Народы плотов

50
Народы плотов
Кадр из кинофильма «Верные друзья». Что ж – отдых, как плавание на плоту, для 1954 года был, наверное, вполне приемлемым делом…


Березы подмосковные
Шумели вдалеке,
Плыла-качалась лодочка
По Яузе реке.
Плыла-качалась лодочка
По Яузе реке.
«Лодочка» – песня из кинофильма

«Верные друзья» (1954),
слова М. Матусовского

Люди и культура. На самом деле в кинофильме «Верные друзья» (кто не видел, обязательно посмотрите, очень добрый и лиричный кинофильм 1954 года) главные его герои плывут по реке на плоту, и по ходу этого плавания с ними происходит множество забавных приключений.



И как тут не вспомнить, что ведь именно плот – связанные между собой бревна – стал первым плавучим снарядом наших далеких предков. Это уж потом они придумали всевозможные каяки-умиаки, долбленые пироги и каноэ из березовой коры, а сначала все плавали именно на соединенных между собой бревнах. Но… не без удобств, как и герои нашего кинофильма.


Плот из надутых бурдюков

Так в 1526 году испанский корабль Бартоломе Руиса, являвшегося главным штурманом конкистадора Франсиско Писарро, двигаясь вдоль западного побережья Южной Америки, столкнулся с плотом аборигенов этих мест и написал об этой встрече, что это было «судно» грузоподъемностью до 30 тонн и экипажем из 20 мужчин.

Нижние бревна (то есть это был именно плот) были залиты водой, но верхний настил (палуба), сделанная из тонких прутьев, была совершенно сухой. Плот имел мачты и латинские паруса из хлопка, а также хороший такелаж.

Груз плота составляли предметы из серебра, которые экипаж вез на север, чтобы обменять на красивые раковины! В описании «судна» было подчеркнуто, что оно не может ни перевернуться, ни утонуть, поскольку его бревна «омываются водой».

Впрочем, в изобретательности мы не можем отказать не только жителям перуанского побережья южной Америки, но и народам многих других регионов нашей планеты и самых различных культур, которые, опять-таки, в разное время плавали на совершенно фантастических по своей конструкции плотах.

Например, в Древнем Двуречье, где нет лесов, а значит – нет и бревен, плоты сооружали из бурдюков, которые делали из выделанных овечьих шкур. Их связывали между собой в количестве до 100 штук за раз, верху укладывали решетчатую палубу, и вместительный плот для плавания по Тигру и Евфрату был готов.

В Индии, где во все времена хватало крупного рогатого скота, бурдюки делали из воловьих шкур, а на западном побережье Южной Америки, ближе к Огненной Земле – из шкур тюленей.

А потом в той же Индии люди заметили, что в перевернутый кувшин вода войти не может, и придумали делать плоты из кувшинов, обычно из девяти, соединенных прочной бамбуковой решеткой. Плавать по морю на таких плотах было опасно, а вот по озерам и не слишком бурным рекам в самый раз.


Страница из «Флорентийского кодекса», с иллюстрациями, изображающими ацтеков, занимающихся сельским хозяйством. Библиотека Лауренцианы, Флоренция

У мексиканцев, никарагуанцев и жителей Перу были также в ходу плоты из тыкв. Они были очень похожи на индийские, вот только вместо кувшинов в них роль поплавков выполняли высушенные тыквы. Сверху их накрывали настилом из прутьев и камыша и плавали по рекам и озерам, отталкиваясь длинным шестом.

О плавании на подобных плотах было хорошо известно, но вот возможностям таких судов внимание специалистами не уделялось, вплоть до плавания Тура Хейердала на плоту из бальзовых бревен «Кон-Тики».

Но зато потом путешественников-эпигонов словно прорвало, и океанские плоты (ох, из чего только их не делали!) один за другим с переменным успехом отправились в плавания. И было таких плотов так много, что рассказ о них будет темой отдельной статьи, пока же важно лишь упомянуть, что плоты продолжают использоваться и сегодня, причем с двумя типами таких вот современных плотов связано одно очень забавное заблуждение.


