцев, как- то по привычке смешно, а задумаешься... Ведь построят! Как ни крути и нам ох как надо свою АУГ на тихом океане. Сша, Китай, Япония, Корея.
    1. SANAY 20 февраля 2013 06:56
      Друг, не смешно уже давно.
    2. NauruS 20 февраля 2013 23:03
      зачем? несколько ядерных ракет и эти страны сдует!! а так одна АУГ вопрос не решит!!
  2. ascold 20 февраля 2013 06:44
    А на нашем ТАРК "Н. Кузнецов", говорят только 8 корабельных сушек осталось, способных взлететь... Спишут их и привет, кораблик на прикол, а там глядишь, тому же Китаю и продадут "под казино". Смотришь на достижения России и Китая и понимаешь, чем воровское государство отличается от развивающегося.
    ascold
    1. сашка 20 февраля 2013 07:40
      Сто миллионов плюсов...
      сашка
      1. Гога 20 февраля 2013 08:05
        сашка - Коллега, - цитата - "...Улучшение имиджа КПК среди простых китайцев и рост патриотических чувств являются одними из доводов в пользу строительства подобных кораблей..." - а что, ЕР не нуждается в "улучшении имиджа" среди простых россиян ? Мы "Варяг" практически выбросили, а они подобрали и какого красавца из него сделали ... обидно request
        Гога
        1. сашка 20 февраля 2013 10:55
          Обидно это не ТО слово..Жалко оружие запрещают иметь. Боятся однако..Слава Пу..
          сашка
    2. Mitek 20 февраля 2013 09:09
      Неужели Вы всерьез считаете, что при нынешнем министре обороны и президенте спишут? Замумукали уже своим нытьем. Не продадут "Кузю", не переживайте. И авиагруппа будет под него новая.
    3. ultra 20 февраля 2013 11:39
      Цитата: ascold
      говорят только 8 корабельных сушек осталось, способных взлететь... Спишут их и привет, кораблик на прикол

      Кузню ждёт модернизация!Вместо сушек будут базироваться МИГ-29К/КУБ! good
    4. Avenger711 20 февраля 2013 12:54
      И заменят на МиГ-29К, которые уже заказны. Спите дальше.
      Avenger711
      1. негоро 20 февраля 2013 14:07
        Погосян,наверно,на говно весь изошёл,как же не его самолёты взяли.
        негоро
      2. Гражданский 20 февраля 2013 14:13
        Миг - 29 .. оно конечно не СУ-33
    5. Dr.M. 20 февраля 2013 15:20
      @#$%&://politikus.ru/army/603-avianesusc hiy-kreyser-admiral-kuznecov-poluchit-novye-m ig-29k-i-mig-29kub.html
      Подписан контракт между министром обороны Российской Федерации Анатолием Сердюковым и Генеральным директором ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» Сергеем Коротковым на поставку 20 корабельных истребителей МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.
      Данные истребители заменят на авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» десять самолетов Су-33 и два палубных штурмовика Су-25УТГ, которые в данный момент несут боевую службу. Замена будет производиться по мере выработки ресурса. Полное оснащение авианесущего крейсера новыми корабельными самолетами предусматривается завершить до 2015 года.
      Dr.M.
  3. SANAY 20 февраля 2013 06:55
    Китайцы, молодцы! Если они поднимут качество - всему миру капут! А то, что бабло в армию вваливают для нас опасно в первую очередь. Все остальные далеко, а мы за забором. Да и забора мало-мальского нет.
    1. Pule 20 февраля 2013 07:48
      Авианосцы по Северному пути не ходят... А вот поток в 1 миллиард не остановить...
      1. Avenger711 20 февраля 2013 12:55
        А нет потока, никто в таких местах жить не хочет.
        Avenger711
  4. horoh 20 февраля 2013 07:33
    Интересная статья, а ведь китайцы делают ставку на качество.
  5. Pule 20 февраля 2013 07:46
    ...будет служить наглядной демонстрацией экономической, военной и технологической мощи Китая...
    Разум (тем более китайский менталитет) не предполагает ведение войны, войну затевают жадность и гордыня. Китайцы тихо скупают золото и громко декларируют прогресс в производстве. Но Китай - не Китай, если не может показать миру яркий пример "лучшего в мире", хоть и далекого (пока) от качества.
  6. Каа 20 февраля 2013 08:08
    Китаю авианосцы нужны не для войны, а для "демонстрации мосчи" в Мировом океане. США по АУГ им не догнать, с кем воевать? С Тайванем идут переговоры о слиянии по типу Гоконга, за Японию - США впишется, РФ страшна своей непредсказуемостью в плане массированного ракетно-ядерного удара, обнуляющего военно-промыышленный потенциал. Всякие Вьетнамы-Сингапуы-Филиппины - Китай помнит урок Японии по движению в этом направлении...Да и зачем Китаю воевать за ресурсы, если он может их купить за резанную зеленую бумагу США...пара-тройка триллионов такого у него найдется. А вот получать по морю углеводороды из Персидского залива, в случае большого шухера, проводить конвои с полезными ископаемыми и влиять на африканских царьков - самое то. Вон они как на Африку намылились, на ресурсы, которые за трежериз или доллары выменять можно - "осел, навьюченный золотом открывает ворота крепости лучше любой армии" - так же (пока) и доллар работает.Вот это они и собираются делать, а авианосцы -это из разряда "Кольт и доброе слово убеждают лучше, чем просто доброе слово"..Кликните по рисуночку - и подробно увидите, как Китай на Африку "намылился"...
    1. TRex 20 февраля 2013 09:49
      Не только в Африку... Недавно было сообщение, что вместе с Роснефтью будут осваивать российский континентальный шельф... А наши-то ухи развесили, за зеленые бесценные бумажки отдают и нефть, и лес, и газ... что хошь, хоть маму родную... Дальше набивания собственных карманов дело не идет, перспективу развития Китая не видят, интересы России - побоку. Типа - время все спишет. Только плоды такой политики пожинать придется нашим детям.
      Вот реальная тема - какие существенные плюсы для страны дает это сотрудничество? Один - укрепление Китая в пику США, а остальное все - глубокий минус.
      1. Дон 20 февраля 2013 14:02
        Цитата: TRex
        Недавно было сообщение, что вместе с Роснефтью будут осваивать российский континентальный шельф

