Что мы знаем о «Челюскине»

Что мы знаем о «Челюскине»


Несколько десятков лет назад об экспедиции «Челюскина» и о той трагедии, которая с ней произошла, знал практически каждый школьник. Но мало кто даже из взрослого населения мог точно ответить на вопрос: в чем была цель этой экспедиции? Ведь действительно: не собирались же взрослые, вполне нормальные люди намеренно затопить пароход, чтобы потом испытать силу духа в ледовом лагере…

Однако прежде чем более детально остановиться на целях, нужно начать с самого начала. Стремясь к осуществлению идеи освоения северных и восточных регионов государства, советское правительство в 1928 году создало Арктическую правительственную комиссию, которая должна была осуществлять контроль за созданием авиационных и морских баз на побережье Северного Ледовитого океана. В ее компетенции находилась и регламентация движения судов. Во главе комиссии стал главнокомандующий Вооруженных сил СССР С.Каменев. В состав комиссии входили летчики и ученые. Первым значительным итогом работы комиссии стало спасение членов экспедиции Нобиле, которые потерпели аварию на дирижабле «Италия». Кроме того, комиссия приложила немало усилий для спасения советского парохода «Ставрополь» и американской шхуны «Нанук», которые вынуждены были зазимовать во льдах.


С целью обеспечения доставки грузов в наиболее отдаленные регионы необходимо было Северным морским путем пройти расстояние от Европы до Чукотки за сравнительно небольшой промежуток времени. Первым подобную экспедицию совершил ледокол «Сибиряков» в 1932 году. Но нужно сказать о том, что у ледоколов были небольшие возможности в плане перевозки больших грузов. А для того, чтобы осуществлять грузовые перевозки, которые были необходимы для обеспечения отдаленных районов, требовались большие суда с высокой нагрузкой, которые были бы приспособлены к плаванию в суровых условиях Севера. В итоге советское руководство пришло к мысли о том, что для решения подобных задач вполне может подойти пароход «Челюскин». Он был построен в Дании в 1933 году специально по заказу советских внешнеторговых структур.

Изначально судно носило другое название – «Лена». Пароход имел водоизмещение 7,5 тыс.тонн и был спущен на воду в начале лета 1933 года. В Ленинград корабль прибыл 5 июня, там ему было присвоено новое название – «Челюскин», в честь советского исследователя севера и мореплавателя С.Челюскина. Судно сразу же стали готовить к длительному по времени плаванию в северных водах. В середине июля «Челюскин» с 800 тонн грузов и 3,5 тыс. тонн угля отправился с ленинградского порта в Копенгаген, где на протяжении недели судостроители устраняли различные дефекты. Затем пароход совершил переход в Мурманск, где принял на борт «Ш-2» (самолет-амфибию). А 2 августа того же года судно вышло из Мурманска в свое трагическое плавание.

Что мы знаем о «Челюскине»


Нужно сказать, что все проходило более-менее успешно вплоть до Новой Земли. Однако затем «Челюскину» предстояло пройти Карское море, которое практически сразу же показало, насколько беззащитным является пароход перед льдами. Уже 13 августа 1933 года образовалась большая течь и серьезная деформация корпуса. Тогда даже возникали предложения вернуться обратно, однако командование приняло решение двигаться дальше. Но дальше было только хуже. В Восточно-Сибирском море кораблю пришлось столкнуться с тяжелыми льдами. 9-10 сентября были получены новые вмятины по левому и правому борту, кроме того, течь судна усилилась, и лопнул один из шпангоутов. Более того, поскольку преодолеть северное море осенью очень сложно, а зимой и вовсе практически невозможно, то нет ничего странного в том, что пароход вмерз в лед и стал дрейфовать. Тем не менее, благодаря удачному дрейфу 4 ноября 1933 году корабль сумел войти в Берингов пролив, и до чистых вод оставалось не так много. Но все усилия, которые предпринимала команда, не принесли результатов, потому как в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и пароход вновь оказался в Чукотском море. А поскольку «Челюскин», зажатый льдами, не мог самостоятельно передвигаться, то дальнейшая судьба корабля зависела исключительно от ледовой обстановки. Как результат – 13 февраля 1934 года пароход затонул, унеся с собой жизнь одного человека. Еще 104 члена экипажа вынуждены были высадиться на океанские льды. Часть продовольствия и грузов с судна удалось снять до его затопления.

На протяжении двух месяцев, с 13 февраля до 13 апреля 1934 года члены экипажа боролись за свою жизнь, пытались обустроить организованную жизнь на льдах, построить аэродром, который постоянно покрывался трещинами и разламывался, заносился снегом.

Как только люди оказались на льду, правительство создало специальную комиссию для их спасения. Пресса постоянно сообщала обо всех ее действиях. Однако многие специалисты не верили в то, что челюскинцев можно спасти, а западные печатные издания писали о том, что экипаж обречен, и вселять в людей надежду на спасение не гуманно.

Что мы знаем о «Челюскине»


На тот период времени еще не существовало ледоколов, способных передвигаться в условиях Северного Ледовитого океана, поэтому основные надежды были связаны с авиацией. По инициативе правительственной комиссии на спасение людей было отправлено 3 группы самолетов, в том числе зарубежные «Флейстеры» и «Юнкерс». Согласно официальным данным, один из экипажей (пилот – А.Ляпидевский) сделал всего один рейс, за который сумел вывезти 12 человек; второй (В.Молоков) – сумел сделать 9 рейсов и вывезти 39 человек; третий (Каманин) – совершил 9 рейсов и вывез 34 человека; четвертый (М.Водопьянов) – за 3 рейса вывез десять человек; пятый (М.Слепнев) – за 1 рейс вывез 5 человек; М.Бабушкин и И.Доронин совершили по 1 рейсу, при этом каждый вывез по два человека.

Триумфально возвращение членов экипажа корабля и участников экспедиции являлось логическим продолжением того огромного внимания, с которым освещались все подробности спасательной операции. А апофеозом всего этого стал парад на красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с поезда. Большинство летчиков, которые принимали участие в спасении людей, были удостоены звания «Герой Советского Союза» и награждены орденом Ленина. А участники экспедиции получили «Орден Красного Знамени».

Что мы знаем о «Челюскине»


Но вскоре вся эта героическая эпопея, которая казалась предельно понятной, начала обрастать легендами и загадками. Она стала одной из первых кампаний советской пропаганды, которая акцентировала внимание на героизме людей советской страны. Более того, необходимо отметить, что эффект торжества и мужества народа был показан на фоне провала экспедиции.

В средствах массовой информации стали появляться статьи, авторы которых стремились «пролить свет» на загадки челюскинской экспедиции. Так, еженедельник «Новая Сибирь» в одном из номеров за 2000 год опубликовал очерк Э.Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина»». В этой работе впервые было упомянуто о существовании другого корабля под названием «Пижма», который был построен по аналогичному проекту и который плыл в составе экспедиции парохода «Челюскин». На борту «Пижмы» находилось около двух сотен заключенных, которые были отправлены на работу на оловянные рудники. Более того, после гибели «Челюскина» второй пароход якобы также был потоплен.

Несмотря на всю неправдоподобность этой версии, она очень быстро распространилась, многие издания и интернет-ресурсы перепечатали ее. Более того, журналисты, падкие на разного рода сенсации, нашли большое количество якобы свидетелей и участников тех событий. Примечательно, что все свидетельства появились значительно позже очерка Белимова и подозрительно точно повторяли описанные в нем события. Но при более детальном сравнении и анализе очерка с другими существующими источниками, стало совершенно очевидно, что работа Белимова – это не более чем литературная выдумка.

Неоднократно предпринимались экспедиции по поиску затонувшего «Челюскина». Однако все они заканчивались неудачей. Так, в 2004 году такой же неудачей закончилась очередная экспедиция, которая была совершена при помощи корабля «Академик Лаврентьев». Для исследований использовались данные, которые были указаны в бортовом журнале 1934 года. Объясняя причины неудачи поисков, А.Михайлов заявил о том, что все дело в фальсификации информации о месте гибели «Челюскина». Это значит, что с самого первого дня все данные, которые были занесены в судовой журнал, были засекречены. Но ведь для этого нужны очень веские причины, иначе какой смысл восемь десятилетий скрывать реальное место гибели парохода, который занимался научными задачами…

Использованы материалы:
http://www.arctic-online.ru/history/mastering/271.html
http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEMENT_ID=4004
http://dk.i-tex.su/anltcs/history/full?newsid=119
http://ria.ru/spravka/20060921/54130259.html?ria=3g4uraa7qvai0mcrlfoub96o30q2i0l9
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 9
  1. Octavian avgust 21 февраля 2013 10:36
    Да, что-то много мутного здесь. Кстати за иследование Арктики до войны вручали больше всего героев. Те исследования актуальны по нынешний день, Арктика - главная сырьевая провинция России в ХХI веке! wink
    Octavian avgust
    1. avt 21 февраля 2013 16:11
      Цитата: Octavian avgust
      Да, что-то много мутного здесь. Кстати за иследование Арктики до войны вручали больше всего героев. Те исследования актуальны по нынешний день, Арктика - главная сырьевая провинция России в ХХI веке

      Да муть нагнали в пост перестроечные времена . Надо было мазануть чем то черным ,желательно вонючим . Вот и запустили ,,Пижму" . А вы мол ребята корячьтесь -обратное доказывайте .
      avt
  2. Юрий3005 21 февраля 2013 11:03
    А полетных карт с координатами ледового аэродрома не сохранилось? Сравнение координат первого полета по вывозу полярников и последнего даст приблизительную картину (расстояние, скорость и направление дрейфа ледника, на котором были челюскинцы). Так можно определить приблизительный район поиска судна
  3. Evrepid 21 февраля 2013 12:05
    Ну в этом деле есть еще одна загадочная личность, и что она делала на борту корабля. отвечающего за "Исследование северного морского пути"... :)

    Как считают некоторые исследователи "Челюскин" был отправлен, для сбора золота с приисков.
    Так что все остальное мутная вода которую гонят, что бы скрыть истинную причину.
  4. Evrepid 21 февраля 2013 12:26
    Вот Статья из одной газеты "Промышленные новости": http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=353&nomer=14 (приведу только часть)
    Тайна экспедиции "Челюскина"
    Эдуард Белимов
    В первых числах декабря 1983 года в институтах Ленинградского отделения Академии наук появилось объявление: "Встреча с челюскинцами состоится 5 декабря в актовом зале на Васильевском острове. Начало в 14 часов. Вход свободный".Итак, снова челюскинцы. Неужели они еще живы? Может быть, все-таки сходить? А в зале - почти никого. Правда, народ подходит. С опозданием минут на 20 на сцене появляются виновники торжества. Их пятеро: четверо мужчин и одна женщина. Мероприятие оказалось не случайным. Именно сегодня, 5 декабря, ровно 50 лет назад, ледокол "Челюскин" вышел из Мурманска навстречу своей гибели.
    Помню, читал я когда-то книгу о челюскинцах. Мне было тогда лет 15. Однако не все я там понял. С тех пор прошло много лет, а вопросы остались. Например, почему "Челюскин" отправился в плавание в разгар полярной ночи, когда океан скован льдами? И далее: все это предприятие именовалось экспедицией, а вот куда и зачем она плыла - в книге об этом почему-то не сказано ни слова. Но и это еще не все. Если экспедиция высокоширотная, то есть полярная, то почему в ее состав попали женщины и даже дети? Одна из пассажирок даже умудрилась прямо в пути родить ребенка! Это случилось в Карском море, и поэтому девочку назвали Кариной. Убей меня гром, если я что-то путаю! В 1957 году студентом второго курса был я на встрече с летчиком Водопьяновым.
    Знаменитый пилот вышел на сцену в генеральском мундире - вся грудь в орденах, - а голова уже седая. О спасении челюскинцев он говорить не захотел - об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. Только в самом конце кто-то из зала спросил, сколько челюскинцев он лично вывез на Большую землю? "Тридцать два", - ответил Водопьянов. "Значит, больше, чем другие летчики?" - "Нет, количество вылетов было у нас примерно одинаковым". Еще одна загадка! Как все знают, на "Челюскине" было около 100 человек. Для их спасения хватило бы трех самолетов и трех летчиков. Однако Москва направила на Чукотку семь самолетов и семь летчиков. Кого же в таком случае они спасали? А челюскинцы на сцене рассказывали то же самое, что 50 лет назад: они знали, они верили, они не сомневались - помощь придет, они гордятся своей Родиной и т. д. и т. п. Последней выступала женщина. Она оказалась именно той пассажиркой "Челюскина", у которой в пути родилась девочка, названная Кариной.

    Продолжение:
    Говорила она недолго. Она гордится своей великой Родиной, она благодарна советскому народу и Коммунистической партии за заботу о ней и ее ребенке. Карина выросла, окончила институт, живет и работает в Ленинграде. Женщина замолчала, и тут в зале встал человек, невысокий, плотный, голова круглая, как это бывает у математиков, и спросил: «Вы ничего не сказали о своем супруге, кто он такой?» — «А почему вас это интересует?» — «Можете не отвечать, я и так знаю. А скажите, вам знакомо такое слово - "Пижма"?» Этот вопрос челюскинцам явно не понравился. «Если и знакомо, - сказала женщина, - то какое отношение вы к этому имеете?» — «Представьте себе, имею. Мой отец находился на "Пижме", как вы уже догадались, в должности заключенного. А ваша фамилия Кандыба. Ваш муж на том же корабле был начальником конвоя. Где он сейчас?»
    — «Мой муж в 34-м году был репрессирован и погиб, так же, как и ваш отец».- «А вот тут вы ошибаетесь: мой отец до сих пор жив». Челюскинцев это удивило: — «Вы шутите?» — «Представьте себе, нисколько». Продолжать неприятный разговор женщина не захотела и демонстративно села на свое место. Потом выступали еще какие-то люди, а в заключение на сцене появилась... Карина! Вот уж чего никто не ожидал! Ей долго хлопали.
    1. Evrepid 21 февраля 2013 12:27
      Продолжение:
      О чем она говорила, вспомнить трудно. Конечно, о том, что у нее в паспорте в графе "место рождения" написано: «Карское море. Ледокол "Челюскин"». А еще о том, что она очень любит свою маму и очень ею гордится. На этом встреча закончилась, обменивались впечатлениями уже на улице. Круглоголовый подошел сам, пальто нараспашку, на голове шляпа непонятного цвета. Насколько я понимаю, человеку просто хотелось излить кому-то душу. Мы познакомились. Звали его Яков Самойлович. И вот очень медленно мы идем по направлению к станции метро "Василеостровская". С Невы дует мокрый ветер, под ногами хлюпает снежная каша. Яков Самойлович, наверно, впервые рассказывает то, о чем молчал годами, и завеса тайны вокруг "Челюскина" начинает рассеиваться. На крыльце станции метро нам предстояло расстаться.
      Мы проговорили еще минут пять, и тут появилась Карина. На ней было красивое пальто с узким воротником из искусственного меха, на голове - вязаная шерстяная шапочка, так одевались в те времена едва ли не все ленинградки. Яков Самойлович махнул рукой и, даже не простившись, побежал ей навстречу. Они остановились, о чем-то заговорили и буквально тут же исчезли в дверях метро. А дня через два или три Елизавета Борисовна, мать Карины, уже принимала у себя дома шумного и бесцеремонного гостя. Она узнала его сразу, едва только он снял шляпу. Но что она могла сделать? Что вообще может сделать мать с 50-летней дочерью, если она надумала переиграть свою молодость? Со временем все улеглось. Елизавета Борисовна не любила рассказывать, однако Яков Самойлович был настойчив, и он имел на это право. Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина".
      Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Капитанский мостик на "Челюскине" был просторен, как школьный двор. Если смотреть вперед - не видно ничего, кроме мрака полярной ночи. А если оглянуться назад, то там есть на что посмотреть. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город. По ходовому мостику "Челюскина" почти постоянно прохаживаются два человека: капитан Воронин и начальник экспедиции, академик Отто Юльевич Шмидт. На мостике "Пижмы" тоже почти всегда можно разглядеть две фигуры, одна - пониже, другая - повыше, это капитан Чечкин и начальник конвоя Кандыба, законный супруг Елизаветы Борисовны.
  5. Evrepid 21 февраля 2013 12:53
    Хотелось бы еще добавить:
    http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=241

    http://amyatishkin.livejournal.com/53547.html

    http://newsbabr.com/?IDE=112226
  6. Drosselmeyer 21 февраля 2013 15:41
    Главное замарать советское героическое прошлое. Чуть-чуть капнуть яда сомнения в бочку правда. И вот, без каких-либо доказательств, выползают на свет божий истории о "Пижме" и о взорванных сотнях (а некоторых источниках и тысячах) заключённых. А главное, всю эту клевету можно обозвать невинной литературной выдумкой.
    Drosselmeyer
  7. Spstas1 21 февраля 2013 20:35
    Прекрасно сработанная конспирологическая "мина". Тут тебе и страшный ГУЛАГ, и опутавший всю планету вездесущий НКВД, и безумие правительства СССР (а какое оно мол ещё может быть) ... И главное, чётко проводимая мысль, что всех могли тут же спасти американцы.
    Интересно, автор хорошо представляет себе условия Севера в конце 20-х, начале 30-х годов? Чукотское море находящееся там куда и "редкая птица долетит". Или автор думает, что в США уже тогда имелась орбитальная группировка, система наблюдения и позиционирования, современная авиация и ледоколы? Как, простите, американцы были стали спасать затерянных во льдинах людей где-то за Полярным кругом, а точнее за Аляской, на чужой территории?
    Да даже в начале двухтысячных, когда в Антарктиде в ледовой ловушке оказались заперт их караван состоящий из трёх судов, в частности танкера (что вызывало особенную тревогу), америкосам пришлось, наступив на горло собственной песне, обращаться за помощью к России. По личному указанию Путина был снят с Северного завоза ледокол "Красин" и направлен в Антарктику. Слава Богу! - всё закончилось благополучно.
    А что было бы в 1934?
    И зачем спрашивается топить второй пароход? Что зря деньги тратили на его отправку? ... Можно было бы сразу перевести на него оказавшихся на льдине людей и продолжать плавание - всё равно секретность всё покроет.
    Одним словом бред ... и ведро помоев на головы "беспечных" россиян.
    Spstas1
  8. Gato 21 февраля 2013 21:37
    В нете есть инфа, что шли два корабля. Может утка, а может нет, но это одна из версий причин, почему отказались от помощи янкесов. Может повтор предыдущих ссылок, но точно помню, что читал такое не один раз.
  9. Gato 21 февраля 2013 21:45
    "Темны воды в облацех" - это о задаче экспедиции. Если шли - значит надо было. Смысл в героизме и мастерстве летчиков.
  10. 77bor1973 22 февраля 2013 00:40
    Пароход был построен в Дании и хоть в регистре и значился как "судно ледового класса" но совершенно было не преспособлено для арктических широт , Воронин вообще отказывался на нём идти в Арктику .
    77bor1973

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня