Шлем пилота за 400 000 долларов

58
Шлем пилота за  400 000 долларов


В Telegram-канале «Крылья Войны» вышла интересная статья о третьем поколении шлема для пилотов истребителя F-35, разработанном компанией Collins Aerospace. Шлем получил название «Genesis III» или HMDS Gen 3 и стоит 400 000 долларов.



Авторы разработки утверждают, что такая цена оправдана, так как шлем делает самолёт прозрачным для пилота — его обзор ничего не ограничивает. На внешней поверхности установлены шесть видеокамер, которые передают на шлем изображения со всех сторон. Пилот видит объединённую цифровую визуализацию всего пространства вокруг на 360 градусов. При желании можно сделать прозрачными и элементы управления, увидеть пространство под самолётом вплоть до земли.

Отсутствие ограничений в обзоре позволяет использовать дополненную реальность для вывода полезной информации. Также на фюзеляже расположены инфракрасные камеры, что даёт возможность видеть в полной темноте. Но область обзора ограничена — всего 30 на 40 градусов.

Встроенная система наведения шлема позволяет отмечать любые объекты в небе и на земле просто движением глаз. Шлем выдерживает перегрузки при катапультировании на скорости до 1000 км/ч.

Однако есть и существенный минус HMDS Gen 3 — это сугубо штучное изделие. Требуется сделать 3D-сканирование головы конкретного пилота для получения лекал, по которым вырезается индивидуальная внутренняя подкладка. Очень тщательно измеряется расстояние между глазами и от глаз до визора, чтобы обеспечить правильный вывод изображения.

Внутри тяжёлого (2,3 кг) шлема очень много сложной аппаратуры, и крайне важно, чтобы он идеально прилегал к голове. После изготовления шлема пилот становится его «заложником» — он не может поменять причёску, его лицо не должно пострадать от драки или болезней, даже растолстеть нельзя. Каждые 120 дней проводится проверка соответствия головы и шлема, иначе нельзя гарантировать надёжную работу систем визуализации.

За почти полмиллиона долларов предлагается достаточно хрупкая штуковина, «заточенная» под одного конкретного человека. Существует множество вариантов, при которых этот человек может прекратить свой контракт с ВВС...
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 июня 2024 04:43
    Интересно а минусов не слишком много ради таких плюсов?
    1. +2
      29 июня 2024 04:47
      Цитата: Ропот 55
      а минусов не слишком много ради таких плюсов?

      А кто из летчиков согласится на такое непотребство?
      1. +3
        29 июня 2024 08:18
        И исчо жваку нельзя жевать в полёте. laughing Чебурахнешься.
      2. +2
        29 июня 2024 08:41
        Цитата: Егоза
        А кто из летчиков согласится на такое непотребство?

        Если пилот будет его покупать на свои, то очевидно желающих поубавится. А если платит State, то почему бы не попользоваться, особенно при условии доступной поддержке соответствующих технических служб со 100% оснащением. В мирное время на родной базе это будет возможно. А вот на Украине, например, под кинжалами, могут возникнуть проблемы. С другой стороны, все новые направления сначала ограниченно доступны по цене, а затем она резко падает. Помню, как в начале 80-х нам казался полуфантастическим шлем пилота кобры, с помощью которого пилот управлял пушкой вертолета поворотом головы в сторону цели. Сегодня этим никого не удивить.
      3. 0
        29 июня 2024 09:36
        Вот нет всё-таки у матрасников тяги к порядку и стандартам. Надо выпускать шлемы двух-трех установленных типоразмеров, и нехай каждый пилот сам свою харизму под высочайше утверждённый габарит подгоняет... what wink
    2. 0
      29 июня 2024 15:06
      а минусов не слишком много ради таких плюсов?

      Про шлем не скажу, а вот за то, что у статьи есть ФИО автора, звездочку я поставил. good
    3. 0
      29 июня 2024 19:45
      Цитата: Ропот 55
      Интересно а минусов не слишком много

      Думаю что проблема - что шлем не мягкий, а жесткий:
      будь он как пластилин (или с прижимной мягкой прокладкой любой толщины) - то заменили бы эту прокладку, и вуаля!
  2. +4
    29 июня 2024 04:54
    В принципе прекрасная идея. Мне нравится.
    Практически же это по сути экспериментальная наработка, использование которой далеко в будущем.
    Цена настолько велика, что как бы отвращает от шлема кого угодно.
    Причем за такую цену систему нужно сделать таки гибкой, без привязки к антропологии конкретного владельца.
    А если не человек "сломается", а сам шлем. Ну упал на пол и забарахлил или леткик башкой в шлеме обо что- то удалился.. Ведь так бывает и с дорогущими смартфонами и с швейцарскими часами. Так же и шлем может упасть. И получается, что замены ему нет.
    Так что, пока этом все выставка достижений, но не реальное оснащение.
    1. +4
      29 июня 2024 05:04
      Я не уверен, что так всё плохо с уникальностью каждого шлема. Американцы то же не дураки.
      Требуется сделать 3D-сканирование головы конкретного пилота для получения лекал, по которым вырезается индивидуальная внутренняя подкладка.

      Наши шлемы, конечно, не обладают таким количеством внешних датчиков, но пилотам помогают при выполнении задания.
      1. +1
        29 июня 2024 08:48
        Этот шлем, настроенный для конкретного пилота - часть американской доктрины для новых разработок «поражение противника с первого выстрела… залпа…. ракеты.

        Все, что способствует осуществлению этой доктрины - разрабатывается и испытывается. Никто не станет спорить, что визуальные и звуковые каналы, настроенные с учетом диоптрий и децибелов - очень полезная практическая штука. А все, что увеличивает отношение Сигнал/(Шум+Помеха+Нелинейные искажения) в канале принятия решений на поражение противника - стоит разработок и испытаний.

        Этот шлем уменьшает неопределенность в измерениях окружающей обстановки, без требований к сканированию выходных индикаторов и дисплеев. Решения должны быть надежнее и с меньшими ошибками - все это конечно статистически.

        Все эти требования к идеальной сопряженности - это всего лишь сбор данных для испытаний поскольку цена отклонения от идеальности ПОКА неизвестна. Все это нормализуется в процессе доводки.
    2. -1
      29 июня 2024 05:33
      Укусил пилота шмель или комар перед полетом smile... влез в шлем нормально, а вылезти уже не получится...пилить придётся его.
      С такими ограничениями по применению этого шлема массовым его никак не сделать.
      1. +5
        29 июня 2024 09:17
        Суть этого шлема не в пользе для пилота, а зарабатывании денег для производителя.
      2. +3
        29 июня 2024 09:33
        - А вот автоматическая универсальная бритва. Суёте морду вот в это отверстие в ящике, и набор лезвий бреет по установленному профилю.
        - Так ведь у каждого разный профиль лица?
        - Да, первый раз...
  3. 0
    29 июня 2024 05:30
    Не стоит так уж переживать за цену, бумаги и краски у них хватает, станки работают круглосуточно, мир хочет отказаться от доллара только в наивных умах урякал.
    1. +4
      29 июня 2024 06:06
      Чем больше этот режимчик доит местный плебс, тем сильнее в нём кричит стокгольмский синдром и ведётся подсчёт денег, типа:

      - Знаете какое это дорогое удовольствие, иметь аж две больницы в районе?
      И
      - У Усманова яхта размером с линкор (16 тыс т.) за 800 млн $, самолётный парк, где один за 350 млн, фк Ливерпуль и тд. У Сечина нехило, Потанина, Мельниченко - молодцы, могут себе позволить. (за ваш счёт)

      - У финдосов шлём за 400 тыс штук? Ну тупыыыее, это же ненормально! Это дорого.
      И
      - Идёшь на войну защищать режимным олигархам тутошние активы и добывать им новые? Купи себе броник сам! А чо, это же нормально. Да и дорого это для бюджета.
      1. +1
        29 июня 2024 06:38
        Цитата: Р_С_Ф_С_Р_
        Чем больше этот режимчик доит местный плебс

        Ну и много принадлежало плебсу при коммунистах?
        1. 0
          29 июня 2024 13:33
          Рекомендую прочитать внимательно текст песни: "Песня о Родине", автор: В. Лебедев-Кумач.
    2. +2
      29 июня 2024 09:18
      То, что печатный станок не может работать бесконечно - уже и в Вашингтоне поняли. Ищут другие выходы из ситуации.
  4. +1
    29 июня 2024 06:35
    Пилот видит объединённую цифровую визуализацию всего пространства вокруг на 360 градусов
    Вместо того, чтобы наблюдать за приборами, пилот будет пялить глаза на 360 градусов. Лучше бы мне дали эти 400 тысяч wink
    1. +3
      29 июня 2024 08:43
      Вместо того, чтобы наблюдать за приборами
      Так они все выведены на картинку шлема . Разные режимы -разные конфигурации данных . Ведь умудряются FPV -шники управлять своими "летающими мясорубками" по одной только камере с не слишком хорошей картинкой , зато кучей полётной информации на ней
      Не так уж и плохо , если вся информация об обстановке от других бортов , с земли , от ДРЛО и разведки перед глазами . Дело привычки
      Тем более все бои сейчас вне прямой видимости .
      .
    2. +3
      29 июня 2024 08:52
      Вот пример вида с очков . Так это простенькая бытовуха и программа в общем-то любительская и бесплатная.
      1. 0
        29 июня 2024 08:58
        Вот пример вида с очков
        Больше подходит для молодежи, которая любит играть в компьютерные игры. На мой взгляд приборная доска как-то более естественна, тем более что сейчас все больше отказываются от классических приборов и переходя на жк-экраны.
        1. +2
          29 июня 2024 09:03
          Так мы ж не знаем , как американцы сделали . Может и обычная полупрозрачная картинка , дополненная компьютерными деталями . Разве плохо , когда тебе покажут цель или угрозу , которую ты ещё и глазами не разглядел , да и не разглядишь ?
    3. 0
      29 июня 2024 19:50
      Цитата: Голландец Михель
      Вместо того, чтобы наблюдать за приборами, пилот будет пялить глаза на 360 градусов.

      Кстати, вы правы - уже ДАВНО писали что их пилотам НЕУДОБНЫ эти шлемы. Есть же разница - посмотреть самому вокруг или через какое-то устройство.
  5. +1
    29 июня 2024 06:40
    Полагаю что сейчас происходит отработка технологий. Когда-то и мобильники на плече носили и ЭВМ мощностью современного калькулятора , комнату занимала.
  6. -1
    29 июня 2024 06:50
    Мое скромное мнение - Пентагону надо обязательно начать закупать эти шлемы. Массово. Это же какой распил можно устроить! wassat
    1. +1
      29 июня 2024 08:21
      И пресс для стандартизации морд пилотов.
    2. +2
      29 июня 2024 09:19
      Думаю - это и есть основная задача. К самолету за сто лямов еще и шлем за пол ляма.
  7. -3
    29 июня 2024 06:58
    360° замечательный обзор и прозрачность. А тумблерами как щёлкать?
    1. -3
      29 июня 2024 07:46
      Цитата: igorbrsv
      360° замечательный обзор и прозрачность. А тумблерами как щёлкать?

      страшное дело, будут глаза выпучивать и пердеть двоичным кодом
      1. +2
        29 июня 2024 09:29
        и пердеть двоичным кодом

        А если не ёрничать и не насмехаться , а по теме ? Вообше-то они вертолёт на Марсе запускали . Это с задежкой радиосигнала 8 минут в одну сторону . Нам хотя бы смартфон свой сделать с нашими пьяными гулянками и дележом страны длиной в 30 лет .
        1. 0
          29 июня 2024 23:56
          Цитата: dauria
          А если не ёрничать и не насмехаться , а по теме ?

          если бы тему курили - поняли бы что по теме,
          Цитата: poquello
          будут глаза выпучивать
          , ибо пошли по пути контроля зрачка, а подобные шлемы давно есть, стало быть усложнение интерфейса, ну и как им управлять?
  8. +1
    29 июня 2024 07:20
    Шлемы пилотов совершенствуются. В 2026 м году будет новая версия шлема, работа над недостатками шлема ведётся.

    Давайте сначала создадим "не имеющий аналогов" шлем пилота, а потом будем насмехаться над американцами?
    И да считать чужие деньги дело неблагодарное.
    1. -2
      29 июня 2024 07:50
      Цитата: Бускан
      Давайте сначала создадим "не имеющий аналогов" шлем пилота, а потом будем насмехаться над американцами?

      давайте сначала почитаем по нашим разработкам, со свиным рылом в калашный ряд лезть дело невоспитанное
    2. 0
      29 июня 2024 07:54
      Шлем с необходимыми параметрами устраивающий пилотов и так есть
    3. 0
      29 июня 2024 11:07
      Шлемы пилотов совершенствуются. В 2026 м году будет новая версия шлема, работа над недостатками шлема ведётся.
      А над недостатками пилотов, которые все, понимаешь, разные? И к каждому надо подгонять супер-пупер шлем?! wassat
  9. -3
    29 июня 2024 07:29
    Раз автор так "любит" F35. Пусть ознакомит читателя с израильской версией F35. Такие машины доверяют только Израилю и никому больше.
    1. 0
      29 июня 2024 09:25
      Ф - 35 продается во многие страны мира. Чем конкретно еврейская модификация отличается от других не знаю. Моя любовь к "пингвину" заключается в огромном и неподдельном уважении, фирма "Локхид", на протяжении десятилетий "шикарно разводит лохов (налогоплательщиков)" на сотни миллиардов $. Конкретно программа Ф - 35, оценивается в два триллиона американских денег, но это предварительная оценка. Думаю, что окончательная, будет немного больше)))
  10. +1
    29 июня 2024 07:35
    Переусложнено однако е мое телепузики
    1. +1
      29 июня 2024 09:26
      А оно и не должно работать, оно должно качать деньги из бюджета в карманы акционеров и лоббистов.
      1. 0
        29 июня 2024 10:41
        Примитивно, дорогой коллега форумчанин.
        Все Ваши аргументы всегда сводятся:
        "Распил бюджета", "Набить карманы акционеров" , "Обмануть наивных европейцев"

        Только вот государственники китайцы сразу и досконально копируют
        новейшие приемы американцев и внедряют в свои ВВС.
        И обгоняют всех.
        1. 0
          29 июня 2024 11:28
          Не всё, но многое. Человеческую природу - не переделаешь. Если есть возможность урвать немножко ничьих денег - их обязательно урвут. Объясните мне смысл такого девайса, за такой конский ценник? Хотя, если принять во внимание стоимость всей программы "Ф - 35" - около двух триллионов $, то вопросы отпадают сами по себе. Не говоря уже о том, что фирму "Локхид" не единожды "ловили на гарячем", при попытке продать дяде Сэму розового слона)))
          1. +1
            29 июня 2024 11:36
            F-35 - один из самых дешевых западных истребителей.
            Сравните с Еврофвйтером, Рафалем.
            400 тыс. - малая цена за такое продвинутое изделие авионики.
            И ничтожное по сравнению с ценой самолета.
            Программу F-16 в свое время ругали гораздо больше, чем
            сейчас программу F-35. Те же Ваши стандартные аргументы.
            Хотя аварийность F-16 была в сто раз выше, чем аварийность F-35.
            И что? F-16 выпускают до сих пор.
            Так же будет и с F-35. smile
            1. 0
              29 июня 2024 12:17
              Два триллиона $ и это еще не предел, не дорого? Ну, тогда, я не знаю, что дорого?)))
              1. 0
                29 июня 2024 13:11
                Эти триллионы рассчитаны на тысячи самолетов и на десятки лет. В пересчете получаются весьма умеренные цифры.
                Программа Еврофайтер гораздо более расточительна, чем программа F-35.

                Меня удивило другое: 400 К за летный шлем "виртуальной реальности" Вы сочли дорогим изделием.
                Не пробовали сравнить с ценами за недвижимость, например? Люди платят миллионы долларов за старые камни, построенные иногда века назад. И не считают это дорогой покупкой. За деревянную мебель, за кухни платят сотни тысяч, не колеблясь.

                А тут - пик научно-технической мысли. И всего за 400 К fellow
                1. 0
                  29 июня 2024 13:14
                  А сама сумма, пусть даже растянутая на годы и штуки, вас не удивляет? При чем, сами представители "Локхида" говорят, что эта сумма может быть больше, поскольку есть еще масса недоработок по электронике, ПО и системе охлаждения двигателя.
                  1. -1
                    29 июня 2024 16:14
                    Недоработки и апгрейды ПО постоянны. Но они не относятся к пилотированию.

                    1) Для сканирования земли радаром (у F-35 - как у АВАКСов или Риперов) требуются большие ресурсы памяти. Больше комп - больше охлаждение. Это нормальное развитие самолета, чтобы не отстать от времени.
                    2) Система прогностики замены деталей иногда дает сбои - она уникальна. Ее нет ни на одном другом самолете. Естественно - баги.
                    3) Только недавно утверждена система, вписывающая F-35 в глобальную ядерную войну.
                    Интеграция с другими ядерными силами.

                    От ненависти до любви - один шаг. Уверен, скоро F-35 станет Вашим любимцем среди боевых самолетов drinks
                    1. 0
                      29 июня 2024 17:05
                      Сильно вряд-ли, мой афганский опыт говорит - чем проще, чем лучше. А еще, пару лет назад. общался я бандеро - авиатехником, обслуживал он Ми - 8. Рассказал мне шибко душещипательную историю. Сын его, закончил Кременчугское летное - вертолетное, но попал в ЗСУ. Был в Афгане, рассказывал, как на "восьмерке" тащил за своим хвостом матрасный "апач" - до базы. Электроника "сдохла", а карту читать матрасный летун не умел. Хотя и не спорю - ориентирование с воздуха, в Афгане, еще та развлекуха.
                      1. 0
                        29 июня 2024 18:19
                        "мой афганский опыт говорит - чем проще, чем лучше."///
                        ----
                        О! Наконец-то я понял причину Вашего скептического отношения к Ф-35.
                        Опыт дал Вам, к сожалению, принципиально неверный подход к развитию техники.
                        Верный принцип такой:
                        Чем сложнее система, тем больше у нее возможностей

                        И повышение сложности отнюдь не означает увеличение аварийности.
                        Возьмите Starlink Маска. Более 5 тыс спутников работают вместе.
                        А будет более 10 тыс. И работают на десятки тысяч терминалов и ретрансляторов на земле. И все пашет практически без сбоев.
                        Система создана за очень короткое время и постоянно совершенствуется.
                        Ф-35 - подобная система. Когда самолетов будет многие тысячи, в общей сети, интегрированной со спутниками, противостоять им будет очень сложно.

                        А простая и безотказная система - это лом. Но им много не навоюешь sad
                      2. 0
                        29 июня 2024 19:33
                        Система, которая требует ангара с микроклиматом - это не для войны, это для компьютерных игрушек. Практика показала, что победа достигается тогда, когда на улицы вражеских городов
                        заходят танки, при поддержке пехоты и артиллерии, все остальное - от лукавого)))
                        Спутники, "пингвины", РЭР/РЭБ - могут помочь, ускорить, облегчить, но сами по себе они ничего не решают. "Пингвин" - это очередной розовый слон от "Локхида", не первый и не последний.
                      3. 0
                        29 июня 2024 19:41
                        "Практика показала, что победа достигается тогда, когда на улицы вражеских городов
                        заходят танки, при поддержке пехоты и артиллерии"///
                        ---
                        Это уже зачистка территории.

                        А победа определяется гораздо раньше. Когда уничтожается авиация, ПВО и - с воздуха - вся логистика снабжения и бронетехника.
                        Как раз для этого массовый истребитель-бомбер F-35 и выпускается.
                        Ладно, мы обменялись мнениями в интересной дискуссии. drinks
                      4. 0
                        29 июня 2024 23:37
                        И вам всего доброго. Приятно было пообщаться.
  11. 0
    29 июня 2024 07:37
    Хорошая идея для китайцев. Они такоц гаджет сделают за 99 долларов.
  12. 0
    29 июня 2024 08:00
    Пока самолёт не будет подключаться пилоту прямо в мозг, это всё будет дорогими одноразовыми высокотехнологичными игрушками, которые могут работать только в идеальных условиях.
  13. 0
    29 июня 2024 10:22
    В принципе, этот шлем - часть оборудования дорогущего самолета, так что недорого: представьте, что шлем помог выжить самолету в бою, сколько раз он сразу окупится? С другой стороны, очки виртуальной реальности стоят 500-1000$ (понтовые, от Apple - 3500$). Может лучше было бы взять обычный шлем и такие очки?
    1. 0
      29 июня 2024 10:38
      Even if it helps the pilot aim with a single million-dollar missile that would have missed, it paid for itself. Those kinds of costs are a decimal point.
  14. +1
    29 июня 2024 10:36
    При цене самолета в районе 100 млн долларов
    400 тыс за шлем, набитый авионикой - совсем немного.
    Лучше иметь такой шлем, чем постоянно вертеть головой, как в истребителях
    4-го поколения: "где противник? ой, куда исчез противник".
    Из-за несравнимой с истребителями 4-го поколения
    высокой ситуационной осведомленности почти все страны
    НАТО выбрали F-35 как свой основной истребитель.

    Такие шлемы станут стандартом в пилотируемых машинах.
  15. 0
    30 июня 2024 16:28
    Ну могут, делают. Деньги опять таки есть. Зачем только пилоту обзор на 360* американцы же не собираются воевать в ближнем бою. У него куча крутых разных радароа. Что он там на птичек смотреть будет?.