        Ссылочку не скинете.
        Цитата: TRex
        А наши-то ухи развесили, за зеленые бесценные бумажки отдают и нефть, и лес, и газ

        Эти бумажки как раз в мире ценятся. И что вы предлагаете не продавать нефть и газ? С чего это вдруг?
        Цитата: TRex
        интересы России - побоку

        И в чем же по вашему интересы России? Не продавать нефть и газ? Держать их в недрах?
        Цитата: TRex
        Только плоды такой политики пожинать придется нашим детям.

        Плоды какой политики? Продажи нефти и газ? Что вы за чепуху несете?
        1. Egen 20 февраля 2013 14:16
          Цитата: Дон
          Цитата: TRexНедавно было сообщение, что вместе с Роснефтью будут осваивать российский континентальный шельфСсылочку не скинете.

          Кто - китайцы? Не слышал что-то у нас такого, может пропустил? Про Газпром и Шелл на Сахалине например давно и всем известно, а про это не очень... А кто из Китая - у них там же только одна крупная гос корпорация Синопек, а чтобы "осваивать совместно", нужны не только и не столько деньги, но и технологии или еще какие материальные вливания, какие могут дать только компании нефтегазовой отрасли - вон тот же Шелл например.
          1. Дон 20 февраля 2013 15:35
            Цитата: Egen
            Кто - китайцы? Не слышал что-то у нас такого, может пропустил? Про Газпром и Шелл на Сахалине например давно и всем известно, а про это не очень... А кто из Китая - у них там же только одна крупная гос корпорация Синопек,

            Вот и что то не слышал. Про Роснефть и ЭксонМобил, Шеврон слышал, а про Китай не. Там еще PetroChina, China National Offshore Oil Corporation и Китайская национальная нефтегазовая корпорация есть.
            В остальном полностью с вами согласен.
        2. TRex 20 февраля 2013 14:47
          http://piter-piter.ru/business/631-rosneft-planiruet-sotrudnichestvo-s-kitaem.ht

          ml
          Вот ссылочка. Еще новости по ящику смотрю.

          На вопрос никто не ответил... Что же такого жизненно необходимого мы можем получить от Китая? Нужны современные прорывные технологии в машиностроении, электронике, авионике... Завозим всякое барахло в обмен на энергоносители. А нефть и лес могут скоро кончиться.... На границе России и Китая товарняки с нашим лесом в очередь... Жаба давит... Что взамен, кроме телефончиков и всякой лабуды?
          И это "чепуха"? Уважаемый Дон! Китай крепнет, а мы превращаемся в его сырьевой придаток... Во как!
          1. Дон 20 февраля 2013 16:29
            Цитата: TRex
            Вот ссылочка. Еще новости по ящику смотрю.

            В принципе это даже не важно. Совместное освоение и разведка полезных ископаемых это естественная и нормальная вещь. Вы представляете сколько денег надо вложить в разведку полезных ископаемых? Если КНР готово инвестировать то это хорошо.
            Цитата: TRex
            Что же такого жизненно необходимого мы можем получить от Китая? Нужны современные прорывные технологии в машиностроении, электронике, авионике... Завозим всякое барахло в обмен на энергоносители. А нефть и лес могут скоро кончиться.... На границе России и Китая товарняки с нашим лесом в очередь... Жаба давит... Что взамен, кроме телефончиков и всякой лабуды?

            Уважаемый TRex это торговля. Что значит жизненно необходимого? Для КНР российская нефть жизненно необходима? Они большую часть нефти в Иране, Анголе, Судане закупают. А барахло какое? Телефоны? Так если РФ начнет производить их сама то цены на них вырастут. Это экономика. Машиностроение в РФ(Тяжелое я имею ввиду) не хуже чем в КНР. Продавать ресурсы это нормально. Такие экономически развитые государства как Австралия, Канада, Норвегия продают.
            Цитата: TRex
            Уважаемый Дон! Китай крепнет, а мы превращаемся в его сырьевой придаток... Во как!

            Вы уважаемый просто похоже плохо понимаете структуру экономики. Вы говорите, что РФ превращается в сырьевой придаток КНР, другие, что сырьевой придаток ЕС. И вы и другие ошибаетесь, можете по цифрам даже посмотреть. КНР это только 8% экспорта РФ и 13,2% импорта, а ЕС это только 30% экспорта и 30% импорта. И РФ экспортирует не только нефть и газ, но еще металлы(не руды), продукцию химической промышленности, продукцию военной промышленности(те же двигатели в КНР), почитайте за Ситроникс, Ангстрем, Микрон.
            И РФ нельзя назвать сырьевым придатком , могу вам объяснит почему. Вот Кувейт это сырьевой придаток. Нефть даёт Кувейту около 50 % ВВП и 95 % доходной части государственного бюджета.
      2. Egen 20 февраля 2013 14:27
        Цитата: TRex
        А наши-то ухи развесили, за зеленые бесценные бумажки отдают и нефть, и лес, и газ...

        Цитата: TRex
        Вот реальная тема - какие существенные плюсы для страны дает это сотрудничество? Один - укрепление Китая в пику США, а остальное все - глубокий минус.

        Вы не совсем правы. Все же эти бумажки - пока еще валюта, мы их тратим на нужды всякие (я не говорю - какие, это другой вопрос :) )
        Например, Газпром путем экспорта газа формирует 50% бюджета страны - это где-то читал озвученный факт (сам удивился), а угольная отрасль - только то ли 10 то ли 20% (Интересно, а сколько нефть - не нашел) Без экспорта газа и Газпрома (кстати ему 20 лет 17.02) не было бы в бюджете денег. Вы знаете сколько на последние выборы денег потратили? Все за счет Газпрома... :(
        Так что, экспорт нефти газа и т.д. для нас крайне важен, тут вы не правы.
        А вот дальше вы абсолютно правы - про что МЫ от этого имеем. Ну, небольшую добавку к пенсии :) Остальное все идет... (поставьте сами). В то же время есть замечательный опыт двух стран - Голландии и всяких Эмиратов - по переводу экономики с нефтегаза. И там и там развилась нормальная промышленность (/туризм), которая теперь неплохо наполняет бюджет (в отличие от нас). И главное все просто!! У России тоже есть все возможности перейти на рельсы не-зависимости бюджета от экспорта сырья, но об этом только громко говорят последние лет... 15?, а выливается все в... нано, которое никто не видит и не чувствует :)))
        Да, можно спорить, что вот мол у арабов климат специально для курорта, а голландцы в центре Европы, но нифига, у бедуинов проблема с песками была еще почище чем у нас со снегом, но смогли же, а мы чем хуже? :(((
        1. Дон 20 февраля 2013 15:53
          Цитата: Egen
          Газпром путем экспорта газа формирует 50% бюджета страны

          Не знаю где вы это прочитали но это бред. В структуре ВВП РФ добыча полезных ископаемых только 9,1% как тогда в бюджете и только от Газпрома, может быть 50%? За 2012 год 17% бюджета формировалось с налога на добычу полезных ископаемых.
          Цитата: Egen
          а угольная отрасль - только то ли 10 то ли 20%

          Угольная отрасль формировала 10-20% бюджета? РФ экспортирует уголь? А какой уголь экспортирует и куда если не секрет? Коксующийся или энергетический? Товарищ это полная чепуха. Вы где то неверную информацию прочитали. Абсолютное большинство шахт не принадлежит государству, а находятся в частной собственности. Такие корпорации как НЛМЗ, Мечел, Северсталь с добычи налоги платят и используют большую часть добываемого коксующийся уголь для себя, что бы сталь и прокат производить. Вы не путайте статьи экспорта государство с формированием его бюджета.
          1. Egen 21 февраля 2013 09:38
            Цитата: Дон
            Не знаю где вы это прочитали

            если честно - в закрытых отчетах :) Я в деньгах, а не в объемах :(
            Цитата: Дон
            РФ экспортирует уголь?

            нет, понятно не РФ, а частный капитал, но экспортирует бОльшую часть. НЛМЗ кстати взялись шахту строить и что-то заморозились. Кокс да, больше для себя, это лакомый кусочек всегда, но у нас и кроме "железоделательных" собственников и шахт есть и другие угли - тот же Кузбассразрезуголь например, да откройне на сайте администрации Кемеровской области официальные документы, где-то были объемы добычи и экспорта, извиняюсь, лень рыться :( А "куда" - сейчас больше в Китай, хотя он и добывает раз в 5 или 10 больше РФ, но все ему мало. Раньше было время уголь из Кузбасса даже в Австралию возили и в Японию, но там сейчас больше газ... А у вас чего на Украине в угольной отрасли делается?
        2. TRex 20 февраля 2013 17:13
          Спасибо всем за дискуссию. Фото не в тему - для поднятия настроения уважаемых форумчан.
    2. Дон 20 февраля 2013 13:57
      Не согласен с вами Каа.
      Цитата: Каа
      США по АУГ им не догнать

      США свои АУГ не за 10 лет строили.
      Цитата: Каа
      С Тайванем идут переговоры о слиянии по типу Гоконга

      Когда эти переговоры проводились? Когда будут проводится?
      Цитата: Каа
      за Японию - США впишется

      Не обязательно. С КНР США воевать это не Ирак бомбить. Могут не решится. К тому же там может быть не полномасштабная война.
      Цитата: Каа
      Всякие Вьетнамы-Сингапуы-Филиппины - Китай помнит урок Японии по движению в этом направлении

      Япония эти всякие Вьетнамы, Филиппины, Индонезии и Сингапуры как раз без проблем взяла. Потом их от туда США и Великобритания выбила. А на данный момент КНР без вопросов, за спорные территории Вьетнам и Филиппины сделает. они же не собираются их оккупировать.
    3. Egen 20 февраля 2013 14:31
      Цитата: Каа
      Кликните по рисуночку - и подробно увидите, как Китай на Африку "намылился"...

      Это не совсем абсолютно адекватная модель. Не учитывает работу в той же Африке компаний других стран, действующих в интересах Китая. Например, знакомая Австралийская компания начинает добывать в Африке газ, но поставлять в конечном итоге будут не домой (они и так на первом месте по экспорту), а в Китай.
  7. Самаритянин 20 февраля 2013 08:29
    Уважаемый, а как насчет даешь коммунизм во всем мире??? !! Ь
    1. Каа 20 февраля 2013 09:41
      Цитата: Самаритянин
      а как насчет даешь коммунизм во всем мире