Фотография макета чинампас: thearchaeologist.org

Первое касается доживших до наших дней древних плотов индейцев ацтеков, которые они еще до завоевания испанцами строили на озере Тескоко, где находился их главный город и столица империи Теночтитлан. Назывались эти плоты чинампас, которые в литературе прошлого почему-то очень часто называются «плавучими садами». Но это неверно!

На самом деле чинампы – это не плоты с насыпанной на них землей, а самые настоящие искусственные острова, которые создавались на мелководье переплетением стеблей тростника с кольями забитыми в дно озера. Получался прямоугольный участок озера, окруженный деревянной оградой, куда засыпали землю и рубленый тростник, пока не получался слой грунта, возвышавшийся над водой. Естественно, такой вот «плот» не мог никуда уплывать, но для обслуживания чинампов между ними прокладывали каналы, по которым индейцы плавали на пирогах все из того же тростника!


Устройство чинампас: thearchaeologist.org

Благодаря отличному поливу, чинампы давали до семи урожаев в год и полностью обеспечивали ацтеков продуктами питания. Одной из главных культур, которая выращивалась на этих участках суши, отвоеванных у озера Тескоко, была кукуруза, дававшая исключительно высокие урожаи, поскольку… вместе с её семенами в землю бросали только что пойманных маленьких рыбок, вроде анчоусов, являвшихся прекрасным источником фосфора!


Чинампас, 1912 год

Сохранились они и сегодня, хотя и не в таком количестве, как в эпоху, предшествующую испанскому завоеванию. Однако было бы неверно утверждать, что большие плоты из водяной растительности и земли, которые могут плавать по воде, реально не существуют.

На самом деле такие плоты есть, и на них живут люди, вот только находятся эти удивительные творения человеческих рук не в Центральной Америке, а высоко в Андах, на озере Титикака, где с давних пор живет племя индейцев уру.

Легенды уру говорят, что появились они ещё в доинкское время, но инки вытеснили их из привычных им мест обитания и заставили переселиться на берега этого озера, где, впрочем, продолжали на них нападать. И уру ничего не оставалось как соорудить из обильно росшего по его берегам тростника небольшие острова и поселиться прямо на воде, где их не могли достать ни инки, ни местное племя аймара.

Войны между индейцами шли с переменным успехом, но закончились все-таки победой инков, которые обложили племя уру данью. Но империя инков рухнула под ударами конкистадоров Франсиско Писарро, а вот культуру уру эта катастрофа практически не затронула, потому что взять с них испанцам было просто нечего.


Тростниковый плот уру, и на нем их дома, и они сами в национальных костюмах…

Но вот в чем в чем, а в инновационности уру отказать просто невозможно. Свои плоты они делают из высушенного тростника, из которого постепенно собирается мат толщиной 1,5–2 метра.

В общем-то, эти тростниковые плоты (а как же их иначе назвать?) не плавают в прямом смысле этого слова, а стоят в определенных местах на якоре. То есть они привязаны к забитым в дно озера сваям или большому камню.

Но они могут плавать, если вдруг возникла такая необходимость. Обычно перемещают их в случае падения уровня воды в озере, так как в этом случае существует опасность, что «плот-остров» сядет на ил и начнет гнить.


Плоты уру выглядят как острова среди густых зарослей тростника

На сегодняшний день в озере Титикака находится более 40 уру, и живут они там, все более и более используя достижения ХХ века. Есть там у них и солнечные батареи, и мобильная связь, словом, от цивилизации они не так уж и оторваны.

Хотя главным рабочим материалом у них по-прежнему является тростник, из которого делается все, начиная от плетеной мебели и самих жилищ, и заканчивая лодками фантастических очертаний, на которых катают туристов! А ещё он же служит им топливом и даже пищей – из него делают муку, из которой пекут лепешки.

На привезенной с материка земле на островах выращивают овощи, так что в смысле здорового питания уру тоже не бедствуют – на столе у них постоянно рыба и всевозможная зелень со своих огородов.

Интересно, а как уру поддерживают гигиену возле своих жилищ, ведь по опыту истории мы знаем, что жители того же древнего поселения Хирокитии на острове Кипр все отходы складировали позади своего дома. Можно себе представить, во что превратились бы островки уру, если бы они поступали точно так же.

Но в данном случае уру оказались умнее древних киприотов: возле каждого большого острова они сооружают небольшой островок, который и используется ими исключительно для естественных надобностей. Ну а когда он достаточно напитается всякими «полезными веществами», там разбивают огород. Ведь тростниковая почва удобрена там на славу.


Тростниковые суда уру. Сегодня на них катают туристов!

Бизнес уру, как и многих других индейцев, сохраняющих свой традиционный уклад – это обслуживание посещающих их туристов.

В домах уру есть специальные гостевые комнаты для туристов, и там можно оставаться на ночь. За плату, конечно.

Можно плавать по озеру на лодках уру, вместе с ними ловить рыбу и, конечно, делать столь популярные сегодня селфи, а ещё покупать очень красивые сплетенные ими из тростника циновки.

Вот так и живут они на своих заякоренных островах, которые на самом деле не что иное, как огромные тростниковые плоты!
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 июля 2024 05:05
    Цитата: В. Шпаковский
    Хотя главным рабочим материалом у них по-прежнему является тростник, из которого делается все
    Если у них главным материалом является тростник, то у них должны быть серьезные контакты с сушей, что полностью исключает их полную безопасность. Ещё есть несколько вопросов к этим островам. Как они умудрялись готовить себе горячую пищу на сухом тростнике, разжигая там огонь, что равносильно разведению огня на пороховом складе! И как нижняя часть тростника, погруженная в воду у них не гнила? Как происходил ремонт нижней, прогнившей части такого "острова"?
    1. +7
      6 июля 2024 06:21
      Привет Михаил!
      Кому ты (прости если что) с утра успел наступить на хвост, если уже пришлось править твою карму?
      Теперь по существу.
      Тростник достаточно устойчивый к гниению материал. Тем более Уру его обрабатывают. Самое главное не давать ему контактировать со дном. Если я правильно помню то жизненный цикл подобных сооружений от 10 до 15 лет.
      Ну и последнее, тростник растет на мелководье в зоне проживания уру, так что с его «добычей» проблем нет.
      Всем хорошего дня, очень любопытный материал, могу добавить только несколько штрихов.
      На Тигре и Ефрате тростник также используется в качестве материала для лодок.
      Плоты в качестве плавсредства до сих пор применяются для сплавов по рекам Чусовая, Уфа, Белая, Тура и Серга. Максимальное усовершенствование - автомобильные камеры вместо нижнего слоя бревен.
      1. +3
        6 июля 2024 06:32
        Тростник достаточно устойчивый к гниению материал. Тем более Уру его обрабатывают
        Тростник, все же материал биологический, это не пластик, а это означает, что он не инертен к биологическим процессам. После того, как я написал коммент, мне тоже пришло а голову, что возможно они его и чем-то обрабатывают
        На Тигре и Ефрате тростник также используется в качестве материала для лодок.
        Тамошние аборигены на таких лодках плавают и они находятся постоянно а движении. К тому же такую лодку можно вытащить на берег и подлатать дно, чего не сделаешь на "острове", который находится постоянно на приколе. Доброго дня!
        1. +6
          6 июля 2024 06:58
          Может: низ гниёт, верх наращивается? И так десять-пятнадцать лет
          1. +2
            6 июля 2024 08:55
            Может: низ гниёт, верх наращивается? И так десять-пятнадцать лет
            Возможно и так
      2. +4
        6 июля 2024 09:05
        Максимальное усовершенствование - автомобильные камеры вместо нижнего слоя бревен.
        Максимально усовершенствование - катамаран с двумя вытянутыми баллонами, он может совершать приличные манёвры на весьма бурных реках. У плота возможности маневра ограничены, он идёт по "струйке тока" (это термин из гидродинамики), с помощью гребей можно маневрировать лишь перемещаясь от одной "струйки" до другой.
    2. +3
      6 июля 2024 09:22
      Например в таёжных балаганах камелек для огня делают из обмазанных глиной бревен. Технология такой печи работает уже столетиями.
      А тростник скорее всего постоянно промывается течением и потому гнилостные бактерии там не могут задержаться надолго. Во всяком случае тростниковые плоты Хейердала разваливались из за износа скрепляющих веревок , технологию которых не удалось восстановить с первого раза, тростник же оставался на плаву и после океанского перехода.
    3. +5
      6 июля 2024 10:18
      Никаказ проблем с огнем нет. Насыпаем землю под костровище или глину,обкладываем камнями,обмазываем глиной. Незабываем следить,вода для тушения в метре, много не сгорит. Технологии тысячи лет. На кораблях тоже также очаги на кухне делались.
    4. +5
      6 июля 2024 11:58
      И как нижняя часть тростника, погруженная в воду у них не гнила? Как происходил ремонт нижней, прогнившей части такого "острова"?

      Нижняя часть острова представляет собой своего рода фундамент (кхили) из корней тростника толщиной от полутора до двух метров, прикрепленный к дну водоема кольями из эвкалипта. Корни растут, переплетаются и создают прочное, не гниющее основание. На него укладывается несколько слоев стеблей тростника. Нижние слои гниют, поэтому тростник обновляют с периодичностью от двух недель до трех месяцев, добавляя сверху новые слои. Скорость гниеняя зависит от погоды, в сезон дождей тростник гниет быстрее. Жизненный цикл такого острова - примерно 25 лет.
      Как они умудрялись готовить себе горячую пищу

      Пищу готовят в горшках на печах из глины, которые устанавливаются на основание из камня (фотография прилагается).
    5. +1
      6 июля 2024 15:42
      Если у них главным материалом является тростник, то у них должны быть серьезные контакты с сушей

      Тростник на воде растет, по берегам рек и озер
  2. +4
    6 июля 2024 09:13
    настоящий народ плотов , конечно, русский: такие уникальнейшие и сложные плоты-корабли БЕЛЯНЫ не строили больше нигде в мире.

    Уру-мелкие кустарщики на этом фоне.
    1. +2
      6 июля 2024 13:10
      Цитата: Ольгович
      такие уникальнейшие и сложные плоты-корабли БЕЛЯНЫ не строили больше нигде в мире.

      Разве беляна - это плот? Насколько я понимаю конструкцию беляны, это вполне полноценный корабль.
      1. +5
        6 июля 2024 19:22
        Разве беляна - это плот? Насколько я понимаю конструкцию беляны, это вполне полноценный корабль.

        Вопрос дискуссионный, смотря отчего отталкиваться.
        Если считать, что плот - это конструкция в оснований которой плотбтще (дно) из бревен. То беляны, как и поздние чусовские (чугунные) барки - это плоты. Первые с парусным вооружением. Максимум днище и борта по ватерлинию отделывали горбылём, все остальное строевой лес, для транспортировки которого беляны и строились. Расшивы, струги, коломенки напротив даже на одну навигацию набирались из бруса и досок так что они в даннлм случае полноценные суда.
        Известны и морские плоты (лесовозы) например трехмачтовый канадский Квебек. Правда он не пережил даже одну навигацию - потерпел крушение возвращаясь из Европы в Америку.
        1. +2
          6 июля 2024 20:56
          Цитата: Коте пане Коханка
          Если считать, что плот - это конструкция в оснований которой плотбтще (дно) из бревен.

          Я думаю, что плот держится на воде только за счет того, что материал, из которого он сделан, плотностью меньше воды. "Нормальное" судно держится на воде за счет водонепроницаемого корпуса и пустого объема внутри. Как-то так.
          1. +4
            6 июля 2024 21:12
            [Я думаю, что плот держится на воде только за счет того, что материал, из которого он сделан, плотностью меньше воды.

            Достаточно дискуссионное утверждение.
            Например, плоты каркасного типа из воловьих или иных шкур животных, глиняных кувшинов или современные с баллонами или камерами.
            С противоположной стороны, ряд современных катеров имеют отсеки с пенопластом, которые исключают их затопление. Или суда античности, которые из-за лёгкости конструкции даже при повреждениях ниже ватерлинии буксировались победителями как трофеи.
            1. +1
              6 июля 2024 21:23
              Цитата: Коте пане Коханка
              Достаточно дискуссионное утверждение.

              Я согласен, что много пограничных случаев, когда не совсем понятно, куда что. Но все-таки, суть где-то близко.

              Цитата: Коте пане Коханка
              Например, плоты каркасного типа из воловьих или иных шкур животных, глиняных кувшинов или современные с баллонами или камерами.

              Ну, скажем, в данном случае заполненное воздухом пространство используется только для создания плавучести. Его нельзя использовать как трюм. Камера в данном случае принципиально не отличается от бревна. Хотя, с другой стороны - понтоны...

              Цитата: Коте пане Коханка
              Или суда античности, которые из-за лёгкости конструкции даже при повреждениях ниже ватерлинии буксировались победителями как трофеи.

              В заполненном водой виде они только сами себя могут держать на воде. Функционал потерян.
  3. +5
    6 июля 2024 09:23
    Есть план на Западе собрать плавающий в океане мусор и соорудить огромный плавучий остров , между Гавайями и Калифорнией .. Предполагаемый размер сооружения — до 1000 км², там будут жить беженцы со всего мира. Остров будет полностью автономным, независимым от внешнего мира. Еще и охрану, нверное, поставят...
  4. +5
    6 июля 2024 10:15
    Скажу так. Статья поразила.
    Думала, плот он и есть плот! И гордилась знанием, что вот, мол, голландцы строят плоты из пластиковых бутылок и живут на них -- какие догадливые и изобретательные! А оно вон как обернулось...
    Но беляны, упомянутые Андреем (Ольгович) -- воистину ошеломили. Бросилась читать. Это нечто запредельно уникальное. Сколь многого не знаем о жизни даже ближайших предков! Потому приношу благодарность не только Вячеславу Олеговичу -- за статью, но и Андрею за беляны.

    Доброго субботнего утра всем и хорошего дня! )))

    (И ворчу в сторону -- как может быть хорошим любое утро в наше время? Это ж надо постараться, чтоб ощутить хорошее... Блин! У меня не перевешивает)
    1. +6
      6 июля 2024 11:03
      как может быть хорошим любое утро в наше время? Это ж надо постараться, чтоб ощутить хорошее...
      Да в общем-то очень просто. Стоит только захотеть.
      Вчерашнее утро для меня не предвещало ничего хорошего, начавшись с проливного дождя. Но у меня была задуманная программа на этот день и я, сжав зубы в кулак, собрался и вышел из дома....
      В итоге все сложилось великолепно! Домой вернулся заполночь, полностью удовлетворенный прожитым днем.
      1. +5
        6 июля 2024 11:13
        . Домой вернулся заполночь, полностью удовлетворенный прожитым днем.

        Деревом не убило, и ладно! wassat )))
        А вот это шедевр:
        . сжав зубы в кулак, собрался и вышел из дома....

        good drinks )))
        Вставные челюсти, что ли? Или виниры?
        Позвольте любезно осведомиться, чем пользуетесь? Впрочем, Антон, можете не отвечать, вопрос, требующий деликатного подхода и неделикатного ответа кулаком в морду, да так, что вопрошающий сам начнет носить свои зубы в кулаке.
        Доброе утро! )))
        1. +4
          6 июля 2024 11:29
          Деревом не убило, и ладно!
          Мероприятие, на котором я прожил вчерашний день, не предполагало случайной смерти от низколетящего дерева. Скорее от шального обломка меча.
          Здравствуйте, Люлмила Яковлевна!
          1. +1
            6 июля 2024 11:45
            . Скорее от шального обломка меча.

            Да, теперь вспомнила, что вчера ваша жизнь висела на мойровой нити, способной быть перерубленной летящим обломком меча. Небось, так и летали -- обломки-то? Хорошо, что не осколки.
            1. +1
              6 июля 2024 11:59
              Небось, так и летали -- обломки-то?
              Не так чтобы сильно, но летали.
              1. +2
                6 июля 2024 12:57
                . но летали.

                Щепки при рубке леса. Тоже, наверное, летают.
                Чтоб сделать плот -- рубят же, топором.
                Заноза крайне неприятна.
        2. +3
          6 июля 2024 11:32
          Вставные челюсти, что ли? Или виниры?
          Это такая "крылатая фраза". Имело смысл взять в кавычки, но подумал, что юмор будет оценен. Ошибся, видимо, не зашло...
          1. +1
            6 июля 2024 11:49
            . не зашло...

            По причине полного выпадения из реального общения -- зашло, ещё как! То, что стало для всех банальными фразами, скучными до зевоты, меня удивляет и радует.
    2. +6
      6 июля 2024 12:14
      Это нечто запредельно уникальное.

      Не запредельное и не уникальное. На фотографии ниже - одноразовый парусник Columbus, собранный на одно плавание для транспортировки леса через Атлантику из Канады в Англию. По сути - плавучий штабель бревен весом 10 000 тонн.
      1. +2
        6 июля 2024 12:45
        . Не запредельное и не уникальное

        Видимо, технологические идеи такого рода висели в воздухе. Как развитие плотоведения )))
        Так бывает, в том числе и с научными идеями. Фактов много...
        И, знаете, возникло подозрение, что беляны, Columbus и прочее такое же -- это тема следующей статьи Вячеслава Олеговича. Потому не стала выкладывать обретённые знания на форум, сопровождая их восторженным визгом. Но очень впечатлена. И ничего не слышала о том, что подобные технологии используются на Волге в наше время. Либо промышленный лес вырубили подчистую, либо оптимизировали его перевозки.
        1. +6
          6 июля 2024 12:58
          Встречал информацию, что последние беляны были собраны сразу после войны для доставки леса в Сталинград.
          Сейчас в этом нет смысла - железной дорогой и дешевле, и быстрее, и проще.
          1. +1
            6 июля 2024 19:56
            Технически внутри океанского плота с дизелями можно было бы возить танки конвоями через Атлантику во времена ВМВ. Они прочные и отлично переживут путешествие.
            Немецкие подлодки утомились бы топить такие танковозы - они ведь при попадании рассыпаются на секции, которые потом несложно собрать в корабль назад, но никогда не тонут и почти не горят. Ну а потом додумались бы что кроме танков так можно возить и просто контейнеры с прочими грузами. Вот такая вот альтистория с сопроматом.
            1. +3
              6 июля 2024 20:33
              Вот такая вот альтистория с сопроматом.

              Фентэзи без сопромата.
              1. +3
                6 июля 2024 20:50
                Фентэзи без сопромата.
                Согласен.
          2. +4
            6 июля 2024 21:17
            Frettaskyrandi, уважаемый, реки в РФ с 1991 года многие не чищены ни разу. По всей РФ, с её могучими сибирскими реками, товарооборот речного транспорта за 2023 год составил всего 1% от общего товарооборота страны. Да и многие речные пароходства просто уничтожены, как уничтожены судостроительные и судоремонтные заводы, закрыты училища, что речников готовили. РЖД тарифы загибает до небес. По СЗФО на многие ЦБК, лесозаводы и на фанерные заводы сырьё везут автомобильным транспортом, что много дешевле и быстрее, чем по ж.д. Плюс 90-е, 00-е, - это годы оптимизации лесного хозяйства, когда лесников помножили на 0, пилили лес все, кто хотел, когда хотел и где хотел, благо кругляк в Эстонию и Финляндию можно было гнать без проблем. Кроме того не боролись с вредителями леса, полученные в аренду на 3-5 лет участки леса были не большие, Ан-2 на опрыскивание не закажешь. Например в Архангельской области на сегодня, малый черный еловый усач - бич лесозаготовителей...По деревням с 90-ых годов осталось ещё множество пилорам, что работают "в серую", на лесе, напиленном в своём районе. На дрова, на ремонт домов, сараев и погребов бруса и досок с них хватает, за 100 -200 км отправлять с них пиломатериалы - уже далеко.
        2. +2
          6 июля 2024 13:02
          Видимо, технологические идеи такого рода висели в воздухе.

          Они не только висели, они и использовались. Действительно можно написать интересную статью.
      2. +4
        6 июля 2024 15:44
        Цитата: Frettaskyrandi
        Не запредельное и не уникальное. На фотографии ниже - одноразовый парусник Columbus, собранный на одно плавание для транспортировки леса через Атлантику из Канады в Англию. По сути - плавучий штабель бревен весом 10 000 тонн.

        не совсем так:: грузы импортируемых лесоматериалов облагались очень высокими налогами в Англии- 275% и везти их смысла большого не было.
        .
        А вот конструктивные пиломатериалы (огромные бревна) из которых построен корпус самого «одноразового корабля» были освобождены от высоких британских налогов. Т.е. сам корабль лесоматериалы не перевозил. Разбирался на материалы корпус.

        А беляны, в отличие от них-именно перевозили огромные штабеля бревен и сами, конечно , тоже разбирались.
    3. +3
      6 июля 2024 20:47
      депрессант (людмила яковлевна кузнецова), уважаемая, а в лес: покормить комаров, слепней и мошку давно выбирались? Травы, ягоды, грибы не собираете в лугах и лесах? Да и время, проведённое на рыбалке, в часы жизни, небесная канцелярия не считает...
      1. +4
        6 июля 2024 21:15
        Для гнуса самый сезон, вчера и сегодня умудрялись меня атаковать по среди пруда, когда я его переплывал.
        1. +4
          6 июля 2024 21:46
          Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, вчера вернулся в город, после 3 дней проведённых на даче. Тоже зализываю раны. Было днём до +24, временами дождь,ветер юго-запад 1-2 м/сек. Косил электрическим аккумуляторным триммером траву под кустами смородины и облепихи. Мошка . цапнула через перчатку в запястье, правая рука почти не сгибалась, пятно красное вздулось в 4-5 см в диаметре, на той же правой руке слепень предплечье с внешней стороны прокусил через рубаху белую с длинным рукавом, дырка в коже в 6-7 мм и пятно отёка в 4-5 см. Прихлопнул кровопийцу, пятно крови на рубахе почти в 2 см. В город вчера приехал +28.. Запустил стиральную машину- старушку "Маргариту 2000", а она сломалась, воду не сливает,не крутит ни на одном режиме. На счастье мастер в городе, завтра пообещал прийти... Хорошо ветер на север ушёл и с моря Белого туч нагнал, проливало несколько раз, температура сейчас до +13 комфортных упала.
          1. +4
            6 июля 2024 21:55
            . Хорошо ветер на север ушёл и с моря Белого туч нагнал...

            Женя, да Вы поэт-синоптик! good )))
            1. +3
              6 июля 2024 22:18
              Людмила Яковлевна, спасибо за добрые слова!
              Я ни разу не синоптик. Просто я из архангельских поморов, а море - наше поле. Правда я - тот, без кого в семье не без...РФ мою официальную трудовую биографию сократило, если доживу до второй пенсии - пойду в суд доказывать, что на "Звёздочке" 1,5 года работал на практике в бригаде на ВМФ родной страны. И суд, конечно же, 3 года учёбы заставит Социальный фонд России мне засчитать о общий трудовой стаж времён СССР, но в стаж работы в районе Крайнего Севера не засчитает. При этом тот же суд ребятам, что уходят на пенсию "по вредности", все 3 года учёбы считает как стаж работы по специальности, но в "северный стаж" годы учёбы на включает.
              1. +2
                6 июля 2024 22:35
                . в северный стаж" годы учёбы на включает.

                Знаете, сколько я на ВО, столько и возникают разговоры про удивительно исчезающие северные надбавки. Мол, живите там, где их заработали, -- получите. Последний случай -- человек из Краснодарского края жаловался. Не включают часто в общий стаж также годы учёбы. Хватит сил -- боритесь! Моё сочувствие и добрые пожелания с Вами.
                И... я понимаю, что для Вас это больная тема, всё остальное ложится на неё как на фон. Я к своей озабоченности (другого типа) привыкла -- исходя из безнадеги и даже опасности попыток. Потому горюю смеясь.
                1. +2
                  6 июля 2024 23:12
                  Людмила Яковлевна, выслужил я первую пенсию, как у многих работников заводов ГРЦАС сейчас зарплата. ВТБ в ОСК наводит порядок, так, что премии во вспомогательных цехах только и делают зарплату чуть выше МРОТ. А так как мне уже больше 60 лет, мои резюме кадровики даже не рассматривают - указивка от ВТБ с 01.01.2024 года. Да многолетняя моя профессиональная деформация - ничему в СССР и РФ не удивляться, в том числе повышению пенсионного возраста, повышения с 5 до 15 лет минимального страхового стажа для второй "гражданской" пенсии, судебным решениям очень законным и совсем не справедливым. Поэтому вторая пенсия - тема совсем не больная. Ноги пока ходят, голова после ковид-19 ещё кое-что помнит, крыши над головою не текут, стены не заваливаются, фундаменты не треснули.
                  Ещё раз спасибо за добрые пожелания!
          2. +3
            6 июля 2024 22:17
            Хорошо ветер на север ушёл и с моря Белого туч нагнал, проливало несколько раз, температура сейчас до +13 комфортных упала.
            "Дремлет остывший северный город,
            Хмурые тучи над головой"...
            1. +3
              6 июля 2024 22:20
              "Что тебе снится, крейсер "Нахимов",
              В час когда солнце блестит над Двиной?"
            2. +2
              6 июля 2024 22:36
              Хорошо ветер на север ушёл и с моря Белого туч нагнал, проливало несколько раз, температура сейчас до +13 комфортных упала.
              "Дремлет остывший северный город,
              Хмурые тучи над головой"...

              +18 Екатеринбург. Доброй ночи Антон!
            3. +1
              6 июля 2024 22:38
              . "Дремлет остывший северный город,
              Хмурые тучи над головой"...

              У меня тоже песня вышла -- там ниже crying (((
          3. +2
            6 июля 2024 22:28
            а она сломалась,

            Не пруха, сочуствую!
          4. +2
            7 июля 2024 12:15
            у нас +38 и комаров-жуть. И не обычные серые, а черные с белыми нарядными пятнами на крыльях...
    4. +2
      6 июля 2024 22:18
      Скажу так. Статья поразила.

      Согласен. Шикардос статья. Может и мы еще на плотах поплаваем. Типа таких: laughing
  5. +4
    6 июля 2024 22:18
    Прочитав подробный отчёт друга нашего Тестова о его вылазке на природу, задумалась глубоко, пригорюнилась, да и ударила по струнам...

    Как по морю Белому
    всё плывут плоты
    всё плывут плоты
    всё плывут плоты...

    Ну а с неба чёрного
    всё идут дожди
    всё идут дожди
    всё идут дожди...

    Где-то солнце есть
    раскалённое
    и благая весть
    светом полная...

    Надо мною тьма
    Всё сгущается --
    То летит комар,
    Он кусается!!!