Тропа войны индейцев хайда

75
Тропа войны индейцев хайда
Каноэ хайда. На таких лодках они совершали свои морские походы, ловили рыбу, охотились на моржей и китов и… на них же они и воевали!


Они вырыли топор войны и пошли друг на друга;
а когда краснокожий слышит о скальпах,
снятых с бледнолицых, сердце его радуется.
Я не думаю, что наш Отец из Канады больше нам друг,
чем Великий янки дядя Сэм.
Правда, Отец из Канады дает нам больше пороха,
одеял и томагавков, чем янки,
но ведь все это делается для того,
чтобы мы сражались на его стороне.

Ф. Купер «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчёлами» (1848)

Люди и культура. После выхода в свет предыдущего материала об индейцах хайда, многие читатели ВО просили продолжить рассказ об этом самобытном народе и в первую очередь рассказать про их военную культуру. Выполняем просьбу…



Начнем с того, что неотъемлемой частью военной культуры хайда и тлинкитов были их доспехи. Да-да, именно этих индейцев с точки зрения их защитного вооружения вполне можно отнести к «рыцарям-индейцам».

Доспех состоял из кирасы из 3–4 слоев кедровых досок, обшитых лосиной кожей. Шлем вырезали из узловой части дерева, причем ему придавалась форма устрашающих существ. Кроме кирас, использовались поножи для бедер и деревянные вставки на кожаных петлях на боках, между нагрудной и наспинной досок кирасы. Под доспех надевалась рубашка из лосиной кожи и такие же лосиные штаны.

Стрелы, естественно, такую броню не пробивали. Но и пули тогдашних ружей только лишь при выстреле с расстояния меньше 20 футов могли их пробить. А вот щитами хайда практически не пользовались. Зачем они, когда имеется столь надежная броня?!

Воины в таких доспехах приводили в ужас первых российских колонистов, тем более что нападали индейцы обычно посредине ночи.


Воины Ворона на боевом каноэ. Художник Билл Холм

Интересно, что лесные индейцы Северной Америки, например, те же ирокезы, онейда, могауки и делавары никаких доспехов не носили. Индейцы прерий носили на груди хеа-пайп – «волосяные трубочки» – своеобразные панцири из трубчатых костей, закрывавшие грудь и нередко свисавшие до колен.

Кроме того, они использовали щиты из нескольких слоев кожи из загривка бизона. Индейцы очень гордились тем, что такие щиты, будучи поставленными под углом, могли отражать даже ружейные пули, правда, в основным круглые, выпущенные из кремневых или капсюльных ружей.

А вот индейцы южных районов, например, навахи, команчи и юты, довольно близко познакомившиеся с белыми людьми еще в то время, когда экспансию на континент с юга на север осуществляли разве что только испанцы, не гнушались наряжаться в испанские кольчуги и шлемы типа морион, а также использовать испанские щиты адарга.


Вот так выглядели доспехи тлинкитов и хайда. Рисунок из книги «Индейцы» (Школьный путеводитель. Балтийская книжная компания, 2007 г.), выполненный по фотографии реальных доспехов из собрания Кунсткамеры Санкт-Петербурга

Но только лишь индейцы северо-запада, такие как хайда и тлинкиты, додумались до столь сложных доспехов из кожи и досок!

Шлемы-маски в виде морды ягуара или орла были непременным атрибутом ацтекских воинов-ягуаров и воинов-орлов, но… какое расстояние между местом проживания ацтеков и хайда. Так что, скорее всего, они ни у кого эти доспехи и шлемы не заимствовали, а придумали сами, так же, как и пироги весьма своеобразной формы, жилища и главное – характерные только лишь для них узоры, которыми те же хайда покрывали практически все окружавшие их предметы: оружие, весла, ложки, вилки, шляпы, одежду, пороховницы для ружей, полученных от европейцев и даже танцевальные погремушки. Впрочем, последние расписывались в первую очередь, так как эта роспись придавала им магические свойства.


Плетеная шляпа хайда. Здесь и в дальнейшем фотографии из Национального музея индейцев США в Вашингтоне


Деревянная шляпа хайда

В общем, индейцы этого региона Северной Америки были самодостаточными и в высшей степени креативными людьми, ну а смелости и воинственности им было не занимать.


Мужская танцевальная рубашка хайда

Так, губернатор Аляски А. Баранов об одной из атак тлинкитов сообщал:

«…долго мы стреляли из ружей без успеха, ибо одеты они были в три и четыре ряда деревянными и плетенными куяками и сверху еще прикрывались лосиными претолстыми плащами, а на головах с изображением лиц разных чудовищ претолстыя шишаки, коих никаких ни пули ни картечи наши не пробивали и они подлинно в темноте страшнее самых адских чертей нам казались…»


Русские корабли и байдарки тлинкитов в бухте Ситки, 28 сентября 1804 года. Картина Марка Майерса

Интересно, что ни одно племя североамериканских индейцев не было связано настолько сильно с историей России, как индейцы хайда и тлинкиты. Вступили в контакт с ними россияне сразу после открытия Аляски, но закончился он таинственным исчезновением 15 наших матросов.

А затем началась ожесточенная русско-тлинкитская война (1802–1805). Причем полностью вырезали гарнизоны двух российские крепостей, убили несколько сотен человек, так что само присутствие русских на Аляске оказалось под угрозой.

Более того, вплоть до самой продажи Аляски в 1867 году эти индейцы терроризировали наших поселенцев. Есть даже и такая точка зрения, что именно агрессивность тлинкитов стала причиной продажи Аляски США.


Расписной лук хайда


Стрелы хайда


Ещё один лук хайда длиной 101 см. Некоторые луки хайда выделывали из китового уса. Такие луки высоко ценились другими индейскими племенами и охотно обменивались на предметы, нужные хайда. В частности, именно «костяной лук» из китового уса был у вождя Токей Ито из цикла романов «Токей Ито» Лизелотты Вельскопх-Генрих

Впрочем, другие коренные обитатели этого региона считали именно хайда самыми агрессивными соседями и всячески старались избегать морских сражений с ними. Причем найдены археологические свидетельства, что племена северо-западного побережья, включая и хайда, воевали еще в 2200 году до нашей эры. Военные действия далеко не всегда носили ожесточенный характер и часто имели ритуальный смысл.

Интересно, что мирные договоры, заключенные хайда и тлинкитами, соблюдались… сотни лет. То есть мир они предпочитали войне. Но уж и воевали так, что это запоминалось…


Деревянный кинжал хайда


Медный кинжал хайда


Железный кинжал хайда с рукояткой из моржового клыка


Кинжал с ножнами и очень красивым навершием рукоятки

С другой стороны, причин воевать у хайда было много. Так, хайда шли на битву чаще всего ради мести, но если в процессе военных действий добывали рабов, то от них они не отказывались.

Многие легенды северо-западного побережья рассказывают о набегах хайда на соседние общины из-за оскорблений. Другими причинами были конфликты из-за собственности, территории, ресурсов, торговых путей и даже женщин. Случалось и так, что иные сражения были результатом споров многолетней давности.


Весло хайда. Были и весла с полукруглыми лопастями. В морском бою весло с острым концом вполне могло использоваться в качестве оружия. Но вот использовалось ли?

Характер войн изменился в XIX веке, когда хайда начали воевать с целью обеспечить своё господство в торговле мехами с европейскими купцами. Хайда отправлялись в походы на множестве каноэ (известно сообщение об отряде из 40 каноэ), хотя количество воинов в них неизвестно. Отрядом руководил вождь. Часто в поход брали и знахарей, чтобы они силой своего колдовства уничтожали души врагов.


Ложка хайда


Вилка хайда

Хайда верили, что воины, павшие в бою, прямиком отправлялись в Дом Солнца, что считалось весьма почетной смертью. Для вождей готовили специальный военный костюм на случай смерти в бою. Рабов, принадлежавших вождям, погибшим в бою, убивали и затем сжигали вместе с ними.


Макет дома хайда вместе с тотемным столбом

Исконное оружие дальнего действия у хайда – лук и стрелы, причем луки обычно простые, цельнодеревянные, но традиционно расписные. Из холодного оружие самым популярным и в бою, и в быту, и на охоте являлся кинжал, который мог быть и металлическим, и костяным, и даже деревянным.


Тотемный столб для макета жилища хайда, отлитый автором из эпоксидной смолы…

P. S.


В предыдущем материале о культуре индейцев хайда говорилось о том, что тотемный столб для макета жилища хайда был заполнен парафином для того, чтобы получить его оттиск и потом залить в него эпоксидную смолу. Некоторыми читателями ВО были выражены сомнения в эффективности данной технологии, поскольку, мол, смола в процессе застывания нагревается, и форма из парафина от этого потечет. Но вот перед вами готовая отливка из эпоксидной смолы с оригинального тотемного столба. Как видите, все детали пролились очень хорошо, хотя после извлечения из формы готовой отливки для повторного залива использовать её уже было нельзя.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 июня 2024 05:03
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Но только лишь индейцы северо-запада, такие как хайда и тлинкиты, додумались до столь сложных доспехов из кожи и досок!
    Если бы они ещё додумались делать металлические доспехи, было бы совсем гуд!
    1. +2
      22 июня 2024 21:02
      Индейцы метал не умели обрабатывать до приезда колонистов поэтому такое было невозможно.
      1. +1
        23 июня 2024 05:08
        Индейцы метал не умели обрабатывать до приезда колонистов
        Так это и характеризует уровень развития цивилизации. Впрочем, медь выплавлять умели
  2. +5
    22 июня 2024 05:46
    Поражаюсь трудолюбию Вячеслава Олеговича уже в который раз! Спасибо за очередную интересную статью!
    1. +13
      22 июня 2024 06:45
      Цитата: тлауикол
      Поражаюсь трудолюбию

      Люблю интересно жить. Хоть к 70 годам живу так, как хочу - пишешь статьи, статьи надоели, пишешь книгу, надоела книга - пишешь статьи, делаешь модели. Все надоело - на даче копаешь, собираешь клубнику и сажаешь рукколу. Вечером перед сном - чтение. А сколько всего узнал за эти годы? Такой уровень самообразования мне раньше и не снился. О такой жизни можно только лишь мечтать. А 28 еду с семьей на море до 15 августа. Домик из соснового бруса, бассейн в двух шагах, песчаные дюны, чистое море, хорошая еда. Полная лень 24 часа в сутки... ну, а потом с новыми силами опять за работу.
      1. +4
        22 июня 2024 08:06
        Люблю интересно жить. Хоть к 70 годам живу так, как хочу - пишешь статьи, статьи надоели, пишешь книгу, надоела книга - пишешь статьи, делаешь модели. Все надоело - на даче копаешь, собираешь клубнику и сажаешь рукколу.
        В психиатрии это обозначается как "рассеянное внимание". Впрочем, это не в упрек, сам такой же.
        1. +2
          22 июня 2024 08:57
          Антон, Вы, случайно не медик?
          1. +5
            22 июня 2024 09:17
            Антон, Вы, случайно не медик?
            Латентный, Катя. Лет 30 назад интенсивно обучали основам оказания первой помощи на поле боя.
        2. +5
          22 июня 2024 09:03
          . Впрочем, это не в упрек, сам такой же.

          А кто не такой? )))
          Не затем ли придумали отдых? После которого хочется вгрызаться в дела, прямо-таки рвешься к ним. Прикинула. Того отрезка времени, который называется организованным отдыхом -- ну там, неделя, две недели, в общем, у кого как, -- у меня не было с 92 года. Ни дня. Вот и рассеешься тут вниманием. И потому иногда, переступив порог комнаты, думаешь: "А зачем я сюда шла?" wassat )))
          1. +5
            22 июня 2024 09:19
            Не затем ли придумали отдых? После которого хочется вгрызаться в дела, прямо-таки рвешься к ним.

            Ага,ага.А,что там по поводу *понедельник -день тяжёлый*? laughing
            А зачем я сюда шла?" wassat )))

            Ох и делов-то?Банальная забывчивость,бывает.В целом?
            Утра доброго Людмила Яковлевна! hi
            1. +5
              22 июня 2024 09:42
              . Ох и делов-то?

              Доброе утро, Сергей Владимирович! hi )))
              Да вот, какое дело... Сравнила себя с индианками хайда и устыдилась. Они все рукодельницы. Они художницы, модельеры и ткачихи, они не забросили свои традиционные ремесла, как и мужчины. Последние -- резчики по дереву, ювелиры, скульпторы, имеется даже историк, эксперт по устным рассказам...
              А ведь племя-то -- всего-ничего, их же очень мало! Но не растворились, наследственный совет старейшин сохранился.
              Короче, встроены в современную цивилизацию как самостоятельная, очень деятельная общность, несущая благо всем. Потому что умеют создавать товары, работая руками.
              1. +3
                22 июня 2024 10:10
                Людмила Яковлевна, похоже, Вы в жизни не встречались со староверами. Они свой образ жизни встроили и в СССР, и при РФ живут, не забывая то, что называют народными промыслами. Правда, в отличии от РПЦ (ура-ура, школ в РФ строят меньше, чем церквей), разрешение на постройку "молельного дома" возле кладбища пробить не могут со времён СССР, хоть губернаторов в Архангельской области поменялось...
                1. +4
                  22 июня 2024 10:44
                  . Вы в жизни не встречались со староверами. Они свой образ жизни встроили и в СССР, и при РФ живут

                  Со староверами не встречалась, но знаю о них. Вопрос в том, производят ли они что-нибудь уникальное с помощью ручного труда и при этом обладающее товарными свойствами именно как изделие, созданное руками.
                  Индейцы хайда -- производят! Их изделия востребованы и часто представляют художественную ценность. И потому хайда заметны и способны в разумных пределах навязать свои требования центральному правительству. А если бы не производили и тем не встроились в современную экономику, то даже их численность никого бы не интересовала. А их всего-то 10 тысяч.
                  Вот представьте, приходят они все до единого на какой-нибудь футбольный матч и занимают всего лишь одну трибуну.
              2. +3
                22 июня 2024 20:47
                Сравнила себя с индианками хайда и устыдилась. Они все рукодельницы. Они художницы, модельеры и ткачихи, они не забросили свои традиционные ремесла, как и мужчины.

                А зачем?Зачем Вы сравнили себя с этими индианками.Хосподи!Да Вы просто представьте себе как стоит некая Джейн Быстрая кобылица из племени хайда перед товарищами интуристами и рассказывает о себе:*-Вот стою я перед вами,простая индейская скво,мужем-индейцем Джо Кривой корень,битая,высшими силами маниту пуганая...*.Это ведь для нас-экзотика,все эти индейские *штучки*,а для них,простите,обыденность и средство финансирования семейного бюджета. bully А у Вас наверняка имеется бабушкин рецепт приготовления вкуснейшего вишнёвого варенья,да и профессия не из последних-математик!Пусть и тогда.Слегка в прошлом.И кто из вас круче? hi
                1. +2
                  22 июня 2024 21:01
                  Цитата: АрхиФил
                  Да Вы просто представьте себе как стоит некая Джейн Быстрая кобылица из племени хайда перед товарищами интуристами и рассказывает о себе:*-Вот стою я перед вами,простая индейская скво,мужем-индейцем Джо Кривой корень,битая,высшими силами маниту пуганая...*.

                  Переиначили Вы фразу из советского кинофильма...
                  1. +3
                    22 июня 2024 21:07
                    Переиначили Вы фразу из советского кинофильма...

                    Грешен, Вячеслав Олегович,грешен. bully
                    1. +2
                      23 июня 2024 07:00
                      Цитата: АрхиФил
                      грешен.

                      Да нет, наоборот. Это говорит о уровне развитости Вашего воображения, умению находить параллели и фантазии. Все это ценно не знаю как...
                2. +2
                  22 июня 2024 21:15
                  . И кто из вас круче?

                  Ну, я уходящее поколение. А вот как быть с этим?
                  По сведениям серьезных исследовательских учереждений к 2035 году в России ожидается такое количество выпускников институтов, получивших профессии политологов, аналитиков и прочих таких же, которое превышает базовую потребность экономики и политики на 2.7 миллиона человек. При этом будет чудовищный недобор людей, владеющих сложными рабочими профессиями, то есть таких, которые умеют работать руками.
                  Что Вы на это скажете, Сергей Владимирович?
                  1. +2
                    22 июня 2024 21:27
                    Что Вы на это скажете, Сергей Владимирович?

                    *Я не историк,я-социсторик.
                    И соответственно,я не социолог,я-историк.*Фраза из отличнейшего фильма *А был ли Каротин.*
                    Так и здесь.Если держава не нуждается в рабочих руках их не будет.А она в них,ох,как нуждается!*Ценные специалисты*из Ср.Азии?Иллюзорный бред власти.
                    1. +2
                      22 июня 2024 22:02
                      . Ценные специалисты*из Ср.Азии?Иллюзорный бред власти.

                      Абсолютно согласна.
                      На мнениях мы этот вопрос на днях обсуждали. Но не договорили до конца. Просто почитайте мои комментарии.
                      Современные рабочие специальности требуют людей, воспитанных с детства в высокотехнологичной среде. О чем и рассказывает Вячеслав Олегович. "Ценные специалисты" способны пользоваться плодами нашего труда, а также труда зарубежных рабочих. Но они никогда в силу воспитания и устойчивых национальных традиций не смогут увидеть себя в роли людей, производящих высокотехнологичные изделия. Разве что кое-как класть кирпичи и асфальт. И это их предел. Ну, ещё кое-кто из них способен готовить блюда национальной кухни.
                      1. +2
                        23 июня 2024 07:05
                        Цитата: депрессант
                        Но они никогда в силу воспитания и устойчивых национальных традиций не смогут увидеть себя в роли людей, производящих высокотехнологичные изделия.

                        А вот это проблема не только наша. Вчера видел на лавочке у своего дома 5 молодых мужчин-выпивох. Давно их знаю. Начинают соображать... с 5 утра!!! У всех семьи и дети. И какую среду они и устраивают? Подумалось - вот кого на СВО взять и на передовую. 5 беспилотников на них израсходуют украинцы - хорошим людям меньше вреда!
                      2. +2
                        23 июня 2024 07:27
                        . И какую среду они и устраивают?

                        Да, они выпивохи.
                        Но это такие выпивохи, которые с детства знают, что учёные и инженеры заслуживают уважения, что быть высококвалифицированным рабочим, инженером, учителем -- это хорошо, но вот у них, выпивох, в силу природных данных это не получилось, и потому можно и подворовать слегка и нарушить порядок, а душа-то болит, и потому можно избить и даже убить жену, детей или случайного не понравившегося прохожего.
                        Выпивохи уже не дети, а жизнь делается смолоду, да вот условий не было, чтобы её, жизнь, сделать так, чтоб потом не нужно было водкой заливать неудачу старта. И вот они уже сбиваются в компанию, которая когнитивная поддержка выработанной для себя идеологии о том, что имеют право быть и такими и в этом качестве для себя хороши...
                        И вот уже каждый человек в нашей стране погружён в разрушительную, но зачастую не осознаваемую им депрессию, а поскольку протестного выхода наверх в силу репрессивных законов быть не может, то депрессия каждого выливается либо в саморазрушительную агрессию и люди мрут как мухи, либо во внешнюю, но только против своего социального слоя ( жена, дети, соседи, прохожие), а перед высшими даже в наше время можно публично и на колени встать, и снова люди мрут как мухи.
                      3. +1
                        23 июня 2024 08:50
                        5 беспилотников на них израсходуют украинцы - хорошим людям меньше вреда!

                        Простите Вячеслав Олегович,но?*22*!Перебор у Вас.А,что толкнуло их на этот саморазрушительный путь?В принципе двое моих знакомых тоже изрядно увлеклись этим занятием.Итог печален.Вечное дежурство у *пятёры*.Грустно это конечно.
                        Вчера видел на лавочке у своего дома 5 молодых мужчин-выпивох.

                        Ну это просто родство душ и тяга к общению.
                    2. +2
                      23 июня 2024 07:02
                      Цитата: АрхиФил
                      Иллюзорный бред власти.

                      С этого года целевой прием в вузы по техническим специальностям резко увеличен, а по гуманитарным сокращен. Так что не надо бояться!
                  2. +2
                    22 июня 2024 21:36
                    При этом будет чудовищный недобор людей, владеющих сложными рабочими профессиями, то есть таких, которые умеют работать руками.

                    А эти умелые молодые руки сейчас заняты несколько иным делом.Впрочем,Вы знаете.
                    1. +2
                      22 июня 2024 22:10
                      . А эти умелые молодые руки сейчас заняты несколько иным делом.Впрочем,Вы знаете.

                      М-да... знаю.
                      Ага. И когда читала об этих миллионах избыточных политологов и аналитиков, удивлялась, откуда они возьмутся.
                      1. +3
                        23 июня 2024 07:07
                        Цитата: депрессант
                        откуда они возьмутся.

                        Несколько моих студентов (бывших) пиарщиков и рекламисто открыли... технические производства. "Завод в гараже"... гуманитарное образование не помешало.
                      2. +2
                        23 июня 2024 07:46
                        . гуманитарное образование не помешало.

                        Что Вы, что Скоморохов -- провокаторы, а люди этого не понимают, впадают в ярость, но меня таким не купишь.
                        Вот эти ваши бывшие студенты-гуманитарии -- они либо выиграют, но не потому, что гуманитарии, либо проиграют, но не потому, что гуманитарии. И дело не в том, что тут как повезет. Разумному, оборотистому человеку всегда везёт, если это не тотализатор. Тут всё зависит от того, кто потребен государству.
                        Вот был предприниматель Лешков -- забыли эту историю или даже не знали? Под влиянием идеи призывался, увидел бардак в армии, поспорил с полковником, замахнулся на него (не ударил!) и вот уже хлебает баланду и будет хлебать её долго. Ну, это так, попутно. Понравится предприятие, организованное вашим бывшим студентом, какому-нибудь чиновнику, и будет ваш студент хлебать баланду. И лишь в счастливом случае ему удастся отделаться помятыми и ощипанными перьями -- встанет, отряхнется, дальше пойдет голый. Не в то время затеялся, время -- умирать.
                      3. +2
                        23 июня 2024 08:35
                        Понравится предприятие, организованное вашим бывшим студентом, какому-нибудь чиновнику, и будет ваш студент хлебать баланду.

                        Выскажу непопулярную точку зрения,но для развития бизнеса время БН было как-то более либеральнее,чем нынешнее.
                        Утро доброе Людмила Яковлевна! hi
                      4. +2
                        23 июня 2024 09:13
                        . для развития бизнеса время БН было как-то более либеральнее,чем нынешнее.

                        Доброе утро, Сергей Владимирович!
                        Время было действительно более либеральное, чем нынешнее, и благодаря этому многим людям удалось удержаться в этой жизни и даже задержаться в ней,
                        Но обольщаться не следует. Не было дела властям до рядовых граждан. Урча и чавкая, в смертельном клинче делили власть и национальные богатства России! Вот и удалось лишенным внимания беспризорным гражданам выкарабкаться. Но удалось не всем.
                        Встанем и помянем.
                      5. +2
                        23 июня 2024 09:19
                        Не было дела властям до рядовых граждан. Урча и чавкая, в смертельном клинче делили власть и национальные богатства России!

                        Вот!Вот именно из-за того,что власти дали определённую слабину по отношению к населению,народ внял.И?Начал самообогощаться.Кто мог,безусловно.Но это уже,мой друг,как повсюду.
                      6. +3
                        23 июня 2024 11:16
                        Цитата: депрессант
                        Но удалось не всем.

                        А всем и не надо. Аркадий Райкин: "Пусть у всех все будет, но пусть хоть кому-нибудь чего-то не хватает!" Как в воду смотрел!
                      7. +2
                        23 июня 2024 11:15
                        Цитата: АрхиФил
                        Выскажу непопулярную точку зрения,но для развития бизнеса время БН было как-то более либеральнее,чем нынешнее.

                        Именно так! У меня тогда и журнал был свой и своя фирма. И это не мешало работе в вузе.А потом надо было было выбирать - или или... Стало сложнее и менее прибыльно.
                      8. +1
                        23 июня 2024 11:13
                        Цитата: депрессант
                        Понравится предприятие, организованное вашим бывшим студентом, какому-нибудь чиновнику,

                        Есть много способов сделать его невидимым. И они их знают. У меня же учились...
                      9. +1
                        23 июня 2024 08:30
                        Несколько моих студентов (бывших) пиарщиков и рекламисто открыли... технические производства.

                        Что лишний раз подтверждает переизбыток тех и других.
                        Что лишний раз подтверждает недостаток именно,что-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ!
                        А,что касаемо *целевого приёма*?Ох и много было всяких таких важных и необходимых директив.Море!Но бумажное. bully
                      10. +1
                        23 июня 2024 09:36
                        . Что лишний раз подтверждает недостаток именно,что-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ!

                        На самом деле с глубокой грустью я прочитала пост Вячеслава Олеговича о гаражном предпринимательстве его бывших студентов. Тут главное -- на какие средства они замутили? Если на свои, то их и потеряют (а вдруг дефолт?!?). А если на ведение бизнеса брали леньги в кредит?...
                        Я вспоминаю Сочи. В дефолт 1998-го прогорели и закрылись практически все средние предприятия, все магазины, лавки и лавчонки -- аж до весны 1999. Сколько было трагедий! Сколько погибших судеб и реальных смертей
                        Так что не радует меня, когда этот "переизбыток" идёт в мелкий гаражный бизнес, даже если на свои средства. Потому что не сомневаюсь, что страну ждут глубокие финансовые потрясения. Особенно с учётом того, что у гаражников нет наследственного опыта ведения бизнеса, нет чутья, умения крутиться.
                      11. +2
                        23 июня 2024 10:07
                        Особенно с учётом того, что у гаражников нет наследственного опыта ведения бизнеса, нет чутья, умения крутиться

                        Особенно с учётом того,есть ли прочная чиновничья *крыша* у этих ребят,или нет.*Крапивноплеменная* крыша и есть путь развития бизнеса при нынешнем режиме. laughing
                      12. +1
                        23 июня 2024 10:49
                        . есть ли прочная чиновничья *крыша* у этих ребят,или нет

                        Да дело даже не в этом...
                        Вот прочитала на днях статью Рыжова о Доме Инвалидов и не могла поначалу понять, что же меня в ней так задело. А потом вдруг дошло -- вступление! Оно о том, как слово "инвалид" стало намеком на Наполеона, французскую революцию, на идеи освобождения от самодержавного гнёта. Своеобразный пароль для узнавания "своих", кодовое слово, обозначающее набор определенных идей и мировоззрений.
                        Казалось бы, ну и ладно. Поняла и поняла. Так нет же! Из глубин памяти выплыло то, что варила, но так и не доварила раньше -- всё та же "Хромая Судьба", глава, относящаяся к писателю Феликсу Сорокину.
                        Председатель московской литературной организации звонит Сорокину и пеняет ему, мол, почему до сих пор не съездили в Институт лингвистических исследований и не отвезли туда 4 страницы текста из любой своей книги. Почти все московские писатели съездили, отвезли и сдали свои страницы, а вы тормозите прогресс. И складывается так, что Сорокин почти на протяжении всей книги никак не может доехать до института, мешают разные обстоятельства, а когда наконец попадает в лабораторию, похожую, по нынешним представлениям, на центр серверных услуг, то встречает там инженера, как мне показалось по описанию и намёкам Авторов, похожего на Булгакова. Инженер популярно обьясняет Сорокину, что машину надо научить оценивать значимость текста, а вы привезли какой-то бюрократический отчёт...
                        К чему это я?
                        А к тому, что книга Стругацких вышла в 1976 году! И речь в этих главах шла не о чём ином, как о машинном обучении! Об искусственном интеллекте! Тогда!
                        Я давно поняла, что намеки в книгах провидцев Стругацких нуждаются в приложениях с пояснениями. Как труд Данте Аллигъери.
                        Конечно, мы опоздали. Как всегда. Но!
                        Пройдет лет 10, и гуманитарии уже не понадобятся. Да и разработчики во всех областях технологий. Тексты отчётов и даже литературные произведения, а также рисунки, картины, чертежи, исследования будет создавать и проводить ИИ. А творческие люди станут недорогим и даже дешёвым приложением к компьютеру для коррекции того, что натворил ИИ. И потому специалистов потребуется в тысячи раз меньше, чем сейчас. Это реально нас ждёт, эпоха наступила уже вчера.
                        Вот и пусть гаражные энтузиасты в качестве предмета своей деятельности выбирают такое, что ИИ не может создать в принципе, но сколько таких возможностей существует?
                      13. +1
                        23 июня 2024 10:59
                        что ИИ не может создать в принципе, но сколько таких возможностей существует?

                        Боюсь,что ничтожно мало.А с растущим числом создания дипфейков эта зараза(ну,а как её/его/?ещё назвать?) уже проникла и в творческие отрасли.Илон Маск поёт *Траву у дома*,Сальвадор Дали в рекламе и т.д. и т.п.Занавес. bully
                      14. +2
                        23 июня 2024 11:22
                        Цитата: депрессант
                        А творческие люди станут недорогим и даже дешёвым приложением к компьютеру для коррекции того, что натворил ИИ. И потому специалистов потребуется в тысячи раз меньше, чем сейчас. Это реально нас ждёт, эпоха наступила уже вчера.

                        Опять не совсем верно. Будут те, кто читает ИИ и доволен. А будут те, кто принципиально будет читать ЛЮДЕЙ. И будут тексты маркированные - автор ИИ, автор - человек. Моя дочь менеджер по дамским сумкам. Нашим, наших пензенских производителей. Покупают их торговцы из Хабаровская в том числе. Спрашивает: "Зачем они вам? Китай рядом! Тот же материал, но дешевле..." А они - а у нас есть люди, что принципиально не покупают китайское. И по стране таких покупателей сумок - МОРЕ. Иначе как Вы объясните, что в Пензе 5 фирм их выпускают (продают даже в Москву) и ни одна не бедствует!
                      15. +1
                        23 июня 2024 12:27
                        . в Пензе 5 фирм их выпускают (продают даже в Москву) и ни одна не бедствует!

                        Вот, так и я о том же! Изделия ручного труда.
                        . эта зараза(ну,а как её/его/?ещё назвать?) уже проникла и в творческие отрасли.

                        Так кто в выигрыше окажется?
                        Давайте посмотрим.
                        С моей точки зрения, только Вы, Вячеслав Олегович. И не потому, что Вы что-то умеете делать руками. А потому что близко время, когда в ваших трудовых руках окажется приложение, которое Вы поставите на свой компьютер и скажете ему, вслух, между прочим, следующее: "Пойди в интернет, пошарься везде, найди мои статьи, изучи мой стиль. А затем в качестве задания напиши статью на 8 тысяч знаков о японском мече таком-то, делая упор на то-то." ИИ прилежно изучит ваш стиль, затем пошарится по всему интернету, найдет огромное количество текстов про нужный меч, про его музейное содержание, а также про коллекционеров, и на всё про всё у него уйдет несколько минут, максимум час, после чего в ваших руках окажется распечатка с нужной статьёй или даже целая книга -- если таковым было техническое задание. А поскольку у Вас уже есть писательское имя, то статью (или книгу) напечатают и издадут. А если имени нет? Если нет достигнутой ранее писательской известности? Ну, в каком-нибудь Литрес неизвестный бедолага, обуреваемый творческими порывами, таки разместит своё творение -- и что? Там миллионы таких же! Кто его будет читать? Будет ли ему капать денюжка?
                        Опять же, ваша дочь. Менеджер по продажам, говорите? Да уже вовсю идёт работа над созданием приложения, чтоб такого менеджера заменить. Не может человек-менеджер конкурировать с ИИ, который охватывает всю деятельность по данному разделу производства и продаж -- не может!
                        Или вот, скажем, Сергей Владимирович. Строитель, да? Я так поняла, ремонтируете? Вот это -- хорошо. То есть работаете с уже созданным ранее (до таких роботов, полагаю, ещё далеко). Но вот, представьте, даже в Москве уже несколько лет работает комбинат, который печатает дома на 3D-принтере. И ещё один появился и уже реклама -- мол, продаём дома и они чудесные! Но беда в том, что такие дома требуют совсем иных знаний и навыков ремонта, а также способов. А ещё в моду входят комфортабельные дома на колесах -- вот с этим что делать?
                        Но на самом деле настоящая головная боль -- это чиновники. Сейчас любое учереждение, сколь велико бы оно ни было, можно заменить одним компьютером с нужным приложением и автоматом по выдаче отчётов и справок. А куда тогда девать миллионы чиновников, оставшихся без работы? Это же потенциально взрывоопасный социальный материал!
                        Вследствие этого антикоррупционная чистка, затеянная Белоусовым с подачи Путина, имеет ещё и важный подтекст. Он состоит в том, что чиновник нужен! Чиновник важен! Только, конечно, честный и порядочный! Вот посадим непорядочных, и будет нам счастье. А то, что в нынешнюю эпоху чиновник во многих случаях не нужен совсем по причине заменяемости компьютером целых учреждений, как то уходит в сторону. Так что, с моей точки зрения, то, что делает Белоусов, -- это отчаянное самосохранение чиновничьей пирамиды, нижним своим основанием тяжко придавившей народ.
                      16. +1
                        23 июня 2024 10:30
                        На самом деле с глубокой грустью я прочитала пост Вячеслава Олеговича о гаражном предпринимательстве его бывших студентов.

                        Ребята просто не выдержали конкуренцию.Их много, вакансий кратно меньше.Допускаю,что хотели много больше,чем предложили.Возможно.
                        В дефолт 1998-го прогорели и закрылись практически все средние предприятия, все магазины, лавки и лавчонки -- аж до весны 1999.

                        Видели бы Вы Тверскую! laughing
                      17. +1
                        23 июня 2024 10:57
                        . Видели бы Вы Тверскую!

                        Поверить не могу! Неужели и в Москве так было?...
                        М-да... злые, но осведомлённые языки утверждают, что в 2025 году будет такое же, только много хуже. Ведь мы уже не "беспризорные", а в крепких объятиях фискальных и правоохранительных органов.
                      18. +2
                        23 июня 2024 11:23
                        Цитата: АрхиФил
                        В дефолт 1998-го прогорели и закрылись практически все средние предприятия, все магазины, лавки и лавчонки -- аж до весны 1999.

                        А на мой бизнес дефолт никакого воздействия не оказал, напротив, только от него выиграл.
          2. +1
            22 июня 2024 10:48
            Людмила Яковлева, редко Ввс, вижу. Правда и самая не очень частобяываю.
            У нас с Верой, уважительная причина: хотим денег больше заработать, а потом гульнуть в июле-августе .
            Я, взяла себе 2 отгула: поедим в горы. Будут, состязания по стрельбе из пистолета..
            Моя, задача: с Верой выровняется..
            У неё из 8 банок, на расторжение 15-17 м , 7 и быстро.
            У меня, скромнее:6-7 банок,, с 10 метро. .
      2. 0
        22 июня 2024 08:55
        Вячеслав я Олегович, надеюсь, что у Вас, там будет:"море идей".
        Вы, после отдыха, столько интересного расскажете.
        Уже заранее жду
        1. +2
          22 июня 2024 17:43
          Цитата: lisikat2
          "море идей".

          Да, обычно лежу после моря, смотрю в деревянный сосновый потолок, его узоры и думаю. Одна идея, другая... в копилку памяти. По возвращении - идут в работу.
          1. +1
            23 июня 2024 08:18
            Примерно, так и думала.
            Я,первые 2 дня праздную безделие, а потом вспоминаю работу. Что можно изменить? А что отставить как есть
  3. +5
    22 июня 2024 07:16
    . Но только лишь индейцы северо-запада, такие как хайда и тлинкиты, додумались до столь сложных доспехов из кожи и досок!

    Быть может, дощечек?
    Человек, одетый в доски, -- это как в деревянном макинтоше wassat )))
    Что-то невероятно восхитительное, завораживающее есть в северо-американских индейцах. Особенно их серьезность, горделивая значительность.
    Ах, спасибо, дорогой Вячеслав Олегович! hi )))

    Приветствую Михеля и Ивана, а также всех, кто сегодня заглянет на огонёк в домик Мастера -- привет, друзья! drinks hi ))))
    1. +2
      22 июня 2024 07:48
      Цитата: депрессант
      в домик Мастера

      Начал делать модель пироги хайда. Закончу не скоро, но как сделаю - обязательно об этом расскажу... Над домом хайда работа идет полным ходом.
  4. +5
    22 июня 2024 08:07
    Интересно, что ни одно племя североамериканских индейцев не было связано настолько сильно с историей России, как индейцы хайда и тлинкиты.


    Русским стоило выставить против этих хайда чукчей. Интересно было бы поглядеть на подобный пароксизм "дружбы народов". laughing

    Тот факт, что чукчи совершили последний набег на Аляску уже в 20 веке, после ВМВ, показывает, что чукчи наши этих хайдо и тлинкитов не сильно боялись.
    1. +1
      22 июня 2024 08:59
      Можно об это подробнее? Ни когда не слышала
    2. ANB
      +1
      22 июня 2024 12:07
      . Русским стоило выставить против этих хайда чукчей. Интересно было бы поглядеть на подобный пароксизм "дружбы народов"

      С учётом того, что чукчи держали под контролем Камчатку, они бы тлинкитам наваляли.
      Но выставить их вряд-ли бы получилось, потому как РИ платила чукчам дань до самого конца империи. С чего бы чукчам идти воевать в Америку за данников?
  5. +3
    22 июня 2024 08:10
    Но и пули тогдашних ружей только лишь при выстреле с расстояния меньше 20 футов могли их пробить

    Не верю!©
    В десятилетнем возрасте делали устройства, заряжаемые с дула содранной от головок спичек серой, называлось это - поджиг. Он либо крупной дробью, либо шариком от подшипника легко пробивал деревянный забор, а в металлической двери оставлял весьма заметную вмятину. Думается, что ружье, имеющее гораздо больший калибр, чем трубка от самодельного поджига, да ещё и заряжаемая порохом, могла легко пробить деревянный доспех, да к тому же еще и вылететь наружу...
    1. +2
      22 июня 2024 09:07
      Думается, что ружье, имеющее гораздо больший калибр, чем трубка от самодельного поджига, да ещё и заряжаемая порохом, могла легко пробить деревянный доспех, да к тому же еще и вылететь наружу...

      Мягкие пули из свинца имеют достаточно малую ПРОБИВНУЮ способность, потому как плющатся от удара. Из гладкоствола не каждое животное пробивали.
    2. +2
      22 июня 2024 17:12
      Цитата: Luminman

      В десятилетнем возрасте делали устройства, заряжаемые с дула содранной от головок спичек серой, называлось это - поджиг. Он либо крупной дробью, либо шариком от подшипника легко пробивал деревянный забор,

      Было дело, в том же возрасте, и помнится мне, что стреляли в двух метрах от забора, не дальше.
      Рискну предположить , что и Ваш опыт был приблизительно такой-же. Т.е. речь идёт о выстреле в упор. Так ведь и "взрослые" ружья "с расстояния меньше 20 футов могли их пробить".
      Кроме того, стреляя из укрытия, сложно оценить степень поражения доспеха. М.б. не всегда попадали точно, ведь человек в широком доспехе выглядит большой целью, но по факту можно пробить доспех, а тело не задеть. К тому же - нападающие скорее всего забирали с поля боя своих подстреленных.
    3. +2
      22 июня 2024 17:44
      Цитата: Luminman
      Не верю!©

      Баранов об этом писал...
  6. +1
    22 июня 2024 08:46
    Здравия желаю."выпущиные из кремневых или капсульных рублей"точнее сказать,ружья на дымном порохе Бездымный порох появился уже в 20 веке
  7. +1
    22 июня 2024 09:03
    Цитата: lisikat2
    Можно об это подробнее? Ни когда не слышала


    Читайте и наслаждайтесь.
    Правда чукчи напали на эскимосов, но хайда и тлинкиты явно упустили шанс помочь соседям-согражданм.


    https://russian7.ru/post/napadenie-na-yeskimosov-kak-sovetskie/
  8. +2
    22 июня 2024 09:09
    Цитата: Заступник
    Бездымный порох появился уже в 20 веке


    В конце 19 в., если точнее.

    В 1884 году Поль Вьель изобрёл бездымный порох, названный Poudre B, который был основан на желатинизированной нитроклетчатке (68% нерастворимой в диэтиловом эфире тринитроцеллюлозы смешана с 30% растворённой в эфире динитроцеллюлозы с добавкой 2% парафина), с дальнейшим образованием пороховых элементов и последующей сушкой зёрен пороха.
    В 1887 году в Великобритании Альфред Нобель разработал баллистит, один из первых нитроглицериновых бездымных порохов, состоящий из равных частей пороха и нитроглицерина, и получил на него британский патент.
  9. +4
    22 июня 2024 13:25
    Здравствуйте, Вячеслав Олеговтч.
    1. По технологии литья из эпоксидных составов. Дело в том, что технология литья из эпоксидных сил подразумевает оптимальную температуру заливки 40-50 градусов. Пчелиный воск 65 -70 ... Добавление отвердителя дополнительно разогревает литейный состав. Риск есть.
    Часто свежую отливку, ещё жидкую. Для удаления пузырьков необходимо прогреть поверхностно горелкой. Получилось и замечательно.
    2 . Ирокезы - изначально конфедерация 5 племён. Сенека, Онайда, , Мохоки, Каюга и Онодага. Как то странно их разделять. Так что либо Ирокезы либо Могавки...
    С Уважением.
    1. +2
      22 июня 2024 17:47
      Цитата: Толстый
      Как то странно их разделять.

      Здравствуйте Андрей Борисович! Никогда не сталкивался с проблемой, обозначенной у Вас как №1. №2 - просто написал как пример... какие индейцы вспомнились. В каком союзе они были - неважно в данном случае.
      1. +1
        23 июня 2024 13:06
        Принято. Но лучше по пюдям Северо-Запада Американского континента осторожнее
  10. +2
    22 июня 2024 13:44
    Цитата: ANB
    Но выставить их вряд-ли бы получилось, потому как РИ платила чукчам дань до самого конца империи. С чего бы чукчам идти воевать в Америку за данников?


    Так уж и дань. Просто откупные, дешевле было заплатить, чем их геноцидить. Опять же чукчи фактически выполняли функции береговой охраны, они вообще любых чужаков принимали не очень гостеприимно.

    С того, что их можно было тупо материально заинтересовать. В ходе войн Англии, Франции, САСШ на североамериканском континенте все стороны нанимали местных индейцев. Предложить побольше ружей и "огненной воды" - и дело в шляпе. Почему бы русским не нанять чукчей, возможно, расширив ассортимент побрякушками какими?
    А еще - предложить им поучаствовать в колонизации Аляски, посулив им доминирование над местными племенами взамен на лояльность к русским переселенцам. Вполне могли бы найтись свои "субпассионарии" среди этих детей тундры.
  11. +3
    22 июня 2024 14:38
    Вячеслав Олегович! Перевод точно сделан: "Русские корабли и байдарки тлинкитов в бухте Ситки, 28 сентября 1804 года. Картина Марка Майерса."?
    01 октября 1804 года начался штурм крепости Ситка, в которой засели тлинкиты, со шлюпа "Нева" (под командованием Лисянского), двух гукоров Российско-американской компании и союзных русским алеутам и эскимосам с Кадьяка ( их количество в разных источниках от 600 до 900 человек на байдарах, причём на нескольких больших байдарах были фальконеты) под командованием правителя Русской Америки Баранова. Очень похоже, что на картине "Неву" и гукоры в бухту Ситка буксируют союзники с Кадьяка и Алеутских островов.
    1. +2
      22 июня 2024 17:49
      Цитата: Тестов
      "Русские корабли и байдарки тлинкитов в бухте Ситки, 28 сентября 1804 года. Картина Марка Майерса."?

      Думаю, да, какие трудности может вызвать такой текст?
      1. +2
        22 июня 2024 20:12
        Видимо, Марк Майерс что-то напутал.
        Вы в материале от 01 июня 2024 года привели много фото каноэ тлинкитов. И сегодня в материале есть картина "Воины Ворона на боевом каноэ. Художник Билл Холм "и фото каноэ тлинкитов. Да и русские в 19 веке описывали, что боевые каноэ калошей (так русские называли тлинкитов) могли вмещать до 60 человек.
        А на картине Майерса совсем другие суда - байдары на которых плавали те, кто на 1804 год были в подчинении РАК: жители кадьякские, аляскинские, кенайские и чугатские, под предводительством 38 тойонов, все северные враги тлинкитов. Да и головные уборы и одежда на картине у байдарочников типично алеутские.
        Шлюп «Нева» вошла в Ситкинский залив 19 августа 1804 г., встретившись тут с 4-пушечными гукорами РАК "Святая Екатерина" и "Святой Александр Невский".19-24 сентября в залив пришли на байдарах основные силы ополчения А.А. Баранова (русские были на 2 ботах), проведя до этого операцию по сожжению селений Кек и Кую, жители которых убили промышленников партии Урбанова . В последующие дни произошёл ряд небольших стычек.
        24 сентября тлинкиты внезапно атаковали группу байдарок и, отбив одну из них, застрелили двоих эскимосов. Убитым, на глазах державшихся в отдалении соплеменников, отрезали головы, что было в традициях тлинкитов. Отрезанные головы складывались под лавку на корме каноэ, а при возвращении домой поднимались на шестах на носу. Тогда же с черепов снимались скальпы, которые развешивались по бортам каноэ, а по прибытии в селение вешались на балках снаружи дома. Женщин и детей тлинкиты никогда не скальпировали.
        29 сентября моряками «Невы» была замечена большая лодка тлинкитов. За ней была организована Лисянским погоня. На лодке новый вождь индейцев вёз много пороха в крепость. То ли от ружейного огня русских моряков, то ли от огня индейцев каноэ взлетело на воздух и в плен к русским попало 6 тлинкитов. А 01 октября начался штурм крепости тлинкитов Шисги-Нуву на острове Ситка.
        Именно поэтом я написал в своем первом комментарии: "Очень похоже, что на картине "Неву" и гукоры в бухту Ситка буксируют союзники с Кадьяка и Алеутских островов."
        1. +1
          22 июня 2024 20:57
          Уважаемый Евгений, ничего конкретно ответить не могу.
        2. +2
          23 июня 2024 10:32
          Скорее всего, вы правы: лодки на картине ну совсем не похожи на каноэ тлинкитов, да и прекрасно видно, что лодки группами буксируют корабли, а тлинкитам это зачем делать?
  12. 0
    22 июня 2024 16:01
    Цитата: Illanatol
    https://russian7.ru/post/napadenie-na-yeskimosov-kak-sovetskie/

    Одного они убили, а второго взяли в рабство. Но пленник был шаманом, и в рабстве пробыл недолго, ему помогли сбежать моржи.
    Ну, если источник такого качества...
    1. +1
      23 июня 2024 10:46
      Источник, конечно, не Рейтерс с БиБиСи, но что не так с приведённой вами цитатой? Это же просто местная легенда, объяснявшая причину набегов, как обычно, приукрашенная для зрелищности. Во всяком случае, выглядит правдоподобнее мифов древних эллинов.
  13. +1
    23 июня 2024 11:50
    Цитата: Сергей Зилинский
    Во всяком случае, выглядит правдоподобнее мифов древних эллинов.

    А они, в свою очередь, правдоподобнее мифов древних евреев? lol
  14. +1
    24 июня 2024 12:52
    Насколько мне известно, у ирокезов копейщики вполне себе носили наборные деревянные "кирасы".
    Но с распространением огнестрела они стремительно вышли из употребления, поскольку защита стала никакая, а подвижность ограничивает.
  15. +1
    28 июня 2024 12:09
    Для дестабилизации социально-политической ситуации в США нам необходимо индейцев Северной Америки вывести из запоя, и напомнить им кто у них отобрал землю.
  16. 0
    28 июня 2024 13:59
    Интересно что сейчас думают индейцы про русских и амеров?