The Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) intercontinental cruise missile project (USA. 1957-1964 year)

0
In 50, the dream of omnipotent atomic energy (atomic cars, airplanes, spacecraft, atomic everything and everyone) was already shaken by the awareness of the danger of radiation, but it was still in the minds. After the launch of the satellite, the Americans were concerned that the Soviets could be ahead not only in missiles, but also in antimissiles and in the Pentagon they came to the conclusion that it was necessary to build an unmanned atomic bomber (or missiles) that could overcome air defense at a low altitude. What they came up with was called SLAM (Supersonic Low-Altitude Missile), a supersonic low-altitude rocket that was planned to be equipped with a direct-flow nuclear engine. The project was named "Pluto".

The Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) intercontinental cruise missile project (USA. 1957-1964 year)

A rocket-sized locomotive was supposed to fly at an ultra-low height (just above the treetops) with a triple speed of sound, scattering hydrogen bombs along the way. Even the power of the shock wave from its span should have been sufficient to kill people nearby. In addition, there was a small problem of radioactive fallout - the exhaust of the rocket, by itself, contained fission products. An ingenious engineer suggested turning this clear flaw in peacetime into an advantage in the event of war — it had to continue to fly over the Soviet Union after the exhaustion of the ammunition was exhausted (until self-destruction or extinction of the reaction, that is, virtually unlimited time).

Work began on 1 on January 1957 of the Year in Livermore, California. The project immediately faced technological difficulties, which is not surprising. The idea itself was relatively simple: after acceleration, the air itself is sucked into the air intake in front, heated and ejected behind the exhaust jet, which gives traction. However, using a nuclear reactor instead of chemical fuel for heating was fundamentally new and required the development of a compact reactor, not surrounded by hundreds of tons of concrete as usual, and capable of withstanding thousands of miles of targets in the USSR. To control the direction of the flight, steering motors were needed that could operate in a red-hot state and in conditions of high radioactivity. The need for a long flight with an M3 speed at an ultra-low altitude required materials that would not melt or collapse under such conditions (according to calculations, the pressure on the rocket should have been 5 times the pressure on the supersonic X-15).


For acceleration up to the speed at which the ramjet engine will start working, several conventional chemical accelerators were used, which were then undocked, as in space launches. After the launch and departure from populated areas, the rocket had to turn on the nuclear engine and circle the ocean (it was not necessary to worry about fuel), waiting for an order to accelerate to the M3 and flight to the USSR.

Like the modern "Tomahawks", she flew, following the terrain. Due to this and tremendous speed, it had to overcome air defense targets that were inaccessible to existing bombers and even ballistic missiles. The project manager called the rocket "flying crowbar", referring to its simplicity and high strength.

As the efficiency of a ramjet engine grows with temperature, the 500-MW reactor, called the Tory, was designed very hot, with an operating temperature at 2500F (more than 1600C). The Coors Porcelain Company porcelain company was tasked with making 500000 ceramic pencil-like ceramic fuel cells that were able to withstand this temperature and ensure uniform distribution of heat inside the reactor.

For plating the rear of the rocket, where the maximum temperatures were expected, various materials were tried. The design and manufacturing tolerances were so narrow that the cladding plates had a spontaneous combustion temperature of just 150 degrees above the maximum design temperature of the reactor.

The assumptions were many and it became clear the need to test a full-sized reactor on a fixed platform. For this purpose, a special 401 polygon was built on 8 square miles. Since the reactor was supposed to become highly radioactive after start-up, a fully automated railway branch delivered it from the inspection site to the disassembly workshop, where the radioactive reactor was to be remotely disassembled and investigated. Scientists from Livermore watched the process on television from a barn located far from the landfill and equipped, just in case, with a two-week supply of food and water.

Only for the extraction of material for the construction of the disassembly workshop, the thickness of the walls of which ranged from 6 to 8 feet, the US government bought the mine. A million pounds of compressed air (for simulating the flight of a reactor at high speed and launching the RX) was accumulated in special tanks with a total length of 25 miles and pumped by giant compressors that were temporarily taken from the submarine base in Groton, Connecticut. The 5-minute test at full power required a ton of air per second, which was heated to temperature in 1350F (732C) by passing four steel tanks filled with 14 with millions of steel balls that were heated by burning oil. However, not all components of the project were colossal - installing the final measuring instruments inside the reactor during installation had to be done by a miniature secretary, since the technicians did not fit through there.


During the first 4, the main obstacles were gradually overcome. After experiments with different coatings, which were supposed to protect the covers of the electric motors of the rudders from the heat of the exhaust jet, a suitable paint for the exhaust pipe was found by advertising in the Hot Rod magazine. Struts were used during the assembly of the reactor, which then had to evaporate when it was started. A method was developed to measure the temperature of the plates by comparing their color with a calibrated scale.

In the evening of 14 May 1961, the world's first atomic PRD, mounted on a railway platform, turned on. The Tory-IIA prototype worked for only a few seconds and developed only a fraction of the calculated power, but the experiment was recognized as completely successful. Most importantly, it did not catch fire or collapse, as many had feared. Work began immediately on the second prototype, lighter and more powerful. Tory-IIB did not go beyond the drawing board, but three years later Tory-IIC worked 5 minutes at full power in 513 megawatts and provided thrust in 35000 pounds; the radioactivity of the jet was less than expected. Dozens of Air Force officials and generals watched the launch from a safe distance.

They celebrated their success by setting the piano from the women's dormitory of the laboratory to a truck and going to the nearest town, where there was a bar, singing songs. The project manager on the road accompanied the piano.

Later in the laboratory, work began on the fourth prototype, more powerful, lighter and compact enough for a test flight. They even started talking about Tory-III, which will reach four times the speed of sound.

At the same time, the Pentagon began to doubt the project. Since the rocket was supposed to be launched from the territory of the United States and it had to fly through the territory of NATO members for maximum secrecy before the attack began, it was understood that it was no less a threat to the allies than to the USSR. Even before the attack, “Pluto” would stun, cripple and irradiate our friends (the volume of Pluto flying overhead was estimated at 150 dB, for comparison, the volume of the Saturn V rocket, which launched the Apollo to the Moon, was 200 dB at full power). Of course, broken eardrums will seem just a minor inconvenience if you find yourself under a flying rocket that literally bakes chickens in the yard of the farm on the fly.

Although the inhabitants of Livermore rested on the speed and impossibility of intercepting the missile, military analysts began to doubt that such a large, hot, noisy and radioactive weapon may go unnoticed for long. In addition, the new Atlas and Titan ballistic missiles reached the target for hours before the flying reactor at a price of 50 million dollars apiece. The fleet, which was initially going to launch “Pluto” from submarines and ships, also began to lose interest in it after the appearance of the Polaris rocket.

But the last nail in the lid of the coffin of "Pluto" was the simplest question that no one thought about before - where to test a flying nuclear reactor? “How do you convince bosses that a rocket will not get off course and fly through Las Vegas or Los Angeles like a flying Chernobyl?” Asks Jim Hadley, one of the physicists who worked in Livermore. One of the proposed solutions was a long leash, like model aircraft, in the Nevada desert. (“It would have been another leash,” Hadley remarks dryly.) A more realistic proposal was the flight of “eights” around Wake Island, US territory in the Pacific, and the subsequent rocket flooding at a depth of 20000 feet, but by that time radiation was enough feared.

1 July 1964, seven and a half years after the start, the project was closed. The total cost was $ 260 million dollars not yet depreciated at the time. At its peak, 350 people were working on it in the lab and 100 at the 401 test site.


*************************************************************************************

Calculated tactical and technical characteristics: length-26,8 m, diameter-3,05 m, weight-28000 kg, speed: at a height of 300 m-3М, at a height of 9000 m-4,2М, ceiling-10700 m, range: at a height of 300 m - 21300 km, at an altitude of 9000 m - more than 100000 km, warhead - from 14 to 26 thermonuclear warheads.



The rocket had to be launched from a ground-based launcher using solid-fuel boosters, which had to work until the rocket reached a speed sufficient to launch an atomic once-through engine. The design was wingless, with small carinae and small horizontal plumage located according to the duck pattern. The rocket was optimized for low-altitude flight (25-300 m) and was equipped with a terrain following system. After launch, the main flight profile was supposed to take place at an altitude of 10700 m with a speed of 4M. The effective range at high altitude was so long (on the order of 100000 km) that a rocket could perform long patrols before a command was given to interrupt its mission or continue flight to a target. Flying into the enemy’s air defense area, the rocket dropped to 25-300 m and included a system for following the relief. The warhead of the missile was to be equipped with thermonuclear warheads in the amount of 14 to 26 and shoot them vertically up when flying over the set targets. Along with warheads, the missile itself was a formidable weapon. When flying with a speed of 3M at an altitude of 25 m, the strongest sound strike can cause great damage. In addition, atomic send leaves a strong radioactive trace on the territory of the enemy. Finally, when the warheads were consumed, the rocket itself could crash into the target and leave a powerful radioactive contamination from the broken reactor.

The first flight was to take place in the 1967 year. But by 1964, the project began to raise serious doubts. In addition, there were ICBMs that could more effectively accomplish the task.
Our news channels

Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

"Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar people (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned), Kirill Budanov (included to the Rosfinmonitoring list of terrorists and extremists)

“Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; Mikhail Kasyanov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

В 50-х годах мечта о всесильной атомной энергии (атомных автомобилях, самолётах, космических кораблях, атомном всё и вся) уже была поколеблена осознанием опасности радиации, но всё ещё витала в умах. После запуска спутника американцы обеспокоились тем, что Советы могут быть впереди не только в ракетах, но и в противоракетах, и в Пентагоне пришли к выводу о необходимости постройки беспилотного атомного бомбардировщика (или ракеты), который сможет преодолевать ПВО на низкой высоте. То, что они придумали, назвали SLAM (Supersonic Low-Altitude Missile) – сверхзвуковая низковысотная ракета, которую планировалось оснастить прямоточным ядерным двигателем. Проект получил название «Плутон».

Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

Ракета размером с локомотив должна была лететь на сверхнизкой высоте (чуть выше верхушек деревьев) с трёхкратной скоростью звука, разбрасывая водородные бомбы по пути. Даже мощность ударной волны от её пролета должна была оказаться достаточной для гибели людей поблизости. К тому же, существовала небольшая проблема радиоактивных осадков – выхлоп ракеты, само собой, содержал продукты деления. Один остроумный инженер предложил превратить этот явный недостаток в мирное время в преимущество в случае войны – она должна была продолжать летать над Советским Союзом после исчерпания боекомплекта (до саморазрушения или угасания реакции, то есть практически неограниченное время).

Работы начались 1 Января 1957 года в Ливерморе, Калифорния. Проект сразу столкнулся с технологическими сложностями, что неудивительно. Идея сама по себе была относительно простой: после разгона воздух сам собой засасывается в воздухозаборник впереди, нагревается и выбрасывается сзади выхлопной струёй, которая и даёт тягу. Однако использование ядерного реактора вместо химического топлива для нагрева было фундаментально новым и требовало разработки компактного реактора, не окруженного, как обычные, сотнями тонн бетона и способного выдержать полёт в тысячи миль до целей в СССР. Для контроля направления полёта были нужны рулевые моторы, способные работать в раскалённом докрасна состоянии и в условиях высокой радиоактивности. Необходимость длительного полёта со скоростью М3 на сверхмалой высоте требовала материалов, которые не расплавятся и не разрушатся в таких условиях (по расчётам, давление на ракету должно было быть в 5 раз больше давления на сверхзвуковую X-15).


Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

Для разгона до скорости, на которой начнёт работать прямоточный двигатель, применялись несколько обычных химических ускорителей, которые потом отстыковывались, как на космических запусках. После старта и ухода из населённых районов ракета должна была включить ядерный двигатель и кружить над океаном (о топливе можно было не беспокоиться), ожидая приказа для разгона до М3 и полёта к СССР.

Как и современные «Томагавки», она летела, следуя рельефу местности. Благодаря этому и огромной скорости, она должна была преодолеть ПВО целей, недоступных для существовавших бомбардировщиков и даже баллистических ракет. Руководитель проекта называл ракету «летающим ломом», имея в виду её простоту и высокую прочность.

Поскольку КПД прямоточного двигателя растет с температурой, 500-МВт реактор под названием «Тори» проектировался очень горячим, с рабочей температурой в 2500F (более 1600С). Компании по производству фарфора Coors Porcelain Company была поставлена задача сделать около 500000 керамических топливных элементов, похожих на карандаши, которые должны были выдержать такую температуру и обеспечить равномерное распределение тепла внутри реактора.

Для обшивки задней части ракеты, где температуры ожидались максимальными, пробовались различные материалы. Допуски при проектировании и изготовлении были столь узкими, что плиты обшивки имели температуру самовозгорания всего на 150 градусов выше максимальной расчетной температуры работы реактора.

Допущений было много и стала ясной необходимость испытания полноразмерного реактора на неподвижной платформе. Для этого построили специальный полигон 401 на 8 квадратных милях. Так как реактор должен был стать сильно радиоактивным после запуска, полностью автоматизированная ж/д ветка доставляла его от места проверки до цеха разборки, где радиоактивный реактор должны были дистанционно разобрать и исследовать. Учёные из Ливермора наблюдали за процессом по телевидению из сарая, расположенного далеко от полигона и снабжённого, на всякий случай, убежищем с двухнедельным запасом еды и воды.

Только для добычи материала для постройки цеха разборки, толщина стен которого составляла от 6 до 8 футов, правительство США купило шахту. Миллион фунтов сжатого воздуха (для симуляции полёта реактора на большой скорости и запуска ПРД) был накоплен в специальных резервуарах общей длиной 25 миль и нагнетался гигантскими компрессорами, которые на время взяли с базы подводных лодок в Гротоне, Коннектикут. Для 5-минутного теста на полной мощности требовалось тонна воздуха в секунду, которую подогревали до темепературы в 1350F (732С) прохождением сквозь наполненные 14 миллионами стальных шариков четыре стальные резервуара, которые разогревали сжиганием нефти. Однако, не все составляющие проекта были колоссальными – устанавливать финальные измерительные инструменты внутрь реактора во время монтажа пришлось миниатюрной секретарше, так как техники туда не пролезали.

Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

За первые 4 года постепенно были преодолены основные препятствия. После экспериментов с разными покрытиями, которые должны были защищать кожухи электромоторов рулей от жара выхлопной струи, по рекламе в журнале Hot Rod была найдена подходящая краска для выхлопной трубы. Во время сборки реактора использовались распорки, которые затем должны были испариться при его запуске. Был разработан способ измерения температуры плит сравнением их цвета с откалиброванной шкалой.

Вечером 14 Мая 1961 года первый в мире атомный ПРД, смонтированный на ж/д платформе, включился. Прототип Tory-IIA проработал всего несколько секунд и развил только часть расчётной мощности, но эксперимент признали полностью успешным. Самое главное, он не загорелся и не разрушился, как опасались многие. Сразу началась работа над вторым прототипом, легче и мощнее. Tory-IIB не вышел за пределы чертёжной доски, но ещё спустя три года Tory-IIC проработал 5 минут на полной мощности в 513 мегаватт и обеспечил тягу в 35000 фунтов; радиоактивность струи оказалась меньше ожидаемой. За запуском с безопасной дистанции наблюдали десятки официальных лиц и генералов ВВС.

Успех отпраздновали, установив пианино из женского общежития лаборатории на грузовик и отправившись в ближайший город, где был бар, распевая песни. Руководитель проекта по дороге аккомпанировал на пианино.

Позже в лаборатории начались работы над четвёртым прототипом, ещё мощнее, легче и достаточно компактным для тестового полёта. Начали говорить даже о Tory-III, который достигнет четырёхкратной скорости звука.

В то же время в Пентагоне начали сомневаться в проекте. Поскольку ракету предполагалось запускать с территории США и она должны была лететь по территории членов НАТО для максимальной скрытности до начала атаки, пришло понимание того, что она является не меньшей угрозой для союзников, чем для СССР. Ещё до начала атаки «Плутон» оглушит, покалечит и облучит наших друзей (громкость пролетающего над головой Плутона оценивалась в 150 дБ, для сравнения громкость ракеты Сатурн V, которая запускала «Аполлоны» на Луну, составляла 200 дБ на полной мощности). Конечно, разорванные барабанные перепонки покажутся всего лишь незначительным неудобством, если вы окажетесь под такой пролетающей ракетой, которая буквально печёт цыплят во дворе фермы на лету.

Хотя обитатели Ливермора упирали на быстроту и невозможность перехвата ракеты, военные аналитики стали сомневаться, что такое большое, горячее, шумное и радиоактивное оружие может остаться незамеченным надолго. К тому же, новые баллистические ракеты «Атлас» и «Титан» достигнут цели на часы раньше летающего реактора ценой в 50 миллионов долларов за штуку. Флот, который сначала собирался запускать «Плутоны» с подлодок и кораблей, тоже начал терять к нему интерес после появления ракеты «Полярис».

Но последним гвоздём в крышку гроба «Плутона» стал простейший вопрос, о котором никто не подумал раньше – где испытывать летающий ядерный реактор? «Как убедить начальство, что ракета не собьётся с курса и не пролетит сквозь Лас-Вегас или Лос-Анджелес, как летающий Чернобыль?» - спрашивает Джим Хэдли, один из физиков, работавший в Ливерморе. Одним из предложенных решений был длинный поводок, как у авиамоделей, в пустыне Невада. («Это был бы тот ещё поводок», сухо замечает Хэдли.) Более реалистичным предложением был полёт «восьмёрками» около острова Уэйк, территории США в Тихом океане, и последующее затопление ракеты на глубине в 20000 футов, однако к тому времени радиации уже достаточно боялись.

1 Июля 1964 года, спустя семь с половиной лет после начала, проект был закрыт. Общая стоимость составила $260 миллионов ещё не обесцененных долларов того времени. В пике над ним работало 350 человек в лаборатории и ещё 100 на полигоне 401.

Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

*************************************************************************************

Расчётные тактико-технические характеристики : длина-26,8 м, диаметр-3,05 м, вес-28000 кг, скорость : на высоте 300 м-3М, на высоте 9000 м-4,2М, потолок-10700 м, дальность : на высоте 300 м - 21300 км, на высоте 9000 м - более 100000 км, боевая часть - от 14 до 26 термоядерных боевых блоков.


Проект межконтинетальной крылатой ракеты Ling-Temco-Vought SLAM (Pluto) (США. 1957-1964 год)

Ракета должна была запускаться с наземной пусковой установки с помощью твердотопливных ускорителей, которые должны были работать пока ракета не достигнет скорости достаточной для запуска атомного прямоточного двигателя. Конструкция была бескрылой, с небольшими килями и небольшим горизонтальным оперением расположенным по схеме утка. Ракета была оптимизирована для полёта низкой высоте (25-300 м) и была оборудована системой следования по рельефу местности. После запуска основной профиль полёта должен был проходить на высоте 10700 м со скоростью 4М. Эффективная дальность на большой высоте была настолько большой (порядка 100000 км), что ракета могла бы совершать длительное патрулирование, прежде чем будет дана команда прервать свою миссию или продолжать полёт к цели. Подлетая в району ПВО противника ракета снижалась до 25-300 м и включала систему следования по рельефу. Боевая часть ракеты должна была оснащаться термоядерными боеголовками в количестве от 14 до 26 и выстреливать их вертикально вверх при пролёте на заданными целями. Наряду с боеголовками ракета сама по себе была грозным оружием. При полёте со скоростью 3М на высоте 25 м сильнейший звуковой удар может вызвать большие разрушения. Кроме того атомный ПРД оставляет сильный радиоактивный след на территории противника. Наконец ,когда боеголовки были бы израсходованы, ракета сама могла врезаться в цель и оставить мощное радиоактивное заражение от разбитого реактора.

Первый полёт должен был состояться в 1967 году. Но уже к 1964 году проект стал вызывать серьёзные сомнения. К тому же появились МБР,которые могли гораздо эффективнее выполнить поставленную задачу.
Первоисточник: http://raigap.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. crambol 20 февраля 2013 20:34
    Только изощренные садисты могли такое придумать!
    1. Blad_21617 21 февраля 2013 07:22
      а кто они еще? ни чего с тех пор не поменялось.иной раз думаешь лучше бы карибский кризис закончился ядерной бомбардировкой США... такая бесполезная нация хуже фашистов..
    2. почтальон 21 февраля 2013 17:51
      Цитата: crambol
      Только изощренные садисты могли такое придумать!

      ?
      РД-0410 (Индекс ГРАУ - 11Б91) КБ «Химавтоматика»,реактор «Иргит» и «ИР-100

      1953 год — Постановление Правительства СССР по созданию «крылатых ракет с прямоточным двигателем с использованием атомной энергии»
      1972 год — Физический пуск реактора ИВГ на комплексе «Байкал
      1978 год — Энергетический пуск первого реактора ЯРД 11Б91

      Огневые испытания реактора на Семипалатинском ядерном полигоне


      Постановление ЦК и СМ СССР № 711-339 от 30.06.1958 г. коллектив ОКБ-670 получил задание на предварительные работы по созданию ядерного реактивного двигателя для перспективных космических ракет и МБР

      В 1960 г. был выпущен эскизный проект, предусматривавший два варианта (наземного и высотного старта) атомного двигателя с тягой 150 тс. В качестве рабочего тела применялся аммиак.

      1960 г. технические требования изменились, и ОКБ-670 была поручена разработка эскизного проекта АРД с тягой 300…400 тс (рабочее тело - жидкий водород). В 1960-1961 гг. эскизный проект двигателя АРД-200 (шифр "021") для ракеты-носителя Н-1 ("лунная" программа) был выпущен и передан "королевскому" ОКБ-1. В январе 1962 г. техническая готовность проекта составила 40 %. Далее было решено продолжать работы по АРД с тягой 30-40 тс (двигатель получил наименование АРД-3). Работы по теме РД-021, продолжавшиеся еще несколько лет, не были реализованы, однако выполненные коллективом ОКБ-670 исследования имели большое значение для развития науки и техники.

      1961 г. работы по двигателю, получившему наименование ЭЯРД-6 (шифр "022"),



      2 февраля 1956 года. СССР, район Приаральских Каракумов
      Рискованный ядерный эксперимент - полномасштабное испытание первого советского ракетного комплекса, оснащенного ядерной боеголовкой. Ракета Р-5М была запущена с полигона Капустин Яр. Через 11 минут головная часть ракеты с плутониевым ядерным зарядом, пролетев через космос почти 1200 километров, взорвалась на земле в районе Приаральских Каракумов. Вскоре район взрыва был обнесен колючей проволокой и длительное время охранялся, чтобы исключить проникновение людей в опасную зону (Испытания ядерного оружия, 1996).
      почтальон
  2. Rrrrr 21 февраля 2013 00:51
    Очень близко к идеальному оружию, очень жаль , что такая идея не родилась в свое время в союзе в 60х . Довели бы до ума
    Rrrrr
  3. kavad 21 февраля 2013 10:39
    «Как убедить начальство, что ракета не собьётся с курса и не пролетит сквозь Лас-Вегас или Лос-Анджелес, как летающий Чернобыль?» - спрашивает Джим Хэдли, один из физиков, работавший в Ливерморе.
    1964 год. Как-то рановато для Чернобыля!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня