Возобновление работ по проекту ДЭПЛ S1000

Еще не утихли споры вокруг военно-технических контрактов между Россией и Италией, как появилась очередная новость из этой сферы. На этот раз две страны обсуждают не покупку друг у друга новой техники, но совместное ее производство. Новейшие сообщения о международном сотрудничестве касаются совместного проекта по созданию дизель-электрической подводной лодки. По словам заместителя гендиректора по военно-техническому сотрудничеству ЦКБ «Рубин» А. Баранова, в самое ближайшее время возобновятся работы по совместному проекту ДЭПЛ S1000.

Возобновление работ по проекту ДЭПЛ S1000


Предложение начать совместную разработку новой подлодки появилось еще в конце девяностых годов, а проектирование развернулось только в 2004 году. Тогда был сформирован общий облик субмарины и началось ее проектирование. В названии проекта S1000 было отражено примерное водоизмещение перспективной лодки – 1000 тонн. Сравнительно небольшим водоизмещением лодки были обусловлены и небольшие габариты: длина порядка 55-60 метров, диаметр прочного корпуса не более шести и экипаж не более 20 человек. Кроме того, в относительно небольшой корпус субмарины S1000 не удалось бы вписать ракетное вооружение. Поэтому она должна была стать чисто торпедной лодкой. Совокупность всех этих качеств уже на стадии окончания работ над обликом лодки позволяла определить ее примерные перспективы. S1000 фактически представляла собой бюджетную подлодку для развивающихся стран, желающих иметь хотя бы какой-нибудь подводный флот. Сравнительно невысокие характеристики и боевые качества у S1000 компенсировались умеренной стоимостью.


С 2004 по 2008 годы петербуржское ЦКБ «Рубин» совместно с итальянской компанией Fincantieri выработали общий облик перспективной лодки и начали подготовку к проектированию основных систем и агрегатов. Проект дошел до определенных успехов, но в 2008 году был заморожен. Из-за международного финансового кризиса страны-разработчики пришли к выводу о необходимости сокращения расходов, в результате чего проект S1000 признали не самым важным и лишили финансирования. К тому времени занятые в проекте организации завершили проработку самых общих вопросов и готовились к началу полноценного проектирования.

Возобновление работ по проекту ДЭПЛ S1000


Теперь, похоже, появилась возможность продолжить разработку перспективных «коммерческих» подлодок. По словам А. Баранова, уже существует обновленная версия бизнес-плана проекта. В нем текущий 2013 год значится как период начала активной рекламы. Подлодка S1000 будет представлена в морской части салона IDEX-2013 в Абу-Даби (ОАЭ), на выставке LIMA-2013 в Лангкави (Малайзия), на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге и других подобных мероприятиях. Разработчики проекта надеются не только продемонстрировать новую разработку, но и найти первых потенциальных заказчиков. Если же такие не объявятся, то ЦКБ «Рубин» и компания Fincantieri рассчитывают собрать данные о перспективах своего проекта и, если понадобиться, скорректировать его в соответствии с требованиями возможных покупателей.

По имеющимся данным, в настоящее время перспективная дизель-электрическая лодка проекта S1000 выглядит следующим образом. Это сравнительно компактная двухкорпуская субмарина с водоизмещением не более 1000-1100 тонн. В «базовой» комплектации она оснащается обычной воздухозависимой энергетической установкой на базе дизельных двигателей и аккумуляторов. Возможно, будут предложены варианты с воздухонезависимыми агрегатами энергоустановки, что значительно поднимет боевой потенциал подлодки. Вооружение лодки, скорее всего, будет состоять только из торпед и мин. Также возможна установка ракетного комплекса «Калибр», который способен осуществлять стрельбу через стандартные 533-мм торпедные аппараты. Имеется информация о возможности перевозки небольшой группы водолазов-диверсантов.

Как уже говорилось, главным плюсом проекта S1000 является небольшая стоимость готовых лодок. Точные данные относительно их цены пока, по понятным причинам, отсутствуют, но наиболее вероятной выглядит цифра в 100-150 миллионов американских долларов за одну подлодку. С одной стороны, такая цена может оказаться слишком большой для некоторых небольших и развивающихся стран, но с другой, это гораздо выгоднее покупки «полноценной» ДЭПЛ, а тем более АПЛ. Таким образом, S1000 может оказаться очень выгодным предложением на рынке подводных кораблей. Еще одним плюсом подлодок S1000 в отношении продвижения на рынке может оказаться тот факт, что в ближайшие несколько лет у них не будет современных конкурентов по цене и параметрам.

Когда появились первые сообщения относительно начала совместного российско-итальянского проекта, был поднят вопрос о закупке новых подлодок вооруженными силами стран-производителей. Тогда же из различных источников поступали данные о возможной покупке лодок Россией или Италией, но до официальных заявлений дело так и не дошло. Тем не менее, перед заморозкой проекта итальянское министерство обороны недвусмысленно намекало на возможность продолжения проекта, если сочтет такие лодки пригодными для использования в своих военно-морских силах. Возможно, итальянские адмиралы и генералы приняли решение оснастить свои ВМС в том числе и небольшими торпедными субмаринами. Что касается покупок S1000 Россией, то такое развитие событий пока смотрится возможным, но при этом маловероятным. У нашей страны уже сейчас есть несколько проектов дизель-электрических подводных лодок с более высокими характеристиками и боевым потенциалом.

К примеру, по габаритам и водоизмещению на проект S1000 похожа сугубо российская разработка ДЭПЛ «Амур-950». Однако, как отмечает А. Баранов, подлодки совместной российско-итальянской разработки предназначены для других целей. S1000 фактически является «первой субмариной» небольшого государства. «Амур-950», в свою очередь, обладает более высокими возможностями и предназначен для военно-морских сил с хорошим опытом эксплуатации подобной техники. Кроме того, эти два проекта заметно отличаются ценой готовой лодки. Поэтому их сравнение может носить только ознакомительный характер и не имеет практического смысла.

Сейчас только начинаются полноценные конструкторские работы по проекту S1000, но уже есть повод для оценки перспектив новой лодки. Ввиду отсутствия прямых конкурентов в плане цены и характеристик совместный проект выглядит достаточно интересным для развивающихся стран третьего мира. В то же время, пока новая подлодка не стала «звездой салонов» и по этой причине малоизвестна за рубежом. Вполне вероятно, что уже к концу текущего года будут объявлены точные характеристики будущей «бюджетной» подлодки, возможно даже и с учетом пожеланий потенциальных заказчиков. Пока же остается только предполагать и оценивать возможности нового проекта. Мировой рынок подлодок, подобных S1000, можно оценить в несколько десятков единиц. При этом пока нельзя с уверенностью говорить относительно изменения этого количества. Покупка новых подлодок одной развивающейся страной способна подтолкнуть на подобный шаг ее соседей и, как следствие, косвенно увеличить объем рынка. Поэтому строительство и продажу небольших, а также относительно дешевых подлодок, равно как и возобновление проекта S1000, можно признать своевременным и полезным для российской оборонки шагом.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://armstass.su/
http://lenta.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Алан 21 февраля 2013 09:35
    Главное чтобы как с Як 130 не получилось, технологии они заполучили и от совместной работы в дальнейшем отказались ;а теперь как конкуренты на рынке выступают.
    1. w.ebdo.g 21 февраля 2013 10:10
      статья похожа на скучный доклад лектора о какой-то теме, которая ему не интересна и скорее всего непонятна...
      автор, вы уж извините, но именно такое впечатление складывается после прочтения СКУЧНЕЙШЕЙ статьи....
      еще немного и можно заснуть под монотонное чтение вашего эпоса.


      спасибо за труды.
      w.ebdo.g
    2. Firstvanguard 30 марта 2013 04:49
      Во-во первое что пришло в голову, при прочтение заголовка, Як-130 и аэромаки. Непомню ни одного удачного совместного проекта с буржуинами, только кидалово request
  2. Гражданский 21 февраля 2013 09:59
    знаем. проходили, будет как с ЯК-130, сначала все весело интересно, прожекты пьянки застолья, а когда начнется работа сразу "я начальник - ты дурак" раздел документации и конкурировать со своей же продукцией.
  3. rennim 21 февраля 2013 10:00
    Работал много с итальянцами...жуки те ещё...держаться надо от них подальше.Причем не один случай...Менталитет видимо такой. Предлагали интересные конструктивные решения, но технически малоприспособленные...Расчетная база очень слабая.Наших будут выдавливать при любом удобном случае.
    1. Везучий 24 февраля 2013 10:26
      Надо жостко с ними вести переговоры тогда!
      Везучий
  4. Greyfox 21 февраля 2013 10:02
    А нах...рен тут итальянцы? Я бы понял если бы скооперировались с немцами или шведами ради воздухонезависимого двигателя,где они действительно лидеры. А чем из подводной техники в последнее время прославились итальянцы? Чтобы они срубили бабла там где не пахали и не сеяли? Чтобы как с Як-130 получить конкурента,которого сами и сделаем?
    Хотите бюджетную лодку для Африки-сделайте какую-нибудь "Варшавянку-Лайт".Нахрена в то что можем сделать сами тащить ненужного иностранного партнера?
    1. vyatom 21 февраля 2013 11:51
      Итальянцы - родоначальники подводных диверсионных сил, вместе со всем техническим обеспечением. Так что не надо итальянцев трогать. Они нам еще фору дадут.
      vyatom
      1. Octavian avgust 21 февраля 2013 13:03
        Навряд ли. Во 2 мировой англичане в средиземноморье разбили макаронников.
        Да вроде бы морская держава, а результата нет!
        Octavian avgust
        1. Kir 21 февраля 2013 18:22
          Весьма интересное отношение к тому народу имя чьего Цезаря в качестве ника взял! Касаемо-же пренибрижительного отношения к технике взгляните хотя-бы продукцию SPIRO-TECHNOSAB, да и к тому-же вот интересно почему если 10 флотилия была таким ......, с ней в дальнейшим теже призренные англичашки сотрудничали, А? Да и при Союзе то-же в отличие от нынешнего времени спецов по более было, была заказана серия подводных аппаратов, вроде если не путаю "СПРУТ" как раз у них.
          А касаемо того вопроса что ситуация может повториться как с Як-ом, так вопрос у меня лично не столько к представителям Италии, больше чнм уверен и другие так-же себя-бы повели, сколько к нашим горе спецам которые путный договор явно не сумели или не захотели составить вот в лужу и сели, и как вывод не своих манагеров и иже с ними дерьма блатного посылать надо на переговоры и подписание контрактов а спецов своего дела которые не о своём личном а о государевом деле пекутся!
          Kir
          1. Skuto 21 февраля 2013 20:36
            угу...А в Улан-Баторе потомки чингисхана, и не дай Бог их разозлить.
            Наши таким макаром хотят на европейский рынок военных технологий выйти.
          2. Octavian avgust 21 февраля 2013 21:09
            Да уж! Вы еще скажите про джипы ивеко и танки кентавро! Наши разработки лучше и не надо спорить. А если война? Кто будет помогать?
            Octavian avgust
            1. Kir 21 февраля 2013 21:21
              А танки то причём вкупе с Ивеко, а по подводной технике озаботтесь поищите инфу и тогда может отношение поменяете, касаемо-же того чьё лучше и кто будет помогать, так тут другая арифметика просто нас в отличие от СССР, который просто мог продавить никто с распростёртыми объятиями не ждёт и потенциальным сегментом рынка делиться не намерен, а вот в кооперации с кем-то ещё может что-то выйти, вопрос скорее можно сформулировать так, как не разработать и не продать себе,имею ввиду конечно державу а не персоналии, себе в убыток, кстати сказать и при бывшем строе то-же шли на необходимые соглашения.
              Kir
  5. sso-250659 21 февраля 2013 13:40
    итальянцам нужны наши идеи, своих мозгов у них не хватает. А так и на ... сесть и рыбку поймать, а потом ее под любым гарниром подать на стол всему миру!
  6. Takashi 21 февраля 2013 15:34
    а что, появились серьезные желающие обзавестись подлодками? Африка? Азия? или Южная Америка?
    Мне кажется в таких лодках - очень даже удобно возить марихуану\гашиш\.. контрабандные мандарины.
    Погрузился - всплыл. И главное ни какой таможни и проверки на дорогах.
  7. Geisenberg 21 февраля 2013 15:44
    О ! Хорошая новость для колумбийских наркокартелей ! Соверменная ДПЛ с вооружением по вполне разумной цене ! ДУмаю штатникам нужно срочно начинать разработку противолодочных кораблей для береговой охраны.
  8. alkach555 21 февраля 2013 21:31
    Как то раз я говорил: Верить нельзя никому. Что ж мы в каждом противнике друга видим, раздражает. СССР ни скем не делилась военными секретами и технологиями, а РФ правоприемник. Или я тупой?
    alkach555
    1. Kir 21 февраля 2013 21:37
      Не знаю как считать Подводные Обитаемые Аппараты- Мир1-2. но по нашим чертежам их изготовили в Норвегии, по крайней мере частично. кстати а Вас не напрягает что сердце Тигра амерской крови?
      Kir
  9. Rrrrr 21 февраля 2013 22:57
    Знаю итальяшек, работал с ними. Воры. Нельзя с ними делать сп.
    Rrrrr
    1. Kir 22 февраля 2013 02:12
      А я других знаю простых работяг. благо муж племяжки из таких, так вот когда он приезжает на дачу (В Россию). так вот фактически на ней один и вкалывает, правда он что называется сельский житель, а не городской нежинка, а насчёт воров так у нас вроде как и своих хоть отбавляй! тем более мерзко то что наши нас же и обваровывают, а вообще уже скоро надоест наверное вдалбливать, что-бы не ворковали надо грамотно бумаги составлять, да и уметь так показывать что-бы кроме общего ни чего не увидели. да и к тому-же вон посмотрите на "русскую" мафию много там русских, так и здесь где гарантии -фамилии?
      Kir
  10. Аликово 21 февраля 2013 23:09
    технологии-русские, дизайн-итальянский
    Аликово
  11. ivanovbg 24 февраля 2013 11:29
    Болгарскому ВМФ очень нужна как раз такая подлодка, а возможно и другим государствам ЕС. Вот зачем собственно и нужно сотрудничество с итальянцами. Построить экспортную подлодку на любой вкус и лад для Росии не проблема — ей ни опыта, ни технологии не занимать. Только где-ж будете продавать? В ЕС без "внутреннего" партнера точно не получится. Плюс неплохое итальянское лобби в страны Северной Африки. Очевидно ваш ВПК решил получить 50% (точно не знаю, вам виднее) из одной хорошей сделки, чем 100% из ничего.
    В технологическом плане вам конечно выгоднее сотрудничат с Германии и Швеции, но! Германия тоже умеет строить подлодки сама, а партнеры для сбы та продукции в ЕС ей не нужны. Швеция выпускает очень хорошую военную продукцию по очень хорошим ценам, но не умеет или не хочет давать взятки умело лоббировать. Последний тому пример — вместо новые шведские Гриппены гнилое болгарское правителство собиралось покупат тридцатилетние американские Фантомы уже не второй, а даже третьей употребой. Вот такие-то дела на иностранном рынке вооружений.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня