«Подземный» танк и «Шишига»: сокровищница Горьковского автомобильного завода

18 236 35
«Подземный» танк и «Шишига»: сокровищница Горьковского автомобильного завода
«Подземный» танк, откопанный заводчанами в одном из цехов ГАЗа.


Технические артефакты


Проспект Ленина, что в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, для любителя истории знаменит двумя вещами – легендарной главной проходной Горьковского автомобильного завода и музеем одноименного предприятия. Но если проходную, из ворот которой ГАЗ в годы войны выпускал военную технику и грузовики, даже фотографировать нежелательно (так, по крайней мере, выразилась контролер), то с музеем все проще – он открыт посетителям.



Историю он ведет с 1965 года, но по-настоящему современным он стал в конце 2022 года, когда питерская контора «СИБ-проект» заметно преобразила дизайн музея. Обошлись все удовольствия в полмиллиарда рублей, но они того стоили – экспозиция по оформлению вышла на один уровень с лучшими автомобильными музеями мира.

Обзор содержания музея стоит начать с двух замечательных экспонатов.

Конечно, реликвии ГАЗа все без исключения замечательны, но есть пара особенных. Верным поклонниками «Военного обозрения» наверняка придется по душе корпус танка Т-70, обнаруженный при реконструкции цеха металлопокрытий, производства арматуры и колес. Его в прямом смысле откопали из-под земли в 2008 году. Как он там оказался, неизвестно, но информационная табличка гласит:

«В годы Великой Отечественной войны ГАЗ не только выпускал, но и ремонтировал танки, поступающие с фронта. Если танк был сильно поврежден в бою, с него снимали все, что могло быть использовано в дальнейшем. Оставался бронекорпус. Его вполне могли в этом случае использовать как укрытие во время авианалетов. Благодаря «консервации» под землей, находка прекрасно сохранилась. Необычный экспонат оставили для потомков, он служит еще одним свидетельством героизма тружеников тыла».

Сколько еще таких исторических артефактов хранят корпуса Горьковского автомобильного завода?




Корпус Т-70, прозванный «подземным» танком. Очевидно, служил для защиты заводчан во время бомбежек.

Немалую часть экспозиции занимает реконструкция быта рабочих ГАЗа в трагические 1941–1945 годы. Гитлеровцы нещадно бомбили автозавод, выпускающий критически важную для фронта продукцию. Мемориал с фотографиями и именами погибших под бомбами рабочих и служащих ГАЗа очень наглядно и пронзительно напоминает о тех временах. Налеты вражеской авиации наносили настолько весомый урон, что в 1944 году за досрочную ликвидацию последствий бомбардировок завод наградили вторым орденом Красного Знамени.

В этом же трагическом ряду оригинал похоронки на имя Варвары Ивановны Лариной, которую извещают о том, что

«ваш сын лейтенант Ларин Сергей Михайлович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 23 июня 1944 года. Похоронен с отданием воинских почестей в селе Янчин Тираспольской области»
.



Реконструкция быта автозаводчан в годы Великой Отечественной войны. Обратите внимание на печку из корпуса главной передачи. Вероятно, пробоина получена после очередного налета гитлеровской авиации.

О легком танке Т-70 напоминает не только его корпус, но документ о присвоении звания Героя Социалистического труда Николаю Александровичу Астрову, главному разработчику гусеничной бронемашины.

К слову, танк в собранном состоянии в экспозиции отсутствует, но с ним можно поближе познакомиться на многочисленных постаментах в Нижнем Новгороде. В общей сложности горьковчане выпустили 8 226 танков Т-70, в том числе в годы войны – 6 847. Его по праву считают лучшим легким танком Второй мировой войны и вторым по массовости после Т-34.




Бесценные свидетели триумфа и трагедии прошлого

От славной и трагической одновременно истории Горьковского автозавода в годы Великой Отечественной войны перенесемся в современность. Точнее, в 1992–1995 годы.