      Пока что рулит лозунг " Учение Мао вечно и верно" На днях газета The New York Times опубликовала материал, выставляющий Си Цзиньпина своего рода «консерватором в овечьей шкуре». Согласно данным газеты, в ходе того самого визита в Шэньчжэнь, когда Си Цзиньпин объявил о необходимости проведения реформ, на одном из внурипартийных собраний он открыл свое истинное лицо, пообещав, что не повторит ошибок Михаила Горбачева. на протяжении последних 20 лет крушение Советского Союза является важным уроком для всей палитры китайских политических мыслителей, от консерваторов до либералов. Более того, этот опыт интенсивно изучался и анализировался в партийных школах и учреждениях Академии общественных наук КНР, то есть в настоящих оплотах китайского марксизма, и все эти исследователи обычно приходили к одному и тому же выводу: КПК должна разобраться с коррупцией и другими социальными проблемами до того, как ее заставят это сделать извне Крах Советского Союза в Китае вспоминают не как пример торжества демократии, а как пример того, что может случиться, если дать слишком много свободы слишком рано. Для большинства китайцев переход России к демократии ассоциируется, в первую очередь, с огромными территориальными потерями и присвоением массы государственных средств и активов новым классом олигархов, и надо сказать, что у жителей страны, в которой две самые большие провинциии известны своими сепаратистскими движениями, есть все основания воспринимать ситуацию именно так.Оригинал публикации: China’s Soviet Lessons
      Опубликовано: 19/02/2013 13:24
      http://www.inosmi.ru/fareast/20130220/206110353.html#ixzz2LPnGkj8l
    2. сашка 20 февраля 2013 11:01
      Насколько помню. Наша цель МИР..Звуучит здорово. А что имеется ввиду ? Надо полгать вопрос для РВСН..???
      сашка
  8. Egen 20 февраля 2013 08:34
    Всё правильно и логично, но
    "В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США..." - разве ж штаты позволят кому без них драться :) При (сравнительном) ослаблении флота США - это все работает, но это пока увы дальняя перспектива :( Но - вполне реальная, что китайцы и просчитали и готовятся загодя, а мы... :(
  9. Аликово 20 февраля 2013 08:51
    россии нужны три авианосца : 2 на северный флот, 1 тихоокеан. флот.
    Аликово
    1. негоро 20 февраля 2013 14:11
      На ТОФе "воды"больше,а регион более проблемный,там и 3-х АУГ мало.
      негоро
  10. bdolah 20 февраля 2013 09:14
    Блин, а ведь этот борт при мне закладывали на Черноморском судостроительном, когда я служил в Николаеве в 80-х в госприёмке кораблей... Зла не хватает...
    bdolah
  11. сашка 20 февраля 2013 11:11
    ШТАТЫ за своего гражданина посылаю АУГ..Мы можем только "послать"
    сашка
    1. Игарр 20 февраля 2013 12:40
      Да и пошлем....своего гражданина..
  12. скептик 20 февраля 2013 11:42
    В свое время и над индустриализацией СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ насмехались, пока не развернулся СССР. А сейчас Китай показывает, что у нас тоже ,когда-то были перспективы, если бы ворье во власти, вовремя прихлопнули. К сожалению ИСТОРИЯ сослагательных местоимений в своем арсенале не имеет.
  13. fero 20 февраля 2013 11:45
    Государство без идеологической основы обречено быть чьей то колонией. По сути Россия и является колонией. Богатая страна с нищим населением. Продает ресурсы за зеленные фантики.
    Ведь элементарного не смоли сделать - открыть нефтяную или газовую биржу чтоб торговать на своей площадке! Медведев 4 года "бла-бла-бла", до этого Путин "бла-бла-бла"...а воз и ныне там.
    Я уж молчу о том, чтобы сделать рубль конвертируемым - мировая банковская система этого просто не даст сделать, думается.
    Китайцы молодцы, тихой сапой продвигают свои идеи.
    1. негоро 20 февраля 2013 14:18
      Любая идеология,грамотно поданная ведёт к консолидации народа,а пока народ разобщён страну можно доить.Поэтому в построении государственной идеологии не заинтересованы не российские олигархи,не наши западные "друзья".А нынешнему руководству страны, идеология, похоже, вообще слово непонятное.
      негоро
  14. Одиссей 20 февраля 2013 13:20
    Из всей истории разворовывания Советского наследства, безусловно, один из самых безумных случаев -продажа экс-Варяга за 20 (!) миллионов долларов.
    Это же надо так хотеть денег,и быть настолько глупым ,чтобы продать корабль едва ли за пятидесятую часть своей стоимости !
    А Китайцы молодцы строят собственный полноценный авианосный флот,и Ляонин здесь будет только первой ласточкой.
    1. Geisenberg 21 февраля 2013 01:14
      После развала этот корпус принадлежал украине, а те сочли шо ям оно ненадо ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня