Падение Константинополя как точка отсчёта противостояния России и Турции

37
Падение Константинополя как точка отсчёта противостояния России и Турции
Совершённый впервые после 86-летнего перерыва намаз в Святой Софии с участием Эрдогана 24 июля 2020 г. стал зримой демонстрацией возрождения турками неоосманистских и пантюркистских амбиций


Прелюдия, или неакадемический интерес


В контексте возрождения неоосманистских и пантюркистских амбиций Анкары (я писал о них несколько лет назад, см.: Эрдоган прибавляет газу) прошлое русско-турецких отношений вызывает далеко не только академический интерес.



В целом же их историю у нас принято воспринимать в контексте блестящих побед русского оружия в эпоху Екатерины II, её «Греческого проекта», равно как и событий, свершившихся столетие спустя, правда, значительно менее ярких.

И тут уже на память приходит известное со школьной скамьи: достигнутые благодаря генерал-лейтенанту М. Д. Скобелеву и генерал-адъютанту И. В. Гурко военные успехи оказались в тени неоправданно высоких потерь под Плевной и дипломатического поражения на Берлинском конгрессе.

Уточню: тем более обидного, что его можно было избежать. Вместо этого выдумали оправдание в виде несуществовавшего (его и сейчас-то нет) единого Запада, будто бы выступившего консолидированным дипломатическим фронтом против России.

И уж совсем погребальным звоном над здравым смыслом выглядели опасения Петербурга перед возможным повторением, в 1878-м, сценария Крымской войны.

Спор о наследии Рима


Однако русско-османские отношения имеют более глубокую историю. Начало им положило падение Константинополя 29 мая 1453 г. Точнее сказать: оно стало отправной точкой будущих конфликтов между двумя державами, видевшими себя наследниками Восточно-Римской империи.


Вступление Мехмеда II в Константинополь. Картина Ж-Ж. Бенжамена-Констана

Владения последней в период её расцвета простирались на Балканы (румыны, вон, до сих пор себя потомками римлян считают), Закавказье и Причерноморье, то есть на регионы, которые, по мере расширения России и Порты, оказывались в сфере геополитических интересов обеих держав, предопределяя неизбежность военного противостояния между ними.

По поводу римского наследия. Напомню, что Иван III состоял в браке с племянницей последнего византийского (термин «Византия» введён в научный оборот сравнительно поздно: в 1557-м немецким историком И. Вольфом) императора Константина XI.

В свою очередь, Мехмед II утверждал своё родство с династией Комнинов (правили в период с 1057 по 1185 гг.) и принял титул кайзер и-Рум.

Собственно, именно поэтому османы довольно долго отказывались считать императорами австрийского и российского монархов, и на переговоры с первым демонстративно присылали какого-нибудь второстепенного пашу. Речь, разумеется, о дипломатических казусах, происходивших до XIX столетия.

В России же турки согласились видеть империю только в 1739 г., признав соответствующий титул за Анной Иоанновной при подписании Белградского мира. К слову, его никак нельзя назвать дипломатическим триумфом Петербурга, при очевидных военных успехах – взятие Азова, Очакова и занятие Крыма.

Но все эти победы свела на нет Вена. Изначально наша союзница. Кампанию она провела неудачно, потерпев поражение от турок у Гроцке в 1739-м и пойдя на заключение сепаратного мира.

Не Угра, а Ока: конец ига


Второй вехой, приблизившей столкновение тогда ещё действительно Блистательной Порты и рождавшегося Русского царства, стал 1472-й.

В тот год московское войско Великого князя Ивана III, а именно его Грозным и называли, отразило – уточню: самим своим присутствием, ибо обошлось без сражения – на реке Оке вторжение армии хана Большой Орды Ахмата, положив конец вассальной зависимости от…

Вот тут сложно сказать от кого. Ибо Золотая Орда распалась в 1459 г., а в вассальной зависимости от Казанского ханства Москва не находилась, от Астраханского – тем более.

С крымчаками вообще Иван III пребывал в союзнических отношениях на почве взаимной вражды к Ахмату, ханство которого было таким же осколком Золотой Орды, как и упомянутые абзацем выше.

Однако Ахмат не смирился с новым раскладом сил в регионе и стремился вернуть контроль над Крымом (на короткое время ему это удалось) и принудить Москву вновь выплачивать дань.

Решение двух этих задач существенно пополнило бы бюджет Сарая и гипотетически давало импульс к реанимации Золотой Орды. Но обе были невыполнимы в долгосрочной перспективе. Ахмат столицу-то не защитил, в 1471 г. разорённую вятскими ушкуйниками.

Нет, Большая Орда в начале 1470-х ещё представляла угрозу для Бахчисарая и Москвы, но всё-таки уже дышала на ладан и являлась эфемерным, скреплённым военно-административным талантом и волей Ахмата образованием, в любом случае обречённым после его смерти на быстрый и окончательный распад.

И даже если бы Иван III либо проиграл битву – решись хан вступить в неё – на Оке, либо просто уступил и возобновил выплату дани, это не могло продлиться долго. Величие улуса Джучи осталось в прошлом. И на исходе XV столетия у Большой Орды уже не было военно-политического будущего.


Иван III топчет ханскую грамоту. Картина А. Д. Кившенко. Судя по поведению Великого князя во время стояния на реке Угре, вряд он в реальности позволил себе подобный демарш в отношении царских, – а Ахмат в тот период именно под этим титулом московской элитой и воспринимался – послов

Что касается Крыма, то со второй половины упомянутого века он попал в орбиту интересов Стамбула и в 1478-м признал зависимость от него.

Так что надолго Ахмат укрепиться на полуострове не мог. Разве что себя признал бы вассалом султана. Однако данный шаг с его стороны представлялся маловероятным: хан явно недооценивал мощь Порты, направив Мехмеду II послание в виде ярлыка.

Кроме того, амбициозные планы Ахмата на Западе корректировались необходимостью решения непростых задач на Востоке, требующих существенных военных усилий, обусловленных стремлением хана вернуть также контроль над некогда принадлежавшим Золотой Орде Хорезмом, оспариваемым потомками пятого сына Джучи – Шибана (могущественный узбекский род Шибанидов).

Ахмат, в свою очередь, был прямым потомком тринадцатого сына Джучи – Тука-Тимура. Вопрос же о том, когда на ханском троне прервалась линия прямых потомков Бату, в науке носит дискуссионный характер.

Кстати, небольшой шаг в сторону от темы: вопреки распространённым представлениям, сам основатель Золотой Орды никогда не носил ханского титула, ибо его жизненный путь выпал на правление четырёх ханов: Чингиза, Угедэ, Гуюка, Мункэ; причём третий был личным врагом Бату, а четвёртый – его ставленником.

Соответственно, сочетание «Бату-хан» довольно нелепо. Это то же самое, как если бы в упомянутую выше Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. командовавшего Рущукским отрядом цесаревича Александра, будущего III-го, именовали императором, при здравствовавшем тогда ещё Александре II.

Первым же ханом ставшей в 1269 г. независимой от Монгольской державы Золотой Орды стал Менгу-Тимур – внук Бату; последним – отец Ахмата Кичи-Мухаммад. Собственно, после его смерти Золотая Орда и распалась.

Но возвращаемся в 1472 г., на берега Оки. Простояв на одном из них, Ахмат так и не решился на сражение.

О значении стратегической победы для Москвы ярко написал польский хронист Ян Длогуш:

«Свергнув варварское иго, (Иван III – И.Х.) освободился со всеми своими княжествами и землями, которое на всю Московию в течение долгого времени… сбросил.»

Предпринятая спустя восемь лет попытка неутомимого Ахмата принудить Москву восстановить существовавший во времена Золотой Орды формат отношений закончилась поражением.

Хотя Иван III готов был уступить и возобновить выплату дани: на Северо-востоке Руси сохранялась инерция восприятия хана в качестве законного сюзерена. Да и сама мысль об изменении соотношения сил в противостоянии Большой Орды и Москвы в пользу последней с трудом умещалась в голове и Великого князя, и части его окружения.

Настроение Ивана III переломил ростовский архиепископ Вассиан (Рыло), написавший ему знаменитое «Послание на Угру». Именно после него золотоордынских ханов перестают в летописях называть царями.

Перед нами один из тех случаев, кода Православная Церковь сыграла важную политическую роль в отечественной истории.

В ноябре 1480-го ордынцы ушли в степи, а в январе следующего года последний выдающийся хан из рода Джучидов был убит. Занавес над историей Золотой Орды опустился окончательно.

С гибелью Ахмата отпала необходимость в московско-бахчисарайском союзе. Напротив, было положено начало многовековой вражде, продлившейся до середины XVIII в. – последний набег на Россию крымчаки совершили аж в 1769 г.

Ящик Пандоры


Собственно, почему, подняв тему истоков противостояния России и Порты, мы столь много внимания уделили некоторым деталям стояния на Оке и Угре? Потому что Большая Орда представляла собой своего рода буфер на пути реализации геополитических амбиций двух, претендовавших на наследие Восточно-Римской империи, держав. Её распад привёл к открытию своего рода ящика Пандоры будущих русско-турецких конфликтов.

Ещё одним буфером между Москвой и Стамбулом был эмир Тимур, разоривший в 1395-м Елец, а спустя семь лет битвой при Анкаре, едва не поставившей Порту на грань гибели. Причём победа была одержана над одним из лучших полководцев позднего Средневековья – Баязидом I, разгромившим сербов на Косовом поле в 1389 г. и крестоносцев при Никополе в 1396-м.


Пленение Тимуром Баязида I. Картина С. Хлебовского

Порту буквально спасла смерть Железного хромца в 1405 г. Турки быстро восстановили силы и возобновили экспансию, пиком которой в Европе стали две осады Вены 1529 и 1683 гг.

Да, здесь я прошу прощения у читателей, но не могу не сделать существенный шаг в сторону от темы, весьма интересной с культурологической точки зрения. Между битвами на Косовом поле и при Анкаре прошло всего-то тринадцать лет, но дравшиеся насмерть в первом сражении с Баязидом I сербы, во втором оказались единственными, кто не бросил его перед лицом очевидного поражения и гибели.

Миссия Поппеля, или несбывшаяся мечта о Московском королевстве


Противостояние с сильнейшей военной державой того времени подвигло Священную Римскую империю искать союзников, в числе которых одно время рассматривался и Иван III, к коему Фридрихом III в 1489 г. было направлено посольство во главе с Николаем Поппелем и предложением принять королевский титул, а также присоединиться к борьбе с турками.

Однако Грозный ответил отказом. Во-первых, королевский титул был ниже императорского и, по сути, означал признание, пусть и формальное, вассалитета перед Габсбургами, да ещё и создавал предпосылки для давления, по меньшей мере в будущем, на Москву со стороны папства, учитывая подписанный Фридрихом III в 1448 г. Венский конкордат, расширявший права Католической Церкви в империи.

Во-вторых, своей первостепенной внешнеполитической задачей Иван III видел не борьбу с османской угрозой – в период его правления ещё достаточно эфемерной, – а отвоевание у Великого княжества Литовского земель, которые считал своими. Речь о юго-западных и западнорусских княжествах, в домонгольский период, за исключением Полоцкого, управлявшихся домом Рюриковичей.

В этой связи главным геополитическим противником Ивана III оказывалась не Порта, а стоявшее за литовцами королевство Польское. И здесь как раз определённые точки сближения с Габсбургами были, учитывая и их непростые отношения с Ягеллонами.

В конечном счёте антиосманский союз России и Священной Римской империи не состоялся. Во многом вследствие отсутствия, на исходе XV столетия, территориальных претензий Москвы и Стамбула друг к другу, да и геополитические интересы в рассматриваемый нами исторический отрезок времени пока ещё только приближались к точке пересечения.

Хотя после признания Бахчисараем зависимости от Стамбула, а также учитывая стремление Москвы поставить под контроль Казань – задача на некоторое время была решена путём взятия города русскими войсками в 1487-м, – конфликт становился неизбежным.

Миссия Плещеева, или сказ о недипломатичном дипломате


Однако на исходе XV в. обе державы ещё присматривались друг ко другу, выходя на стартовые позиции в будущем противостоянии.

Иван III даже отправил посольство к султану Баязиду II. Вот только выбор главы миссии оказался не совсем удачен: Михаил Плещеев довольно бесцеремонно нарушал дипломатический этикет, отказавшись принять подаренный ему халат и деньги на содержание, проигнорировал приглашение на званый обед.

В итоге его даже временно заключили в темницу. Впрочем, быстро освободили, и Баязид II таки принял Плещеева, вручив ему грамоты для Ивана III. Кстати, Плещеев, будет не первым, кто отметится в Стамбуле своей бесцеремонностью. Тот же генерал-адъютант князь А. С. Меньшиков также почудит в османской столице, накануне Крымской войны.

Интересен вопрос о причинах столь недипломатического поведения Плещеева. С одной стороны, они лежат в политической плоскости – боярин следовал инструкциям Ивана III не гнуть колени перед султаном.

Но были причины и культурологические, равно как и лежащие в сфере религии и мифологии. О них, а также о первом военном конфликте России и Порты поговорим в следующей статье. Начнём с даты – 1492 г.

Она виделась на Руси последней в земной истории, а Церковь даже не составляла Пасхалии дальше указанного года…
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 июня 2024 06:00
    Кстати, небольшой шаг в сторону от темы: вопреки распространённым представлениям, сам основатель Золотой Орды никогда не носил ханского титула, ибо его жизненный путь выпал на правление четырёх ханов: Чингиза, Угедэ, Гуюка, Мункэ; причём третий был личным врагом Бату, а четвёртый – его ставленником.
    Как это не носил? Что представляет собой титул хан.? Ган, Кан - правитель рода на монгольском языке , хан на всех тюркских. Надо разбираться в понятиях хан и великий хан или каган, но просто ханом он был всю жизнь,согласно своей наследственности.
    1. +1
      27 июня 2024 07:21
      В двух слова: ханский титул равен императорскому. Золотая Орда при Бату не обладала независимостью от Монгольской империи, соответственно он не мог носить титул хана, да и никогда его не носил. Более подробно об этом пишет в своей монографии, Бату посвященной, Роман Почекаев. Рекомендую.
      1. 0
        27 июня 2024 08:08
        Цитата: Игорь Ходаков
        В двух слова: ханский титул равен императорскому. Золотая Орда при Бату не обладала независимостью от Монгольской империи, соответственно он не мог носить титул хана, да и никогда его не носил.
        Повторяю, смысл слова хан.Хан — это тюркский и монгольский титул, который первоначально обозначал вождя племени, затем верховного правителя, государя. У половцев, до монголов уже существовал титул-Хан. Кончак, Котян и т.д. А монгольский военачальник Джэбэ был нойон, что означает помощник хана.Батый же не был нойном, он наследник улуса Джучи, сын его поэтому уже был ханом, но не великим ханом которого по Ясы выбирал всемонгольский курултай.Батый вместе титулом хан имел ещё титул Джихангир- покоритель вселенной ,предводитель войск в походе .Тохтамыш звался ханом он был одним из потомков Тука-Тимура, тринадцатого сына Джучи, старшего сына Чингисхана, а Мамай нет, так как не был чингизидом.
      2. +1
        27 июня 2024 08:32
        Вы титулы "хан" и "каган" ("хаан") не перепутали?
        1. 0
          27 июня 2024 12:07
          Концептуально не перепутал
          1. 0
            27 июня 2024 13:22
            Бату, насколько помню, действительно при жизни не назывался ханом.
            Однако, у Рашид ад-Дина
            И благословенный взгляд каана остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских, булар [поляков], маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали; и они занялись приготовлением [к этому походу].

            При живом Угэдэе есть и хан и каан, о как
            А в Сокровенном сказании еще веселее
            А союз побратимства они заключили при следующих обстоятельствах. Он-хан убил младших братьев своего отца Хурчахус-Буирух-хана. Поэтому началась распря между ним и его дядей Гур-ханом. Он-хан, потерпев поражение, укрылся в горах Хараун-Джидун. Выбравшись оттуда с сотней людей, он пришел к Есугэй-хану. Есугэй-хан принял его к себе, отправил свои войска 18, угнал Гур-хана в сторону местности Хашин, а его народ отдал Он-хану. Вот поэтому они и заключили союз побратимства.

            Не многовато ли ханов- аналогов императора в отдельно взятой Монголии?
            Есть ли этому "концептуальное" объяснение?
        2. 0
          27 июня 2024 17:51
          Цитата: Engineer
          Вы титулы "хан" и "каган" ("хаан") не перепутали?
          ХАН, титул правителя у тюрк. и монг. народов. Относительно его происхождения существуют разл. версии: др.-кит. («куан» – правитель), др.-кор. («ган» – глава рода), тюрк. («кан» – кровь) и др. В тюрк. рунич. надписях 8 в. встречается наравне с титулом «каган», являясь, вероятно, его стяжённым вариантом (впоследствии употребление этих титулов различалось). В тюрк. и монг. владениях 11–14 вв. титул Х. существовал как самостоятельно, обозначая независимого правителя, так и включался в составные титулы: илек-хан, кара-хан, гурхан, ильхан.
      3. +3
        27 июня 2024 08:39
        Цитата: Игорь Ходаков
        ханский титул равен императорскому.

        С чего бы вдруг?
        Цитата: Игорь Ходаков
        Золотая Орда при Бату не обладала независимостью от Монгольской империи

        Главой Монгольской империи был "великий хан" (каган, каан). А образованиями поменьше вроде той же Синей Орды рулили ханы поменьше. Разница примерно как между "великим князем" и просто "князем".
        Это уж не говоря о том, при Чингисе никакой четко структурированной феодальной лестницы у монголов не наблюдалось.
        Цитата: Игорь Ходаков
        Роман Почекаев. Рекомендую.

        "Герой" книги профессора Фроянова "Нашествие на Русскую историю"?
        1. -1
          27 июня 2024 08:45
          ""Герой" книги профессора Фроянова "Нашествие на Русскую историю"?" Это повод не читать научное исследование? Как и Фроянова, также подвергавшегося критике со стороны коллег. Это нормально.
      4. 0
        27 июня 2024 12:26
        Наследники Джучи, были в заведомо проигрышном положении, из - за проблем с происхождением их отца. Потому Бату и отдали самый дальний улус, не представлявший интереса для других. Не столь важно, как назывался титул, факт то, что Бату правил самостоятельно, не особо вникая в то, что делается на Востоке.
  2. +1
    27 июня 2024 07:03
    Так и не понял , что же хотел сказать автор . Что корни русско-турецкого противостояния в том , кто наследник Византии ? Но причем здесь тогда Ахмат и прочие ? Прочитал с интересом , но сути не уловил . Может она раскроется в продолжении ?
    А вообще не надо натягивать птичек на учебные пособия . Россия и Турция столкнулись вовсе не из-за спора о наследственных приоритетах, а из-за важности для обоих северного Причерноморья . Нам оказалось важнее
    1. 0
      27 июня 2024 07:19
      "Но причем здесь тогда Ахмат и прочие ?" Собственно я об этом и написал: рухнула Большая Орда и конфликт Порты и России стал неизбежен.
      1. 0
        27 июня 2024 12:28
        Конфликт Руси и Порты был неизбежен в любом случае, поскольку они находятся относительно рядом и "очень хочется кушать". Аналогичные конфликты у османов были и Генуей и с Венецией.
    2. +1
      27 июня 2024 07:39
      «Россия и Турция столкнулись вовсе не из-за спора о наследственных приоритетах», То, что представляется не актуальным для нас, людей XXI века, была важно для носителей средневекового мышления. Собственно конфликт России и Турции XVI века был обусловлен не только политическими и экономическими причинами, но и крайне волновавшими наших соотечественников на исходе XV в. эсхатологическими ожиданиями – не в последнюю очередь они определяли характер поведения Плещеева, а позже, уже при Иване Грозном, лягут в основу Опричнины и найдут отражение в ее символике.
      Более подобно об этом поговорим в следующей статье.
      1. +1
        27 июня 2024 07:46
        Не надо преувеличивать влияния эсхатологии на политическую элиту и на политику . При искренних ожиданиях конца света люди в гроб ложатся и ждут с ужасом и молитвой . Среди простого люда это случалось - не сеяли , не жали . Более образованная элита продолжала заниматься текущими делами и будущими проектами
        1. +1
          27 июня 2024 07:50
          "Не надо преувеличивать влияния эсхатологии на политическую элиту и на политику" . Я не преувеличиваю, достаточно почитать книжников Средневековья, или принять во внимание популярность на Руси соответствующих сочинений - "Откровение" Мефодия Патарского, например.
          1. +1
            27 июня 2024 08:11
            Сочинения книжников и отцов церкви если и влияли на геополитику , то весьма опосредованно и лишь через экзальтированных индивидуумов . Но и они не могли поворачивать "реки вспять" . Вот был такой Алексей Петрович. С детства этих самых "книжников" начитался , но только не философскую мудрость оттуда извлёк , а головкой тронулся сердешный . Вроде и фигура , наследник , а смог бы повернуть назад . Вряд ли .
            1. 0
              27 июня 2024 08:42
              Причем тут Алексей Петрович-то?
              1. +1
                27 июня 2024 08:44
                Но Вы же собираетесь писать о влиянии "книжников" и эсхатологии на политику . Вот один из примеров
                1. 0
                  27 июня 2024 08:46
                  "Вот один из примеров". Это не пример.
                  1. +1
                    27 июня 2024 08:50
                    Тогда может быть приведет пример исторической личности , действующей исходя из религиозных побуждений (а не использующих религию как ширму и повод) и оказавшей влияние на исторический процесс
                    1. +1
                      27 июня 2024 08:54
                      пример исторической личности , действующей исходя из религиозных побуждений (а не использующих религию как ширму и повод) и оказавшей влияние на исторический процесс
                      Томазо Торквемада.
                      1. +1
                        27 июня 2024 09:02
                        Исключения лишь подтверждают правило . Можно и Лютера , Кальвина , Савонаролу и прочих вспомнить . Но разве они меняли в корне и надолго внешнюю политику . Нет , они как половодье меняли очертания политического потока , но потом поток возвращался в свое русло .
                      2. +3
                        27 июня 2024 09:27
                        Когда исключений больше трех, они становятся одним из правил.
                      3. +1
                        27 июня 2024 09:50
                        Ну это словесные витийствования . Я не настаиваю на истинности своей точки зрения , я просто ее высказываю . Причем довольно понятно .
  3. +3
    27 июня 2024 07:41
    Две страны становились сильнее и расширяли свои границы. Когда границы двух мощных государств стали соприкасаться, когда сами государства вполне сформировались и когда мелкие страны попали под влияние, начался конфликт.

    На определенном этапе развития европейской истории это неизбежно. Это было у Франции, Испании - да у всех стран, и мы с нашими соседями - не исключение.
    1. +1
      27 июня 2024 07:46
      Не спорю, но я хотел бы рассказать о внутреннем содержании конфликта, о том как его понимали на Руси в позднее Средневековье, в период эсхатологических ожиданий, когда вот-вот должен был наступить Страшный Суд и, согласно тогдашним представлениям, завершиться земная история. Об этом собственно - в продолжении.
      1. +2
        27 июня 2024 07:59
        Историческая психология - весьма интересная штудия.
        Спасибо, Игорь!
      2. +1
        27 июня 2024 10:38
        Цитата: Игорь Ходаков
        Не спорю, но я хотел бы рассказать о внутреннем содержании конфликта, о том как его понимали на Руси в позднее Средневековье, в период эсхатологических ожиданий, когда вот-вот должен был наступить Страшный Суд и, согласно тогдашним представлениям, завершиться земная история. Об этом собственно - в продолжении.


        Удачи, это действительно интересно - сам процесс и мнения о нем его участников и свидетелей. Особенна интересна разница между процессом и представлением о нем, но это довольно сложно. Как правило, такие попытки сводятся к сравнению двух представлений - мир нам дан в ощущениях.
  4. -1
    27 июня 2024 08:59
    (румыны, вон, до сих пор себя потомками римлян считают)
    Не только римлян , но и даков.

    В Кишиневе бульвар Траяна плавно перетекает в бульвар Дечебала.

    При том, что Траян в двух войнах... уничтожил Дакское царство и отрубил голову дакскому царю Дечебалу. Устроил римскую провинцию.

    Автору спасибо за интересную статью-столкновение двух империй было неизбежно.
  5. +1
    27 июня 2024 12:22
    Название статьи - не совсем корректное. На момент падения Константинополя, османское государство уже представляло серьезную силу и находилось на подъёме, а Русь только начинала подниматься. Немалую помощь оказал Тамерлан, разгромивший османов при Ангоре и убивший султана Баязида.
    1. +1
      27 июня 2024 13:47
      Название корректно. Об Османском государстве надо говорить отдельно. Внутренних проблем в нем хватало, как и центробежных тенденций, даже в период расцвета. Про Тамерлана я написал. Он, к слову, не убивал Баязида.
      1. 0
        27 июня 2024 14:07
        Проблем хватало и в Московском княжестве, они начались еще с детей дмитрия Донского. Я не говорю, что Тамерлан лично убил Баязида, а помог ему умереть быстро. В момент падения Константинополя, Москва никак не могла вмешаться, не было возможностей.
  6. 0
    27 июня 2024 15:55
    Цитата: Игорь Ходаков
    Я не преувеличиваю, достаточно почитать книжников Средневековья, или принять во внимание популярность на Руси соответствующих сочинений - "Откровение" Мефодия Патарского, например.

    Вы придаете чрезмерное значение историческим источникам.Фантазеров и тогда хватало.Что было б если потомки будут изучать историю по какому нибудь Фоменко или Клесову?
  7. 0
    27 июня 2024 15:57
    Цитата: КВУ-НСвД
    Ну это словесные витийствования . Я не настаиваю на истинности своей точки зрения , я просто ее высказываю . Причем довольно понятно .

    Вы напрасно пытаетесь вести дискуссию с идеалистами-они безнадежны.
  8. +1
    28 июня 2024 17:04
    Так кто же всё-таки Иоанн Грозный, автор? Иван 3-ий, или Иван 4-ый Васильевич?
    Что за путаницу здесь сеете?
  9. 0
    Вчера, 00:18
    Кстати, Плещеев, будет не первым, кто отметится в Стамбуле своей бесцеремонностью. Тот же генерал-адъютант князь А. С. Меньшиков также почудит в османской столице, накануне Крымской войны.

    Наверное , всё-таки , "не последним"..