Пороховая революция: за и против

47
Пороховая революция: за и против

Порох, изобретённый в Китае в I тысячелетии нашей эры, оказал глубочайшее влияние на историю войн. Изначально его использовали для фейерверков и как взрывчатое вещество в бомбах, запускаемых катапультами. В Европу порох попал в середине XIII века через Ближний Восток, где арабы применяли его подобно китайцам. Однако европейцы увидели в нём потенциал как в основном метательном взрывчатом веществе для огнестрельного оружия и снарядов.

Стоит отметить, что не только европейцы добились успеха в развитии пороха. К середине XVI века ведущие державы Дальнего Востока – Китай и Япония – а также Османская империя разработали и усовершенствовали производство пороха для использования в военном деле. Дымный порох получил широкое географическое распространение и применялся в военных технологиях по всему миру вплоть до конца XIX века, когда его постепенно вытеснил кордит.



Порох, представлявший собой смесь древесного угля, серы и селитры (нитрата калия), был медленно горящим и не самым мощным взрывчатым веществом. Селитра обычно преобладала в смеси, но пропорции трёх компонентов варьировались в зависимости от страны и рецепта, как, например, в рецептах сирийского химика Хасана ар-Раммаха и европейских монахов Роджера Бэкона и Альберта Великого.

Технология производства пороха совершенствовалась с течением времени. В XV веке, а затем в XVIII и XIX веке в ней произошли значительные изменения. Из влажной пасты стали формировать зёрна пороха разного размера, которые после высыхания обеспечивали различную взрывную способность. Зернистая структура пороха обеспечивала более быстрое сгорание, решала проблему маломощности мушкетов и облегчала использование в компактном ручном огнестрельном оружии.

Несмотря на эти усовершенствования, главная проблема пороха – его чувствительность к влаге – так и не была решена. Использование вощёных мешков (в основном на кораблях) и пороховых рожков с пружинным дозатором для пехотинцев XVIII века были лишь частичным решением. Сухой порох был крайне нестабилен, и его хранение требовало особой осторожности. Меры безопасности варьировались от здравого смысла (исключительная осторожность при использовании свечей) до нелепости (охранников артиллерийских обозов вооружали кремнёвыми, а не фитильными мушкетами, однако искра могла столь же легко вызвать взрыв, как и горящий фитиль).

Географическое распространение пороха имело различное историческое значение вплоть до XIX века. В случае с главными восточными империями раннего Нового времени – Московией, Османской империей, Цинской империей и империей Великих Моголов – использование пушек наряду с их стандартными военными силами (в основном кавалерией) способствовало их экспансии. Однако не везде осознали полезность пороха для геостратегического роста, и его интеграция в военные системы мира не была мгновенной. Некоторые общества изначально относились к его применению весьма скептически.

Например, в Африке пушки и огнестрельное оружие не оказывали существенного влияния на политику и войну вплоть до XIX века. С конца XVI века, на протяжении всего своего присутствия в Анголе, португальцы, несмотря на превосходство в вооружении, сталкивались как с успехами, так и с неудачами. Несмотря на то, что огнестрельное оружие и артиллерия сыграли решающую роль в ключевых победах, таких как разгром армии короля Конго Антонио I в битве при Мбвиле, всё больше историков склоняются к мысли, что западные источники преувеличивают потери африканцев. В 1684 году в битве при Махунгве войска Чангамире Домбо I, вооруженные копьями и луками, нанесли поражение португальцам, а к 1690 году практически остановили их продвижение вглубь континента.

Теория о революционном влиянии пороха на военное дело в основном сосредоточена на его развитии и распространении в западных военных системах. Историк Майкл Робертс назвал этот процесс «Военной революцией», которая происходила с 1560 по 1660-е годы и привела к кардинальным изменениям в стратегии и тактике ведения войны в ранней современной Европе.

Появление пороха на поле боя сместило акцент с рукопашного боя на огневую мощь, что в конечном итоге привело к исчезновению пикинеров как отдельного рода войск (их участь окончательно решилась с появлением в XVIII веке подствольного штыка с трубкой, который объединил функции мушкетера и пикинера) и значительному растягиванию линии фронта.

Порох также повысил эффективность и значение артиллерии, что ускорило упадок средневековых крепостей с прямыми стенами и способствовало появлению в XVI веке новой концепции фортификационных сооружений, основанной на итальянской системе – угловом бастионе. Эта военная архитектура значительно повысила обороноспособность крепостей против артиллерийского огня и привела к её распространению по всей Европе. Ярким примером этой тенденции является создание французским маршалом Себастьяном Ле Престром де Вобаном в середине – конце XVII века системы укреплений «железный пояс» на восточной и северо-восточной границе Франции.

И удлинение линии фронта, и возросшая роль крепостей потребовали значительного увеличения численности армий. Например, с конца XV до конца XVII века французская армия увеличилась с примерно 45 000 до 400 000 человек – почти на порядок. В рамках «Военной революции» эти изменения в тактике сопровождались и изменениями в стратегии. С конца XV века правительства становились всё более смелыми и амбициозными в своих стратегических целях, так что шведский король Густав Адольф, как и многие другие, считал, что европейские театры военных действий сливаются в один.

Влияние войны на общество


С расширением стратегических амбиций правителей росло и влияние войны на общество. Увеличение численности и мощи армий, а также продолжительности военных кампаний, вынуждало социум не только обеспечивать их всем необходимым на местах, но и развивать государственные структуры и бюрократию. Таким образом, можно утверждать, что возникновение современного государства было исторически обусловлено появлением пороха.

Конечно, тезис о «военной революции» не был безоговорочно принят всеми историками. Некоторые продолжают настаивать на том, что никакой революции не было, а был лишь поступательный процесс технологического развития с закономерными результатами.

Например, Джеффри Паркер утверждает, что изменения, отмеченные Робертсом, начались гораздо раньше, в середине XV века, и продолжались до начала XIX века. Таким образом, влияние пороха и оружейных технологий следует рассматривать скорее как эволюционное, чем революционное.

Паркер также справедливо заметил, что в «Революции» Робертса ничего не говорится о применении пороха в морских сражениях. В этом отношении галера, на носу которой неэффективно размещалась артиллерия, в XVI веке уступила место парусным судам с прямым парусным вооружением, несущим бортовые орудия. Именно эти вооружённые флоты основных европейских держав раннего Нового времени, таких как Испания, Соединённые провинции и Великобритания, сыграли решающую роль в создании империй, что имело гораздо большее значение, чем изменения, вызванные порохом в сухопутных войнах.


Жозеф Парросель, «Битва у мельницы», XVII век

К дискуссии о хронологии «военной революции» присоединился и Джереми Блэк, который отнёс ключевые изменения, вызванные порохом, к более ранним и более поздним периодам. По мнению Блэка, имели место две «военные революции» – одна состоялась в Средние века, другая – в Новое время.

Филипп Боббит развил идею о том, что порох и военные технологии разных эпох порождали свои революции в военном деле. По мнению Боббита, эволюция государственного устройства – от ранних княжеств до королевств и, наконец, национальных государств – была связана с изменениями, обусловленными военными технологиями, не напрямую, а опосредованно, через сложную систему «полевых взаимодействий». Иными словами, временные и пространственные факторы играли более значимую роль, чем простое развитие технологий.

Опровержение главного тезиса Робертса о «военной революции» – что военные преобразования вызвали изменения в обществе, приведшие к появлению бюрократии и административного аппарата современного государства – не было чем-то новым. Выделяя военные революции XIII и XVI века, Блэк утверждал, что в обоих случаях изменения в обществе предшествовали военным переменам. В частности, он указывал на то, что рост населения и урбанизация в Европе XIII века привели к появлению более многочисленного и, следовательно, более боеспособного пехотного ополчения, что подорвало военную гегемонию конницы и привело к появлению пикинеров.

Более того, Блэк утверждал, что именно экономический рост в Европе XVI века, а не военные инновации как таковые, позволил правительствам содержать более крупные армии и вести более продолжительные войны. Этот аргумент получил дальнейшее развитие в более поздних исследованиях, которые показали, что европейские государства раннего Нового времени имели гораздо больше ресурсов для финансирования войн, чем их средневековые предшественники.

В целом можно сделать вывод, что порох оказал глубочайшее влияние на историю войн и человеческой цивилизации. Хотя точный характер и хронология «Военной революции» остаются предметом дискуссий, нет никаких сомнений в том, что порох сыграл ключевую роль в преобразовании военного дела и способствовал возникновению современного государства.

Важно отметить, что влияние пороха не ограничивалось Европой. Он также сыграл важную роль в истории Азии, Африки и Америки. В одних случаях порох способствовал созданию могущественных империй, в то время как в других – приводил к разрушительным конфликтам.

Подводя итог, можно сказать, что порох является одним из важнейших изобретений в истории человечества. Его влияние на войны, общество и культуру ощущается и по сей день.

Для более подробного знакомства с темой смотрите следующие источники:
Michael Roberts. Gustavus Adolphus: A History of Sweden, 1611–1632. London: Longman, 1953.
Geoffrey Parker. The Military Revolution: Military Innovation and the Rise of the West, 1500–1800. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
Jeremy Black. War and the World: Military Power and the Fate of Continents, 1450–2000. New Haven: Yale University Press, 1998.
Philip Bobbitt. The Shield of Achilles: War, Peace, and the Course of History. New York: Knopf, 2002.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    25 июня 2024 04:54
    Порох, изобретённый в Китае в I тысячелетии нашей эры

    Какие у автора шаги широкие - тысячелетиями шагает, на века не разменивается. А во втором тысячелетии нашей эры открыли ядерную реакцию.
    Очередной эксплуататор функции автоперевода.
    1. +1
      25 июня 2024 05:13
      Я буду признателен, если вы подскажете мне точный год открытия пороха.

      Так называемые "огненные копья" в Китае - не раньше середины XIII века. При этом, считать это артиллерией нельзя, скорее это такая прото-ручница, которую сами китайцы использовали в ближнем бою.

      Первые пушки в Европе - XIV век (см. бомбарды Эдуарда III и т.д.).

      Так что в контексте данной темы точный год или даже век открытия пороха для нас не принципиален, ведь это случилось за столетия до первого случая его применения на войне.
      1. -3
        25 июня 2024 07:13
        Так называемые "огненные копья" в Китае - не раньше середины XIII века.

        Не позже начала XII века.
        Я буду признателен, если вы подскажете мне точный год открытия пороха.

        Вы между годом и веком разницы не улавливаете? В одном веке сто лет.
        Так что в контексте данной темы точный год или даже век открытия пороха для нас не принципиален, ведь это случилось за столетия до первого случая его применения на войне.

        А Вы можете точно, со ссылкой на документы, назвать хотя бы век, когда порох на войне был впервые использован? Буду признателен.
        1. +2
          25 июня 2024 08:28
          В Европе - XIV век. Насчет года - сказать сложно. Мы знаем, что Эдуард III использовал орудия при Креси в 1346 году, однако мы даже доподлинно не знаем, сколько именно пушек у него было. Фруассар говорит, что пушек было две, они разок выстрелили по генуэзским арбалетчикам, и больше хронист к ним не возвращался - видимо, посчитав, что серьезного эффекта на происходящее в бою они не оказали. Флорентийский хронист Виллани (прямой современник событий в отличие от Фруассара, который в год Креси был еще подростком и писал сильно позднее), наоборот, указывал, что пушки молотили как не в себя, и нанесли французам и их наемникам сильный урон.

          Мы даже точно не знаем, какого типа были эти пушки. Потому что английская ведомость указывает, что это были "рибальды" - небольшие кувшинообразные пушечки. Тот же Виллани говорит, что это были бомбарды - существенно более крупные орудия.

          "Вы между годом и веком разницы не улавливаете? В одном веке сто лет." - ну хорошо, насколько я понимаю, это IX или X век. Как это влияет на то, что для стрельбы порох будет использован лишь через несколько столетий? В контексте темы, о которой мы говорим, для нас совершенно нет разница, IX век это был, X ли, или даже VIII. Для нас важно, что первое применение артиллерии - это XIV век.
  2. +1
    25 июня 2024 05:44
    В одних случаях порох способствовал созданию могущественных империй, в то время как в других – приводил к разрушительным конфликтам.
    Технологически развитые державы ,разрушили, технологически не развитые цивилизации, на их обломках создали свои, а потом сцепились в драке за мировое господство между собой.
  3. BAI
    -1
    25 июня 2024 06:06
    Упустил Китай возможность мирового господства. Отдал Европе
  4. +1
    25 июня 2024 06:31
    Получилось как-то слишком обще и ни о чем конкретно.
    Возможно, следовало ограничиться пороховой революцией в Европе и не упоминать всуе португалов - мало ли у кого что не получалось. Позднее зусулы и англичан побеждали (правда, не окончательно)
  5. +2
    25 июня 2024 06:36
    Пороховая революция: за и против


    Аргументы "против" так и не нашел...
  6. +3
    25 июня 2024 07:43
    Довольно странная статья. Выводы тоже странные.

    С одной стороны, можно сказать, что изобретение пороха привел к глобальным политическим изменениям, но, с другой стороны, можно сказать и наоборот, что экономическая система позволила использовать порох наиболее эффективно.

    В конце концов, в Китае изобрели порох и знали, что такое парус, но в Америку отправились европейцы, используя примитивные парусные корабли и вооруженные пороховым оружием и стальными мечами и кирасами.
    1. +2
      25 июня 2024 08:37
      Не странная, а переводная.
    2. +1
      25 июня 2024 08:53
      У Китая как минимум были экспедиции адмирала Чжэн Хэ в первой половине XV века. Есть даже книга Гэвина Мензиса "1421: Год, когда Китай открыл мир", в которой автор выдвигает спорную теорию о том, что китайский флот достиг Северной Америки. Даже если это и не так (практически наверняка), гипотетический шанс у китайцев был, т.к. у них были корабли, приспособленные для дальних плаваний. В отличие от османов, например, у которых был галерный флот, но не было корабельных технологий для океанических плаваний. Да и запроса на колонизацию не было по ряду причин.
  7. -2
    25 июня 2024 08:25
    Например, в Африке пушки и огнестрельное оружие не оказывали существенного влияния на политику и войну вплоть до XIX века. С конца XVI века, на протяжении всего своего присутствия в Анголе, португальцы, несмотря на превосходство в вооружении, сталкивались как с успехами, так и с неудачами.

    Это как?
    Только ли в пушках проблема? Ангола, Мозамбик стал колонией или нет? А на Гоа значит или в Бразилии пушки и огестрельное оружие ?
    Какой то неумелый перевод или компиляция
    1. +1
      25 июня 2024 08:44
      Ангола, Мозамбик стал колонией или нет? - Стали. Но не сразу. Та же Луанда была основана только в конце XVI века - спустя почти сто лет после того, как португальцы оказались в Анголе. На первых порах колонизация сводилась к постройке торговых постов и баз на побережье без существенного продвижения вглубь материка. И иногда в ходе этих конфликтов европейцы отхватывали, несмотря на наличие огнестрела.

      Хрестоматийный образ колониальных войн, когда колонизатор в пробковом шлеме стреляет в "папуасов" из пулемета - это вторая половина XIX века, так называемая "Драка за Африку" (Scramble for Africa). Тогда и началось активное проникновение вглубь континента, причем - с разных сторон. Французы, бельгийцы, немцы, англичане, итальянцы - все поучаствовали.

      Ну и в целом удерживать колонии было довольно сложной и затратной задачей. Та же Португалия порой тратила на удержание владений в Африке до 30-40% бюджета.
  8. +3
    25 июня 2024 08:35
    до нелепости (охранников артиллерийских обозов вооружали кремнёвыми, а не фитильными мушкетами, однако искра могла столь же легко вызвать взрыв, как и горящий фитиль).

    Не думаю что это нелепость, потому что фитиль и длительное время должен тлеть, и поджигать его морока, да и уронить можно, а кремневый замок даёт искру только при выстреле.
  9. +3
    25 июня 2024 09:16
    Автор начал не с того.
    Порох - это применение ЗАЕМНОЙ силы! До применения пороха все делалось ручками, мускульной силой.
    До широкого внедрения пороха:
    Рыцарей учили с 5 лет!!! Первый, деревянный меч давали именно в этом возрасте. Про детские доспехи тут есть хорошая статья. Лучники? "Хочешь вырастить хорошего лучника начинать надо с его дедушки". Археологи лучников опознают по деформации скелетов. Ополчение? "Смазка для меча". Следствие: подготовленного резерва не было, только наемники, но это было дорого и ненадежно.
    После внедрения пороха:
    Роль физподготовки снижается, солдата не надо готовить с самого рождения, можно набрать народ и научить его ходить строем и пользоваться огнестрелом, при этом солдат вооруженный мушкетом и тренировавшийся полгода мог убить рыцаря, которого выращивали с рождения.
    Опять же не забываем что солдат не сеет и не пашет, зато жрет в три горла и денежку требует ака жалование.
    1. -1
      25 июня 2024 09:45
      Справедливо, но можно на это посмотреть и с другой стороны. Для того, чтобы убить рыцаря, этот мушкетер с полугодовым кмб должен был в него сначала попасть. А если попал - пробить кирасу. Поэтому латная конница продолжала играть существенную роль на полях сражений и в XVII веке (те же польские гусары), и даже в период Наполеоновских войн (кирасиры).

      Понятно, что огнестрел - это очень сильный козырь. Но должны и другие обстоятельства сложиться, чтобы он раскрыл весь свой потенциал. Например, индийские раджи активно закупали огнестрел и даже брали на службу разных европейских авантюристов, чтобы те им сделали армию "как у белых". Некоторые даже обучали туземные полки по европейским уставам, чтобы те точно так же строились и стреляли повзводно. В итоге кратно меньшие по численности войска Ост-Индской компании побеждали эти туземные армии. Хотя качество огнестрела было плюс-минус одинаковым с обеих сторон. Решала выучка. Когда у тебя один выстрел на пять у противника - уже не так важно, какой системы у тебя ружжо.
      1. -1
        25 июня 2024 10:07
        Цитата: Александр Свистунов
        Поэтому латная конница продолжала играть существенную роль на полях сражений и в XVII веке

        обычная конница сыграла немалую роль и в ВОВ, :яркий пример- легендарный 3 гвардейский корпус Н.С. Осликовского
      2. +3
        25 июня 2024 10:16
        Закованных в латы рыцарей,прекрасно громили гуситы и не малую роль в этом играл огнестрел.
  10. -1
    25 июня 2024 09:39
    Цитата: Александр Свистунов
    У Китая как минимум были экспедиции адмирала Чжэн Хэ в первой половине XV века. Есть даже книга Гэвина Мензиса "1421: Год, когда Китай открыл мир", в которой автор выдвигает спорную теорию о том, что китайский флот достиг Северной Америки. Даже если это и не так (практически наверняка), гипотетический шанс у китайцев был, т.к. у них были корабли, приспособленные для дальних плаваний. В отличие от османов, например, у которых был галерный флот, но не было корабельных технологий для океанических плаваний. Да и запроса на колонизацию не было по ряду причин.


    Технологии вторичны, идеология первична.

    Западная идеология подразумевает развитие и расширение, китайская - нет.
    1. 0
      25 июня 2024 09:54
      А я бы на это посмотрел еще с точки зрения экономики. Европа и так, сама по себе, не очень большая. Много людей компактно проживают на ограниченной территории, ресурс почвы вырабатывается довольно быстро. Участие в колонизации Нового Света - серьезный социальный лифт и способ поправить свои дела В Китае, надо полагать, такой проблемы не было. У османов - тоже, им было, куда расширяться по суше, к тому же они и так контролировали сухопутные торговые пути. Это уже потом испанское серебро из Нового Света обрушило курс турецкого акче, а в начале XVI века все было далеко не так очевидно.

      Так что, если честно, не знаю, насколько там роль сыграла именно чистая идеология в вакууме.
      1. -1
        25 июня 2024 11:02
        Цитата: Александр Свистунов
        А я бы на это посмотрел еще с точки зрения экономики. Европа и так, сама по себе, не очень большая. Много людей компактно проживают на ограниченной территории, ресурс почвы вырабатывается довольно быстро. Участие в колонизации Нового Света - серьезный социальный лифт и способ поправить свои дела В Китае, надо полагать, такой проблемы не было. У османов - тоже, им было, куда расширяться по суше, к тому же они и так контролировали сухопутные торговые пути. Это уже потом испанское серебро из Нового Света обрушило курс турецкого акче, а в начале XVI века все было далеко не так очевидно.

        Так что, если честно, не знаю, насколько там роль сыграла именно чистая идеология в вакууме.


        Идеология никогда не бывает в вакууме, особенно общественная идеология.

        Те же древние египтяне несколько тысячелетий сидели в одном регионе и никуда не расширялись. Европейцы постоянно расширялись, даже древние римляне, у которых было тепло . Потому, что там существовала идеологию личного обогащения и личной карьеры. Когда подоспели технические средства, то расширение стало взрывным.
        1. +2
          25 июня 2024 11:42
          Те же древние египтяне несколько тысячелетий сидели в одном регионе и никуда не расширялись.


          Здесь вы ошибаетесь. Египет активно вел завоевательные войны, особенно - в период Нового царства (около 1550-1070 до н.э.). Ходили и в Нубию (современный Судан), и на территорию современных Сирии и Палестины, воевать с Хеттской империей. Собственно, самые известные сражения египтян - при Кадеше и при Мегиддо (Ир-Мегиддо, отсюда Армагеддон) - произошли как раз там. Другое дело, что в процессе расширения границ египтяне уперлись в сопоставимого по силе и ресурсам противника. А была бы их воля - могли бы и до Анатолии (азиатская часть современной Турции) дойти.

          даже древние римляне, у которых было тепло .


          У римлян все упиралось в экономику и демографию. До поры-до времени пшеницу в Италию поставляли с Сицилии. Однако население "сапога", и так плотное, очень быстро росло. Поэтому расширение было необходимо. Нужны были новые пахотные земли. В этом, кстати, один из ключевых плюсов римлян по сравнению с оппонентами - они всегда могли быстро собрать новую армию взамен разбитой. Просто за счет людских ресурсов. Какой-нибудь Ганнибал, и так полагавшийся в основном на наемников, или Филипп V Македонский, у которого была качественная армия, но скудные мобилизационные ресурсы, такого себе позволить не могли.
          1. -2
            25 июня 2024 13:08
            Цитата: Александр Свистунов

            Здесь вы ошибаетесь. Египет активно вел завоевательные войны, особенно - в период Нового царства (около 1550-1070 до н.э.). Ходили и в Нубию (современный Судан), и на территорию современных Сирии и Палестины, воевать с Хеттской империей.


            Они ходили за рабами и пограбить, но не расширяли территорию.

            "У римлян все упиралось в экономику и демографию. До поры-до времени пшеницу в Италию поставляли с Сицилии. Однако население "сапога", и так плотное, очень быстро росло. Поэтому расширение было необходимо. Нужны были новые пахотные земли."

            После первой пунической войны проблема Сицилии и хлеба была решена, но расширение продолжалось, и еще как продолжалось.

            Эдак и любую агрессию можно объяснить - в соседском огороде всегда огурцы крупнее :)

            "Какой-нибудь Ганнибал, и так полагавшийся в основном на наемников, или Филипп V Македонский, у которого была качественная армия, но скудные мобилизационные ресурсы, такого себе позволить не могли."

            Карфаген контролировал бОльшую часть с бОльшим населением, чем Рим, но не мог набрать армию, а Рим вот мог. Это так и есть, но почему это так и есть?

            Рим превращал в Рим все, куда ступала нога его легионера, а Карфаген этого не делал. Древние греки строили на чужих территориях свои полисы, но остальные территории так и оставались чужими территориями. Поэтому ко временам Македонской войны Рим имел неисчерпаемые человеческие ресурсы, а у Филиппа была одна фаланга.

            Римская "элита" имела стимул к расширению Рима - они становились полноправными правителями и вообще их личный успех целиком зависел от их деятельности. Это и был социальный лифт тех времен - потом таким лифтом стал капитал.

            То есть, вопросы идеологии, которые диктуют политику и стратегию - и наоборот, вопросы политики, которые позволяют развиваться идеологии.
            1. -1
              25 июня 2024 13:53
              Они ходили за рабами и пограбить, но не расширяли территорию.


              Когда ходят за рабами и пограбить, обычно не осаждают крепости. Тот же Рамзес II полжизни бодался с хеттами за Кадеш - ключевой город в Сирии, через который шли торговые пути.

              После первой пунической войны проблема Сицилии и хлеба была решена, но расширение продолжалось, и еще как продолжалось.


              Принцип домино - потребности тоже возрастали. Ну и каждый пример надо рассматривать отдельно. В ту же Галлию римляне пошли во многом потому, что так Цезарь решал вопрос укрепления своего личного авторитета.
              1. 0
                25 июня 2024 14:30
                "Когда ходят за рабами и пограбить, обычно не осаждают крепости."

                Морган взял несколько городов исключительно чтобы пограбить:)

                "В ту же Галлию римляне пошли во многом потому, что так Цезарь решал вопрос укрепления своего личного авторитета."

                Точно, я об этом и говорю - такой мотив как раз и был самым главным.
  11. +2
    25 июня 2024 10:09
    Хорошая статья , хоть и не доадаптированная при переводе.
    Порох порохом , но интереснее другое . Это сам пятнадцатый век , когда роль огнестрела конечно стала если и не решающей , то крайне значительной . Но ещё именно в этот век Запад вышел в океаны , а Восток сжёг корабли . И всё это фактически одновременно . И думается именно это определило мировую историю на столетия , а не порох , вооружение или построения войск .
    1. +1
      25 июня 2024 15:21
      Пожалуй, мировую историю определили условия, в которых жили народы.

      Те, кто жил в мягком климате на берегах Средиземного моря да ещё с доступными пастбищами, лесами, полезными ископаемыми в горах и разнообразными сель-хоз культурами-наверное имели преимущества перед теми, кто жил в степях. Решающий фактор - многообразие доступных природных ресурсов. В этом смысле европейцы были в исключительно лучших условиях, чем все остальные.

      Если порох открыли первыми китайцы, то европейцы обошли их в области применений пороха.
      1. +1
        25 июня 2024 15:32
        Китайцы имели все . Климат , ресурсы , просторы , культуру , изобретения . Но подпалив океанский флот , забыв даже понятие экспансии и закапсулировавшись в себе за пару столетий безнадежно отстали . А составляй они конкуренцию европейцам в эпоху Великих Открытий , или тем паче опередив их в этом , то кто знает как пошла бы история
  12. +2
    25 июня 2024 13:34
    Цитата: С.З.
    В конце концов, в Китае изобрели порох и знали, что такое парус, но в Америку отправились европейцы, используя примитивные парусные корабли и вооруженные пороховым оружием и стальными мечам и и кирасами.


    Просто Китай был самодостаточен. Это европейцам постоянно чего то не хватало: драгметаллов, специй, рабсилы. В Китае все это было в избытке.

    У Китая была своя эпоха "великих географических открытий". Построили китайцы огромные парусные суда-джонки (самые большие деревянные корабли за всю историю) с экипажем из несколько тысяч человек, совершили несколько плаваний по Тихому и Индийскому океану. Но потом посчитали стоимость этих вояжей, сравнили с возможными плюшками от освоения новых территорий и забили болт на эту затею. Так Китай замкнулся на себя, сочтя, что внешний мир, населенный слаборазвитыми туземцами, не может предложить ничего полезного.
    Когда европейцы начали торговать с Китаем, им предложить было особо и нечего, китайцы ни в чем не нуждались, разве что в огнестрельном оружии. Но его китайцам решили не продавать (японцам можно, не так многочисленны и опасны...), так что пришлось платить серебром за китайские товары. Но потом сообразительные англосаксы нашли эксклюзивный товар - опиум, который пришелся китайцам по вкусу. Ну, история достаточно известная.
    1. 0
      25 июня 2024 14:31
      "Просто Китай был самодостаточен."

      Европа тоже была самодостаточной, но вот завоевала фрику, Америку, Австралию и часть Азии :)
      1. +1
        26 июня 2024 17:26
        Цитата: С.З.
        "Просто Китай был самодостаточен."

        Европа тоже была самодостаточной, но вот завоевала фрику, Америку, Австралию и часть Азии :)

        Извините Сергей, но Европа еще со времен древней Греции вообще никогда не была самодостаточной. Во первых население большое но разделенное на много стран и в каждой по отделности не хватает чего-то. То угол, то железо, то мед то пахотные земли и т.д. и т.п., а вот у Китая после обединения первым императором все необходимое было. А еще Китай был ограничен географически. Пустынями, горами, джунглями и Тихим океаном. Вот поетому Китай разширился до пустын, до гор и до джунглях. Попытались в свое время завоевать Виетнам, получили в джунглях по зубам и успокоились. А вот возить ресурсы через Тихий океан который как минимум в два раза больше атлантики да еще между Китаем и Америках где почти нету острова, как в Антлантике (К примеру Азоры и Карибы, Бермуды) а в Тихом океане всего лишь Гавайи. Да и всех етих ресурсах еще добыть надо. А ведь Западные берега и северной и Южной Америки по сути пустинные и гористие, а вот восточное побережье Америк с куда более мягким климатом!!!
  13. +2
    25 июня 2024 13:41
    Цитата: С.З.
    Эдак и любую агрессию можно объяснить - в соседском огороде всегда огурцы


    Конечно. Борьба за ресурсы - движущая сила агрессии.
    Языком химии - автокаталитическая реакция. Нехватка ресурсов, хлеба например, создает предпосылки для внешней агрессии. Если успешно - дополнительные ресурсы вызывают рост населения, языком военным - рост мобпотенциала. Раз выросло число потенциальных воинов - почему не попробовать снова?
    Сицилия была житницей, желанной и для Карфагена и для Рима. Обе державы себя прокормить могли с трудом, вот и схлестнулись между собой. Рим победил, нарастил население... а кто еще имел большие урожаи хлеба? Египет. Время вновь зарамсить проблему.

    Вообще почти все военные конфликты древности, начиная с Троянской войны, произошли из-за хлеба, важнейшего стратегического ресурса. Но это отдельная тема.
    1. 0
      30 июля 2024 00:29
      Из-за торгового пути. Троя держала пролив Дарданелльi. И наверняка собирала деньги за проход. Чем грекам показалось возмутительньiм wink
  14. +3
    25 июня 2024 13:51
    Цитата: С.З.
    Карфаген контролировал бОльшую часть с бОльшим населением, чем Рим, но не мог набрать армию, а Рим вот мог. Это так и есть, но почему это так и есть?

    Рим превращал в Рим все, куда ступала нога его легионера, а Карфаген этого не делал. Древние греки строили на чужих территориях свои полисы, но остальные территории так и оставались чужими территориями. Поэтому ко временам Македонской войны Рим имел неисчерпаемые человеческие ресурсы, а у Филиппа была одна фаланга.


    Римская армия была призывной, карфагенская - профессионально-наемной.
    Римляне к италикам относились (после определенных событий) куда лучше, чем карфагеняне к подчиненным им народам. Поэтому италики давали Риму дополнительные силы, а вот Карфаген рассчитывал лишь на себя и свои деньги.
    Впрочем, Карфаген вполне мог победить, если бы Ганнибал был бы не только хорошим полководцем, но и хорошим политиком. Установил бы свою диктатуру в Карфагене - вполне мог бы Рим нагнуть. Но там правили олигархи, которые в критические моменты оставляли Ганнибала без резервов.

    Неисчислимые ресурсы Рима не стоит преувеличивать. В самые лучшие времена вся Италия не давала более 40 тыс. воинов. Не мало, конечно, но все же не "неисчислимые полчища".

    Фаланга вряд ли была одна все же. Фаланга - структурная единица определенной численности, македонская армия (как ранее спартанская) насчитывала несколько фаланг.
  15. +3
    25 июня 2024 13:57
    Цитата: Александр Свистунов
    Так что, если честно, не знаю, насколько там роль сыграла именно чистая идеология в вакууме.


    Не сколько идеология, сколько религия. Христианская религия изначально способствует внешней экспансии. Долг истинного христианина - нести свет Истинной Веры язычникам, погрязшим во мраке. С исламом - тоже нечто похожее. А вот буддизм и конфуцианство не очень склонны к распространению "огнем и мечом".
    1. +1
      25 июня 2024 14:39
      Цитата: Illanatol
      Не сколько идеология, сколько религия. Христианская религия изначально способствует внешней экспансии.


      Религия - вид идеологии.

      Древний Рим и без христианства проявил экспансию, а вот Египет - нет.
  16. +2
    25 июня 2024 14:32
    Цитата: Illanatol
    Конечно. Борьба за ресурсы - движущая сила агрессии.


    Речь шла не столько об агрессии, сколько об экспансии. Агрессии хватало у всех.
  17. +1
    25 июня 2024 15:30
    Спасибо за статью.
    Вероятно, что из-за переводческой основы не затронут тезис об ускорении военной науки и технологий с течением времени и особенно с 16 века, это оказало глобальное воздействие на течение исторических процессов.
    Вне зависимости от этого - хороший исторический обзор в одном месте и в читабельное время hi
    Автор безусловно в теме, и чувствуется, что глубже, чем кажется при поверхностном взгляде.
    А вот тезисов "против" действительно не хватает.
  18. +3
    25 июня 2024 15:32
    Порох своей эффективностью на ранних (относительно) этапах массового применения обязан ряду моментов.
    1)Пушки были гораздо более компактными (в габаритном плане) и потенциально более долговечными изделиями, нежели баллистообразные конструкции. Также пушка давала потенциальную опцию выбора между картечью (в тех или иных вариациях) и ядром -выбор,которого не было у механических стреляющих машин. Как минимум в нише полевого орудия достойных аналогов (кроме примитивных осколочных ракет,также пороховых) у пушек не имелось.
    2)Высокая скорость полета пули (относительно лука) и ее простая траектория (на прицельных дистанциях) ,меньшие аэродинамические воздействия на нее в полете - давали преимущество даже первым пулям с их небольшой точностью. От стрелка не требовалось мастерства особой прицельной стрельбы (как от лучника,например) , калибр первопуль вполне позволял им выводить из строя живую силу при попадании "в ростовую мишень" . Вообще говоря тут напрашивается вопрос -почему эти преимущества не были применимы к арбалету ? На фоне первого стрелкового ручного оружия у арбалета имелись преимущества ввиду большей точности, сопоставимой скорострельности, большего бронепробития и главное - отсутствия трешевых дымных облаков над полем боя. В отличии от лука -тупого пехотина можно было вполне себе надрессировать пользоваться арбалетом достаточно эффективно.
    Вероятно,впрочем, именно примитивность первых ручных пороховых орудий (относительно арбалета) сыграла свою роль - этакая экономика войны. Те же китайцы использовали чуть-ли не укрепленные бамбуковые стволы для стрельбы пулями.
    3)Масштабирование также было значительным плюсом порохового подхода. Порох можно было использовать для разных целей - не обязательно для стрельбы. Подрыв чего-либо также создавал преимущества. Иные устройства для стрельбы имели в этом плане ограничения .

    Учитывая развитие кхмм..медицины в те времена , пулевые-осколочные ранения являлись также весьма эффективным средством ,так сказать, отложенного выбивания вражеской силы. Те ,кто не погибал на поле боя - погибали после него .В случае со стреловыми поражениями ситуация была менее драматичной т.к наконечник стрелы был более компактен и редко разваливался в ране ,а сам канал ранения гораздо меньше забивался сопутствуующей грязью и частицами одежды .

    Над туземцами все эти "пороховики" имели ,большей частью,преимущества организационного и экипировочного плана. Управление боем ,групповая стандартизированная выучка ,дисциплина и бронирование .
    1. 0
      30 июля 2024 00:37
      Согласен, но у балист тоже бьiло разньiе видьi БП - и ядра, и картечь (галька), и оперенньiе стрельi, и зажигательньi стрельi. Что пушки обрели сотни лет позже.
  19. -1
    25 июня 2024 16:31
    Интересующимся настоятельно рекомендую к прочтению:
    Келли, "Порох", Виталий Пенской, "Огнестрельная революция".
  20. +3
    25 июня 2024 20:11
    Автор не понял главного смысла пороховой революции: впервые в истории сила удара оружия бойца стала определяться не его физической силой. Да, были варианты, когда сила влияла косвенно (арбалеты) или добавлялась чужая сила (коня при таранном ударе кавалерии, например), но это ситуацию принципиально не меняло. А порох - изменил. И, вместо того, чтобы с детства откармливать и тренировать бойца (вспомните про детскую смертность в те годы в плане сохранности вложений), стало возможно поймать крестьянина, объявить его рекрутом, за полгода откормить, научить маршировать, заряжать ружьё и стрелять в сторону врага по команде. А раз это не дворянин или наемник, а крестьянин, то и доспехи ему не нужны. Из-за неэффективности, да. И в результате можно собрать армию "больших батальонов". Но тут возникает еще особенность: при феодализме было три сословия: одно воюет, одно молится, одно пашет. Но вот теперь получится, что воюет не только одно сословие...
    И еще автор забыл осветить вопрос добычи селитры. С углем и серой принципиальных проблем не было. Вопрос настолько серьезный, что приводил к сносу коровников и национализации сортиров.
  21. +1
    26 июня 2024 00:04
    В случае с главными восточными империями раннего Нового времени – Московией, Османской империей, Цинской империей и империей Великих Моголов[quote][/quote]
    Не было такой империи - Московии. В современной истории и политологии данный термин "Московия" имеет отрицательную коннотацию.
    С конца XV века за объединением русских земель вокруг Московского княжества окончательно закрепляется термин «Русское государство», который принимается и иностранцами.
    Идеологи Речи Посполитой первыми начали противопоставлять юго-западные русские земли, которые они именовали «Руссией», Русскому государству с центром в Москве, которое они именовали «Московией». Задумка поляков, задававших тон в Речи Посполитой, была следующей: надо отказать жителям Северо-Восточной Руси в праве именоваться «русскими». Ну, взять и объявить их другим народом, не имеющим отношения к их собственным подданным.
    Была придумана мифическая страна «Московия» (название употреблялось исключительно европейцами и никогда – нашими предками) и мифический народ «московиты».
    В Европе активная раскрутка термина «Московия» началась в середине XIX века и была вызвана политическим противостоянием и соперничеством великих держав, в первую очередь Франции и России. Во Франции, используя так называемый «польский вопрос», активно начали пропагандировать труды поляка Франциска Духинского. В них этот этнограф утверждал, что «московиты» не европейцы, а азиаты-туранцы, в отличие от поляков и «русинов» (украинцев и белорусов), которые вместе с другими европейскими народами являлись «арийцами». Соответственно, по Духинскому, «русины» — культурные земледельцы, а «московиты» — дикие кочевники-варвары, которые всегда угрожали цивилизованной Европе.
  22. +1
    26 июня 2024 13:01
    Цитата: С.З.
    Религия - вид идеологии.

    Древний Рим и без христианства проявил экспансию, а вот Египет - нет.


    Религия - куда более емкое понятие, скорее это аналог мировоззрения. Нечто более целостное и всеобъемлющее, охватывающее все сферы бытия. В повседневной жизни об идеологии мало задумываются, для верующего человека религией, верой пропитана вся его жизнь.

    Да неужели? Египет во времена расцвета еще как проявлял экспансию. Во всех направлениях, доступных для этой державы. Воевали египтяне с эфиопами в Африке, с хеттами в Малой Азиии, евреев подмяли якобы под себя (хотя я считаю, что евреи от египтян произошли, но это нетрадиционная "альтернативщина), финикийцы египтянам дань платили, явно не просто так, иначе египетские войска оставили бы от Тира и Сидона лишь головешки. На море египтяне тоже воевать умели, раз нанесли стратегическое поражение "народам моря": то ли грекам, то ли критянам.
    Просто география несколько ограничивала возможности. Слева - пустыня, справа - пустыня, а логистика - на зачаточном уровне.
  23. 0
    26 июня 2024 13:17
    Цитата: Knell Wardenheart
    Порох своей эффективностью на ранних (относительно) этапах массового применения обязан ряду моментов.


    Что, увы, существенно нивелировалось трудностью изготовления этого пороха. В те времена требовалась самородная селитра, а её еще найти надо.
    Примерно до 18 века, весь порох Европы изготавливали с использованием селитры, добытой в окрестностях Везувия и Этны. Стратегический ресурс, наподобие урановых руд в наше время.

    Цитата: Knell Wardenheart
    Учитывая развитие кхмм..медицины в те времена , пулевые-осколочные ранения являлись также весьма эффективным средством ,так сказать, отложенного выбивания вражеской силы. Те ,кто не погибал на поле боя - погибали после него .В случае со стреловыми поражениями ситуация была менее драматичной т.к наконечник стрелы был более компактен и редко разваливался в ране ,а сам канал ранения гораздо меньше забивался сопутствуующей грязью и частицами одежды


    Это как посмотреть. Пуля испытывала нагрев (пороховые газы, трение при полете), при попадании в мягкие ткани организма она как бы обжигала рану. Равно как и сгоревший порох (если стреляли в упор). Это снижало риск инфекции.
    На самом деле раны нанесенные холодным оружием (наконечник стрелы, клинок) опаснее, вероятность инфекции выше.
    Порох сам по себе стал средством дезинфекции, вполне эффективным, то есть у стрелков появилось доступное средство обработки ран - их прижигали порохом.
    Холодное оружие куда проще обработать ядом органического происхождения, чем пули. Не всякий яд выдержит нагрев. Макнул наконечник стрелы в фекалии или в гниющий труп - даже небольшая рана гарантирует сепсис.
    1. 0
      30 июля 2024 00:42
      Стрельi для удобства в бою втьiкали в землю. Вот тебе и тетанус belay
    2. 0
      30 июля 2024 00:45
      Боюсь вьi перепутали серу, да, вулканического произхождения, и селитру. Калиеву селитру производили везде, очень интересньiй, хотя и грязньiй процесс.