Baptism of Russia"

Baptism of Russia"CALCULATE the age of special units on the calendar, probably not quite right. For a normal army unit and for half a century did not go through the harsh school, which happened to defeat the detachment "Russia" in just half a decade. The detachment emerged from these military trials not as a five-year-old child, but as a mature knight, sophisticated battle fighting experience, tempered by bitterness of battle losses, ready to perform any tasks in the most extreme conditions. The commander of the detachment can serve as its commander, Colonel Vladimir Ivanov: strong and stocky, with a cap of early gray hair, a soft but imperious look, temperament, inner dignity.

Vladimir Sergeevich old-timers in the detachment. When “Russia” was created, Ivanov quite naturally from the deputy commander of the OBON became the deputy commander of the special-purpose unit “Rus” for work with personnel. Therefore, the formation of units, the transition to new principles of personnel training were held with his direct participation. The benefit of the “initial capital” for this was solid. In OMSBON, and from 1991 of the year he became known as a separate operational battalion, recruits with high moral qualities, with secondary education, tall, well-developed physically were selected.


All this, multiplied by active educational work, gave good results. From the first days of the formation of the detachment in matters of military discipline, organization and execution, he was not inferior to his elder brothers - the special forces detachments “Vityaz” and “Rosich”. It was necessary to pull up to their level and combat training. The appointed deputy commander for special training, Lieutenant Colonel Viktor Spiridonov, a former paratrooper, an "Afghan", and a special forces fan, took up the work. And even in the absence of a special material base (the same old gymnasium and the standard sports area remained at the disposal of the detachment), a lot was done. Already six months later, among the special forces, who bristled with trunks, were guarding high-ranking Russian officials in Chechnya, one could also see representatives of the “Rus” detachment.
Less than six months later, a newborn squad was baptized in the fiery font of the Chechen conflict. This is one of the main stages in his stories. Already 12 January 1995, the detachment commander, Colonel Pavel Zaitsev, received the task of redeploying a unit entrusted to him to the North Caucasus region for special operations, search and reconnaissance and search and rescue activities, escorting columns, ambushes, checkpoints and guard facilities. The next nineteen-month stay in continuous battles and campaigns is meticulously recorded in the historical form. From the diversity of dates and the listing of combat missions and geographical names, it looks like a combat log.
In January, 95's situation in Grozny was not just complicated, but confusing and unpredictable. The “best ministers” of post-war Russia pointed the task at a topographic map and sent combat equipment and personnel to the proper death. They hoped in the shortest possible time to crush the capital of rebellious Chechnya and put an end to the Dudayev regime. But the resistance of the separatists was fierce, the first wounded arriving at the Central Clinical Hospital of the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia already said that if the politicians did not stop this slaughter by peaceful means, then it would drag out for a long time. Only by the end of February did the federal forces manage to pass through the whole of Grozny and reach the suburbs of Aldy and Chernorechye.

“Rusichi” by that time had already managed to distinguish themselves when conducting special operations on the seizure weapons and clearing away the illegal armed formations on the northern outskirts of Grozny in the Katoyama area, the Rodina state farm. In the residential area of ​​Gorodok Ivanovo, reconnaissance detachments under the command of the deputy chief of staff, Major Vladimir Batrukeev, discovered a militants' safeguard apartment, the entrance door to which covered the F-1 grenade on a banner. Having disarmed the mine trap and having inspected the apartment, the intelligence officers found important documents and seized a large amount of small arms ammunition.

