Советские ЗРК семейства СА-75 и С-75, а также их иностранные копии

50
Советские ЗРК семейства СА-75 и С-75, а также их иностранные копии

«Военное обозрение» во многом является открытой дискуссионной площадкой, на которой зарегистрированный посетитель сайта может оставить комментарий к публикации. Как и на других интернет-ресурсах, комментарии бывают разные: умные, компетентные, грамотные или не очень. Всё зависит от интеллектуального и культурного уровня пользователя, его знаний в том или ином вопросе.

Нет ничего удивительного и предосудительного в том, что человек с профильным гражданским образованием, служивший срочную танкистом или сапёром, а то и не служивший вовсе, пишет спорные посты, касающиеся узкоспециализированных тем: боевой авиации, систем противовоздушной обороны, флота или ракетных войск стратегического назначения.



К счастью, на сайт нередко заходят профессионалы, отдавшие большую часть своей жизни военной службе, оборонной промышленности и науке, которые, естественно, не разглашая закрытых данных, могут поправить тех, кто допускает ошибочные высказывания.

Совсем по-другому дело обстоит с постоянными авторами «Военного обозрения». На мой взгляд, совершенно недопустимо, когда некоторые авторы, не являясь специалистами в какой-то области, очень недобросовестно относятся к сбору материала, что в итоге ведёт к появлению публикаций, содержащих искаженную информацию. Безусловно, каждый может допустить ошибку, но когда вся статья является «ошибкой» и формирует у малокомпетентного читателя ложное представление по какому-то вопросу – это наносит огромный ущерб репутации сайта.

Например, какое-то время назад из публикации автора, регулярно пишущего для «Военного обозрения», я с удивлением узнал, что истребитель Су-27П в наших ВВС появился позже, чем Су-30. Этот же в целом неплохой автор, публикующий около сотни статей в год, которые имеют большое количество просмотров, вдруг взялся описывать боевое применение ЗРК семейства С-75 и зарубежные варианты этого комплекса. В результате читатели имели удовольствие прочесть такое:

даже в 60-е годы ликвидация ЗРК была серьезным заданием. Достаточно вспомнить американский черный день 27 июля 1965 года, когда группа F-105 на малой высоте, вне расчетной видимости радаров С-75, подошла к району, где уже были сбиты три «Фантома». Но вместо С-75 обнаружили засаду из большого количества автоматических пушек…

Или такое:

копия С-75 – это не С-75, ракета там модернизированная изо всех сил иранским ВПК и отличается от советской, как снаряд БМ-13 «Катюша» отличается от снаряда БМ-21 «Град».

Хотя информации о боевом применении СА-75М (во Вьетнаме были именно эти комплексы) и С-75 различных модификаций, а также об иностранных копиях «семьдесятпятки» в Сети много, автор цитируемых строк не посчитал нужным поработать с серьёзными источниками, и сегодня я вынужден ещё раз вернуться к описанию создания и эксплуатации СА-75 и С-75, а также вспомнить про зарубежные варианты этих ЗРК.

Предпосылки для создания ЗРК С-75


Первой советской зенитной ракетной системой являлась С-25 «Беркут». Эта многоканальная стационарная ЗРС была в 1955 году развёрнута вокруг Москвы, но в силу высокой стоимости строительства и эксплуатации было абсолютно нереально с её помощью прикрыть все важные объекты на территории СССР.

После принятия на вооружение ЗРС С-25 вполне закономерно встал вопрос о создании одноканального по цели, но гораздо более дешевого комплекса, обладающего возможностью менять позицию и пригодного для массового развертывания без строительства капитальных железобетонных сооружений. Применение перевозимых ЗРК позволяло решать ряд новых тактических задач, например, осуществлять выход из-под удара противника путем смены позиции, действовать из засад, выдвигать резервные комплексы взамен выведенных из строя, что было недоступно для стационарного С-25.

ЗРК 10-см диапазона СА-75 и СА-75М


Создание нового зенитного ракетного комплекса было поручено конструкторскому бюро под руководством А. А. Расплетина (КБ-1, входившее в состав Министерства среднего машиностроения). Эта организация вела работы по созданию системы в целом, бортовой аппаратуры ракеты, приемника команд управления, ответчика, бортовых антенн, автопилота, рулевых машин, а также станции наведения ракет, размещенной на автомобильном шасси. Проектированием станции наведения ракет (СНР) в составе КБ-1 занималась группа под руководством С. П. Заворотищева и В. Д. Селезнева.

Создание управляемой зенитной ракеты (ЗУР) поручили ОКБ-2 под руководством П. Д. Грушина. Разработкой твердотопливного двигателя занимались специалисты КБ-2 завода № 81 под руководством И. И. Картукова. Маршевый жидкостный двигатель спроектировали в ОКБ-5, которым руководили A. M. Исаев и Д. Д. Севрук. Пусковая установка СМ-63 была создана в ЦКБ-34 под руководством главного конструктора Б. С. Коробова. В ГСКБ разработали транспортно-заряжающую машину ПР-11.

Для наведения радиокомандной ЗУР на цель было решено использовать метод «половинного спрямления», что позволяло строить и выбирать наиболее оптимальные траектории полета ракеты. В качестве вспомогательного также применялся метод «трехточки».

В процессе проектирования мобильного комплекса широко использовались наработки и инженерные решения, найденные при создании С-25, в том числе и нереализованные в стационарном ЗРК. Трехканальное исполнение контура наведения ракет обеспечивало возможность одновременного обстрела цели тремя ЗУР. Радиолокационное сопровождение ракеты велось по сигналу бортового радиоответчика в автоматическом режиме по всем координатам.

Первая зенитная ракета, известная под несекретным обозначением как 1Д (В-750), имела нормальную аэродинамическую схему и две ступени: маршевую – с жидкостным реактивным двигателем и стартовую – с твердотопливным разгонным двигателем. Отделяющаяся стартовая ступень, работавшая 4,5 секунды, обеспечивала разгон ракеты и уверенный пуск с наклонного старта. Время работы маршевого двигателя определялось ёмкостью баков с горючим и окислителем и составляло около 25 секунд.


Зенитная ракета 1Д

В дальнейшем в составе серийных «семьдесятпяток» 6-см и 10-см диапазонов применялись ракеты нескольких модификаций с улучшенными ТТХ, но все они сохранили базовую компоновку и внешне почти не отличались. Цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену расположены в хвостовой части маршевой ступени, элероны для управления по крену на участке полета со стартовым ускорителем – на стартовом ускорителе в одной плоскости. Для уменьшения продольной статической устойчивости в носовой части ракеты имеются дестабилизаторы трапециевидной формы – на ракетах ранних модификаций и треугольной – на ракетах поздних серий.

На «семьдесятпятках» поздних вариантов для увеличения дальности стрельбы ракета наводилась на цель и на пассивном участке после выработки топлива. Подрыв боевой части производится по сигналу от радиовзрывателя или по команде наземной станции наведения при подлете к цели. Самоликвидация ракеты осуществляется по времени полета.


Зенитная ракета 1Д на пусковой установке

Выбор маршевого жидкостного реактивного двигателя, работавшего на горючем ТГ-02 (смесь ксилидинов и триэтиламина) и окислителе АК-20 (азотная кислота, насыщенная оксидами азота), был обусловлен тем, что в СССР в то время не имелось рецептур твёрдого топлива, способных обеспечить требуемую дальность стрельбы. Использование ЖРД позволяло при ограниченной стартовой массе достигнуть высокой средней скорости на траектории и обеспечить наклонный старт ракеты, соответствующий скорейшему выведению ракеты в направлении на цель.

Помимо горючего и окислителя, на борту ракеты находился бак для инициирующей жидкости ОТ-155 (изопропилнитрат), которая при разложении раскручивала турбонасосный агрегат, подававший компоненты топлива.

Ракета В-750 оказалась почти вдвое легче, чем ЗУР комплекса С-25 при практически одинаковой досягаемости по дальности и высоте. Однако при этом В-750 несла менее мощную боевую часть.

Проект ЗРК, получавшего наименование С-75, был готов в середине 1954 года. Летные испытания ракеты Д-1 начались в апреле 1955 года.


Старт ракеты 1Д

Программа создания массового мобильного ЗРК имела высокий приоритет, в связи с чем полигонные испытания и доводка элементов комплекса шли высокими темпами. В 1950-е годы в воздушное пространство СССР часто вторгались иностранные самолёты, и советское военно-политическое руководство торопило конструкторов и испытателей.

Однако создание ЗРК С-75 с первоначально заданными характеристиками сдерживалось неготовностью необходимой элементной базы. Электровакуумные приборы для 6-см диапазона еще только разрабатывались и осваивались промышленностью. Также буксовало создание аппаратуры селекции движущихся целей.

Поэтому для своевременной сборки и наладки станции наведения ракет было решено делать её упрощённый вариант с использованием магнетрона 10-см диапазона (диапазон «В»). Аппаратура наведения 10-см диапазона имела примерно в 1,5 раза худшую точность, чем 6-см диапазона, и легче подавлялась помехами, но в связи с острой потребностью в мобильном ЗРК средней дальности разработчики вынуждено на это пошли. Также были снижены требования по зоне поражения: дальность – до 29 км, высота – от 3 до 22 км.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1382/638 от 11 декабря ЗРК СА-75 «Двина» со станцией наведения РСНА-75, работавшей в 10-см диапазоне, был принят на вооружение, и началось его серийное производство. Новый комплекс мог бороться с фронтовыми и стратегическими бомбардировщиками и разведывательными самолётами, летящими с дозвуковой или умеренной сверхзвуковой скоростью на средних и больших высотах. В 1957 году промышленности удалось изготовить 30 зенитных ракетных комплексов и 621 ракету.

Состав средств управления и наведения первого ЗРК СА-75 «Двина» был далёк от оптимального. Все элементы были установлены на автомобильном шасси (фургоны на шасси автомобиля ЗиС-150), артиллерийской повозке КЗУ-16 (антенный пост) или на специальном колесном шасси со съемными ходами (пусковые установки).

На полное развёртывание всех элементов ЗРК СА-75 уходило около 5 часов. Для монтажа и демонтажа антенных устройств нужны были подъёмные краны, а для перевозки – специальные прицепы. Размещение аппаратуры в многочисленных кабинах и на антенном посту требовало длительной стыковки-отстыковки большого числа кабельных соединений.

В ракетной батарее имелось шесть пусковых установок СМ-63-I и до 12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Шесть пусковых установок, задействованных в составе ракетной батареи, располагались на удалении 50–75 м от станции наведения ракет. Между пусковыми установками имелись дороги для транспортно заряжающих машин (ТЗМ).

После окончания периода опытной эксплуатации для строевого зенитного ракетного дивизиона (зрдн) был принят следующий порядок использования ЗУР: на огневой позиции в состоянии окончательной готовности находилось 6 ракет и до 18 ЗУР на ТЗМ в состоянии промежуточной готовности (без заправки окислителем), ещё 18 боевых и 2 учебных ЗУР имелись в хранилище. Такая же схема впоследствии применялась на комплексах поздних модификаций.


В режиме кругового или секторного обзора станция наведения ракет могла осуществлять самостоятельный поиск цели, но скорость сканирования воздушного пространства была низкой. В связи с этим при работе в составе централизованной системы ПВО осуществлялось внешнее целеуказание с КП полка или бригады. При ведении дивизионом самостоятельных боевых действий ему придавались РЛС разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-10.

Поскольку 6-см вариант станции наведения был ещё не готов, продолжилось совершенствование ЗРК СА-75. Основными направлениями модернизации стало улучшение эксплуатационной надёжности и рост досягаемости по высоте до 25 км. При этом дальняя граница зоны поражения была доведена до 29 км. Увеличение высотности и дальности стало возможным за счёт повышения тяги маршевого ЖРД с 2 650 до 3 100 кг. «Высотный» вариант ракеты 10-см диапазона получил обозначение 11Д (В-750В).

Также был создан трехкабинный вариант комплекса. Кабину «П» оставили без изменений. Остальное оборудование было смонтировано в кабинах, размещенных на двух автомобильных прицепах. Для доставки ракет к пусковым установкам применялись ТЗМ ПР-11АМ с тягачами ЗИЛ-157КВ.


Транспортно-заряжающие машины ПР-11АМ с тягачами ЗИЛ-157КВ

После того как началось серийное производство ЗРК С-75 «Десна» со станцией наведения, работавшей в 6-см диапазоне, выпуск модернизированных CA-75M и СА-75МК со станцией наведения ракет РСН-75МА в трехкабинном варианте осуществлялся только для поставок в другие страны. Советское руководство, желая сохранить информацию о новом ЗРК в тайне, какое-то время намерено ограничивало продажу за рубеж комплексов 6-см диапазона, имевших улучшенные характеристики.


Антенный пост станции наведения ЗРК СА-75М

ЗРК CA-75M/МК «Двина» до конца 1960-х строились на экспорт и в то время пользовались популярностью у иностранных заказчиков.

Забегая вперёд, хочу сказать, что именно CA-75M «Двина» с ЗУР В-750В, а не С-75М «Волга» со станцией наведения 6-см диапазона и ракетами В-750ВН применялся против американской авиации во Вьетнаме.


Ракета В-750В, применявшаяся в годы вьетнамской войны в составе ЗРК СА-75М на пусковой установке в Музее авиации в Ханое

Почему в ДРВ не поставлялись более помехозащищённые и точные комплексы 6-см диапазона, будет сказано во второй части обзора, посвященного боевому применению ЗРК СА-75М, С-75М и С-75М3.

ЗРК CA-75M и СА-75МК (коммерческий для несоциалистических стран) незначительно отличались между собой составом оборудования и исполнением. При поставках комплексов за рубеж учитывались климатические условия страны-заказчика.

В СССР ЗРК СА-75 со станциями 10-см диапазона служили до начала 1970-х. В ряде стран Восточной Европы CA-75M эксплуатировались до начала 1990-х. Последний комплекс СА-75МК в Индии сняли с позиции в начале 2000-х.

У читателя, дошедшего до этого места, может возникнуть вопрос, а какая всё-таки разница между ЗРК СА-75 и С-75, если они имели практически одинаковый внешний облик и методику применения? Почему эти комплексы путают между собой?

А всё потому, что говорить, что между ЗРК семейств СА-75 и С-75 нет особой разницы – это примерно то же, как утверждать, что нет разницы между автоматами АК-47 и АК-74. Внешне эти образцы схожи, но имеют очень разные характеристики, отличаются конструктивно и технологией изготовления.

ЗРК 6-см диапазона С-75


После принятия на вооружение ЗРК СА-75 продолжились работы по созданию комплекса со средствами 6-см диапазона (диапазон «Н»). Постановлением СМ СССР № 561-290 от 22 мая 1959 года и Приказом МО СССР № 0056 комплекс С-75 «Десна» с «высотной» ракетой В-750ВН (13Д) был принят на вооружение.

При создании С-75 учитывался опыт эксплуатации СА-75 и наработки, внедрённые в модернизированном СА-75М. При создании серийного образца ЗРК С-75 был реализован трехкабинный вариант с размещением аппаратуры индикаторной и аппаратной кабин не в кузовах автомобилей ЗИЛ-150 (ЗИЛ-151), а на прицепах. Кабины на автомобильных прицепах были просторнее тесных аппаратных на автомобильных шасси, что и позволило сократить число кабин.

Также существенным изменениям подверглась аппаратная часть передающей кабины «П», заново были спроектированы кабины «У» и «А». Станция наведения получила систему селекции движущихся целей, что существенно облегчило поиск маловысотных целей и работу в условиях постановки противником пассивных помех. Для борьбы с активными помехами была введена автоматизированная перестройка частоты радиолокатора наведения. В состав аппаратуры станции наведения был внедрён прибор пуска АПП-75, автоматизировавший выработку разрешения на пуск ЗУР в зависимости от параметров траектории полета цели при ее подходе к зоне поражения.

В ходе серийного производства ЗУР В-750ВН последовательно совершенствовалась в части повышения надёжности и эффективности. В 1964 году с целью увеличения вероятности поражения цели был внедрён новый импульсный радиовзрыватель и более эффективная боевая часть массой 191 кг. За счёт сохранения управляемости ракеты на пассивном участке траектории дальность удалось довести до 34 км, потолок остался прежним.

В составе ЗРК С-75 «Десна» использовались пусковые установки СМ-63-I и СМ-63-II, а также ТЗМ ПР-11БМ (на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151КВ).

Фактически именно ЗРК С-75 «Десна» стал по-настоящему массовым в Войсках ПВО. Запуск этого комплекса в серийное производство позволил приступить к массовому развертыванию зенитных ракетных комплексов в различных частях СССР и прикрыть значительную территорию страны от вражеских бомбардировщиков и высотных разведчиков.

Ещё до принятия на вооружение ЗРК С-75 «Десна» начались работы по модернизированному варианту С-75М «Волхов». При его создании в станцию наведения внедрили ряд новшеств.


Для повышения помехозащищенности и увеличения дальности обнаружения целей без увеличения мощности передатчика было решено использовать две дополнительные параболические антенны зондирующего цель «узкого луча».

Одновременно для создания помехоустойчивой радиокомандной системы управления совершенствовалась аппаратная часть СНР, построенная на новой элементной базе. В состав радиотехнической батареи С-75М вошли кабины ПВ, УВ и АВ, заменившие кабины П, У и В комплекса С-75. Новый состав аппаратуры станции наведения ракет РСН-75В позволял вести обстрел целей в условиях применения противником пассивных и активных помех.

Благодаря использованию новой ЗУР 20Д (В-755) удалось увеличить дальность стрельбы и потолок. ЗРК С-75М обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 2 300 км/ч, в диапазоне высот от 3 до 30 км на дальности от 12 до 40 км. Дальность стрельбы по дрейфующим аэростатам была доведена до 43 км. Зенитные ракетные комплексы С-75М могли вести стрельбу по наземным и надводным целям, не закрытым местными предметами или рельефом местности, на дальностях от 10 до 25 км.


Хотя внешне ракета В-755 по сравнению с предыдущими модификациями практически не изменилась, на ней произошла замена большей части систем и агрегатов. Был внедрён помехоустойчивый радиовзрыватель, адаптированные к новой станции наведения блоки бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, новый автопилот, усовершенствованный ЖРД с регулируемой тягой и более мощный стартовый ускоритель. Последнее определило необходимость проектирования пусковой установки, способной выдержать большее воздействие струи продуктов сгорания.

Повышение надежности ракеты достигалось за счёт использованием ампулизированных топливных баков. ЗУР В-755 оснащались боевой частью массой 196 кг с готовыми поражающими элементами, полученными из отходов шарикоподшипникового производства.

Пусковая установка СМ-90 с регулируемым углом наклона оснащалась синхронно-следящим приводом. При старте ракеты используется газоотражатель, прижимающийся к грунту газовой струей стартового двигателя. Пусковые установки, поставленные на отделяемые колесные хода, при смене позиции буксировались автомобилями КрАЗ-214 по шоссе со скоростью до 40 км/ч.


Для обеспечения автономных действий дивизиону придавалась станция разведки и целеуказания П-12М «Десерт» (позднее РЛС П-18) и радиовысотомер. Кабина связи и сопряжения 5Ф20 позволяла осуществлять работу станции наведения ракет в режиме приема целеуказаний от автоматизированной системы управления огнем ракетных комплексов АСУРК-1.

Таким образом, обеспечивалась передача данных о координатах цели и наведение СНР на выбранную цель с командного пункта части или соединения ЗРВ. Автоматизированная система могла одновременно руководить боевой работой 12 дивизионов.

Уже после принятия комплекса на вооружение была осуществлена доработка аппаратуры наведения ракет, позволившая уменьшить минимальную высоту поражения до 1 км.
Комплекс С-75М с ракетой В-755 был принят на вооружение Войск ПВО страны Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 апреля 1961 года № 356-130 и Приказом МО СССР № 0054. Однако серийные поставки начались только через год.

Фактически создание С-75М «Волхов» придало ЗРК этого семейства законченный вид. В дальнейшем осуществлялось внедрение новых ЗУР, велось совершенствование станции наведения, в состав модернизированных комплексов вводились дополнительные элементы и обновлённые транспортно-заряжающие машины. Но кардинально технический облик не менялся.

После начала серийного производства нового ЗРК часть имевшихся в войсках комплексов С-75 «Десна» была модернизирована до уровня С-75М «Волхов», что позволило поднять их боевые характеристики и продлить срок службы.

В середине 1960-х в боекомплект ЗРК С-75М ввели ракету 15Д (В-760) со «специальной» боевой частью, предназначенную для уничтожения групповых целей в условиях сильных помех. От ЗУР В-755 ракета В-760 внешне отличалась головной частью и отсутствием дестабилизаторов.


ЗУР В-760, подключенная к контрольно-проверочной аппаратуре

В дивизионах, подготовленных для применения ЗУР В-760, имелись специальные контрольно-измерительные и транспортные машины и специалисты соответствующей квалификации.


Надежность ракеты В-760 обеспечивалась двумя комплектами бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования. Для предотвращения срабатывания боевой части от случайных и ложных сигналов, на борту не имелось радиовзрывателя, а подрыв боеголовки производился по команде, передаваемой на борт ракеты со станции наведения ракет.


Транспортировка ЗУР В-760

Для транспортировки ракет В-760 была спроектирована ТЗМ ПР-11ДА с блоком обогрева боевой части. Также строились специальные хранилища с системой термостабилизации и осушения воздуха.

Для надежного наведения ракеты с СБЧ в условиях сложной помеховой обстановки и точного определения дальности до цели в состав дивизионов, имевших ЗУР В-760, был введён радиодальномер РД-75 «Амазонка».


Радиодальномер, работавший на частотах 760–1 200 МГц, имел возможность скачкообразно менять рабочую частоту при попытке противника поставить активную помеху. Наведение антенн радиодальномера по азимуту и углу места в направлении на цель осуществлялось с использованием синхронной связи с антенным постом СНР. Радиодальномер РД-75 считался секретным и за рубеж не поставлялся.

На следующей модификации С-75М1 «Волхов» была внедрена улучшенная станция наведения РСН-75В1, модернизированный антенный пост П1В, усовершенствованная пусковая установка СМ-90 с новым электросиловым приводом.

На ЗРК С-75М2 «Волхов», принятом на вооружение в 1971 году, за счёт введения новой зенитной ракеты 5Я23 (В-759) удалось добиться существенного прироста боевых характеристик.


Ракета В-759 на пусковой установке СМ-90

Длина ЗУР В-759 составляла 10,91 м. В полностью снаряженном и заправленном виде ракета весила 2 406 кг. На неё могли устанавливаться два типа боевых частей: массой 201 кг (90 кг взрывчатки) – с готовыми осколками в виде усеченной пирамиды и массой 197 кг (90 кг взрывчатки) – с шариковыми поражающими элементами. С этой ЗУР была обеспечена зона поражения: по дальности 6–56 км, по высоте – 0,1–30 км. Максимальная скорость поражаемой цели – 3 600 км/ч.

В 1975 году началось серийное строительство самой массовой поздней модификации семейства С-75 – ЗРК С-75М3 «Волхов». В этом комплексе была устранена большая часть замечаний, выявленных в ходе эксплуатации предыдущих вариантов, и существенно повышена надёжность электронных блоков. Доработанный вариант антенного поста получил обозначение ПЗВ. Для подавления отметок шумовых помех на индикаторах СНР в состав аппаратуры введен фильтр шумов.


Станцию наведения этого комплекса оснастили телевизионно-оптическим визиром (ТОВ), с введением канала оптического сопровождения цели, что позволило в условиях визуального наблюдения воздушной цели вести ее сопровождение и обстрел без использования радиолокационных средств ЗРК в режиме излучения.


Комплекс С-75М3 с доработанной станцией наведения стал своего рода эталоном. Дальность обнаружения и устойчивого сопровождения цели зависит от типа цели, высоты ее полета и режима работы СНР. Бомбардировщик Ил-28, летящий на средней высоте (10–12 км), СНР-75М3 могла обнаружить на дальности 110–150 км, истребитель МиГ-17 – на дальности 75–110 км. Устойчивое сопровождение бомбардировщика обеспечивалось с 90–120 км, истребителей – с 60–70 км.

В боекомплект ввели новую ЗУР 5В29 (В-760В) со специальной боевой частью с соответствующим оборудованием системы управления и наведения. Ракета В-760В имела расширенную зону поражения (по сравнению с ракетой В-760) вплоть до предельно малых высот, что предопределяло ряд особенностей применения и позволяло наносить удары по наземным целям.

Запуск ракеты В-760В был возможен только после получения специальной санкции от вышестоящего командования. Для исключения несанкционированного пуска ракеты В-760В в цепи пуска имелась кодовая фишка «Разрешение-Запрет» на передней панели блока И-62В. При получении санкции с КП полка (бригады) командир дивизиона устанавливал кодовую фишку в положение «Разрешение».


Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА с тягачом ЗИЛ-131В

Расширение номенклатуры ракет (в том числе и со «специальной БЧ») потребовало ведение новой ТЗМ ПР-11ДА, обеспечивавшей возможность проведения работ с ЗУР В-750ВН, В-755, В-759, В-760 и В-760В.

В ноябре 1978 года завершились испытания ЗРК С-75М4 «Волхов» со станцией наведения, имевшую новую конструкцию антенн «узкого» луча и получившую ряд доработок для повышения помехозащищённости. В состав комплекса ввели аппаратуру «Дублер» с выносными имитаторами СНР-75.

Однако в связи с принятием на вооружение ЗРС С-300ПТ комплекс С-75М4 массово не строился, и новшества, полученные при его создании, в ходе капитальных ремонтов внедрялись на ранних вариантах, что позволило нарастить их боевой потенциал и продлить срок службы.

Для экспортных поставок были созданы модификации С-75М/М1/М2/М3 «Волга», в основном отличавшиеся от комплексов, эксплуатировавшихся в Войсках ПВО СССР аппаратурой управления и государственного опознавания и климатическим исполнением. В части боевых характеристик (по помехозащищённости, зоне поражения и огневой производительности) экспортные варианты не отличались от соответствующих комплексов, предназначенных «для внутреннего потребления».


Как следует из рассекреченных архивов советской эпохи, за рубеж поставлялись ЗРК модификаций С-75М и С-75М3. Впоследствии часть С-75М, эксплуатировавшихся в дружественных странах, поэтапно дорабатывалась до уровня поздних модификаций. Этим занимались выездные бригады советских специалистов, а в ряде государств были построены предприятия по ремонту и модернизации комплексов этого семейства.

Зарубежные копии ЗРК СА-75 и С-75


В 1958–1959 гг. СССР поставил в КНР пять боевых и один технический дивизион СА-75 «Двина». В 1960-е годы китайские специалисты методом копирования на базе советского СА-75 создали противовоздушный комплекс НQ-1, станция наведения которого также работала в 10-см частотном диапазоне. Но социально-политические изменения в КНР, инициированные руководством ЦК КПК, и разрыв военно-технического сотрудничества с СССР привели к невозможности выпуска заметных объёмов высокотехнологичной продукции и не позволили добиться приемлемого уровня надёжности и боевой эффективности, в связи с чем ЗРК НQ-1 в Китае построили немного.

Новый толчок в развитии китайских противовоздушных комплексов случился в конце 1960-х после начала поставок через китайскую территорию в ДРВ ЗРК СА-75М «Двина». В ходе транспортировки по китайской железной дороге часть советских ЗРК «потерялась».

Понимая, что существует риск утраты критически важных оборонных технологий, советское руководство не поставляло во Вьетнам С-75М с СНР 6-см диапазона. Тем не менее китайцам удалось существенно продвинуться в части совершенствования собственных систем ПВО, скопировав ряд элементов новой для них ЗУР В-750В, и создать новый ЗРК HQ-2.

Однако из-за низкого качества сборки и огрехов в технологии изготовления комплексы этого типа поначалу имели неудовлетворительный коэффициент боевой готовности. По данным американской разведки, приблизительно четверть от общего количества ЗРК HQ-2, имевшихся в войсках, была неисправна и не могла выполнять боевую задачу.

В 1978 году в КНР был принят на вооружение ЗРК HQ-2А. Помимо повышения надёжности, дальность стрельбы удалось довести до 34 км, а потолок до 27 км. Фактически ЗРК HQ-2А соответствовал «семьдесятпяткам», созданным в СССР в начале 1960-х. Можно напомнить, что ЗРК С-75М3 «Волхов» с ЗУР В-759 (5Я23), принятый на вооружение в 1975 году, имел максимальную дальность стрельбы более 50 км и досягаемость по высоте 30 км.

Во второй половине 1970-х стало очевидно, что развитие ЗРК семейства HQ-2 в КНР забуксовало. У китайских специалистов имелось понимание, как можно повысить лётные характеристики ракеты и улучшить эффективность комплекса в целом. Однако недостаточно развитая конструкторская школа, отсутствие необходимого опыта, а также слабая научная, лабораторная и производственная база препятствовали быстрому прогрессу в этой области, и для сохранения необходимых темпов совершенствования китайских систем ПВО был продолжен путь воровства советских секретов.

После того, как Египет заключил мирный договор с Израилем, и произошло военно-политическое сближение между Пекином и Вашингтоном, китайская разведка получила доступ к египетским С-75М «Волга» с ракетами В-755 и к подробной технической документации, имевшейся на ремонтном предприятии в Каире.

После знакомства с ЗРК С-75М развитие китайских систем ПВО получило новый импульс. В середине 1980-х на вооружение НОАК поступил ЗРК HQ-2В, во многом заимствовавший технические решения советского С-75М. Для данной модификации была разработана более помехозащищённая станция наведения, а дальность стрельбы удалось довести до 40 км.


ЗУР китайского комплекса HQ-2В

На ракете массой 2 330 кг использована усовершенствованная аппаратура радиоуправления и радиовизирования, новые автопилот, радиовзрыватель, боевая часть с готовыми поражающими элементами, жидкостный ракетный двигатель регулируемой тяги и более мощный стартовый ускоритель. Однако по дальности поражения целей HQ-2В по-прежнему существенно уступал советскому ЗРК С-75М3.

Во второй половине 1980-х был создан ЗРК HQ-2J. Согласно информации, озвученной на международных выставках вооружений, вероятность поражения одной ЗУР, при отсутствии организованных помех, у этого комплекса составляет 92 %. Благодаря внедрению в состав СНР SJ-202В дополнительного целевого канала, в рабочем секторе радиолокатора наведения появилась возможность одновременно производить обстрел двух целей с наведением на них четырех ракет. Но по дальности стрельбы к советской ЗУР В-759 приблизиться не удалось.


Совершенствование ЗРК HQ-2 в КНР окончательно прекратилось в конце 1990-х после того, как китайские эксперты пришли к выводу, что противовоздушные комплексы с ракетами и аппаратурой наведения, построенные на основе технических решений конца 1950-х годов, безнадёжно устарели.

В первой половине 1980-х, в связи с выработкой ресурса, часть китайских зенитных ракет, использовавшихся в составе ЗРК HQ-2 переделали в оперативно-тактические. В рамках ОКР «Проект 8610» на базе ЗУР была создана баллистическая ракета DF-7 (Dongfeng-7) с дальностью пуска до 200 км.

За счёт использования компактной инерциальной системы наведения удалось освободить дополнительный внутренний объём и установить более мощную осколочно-фугасную боевую часть. Разгонные характеристики ракеты возросли за счёт применения мощного твердотопливного ускорителя первой ступени.

Судя по всему, ОТР DF-7 в очень незначительном количестве использовалась в НОАК, а большая часть устаревших ракет ЗРК HQ-2 была расстреляна на полигонах во время контрольно-учебных пусков или переоборудована в воздушные мишени.

Согласно сведениям, опубликованным в западных источниках, оперативно-тактические ракеты DF-7 под обозначением М-7 экспортировались в КНДР, Пакистан и Иран. По мнению экспертов, в эти страны главным образом передавались даже не сами ракеты, а техническая документация и на определённом этапе некоторые детали, позволяющие быстро переделать имеющиеся ЗУР в ОТР.

При китайской и французской поддержке Египет модернизировал часть своих ЗРК С-75М «Волга» и наладил для них выпуск собственных ракет. Модернизированная версия египетской «семьдесятпятки» известна как Tayir as Sabah («Утренняя птица»). По основным характеристикам она примерно соответствует С-75М3, но не имеет ТОВ.

В годы ирано-иракской войны Китай вместе с другим вооружением поставлял ЗРК НQ-2А/В в Иран. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Иран получил доступ, пусть и к не самому современному, но вполне боеспособному оружию, а в Китай, испытывавший в начале 1980-х значительные экономические трудности, в качестве оплаты за поставленные технику, вооружение и боеприпасы велись поставки иранской нефти по льготной цене.

После окончания ирано-иракской войны военно-техническое сотрудничество ИРИ с КНР в сфере ПВО продолжилось. Благодаря китайской поддержке во второй половине 1990-х в Иране началось собственное производство зенитных ракет Sayyad-1(копия ЗУР НQ-2В), предназначенных для использования в составе китайских ЗРК.


По неподтверждённым данным, дальность стрельбы модернизированных иранских ракет удалось довести до 50 км, но и в этом случае утверждение, что иранская ракета отличается от советской, как снаряд БМ-13 «Катюша» отличается от снаряда БМ-21 «Град», мягко говоря, не вполне корректно, так как превзойти по дальности советскую ЗУР В-759 не удалось.

В иранских СМИ публиковалась информация, что часть модернизированных зенитных ракет, в XXI веке была оснащена охлаждаемой ИК ГСН, которая задействуется на конечном участке траектории, что увеличивает вероятность поражения цели.

Таким образом, иранцы попытались компенсировать крайнюю уязвимость одноканальной радиокомандной аппаратуры наведения Sayyad-1 к современным системам РЭБ.

Следующая публикация этого цикла будет посвящена службе и боевому применению ЗРК СА-75, СА-75М, С-75М и С-75М3, а также их зарубежных аналогов.

Продолжение следует…
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    23 июня 2024 07:30
    Доброе утро Сергей,наконец то дождался новой статьи,а то скучно.Спасибо большое.
    1. +7
      23 июня 2024 09:16
      Цитата: merkava-2bet
      Доброе утро Сергей,наконец то дождался новой статьи,а то скучно.Спасибо большое.

      Андрей, приветствую! Спасибо за добрые слова! Но помимо данной публикации сегодня у Шпакоского В.О. вышла очень неплохая статья про винтовку «Мартини-Генри». Рекомендую...
      1. +7
        23 июня 2024 13:04
        Сергей! smile
        От всей души присоединяюсь к благодарности за твою новую великолепную работу! good
    2. +9
      23 июня 2024 13:46
      Как человек, служивший на "Десне", я, конечно признателен автору. Подумаю, может, что добавлю про реальную эксплуатацию. Например, решение с 6-ю обвалованными пусковыми (АКА "пушками") оказалось очень "погодоуязвимым" и даже 3/6 держать боеготовыми в снегопад требовало огромных усилий всего л/с, поднятого по тревоге.
      1. +4
        24 июня 2024 00:45
        Да уж... Чего-чего,а снежка на Сахалине хватало.Особо помню одну мартовскую метель 65 года.Навалило вровень с крышей казармы. Проводную связь порвало проседающим снегом,связисты столбы откапывали сверху. Ну и лучшая подруга-лопата. Выручала...
  2. +18
    23 июня 2024 07:32
    Поклон автору, вот,что значит профи. Читаешь-не оторваться, все аргументировано и на хорошей базе. Браво. И очень понравилось вступление о некоторых камрадах-"всезнаках".
  3. +10
    23 июня 2024 07:32
    уф... на одном дыхании прочитал... ждем продолжения...
    1. +13
      23 июня 2024 09:18
      Цитата: mc1aren
      уф... на одном дыхании прочитал... ждем продолжения...

      Продолжение будет и по всей видимости не одно. Сначала планировал объединить боевое применение и службу СА-75 и С-75 в одну публикацию, но оценив объём решил делать две.
      1. +2
        23 июня 2024 20:13
        Цитата: Bongo
        Продолжение будет и по всей видимости не одно.

        Продолжайте продолжать, пжлста. Нам это важно. Статьи классические по подаче в\т информации. Иначе здесь на Во о таком забудят.
  4. +21
    23 июня 2024 07:53
    Спасибо Автор, навеяло моим детством, которое прошло на закрытых точках дивизиона С-75. Мой отец 30 лет прослужил на этих системах и уволился командиром дивизиона. На точках всё рядом и позиция и жилой ДОС, и я видел как по тревоге ТЗМ с ракетой едет на стартовую позицию, а следом за машиной ЗИЛ-157 бежит солдат из расчёта. Я был маленький и всегда спрашивал у отца, а почему солдат бежит следом. Отец говорил, что ему нет места в машине и положено ему бежать на стартовую. Один раз, я увидел как мой друг солдат Дубовик, ехал на подножке ЗИЛа, я сказал отцу, вон Дубовик ехал на подножке и не бежал, пусть другие солдаты тоже не бегут. Отец промолчал, а Дубовик потом сказал мне, что сильно получил от отца за нарушение ТБ. Я потом три дня расстроенный ходил, друга вложил. Потом правда отец сказал вот в дивизионах ГДР для бойца приделали к прицепу сиденье и солдат не бежал, а у нас так и не сделали. С уважением hi
    1. +8
      23 июня 2024 13:48
      Класс! Прямо, очень схожие воспоминания... ДОС... Бегущие "старты"
  5. +12
    23 июня 2024 08:44
    Например, какое-то время назад из публикации автора, регулярно пишущего для «Военного обозрения», я с удивлением узнал, что истребитель Су-27П в наших ВВС появился позже, чем Су-30.
    Добрый день, Сергей! У этого автора в каждой статье про авиацию столько "косяков", что я его"произведения" просто читать перестал.Но самое интересное, что как-то он писал и про танки, но вот после своего опуса про британский танк "Валентайн", он про них писать перестал. А вот статьями про авиацию продолжает "радовать". laughing laughing laughing Рад, что хоть вы продолжаете писать грамотные, интересные и познавательные статьи. drinks
    1. +10
      23 июня 2024 09:25
      Александр, добрый день!
      Цитата: Fitter65
      У этого автора в каждой статье про авиацию столько "косяков", что я его"произведения" просто читать перестал.

      Каждый может допустить оплошность, и никто от этого не застрахован. Я тоже не идеал и у меня бывают весьма досадные "косяки" и "опычатки". Другое дело, как автор реагирует на критику и считает ли нужным поддерживать обратную связь с читателями.

      Вчера первый раз в этом году неудачно ездил на рыбалку. Пытался ловить карася в заливе возле ж.д. моста. Поймал всего двух, достала касатка и мелкий конёк. Вода очень мутная после дождей и сильного ветра. Подозреваю, что по этой причине карась не ловился.
      1. +7
        23 июня 2024 09:37
        Цитата: Bongo
        Каждый может допустить оплошность, и никто от этого не застрахован.

        Согласен, что может, но не в каждой же статье, да и на оплошности они не тянут. а скорее на незнание освещаемой темы. Когда автор написал ЗиЛ-151 вместо ЗиЛ-157 это оплошность. Но когда пишет - уменьшенный диаметр стойки шасси привёл к замене одного колеса на два- это как считаем? Ну ладно бог с ним.
        Я вот машину на ремонт угнал, теперь пока выбраться, уже неделю,на рыбалку не могу. Но думаю что после дождей вода подымется и можно будет на "трубы" за Молодёжку съездить. На горную пока смысла нет , после нереста хариус худой как велосипед. Раньше августа смысла нет, если только душу потешить, поймал отпустил... Пару недель назад показали перед Амурском озеро, не Оми, возле дороги. Карась да здоровый, но весь с паразитом...Раз съездил, больше желания нет.
      2. +3
        23 июня 2024 10:23
        Эге...касатка-конек,значит Д,В, Где?,земеля...
        1. +7
          23 июня 2024 10:24
          Цитата: Zyablicev43
          Эге...касатка-конек,значит Д,В, Где?,земеля...

          Комсомольск
          1. +3
            23 июня 2024 10:38
            А вы не являетесь участником форума "Амурская рыбалка"? Если да,то я "Горняк"
            1. +6
              23 июня 2024 10:44
              Цитата: Zyablicev43
              А вы не являетесь участником форума "Амурская рыбалка"? Если да,то я "Горняк"

              На рыбалке зимой и летом я стараюсь бывать каждую неделю. Про "Амурскую рыбалку" я знаю и уважаю этот форум, но увы посещать его регулярно я не могу - нет свободного времени.... request
  6. +14
    23 июня 2024 09:18
    Отношусь,пожалуй к категории "мастодонтов" комплекса С-75 "Десна"-т.к. срочную служил 62-65гг на Сахалине.Отслужил 40 мес. + 4 на сборах. Дрессировали нас "по полной программе"Ежедневные и ежедневные тренировки на технике,два-три раза "готовность №1".а в Кубинский кризис-в столовую по очереди ходили.RB-47 и U-2 постоянно крутились вдоль границы,буквально царапая крылом ...И постоянные учеба-тренировки-теория-практика.Чз пару м-цев многие сдали на 3-й класс,еще чз полгода-на второй.Кстати,офицеры у нас были не только артиллеристы-капитан 3 ранга,капитан-лейтенант...Учили нас и учились вместе с нами. Ракеты у нас были 13Д АДА,и только на пусковых.Запасных не было-рядом море,повышенная влажность,каждые 3 мес . перезаряжались с отправкой в техдивизион. Стройбат вскоре построил хранилище для изделий №7 на 6 шт.,но это было уже отдельное ведомство со своей охраной и своим обслуживанием.
    1. +10
      23 июня 2024 09:47
      Спасибо за интересный комментарий!
      Цитата: Zyablicev43
      RB-47 и U-2 постоянно крутились вдоль границы,буквально царапая крылом ...

      Во второй половине 1980-х бомбёры и высотные разведчики на Дальнем Востоке уже не одолевали и после появления дальнобойных С-200 в наше воздушное пространство японские и американские самолёты не лезли. Рутиной было сопровождение патрульных Р-3 "Орион", часто летали разведчики РТР RC-135 c Кадены. Иногда щекотали нервы палубники с авианосца "Китти Хок" базировавшегося в ВМБ Йокосука. Но когда летел SR-71 вся наша система ПВО "стояла на ушах"
      Цитата: Zyablicev43
      срочную служил 62-65гг на Сахалине.

      Вы одновременно с моим отцом служили. Он в это время находился в ЗГВ, тоже рассказывал про постоянную боеготовность и усиленный режим несения службы. Кстати, вы не помните где ваша позиция на Сахалине находилась? Я на острове в начале 1990-х бывал, и может быть даже посещал вашу позицию.
      Цитата: Zyablicev43
      Стройбат вскоре построил хранилище для изделий №7 на 6 шт.,но это было уже отдельное ведомство со своей охраной и своим обслуживанием.

      Чувствуется, что вы реально служили на комплексе. А то не так давно меня пытались уверять, что "специальные" ракеты хранились и обслуживались вмести с обычными.
      1. +7
        23 июня 2024 10:27
        Прекрасная статья, жду продолжения. Про автора, который избыточно писучий и заляпал своими опусами все разделы военной техники, даже и говорить не хочется. Это Ляпис-Трубецкой из "12 стульев", тоже пишет из-за гонораров.
        А то не так давно меня пытались уверять, что "специальные" ракеты хранились и обслуживались вмести с обычными.
        А тут сразу глава нашего МИДа вспоминается, Лавров. Ну не знают они условий хранения этих изделий и знать не хотят.
        1. +11
          23 июня 2024 10:28
          Цитата: Авиатор_
          Ну не знают они условий хранения этих изделий и знать не хотят.

          Ну, да....чего только одно термостатирование стоит. Не говоря уже про особый режим охраны и "молчи-молчи"...
      2. +4
        23 июня 2024 22:03
        Отдельное хранилище для ракет со специальной б/ч было. И ТЗМ тоже.
    2. +7
      23 июня 2024 13:50
      О, так мы двойные коллеги! Я не просто на С-75 служил, а именно на о. Сахалин тоже! На мысе Крильон. Но в 80х гг. А вот железо осталось то же самое, 1950х гг. выпуска.
      1. +7
        23 июня 2024 14:11
        .Да,дивизион наш там был.Сборы проходил в Корсакове и Озерске и тоже в 80-е.
        1. +5
          23 июня 2024 18:42
          вот, именно в нём я и служил – 4-й дивизион, летом можно добраться по прибою на трёхосном грузовике, зимой – только вертолёт. Электричество от дизелей.
  7. +2
    23 июня 2024 10:12
    инициирующей жидкости ОТ-155 (изопропилнитрат), которая при разложении раскручивала турбонасосный агрегат

    Изопропилнитрат использовался в качестве монотоплива ОТ-155 для привода турбонасосных агрегатов.
  8. +6
    23 июня 2024 10:42
    С 70 по 72 годы служил в одном из дивизионов гвардейской Фрунзенской бригады ПВО Страны. Читал статью с большим удовольствием. Полагаю необходимым уточнить некоторые детали... При мне в дивизионе работала бригада доработчиков, которая монтировала и настраивала оптико-электронный визир. Кроме того в 1971-72 годах было закончено строительство хранилища и в 72-м году на боевое дежурство (возможно!) были поставлены изделия со спец БЧ. Пишу так, потому что всё было обставлено великолепно: может есть, а может и нет. Заглядываю иногда в гугловские спутниковые карты и грустно смотрю на развалины нашего бывшего дивизиона с позывным "Маяк-4"...
    1. +10
      23 июня 2024 10:50
      Здравствуйте!
      Цитата: bbss
      При мне в дивизионе работала бригада доработчиков, которая монтировала и настраивала оптико-электронный визир.

      Видимо вашему дивизиону повезло и его дорабатывали одним из первых. Какая модификация С-75 у вас была? Насколько мне известно полностью доработку всех СНР-75 ТОВ на ЗРК несших БД закончили к началу 1980-х.
      1. +7
        23 июня 2024 16:28
        1 мая 1960 под Свердловском был сбит ракетой ЗРК С-75 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады американский самолёт-разведчик Lockheed U-2 пилотируемый капитаном ВВС США Френсисом Пауэрсом. Пилот остался жив, был судим и впоследствии обменян на нашего разведчика Рудольфа Абеля.

        Самолёт Lockheed U-2.
        Общие сведения
        Дата 1 мая 1960 года
        Время 08:53 мск
        Причина сбит советскими ПВО (С-75)
        Место Союз Советских Социалистических Республик Косулино, Свердловская область (РСФСР, СССР)
        Координаты 56°42′38″ с. ш. 60°58′39″ в. д.HGЯO
        Воздушное судно
        Модель U-2C
        Принадлежность ЦРУ
        Пункт вылета Пакистан Пешавар[англ.] (Пакистан)
        Пункт назначения Норвегия Будё[англ.] (Норвегия)
        Бортовой номер 56–6693
        Экипаж 1
        Выжившие 1
        1. +7
          23 июня 2024 19:52
          "Документально установлено, что U-2 поразила ЗУР 11Д комплекса СА-75М «Двина» 10-сантиметрового диапазона. По сути это ракета 1Д, но с увеличенными возможностями по высоте («высотная»).
          Высотный разведчик был поражен в хвостовое оперение ракетой дивизиона майора М. Р. Воронова на дальности 27 километров.
          В стрелковой карточке боевой стрельбы 2-го зрдн 57-й зрбр (архивный документ) читаем:
          «Цель обнаружена CНР в 8.43 на Д=70 км. Обстреляна в 8.52, расход 1 ракета. Нц=19 000 м, Vц=250 м/сек., Р=4 км. Дальность пуска 35 км, дальность встречи 27 км». Если внимательно посмотреть кальку с данными от СРЦ ЗРВ (рис. 1), на ней хорошо видно, что дивизион майора М. Р. Воронова открыл огонь в тот момент, когда цель находилась на дальности 35 километров. Ракета настигла самолет-шпион на дальности 27 километров, после того как он вошел в зону поражения, затем развернулся вправо примерно на 30 градусов и начал выходить из зоны возможного огня. Этот маневр Пауэрса привел к тому, что Lockheed U-2 был поражен в хвостовую часть, фактически «вдогон» (боевая часть ракеты подорвалась позади самолета – в 15 метрах правее и ниже). "
          Не помню уже откуда скачал этот текст.
      2. +3
        23 июня 2024 21:16
        Рад бы, да не скажу. Просто не знаю. Я был начальником расчета СРЦ П-12.
  9. +4
    23 июня 2024 11:20
    Не в плане критики, а в плане понимания, вот "классическая" трехточка как метод наведения в памяти по 75-му всплывает, а вот никакого "половинного спрямления" в памяти нет. Может конечно оно пошло на более поздних вариантах. Вот и хочется разобраться, учитывая, что никаких компьютеров там не было.
    1. +4
      23 июня 2024 11:56
      Помню термин-"методом спрямления трех точек"...а вот что это такое-почти забыл.Вроде стрельба на опережение?
      1. +2
        23 июня 2024 12:02
        Там такое нагромождение терминов, что порой не понятно о чем идёт речь. Есть "классическая" трехточка, ракета всегда на линии СНР-Цель, а есть чего-там связанное с замерами трех координат цели.
  10. +3
    23 июня 2024 12:55
    Спасибо автору за интересный материал! Благодаря ему знал много нового плюс свел в кучу то, что знал отрывками раньше. Я сам служил 1979-1981 солдатом(кочегаром) в дивизионе с позывным "Лужок" возле Петрокрепости (теперь Шлисельбург). В те годы подобные знания о технике были, в силу возраста, не очень интересны, и во многом основаны на слухах и мифах. Когда с годами заинтересовался, то оказалось, что доступной информации по теме С-75 практически и нет. Особое спасибо фото, на котором типичная кочегарка с трубой за ракетой. Видно что тот же проект, как и в моей бригаде. Если кто из Лужковцев читает, то пишите в личку. Буду рад.
  11. +5
    23 июня 2024 14:23
    Одна из лучших статей, что читал на ВО. И не только про ПВО. Прекрасно иллюстрированная !
  12. +7
    23 июня 2024 14:36
    hi
    Как всегда, интересная статья и интересные комментарии!

    "Бегущий за ТЗМ" конечно впечатляет:

    https://youtu.be/zYB2bFRD6r4?t=324
    "....видел как по тревоге ТЗМ с ракетой едет на стартовую позицию, а следом за машиной ЗИЛ-157 бежит солдат из расчёта. Я был маленький и всегда спрашивал у отца, а почему солдат бежит следом. Отец говорил, что ему нет места в машине и положено ему бежать на стартовую"
    ".... очень схожие воспоминания... ДОС... Бегущие "старты""


    Где-то был советский фильм Министерства обороны СССР о Двине, не могу найти... request
  13. +1
    23 июня 2024 17:30
    в этом случае утверждение, что иранская ракета отличается от советской, как снаряд БМ-13 «Катюша» отличается от снаряда БМ-21 «Град», мягко говоря, не вполне корректно
    Первая ступень В-750 - РДТТ выполнена на баллиститом топливе, как и реактивный снаряд БМ-13, а реактивный снаряд БМ-21 на СТТ. Понятно, что иранцы спроектировали двигатель на СТТ.
  14. 0
    23 июня 2024 20:00
    Очень интересуюсь, когда именно появились следующие модификации ракет:
    11Д (В-750В);
    11Д (В-750ВК),
    11ДА,
    11ДУ,
    11ДМ (В-750ВМ)

    13ДА;

    20Д,
    20ДА,
    20ДП,
    20ДУ,
    20ДС,
    20ДСУ

    Кто знает, напишите пожалуйста.
    Ещё интересно, ракета 5Я23 (В-759) была последней неядерной ЗУР комплексов С-75М1/М2/М3/М4, или были и более поздние варианты?
  15. +6
    23 июня 2024 20:21
    В 4 классе я жил на точке у своего дядюшки, капитана,замполита дивизиона , пока мои родители искали руду в Африке и приумножали богатства Алжира. Помню ежедневные поездки в деревенскую школу на ТЗМке, рыбалку при помощи маленького "бредешка" в озерцах. Охоту на зайцев и старенькую двухстволку 16 калибра. В казарменной столовой огромный повар грузин( как поговаривали чемпион Грузии по борьбе) с сочувствием глядел на меня безотцовщину и наваливал миску вкуснейших котлет с пюрешкой. Колхозники снабжали нас овощами, мясом и приглашали брать с полей огромные астраханские арбузы и дыни. С учений из Астрахани дядя привозил по мешку вкуснейшей воблы. Позднее, став офицером запаса, по комплексу С-60 я понял, что мой любимый дядя служил в дивизионе С-75. Кстати оба комплекса имеют, как мне кажется, немецкий след. Во всяком случае что то подобное С-25 было создано в Пенемюнде под рук-вом генерала Дорнбергера из ополовиненной баллистической ФАУ 2, а мой ствольный комплекс разрабатывался для ПВО германских кораблей...
  16. +4
    23 июня 2024 21:58
    Цитата: Zyablicev43
    Отношусь,пожалуй к категории "мастодонтов" комплекса С-75 "Десна"-т.к. срочную служил 62-65гг на Сахалине.


    Сергей Николаевич, в годы Вашей службы я ходил в начальную школу в Корсакове. Отец был военным. После института я служил командиром взвода как раз в дивизионе С-75 под Валгой, Эстония. У меня к Вам вопрос - в каких местах на Сахалине располагались дивизионы С-75. Будучи ребёнком, я этого знать не мог, но теперь, на пенсии, это крайне интересно.
    1. +4
      24 июня 2024 07:07
      Надеюсь,военной тайны не выдам,ибо сейчас там ни-че-го...Полк и техдивизион-в Хомутово.Дивизионы-в Охотском(мой),Корсакове,Озерском и на мысе Крильон. Сын мой "джиппер",и ежегодно совершали пробег ко Дню Победы на мыс Крильон по Западному побережью Сахалина. Чтят память.
      1. +1
        24 июня 2024 22:49
        Большое спасибо! А где в Корсакове был дивизион? Мы с мальчишками где только не шлялись, но на позицию не набредали..
        1. +3
          25 июня 2024 00:50
          Ближайшими соседями были моряки-вертолетчики,а с позиции дивизиона к северу наблюдался недействующий аэродром с сотнями старых кразов-бензовозов. Был я там более 40 лет тому,так что более подробно сказать ничего не могу.
          1. +1
            25 июня 2024 22:41
            Благодарю Вас. В принципе понятно. Аэродром там один - Отомари, японский. Позиция вертолётчиков мне известна. Я и с мальчишками там бывал и с отцом. Если аэродром был к северу от дивизиона, то дивизион располагался между аэродромом и обрывом к заливу. Больше просто негде. Похоже на правду? :)
  17. +3
    24 июня 2024 06:53
    Как-то странно, ч то СССР освоил ябч для зенитной ракеты, а ттрд не разработал и не позаимствовал. Смотрел документальный фильм о устройстве расположения части с с-200. Перезарядка жидким токсичными компонентами это за гранью в эксплуатации.
    1. +1
      24 июня 2024 15:04
      с-200. Перезарядка жидким токсичными компонентами это за гранью в эксплуатации
      Это не "грань", а реалии ракетной техники того времени. ТГ-02 (Топливо ГИПХ-02 (у немцев имело название Тонка-250) применялось на баллистических ракетах для запуска ТНА и ЖРД, который подавал "Гептил" (несимметричный диметилгидразин (НДМГ, 1,1-диметилгидразин). НДМГ применяется и в наше время.
      1. +2
        25 июня 2024 10:21
        Стартовикам давали доп паек-по стакану молока и по яйцу ежедневно... А чо,час-два в противогазе,и яичко.Как божий дар.Тренировались по заправкам окислителем,но это считалось вполне нормальным,просто этап боевой работы. Горючее и изопропилнитрат(в простонародье-эфир)-заправляли в техдивизионе,но в боевых дивизионах ,как обязательное,были обученные для работы на ЗАС(смежная-механик ЗАС -учился в техдивизионе). Солдатами,офицерами все это воспринималось вполне нормально,мы готовились защищать Родину.
        1. +1
          25 июня 2024 10:56
          Ну и...курьезный случай,со слов участника.В каких-то светлых головах зародилась идея-а не сделать ли так...Вместо окислителя -производить заправку соляром на учебной ракете.Рацуха,глядишь,что-нибудь и подкинут... Сказано-сделано.Заправили . Приятель рассказывал-смотрю,а на ракете краска пузырится,тронул-корпус горячий...Давай на заправщика одевать костюм,дренаж ставить...Не успел переодеться-рвануло...Часть ракеты по приборный отсек "стартанула".Пролетела метров 40,снесла пролет забора и упала метрах в 40 от пусковой. И облачко паров окислителя низенько над землей ,желтой полосочкой...Повезло,и никто не пострадал,и соляр не вспыхнул.Краткий анализ-после слива окислителя в баке какое-то незначительное кол-во его осталось С залитым соляром он вступил в реакцию...С диэтиламинами-триэтиламинами окислитель вступает в реакцию моментально,с соляром-же реакция растянута по времени. Как-то так...