В это время проходил стендовые испытания легкий коммерческий автомобиль ГАЗ-3302 «Газель». Машина легендарная во всех смыслах. Она стала «золотой» моделью для автозавода и позволила ему не погибнуть в лихие постперестроечные годы новой России.

Напомним, что полуторку начали разрабатывать еще в середине 80-х годов, но на конвейере машина появилась только 20 июля 1994 года. В музее представлен предсерийный экземпляр, который прошел 270 тысяч стендовых и дорожных километров. Машина откровенно уставшая, но не сломленная. На кабине разместили имена конструкторов, испытателей, технологов и других создателей «Газели».








Рекордная «Газель» после 270 тысяч испытательных километров. Обращает на себя внимание гидравлический механизм погрузки балласта на борт.












Прототип и эскизы будущей «Газели»

Обращает на себя внимание необычный погрузочный механизм лифтового типа, очевидно, предназначенный для облегчения загрузки машины балластом в полевых условиях. На представленных информационных стендах расшифровки назначения сего устройства не представлено.

Боевое прошлое


Если мы говорим «военный ГАЗ», то неизменно вспоминаем ГАЗ-66, прозванный «Шишига». Ладный грузовичок занимает значимое место в экспозиции музея.

Выпуск машины наладили с 1 июля 1964 года – в этом году «Шишиге» стукнет 60 лет! Некоторые из них еще колесят по дорогам, а отдельные экземпляры даже воюют на Украине, правда, преимущественно на вражьей стороне. В различных модификациях ГАЗ-66 выпускался до сентября 1999 года.

Общий тираж насчитывает 964 979 машин. Судя по всему, многочисленные опытные экземпляры не сохранились до наших дней и представлены только на архивных фото.

ГАЗ-66 – машина насколько легендарная, настолько и противоречивая. Но на информационной табличке в музее все оптимистично:

«Одно из ярких технических решений ГАЗ-66 – откидывающаяся вперед кабина, открывающая доступ к мотору. Компактная кабина освободила место для более вместительного кузова. Для удобства доступа в кабину на ступицах передних колес предусмотрены корончатые подножки. Работу водителя облегчают гидроусилитель руля и гидровакуумный усилитель тормозов.

Плавность хода повышают удлиненные рессоры с «мягкой характеристикой» и телескопические амортизаторы на обоих мостах. Поперек кабины могло подвешиваться спальное место-гамак.

Неудобство доставляло лишь расположение рычагов переключения коробки передач, подключения переднего моста и демультипликатора (справа, сзади), однако к этому недостатку можно было привыкнуть».




«Шишига» в свои лучшие годы.


Опытный образец ГАЗ-66А с герметичными тормозами и кабиной типа ГАЗ-62, 1957 год


Все для удобства водителя и механика


На фото ГАЗ-66Б, опытная машина для ВДВ
























Эволюция главной эмблемы ГАЗ

Непосредственным предшественником «Шишиги» можно считать ГАЗ-63, за который группа конструкторов Горьковского автомобильного завода 6 марта 1950 года удостоилась Сталинской премии. ГАЗ-63 – это первый полноприводный грузовик горьковских автомобилестроителей и первый в Советском Союзе массовый грузовик с колесной формулой 4х4.

На машине также впервые в СССР применили одинаковую колею передних и задних колес и односкатные шины как спереди, так и сзади, что уменьшило сопротивление качению при движении по вязкому грунту и снегу. Передний мост подключался жестко, а понижающая передача в раздаточной коробке дополнительно увеличивала проходимость. В экспозиции представлена машина ГАЗ-63А, дополнительно оснащенная лебедкой.


ГАЗ-63А – первый отечественный массовый грузовик с полным приводом


Экспериментальный ГАЗ-63А на арочных шинах размерностью 1 000х650


Автопоезд в составе седельного тягача ГАЗ-63П и полуприцепа ПАЗ-744П, 1958 год


Седельный тягач ГАЗ-63Д с коробкой отбора мощности для работы с полуприцепом-самосвалом, 1959 год

В рамках одного материала очень непросто осветить экспозицию Музея истории ГАЗа, но можно сказать одно – у автозаводчан получилось. Светло, современно, интересно, хотя и не лишено некоторых перегибов.

Например, на западный манер подвесили «Волгу» на стальных тросах под потолок. Зачем? Если хотели показать конфигурацию днища седана, то можно было просто поставить машину набок. Хотя подавляющему большинству посетителей совершенно безразлично, что у «Волги» под кузовом. Хотя на некоторых дамочек парящий в воздухе седан действительно оказывает впечатление. Если на это и было рассчитано, то тогда сработало.




Если опираться на содержание экспозиции, то складывается впечатление, что заботится о сохранности экспериментальных и опытных автомобилей на ГАЗе стали только с конца 90-х годов.

В музее очень мало опытных машин, созданных до этого периода – все поисковые модели исключительно на фото. И это удручает, хотя это нисколько не умаляет уникальности Музея истории ГАЗа.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    24 июня 2024 05:05
    ГАЗ-63 – это первый полноприводный грузовик горьковских автомобилестроителей

    Я и Маша.
  2. +4
    24 июня 2024 06:43
    Проблема музея и ему подобных в том что при СССР такие музеи были закрытыми для посетителей "с улицы".
    Зачем рвать жилы и биться за экспонаты- если начальство пригонит в обязательно- принудительном порядке экскурсию?
    А сверху всё полировалось формулой "Секретно"- а вдруг в 1970-е враги узнают из чего Т-70 был сделан, из какого сорта кровельной жести???
    Кто мешал МО передавать образцы трофейной техники в музеи

    Общая позиция государства также не особо способствовала большему наполнению экспозиций.
    Не прикладывалось никаких усилилий для сохранения образцов техники.
    При бешенных объёмах выпуска на заводе- изготовителе не осталось комплектного танка - это нецензурный анекдот. Про прототипы даже дискуссии нет - их тупо нет.
    С самолётами и кораблями таже беда. Причём если корабли относительно малочисленны были - то банальных ПО-2 наштамповали горы.
    Но их тоже нет.
    В США летают довоенные самолёты и много- у нас полтора штуки на всю страну, не более.

    И такое и при СССР было и сейчас не лучше
    1. 0
      24 июня 2024 07:47
      Обидно, конструктора, директора не хотят оставить память о себе. Именно в музее бы осталась память о создателях и руководителях.
    2. +2
      24 июня 2024 07:53
      Кто мешал МО передавать образцы трофейной техники в музеи

      И не только в музеи, хорошо бы смотрелось если на постаменте стоит Т34, КВ, ИС, БМ, ИЛ, ЯК и т. п., а у подножья лежит разбитый трофейный танк, самолет, пушка. И обязательно с крестами на бортах, что бы все помнили кого именно наши деды раздолбали.
      1. +2
        24 июня 2024 08:14
        если на постаменте стоит Т34, КВ, ИС, БМ, ИЛ, ЯК и т. п - проблема в том что техники начала войны вообще практически нет и стоят в массе на постаменте послевоенные т-34-85.
        И ладно бы - если бы они всё были сожжены или отправлены в переплавку в ходе войны( не до музеев было!). Нет, достаточно большое количество попало под пресс после войны, а то и в 1970е.
        С самолётами та же фигня - По -2 летали ещё в 1960е.
        Лузунги толкать типа"Никто не забыт.. " - запросто, а делать что то для сохранения памяти - да ну на....

        Банальный пример: лет 10 тому назад видел на югах на жд ремонтном поезде - Шерман!! Без башни, но судя по грязи на гусницах- он на ходу!!
        Кто то озаботился передачей его в музей? Сильно вряд ли....
        Не было никогда на Руси памяти и не будет похоже..
        1. +1
          24 июня 2024 08:19
          Лузунги толкать типа"Никто не забыт.. " - запросто, а делать что то для сохранения памяти - да ну на....

          Полностью с Вами согласен, но ведь можно не танцевать на граблях, не повторять ошибки, чтобы
          Не было никогда на Руси памяти и не будет похоже..

          ведь сейчас тоже идёт война со странным названием, и будущие памятники у же сейчас стоят в полях и лесах. Вот их бы сохранить в напоминание потомкам.
          1. -1
            24 июня 2024 08:28
            Вот их бы сохранить в напоминание потомкам.
            Вроде пытаются сделать что то с трофеями.
            Может повториться история с выставкой трофейной техники в Москве в ВОВ и после неё. Что то сохранили, основная масса в переплавку пошла.
            1. 0
              24 июня 2024 08:36
              Может повториться история с выставкой трофейной техники в Москве

              Да по хорошему уже сейчас в каждом городе на площадях должна стоять эта разбитая вражья техника, пусть это будет даже просто грузовик с их символикой.
              1. +1
                24 июня 2024 08:41
                Я б напротив посольства США Абрамс бы сложил. Кучкой..
                И Леопард напротив Немецкого...
                1. +1
                  24 июня 2024 14:48
                  Я б напротив посольства США Абрамс бы сложил. Кучкой..
                  И Леопард напротив Немецкого...
                  - интересно- кто за США и Абрамсы с Лео заступиться решил и минусом капнул?
                2. +1
                  24 июня 2024 22:12
                  Я б напротив посольства США Абрамс бы сложил. Кучкой..
                  И Леопард напротив Немецкого...

                  Нефиг чистые улицы Столицы дерьмом всяким загаживать...
        2. +1
          24 июня 2024 20:31
          и стоят в массе на постаменте послевоенные т-34-85.
          Как ни удивительно, но в Бахчисарае стоит Т-70, а в Севастополе и Симферополе - Т-34-76. Но это редкость.
          1. +1
            24 июня 2024 21:33
            Цитата: Авиатор_
            и стоят в массе на постаменте послевоенные т-34-85.
            Как ни удивительно, но в Бахчисарае стоит Т-70, а в Севастополе и Симферополе - Т-34-76. Но это редкость.
            -ну так а я о чем!!!
            в Монголии в степях еще 10 лет тому назад стояли брошенные/подбитые наши танки и бронеавтомобили времен Халхин-Гола - попадалась статья большая по этому вопросу.Там такие фото были-сердце кровью обливается...
            Кто мешал приехать и молча их забрать во времена СССР?
            Монголы даже и не поняли бы -чего, куда, зачем....
            Много у нас живых БТ и Т-26?
    3. 0
      24 июня 2024 14:19
      Да уж, взять американцев , какой музей авиации и космоса, а у нас такие экспонаты в Монино под открытым небом гниют, стыдоба.
    4. 0
      24 июня 2024 18:14
      В музее КВЗ есть оригинальный ПО-2, см. https://dzen.ru/a/YbpKm4Rp4CyG_nY3
      1. +1
        24 июня 2024 21:22
        Цитата: Виталий Койсин
        https://dzen.ru/a/YbpKm4Rp4CyG_nY3
        -
        на заводе выпустившем 11 000(ОДИНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ!!) По-2 аж целых 2 По-2
        - 1 с обрезанными крыльями(заведомо не летающий!!) и 1 новодельный макет(подозреваю что тоже не летает ибо макет).
        2/11 000 - нормальное так соотношение, уважительное belay к истории
        Половину выпуска(почти 5000) Аэрокобр попала к нам,11 из 27 дважды героев истребителей летали на ней.Есть сейчас летающие?!! 3 памятника на постаментах без содержимого.Все....

        и США:
        Авиашоу легендарных самолётов, среди которых: Спитфайры, Мустанги, Аэрокобра, Б-17, Каталина, Уайлдкет, Хеллкет, Митчелл, Тандерболт, Корсары, Ланкастер, Гладиатор, Харикейны и др. Из наших И-15. Небольшие интервью летчиков. Картинка хорошая, отличный звук рёва поршневых моторов!
        https://vk.com/wall-76992071_259885

        летающие.....
        1. 0
          26 июня 2024 19:51
          А зачем на заводе летающие По-2? Молодцы, что хотя бы один сохранили в музее. И на территории у них стоит полдюжина старых "вертушек" в виде памятников, тоже кто-то неравнодушный в своё время постарался.

          Проблема с "летающими раритетами" у нас в том, что во времена СССР частное лицо не могло владеть самолётом. Сейчас можно, но 1) уже почти не осталось техники и 2) для широкого распространения этого дела (как в США) нужен гораздо больший слой "верхнего среднего класса" с избытком денег (тоже как в США). Плюс соответствующая инфраструктура у нас хромает.

          Так что это не заводы и музеи виноваты, а история наша так сложилась.
          1. 0
            26 июня 2024 21:35
            Цитата: Виталий Койсин
            Проблема с "летающими раритетами" у нас в том, что во времена СССР частное лицо не могло владеть самолётом.
            а с авто в чем проблема была?
            Много вы видите например Студебеккеров?
            Цитата: Виталий Койсин
            Так что это не заводы и музеи виноваты, а история наша так сложилась.

            в Курской области в балке стояла разбомбленная колонна немецкая в 1970е - заросла лесом.Там было несколько танков,грузовики, пара автобусов,БТР их несколько штук.
            В 1980-е ее порезали на металлолом.Причем ладно танки-все ж таки вес,а вот нафига легковушками заморочились-я до сих пор логику понять не могу...
            1. 0
              26 июня 2024 22:49
              Ну, Студебеккер -- это ж грузовик. Много ли в СССР, даже позднем, было частных лиц, владеющих грузовиком или автобусом? Законодательного запрета на такое вроде не было, но такого как-то не припомню. Можно ли вообще было купить хотя бы подержанный? Или их докатывали в армии и народном хозяйстве до состояния металлолома?

              Другое дело, например, Виллис. Дали бы их после списания народу -- наши мужики привели бы в порядок и ездили бы ещё лет 50 :) Почему так не получилось -- не знаю. Вообще было ли реально купить даже отечественную лекговушку, списанную из МО или любого другого министерства?..

              А во время войны и после было строго даже с легковушками и мотоциклами, восстановленными населением из брошенных немцами. Если человек не мог доказать законность приобретения -- изымали.
              1. +1
                10 октября 2024 16:42
                Отец передавал слова знакомого шофёра.
                Настала пора подвести итоги Лендлиза: по условиям непогибшую технику следовало вернуть либо оплатить. Так рассказчик вложился в свою "ласточку-Студер" по максимуму: выправил погнутые жестянки, заменил некоторые доски кузова, выкрасил — стала как новенькая, выгрыз из завгара неношенный комплект резины, укомплектовал всем, что было при поступлении... И по команде погнал в порт, где была приёмка. С причала краном машину подали на штатовский корабль и — прямо под пресс. Водитель, мужик, прошедший Великую Отечественную, рыдал.
                Сильно подозреваю, что с "Виллисами" расправились так же, как и с грузовиками. То же и с прочей техникой. Точно знаю, что придержали у себя Bell P-63 Kingcobra; думаю, что и поставленные паровозы. Бензины, пороха, стрелковку и патроны, дюралюминий, обмундирование-обувь, продовольствие и т.п., наверное, списали.
                И всё равно окончательно по Лендлизу рассчиталась уже независимая, свободная и демократическая РФ lol
        2. +1
          26 июня 2024 23:00
          Цитата: свой1970
          Авиашоу легендарных самолётов, среди которых: Спитфайры, Мустанги, Аэрокобра, Б-17, Каталина, Уайлдкет, Хеллкет, Митчелл, Тандерболт, Корсары, Ланкастер, Гладиатор, Харикейны и др


          Ну и какое отношение заводы и государство там ко всему этому имеет? В сами то ролик смотрели? Все эти машины воссозданы усилиями энтузиастов. Так на ними не висел "железный занавес". Штатовские и британские самолёты могли получать запчасти с заводов.
          У на вон тоже до сих пор Ан-2 летает. А он, вы будете удивлены всего на 6 лет моложе той же Аэрокобры. 1947 года, а та 1941.
          Вы не требуйте невозможного. У штатовцев тоже не шибко много советских летающих раритетов. На всё шоу один И-15. Причём, непонятно как туда попавший...
          В России есть И-15 тоже. В Монино в ангаре стоят. Но они же тоже деревянные их хранить трудно. Но есть и летающие. Есть даже собранные по старым чертежам новые.

          Цитата: свой1970
          (почти 5000) Аэрокобр попала к нам,11 из 27 дважды героев истребителей летали на ней.Есть сейчас летающие?!! 3 памятника на постаментах без содержимого.Все....

          Так они же по ленд-лизу попали. Наверняка их все вернули во исполнение договора. Смысла их хранить никакого не было. После начала Западом "холодной войны" вся штатовская техника утратила какую-либо полезность.
          1. 0
            10 октября 2024 16:43
            На всё шоу один И-15. Причём, непонятно как туда попавший...

            Может быть современный полноразмерный макет.
    5. 0
      26 июня 2024 22:36
      Цитата: свой1970
      Проблема музея и ему подобных в том что при СССР такие музеи были закрытыми для посетителей "с улицы".

      Потому, что в массе своей они находились на территории предприятий. А в СССР не так-то просто было найти крупное машиностроительное предприятие без "закрытых цехов".

      Цитата: свой1970
      Кто мешал МО передавать образцы трофейной техники в музеи

      Никто не мешал. Но в тот момент, когда трофейной техники было много, не было ещё тематических музеев. А когда появились тематические музеи уже исчезла трофейная техника.
      К тому же у МО СССР и РФ есть два собственных музея. Музей Вооружённых Сил в Москве и Бронетанковый музей в Кубинке.

      Цитата: свой1970
      Общая позиция государства также не особо способствовала большему наполнению экспозиций.

      Экспозиций чего? Заводских музеев? Так создание таких музеев было вне ведомства профильных министерств. Они создавались по инициативе дирекции заводов и ни Минкульт, ни МО к ним отношения вообще не имели. Музеи эти на балансах не значились, зачастую даже их сотрудники проходили по "левым" должностям. К тому же зачастую экспериментальные образцы вообще не выживали при испытаниях -- их просто укатывали до состояния металлолома на ресурсных испытаниях.

      Цитата: свой1970
      Не прикладывалось никаких усилилий для сохранения образцов техники.

      Каких образцов? Серийных? Экспериментальных? Трофейных? Каких именно?
      При создании техники особенно сложной в статусе экспериментальных, опытных и малосерийных может ходить до сотни машин. Их всех сохранять? Музейные экспонаты всё-таки должны иметь какую-то уникальность, историческую ценность. Музей ведь не помойка и не свалка, чтобы хранить вообще всё.

      Цитата: свой1970
      При бешенных объёмах выпуска на заводе- изготовителе не осталось комплектного танка - это нецензурный анекдот.


      Нет. Это норма. Завод не делает танки для себя. Он их делает по заказу МО и ровно в том количестве, которое заказано. Не более. А когда происходит смена модели, в цехах не просто прекращается сборка, а разбирается вся технологическая оснастка. На заводе может остаться разве что брак, не принятый военной приёмкой. Но и то! Никто не позволит оставить его комплектным -- с оружием.
      Единственный способ обзавестись комплектным танком для музея -- получить списанный. Но кто ж вам скажет, когда какой танк на списание пойдёт?

      Цитата: свой1970
      Про прототипы даже дискуссии нет - их тупо нет.

      И не может быть. На то они и прототипы. Сохранность любого из них всегда историческая случайность.

      Цитата: свой1970
      банальных ПО-2 наштамповали горы.
      Но их тоже нет.

      А вы представляете себе что такое сохранить деревянный самолёт? Для справки, в годы 1МВ русская авиация понесла катастрофические потери вовсе не от зенитной артиллерии и истребителей, а от дождя, снега и перепадов температур осенью-весной. Дерево оно же гигроскопично, оно гниёт. Фанера от сырости расслаивается, ткань рвётся. По-2 производился с 1928 по 1953 годы. Во времена, когда отечественная химия не поражала воображение успехами. Это сейчас дерево залить антисептиками до пластикового блеска и оно будет хоть 100 лет стоять. А тогда с этим было весьма кисло. Чтобы такой самолёт сохранить, ему нужно было ангар строить :)

      Цитата: свой1970
      В США летают довоенные самолёты и много- у нас полтора штуки на всю страну, не более.


      Потому, что в США они не прошли горнило войны на своей территории. В СССР довоенный авиапарк был практически полностью уничтожен. А в годы войны заводы сознательно упрощали тех. процесс, ради увеличения вала.
      1. 0
        27 июня 2024 07:58
        Никто не мешал. - уговорили.Оно само собой выходило.Нет и нет - и фиг бы с ней, с той историей...
        Когда она никому не нужна - о людях никто тем более думать не будет,
        Это ж силы прикладывать надо было, лоб моршить...
        Зачем для старой рухляди ангар строить- дети припрутся посмотреть не дай Бог.

        Бронетанковый музей в Кубинке. - можете как то обосновать что сверхсекретного было в том музее что он был закрытым при СССР?
        Состав кровельной жести довоенных танков?
        Трофеи? Так их производители знали что СССР получал их от своих союзников.
        Наши Т-72 у американских коллекционеров были уже в начале 1980х.
        Что ещё мешало детям музей открыть?


        К вопросу о сохранности.
        У меня во дворе лежит плита армейского дорожного покрытия колейного. 1957 года выпуска. Для танков предназначенная.
        До 1971 использовалась по прямому назначению - потом её приватизировали feel
        Навоз belay , снег, дождь, солнце, перепад температур от +45 до- 30, рубка на ней дров и разделка свиней....
        Она сохранилась лучше чем я - хотя я младше crying
        Она из фанеры...
        1. 0
          27 июня 2024 14:20
          Цитата: свой1970
          Когда она никому не нужна - о людях никто тем более думать не будет,

          В огороде бузина, а в Киеве ЦИПСО? Вам очень хочется поднять тему "кговавого тоталитарного рИжЫма"? Вы про музеи или про "гулягЗ и кейджиби"? Или из аплогетов "мясом завалили"?

          Я вам снова повторю: те музеи, которые были официальными, а не самодельными, получали технику из всех возможных источников. И трофейную и опытную. В Кубинке именно опытные танки присутствуют в изрядном количестве.

          Цитата: свой1970
          Зачем для старой рухляди ангар строить- дети припрутся посмотреть не дай Бог.

          А "пенсионерам раздать" не предложите? Вы вообще понимаете, что в стране творилось в 50-х годах? Или вы из абстрактных теоретиков, требующих осудить Ивана Грозного за пренебрежениями Правами человека?
          В 50-е годы половина страны в руинах лежала, вы предлагаете тогда ангары строить для И-16?

          Цитата: свой1970
          сверхсекретного было в том музее что он был закрытым при СССР?

          Думаю, именно вот эти экспериментальные машины. Но это не ко мне вопрос, это к организаторам музея -- МО СССР. Музей Советской Армии с его танковой экспозицией был открытым.

          Цитата: свой1970
          У меня во дворе лежит плита армейского дорожного покрытия колейного. 1957 года выпуска. Для танков предназначенная.

          Поздравляю вас. Ваша плита вот так выглядит?
          1. 0
            27 июня 2024 14:54
            Вам очень хочется поднять тему "кговавого тоталитарного рИжЫма"? - при чем здесь "кровавый или не кровавый" режим?

            Я вам снова повторю: те музеи, которые были официальными, а не самодельными, получали технику из всех возможных источников. И трофейную и опытную. и что это меняло -если они были ЗАКРЫТЫМИ?
            Шикарные экспозиции - которые никто не видел?

            В 50-е годы половина страны в руинах лежала, вы предлагаете тогда ангары строить для И-16? я привёл пример 1980х - с колонной.
            Я привёл пример с ПО-2 которые в начале 1970 еще летали.
            Я привёл вам пример с танками на Халхин-Голе- раз уж своих довоенных не осталось.
            В Кубке на дивизионных складах в 1989 лежали Маузеры довоенные, с глушителем. Начсклада сказал что для Афгана приготовили для спецназа, привезли, но не отправили. Около 50 ящиков с ними было- таскали при приёмке склада. ППШ из шахт всё видели...

            Но это не ко мне вопрос, это к организаторам музея -- МО СССР. - на вооружении до 1998 стояла и была снята с вооружения приказом начальника связи ВС РФ - "Тележка на двухколесном велосипедном ходу для перевозки почтовых голубей" 1928 года принятия на вооружение. Приказ был с грифом"Секретно"- а то узнают американцы про голубей.
            А ещё там были аппараты Бодо, Шмидта и прочая 1920-1940 годов.
            Страшно секретные вещи для 1998года....
  3. +3
    24 июня 2024 07:25
    Спасибо автору за любопытную экскурсию!
    На фоне новостей данная статья отвлекает, что ли...

    подвесили «Волгу» на стальных тросах под потолок. Зачем?

    Может по мотивам фильма?
  4. +2
    24 июня 2024 09:15
    Был ещё трехосный вариант ГАЗ-66 под названием ГАЗ-34. Всего выпущено 5 экземпляров, но в серию не пошёл, в том числе из-за появления ЗиЛ-131
    1. +1
      24 июня 2024 12:50
      Всего выпущено 5 экземпляров, но в серию не пошёл, в том числе из-за появления ЗиЛ-131

      ЗиЛ - 131 появился на десять лет раньше, чем ГАЗ - 34 - в 1956 году. В 1966 году ЗиЛ - 131 производился серийно, а ГАЗ-34 в 1967 только проходил госиспытания, которые никаких преимуществ у ГАЗ-34 перед ЗиЛ -131 не выявили. Итог закономерен.
      1. +1
        24 июня 2024 18:53
        Цитата: Frettaskyrandi
        ЗиЛ - 131 появился на десять лет раньше, чем ГАЗ - 34 - в 1956 году

        Вы ничего не попутали? В 1958 году только ЗиЛ-157 начали выпускать, 131-й никак не мог появиться в 1956 году.
        1. 0
          24 июня 2024 20:58
          Вы ничего не попутали?

          Нет, не попутали. На фотографии - опытный ЗиЛ-131, 1956 год.
  5. 0
    24 июня 2024 12:51
    это нисколько не умаляет уникальности Музея истории ГАЗа.

    И в чем его уникальность? Таких музеев в мире больше нет?
  6. 0
    24 июня 2024 16:50
    Для полноты картины...
  7. 0
    30 августа 2024 10:35
    Неудобство доставляло лишь расположение рычагов переключения коробки передач, подключения переднего моста и демультипликатора (справа, сзади), однако к этому недостатку можно было привыкнуть


    Клинического кретина, которого ЭТО накалякал, необходимо срочно поместить в дурку на всю жизнь. С запретом контактирования с нормальными людьми. Пусть в зоопарке с обезьянами обсуждает то, "к чему можно привыкнуть".
  8. 0
    29 сентября 2024 16:11
    Интересно, а что подразумевается под "герметичными тормозами" ?