Метаморфозы «Зубра» и «Летающей акулы»

Метаморфозы «Зубра» и «Летающей акулы»
Принципы военно-технического сотрудничества Украины с другими странами, мягко говоря, вызывают недоумение

Приходится снова возвращаться к теме контрафактного строительства Феодосийской судостроительной компанией (ФСК) «Море» четырех десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) проекта 12322 «Зубр» для ВМС Народно-освободительной армии Китая (см. журнал «Национальная оборона» №5/2009 и №7/2010). Оказывается, теперь этот ДКВП вовсе не разработка петербургского ЦМКБ «Алмаз», а украинских корабелов из ФСК «Море». И проект у него другой – украинский 958-й. Поэтому у России, дескать, нет оснований протестовать против сделки. Об этом поведала газета «Народная армия» – официальное издание Министерства обороны Украины.

«Дружба дружбой, а рынок все-таки предусматривает конкуренцию, – философски замечает «Народная армия». – История с конкурентными противоречиями вокруг заказов, например нынешнего китайского, напоминает «танковые проблемы» 90-х годов прошлого столетия. Тогда российские поставщики пытались перекрыть кислород украинским танкостроителям, отказывая в поставках комплектующих для выполнения заказов на экспорт. Как помним, расчет россиян базировался на том, что производить свой танк Т-80УД самостоятельно украинцы не смогут (доля собственно украинских комплектующих в нем составила меньше 50%). Но украинские производители в сжатые сроки освоили изготовление комплектующих, доведя их долю до 94-98%. В результате россияне утратили заказ».


Метаморфозы «Зубра» и «Летающей акулы»

Танк Т-80УД

Тут налицо явные искажения. Танк Т-80УД был разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению в начале 80-х годов прошлого века, а его серийный выпуск на Заводе имени Малышева начался в 1985 г., то есть в пору еще существования СССР. Но после распада Союза он, пусть и с натяжками (поскольку значительная часть комплектующих для него создавалась и производилась за пределами получившей независимость Украины), мог называться украинской машиной. ДКВП 12322 «Зубр» – детище конструкторов из ЦМКБ «Алмаз». И все авторские права на уникальный «летающий» корабль принадлежат питерскому бюро.

Стоит напомнить также, что Россия не претендовала на танковый контракт с Пакистаном, о котором ведет речь «Народная армия». Да, Москва выступала против этой сделки по ряду политических и экономических причин. И довольно веских. Как раз тогда, когда начались поставки 320 украинских танков Т-80УД на сумму $650 млн., Пакистан и Китай вели совместную разработку основного боевого танка Al-Khalid. Но дело продвигалось вяло, поскольку партнеры столкнулись с немалыми трудностями при создании перспективной машины. И вытащил Al-Khalid из трясины проблем танк Т-80УД и техническая документация по нему, а также прямое участие украинских специалистов в создании пакистанского ОБТ. Компоновочные решения, узлы и детали, позаимствованные у Т-80УД, не только позволили «поехать» Al-Khalid, но и модернизированному китайскому танку Туре 90-II, который теперь выпускается КНР на экспорт под маркой МВТ-2000.

Метаморфозы «Зубра» и «Летающей акулы»

Истребитель J-15 Flying Shark

Как известно, Россия по понятным причинам никогда не экспортировала в Китай бронетанковую технику. А танки Туре 90-II послужили прототипами при создании для НОАК новейших танков Туре 96, Туре 98 и Туре 99, которыми сейчас переоснащаются танковые дивизии, развернутые у российских границ. Во всех них легко угадываются «генетические черты», унаследованные от Т-80УД, поставленных Украиной в 90-е годы Пакистану.

Дабы избегать впредь таких нежелательных поворотов, Москва и Киев подписали в 2006 г. российско-украинское межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Но, судя по всему, украинские деятели, стоящие за сделкой ФСК «Море» с Китаем, не собираются соблюдать договоренность.

Сейчас, по версии «Народной армии», в Феодосии будут строиться ДКВП «украинской разработки», документацию по которым передадут КНР на «законных основаниях». Хотя газета признает, что Украина «производит менее 50% комплектующих для упомянутого «Зубра», она напоминает, что почти 50% комплектующих для танков Т-80УД научились делать на Украине. Однако теперь желательно обратиться за помощью все-таки к россиянам. Почему? Несомненно, Украина – индустриальная страна. Она обладает значительным производственным и научно-техническим потенциалом. И сработать недостающие комплектующие для 320 танков украинские предприятия без ущерба для себя смогли. Но вот практически заново создать элементы корпуса уникального корабля и особенно приборы обеспечения высокой скорости хода на воздушной подушке – затруднительно. Затраты превысят доход от продажи четырех ДКВП так называемого проекта 958. Поэтому, российские хлопцы, засучивайте рукава. Ведь, как пишет «Народная армия», «учитывая тот факт, что все равно ряд узлов для этих кораблей придется заказывать в России, российским судостроителям нужно настроиться на плодотворное, конструктивное и, главное, взаимовыгодное сотрудничество с украинскими коллегами». Вот так! Проект и технологии мы у вас крадем, переименовываем и запускаем с вашей помощью в производство. И все это называется «взаимовыгодным сотрудничеством»? Создается впечатление, что рукой автора статьи в «Народной армии» водил китайский наставник.

Принципы военно-технического сотрудничества Украины с другими странами, мягко говоря, вызывают недоумение. Они идут вразрез с международными соглашениями и неписанными правилами, существующими в этой сфере. Достаточно вспомнить возмутительный случай продажи тому же Китаю самолета T-10K-3 – прототипа палубного истребителя Су-33. Вместе с машиной передали и документацию. В результате КНР обзавелась истребителем J-15, который на Западе именуют Flying Shark («Летающая акула»). В июне этого года он совершил свой первый полет. Подобные «коммерческие сделки» позволяют подозревать Киев в передаче Китаю и другим странам строго запрещенных ракетных технологий, благо в распоряжении Украины их предостаточно.Тут, справедливости ради, следует обратить внимание и на позицию Китая, не брезгующего ничем, дабы раздобыть требующиеся ему во все больших объемах современные военные технологии. Между Москвой и Пекином тоже существуют договоренности о недопустимости без соответствующих разрешений копирования и воспроизводства военной техники. Но КНР демонстративно игнорирует их. Поэтому, очевидно, настала пора не только ужесточить контроль за военно-техническим сотрудничеством с восточным соседом, но и вводить ограничения на деятельность с ним в этой области.

Метаморфозы «Зубра» и «Летающей акулы»

Пакистанский танк Al-Khalid
Автор: Федор ДИАНОВ
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Gonoriy 19 августа 2012 13:05
    Да это верно.Не нужно отдавать китайцам технологию.А то как бы Даманский не повторился.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня