Воздушный шар с бомбой

21
Воздушный шар с бомбой
Карта мировых морских путей. На ней хорошо видно, что много судов идет в открытом море, особенно в Атлантическом и Тихом океанах. Сейчас после атак хуситов также усилился маршрут через Индийский океан, в обход Африки.


В борьбе с вражеским судоходством в открытом океане есть одна проблема, но серьезная.



Помимо того, что существующие противокорабельные ракеты без модификации слабоваты для современных крупных торговых судов, их трудно доставить к рубежу пуска. Дальность полета большинства противокорабельных ракет составляет 200–300 км. «Оникс-М» – 800 км, а разработанная, но не принятая на вооружение ракета 3М25 «Метеорит» – до 5 500 км.

Чтобы достать судно, идущее в открытом море, далеко от побережья, требуется корабль, подводная лодка или самолет. Поражение даже одного корабля превращается в целую операцию, тогда как для серьезных помех в судоходстве нужно иметь возможность атаковать сотни и тысячи торговых судов.

Таким образом, требуется средство доставки, более простое и дешевое, чем корабль или самолет, но при этом способное лететь далеко.

Ракета или авиабомба?


На мысль, которую я изложу подробнее ниже, меня натолкнула эпопея китайского шпионского шара, который с 28 февраля по 4 февраля 2023 года пролетел над Аляской, Канадой и США, и был сбит у побережья штата Южная Каролина. Китайский шар пролетел над важнейшими авиабазами, штабами и военными объектами.

Про него потом американцы много чего говорили, вроде того, что он и данные не мог передавать, и приборы у него не были включены. Это и понятно. Признай они, что шар подсматривал и подслушивал, это было бы катастрофой и пощечиной для командования воздушно-космической обороны США (НОРАД). А так вроде бы ничего и не прозошло.

О том, как и что было на самом деле, нам расскажут лет через пятьдесят, если кого-то это будет интересовать.

Но здесь интересна сама принципиальная возможность дальнего полета аэростата, оснащенного солнечными батареями, то есть автономного в питании. По оценкам командующего НОРАД, генерала ВВС Глена Ванхерка, шар имел диаметр 61 метр и полезная нагрузка его была около 910 кг.


Китайский шар с борта американского самолета

Есть и другие аэростаты с подобной и даже большей полезной нагрузкой. Например, российский аэростат ВАЛ, с оболочкой 180 тысяч кубометров, который несет подвеску 1 400 кг, в том числе 900 кг полезной нагрузки.

Шведский проект PoGOLite создал и запустил в июле 2011 года аэростат с оболочкой 1 120 тысяч кубометров и полезной нагрузкой 2 700 кг. Так что, создание таких аэростатов технически возможно.

Это значит, что аэростат может нести оружие – противокорабельную ракету или авиабомбу, планирующую или корректируемую. Скажем, ракета Х-35 весит 600 кг, а вместе с пусковым контейнером, приборами и питанием потянет примерно на тонну. КАБ-500, фугасно-бетонобойная (все же надо помнить, что палубы торговых судов весьма крепкие), весит 520 кг при заряде взрывчатки 100 кг, что примерно вдвое больше, чем у Х-35. С подвеской, приборами и питанием как раз потянет на 800–900 кг.

Первоначально я обдумывал вариант с противокорабельной ракетой. Однако, при всей его возможности и некоторых выгодах, все же остановился на управляемой авиабомбе.

Во-первых, более компактная и меньше весит.

Во-вторых, заряд взрывчатки больше.

В-третьих, существуют модификации, пробивающие до полутора метров бетона, то есть и с палубой торгового судна они тоже справятся.

Если аэростат сделать побольше, с грузоподъемностью до 2 тонн, то можно использовать ФАБ-1500. Это уже веский аргумент против торгового судна почти любых размеров, кроме, пожалуй, самых крупных.

Крылья и ветер


В эпопее китайского шара было высказано сильное подозрение, что шар был частично управляемым. Он неоднократно менял высоту и корректировал курс, который совпал с расположением целого ряда важнейших американских военных объектов.


Примерный курс китайского шара во время полета над территорией США


Вот важнейшие военные базы, над которыми пролетел китайский шар. Названия – дух захватывает. Совпадение? Не думаю!

Поворачивающиеся солнечные панели размахом примерно 30 метров могли создавать подъемную силу, дополняющую подъемную силу газа в баллоне, а также, если они были повернуты под разными углами, то могли, подобно элеронам, создавать силу, достаточную для изменения курса. Так это или нет – доподлинно неизвестно.

Однако эта мысль вполне имеет право на существование и даже некоторую модификацию. Если к аэростату подвесить аппарат, оснащенный солнечными батареями, расположенными так же, как крылья, стабилизаторы и руль самолета, то шар можно сделать управляемым почти в полном смысле этого слова. К тому же самим солнечным панелям не так трудно придать аэродинамический профиль.

В этом случае шар может лететь не только с попутным ветром, но и использовать ветер, дующий под углом к курсу, а также использовать встречный ветер для набора высоты и выхода из неблагоприятного воздушного потока.

Успешным полетам теперь весьма способствуют современные сервисы по мониторингу ветров и их прогнозированию. Они дают весьма детальную картину ветровых потоков, по направлению и силе, что позволяет выбрать наиболее подходящий, попутный ветер. По прогнозу можно составить маршрут и примерное полетное задание, которое выводит аэростат в определенную позицию.


Одна из современных карт ветров. Есть и более специализированные сервисы, показывающие направление и силу ветра на разных высотах

Маршрут и высота полета могут быть откорректированы автоматически, бортовым компьютером, или через пункт управления полетом.

Сама по себе идея аэростата с бомбами не нова.

Японские «фу-го» в 1944–1945 годах оказались способными достичь территории США и даже нанести некоторый ущерб. Однако в 1944 году у японских конструкторов не было ни подходящих навигационных приборов, ни средств обмена данными и удаленного управления, ни сколько-нибудь точных данных о ветрах на разных высотах. Поэтому они запускали шары наудачу, и потому они были столь неэффективными. Современные технологии позволяют разрешить эту проблему.

Посмотрел и ударил


Аэростат с авиабомбой должен выйти в определенный район моря и барражировать над ним, поджидая цель. Оптические и тепловые камеры вполне позволяют обнаруживать и классифицировать цели. Можно также, если позволяет грузоподъемность и мощность солнечных батарей, использовать компактный радар для дальнего поиска целей.

После того, как цель обнаружена и классифицирована, аэростат может запросить указание на атаку. Это целесообразно не только для того, чтобы не атаковать, скажем, нейтральное судно, но и для того, чтобы выбрать цель пожирнее и не тратить авиабомбу на всякую мелочь.

Поскольку аэростаты могут находиться в воздухе длительное время, то они способны собрать большой объем разведывательных сведений о судоходстве в определенном районе, в дополнение к данным спутниковой разведки. В этом районе могут быть военные корабли противника, которые было бы целесообразно атаковать. Также многие торговые суда могут идти с выключенной навигационной системой.

Преимущество аэростата перед спутником в разведке в том, что он может идти на разной высоте и при необходимости снизиться и посмотреть получше.

Бомба сброшена. Аэростат дальше может контролировать попадание, повреждение или затопление судна, способен дальше продолжать разведку и передавать данные о погоде и судоходстве в своем районе, или же, если это предусмотрено, вернуться обратно.

Аэростаты могут пролететь очень большое расстояние. Например, в июле 2016 года Федор Конюхов облетел на аэростате вокруг Антарктиды, преодолев за 11 дней, 4 часа и 20 минут 35 168 км. При этом он вернулся на тот же аэродром в Австралии, с которого стартовал. Аэростаты с более совершенной системой управления в полете тоже смогут нечто подобное, и даже большее.

Таким образом, их можно запускать с собственной территории, прокладывая маршруты так, чтобы они выходили в заданный район, а потом возвращались обратно.

Но можно также переоборудовать сухогруз в корабль запуска. На его борту несколько десятков аэростатов, запас водорода или установка для его получения, площадка для раскладывания и надувания шаров. Дальше корабль запускает аэростаты через определенные промежутки времени, как бы минируя акваторию, только не вниз, а вверх.

Применение аэростатов группами будет более эффективно, чем одиночное.

На этом же корабле может быть размещен пункт управления полетами.

Как оказалось, аэростат не так-то просто перехватить. Он плохо различим наземными радарами ПВО, и американцы сбили китайский шар не с первой попытки, задействовав F-22.

В открытом море, вдали от побережья, где нет наземных средств ПВО, где, скорее всего, не будет ни эсминцев, ни самолетов противника, аэростатам почти ничего не угрожает.

Если противник пожелает послать эсминец ПВО для борьбы с ними – то тем хуже для него. Прямое попадание КАБ-500 эсминец вряд ли переживет.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 июля 2024 04:33
    Контенеровозу ФАБ если только в борт втыкать
    1. +7
      1 июля 2024 07:54
      Поворачивающиеся солнечные панели размахом примерно 30 метров могли создавать подъемную силу, дополняющую подъемную силу газа в баллоне, а также, если они были повернуты под разными углами, то могли, подобно элеронам, создавать силу, достаточную для изменения курса. Так это или нет – доподлинно неизвестно.

      Однако эта мысль вполне имеет право на существование и даже некоторую модификацию. Если к аэростату подвесить аппарат, оснащенный солнечными батареями, расположенными так же, как крылья, стабилизаторы и руль самолета, то шар можно сделать управляемым почти в полном смысле этого слова. К тому же самим солнечным панелям не так трудно придать аэродинамический профиль.

      В этом случае шар может лететь не только с попутным ветром, но и использовать ветер, дующий под углом к курсу, а также использовать встречный ветер для набора высоты и выхода из неблагоприятного воздушного потока.
      ЕГЭ? fellow
      Уважаемый автор, шар движется со скоростью и в направлении воздушного потока, в котором он находится, т е относительно него он неподвижен! В школе нам говорили, что пламя свечи в корзине шара не колышется. laughing Поэтому идея управлять шаром с помощью каких-то аэродинамических поверхностей - полный бред. По высоте - еще возможно, но другими способами(нагревание газа в баллоне или подкачка/стравливание газа).
      После такого "откровения" бросил читать сей опус.
  2. 0
    1 июля 2024 04:50
    Трудно представить, на какую высоту нужно поднять или загнать аэростат что - бы с ним ничего не случилось.
    1. 0
      1 июля 2024 06:05
      Трудно представить, на какую высоту нужно поднять или загнать аэростат что - бы с ним ничего не случилось
      А на какой высоте пролетел китайский аэростат через всю территорию США, прежде чем его сбили? wink
      1. +1
        1 июля 2024 06:47
        17 т. была высота у китайского шарика, а у нас в стране разве могут сделать дефективные менеджеры от ВВП нормальный аэростат? Будет как с Альтаиром с 2011 года разработка идёт а закончиться так - Дело осложняется раздраем на самом предприятии. Еще осенью 2017 года в ОКБ имени Симонова начались следственные проверки, сопровождавшиеся в том числе подробными беседами следователей с руководством фирмы. Далее, в апреле 2018 года, татарстанское управление Следственного комитета и местное УФСБ задержали и отправили под арест Александра Гомзина — гендиректора ОКБ имени Симонова. По сообщениям прессы, он подозревался в мошенничестве (хищении 907 млн рублей) и нецелевом расходовании средств (еще 163 млн рублей). Однако примерно через месяц Гомзина выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. На данный момент он продолжает оперативное руководство фирмой.
        1. -2
          1 июля 2024 07:46
          А не гозМАН то был? Эти паскудники спят и видят как только РФ и лично ВВП нагадить по-круче , да ещё и бабла рубануть!
  3. +7
    1 июля 2024 05:17
    Первое, что приходит на ум по прочтении этого техномилитарифентэзи - "Двенадцать стульев".
    Остапа понесло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.

    Притом понесло так сильно, что автор так и не понял, что свободнолетящим газовым аэростатом, у которого нет двигателя, можно управлять только по высоте. В остальном он полностью зависит от воздушных течений в атмосфере.
    Например, в июле 2016 года Федор Конюхов облетел на аэростате вокруг Антарктиды, преодолев за 11 дней, 4 часа и 20 минут 35 168 км. При этом он вернулся на тот же аэродром в Австралии, с которого стартовал.

    Федор Конюхов в июле 2016 года облетел на аэростате не вокруг Антарктиды, а вокруг земного шара! При этом маршрут полета долго готовился с учетом струйных течений, благодаря которым аэростат Конюхова и облетел земной шар.
    Струйное течение - это воздушное течение в верхней тропосфере и в нижней стратосфере с почти горизонтальной осью, характеризующееся большими скоростями, относительно малыми поперечными размерами и большими вертикальными и горизонтальными градиентами ветра.Скорость ветра в таких течениях может достигать 350 километров в час.
    С учетом таких течений можно запустить аэростат по определенному маршруту, но ни о каком "барражировании" не может быть речи, аэростат будет полностью зависим в своем перемещении от воздушных течений.
    Притом такой аэростат будет совсем не дешевым, но одноразовым. И не факт, что на маршруте ему встретится корабль.
    В литературе встречается информация, что в СССР разрабатывались боевые аэро­статы ближнего и дальнего действий БАБ-325 и БАД-3500 (БАБ-325 нес бомбовую нагрузку 180 килограммов, а БАД-3500 — 1,2 тонны). Но ни о каком "барражировании" речи не было. Предполагался массовый запуск таких аэростатов, которые должны были сбросить бомбы, достигнув определенного района, то есть бомбардировка по площади.
    1. -4
      1 июля 2024 07:18
      Цитата: Frettaskyrandi
      Притом понесло так сильно, что автор так и не понял, что свободнолетящим газовым аэростатом, у которого нет двигателя, можно управлять только по высоте

      Аэростат может быть как свободнолетящим, так и иметь на борту двигатель. С двигателем это может называться дирижаблем, а может и аэростатом. Тебе прежде чем постить сюда высep из своей нижней головы, сначала надобно бы в Google заглянуть, он пока еще работает...
  4. +3
    1 июля 2024 05:21
    Использование воздушных шаров не лишено здравого смысла.
    Правда, следует заметить, что даже такая, архаичная на первый взгляд система доставки будет эффективной при полной слаженности механизмов и приборов.
    А что там победит: эсминец или воздушный шар с КАБ-500, - определит соотношение стоимость и результат.
  5. +3
    1 июля 2024 05:36
    Похоже что на ресурсе начали писать хуситы свои статьи...
    1. -1
      1 июля 2024 22:19
      Хуситы не пишут, а читают.
  6. 0
    1 июля 2024 05:44
    . Чтобы достать судно, идущее в открытом море, далеко от побережья, требуется корабль, подводная лодка или самолет.

    А зачем нужно атаковать корабль в океане в 800-х километрах от берега? А относительно аэростата, то ему придётся летать на высоте 20км, иначе зашибут. А если всё же управление будет потеряно? Незнаю, стоит ли request
  7. 0
    1 июля 2024 05:47
    Первые применения возможно будут успешными. Сколько на это потребуется денег и время,а свечи сегодня дорогие.
  8. +3
    1 июля 2024 07:59
    Вот опять нам нагло врут. Прикрываются "несовершенством" ракет. Для того, чтобы пресечь вражеское судоходство в чёрном море имеющихся ракет достаточно. Зачем нам топить суда в южной Атлантике, если сегодня задача пресечь поставки в Одессу.
    .
    Бомбы на воздушных шарах, это хорошо. Особенно они перспективны на сухопутных театрах. Но принимать решение об их производстве следует после изучения розы ветров над ТВД. И на разных высотах. Если есть подходящие ветра, то сделать такие бомбы эффективными можно очень просто... речь идёт о свободнолетящем аэростате с управлением только по высоте.
    .
    В принципе, всё может придумать любой школьник, но, судя по комментам, умным может быть не каждый...
  9. -3
    1 июля 2024 08:00
    Еще одна идея ! Берем "Антей" (949 проект) - выбрасываем из него огромные пкр - вставляем контейнеры с пкр(калибры-ониксы-цирконы)+пво(панцири-350-400)+про(500). Для целеуказания аэростаты/шары (ракетой заброс на высоту > 30 км) . Связь -надводное положение / подводное - буй ! Охрана 2-е "черных дыры" или т.п.
    1. 0
      1 июля 2024 16:30
      Бешеные деньги которые пойдут на дно после первого визита противолодочной авиации.
  10. 0
    1 июля 2024 11:05
    А как придать управляемой бомбе скорость для планирования при запуске с аэростата ? Поставить на неё двигатель или ускоритель ? Но не проще ли тогда просто ракету взять . Да и обеспечить барражирование аэростата можно только путем установки движка и рулей (с соответственным превращением в дирижабль) , но и этому аппарату будет сложно удержатся в заданном районе при наличии сильных постоянных воздушных потоков .
  11. +2
    1 июля 2024 12:43
    Сейчас, когда 31-х Мигов осталось всего несколько штук, да и те переделаны под "Калибры" и задействованы в СВО, высотные аэростаты с бомбовой нагрузкой представляют собой опасность именно для России.
    Эшелонированные (струйные) течения давно изучены, довольно стабильны и дают возможность управлять направлением полёта, меняя высоту. В крайнем случае, можно "пристреляться", запуская аэростаты с минимумом приборов и с передачей данных на спутники о высоте, скорости и направлении.
    С большой высоты управляемая авиабомба может набрать огромную скорость и пролететь очень большое расстояние. Таким образом, под угрозой бомбового удара могут оказаться любые объекты абсолютно на всей территории России. Да, даже площадная бомбардировка малыми зажигательными бомбами сибирской тайги может нанести колоссальный ущерб экономике России....
    1. -1
      1 июля 2024 23:58
      Не подсказывайте малопочтенным киевским "партнерам", а точнее, их покровителям. laughing Хотя, подозреваю, они и без ваших намеков ситуацию уже давно просчитали.
      1. 0
        2 июля 2024 12:24
        Так они уже начали "тренироваться"....
  12. +1
    2 июля 2024 00:49
    Результативность современных воздушных шаров в качестве бомбардировщиков, несмотря на нынешний научно – технический прогресс, всё ещё вызывает немало сомнений. Чего не скажешь об этих воздушных средствах, используемых в качестве разведчиков. Собственно, для выполнения разведывательных задач их применяли (притом весьма успешно) практически на всем протяжении «холодной войны» страны НАТО и особенно американцы. Хорошо помню, сколько хлопот в начале 70 – х эти «шарики» доставляли нашей ПВО. Поскольку с помощью этих нехитрых летающих устройств можно было вести самую различную разведку (включая радиоэлектронную), немало советских военных объектов из – за них вынужденно переходили на телефонную связь, выключая радиосредства, включая радионаблюдательные. Из – за этого ЗРВ, как правило, нервно курили в сторонке, а ИА ПВО атаковали эти проклятые зонды, которые оказались весьма крепким орешком. После того, как удалось с нескольких заходов «сушек» заставить один из запущенных в Ширазе шаров приземлиться, а его аппаратура попала в руки наших военных инженеров, поступила команда на уничтожение гондол с оборудованием. Помнится, как один из шаров – шпионов прошёл над позициями дивизиона нашего ЗРП. Но нашей части работать по нему не позволили, несмотря на мольбы командира полка, упрашивавшего комдива «разрешить дать как следует». Разрешение же получила соседняя с нами ЗРБр, дивизион которой одной ракетой комплекса «Волхов» разнес в клочья шпионский зонд. После этого наши «смежники», произведя боевую стрельбы на месте, были избавлены от необходимости проведения полигонных стрельб. Нам же пришлось собираться в хлопотную полигонную командировку.