February 25, the detachment commander, Colonel Pavel Zaitsev, led his fighters to perform another task: to organize the search and destruction of illegal armed formations in the settlement of Aldy together with other units of the ODON. The morning was foggy. Colonel Zaitsev at KP gave final orders: to Deputy Chief of Staff Major Vladimir Batrukeev on the course of actions of the maneuver group he headed, Chief of Communications to Senior Lieutenant Viktor Klochkov and Head of Radio Station to Senior Sergeant Yuri Frolov on organizing communication with the commanders of the stations and the interacting units. Suddenly, not far from the concentration point of the detachment, a car appeared, the driver stopped the engine, and a distinct Russian speech was heard. So, their own. But among the interacting forces they do not appear. Before Colonel Zaitsev had time to order the chief of intelligence to contact them and clarify what task they were here, a fire arrow separated from the machine and, dragging a long hose, swept over the special forces' heads. The next moment, the fiery head disappeared into the misty sky, and the tail, which is also a charge of clearance, landed directly on the heads of the special forces, riot policemen and fighters from other units. “Get down!” - a few voices merged into one. After a moment, a powerful explosion echoed, killing more than thirty people. The command post of the “Rus” detachment was in its epicenter. The commander of the detachment, Colonel Pavel Zaitsev, was killed, Major Vladimir Batrukeev and Senior Sergeant Yuri Frolov were fatally injured, Senior Lieutenant Viktor Klochkov and private sniper Alexei Panteleev died in hospital beds from injuries and burns ...

The bitterness of the first losses did not break the morale of the “Russians”. Risky operations were carried out almost daily, in the intervals between them, soldiers and sergeants under the guidance of the commanders of the groups were preparing to pass qualifying examinations for the right to wear the maroon beret. Meanwhile, on the day when the detachment celebrated its first anniversary, the commander of the Vityaz squad, Lieutenant Colonel V. Nikishin, for courage and heroism in combat operations presented the spotted berets to Lieutenant Colonel V. Salamatin and V. Ivanov, Major S. Yushkov, captain G. Moryakov , lieutenants S. Butcherko and V. Rogov, sergeants E. Tkachev and Yu. Pronik. This made it possible already in the detachment to form a council of the "krapovi berets", to create qualifying commissions and to take examinations for the right to wear the shrine of special forces. A few weeks later, such a council was created, and the chief of intelligence, Major Sergey Yushkov, was unanimously elected as its chairman. And in October, the first exams were held. The organization of all the work was assisted by brothers from “Vityaz”. According to the results of the march-throw, the fulfillment of the elements of acrobatics, the complex of special exercises and hand-to-hand combat during 12 minutes with the change of three partners, the brotherhood of the “red berets” was replenished with new representatives of special forces.

But the real combat situation arranged the exams more seriously. October 6 group "Rusich" performed the task of guarding and escorting the commander of the combined group of federal troops in the Chechen Republic, Lieutenant-General Anatoly Romanov. Despite the negotiations, the irreconcilable did not miss the slightest opportunity to show their strength. At noon, under the railway bridge in the area of ​​Minutka Square, just at the moment when a car with Lieutenant-General Romanov was passing under it, a radio-controlled landmine was blown up. While in the front seat of the car, Private Denis Yabrikov took over most of the fragments from the explosion, shielding the commander. Denis died of multiple fragmental wounds on the way to the hospital without regaining consciousness.

Two weeks later, Private Dmitry Yashin died in a military hospital. With Yabrikov they were called at one time. Dmitry in April was seriously wounded, half a year the doctors fought for his life. But to save the soldier failed.

The attacks on military outfits and the locations of units practically did not cease. Militants gradually penetrated into the cities of Chechnya occupied by federal troops, and after a while it was almost impossible to control the city at night. And by mid-December 1995, the Dudayevites, who had saved up their strength, decided to seize the second largest city in Chechnya, Gudermes. Partially they succeeded. The few units of the internal troops were blocked and forced to fight in the environment. Local guards fled at the first shots. 14 people from two special forces groups of the “Rus” squadron flew by helicopter to Gudermes to assist the blocked garrisons in the hospital, the commandant’s office and the railway station.

An army column consisting of three ZILs was ambushed, urgently needs to be released. For the landing, "Rusich" identified three armored personnel carriers, two tanks for amplification and fire support. The tank in the column went first. Among the one- and two-storey buildings, they quickly found their bearings and soon jumped out to the vehicles frozen on the road. After releasing a long line of machine guns, the tankers, under the protection of dismounted commandos, picked up the nearest ammunition car with a cable and dragged them to their own. Having run up to the executed ZILs, the special forces saw a terrifying picture: nine soldiers were lying in pools of blood. Wounded Dudayev residents finished off with shots to the head. Militants knew that Russian soldiers would come to rescue the convoy. The emergence of such a number of armored vehicles at first somewhat stunned them. But having estimated that stealth, surprise, and numerical advantage on their side, Dudayevites decide to attack the “Russians”. The commandos took comfortable positions and smashed the militants with accurate fire, covering the comrades who were loading the bodies of the dead to their armor. When the gangsters began to cover the flanks and there was a threat that they could cut off the road back, it was decided to leave the battlefield.

The columns of federal forces sent to free the hostages were blocked by militants on the distant approaches. Their further progress was impeded by the fire of grenade launchers and small arms from firing positions in dilapidated buildings. Special Forces of the “Rus” detachment were again thrown to the aid of the army team.
... From an ambush the fire opened unexpectedly and immediately from all the trunks. From the very first bullet, Private Oleg Belyaev fell dead from his armor. The group’s senior lieutenant Nazarenko managed to send a team to occupy a perimeter defense, and immediately a bullet took him out. Lieutenant Shatalov assisted with first aid to get off the armored carrier Nazarenko. Brought to Khankala - and immediately to the operating table. Then three more operations in the North - and in Rostov.

Captain Gennady Moryakov issued a proposal to the “Krapovye Berets” council: to hand over the krapovy to the lieutenant Vasily Nazarenko for military merit. The Council decided to note in a similar way the military prowess of other Special Forces soldiers who distinguished themselves in Gudermes.

Sailor was appointed senior in the escort group “two hundred” who died in that battle. He brought to the Rostov hospital the shrine of the special forces, to which Vasily Ivanovich was so eager. Nazarenko lay pale. By this time he had two more operations. Seamen came up with Shatalov, handed a maroon beret, congratulated. Basil brought the beret to dry lips, kissed. The courageous man, who had not shed a single tear during these two days, wept. The next day he was gone ...


Krapov beret was marked by the courage and courage of Oleg Dolgov, he showed in the battles in Gudermes. A more serious test of him, as well as other special forces of the “Rus” detachment, was waiting for a month later. Dudayev’s terrorists, led by Raduyev, attacked Kizlyar and took more than a hundred people hostage.

As soon as a helicopter with a group of “Russians” landed at a local airport and they occupied the all-round defense, they immediately opened fire on them from factory buildings surrounding the airfield. Several attacks followed, and only after sustaining significant losses, the sideguards refused to attempt to seize the airport and retreated to the city.

A "Rusich" soon receive another task: to assist the local special motorized military unit. 12 people on an armored carrier leave for an unfamiliar city. We drove several blocks and suddenly saw a Zhiguli and a police UAZ on the side of the road. Immediately the bullets whistled, Alexander Popov rolled off his armor with a wound through. Special Forces officers dismounted and, hiding behind the batteer, responded with fire. It turned out they went to the hospital seized by terrorists. The fighters who did not expect the appearance of the feds quickly came to their senses, the fire began to grow with every second. Sergeant Alexander Matantsev, mortally wounded, was wounded in the leg, Colonel O. Sobokar, who led the group, fell to the ground; the gunner of the machine gun and the driver of the armored personnel carrier were injured. From a strike from an RPG, the Beteer rolled back, rested aft on a tree and died out. It was necessary to go out from under the fire, to take out the wounded. But there is no one to carry the BTR. Then the fighter of the squad Alexander Rassadkin dives into the hatch, gets behind the wheel, and the fighting machine comes to life. The militants failed to destroy the armored personnel carrier and break the resistance of the “Russians” ...

The commander of the “Rus” detachment, Colonel Vladimir Ivanov, in one of his interviews said: “Special Forces are a collective, and the person dedicates himself to him all without a trace, because he feels: this is a great thing, a thing that cannot be changed. You can’t leave your squad, you can’t lose heart, you can’t leave your comrade in battle. ” It is like a commandment. And this commandment "Rusich" always followed.

A few days after the Kizlyar battles, 12, a man of the “Rus” detachment, together with the brothers from the “Vityaz”, take part in the storming of the fortified positions of the militants in Pervomaisk. Especially intense was the second day of the assault. In the midst of the battle, one of the groups that advanced farthest into the depths of the village was under the heavy fire of militants. Ammunition is running out, but it's a pity to depart. So much work and risk this road cost. On the radio station are asked to bring ammunition. The commander of the squad "Vityaz" sends to them the second group of "Rus". They took the shortest, but dangerous route: through a sweep wasteland. Overcoming it with a box of ammunition was not easy. However, they succeeded. But growing into the ground, when it was impossible to raise heads under the fire of the militants, it was not easy to find your little brothers. The group began to move back along the wasteland. To do this was even more difficult. “Spirits” focused on them hurricane fire. Oleg Dolgovu bullet scratched his neck, Alexander Kiriyenko stitched palm. Shooting, "Rusich" got to the house, standing opposite the positions of the wanted group, they had already seen each other. They would have made another breakthrough. But the sniper bullet hit Oleg Dolgov right in the heart.

Soon followed by a team to take all groups to their original positions. Only the next day, Pervomayskoye was cleared of bandits. It is a pity that Oleg will not know about it. By the decree of the President of Russia, Oleg Dolgov was awarded the title Hero of Russia for courage and heroism.

The Chechen war for the “Russians” was not over yet, it was not interrupted by the battle losses either. A week after Pervomaisky, Private Sergey Tyrykin was fatally wounded, and in April, in the area of ​​Vedeno, “Rus” lost another fighter - Sergey Tevelev.

In early August, the militants attempted to seize Grozny. On August 19, sergeant Andrey Vasilenko was performing a combat mission to unlock one of the federal forces checkpoint in the southern part of the city. While on the move in the center of Grozny, the reconnaissance group came under heavy fire from militants. Sergeant Vasilenko took the defense and led the actions of subordinates. When the gangsters hit one of the armored personnel carriers, Andrei dispersed his subordinates in such a way that it allowed him to provide protection for the combat vehicle and provide assistance to the wounded. As a result of the explosion, the sergeant was contused, but did not leave the battle, he continued to lead subordinates. At the critical moment of the battle, the brave scout was wounded. Brothers carried him to a safe place, provided medical assistance. On the way to hospital, sergeant Andrei Vasilenko died.

During the conduct of hostilities 110 fighters of the detachment “Rus” were injured. For courage and heroism shown in the performance of special tasks in the Chechen Republic, the 316 servicemen of the detachment were awarded orders and medals of Russia.

The commander of the “Rus” detachment, Colonel Pavel Zaitsev, and the shooter of the 2 special purpose group, Hero of the Russian Federation, Private Oleg Dolgov, are forever enrolled in the squadron’s lists.

Fourteen people from the “Rus” squad laid down their heads on the battlefields of the Chechen Republic. “We didn’t have a single prisoner, not a single missing person, not a single case of refusal to comply with an order,” said the squad commander, Colonel Vladimir Ivanov. “Can one not be proud of such selflessness, devotion, loyalty to the oath?”

February 25 for “Rus” - a mournful day of memory of the fallen brothers. On this day in 1997, a monument to the courage and valor of the Special Forces soldiers was solemnly opened on the territory of the unit. Now, both in winter and in summer, fresh flowers do not wither near it.

The brothers of the “Rus” detachment remember their heroes.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Крещение "Руси"

Крещение "Руси"ИСЧИСЛЯТЬ возраст спецподразделений по календарю, наверное, не совсем верно. Ибо иной обычной армейской части и за полвека не пройти той суровой школы, которую довелось одолеть отряду “Русь” всего за полдесятилетия. Из этих ратных испытаний отряд вышел не пятилетним ребенком, а зрелым витязем, умудренным опытом боевых сражений, закалившим характер горечью боевых потерь, готовым выполнить любые задачи в самых экстремальных условиях. Олицетворением отряда может служить его командир полковник Владимир Иванов: крепкий и коренастый, с шапкой рано поседевших волос, мягким, но властным взглядом, выдержанным характером, внутренним достоинством.

Владимир Сергеевич старожил в отряде. Когда “Русь” создавалась, Иванов совершенно естественно из заместителя командира ОБОНа стал заместителем командира отряда специального назначения “Русь” по работе с личным составом. Поэтому становление подразделения, переход на новые принципы обучения личного состава проходили при его непосредственном участии. Благо “начальный капитал” для этого был солидный. В ОМСБОН, а с 1991 года он стал именоваться отдельным батальоном оперативного назначения, отбирались призывники с высокими нравственными качествами, со средним образованием, рослые, отлично развитые физически.

Все это, умноженное на активную воспитательную работу, давало хорошие плоды. С первых дней образования отряда в вопросах воинской дисциплины, организованности и исполнительности он не уступал своим старшим братьям — отрядам спецназа “Витязь” и “Росич”. Необходимо было до их уровня подтягивать и боевую подготовку. За работу взялся назначенный на должность заместителя командира отряда по спецподготовке подполковник Виктор Спиридонов, бывший десантник, “афганец”, фанат спецназа. И даже при отсутствии специальной материальной базы (в распоряжении отряда остался тот же старенький спортзал и стандартный спортгородок) удалось сделать немало. Уже спустя полгода среди ощетинившихся стволами спецназовцев, охранявших высокопоставленных российских чиновников в Чечне, можно было увидеть и представителей отряда “Русь”.
Менее чем через полгода новорожденный отряд крестили в огненной купели чеченского конфликта. Это один из основных этапов в его истории. Уже 12 января 1995 года командир отряда полковник Павел Зайцев получил задачу передислоцировать вверенное ему подразделение в северокавказский регион для проведения специальных операций, поисково-разведывательных и поисково-спасательных мероприятий, сопровождения колонн, организации засад, КПП и охраны объектов. Дальнейшее девятнадцатимесячное пребывание в непрерывных боях и походах скрупулезно зафиксировано в историческом формуляре. От пестроты дат и перечисления боевых задач и географических наименований он выглядит словно журнал боевых действий.

В январе 95-го обстановка в Грозном была не просто сложной, но запутанной и непредсказуемой. “Лучшие министры” послевоенной России тыком пальца в топографическую карту определяли задачу и посылали боевую технику и личный состав на верную гибель. Они надеялись в кратчайшие сроки разгромить столицу мятежной Чечни и покончить с дудаевским режимом. Но сопротивление сепаратистов было ожесточенным, первые раненые, поступающие в Центральный клинический госпиталь ВВ МВД России, уже тогда говорили, что если политики не прекратят эту бойню мирными средствами, то она затянется надолго. Только к исходу февраля федеральным силам удалось пройти весь Грозный и выйти к пригородам Алды и Черноречье.

Крещение "Руси"“Русичи” к тому времени уже успели отличиться при проведении специальных операций по изъятию оружия и очистке от незаконных вооруженных формирований северной окраины Грозного в районе Катояма, совхоза “Родина”. В жилом массиве Городок Иваново разведчиками отряда под командованием заместителя начальника штаба майора Владимира Батрукеева была обнаружена явочная квартира боевиков, входную дверь в которую прикрывала граната Ф-1 на растяжке. Обезвредив мину-ловушку и осмотрев квартиру, разведчики обнаружили важные документы и изъяли большое количество боеприпасов к стрелковому оружию.

25 февраля командир отряда полковник Павел Зайцев вывел своих бойцов для выполнения очередной задачи: вместе с другими частями ОДОНа организовать поиск и уничтожение незаконных вооруженных формирований в населенном пункте Алды. Утро выдалось туманное. Полковник Зайцев на КП отдавал последние распоряжения: заместителю начальника штаба майору Владимиру Батрукееву — о порядке действий возглавляемой им маневренной группы, начальнику связи старшему лейтенанту Виктору Клочкову и начальнику радиостанции старшему сержанту Юрию Фролову — об организации связи с командирами групп и взаимодействующими подразделениями. Неожиданно невдалеке от пункта сосредоточения отряда появилась какая-то машина, водитель заглушил двигатель, послышалась отчетливая русская речь. Значит, свои. Но среди взаимодействующих сил они не значатся. Не успел полковник Зайцев отдать распоряжение начальнику разведки связаться с ними и уточнить, с какой задачей они находятся здесь, как от машины отделилась огненная стрела и, таща за собой длинный шланг, пронеслась над головами спецназовцев. В следующее мгновение огненная голова скрылась в туманном небе, а хвост, он же заряд разминирования, хлестко приземлился прямо на головы спецназовцев, омоновцев и бойцов других подразделений. “Ложись!” — несколько голосов слились в один. Через мгновение эхом прогремел мощный взрыв, унесший жизни более тридцати человек. Командный пункт отряда “Русь” оказался в его эпицентре. Погиб командир отряда полковник Павел Зайцев, были смертельно ранены майор Владимир Батрукеев и старший сержант Юрий Фролов, на госпитальных койках от полученных ран и ожогов скончались старший лейтенант Виктор Клочков и снайпер рядовой Алексей Пантелеев...

Горечь первых потерь не сломила боевой дух “русичей”. Рискованные операции проводились почти ежедневно, в перерывах между ними солдаты и сержанты под руководством командиров групп готовились к сдаче квалификационных экзаменов на право ношения крапового берета. А между тем в день, когда отряд отмечал свою первую годовщину, командир отряда “Витязь” подполковник В. Никишин за мужество и героизм в боевых операциях вручил краповые береты подполковникам В. Саламатину и В. Иванову, майору С. Юшкову, капитану Г. Морякову, лейтенантам С. Бабоченко и В. Рогову, сержантам Е.Ткачеву и Ю.Поснику. Это позволяло уже в отряде сформировать совет “краповых беретов”, создавать квалификационные комиссии и принимать экзамены на право ношения святыни спецназа. Спустя несколько недель такой совет был создан, его председателем единодушно избрали начальника разведки майора Сергея Юшкова. И уже в октябре состоялись первые экзамены. В организации всей работы оказали помощь братишки из “Витязя”. По результатам марш-броска, выполнения элементов акробатики, комплекса специальных упражнений и рукопашного боя в течение 12 минут со сменой трех партнеров братство “краповых беретов” пополнилось новыми представителями спецназа.

Крещение "Руси"Но реальная боевая обстановка устраивала экзамены посерьезнее. 6 октября группа “русичей” выполняла задачу по охране и сопровождению командующего объединенной группировкой федеральных войск в Чеченской республике генерал-лейтенанта Анатолия Романова. Несмотря на переговоры, непримиримые не упускали ни малейшей возможности показать свою силу. В полдень под железнодорожным мостом в районе площади Минутка, как раз в тот момент, когда под ним проезжала машина с генерал-лейтенантом Романовым, был взорван радиоуправляемый фугас. Находясь на переднем сиденье автомобиля, рядовой Денис Ябриков принял на себя большую часть осколков от взрыва, заслонив собой командующего. От множественных осколочных ранений Денис умер по дороге в госпиталь не приходя в сознание.

А спустя две недели в военном госпитале умер рядовой Дмитрий Яшин. С Ябриковым они призывались в одно время. Дмитрий еще в апреле получил тяжелейшее ранение, полгода врачи боролись за его жизнь. Но спасти солдата не удалось.

Нападения на войсковые наряды и места дислокации частей практически не прекращались. В города Чечни, занятые федеральными войсками, постепенно просачивались боевики, и через некоторое время контролировать город ночью было почти невозможно. А к середине декабря 1995 года дудаевцы, поднакопившие сил, решились захватить второй по величине город в Чечне — Гудермес. Частично им это удалось. Немногочисленные подразделения внутренних войск были блокированы и вынуждены вести бои в окружении. Местные стражи порядка разбежались при первых же выстрелах. 14 человек из двух групп спецназа отряда “Русь” на вертолетах вылетели в Гудермес оказывать помощь заблокированным гарнизонам в больнице, комендатуре и на железнодорожном вокзале.

Армейская колонна в составе трех ЗИЛов попала в засаду, срочно нужно освобождать. Для десанта “русичей” выделили три бэтээра, два танка для усиления и огневой поддержки. Танк в колонне шел первым. Среди одно- и двухэтажных построек быстро сориентировались и вскоре выскочили к застывшим на дороге машинам. Выпустив длинную очередь из пулемета, танкисты под прикрытием спешившихся спецназовцев подцепили тросом ближайшую машину с боеприпасами и потащили к своим. Подбежав к расстрелянным ЗИЛам, спецназовцы увидели ужасающую картину: девять солдат лежали в лужах крови. Раненых дудаевцы добивали выстрелами в голову. Боевики знали, что выручать колонну придут российские солдаты. Появление такого количества бронемашин вначале их несколько ошеломило. Но прикинув, что скрытность, внезапность да и численное преимущество на их стороне, дудаевцы решаются атаковать “русичей”. Спецназовцы же заняли удобные позиции и метким огнем разили боевиков, прикрывая товарищей, которые тела погибших грузили на броню. Когда бандиты стали охватывать фланги и появилась угроза, что они могут отрезать дорогу обратно, было принято решение выходить из боя.

Крещение "Руси"Колонны федеральных сил, отправленные освобождать заложников, были заблокированы боевиками на дальних подступах. Их дальнейшему продвижению препятствовал огонь гранатометов и стрелкового оружия с огневых позиций в полуразрушенных строениях. На помощь армейцам опять были брошены спецназовцы отряда “Русь”.
...Из засады огонь открыли неожиданно и сразу из всех стволов. От первой же пули замертво свалился с брони рядовой Олег Беляев. Старший группы лейтенант Назаренко успел подать команду занять круговую оборону, и тут же пуля достала и его. Спуститься с бронетранспортера Назаренко помог лейтенант Шаталов, оказал первую помощь. Привезли в Ханкалу — и сразу же на операционный стол. Потом еще три операции в Северном — и в Ростов.

Капитан Геннадий Моряков вынес на совет “краповых беретов” предложение: вручить краповый берет лейтенанту Василию Назаренко за боевые заслуги. Совет принял решение подобным образом отметить воинскую доблесть и других спецназовцев, отличившихся в Гудермесе.

Морякова назначили старшим в группу сопровождения “двухсотых”, погибших в том бою. Он и привез в ростовский госпиталь святыню спецназа, к которой так стремился Василий Иванович. Назаренко лежал бледный. К этому времени ему сделали еще две операции. Подошли Моряков с Шаталовым, вручили краповый берет, поздравили. Василий поднес берет к сухим губам, поцеловал. Мужественный человек, не проронивший за эти два дня ни одной слезы, заплакал. На следующий день его не стало...

Краповым беретом было отмечено мужество и отвага Олега Долгова, проявленные им в боях в Гудермесе. Более серьезное испытание его, как и других спецназовцев отряда “Русь”, ждало через месяц. Дудаевские террористы во главе с Радуевым напали на Кизляр и захватили более ста человек в заложники.

Едва вертолет с группой “русичей” приземлился в местном аэропорту и они заняли круговую оборону, как тут же по ним открыли огонь из окружавших летное поле заводских построек. Последовало несколько атак, и только понеся значительные потери, радуевцы отказались от попытки захватить аэропорт и отошли в город.

Крещение "Руси"А “русичи” вскоре получают очередную задачу: оказать помощь местной специальной моторизованной воинской части. 12 человек на БТРе выезжают в незнакомый город. Проехали несколько кварталов и вдруг увидели на обочине расстрелянные “Жигули” и милицейский “уазик”. Тут же засвистели пули, со сквозным ранением скатился с брони Александр Попов. Спецназовцы спешились и, укрывшись за бэтээром, ответили огнем. Оказалось, они вышли к больнице, захваченной террористами. Не ожидавшие появления федералов боевики быстро пришли в себя, огонь стал нарастать с каждой секундой. Ранение в ногу получил сержант Александр Матанцев, смертельно раненный, упал на землю возглавлявший группу полковник О. Собокарь, были ранены наводчик пулемета и водитель бронетранспортера. От удара выстрелом из РПГ бэтээр покатился назад, уперся кормой в дерево и заглох. Необходимо было выходить из-под огня, вывозить раненых. Но вести БТР некому. Тогда боец отряда Александр Рассадкин ныряет в люк, садится за руль, и боевая машина оживает. Уничтожить бронетранспортер и сломить сопротивление “русичей” боевикам не удалось...

Командир отряда “Русь” полковник Владимир Иванов в одном из интервью сказал: “Спецназ — это коллектив, и человек посвящает ему всего себя без остатка, потому что чувствует: это великое дело, дело, которому изменить нельзя. Нельзя бросить свой отряд, нельзя смалодушничать, нельзя покинуть товарища в бою”. Это как заповедь. И этой заповеди “русичи” следовали всегда.

Крещение "Руси"Через несколько дней после кизлярских боев 12 человек отряда “Русь” совместно с братишками из “Витязя” принимают участие в штурме укрепленных позиций боевиков в Первомайском. Особенно напряженным был второй день штурма. В самый разгар боя одна из групп, которая продвинулась дальше всех в глубь села, оказалась под ураганным огнем боевиков. Боеприпасы на исходе, а отходить жалко. Столько трудов и риска стоила эта дорога. По радиостанции просят поднести боеприпасы. Командир отряда “Витязь” направляет к ним вторую группу “русичей”. Они пошли по самому короткому, но опасному маршруту: через простреливаемый пустырь. Преодолеть его с ящиком боеприпасов было непросто. Однако им это удалось. Но врастая в землю, когда под огнем боевиков невозможно и головы поднять, непросто было отыскать своих братишек. Группа стала отходить вдоль пустыря обратно. Проделать это оказалось еще сложнее. “Духи” сосредоточили по ним ураганный огонь. Олегу Долгову пуля поцарапала шею, Александру Кириенко прошила ладонь. Отстреливаясь, “русичи” добрались до дома, стоящего напротив позиций разыскиваемой группы, они уже видели друг друга. Они бы сделали еще один рывок. Но снайперская пуля попала Олегу Долгову прямо в сердце.

Вскоре последовала команда отвести все группы на исходные позиции. Только на следующий день Первомайское было очищено от бандитов. Жаль, что Олег об этом так и не узнает. Указом Президента России Олегу Долгову за мужество и героизм посмертно было присвоено звание Героя России.

Чеченская война для “русичей” на этом еще не закончилась, не прервался и счет боевым потерям. Через неделю после Первомайского смертельное ранение получил рядовой Сергей Тырыкин, в апреле в районе Ведено “Русь” потеряла еще одного бойца — Сергея Тевелева.

Крещение "Руси"В начале августа боевики предприняли попытку захватить Грозный. 19 августа сержант Андрей Василенко выполнял боевую задачу по разблокированию одного из КПП федеральных сил в южной части города. Во время движения в центре Грозного разведгруппа попала под ураганный огонь боевиков. Сержант Василенко занял оборону и руководил действиями подчиненных. Когда бандиты подбили один из бронетранспортеров, Андрей так рассредоточил подчиненных, что это позволяло обеспечить охрану боевой машины и оказать помощь раненым. В результате взрыва сержант был контужен, но из боя не выходил, продолжал руководить подчиненными. В критический момент боя отважный разведчик получил ранение. Братишки вынесли его в безопасное место, оказали медицинскую помощь. По дороге в госпиталь сержант Андрей Василенко скончался.

За время ведения боевых действий 110 бойцов отряда “Русь” получили ранения. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных заданий в Чеченской республике, 316 военнослужащих отряда награждены орденами и медалями России.

Командир отряда “Русь” полковник Павел Зайцев и стрелок 2-й группы специального назначения Герой Российской Федерации рядовой Олег Долгов навечно зачислены в списки отряда.

Четырнадцать человек из отряда “Русь” сложили свои головы на полях сражений в Чеченской республике. “У нас не было ни одного пленного, ни одного без вести пропавшего, ни одного случая отказа от выполнения приказа, — говорит командир отряда полковник Владимир Иванов. — Разве можно не гордиться такой самоотверженностью, преданностью, верностью присяге?”

25 февраля для “русичей” — скорбный день памяти о погибших братишках. В этот день в 1997 году на территории части торжественно был открыт памятник мужеству и доблести воинов спецназа. Сейчас и зимой, и летом возле него не вянут живые цветы.

Братишки отряда “Русь” помнят своих героев.
Автор: Иван МУЧАК, "Братиршка" 1999 год
Первоисточник: http://www.bratishka.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня