«Шторм Z» Даниила Туленкова, или сага о пушкинском герое на передовой

9 687 49
«Шторм Z» Даниила Туленкова, или сага о пушкинском герое на передовой


Не романтики и не наемники


Прочитал «Шторм Z. У вас нет других нас» Даниила Туленкова. Думаю, написанное в жанре и мемуаристики, и художественной прозы произведение займёт достойное место не только среди литературных новинок этого года, но и станет своего рода эталоном для авторов, включая ветеранов, пишущих о СВО, равно как и о войнах наступившего тысячелетия и последней четверти века минувшего.



Во многом потому, что перед нами не мемуары окопных генералов или штабных офицеров Действующей армии, не воспоминания и размышления военачальников, написанные в отставке, с высоты прожитых лет и с учётом изменившейся политической конъюнктуры.

Не принадлежат герои «Шторма Z» и к числу романтиков, то есть к категории немного странных в глазах обывателя людей, с обострённым чувством справедливости и потому не всегда готовых вписаться в реалии окружающего их мирного социума.

Такие в девяностые отправлялись воевать на Балканы, защищать братьев-сербов, или ехали сражаться в Приднестровье.

Как пример: те, кому за пятьдесят, возможно, вспомнят размещённый ниже сюжет Владислава Листьева про парня, державшего в квартире лошадь.

Молодого человека звали Пётр Малышев, позже он уехал в Боснию и в октябре 1994-го погиб. Об обстоятельствах последнего боя Петра, равно как и о нём самом, рассказал Михаил Поликарпов в своей замечательной книге «Жертвоприношение. Откуда у парня сербская грусть?»). Тоже воспоминания о войне и тоже талантливо написанные. И, кстати, тоже историком.

Об отправлявшихся на войну романтиках неплохо рассказано и в повести моего хорошего знакомого Аркадия Слесарева «Казачата. Сцены и жизни беспокойных людей».


Российские добровольцы в Боснии

Но произведения Михаила и Аркадия, в сравнении со «Штормом Z», всё же другие; точнее сказать – о принципиально других людях. Не худших или лучших – просто других. Из другого мира. Движимых совершенно иной мотивацией, заставившей их поменять жизнь мирную, хотя и специфическую, на полную опасностей фронтовую.

И, да, герои Туленкова не принадлежат к персонажам, связавшим свой земной путь с ЧВК, и чья боевая деятельность неплохо, на мой субъективный взгляд, отражена в кинематографе (насчёт литературы сказать, увы, ничего не могу) – в таких, скажем, фильмах, как отечественные «Турист» и «Гранит», или в основанном на реальных событиях американском «13 часов. Тайные солдаты Бенгази».

Да, есть ещё одна категория, о которой стоит упомянуть. Наёмники. Или как их ещё называют «дикие гуси». Воюющие за деньги. За них же готовые умереть. Признаться, я не знаю: можно ли их ставить в один ряд с бойцами ЧВК. На мой взгляд, всё-таки нет.

На постсоветском пространстве они попросту не могли не появиться. В условиях распада страны и оказавшихся не у дел многих профессиональных военных, к тому же имевших боевой опыт Афганистана.

Впрочем, некоторые воевали за всё сразу: и за деньги, и за идею, и за власть. К таковым, скажем, относился лидер вооружённой таджикской оппозиции полковник-«афганец» Махмуд Худойбердыев, чьё имя было на слуху в упомянутые девяностые.

Или, если перенестись из постсоветского пространства на Ближний восток, вспомним офицеров бывшей армии Саддама. Именно они составили костяк запрещённого в России ИГИЛ, и без которых вряд ли на начальном этапе террористы добились бы военных успехов.

Поди разберись, чего было больше в их выборе: желания следовать идее превратить Дар аль-харб в Дар аль-ислам или просто найти применение профессиональным навыкам. Думаю, учитывая наличие среди офицерского корпуса Саддама большего процента баасистов – скорее второе.

Раз уж о «диких гусях» речь зашла, не могу не вставить врезавшиеся в память строки из книги Михаила. Он описывает встречу в столичном метро:

«За день до отъезда (в Боснию – И.Х.), двадцать девятого июня девяносто четвертого, уже коротко стриженый, я встретил в метро (на «Таганке») крепко сбитого пожилого мужчину в очках, который разговорился со мной. Чем-то его привлек мой внешний вид. Мужчина был «подшофе», пытался угостить меня коньяком. И ехал он то ли с похорон, то ли с поминок. «Какие были люди!». Оказалось, что передо мною бывший летчик, воевавший ранее в Израиле и Анголе. Он сокрушался по поводу своих товарищей, погибших за что-то в этих конфликтах. Назвал себя «диким гусем».

Я сначала не все понял и поинтересовался, за кого же он воевал в Израиле. «За Советский Союз!» – ответил он неожиданно ясно и твердо. «А в Анголе?» – «Да, хрен там разберешь! И те черные, и те! Но я не убивал людей! Когда надо было бомбить, я сбрасывал бомбы, и все... Когда же стрелял, выпускал ракету в самолет, я знал, что летчику конец – но я стрелял не в него, а в истребитель», – его явно мучили фантомные боли прошлых войн.

– И много вы сбили самолетов?
– Да штук пять... Я ушел... и мне дали пенсию. Я от нее отказался! Хрен вам! Какие люди погибли, какое племя, цены им нет...»

Но Туленков нам показывает совершенно иной тип бойцов. Вообще ни на какого не похожий. Зэки. Не собиравшиеся на передовую. Но на неё попавшие. Хоть и по собственному выбору.

И оказались они, по словам Даниила, на самых опасных участках фронта, о чём он сам пишет без осуждения в чей-либо адрес:

«Но положа руку на сердце, что бы я сам сделал на месте Минобороны, имея выбор? Поменять Тарасика на расписного Ваську Черепа из колонии строгого режима, ст. 105, или на мобика Женю, айтишника из Волгограда, женат, двое детей? Вопрос риторический, мне кажется.»

«Станционный смотритель» XXI века на передовой


Мне думается: рассматриваемое здесь произведение – о маленьких людях, оказавшихся, по словам автора «Шторма Z», «на передке». Маленьких – именно в пушкинском понимании этого слова.

Поэтому и я и позволил себе такое заглавие, увидев схожесть героев Туленкова с Выриным из «Станционного смотрителя». Во всяком случае, у меня на уровне воображения такая ассоциация возникла.

«Что общего-то между ними?» – спросит читатель.

И Пушкин, и Туленков пишут о судьбе маленького человека, причём в экстремальных условиях. Да, у каждого они свои. И каждому нужно с ними справляться.

Не собираясь пересказывать книгу, приведу только один из наиболее впечатливших меня эпизодов из неё, в наибольшей степени, как мне показалось, и роднящих «Шторм Z» со «Станционным смотрителем»:

«В тюрьму Ваня попал по дурости и алкашке. Выпивали. Зашла дискуссия на какие-то житейские темы. Оппонент, видимо, проиграл спор, и, не желая продолжать заниматься софистикой, полез Ваню бить. Завязался поединок, в ходе его оппонент был повержен на больничную койку, а за Ваней приехал участковый Ильдар.

Ильдар выпил с Ваней как минимум одну железнодорожную цистерну спирта. Не зараз, конечно, а за всю жизнь. Ильдар очень сокрушался, что именно ему приходится везти Ваню в каталажку.

– Ну и говно же этот… – говорил он про поверженного оппонента, надевая на Ваню наручники. Ваня относился ко всему с пониманием. Ильдар – человек служивый, делает что положено, потому что работа такая. Ваня не буянил и не держал на Ильдара зла.

Он покорно сел в «воронок», и шериф Ильдар увёз его по via dolоrosa, по которой Ваня ступает и ныне.

Ване «налили» немного, но, человек лесов, житель природы, он затосковал в тюрьме. Выяснилось, что Ваня пограничник, и по новым гуфсиновским правилам он был отправлен отбывать наказание в ИК-13 [«тринашка» – исправительная колония общего режима для бывших сотрудников] в Нижнем Тагиле.

Для Вани, никогда не выезжавшего из своей деревни, это был стресс.

Его женщина, которую он так неудачно потерял (находился в разводе – И.Х.), была теперь не в соседнем райцентре, а за немыслимое для Ваниного мозга количество километров. Ваня не смирился с судьбой, и хоть сидеть ему было всего ничего, подался на СВО.»

Среди героев «Шторма Z» есть и матёрые рецидивисты, а есть и оказавшиеся за решёткой по каким-то нелепым причинам – такие как Ваня.

Вот представьте себе: Пушкин меняет сюжет, и Вырин в состоянии аффекта вдруг убивает Минского. Дальше: кандалы, каторга. Пожизненная. И внезапный выбор: сменить кандалы на винтовку и отправиться на не замиренный ещё Кавказ, а через год – другой, коли выживет, царское помилование. Чем не схожесть судьбы с упомянутым Ваней? Да, сюжет для Николаевской эпохи почти немыслимый, но и произведение художественное, и в реальной жизни всякое бывает.

На войне обнажаются качества героев «Шторма Z». Разные. Как и в каждом человеке. Только у героев Даниила проявления абсолютно низменных чувств, отрицательных человеческих качеств, сочетаются с совершением подвига в течение буквально одних и тех же суток, если не часов.

В книге также откровенно комические сцены, вызывающие улыбку, идут бок о бок с трагическими и просто страшными, демонстрирующими изнанку войны, эпизодами.

Перечитывая написанные выше строки, я подумал, что, пожалуй, не совсем прав в утверждении, будто герои Даниила ни на кого не похожи. Нет, всё-таки определённая схожесть есть с персонажами «Взвода» – лучшего американского фильма о войне во Вьетнаме, снятого её ветераном.


Герои фильма «Взвод» Стоуна показались мне чем-то похожими на бойцов «Шторма Z»

Найти лекарство от адреналиновой тоски


И ещё книга «Шторм Z» ставит перед обществом очень важную проблему – реадаптации вчерашних бойцов, их встраивания в мирную жизнь.

Впервые эту проблему в своих работах подняла историк Елена Синявская, под эгидой которой в начале нулевых вышло несколько интереснейших сборников по военной антропологии, человеку на войне посвящённых. Ранее эта тема не то чтобы была табуирована, просто из исследователей ею мало кто интересовался.

Елена Спартаковна изучала тему реадаптации вернувшихся из Афганистана парней. Приведу отрывок из её книги:

«Дома меня встретили настороженные взгляды, пустые вопросы, сочувствующие лица, – вспоминает «афганец» Владимир Бугров. – Короче, рухнул в пустоту, словно с разбега в незапертую дверь. Солдатская форма «афганка» легла в дальний угол шкафа вместе с медалями. Вот только воспоминания не хотели отправляться туда же. Я стал просыпаться от звенящей тишины – не хватало привычной стрельбы по ночам. Так началось мое возвращение на войну. На этой войне не было бомбежек и засад, убитых и раненых – она шла внутри меня. Каждую минуту я сравнивал «здесь» и «там». Раздражало равнодушие окружавших меня «здесь» и вспоминалась последняя сигарета, которую пустили по кругу на восьмерых «там». Я стал замкнут, не говорил об Афгане в кругу старых знакомых, постепенно от них отдаляясь. Наверное, это и есть «адреналиновая тоска». И тогда я начал пить. В одиночку. Под хорошую закуску, чтобы утром не страдать от похмелья. Но каждый день. И вот однажды я споткнулся о взгляд человека. Он просто стоял и курил. В кулак. Днем. Шагнул мне навстречу: – Откуда? – Шинданд, – ответил я. – Хост, – сказал он. Мы стояли и вспоминали годы, проведенные на войне. Я больше не был одинок.»

Собственно, мне видится задачей нашего общества – всех нас, не только власти, – чтобы адреналиновая тоска в крови многих ветеранов, к тому же вчерашних зэков, не взяла верх и не заставила их снова влиться в криминальные структуры, что случилось со многими бойцами, прошедшими Афганистан.


Скоро этим, воспитанным на приключениях Электроника и Петрова с Васечкиным парням, потерявшим боевых товарищей, возвращаться в мир «Гаража» и «Иронии судьбы», за которым уже маячат девяностые. Тогда слово-то такое «реадаптация» вряд ли кто слышал, кроме узкопрофильных специалистов, которых катастрофически не хватало на всех ветеранов.

В отношении нынешних ветеранов сложностей в плане реадаптации ещё больше. У многих однополчан Даниила не просто за плечами судимость, после участия в СВО снятая, но и годами формировавшаяся криминальная психология (её одним махом печатью и подписью в документе не снимешь и сразу не изживёшь), определённый тип мышления, стереотип поведения, с трудом адаптирующийся к мирной жизни в рамках соблюдения закона.

И эти люди среди нас. Лексикон некоторых из них может коробить, как и манеры, и внешний вид – расписной, по словам Даниила.

Но именно благодаря им, может быть, приятный нам сосед или коллега – условный и упомянутый в книге мобилизованный интеллигентный айтишник Женя, с женой и двумя детьми, живым вернулся с СВО.

И герои произведения Даниила не должны повторить судьбу описанного Михаилом ветерана, встреченного им в метро. Такие ведь, никому не нужные и, небось, не раз сталкивавшиеся с классическо-чиновничье-равнодушным: «Я вас туда не посылал», по большому счёту либо спивались, либо попадали в криминал.

Сколько таких ныне лежит в заросших бурьяном неухоженных могилах, с покосившимися крестами, или покоится под скромными и с облупленной краской памятниками, на которых только выцветшая фотография и ещё указывающие даты рождения и смерти цифры.

Да, кто-то не спивался и не попадал в уголовный мир, даже был внешне успешным, но испытывал, подобно Бугрову, едва ли не экзистенциальное одиночество, окружённый людьми, внутренний мир которых так ярко показан в рязановских фильмах.

А потом наступили девяностые, и стало не до реадаптации. Но сейчас не девяностые. И ветераны уже далеко не чужие в обществе.

Словом, кто ещё не читал книгу Туленкова – рекомендую! Стоит того. Ибо в числе прочего обладает и несомненными литературными достоинствами, в отличие от распиаренной «Зулейха открывает глаза» и солженицынщины, ещё сравнительно недавно заполнявшей полки книжных магазинов.

Использованная литература:
Поликарпов М.А. Жертвоприношение» (Откуда у парня сербская грусть?) М., 1999.
Слесарев. А.П. Казачата. Сцены и жизни беспокойных людей // https://proza.ru/2010/11/25/1950.
Туленков Д. Шторм Z. У вас нет других нас. М.: «Яуза-каталог», 2024.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    18 июня 2024 05:02
    Осмысленно осмыслит бесформенную лужу крови ромаА.
    Он оплатит все.
    Или не фсе..?
    Если денег хватит с этого ухро- бизнес проекта
  2. +13
    18 июня 2024 05:21
    Оливер Стоун ,сам прошедший Вьетнам,не просто так снял свой первый шедевр.После дембеля он поклялся снять фильм о своих товарищах и погибших и выживших в джунглях Вьетнама в никому не нужной войне.Работал как проклятый ,чтобы заработать деньги на "Взвод" и осуществил свою мечту ,отдал дань своим товарищам и стал тем ,кем стал сегодня,классики современного кинематографа!
    1. +4
      18 июня 2024 06:06
      Классика. Согласен. И вряд ли достижимая в ближайшее время.
      1. +2
        18 июня 2024 06:40
        Спасибо за статью.Обязательно почитаю эту книгу hi
        1. +2
          18 июня 2024 07:09
          Да, книга стоит того, по меньшей мере - размышлений над ней.
          1. +3
            19 июня 2024 12:34
            А вы точно читали книгу???
            Вся книга это героизация убийц ,наркоторговцев,и рецидивистов пошедших "повоевать" на ПОЛГОДА за помилование.
            Самое подлое в этой книге это попытки унизить МОБИЛИЗИРОВАННЫХ простых законопослушных мужиков ,обвинив их по ходу книги в трусости и т.д.
            Мой мобилизированный дядя к примеру там уже 3й год !!!!
            Наверно мой дядя должен был перед мобилизацией кого нибудь убить и съесть,чтобы так же ,6мес и домой с медальками ,почётом и статусом ветерана.
  3. +7
    18 июня 2024 05:37
    Книгу не читал, и скорее всего не буду, поэтому о самой книге ничего написать не могу. Для меня эталоны современной боевой литературы пожалуй останется "Разведбат" и "Я калибр-10". Про людей которые в тяжелые годы для страны шли защищать ее целостность. Которые не бросили армию когда, им даже не платили, для которых присяга еще не пустые слова, а честь и долг был смыслом жизни. О людях у которых был выбор, но не между тюрьмой и свободой, а долгом или увольнением, о тех кто не шел за деньгами, а шел за родину.И сейчас модно по либеральному не помнить той войны, даже двух войн, и мешать всех в один котел, вот все герои, возможно, но мотивы у всех этих людей разные. Поэтому про расписного рецидивиста, который пошел за свободу, деньги, и удостоверение мы пожалуй напишем книгу, а про простого мужика который воюет в таком же горячем месте, у которого нету выбора, пришла повестка он бросил все и пошел, книги писать не так интересно.....
    1. +3
      18 июня 2024 06:05
      Там есть и про простого мужика, Вами упомянутого. Туленков пишет о разных совершенно людях. Тот уж упомянутый мною Ваня простой мужик и есть, реально по глупости попавший в тюрьму. А вообще я не зря вспомнил Вырина из "Станционного смотрителя". Книга именно о маленьком (в пушкинском понимании этого слова) человеке на войне. Не только о зеках. Но и о пятидесятилетнем, например, мужике. отправившемся на СВО, чтобы накопить денег для внучки.
  4. +7
    18 июня 2024 06:01
    От всей души советую автору прочитать и автобиографический роман "Взвод" от Сергея Василевского.

    Он посвящён событиям в Луганске 2014-2015 годов и является по сути боевой хроникой разведвзвода батальона "Заря", где и служил (добровольцем, естественно) автор.

    Роман можно бесплатно прочитать или скачать здесь: https://skald.su/
    Бумажный тираж на средства Сергея тоже выпускался, хоть и небольшой. Но купить ещё можно.

    Роман - буквально зарисовки событий тех лет, никакой выдумки - показаны люди и обстоятельства как они есть.
    1. 0
      18 июня 2024 07:10
      Спасибо! Обязательно прочту.
  5. +7
    18 июня 2024 06:03
    Интересно,как будет реадаптироваться,один из банды Цапков,который,смыл свои преступления кровью и вернулся в родную Кущевку? Он ведь теперь герой?
    1. +2
      18 июня 2024 07:13
      Кто сказал, что он герой. К слову, отморозок, убивший отца-одиночку в банке Волгограда также был на СВО, получил освобождение, но потом сел снова: s_svo_v_sizo_osuzhdennyy_za_smert_volgogradca_melkonyan_snova_pod_strazhey И никаким героем он не стал.
  6. +2
    18 июня 2024 08:15
    Прочитала, заплакала, Игорь, спасибо, честь Вам!

    Знаю.
    1. +3
      18 июня 2024 18:05
      Спасибо за добрые слова! Дай Бог, чтобы наши бойцы, по максимуму, вернулись живыми с фронта.
  7. +3
    18 июня 2024 08:43
    Елена Спартаковна изучала тему реадаптации вернувшихся из Афганистана парней.
    Реадаптацией нужно заниматься не только с вернувшимися с войны но и с остальным населением страны. Тогда и не будет той пропасти между теми кто там был и теми кто там не был. hi
    1. +1
      18 июня 2024 18:06
      Согласен с Вами. Нам нужно учится жить вместе.
  8. +4
    18 июня 2024 08:58
    Нет, всё-таки определённая схожесть есть с персонажами «Взвода» – лучшего американского фильма о войне во Вьетнаме, снятого её ветераном.
    Не соглашусь, лучший фильм о Вьетнамской войне - это «Апокалипсис сегодня» Копполы. "Взвод", несомненно, очень хороший фильм, но первый - это что-то запредельное hi
  9. +6
    18 июня 2024 09:06
    И герои произведения Даниила не должны повторить судьбу описанного Михаилом ветерана, встреченного им в метро. Такие ведь, никому не нужные и, небось, не раз сталкивавшиеся с классическо-чиновничье-равнодушным: «Я вас туда не посылал», по большому счёту либо спивались, либо попадали в криминал.
    Мне кажется, у нас ситуация будет, намного хуже. "Афганцев" и "чеченцев" было существенно меньше, чем нынешних участников СВО. Да и выплат таких не было. Неизвестно, как они к мирной жизни, потом приспособятся, тем более финал этой войны, явно будет не похож на май 45-го. Из истории, скорее всплывают германские "фрайкоры", воинские союзы и тд. Для обычного криминала, слишком много бойцов вернется. Украине такое же грозит, причем в больших масштабах - там экономика, давно уже на подсосе Запада существует. Куда девать этих ветеранов после войны?!
    1. +2
      18 июня 2024 18:12
      Я больше Вам скажу: как Вы думаете, а куда направятся ветераны ВСУ после завершения военных действий? Европа не резиновая. Украинская экономика в состоянии коллапса. Остается... Словом, писал на эту тему: https://topwar.ru/233199-mysli-o-buduschem-otpravjatsja-li-veterany-vsu-na-zarabotki-v-rossiju.html?ysclid=lxkjhimbs5116377995
      1. -1
        20 июня 2024 16:32
        ветераны всу - получат российское гражданство, а с ним и бесплатную медицину.
        потом будут по КВОТАМ вставать в очередь на протезы и лечение.
        и будут отнимать у наших ребят-ветеранов места в больницах.

        с путинской политикой - дадим каждому таджику-негру-украинцу -российское гражданство за просто так =именно так и будет всё.
  10. +2
    18 июня 2024 10:58
    Цитата: Стирбьорн
    Куда девать этих ветеранов после войны?

    В Африку негров спасать smile
    1. +2
      18 июня 2024 18:14
      "Африканский корпус" - насколько я понял, создаваемый на базе "Вагнера", все-таки численно ограничен, учитывая сложности логистики и специфики местной изменчивой политической конъюнктуры . Но, конечно, ветераны будут его фундаментом.
  11. +7
    18 июня 2024 15:52
    Знаю несколько случаев с такими вот "шторм z". Один имел одну-две судимости за кражи, после 6 месяцев на СВО, снова залез в магазин, вынес сейф. Другой сидел по 105 или 111 где ч. 4 . После 6 месяцев на СВО, по пьяне отрихтовал знакомого арматурой, знакомый не выжил. Я к тому, что большинство таких вот "ветеранов" возьмутся за старое. Ни к чему им ваша адаптация, они и раньше выходили " за рамки" без особых терзания, а после пребывания на СВО их тем более ничего не остановит. Плюс они на свободе, с какими-то деньгами и чистой биографией по линии МВД. Повторюсь, речь не обо всех, но о большинстве. Не исключаю всплеск преступности по городам и весям по окончанию боевых действий.
    1. 0
      27 июня 2024 08:59
      Плюс они на свободе, с какими-то деньгами и чистой биографией по линии МВД. биографию чистой по линии МВД делает только смерть.

      Не исключаю всплеск преступности по городам и весям по окончанию боевых действий. - обязательно будет. Как и после ВОВ, Афгана и ПЧВ.
  12. +5
    18 июня 2024 16:12
    Что еще хотелось бы добавить. На мой взгляд сложилась довольно несправедливая ситуация. Зэк отбывает наказание, у зэка был выбор сидеть дальше или ехать на СВО. Зэк "искупает кровью" полгода, ну может несколько больше, и ему возвращают свободу. Смотрим по мобилизованным. Они не нарушали закон, у них не было выбора, их позвала Родина, окончание мобилизации неизвестно. Есть только краткосрочные отпуска. Вот такой расклад... Может, я что-то не знаю, не понимаю, поправьте. На истину в последней инстанции не претендую. Но вот как-то так.
    1. +8
      18 июня 2024 18:00
      Рус_80 (Руслан)
      Может, я что-то не знаю, не понимаю, поправьте.
      Поправлю. Дело в том, что мобиков стараются (ну как могут) беречь, а вот "Шторм Z" это в первую очередь штурмовики, впрочем большинство добровольцев тоже в основном это штурма. А штурма это практически смертники ну примерно 70-90 процентов из них. Говорю вам это из личного опыта (спецназ Ахмат).
      Имел я возможность пообщаться с ними один день перед тем как нас на Клещеевку кинули, фактически на убой. Разные там есть, я к ним в душу не лез, но вот то, что пацаны с нами поделились продуктами, водой и бк, которыми нас наш командир не удосужился обеспечить, дорогого стоило. Человеки они разные бывают, кто-то потом и за ум возьмётся, а кто-то обратно за старое. Что поделать, такова природа человека. Но вот когда смерть в глаза видишь в мозгах кое-что меняется, так что я думаю многие из них на скользкий путь не вернутся. Да и на сколько я помню в годы ВОВ зекам тоже давали шанс реабилитироваться.
      1. +3
        18 июня 2024 18:19
        "но вот то, что пацаны с нами поделились продуктами, водой и бк, которыми нас наш командир не удосужился обеспечить" Удивлен, мне казалось "Ахмат" хорошо обеспечен. Но реалии как всегда, насколько я понял, отличаются от рекламных роликов. Помню, в начале СВО было много видеоматериалов об "Ахмате". Поражала их классная экипировка и пр.
        1. +4
          18 июня 2024 23:03
          Тут я наверно не совсем правильно выразился. И с продовольствием и с экипировкой и с бк у нас проблем в Ахмате не было. НО, вот когда нас подняли по тревоге 07,07.2023 и срочно кинули сначала в Зайцево (где мы со "Шторм Z" и пересеклись), то нам выдали по паре маргаринов(это не продукт если что, а комплект патронов в упаковке для четырех магазинов). Ни воды, ни продуктов мы взять просто не успели. Нас в авральном порядке бросили сначала в Зайцево, а ночью на 08.07.23 завели в Клещеевку, где наши "доблестные" десантники бросили свои позиции(по крайней мере нам так объявил Апти Алаутдинов).
          А вот наш непосредственный комроты(уро*д), вот он не удосужился нас ничем обеспечить. В первые сутки у нас не было даже эвакуации и мы потеряли с десяток пацанов, которые за ночь превратились из 300 в 200. В итоге бк собирали из того, что там наши побросали, продукты тоже, а вот с водой была полная опа, трое суток практически без воды. Пили только то, что удавалось из-под дождя собрать.
          1. 0
            19 июня 2024 08:55
            Спасибо за ответ. Скажите, а по возвращение реадаптация с Вами проводилась? Работа военных психологов, предложение Вам работы по Вашей специальности, льготные условия поступления в Вуз и пр.
            1. +3
              19 июня 2024 13:50
              Я бы ответил вам, но вся проблема в том, что по прошествии практически года после ранения я еще не уволен из рядов вооруженных сил (хотя контракт в Ахмате 3-х месячный). Дело в том, что сначала валялся в пяти госпиталях, потом аж ДВА (зачем два не знаю) отпуска по ранению. Незаконное увольнение (как потеряшку, ни один госпиталь не сообщил в часть, что я жив), потом восстановление в части для прохождения ВВК на предмет дальнейшей годности к службе. И вот уже пол года как не могу пройти эту самую ВВК. Почему не могу, долго рассказывать.
              Так что на сегодняшний день я вроде как на реабилитации по ранению, но вот никакой реабилитации пока не уволюсь по факту не будет. Отправить могут только в госпиталь из которого меня и выписали. А смысл?
              Вот такой у нас бардак. Могу долго и нудно рассказывать про бардак, но это и правда долго. Скажу так, я не столько с укропами воевал, сколько уже здесь с нашими чиновниками. request
              1. +1
                19 июня 2024 17:45
                Восстановления здоровья Вам и сил!
                1. +1
                  19 июня 2024 17:55
                  Спасибо большое! Духом не падаю, да и не с руки мне после всего что пережил.
      2. 0
        19 июня 2024 20:22
        Прекрасно!!
        Может ,на СВО оставим только героический шторм Z и "спецназ" Ахмат???
        Ведь только на этих двух подразделениях держится фронт.А "бесполезных ","трусливых "
        мобилизированных домой к семьям отправим.
        1. +1
          19 июня 2024 22:06
          Я разве писал, что СВО держится только на нас? Я всего лишь написал, что добровольцев и зеков чаще кидают на штурма, чем других. Есть сомнения, докажите мне обратное, но только после личного посещения вами участкового военкомата. Разговор окончен, мне с диванными спорить не о чем.
          1. 0
            20 июня 2024 06:58
            1)Да, ты писал.Перечитай свои же посты.
            2) Смешно читать дешёвые понты от человека ,который пошёл в "Ахмат " под руководство "бывших" ваххабитов в надежде "повоевать" 3 мес вместо бессрочной мобилизации.....Но не прокатило и тут кинули..
  13. +3
    18 июня 2024 16:22
    "Повторюсь, речь не обо всех, но о большинстве"

    В сообщении уже не исправить, поэтому так отредактирую. С большинством, погорячился. По крайней мере надеюсь. Но все же таких будет много. И хорошо, если не на творят чего-то серьёзного, с большим общественным резонансом. Буду только рад, если их "адаптационеый период" пройдет относительно безболезненно как для них самих, так и для окружающих.
  14. +5
    18 июня 2024 22:45
    Интересно, а автор хорошо знаком с биографией своего нового героя? Ну кроме участия в СВО конечно.

    Имя Даниял Туленков автору ничего не напоминает? Некий татарин-националист, ярый мусульманин, один из активных авторов одного, давно запрещенного, экстремистского кавказкого сайта. С 2005 года активно разъяснял там всю убогость русской культуры. Года с 2017-го исчез и появился вдруг Даниил Юрьевич, бизнесмен и как выяснилось мошенник. После первой судебной истории в 2019 году получил 4 года условно, но вместо того чтоб тихо радоваться привычно начал хайпить в СМИ на притеснения. Успешно привлек к себе внимание других своих обманутых клиентов и в итоге в 2022 году вместо оправдания получает уже 7 лет общего режима. Тут наш писатель переобувается в Н-надцатый раз и отправляется на СВО защищать интересы России. Сумел выжить и получить помилование по окончании контракта. Теперь бесплатно рекламируется нашими как бы патриотами.

    Я конечно могу ошибаться в каких то деталях биографии Туленкова, все ж таки с чужих слов, может кто то и преувеличил негативные моменты. Хотелось бы в таком случае увидеть пояснения или поправки от автора статьи. А то очень уж специфический список героев представляет нам господин Ходаков в каждой своей очередной статье на этом сайте.
    1. 0
      19 июня 2024 08:50
      В числе героев моих статей генералы Апанасенко (герой Великой Отечественной), участник Парада Победы генерал Варенников, маршал Устинов, советский контр-адмирал Немитц, прототип Рощина генерал Шиловский. Какие из перечисленных героев моих статей Вам видятся специфическими?
      Что касается Туленкова. Я ему не судья. Это первое. Второе. Человеку свойственно меняться. Напомню, что оба Кадырова далеко не на нашей стороне были в первую Чеченскую кампанию. И? Или я писал в свое время о генерал Крузе – сначала колчаковском, а потом советском генерале – участнике Великой Отечественной. В третьих, тема статье посвящена маленькому – Вырину XXI века – человеку на войне; проблеме, остро стоящей перед обществом, реадаптации ветеранов, а не копанию в биографии Туленкова.
      1. +3
        19 июня 2024 21:20
        Цитата: Игорь Ходаков
        Что касается Туленкова. Я ему не судья. Это первое. Второе. Человеку свойственно меняться.

        Вы полагаете что с 9 до 14 человек - негодяй и , а вот с 15 до 19 - достойный и порядочный человек? Нет, так это не работает. То что конкретный человек негодяй и мошенник установил суд, причем с запасом установил. А вот того что он вдруг стал достойным человеком, пока никто кроме маркетинга его издателя не заметил. А копаться в биографии полезно, например что бы не призывать людей верить на слово и делать выводы опираясь на красивые сочинения заведомого вруна и мошенника.
        1. 0
          20 июня 2024 08:25
          Где именно он врет в упомянутой книге? - речь именно о вранье, а не субъективной оценке событий и персоналий, свойственной абсолютно любым мемуарам.
          1. 0
            20 июня 2024 21:18
            Цитата: Игорь Ходаков
            Где именно он врет в упомянутой книге?

            Понятия не имею где именно врет и сколько там в процентах правды или вранья. Но я и пяти копеек не поставлю на то что в книге правда и одна только правда. Вы требуете верить на слово человеку сделавшему обман основным источником своих доходов ранее. Это выглядит наивным до невероятности.
    2. 0
      19 июня 2024 16:08
      [quote] Интересно, а автор хорошо знаком с биографией своего нового героя? Ну кроме участия в СВО конечно [/quote
      а почитайте книгу и еще - обратите внимание на ее название!
      1. +3
        19 июня 2024 21:22
        Цитата: Владимир80
        а почитайте книгу и еще - обратите внимание на ее название!

        Я Туленкова еще в телеге читал, пока он свой канал не грохнул. Пишет гладко. Ведь хорошо подвешенный язык главный инструмент разводилы и мошенника.
        1. -2
          20 июня 2024 12:50
          Причем тут телега Туленкова? Я писал о героях его книги, которые по меньшей мере заслуживают упоминания и внимания в целом. Хотя бы потому, что они - как и Туленков - непростая часть общества.
  15. +1
    20 июня 2024 16:33
    Прочтите "Ихтамнеты " Булата Арсала, единственная книга о нас , донецких мобиках.
    1. 0
      21 июня 2024 07:09
      Спасибо за рекомендацию. Прочту обязательно.
  16. 0
    21 июня 2024 15:12
    Хватит героизировать зэков пошедших на сво.Родной брат тестя моего брата по пьянке убил свою мать.Просто запинал.Дали 12 лет.Отсидел два года и пошёл на сво.Обещает вернуться.Хотя его брат, тесть моего брата точит топор.Ну кому это надо.В штрафбате таким место..
  17. +1
    25 июня 2024 22:11
    Выяснилось, что Ваня пограничник, и по новым гуфсиновским правилам он был отправлен отбывать наказание в ИК-13 [«тринашка» – исправительная колония общего режима для бывших сотрудников] в Нижнем Тагиле.

    Для Вани, никогда не выезжавшего из своей деревни, это был стресс.


    У автора книги Ваня год или два охранял границу своей деревни?
  18. 0
    5 июля 2024 20:33
    "в отличие от распиаренной «Зулейха открывает глаза» и солженицынщины".
    Здесь автор изящно пукнул в лужу.

    Осознанно или нет, он наводит тень уныло-пошлой русофобки "зулейхи", на всё творчество Солженицина.

    Так делают в основном любители сионистов.
    Солженицина можно критиковать за многое, но не за любовь к сионистам и их приспешников.