Невидимая смерть для американских гостей

78 020 81
Невидимая смерть для американских гостей

Осмысливая происходящее в небе над Черным морем и прикидывая варианты развития событий и методов противодействия воздушным пиратам, был застигнут известием о том, что в Южной Корее полным темпом идут работы по созданию нового самолета.

Казалось бы, что там Южная Корея и где там их самолеты? На самом деле да, корабли южнокорейской постройки и автомобили пользуются большим спросом в мире, чем самолеты. Особенно боевые.



Тем не менее, работы над собственным самолетом в Южной Корее идут давно и, надо сказать, не без успеха. Да, на истребитель пятого поколения KF-21 Boramae никак не тянет, даже с учетом того, что США передали честь технологических разработок по F-35 своим азиатским союзникам. Максимум, на что тянет KF-21 – это поколение 4,5 или 4+, как угодно, суть не в цифрах, а в возможностях.


KF-21 Boramae перспективный и многообещающий самолет, главное – его создатели не планируют выпуск «не имеющего аналогов в мире», их максимальные задачи куда более просты: самолет, который будет превосходить F-16 по своим возможностям и характеристикам.

Но нас в настоящий момент интересует не KF-21, а KF-21ЕА. А это планируется на базе учебно-боевого двухместного KF-21В самолет РЭБ. Естественно, двойного управления не будет, а второе место будет отдано оператору систем, которыми предполагается от души напичкать этот самолет.

Создание этого самолета планировалось изначально по программе KF-X и нет особых сомнений в том, что работы будут продвигаться, так как были запланированы. И, рано или поздно, KF-21ЕА поднимется в воздух и начнет испытания.

Это будет не завтра, разработки только начаты, а значит – пройдет еще немало времени и денег, прежде чем будут какие-то вменяемые результаты. Но нам важен не результат, а некая тенденция.

А она приведет к тому, что у Республики Корея появится самолет радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО KF-21EA (Electronic Attack). Учитывая тесную дружбу южнокорейцев и американцев, то скорее всего, это будет аналог Boeing EA-18G «Growler», который стоит на вооружении ВМС США c 2008 года. То есть, совершенно опробованный и нормально эксплуатируемый палубный самолет РЭБ.

На KF-21ЕА планируется установить три контейнера радиоэлектронной борьбы и два контейнера аппаратуры радиотехнической разведки.

На подфюзеляжном узле подвески будет располагаться контейнер с низкочастотными комплексами РЭП, на двух подкрыльевых узлах – два контейнера с высокочастотными средствами РЭП, то есть, оператор сможет вести подавление радиолокационных средств противника практически во всем диапазоне частот. И на законцовках крыльев будут размещены контейнеры с аппаратурой радиоэлектронной разведки.

Естественно, четыре узла подвески будут отведены для размещения пары ракет «воздух-воздух» для самообороны, и два – под противорадиолокационные ракеты AARGM-ER. То есть, чтобы было чем добить недоподавленное.

Если корейские авиастроители все-таки решат вопрос о внутрифюзеляжном отсеке для вооружений, то скрытности такому самолету это не добавит, но позволит нести больше ракет для обороны и нападения. В планах отсек должен вмещать или четыре «Метеора» большой дальности, или восемь ракет класса «Воздух-поверхность».

БРЭО KF-21EА тоже будет отличаться от исходного варианта наличием новой перспективной бортовой РЛС с АФАР и нового бортового комплекса обороны, к которым будут добавлены элементы сетецентрического взаимодействия. В далекой перспективе KF-21EА рассматривается как один из элементов перспективной системы NACS (Next Air Combat System), разрабатываемой KAI, которая согласно задумкам разработчиков, сможет «пристегнуть» к самолетам БПЛА, управляемые через спутниковые каналы связи.

Создание KF-21EА планируется примерно к 2036 году, но сроки сильно зависят от сроков окончания работ непосредственно по KF-21 Boramae. А он совершил первый полет в июле 2022 года, то есть, всего два года назад. И уже в течении 2023 года производитель фирма KAI передала ВВС для испытаний шесть летных прототипов самолета, два из шести были двухместными, что позволило вести параллельные изучения возможностей таких самолетов, в том числе и по программе создания самолета РЭБ.


25 июня 2024 года Управление программ оборонных закупок Южной Кореи заключило с KAI контракт на сумму 1,41 млрд долларов на поставку ВВС Южной Кореи первых 20 серийных истребителей KF-21. Эти самолеты должны быть переданы ВВС в 2026 году. И вот в эту сумму и входят 347 миллионов долларов, которые потратят на продолжение ОКР по версиям самолета.

К 2032 году планируется закупка 120 серийных самолетов KF-21, а к 2036 году – самолетов KF-21ЕА.

Остается не так много времени на то, чтобы посмотреть, пойдут ли южнокорейские авиастроители нормальным путем или повторят «успехи» индийских и пакистанских коллег. По идее – не должны, есть определенная уверенность в том, что у них все получится. Корейцы сами по себе умеют многое, а при тесной дружеской помощи из США – смогут еще больше, по крайней мере, реализовать наработки по F-35 так, чтобы не получилось «дорого и гнило» - почему нет?

В общем, Южная Корея вступит в клуб обладателей самолетами РЭБ в самом ближайшем будущем.

Но мы не о самолетах, мы о тенденциях. И потому дальше – Китай.


У ВВС НОАК есть такая машина, как J-16D Hidden Dragon. Первый полет «Дракон» совершил в 2015 году, то есть, машина свежая. Создан на базе двухместного истребителя J-11BS (это лицензионный Су-27СК) с заимствованием технологий от Су-30МКК, который Китай покупает в России. Ну и свои собственные разработки.

J-16 изначально имел 12 узлов подвески, 2 между мотогондолами, 2 под воздухозаборниками, 6 под консолями крыла и 2 на законцовках, общей грузоподъемностью свыше 8 тонн.

На законцовках крыла у J-16D сразу прописались контейнеры с разведывательной аппаратурой, оставшиеся 10 узлов были поделены между ракетами и другими контейнерами РЭБ: контейнеры RК-З930-22 и RК-З930-10 установлены под консолями крыла, а RК-З930-31 и RК-З930-32 - слева и справа от фюзеляжа. В этих контейнерах размещается аппаратура подавления разных частотных диапазонов. Кроме того, пушка из фюзеляжа была убрана, а на ее месте разместились блоки станции постановки помех.


Получилась конструкция, схожая с американский системой РЭП NGJ, в которой стандартные блоки генерации помех дополняются сменными в подвесных контейнерах.

Здесь китайцы молодцы, в конструкции «Затаившегося Дракона» к стандартным блокам генерации помех высоко и низкочастотных они добавили блок генерации помех на средневолновой диапазон, то есть, при необходимости J-16D может попробовать работать на всех диапазонах. Насколько это будет эффективно – вопрос, но «гасить» на выбор любой из трех диапазонов – это очень хорошо.

Теоретически истребитель РЭБ с такой возможностью полнодиапазонного подавления может стать очень эффективным средством борьбы не только в комплексами ПВО, но и с вражеской авиацией и - очень важно - беспилотниками противника. Создание полноценной зоны противорадиолокационной защиты вокруг группы своих самолетов – это сильно, потому что если взять в пример использование американцами их «Гроулера», то один такой самолет в разы повышал защищенность F/А-18, которые ничуть не невидимки. «Шершни» даже не малозаметные, так что им это было очень полезно, особенно там, где присутствовала хоть какая-то ПВО у противника.

Кроме того, если подтвердятся слухи о том, что китайцы каким-то образом «передрали» (хотя вариант разработки своей системы тоже не стоит отбрасывать) американский комплекс CCS (Communications Countermeasures System), «Комплекс мер противодействия связи», то это будет вообще бомба. Но об этом пока говорить рано.


Однако перехват и сканирование голосовых сообщений (в том числе и кодированных), а также каналов передачи данных, что позволяет сделать система, с дальнейшим генерированием направленных помех и передача их через низкочастотные передатчики – это очень неприятно, учитывая то, что самолет может спокойно работать по постановке помех в зоне радиусом пару сотен километров или даже больше.

Ну и противник одних и союзник других в регионе – США. А там, понятно, то, на что смотрят все разработчики во всех странах мира: EA-18G Growler. Классика жанра, как говорится.


EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника, уничтожения РЛС противорадиолокационными ракетами HARM. «Фишка» «Ворчуна» в том, что он является сетецентрическим самолетом, способным взаимодействовать с другими самолетами и беспилотниками в едином информационном поле, передавая информацию как по своим каналам связи, так и через спутники.

Самолет интересен по компоновке. Он настолько увешан антеннами (по бортам, в хвосте, в носу, между двигателями), что они позволяют комплексу AN/ALQ-218(V2) принимать и отправлять сигналы под любым ракурсом со всех сторон и во все стороны. Пушку убрали и вместо нее расположили комплекс противодействия системам связи AN/ALQ-227(V)1 CCS (Communications Countermeasures System), который перехватывает сигналы, анализирует их и дальше в дело идут широкополосные низкочастотные передатчики AN/ALQ-99, которые размещаются в контейнерах под фюзеляжем. Это не лучшее техническое решение, ALQ-99 откровенно устарели и включение их в работу с CCS подобно подсвечиванию лазером цели для стрельбы из пушек ядрами. Слабое звено, если серьезно.


С одной стороны – спутниковая связь и системы связи, которые обеспечивают устойчивую связь во время работ систем глушения, с другой – сами подавители на ламповой элементной базе.


Стандартный вариант вооружения EA-18G Growler - два узкополосных и один широкополосный передатчика помех ALQ-99, два подвесных бака, две УР «воздух-воздух» AIM-120 и две противорадиолокационных ракеты HARM. Вместо широкополосного передатчика можно подвесить бак для топлива.

EA-18G Growler повоевал. Боевое крещение было во время операции в Ливии, где «Ворчун» на «отлично» справился с французскими ЗРК «Кроталь» и советскими «Оса». Правда, «Кроталь» хорошим современным комплексом тогда уже назвать язык не поворачивался, а нейтрализация ЗРК 9К33 «Оса» родом из семидесятых годов прошлого века…

Впрочем, это не главное.

Главное то, что у нас нет ничего близко подобного этим самолетам. Нет, самолеты-постановщики помех у нас были, но вот тут как есть – в прошедшем времени.

Золотой эпохой авиационных РЭБ можно считать семидесятые годы, когда на вооружении советских ВВС стояли Як-28ПП.


Самолет был непростой, но действенный. Правда, к 90-м годам реально устарел и в 1992-93 годах был снят с вооружения. Ему на смену планировался Су-24МП, но… «Як» с поста ушел, а вот «Су» на пост не пришел.


Было изготовлено 10 самолетов, два Су-24МП поступили в 4-й ЦБП в Липецке, а все восемь серийных - в 118-й отдельный авиаполк самолетов РЭП в Черткове. После распада СССР они остались на Украине.

На этом история самолетов РЭБ в России закончилась, не начавшись и вот уже 30 лет, как у нас на вооружении нет ничего схожего хотя бы с «Гроулером». А у противника есть, и дело не только в Штатах, у европейцев есть самолет РЭБ на базе штурмовика - Tornado ECR. Он на вооружении с 1989 года, но модернизациями его держат в тонусе. И ВВС Германии и Италии эксплуатируют его вполне нормально.


У нас же такого самолета нет, и, судя по всему, даже не предвидится. Между тем, практика последнего времени продемонстрировала необходимость такого вида вооружения, как самолёт РЭБ.

Вот скриншоты одной известной программы, показывающей нахождение в небе различных летательных аппаратов, сделанные в разное время. Очень четко можно проследить то, что американские разведывательные БПЛА летают вдоль наших границ, откровенно прикрываясь гражданскими самолетами.




Картина возможного противодействия так себе. Береговые ЗРК на пределе дальности, да и вести огонь в сторону гражданских коридоров – так себе затея, не хватало только еще сбить иностранный пассажирский лайнер. Отметаем идею.

ЗРК на кораблях – это немного интереснее, но с тех же БПЛА очень просто засечь все перемещения военных кораблей и скорректировать курс беспилотника, имеющего скорость на порядок выше корабельной – проще простого.

Атака самолетом беспилотного разведчика при помощи ракет или пушки – это, как ни крути, будет расценено как акт агрессии России против США. Американские беспилотники летают в нейтральном воздушном пространстве и с этим ничего не поделать.

Вот и остается поливать керосином или устраивать турбулентные завихрения. Все на опыте российских летчиков, благо, он есть.

В таком случае использование самолета РЭБ в такой ситуации могло бы быть очень эффективно. Сразу по нескольким причинам.

1. Помеха, по итогам воздействия которой беспилотник либо потеряет связь с центрами управления, либо у него мозги «скиснут» - штука нематериальная, в отличие от ракеты. Электромагнитные волны, которые летят в пространстве и выводят из строя электронику – это очень старо, но ядерный воздушный взрыв – не наш метод. А вот сгенерированный помеховый сигнал, отправленный в адрес «Ястреба» - почему нет? Он бездоказателен, как картечина в сравнении с нарезной пулей.

2. Беспокойства за незавидную в некоторых случаях судьбу гражданских лайнеров будет значительно меньше. Направленные антенны никто не отменял, да и работы по постановке помех при помощи антенн РЛС с АФАР ведут не только в США. Вообще такое применение РЛС – самый шикарный вариант: самолет РЭБ заходит от коридора с гражданскими лайнерами, находит беспилотник, наводит на него антенну и… Антенны с ФАР способны выдавать очень тонкий (порядка 1-1,5 градуса) луч, по которому можно отправить должным образом сгенерированную помеху, которая нарушить некоторые процессы в мозгах беспилотника.

3. Политическая составляющая практически отсутствует по причине недоказуемости. Ни в одном своде правил нет пункта, который запрещает шарить лучом РЛС в пространстве. А если у кого-то начались проблемы с навигацией – так тут вопросы совершенно иного плана возникают.

Так что хорошо сработанная помеха, которая снесет мозг, скажем, радиолокационному датчику высоты – очень неплохой вариант окончания ситуации в целом. Как пример.

Плохо то, что у нас самолетов, способных выполнить такую операцию нет. Мало того, что нет – еще и не предвидится в ближайшем будущем. А значит, как летали американские «птички», так и будут летать, как наводили на нас американские же ракеты, так и будут наводить. И остается уповать исключительно на мастерство наших летчиков, которые смогут что-то сделать пилотажными приемами. Но это не решение проблемы.

Чем можно решить проблему такого характера, если в составе ВКС РФ всего ТРИ самолета РЭБ? Да и то, не очень удачной конструкции, Ил-22ПП, который «Порубщик».


В 2016 году СМИ радостно рапортовали о том, что «первые три новых самолета РЭБ поставлены в ВКС». Эти три самолета были новыми весьма условно, поскольку переоборудовали их из Ил-18, которые выпускались серийно с 1957 по 1985 годы. Да, отремонтировав капитально, но тем не менее.

И эти три первых самолета пока оказались с 2016 года всем, чем обладают наши ВКС в этом плане.

Но для выполнения задач, о которых идет речь, Ил-22 не годится совершенно. Сложно сказать, чем руководствовались при отработке темы самолета РЭБ, но для борьбы с БПЛА типа Reaper или Global Hawk «Порубщик» не годится. То, что сам комплекс Л-415 «Порубщик» является вполне современным средством радиоэлектронной борьбы, сомнений нет, наш КРЭТ выпускает достойные комплексы РЭБ, и это известно во всем мире и признано экспертами и военными.

Но вот засунуть новейший комплекс в пятидесятилетней давности самолет, способный летать с крейсерской скоростью в 500 км/ч (что заведомо меньше, чем крейсерская скорость того же «Ястреба» на 200 км/ч) и с максимальным потолком в 8 000 метров – это выглядит более чем странно.

Тут все просто: как только засекут взлет Ил-22ПП с аэродрома, операторы того же «Ястреба» спокойно будут выполнять свои задачи, а потом так же спокойно уведут беспилотник на безопасное расстояние от российского самолета. И сделают это абсолютно спокойно, поскольку 300 км/ч на максималке – это бездна.

А подходить придется, физику никто не отменит, а она четко говорит, что радиоволны в пространстве (атмосфера – это несвободное пространство, если что) имеют свойство затухать, в зависимости от многих факторов, в том числе, от мощности передатчика и излучателя, ионизации, расстояния до приемника цели и так далее. Формулы громоздкие, но говорят об этом абсолютно конкретно.

Да и в конце концов, выкатить на середину Черного моря самолет РЭБ и начать гасить всех подряд – так себе идея. В отличие от тихого «Уголовника» (прозвище Су-57 в иерархии НАТО), который относительно малозаметно может подойти и задействовать что-то из доступного арсенала. Даже если «Ястреба» загонят на 18 тысяч метров, все равно разница с Ил-22 будет просто огромная, если вместо турбовинтового самолета будет задействован современный реактивный самолет.

Главная проблема в нашем случае – это просто жуткая инертность нашего Минобороны. Более десяти лет назад с помпой и спецэффектами собрали на коленке три «Порубщика» и на этом все. Если сравнивать с американцами, у которых больше сотни «Гроулеров» (и сколько-то еще у союзников болтается), европейцами (тоже около сотни «Торнадо»), китайцами… В общем, не очень у нас с этим хорошо.

Особенно печально это понимать, зная, что наш КРЭТ делает самые лучшие комплексы в мире.

Современный мир весьма динамичное явление, и приспосабливаться к нему надо чем быстрее, тем лучше и потерь меньше. России еще вчера были нужны нормальные современные самолеты РЭБ, способные решить задачи в акватории Черного моря. И эти самолеты никак не древние Ил-22. Это быстрые и высотные машины, способные догнать цель и вырубить ее.

Очень жаль, но в очередной раз нашему ВПК придется быть в роли догоняющего. Но тут ничего не поделать, придется, не решив одних проблем, начинать сражаться с другими – это по-нашему. Главное – начать. Но нам нужны такие машины, способные вымести нежно и аккуратно все то, что болтается над Черным морем, раз ракетами никак нельзя. Делать-то все равно что-то надо.

И пусть Остин и дальше истерит.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    5 июля 2024 05:36
    О чём тут говорить? МО дробоганы закупить не может. Какие нафик РЭБ...
    1. -23
      5 июля 2024 05:57
      Статье плюс.
      В этот раз Роман поднял важную тему и вполне её раскрыл. Но он не предложил никаких решений. Все мы помним пролеты нашей Сушки над американским эсминцем в Чёрном море: тогда Сушка зарэбила целый эсминец. Значит, какие-то подвесные контейнеры с РЭБ и РЭП у нас имеются. Если сейчас начать работы по истребителю РЭБ, установить жёсткий контроль за расходованием средств и сроками исполнения, как в сталинской шарашке, то самолёт можно сделать за год. yes
      Если не делать ничего, то американцы продолжат обстреливать наши пляжи с купающимися детьми и женщинами.
      1. +8
        5 июля 2024 08:29
        Если сейчас начать работы по истребителю РЭБ, установить жёсткий контроль за расходованием средств и сроками исполнения, как в сталинской шарашке, то самолёт можно сделать за год.

        все вроде правильно вы сказали, но мне кажется, что нет главного: остались ли "Люди" способные Решать такие задачи..."?
        ведь тем кто что то может придумать нового - платят - как "всем", и они уходят...
        сегодняшняя оплата труда - опять поднята для всех... единообразно
        в любом случае, вопросы стоят в первую очередь к тем у кого лампасы...
        им платят за то что они - должны думать, думать над защитой Родины, а не своего кармана
        а пока, "вертикаль власти" - похвастать таким отношением к работе - не может
        1. 0
          5 июля 2024 21:43
          Пенсия военых и ВБД индексируеться на 5℅ , а инфляция 25℅ !???!
      2. +17
        5 июля 2024 09:52
        Контейнер подвесной есть. Жутко секретный. Только мы потеряли сушку с ним и не удосужились найти. А х ох лы нашли, когда мы сдрапали из Харьковской области. В чистом поле валялся.
        Так что он теперь секретный только для нас. Насколько теперь это всë эффективно непонятно. И самолетов РЭБ снова нет. Разведчиков, кстати, тоже. И МО не чешется по этому поводу вообще.
      3. +10
        5 июля 2024 10:10
        Я бы не стал делать никаких выводов из пролета Сушки мимо корабля противника. Подобный трюк мог увенчаться успехом только в условиях мира. Во время войны нельзя было даже подлететь близко к местам боевых действий.
        1. +5
          5 июля 2024 10:48
          Подобный трюк мог увенчаться успехом только в условиях мира.

          Именно так. SM-6 с дальностью 350-460 км. - это явное подтверждение написанного...
      4. -4
        5 июля 2024 10:24
        Цитата: Бородач
        начать работы по истребителю

        Дистанционно управляемой (поворотными механизмами от камер видеонаблюдения) инфракрасной или синей лазерной "указкой" мощностью 1..5кВт с питанием от литий-ионных аккумуляторов, размещённной под брюхом МиГ-31 в контейнере на подвеске Кинжала (или между стабилизаторами на верхней поверхности обшивки фюзеляжа МиГ-31 на видеоголовку RQ-4 Global Hawk) можно с расстояния 20..100м на высотах 8..16км (облаков там мало) выбирать чувствительные точки на поверхности RQ-4 Global Hawk. Чувствительные точки - это видеоголовка, места расположения свч антенн под радиопрозрачными обтекателями, или крышка бака с топливом,как в известном фильме "Ворошиловский стрелок".
        И бить туда ПРИЦЕЛЬНО лазерным лучом. Чувствительным точкам такое воздействие не понравится. Цена вопроса - лазер, поворотный механизм с камерой видеонаблюдения и прицеливания, Li-акб, работы по установке контейнера - порядка 10млн рублей.
        1. 0
          8 июля 2024 00:57
          Цитата: Svetlana
          мощностью 1..5кВт с питанием от литий-ионных аккумуляторов, размещённной под брюхом МиГ-31 в контейнере на подвеске Кинжала (или между стабилизаторами на верхней поверхности обшивки фюзеляжа МиГ-31 на видеоголовку RQ-4 Global Hawk)

          А ничего, что у МиГ-31 и RQ-4 Global Hawk крыло совсем разное?
      5. +10
        5 июля 2024 10:49
        Все мы помним пролеты нашей Сушки над американским эсминцем в Чёрном море: тогда Сушка зарэбила целый эсминец.

      6. Loh
        +1
        5 июля 2024 17:09
        Так журналист не специалист и не должен предлагать технических решений
        1. 0
          5 июля 2024 18:16
          Ладно . Роман он и швец ,и жнец , и на дуде игрец . Станции постановки помех были и в 80-е . И в виде подвесных контейнеров тоже. Только вот не учёл , что в том же Ираке американцы отказались от постановщиков и выбрали иную тактику . Невидимки шли первыми до основной группы . И выбивали известные РЛС , оставаясь незамеченными . По простой причине - если ставить помехи , то поднималась на уши вся ПВО , вплоть до заградительного огня зениток . И тут уже плевать было , невидимка ты или нет .
          1. 0
            8 июля 2024 00:55
            Цитата: dauria
            Невидимки шли первыми до основной группы . И выбивали известные РЛС , оставаясь незамеченными .

            Не так. Первыми шли вертолеты... И РЭБ использовалась...
      7. 0
        8 июля 2024 00:25
        Цитата: Бородач
        Если сейчас начать работы по истребителю РЭБ, установить жёсткий контроль за расходованием средств и сроками исполнения, как в сталинской шарашке, то самолёт можно сделать за год.

        А возглавлять эту работу будете Вы? И какие ТТХ у него должны быть?
      8. Чтобы Роман не предложил, МО, в силу отсутствия перспективного мышления даже не сетецентрического, ничего не сделает. КРЭТ делает, а носителей нет, не предусмотрели
      9. 0
        23 августа 2024 23:57
        Все мы помним пролеты нашей Сушки над американским эсминцем в Чёрном море: тогда Сушка зарэбила целый эсминец.

        "Это сказка!" Для детей младшего дошкольного возраста. Очень глупая сказка.
      10. 0
        17 сентября 2024 11:20
        Если сейчас начать работы по истребителю РЭБ, установить жёсткий контроль за расходованием средств и сроками исполнения, как в сталинской шарашке, то самолёт можно сделать за год. yes

        Создание совеременного самолёта РЭБ требует самых современных технологий. КОТОРЫХ НЕТ и НЕГДЕ ВЗЯТЬ — отставание по радиоэлектронике лет на 30. Поэтому можно опять "распилить бабло" и сделать за год очередной муляж, абсолютно бессмысленный на ТВД...
        Но кого этим обмануть, кроме высокого начальства?
  2. +11
    5 июля 2024 05:40
    Да, всё верно. На ютубе есть канал - "Туземный совет трудящихся". Там достаточно подробно описывается, как американцы столкнулись с ПВО во Вьетнаме, и какие они сделали выводы. Как была выработана стратегия подавления ПВО, и как её реализовали. А потом чётко, как по нотам, разнесли Ирак. Почему в СССР, а потом в России, не уделяли должного внимания самолётам РЭБ - загадка. Ведь пример был перед глазами. Сейчас бы эта техника очень пригодилась
    1. +4
      5 июля 2024 14:01
      Потому что как было известно и сейчас и тогда, американцы тупые изнеженные слабаки и трусы. Чему у них можно учиться?. Вот и не учились.
    2. +6
      5 июля 2024 18:04
      Цитата: Lykases1
      Почему в СССР, а потом в России, не уделяли должного внимания самолётам РЭБ - загадка.

      У СССР такие самолёты были - на базе Ту-16 и Як-28 , служили до начала 90-х. Новые самолёты тоже создавались\проектировались , но "Новой России" и банде Ельцина они были не нужны . "Войны не будет !!!" - пучили глаза генералы , адмиралы , маршалы и тихо улыбались верховные главнокомандующие .
      Конечно такие самолёты нужны и создать для них аппаратную часть не составит особого труда , причём достаточно оперативно . И самолёт\ты для этого подобрать тоже можно быстро , благо есть из чего . На вскидку - Су-30СМ и Су-34 . Оба двухместные , тяжелые , грузоподъёмные , с большим радиусом действия и возможностью дозаправки в воздухе .
      Но в МО умерла Военная Мысль ещё прежде "реорганизации"\разгона главкоматов . Думать и планировать наперёд в МО стало даже по штату - просто некому . Зато появились молодые генеральши модельной внешности ... то ли "шпионки с крепким телом" , то ли ... "помощницы на доверии" . Но в Армии после этого не стало не то что самолётов РЭБ , но даже бронежилетов , касок , обуви и обмундирования на складах мобрезерва . Сейчас конечно можно и нужно этим заняться , и "Боржоми" очень полезный напиток , но пить его нужно вовремя ... чтоб ничего не отпало .
      1. 0
        5 июля 2024 18:31
        Доверяю вашим словам - я не интересовался данной темой. Просто слышал, как к этому подошли амеры. Очень серьёзно.
      2. +3
        6 июля 2024 01:06
        Да, ещё были Ан-12БК-ППС и Ту-22МП. Но нагрянули те "славные" времена, когда у нас "не стало врагов".
      3. 0
        8 июля 2024 00:53
        Цитата: bayard
        Конечно такие самолёты нужны и создать для них аппаратную часть не составит особого труда , причём достаточно оперативно .

        Зачем? Зачем нам палубный самолет РЭБ при отсутствии самой палубы?
        Цитата: bayard
        На вскидку - Су-30СМ и Су-34

        Для них есть контейнер РЭБ "Тарантул".
        1. 0
          8 июля 2024 16:27
          Цитата: Комета
          Зачем? Зачем нам палубный самолет РЭБ при отсутствии самой палубы?

          Морская Авиация не только с палубы летает , а самолёты РЭБ нужны не только для Морской Авиации , но и для ВКС в целом .
          Цитата: Комета
          Для них есть контейнер РЭБ "Тарантул".

          Всё же лучше иметь специализированный самолёт на базе обычного строевого , и конечно такие контейнеры не на каждый самолёт цепляются , экипаж должен иметь специализированную подготовку . Специалист всегда лучше любителя .
          1. 0
            8 июля 2024 22:33
            Цитата: bayard
            Морская Авиация не только с палубы летает , а самолёты РЭБ нужны не только для Морской Авиации , но и для ВКС в целом

            Вы меня не поняли. ЕА-18 именно палубник, его масса и габариты ограничены авианосцем. Зачем эти ограничения на нормальном сухопутном аэродроме?
            Цитата: bayard
            Всё же лучше иметь специализированный самолёт на базе обычного строевого , и конечно такие контейнеры не на каждый самолёт цепляются , экипаж должен иметь специализированную подготовку . Специалист всегда лучше любителя

            Но и в ВВС США нет самолета РЭБ на базе истребителя/штурмовика. Такой самолет РЭБ - это решение именно для авианосца.
            1. 0
              9 июля 2024 04:07
              Цитата: Комета
              Но и в ВВС США нет самолета РЭБ на базе истребителя/штурмовика.

              Что-ж , если у нас есть достаточно эффективные контейнеры для самолётов тактической авиации , то почему бы и нет . Другое дело , что экипажи самолётов с такими контейнерами всё же должны иметь специализированную подготовку , впрочем скорей всего именно так и есть в реале .
      4. 0
        30 сентября 2024 10:40
        Каски не бьiло !? Проклятьiе генералши, и до касок добрались laughing
    3. 0
      8 июля 2024 00:28
      Цитата: Lykases1
      Да, всё верно. На ютубе есть канал - "Туземный совет трудящихся". Там достаточно подробно описывается, как американцы столкнулись с ПВО во Вьетнаме, и какие они сделали выводы. Как была выработана стратегия подавления ПВО, и как её реализовали.

      А сколько американцы потеряли самолетов от этой подавленной ПВО во Вьетнаме? Что об этом на канале "Туземный совет трудящихся" сообщают? Какая тактика РЭБ была у американцев во Вьетнаме?
      З.Ы. Ирак эквивалентен Вьетнаму.
      1. 0
        8 июля 2024 07:19
        Вчера или позавчера, на сайте ,была статья про с -75. Почитайте. +- тоже самое. Там более компетентно, чем я смогу объяснить. После Вьетнама американцы планомерно готовились к войне с государством, обладавшим мощной системой ПВО. По моему - получилось.
        1. 0
          8 июля 2024 22:50
          Цитата: Lykases1
          Вчера или позавчера, на сайте ,была статья про с -75. Почитайте. +- тоже самое. Там более компетентно, чем я смогу объяснить.

          У меня был простой вопрос: сколько самолетов потеряли США во Вьетнаме?
          Цитата: Lykases1
          После Вьетнама американцы планомерно готовились к войне с государством, обладавшим мощной системой ПВО.

          В чем выражалась эта подготовка? А ПВО не готовилась планомерно к войне с государством, обладавшем мощными ВВС?
          Цитата: Lykases1
          По моему - получилось.

          А в чем это выражается? Ирак, Югославия, Ливия - ПВО эквивалентно Вьетнаму.
          1. 0
            9 июля 2024 06:27
            Ах, Вы задали вопрос!? Простой!? Тема не интересна, захотелось поговорить? Хорошо, отвечу. Простой ответ - данные разные. Потеряно от 2.5 до 4.5 тыс летательных аппаратов. От огня ствольной ПВО потери были выше, чем от ракет. Подготовка выражалась в создании специализированных средств разведки позиций ПВО и радиолокационных станций, а также в развитии средств поражения этих целей- высокоточные авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты. Разрабатывались специализированные самолёты РЭБ. Уже во Вьетнаме,на уничтожение одного б-52 ,уходило до сотни ракет. Следующий вопрос, готовилось ли ПВО? И да, и нет. Приведу вам, как помню, воспоминания участника войны во Вьетнаме. Было на этом сайте. " Нам приходилось постоянно нарушать инструкции, уделять огромное внимание маскировки. Ракеты запускались с неподготовленных позиций, прямо из леса. Мы многократно превзошли нормы развёртывания и сворачивания комплекса. Иначе - смерть. Какого же было удивление, при возвращении в Союз - все наши наработки никого не интересовали, нормативы не изменялись". Несомненно, комплексы ПВО развивались и чего-то достигли. Многое достигли. Их работу мы наблюдаем сейчас. Но на нас не нападают 2.5 тыс самолётов, как в Ираке. Боюсь, без применения Яо, результат был бы схожим. Последний вопрос - ну так результат виден, по моему. И ПВО Ирака не эквивалентно Вьетнаму. Оно было лучше. И в Ираке оно было разгромлено. Именно как система. Да, одиночные комплексы, могли ещё работать, но система рухнула и авиация, практически беспрепятственно громила всё что ей нравится. Надеюсь я ответил на ваши вопросы. И, уважаемый, вся эта информация присутствует на данном сайте. Покопайтесь в архиве. Интересно.
            1. -1
              10 июля 2024 00:37
              Цитата: Lykases1
              Ах, Вы задали вопрос!? Простой!? Тема не интересна, захотелось поговорить? Хорошо, отвечу. Простой ответ - данные разные. Потеряно от 2.5 до 4.5 тыс летательных аппаратов.

              3706 самолетов. U.S. News & World Report, August 1973.
              Цитата: Lykases1
              От огня ствольной ПВО потери были выше, чем от ракет.

              Если бы не было ракет, то и от огня ствольной артиллерии потерь бы не было. Именно ЗУР загнали самолеты под огонь артиллерии.
              Цитата: Lykases1
              Подготовка выражалась в создании специализированных средств разведки позиций ПВО и радиолокационных станций, а также в развитии средств поражения этих целей- высокоточные авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты.

              А при развитии РЛС и ЗРК в ответ приобрели способность быстро менять позицию, получили способность поражать высокоточные авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты. Получили возможность одновременного обстрела нескольких целей.
              Цитата: Lykases1
              Разрабатывались специализированные самолёты РЭБ.

              А для новых средств ПВО (ЗРС) разрабатывались методы и средства уничтожения самолетов РЭБ. В новых РЭС появились системы подавления помех, расширение спектра сигнала, накопления сигнала.
              Цитата: Lykases1
              Следующий вопрос, готовилось ли ПВО? И да, и нет. Приведу вам, как помню, воспоминания участника войны во Вьетнаме. Было на этом сайте... Какого же было удивление, при возвращении в Союз - все наши наработки никого не интересовали, нормативы не изменялись".

              Это удивление от незнания. ТТХ новых ЗРК штатно в разы перекрывали время развертывания/свертывания ЗРК времен Вьетнама.
              Цитата: Lykases1
              Но на нас не нападают 2.5 тыс самолётов, как в Ираке.

              2500 самолетов можно разместить на аэродромах только при условии ненанесении ударов по этим аэродромам. Как это и было в Ираке и Югославии.
              Цитата: Lykases1
              И ПВО Ирака не эквивалентно Вьетнаму. Оно было лучше.

              Эквивалентно. Те же СА-75 из Вьетнама, Куб... Ни одной РЛС боевого режима. Ни Буков, ни семейства С-300П. Даже С-200 не было.
              Цитата: Lykases1
              И в Ираке оно было разгромлено.

              Ни одной современной системы у Ирака не было.
              Цитата: Lykases1
              И в Ираке оно было разгромлено. Именно как система.

              В Ираке не было системы ПВО.
              Цитата: Lykases1
              но система рухнула

              Нечему было рушится, в Ираке не было системы ПВО.
              Цитата: Lykases1
              Надеюсь я ответил на ваши вопросы.

              Я Ваши ответы откоментировал.
              Цитата: Lykases1
              И, уважаемый, вся эта информация присутствует на данном сайте. Покопайтесь в архиве. Интересно.

              Здесь нет информации об отличиях поколения С-300П/В от поколения С-75. Иначе бы не появлялись идеи изучать и применять американский опыт Вьетнама и Ирака.
              Цитата: Lykases1
              Уже во Вьетнаме,на уничтожение одного б-52 ,уходило до сотни ракет.

              Это просто чушь. Во Вьетнаме не было столько целевых каналов. Вьетнамская тактика Б-52 уже против С-200 - просто самоубийство бомбардировщика.
              1. 0
                10 июля 2024 07:53
                Начнём с конца. Отчего же чушь? А если разделить количество выпущенных ракет на количество сбитых целей? А тактика евреев против с200 привела к уничтожению нашего самолёта. Про с300, 400, - да их возможности выросли. Но , ведь, есть же и недостатки. Если бы их не было, наверное не прорывались бы Точки к аэродромам ( помню, как смеялись, что патриот не мог сбить скады. А оно вот, оказывается, как), не били бы ракеты по кораблям, по Российской территории. Основные - ограниченный боекомплект, долгая перезарядка, в основном, полуактивные головки наведения ( да, есть самонаводящиеся, но их количество и эффективность под вопросом), ограниченная дальность обнаружения низколетящих целей и целей с низкой отражающей способностью, перегрузка целевых каналов. И это без радиоэлектронного подавления. Насчёт системы ПВО Ирака - ну как же не было? Было единое управление поделённых на районы участков ПВО. Объединение нескольких частей под единое управление - система. Да, там не стоял богатырь с300, в десятке км от которого стояли два Куба, а в радиусе трёх км десяток тунгусок. Тем не менее. На счёт современных систем - мой двоюродный брат, в 90 х служил на с75. Сейчас на вооружении у наших бойцов на Сво встречаются экземпляры вооружения чуть ли не времён Хрущёва. Как-то получается. На счёт с 200-300 у Ирака - их так же бы подавили. Ну может быть потери увеличились на десяток самолётов. На счёт размещения самолётов - и да и нет. Мы уничтожили авиацию Украины? Два года прошло. Бить придётся ТЯО. Тут я соглашусь. Опять же у НАТО столько баз - разсредоточат. На счёт удивления от незнания - он говорил про свои комплексы. Не про с 300. Как работает наш комплекс против их помех - не знаю. Но, думаю, что с помехами хуже чем без них. Опять же, скоро можем это узнать. Мировая война - далеко не призрак. Надеюсь, тут правы вы. Очень. Про возможности сбивать всё, что летает. Она есть. А как же. До определённого предела. И, желательно, в песках Ашулука. Реальность - открываем новости. Работа разведки НАТО, по обходу позиций ПВО. Как-то так
                1. 0
                  11 июля 2024 00:17
                  Цитата: Lykases1
                  Начнём с конца. Отчего же чушь? А если разделить количество выпущенных ракет на количество сбитых целей?

                  Получится порядка 8-ми.
                  Цитата: Lykases1
                  А тактика евреев против с200 привела к уничтожению нашего самолёта.

                  А Вы года не путаете: 1982, 1991, и 2018? С 1991 по 2018 все изменилось. Сирия еще в конце нулевых этого века просила платно заменить их С-200 на С-300ПМУ-1/2 и дать ей Искандер-Э. К нам делегации из Израиля тогда одна за одной бегали. Сделали доброе дело Израилю...
                  Цитата: Lykases1
                  Про с300, 400, - да их возможности выросли. Но , ведь, есть же и недостатки. Если бы их не было, наверное не прорывались бы Точки к аэродромам

                  Вы бы почитали представляемые производителем характеристики "с300, с400". Там указаны вероятности поражения целей, и эти вероятности меньше 1.
                  Цитата: Lykases1
                  На счёт с 200-300 у Ирака - их так же бы подавили.

                  Чем? Той спектральной плотностью помехи, которая была в Ираке? Даже ПМУ-1 практически не потеряла бы в дальности, а на ПМ это вообще бы не повлияло. А вот помехопостановщики огребли бы от ПМ-ки по полной.
                  Цитата: Lykases1
                  На счёт размещения самолётов - и да и нет. Мы уничтожили авиацию Украины? Два года прошло.

                  Вы же говорили о размещении 2500 самолетов. Причем здесь Украина? Украина не способна провести массированную воздушную операцию по типу Бури в пустыне.
                  Цитата: Lykases1
                  Сейчас на вооружении у наших бойцов на Сво встречаются экземпляры вооружения чуть ли не времён Хрущёва. Как-то получается.

                  Получается потому, что экземпляры времен Хрущева прикрыты современными средствами. Неужели это непонятно?
                  1. 0
                    11 июля 2024 07:15
                    Чем БМП 1 не прикрывай - это БМП 1 . Если не ошибаюсь, она из своего орудия, на ходу, стрелять не может. Вернее ,может, но непонятно куда. Вопрос - чем мы ударим, для гарантированного поражения, по аэродромам НАТО? Только стратеги выкатятся на дорожку - боевая тревога. ТЯО. Больше никак. Чем подавили бы с 300 в Ираке? Прошло 30 лет. Не думаю, что прогресс встал. Либо, разрядили бы ложными целями, и всё равно вынесли. Они частоты наших комплексов изучают - а вот мы их постановщики помех - не факт. Разумеется, вероятность поражения цели ниже 1. И, наверное, поражающие элементы, расчитаны на самолёты, а не боеголовки ОТРК, как это получилось с патриотом. В Сирии развёрнут с300. Евреи пообещали - первый сбитый самолёт - и он кончится. Объяснили как. Теперь и у нас появились бомбы с умпк. Не слышал, чтобы с 300 кого- то сбил. Чудеса. Количество ракет - читал в какой-то статье. Может и вы правы. Подробно не изучал. Да, вспомнил, с 400 защищал Антоновский мост. Глупые неумехи украинцы, как по учебнику, разрядили его на дешёвый РСЗО, а потом вынесли высокоточной химерой. Вот вам и противостояние меча и щита.
    4. 0
      24 августа 2024 00:04
      Почему в СССР, а потом в России, не уделяли должного внимания самолётам РЭБ - загадка. Ведь пример был перед глазами. Сейчас бы эта техника очень пригодилась

      Потому, что этому есть чрезвычайно простая и очень неприятная отгадка: чтобы российская станция РЭБ могла подавлять РЛС/БРЛС противника, уровень её технологического совершенства должен быть минимум "на голову выше" тех западных РЛС/БРЛС, которые она должна подавлять.
      Если этого нет (а этого нет и близко), — ты можешь построить хоть сто самолётов РЭБ, но от них не будет никакого толку, только "выброшенные на ветер деньги"...
  3. +3
    5 июля 2024 05:44
    Цитата: Роман Скоморохов
    Нет, самолеты-постановщики помех у нас были, но вот тут как есть – в прошедшем времени
    Если говорить о прошедшем времени, то для задач РЭБ был очень хороший Ту-16, дедушка, который верой и правдой нес службу в небе. Китайцы его эксплуатируют до сих пор, правда под другим названием. И еще в статье почему-то ничего не сказано о наличии на борту средств ИК-противодействия
    1. -4
      5 июля 2024 09:56
      По нынешним временам чумадан Ту-16 сравнивать с самолетом на базе истребителя так себе. Да, и как самолет Ту-16 то еще барахло. Самолетов таких надо много. Несколько больших не заменит много маленьких. И сбить этот гроб мечта зенитчика.
      1. +1
        5 июля 2024 10:59
        Да, и как самолет Ту-16 то еще барахло. Самолетов таких надо много. Несколько больших не заменит много маленьких. И сбить этот гроб мечта зенитчика
        Боже, какой же бред вы несёте!
        1. +1
          6 июля 2024 06:34
          Ага. Этот "прекрасный" самолет падал тока в путь. Столько летчиков в БД не погибло, сколько на этом туполевском чуде в мирное время.
          1. 0
            8 июля 2024 01:28
            Цитата: MCmaximus
            Ага. Этот "прекрасный" самолет падал тока в путь.

            Падал Ту-16, кажется, не чаще других типов.
  4. +3
    5 июля 2024 06:11
    в ссср вроде и вертолёты были постановщики помех
    1. +3
      5 июля 2024 06:30
      Мало их их есть у нас, да и пилотов вертолета и операторов станции расход большой. Как сбили на Брянщине, так всё, близко к границе не летают. Пока что смысла нет на смерть посылать. Вот при армагеддоне выбора не будет, только геройствовать. За беспилотных постановщиков со станциями класса "Рычаг-АВ" или "Красуха" пока не слышно.
      1. 0
        8 июля 2024 00:50
        Цитата: JuhanJuhan
        Как сбили на Брянщине, так всё, близко к границе не летают.

        А на каком расстоянии от границы летают?
    2. 0
      5 июля 2024 09:59
      По моему вертолеты такого назначения идея вообще крайне нишевая. А сейчас и тухлая. Ни дальности, ни скорости, ни продолжительности. Только что спрятать можно до поры до времени. Выпрыгнуть, подавить и смыться. Так от современныз ПВО и не смоешься
  5. +22
    5 июля 2024 06:27
    Спустя 10 лет люди стали понимать, что Хибины это горы, а не РЭБ
    1. 0
      8 июля 2024 00:48
      Цитата: тлауикол
      Спустя 10 лет люди стали понимать, что Хибины это горы, а не РЭБ

      Ест и гора, есть и комплекс РЭБ.
  6. +8
    5 июля 2024 07:29
    У нас БМПТ верхушка не хочет принимать, "куда мы её засунем и пропишем?" А вы про более дорогой и сложный образец. Это же надо начинать шевелиться, что то делать, оторвать одно место от мягкого кресла, а у нас это всё очень не любят, и не только в армии. Так что не видать нам таких самолётов, я вот прям уверен
  7. +11
    5 июля 2024 07:32
    Аналоговнетничать меньше надо. И на "эффективных манагеров", которые "рабы на галерах" надеяться. Времени-то на раскачку нет. Почти четверть века уже.
  8. +10
    5 июля 2024 10:19
    Цитата: Бородач
    Статье плюс.
    В этот раз Роман поднял важную тему и вполне её раскрыл. Но он не предложил никаких решений. Все мы помним пролеты нашей Сушки над американским эсминцем в Чёрном море: тогда Сушка зарэбила целый эсминец. Значит, какие-то подвесные контейнеры с РЭБ и РЭП у нас имеются. Если сейчас начать работы по истребителю РЭБ, установить жёсткий контроль за расходованием средств и сроками исполнения, как в сталинской шарашке, то самолёт можно сделать за год. yes
    Если не делать ничего, то американцы продолжат обстреливать наши пляжи с купающимися детьми и женщинами.

    2024 год - свидетель Кука и Хибин. Рука лицо...
  9. -2
    5 июля 2024 10:25
    > У нас же такого самолета нет, и, судя по всему, даже не предвидится. Между тем, практика последнего времени продемонстрировала необходимость такого вида вооружения, как самолёт РЭБ.

    Подождите, а как же история про Су-24 и эсминец "Дональд кук"?
    1. +10
      5 июля 2024 10:58
      Дональд Кук это выдавать желаемое за ... на самом деле танковый биатлон
    2. -1
      24 августа 2024 00:06
      Глупая туфта для домохозяек и невежественных школяров — "чтоб щёки надували".
  10. Эх, как это все напоминает ситуацию 1905 года! Перед Цусимой.
  11. -2
    5 июля 2024 11:15
    Russia wasn't preparing for war with Ukraine but NATO, that's what the author refused to understand, in a real war with Russia and NATO, Growler and others alike are completely useless because the we be shotdown.
  12. -3
    5 июля 2024 12:06
    Тема актуальна.Есть потребность в Су-24ПП или Су-34ПП,а реализации нет.
    Новый министр МО,надеюсь,обратит внимание на этот "пробел" в авиации РФ и устранит его.
    1. 0
      8 июля 2024 00:47
      Цитата: dragon772
      Тема актуальна.Есть потребность в Су-24ПП или Су-34ПП,а реализации нет.

      Зачем они?
      З.Ы. Есть контейнер "Тарантул".
      1. 0
        8 июля 2024 16:40
        И Хибины,но функционал Boeing EA-18 Growler выше,достаточно посмотреть сколько у него контейнеров подвешено.
        1. 0
          8 июля 2024 22:28
          Цитата: dragon772
          И Хибины,но функционал Boeing EA-18 Growler выше,достаточно посмотреть сколько у него контейнеров подвешено.

          А у Компасс Колл и Порубщика функционал выше, чем у ЕА-18. В них внутрь гораздо больше влезает, чем в контейнеры ЕА-18. И антенны у них побольше, чем у ЕА-18.
          1. 0
            10 июля 2024 16:37
            И о чем это говорит? В контексте Тарантула-Хибины?
            1. 0
              10 июля 2024 23:48
              Цитата: dragon772
              И о чем это говорит? В контексте Тарантула-Хибины?

              Мощность источников питания, мощность передатчиков и "лямбда к дэ".
  13. kvv
    +3
    5 июля 2024 12:08
    да, вспоминаются деферамбы нашему РЭБ перед СВО, когда из каждого утюга неслось какое у нас мощнейшее РЭБ и как нам ни почем любые беспилотники, мы же их враз все ослепим и посадим, но как обычно у нашего МО во главе с оленеводом что-то пошло не так, в общем была бы армия посерьезнее чем окраинская, то давно бы уже обделались и сидели бы бензоколонкой и дальше
    1. +2
      24 августа 2024 00:08
      Это потому, что у оленевода шаманы были неправильные: деньги брали, а камлать должным образом не умели... recourse
  14. +1
    5 июля 2024 12:13
    В смысле обеспечения разработок и внедрения многих последних достижений военной науки к нашему ГШ и МО вообще вопросов не возникает, потому что они либо так засекречены,что о них никто не знает, либо их нет, и вопросов поэтому тоже не возникает.
  15. +1
    5 июля 2024 12:45
    У ВВС НОАК есть такая машина, как J-16D Hidden Dragon

    А еще у ВВС НОАК есть Chengdu J-10D и Shenyang J-15D.
  16. 0
    5 июля 2024 15:28
    Внимание, вопрос!
    Скоморохов задумывается над фразой анекдота: "А нас то за что?"
    Которая при реализации его фантазий, обязательно всплывёт....
  17. 0
    5 июля 2024 19:48
    Цитата: dragon772
    Тема актуальна.Есть потребность в Су-24ПП или Су-34ПП,а реализации нет.
    Новый министр МО,надеюсь,обратит внимание на этот "пробел" в авиации РФ и устранит его.

    Новый министр ни разу не военный. И волей-неволей в чисто военных вопросах будет полагаться на "спецов" МО. Вот собсно и всё...
  18. 0
    6 июля 2024 04:44
    Согласен создать самолет РЭБ и глушить и приземлять дроны ипусть Остин истерит. Кстати там антены РЭБ то стоят а то пишут Мурманск притащили?!
  19. 0
    6 июля 2024 14:42
    Осмысливая происходящее в небе над Черным морем и прикидывая варианты развития событий и методов противодействия воздушным пиратам, был застигнут известием о том, что в Южной Корее полным темпом идут работы по созданию нового самолета.
    - ну я так и подумал laughing
  20. 0
    7 июля 2024 06:42
    Насколько я понимаю, сейчас, по крайней мере истребители и вертолеты участвующиев в СВО, оборудованы РЭБ и средствами радио электронной разведки индивидуально
  21. +1
    7 июля 2024 08:36
    Очередная статья про "Нам надо ...", " Вот хорошо бы если ...", "Начинать надо немедленно ...".

    Что характерно, но Пупкин всегда тоже самое говорит на своих бенефисах, куда приходят вздремнуть, что этой России нужно то да сё, и на что ей надо бы по пристальнее обратить внимание.
    А кто это должен делать по мнению автора и Пупкина? Х.З.

    Минобороны тоже не по этой части, 10 трюлей сфиздили за последние 10 лет, и это только то, что нам сообщили. И эти полководцы кого-то там в бой посылают.
  22. 0
    7 июля 2024 10:02
    Всё сдвинется с мёртвой точки , как только РЭМБОВИЧ сломает хребет высокопоставленным ворам из тех ,кто не успеет из них убежать. Можно разогнать тупую и вороватую госдуру - ещё куча денег появится. Поживём - увидим.
    1. +2
      7 июля 2024 20:03
      Уважаемый viktor_ui! Оставьте уважаемого Андре́й Рэ́мовича в покое... Ему, надо, врастать в обстановку, окружение, суть исполнения законов войны и мира, в этой организации... Выскажу осторожное предположение, на основании анализа уровня казнокрадства, в родном Отечестве... Крали, "по чёрному" из гос. казны от Ивана III, когда боярам наделяли уделы "для кормления"... С Ивана IV - появилось определение "казнокрадство", за которое начали рубить головы, правда, недолго.... После Петра I переквалифицировали "казнокрадство" в "брать не по чину", что значительно смягчило наказание и отношение общества, к данной "проделке"...Было время грубое, не демократичное - РСФСР-СССР, когда за сею "проделку" "стали мазать лоб (затылок) зелёнкой"... В гос. казну стали "заходить" реже, но народ продолжал "нести" с заводов и полей, что на общем фоне роста производительности труда, ВВП - было не сильно заметно... При нынешнем российском капитализме, появлении нового русского боярства и расплодившегося, как тараканы, - чиновничестве, "кормление от казны" стало национальным видом спорта"... Учитывая нынешнее деидеологизированное "пофигистское", в массе своей, общество "заточенное" на эгоизм, зарабатывание, любой ценой, "денюжку" или банальное выживание, в российском капиталистическом обществе, которому пытаются "прилепить" "гагаринскую" улыбку... А Рэмовичу, пожелаем удачи на сложном и тернистом пути к светлому, порядочному, не вороватому будущему в МО РФ и структурах, что подле него.... Главное, чтобы ему не мешали, не подставляли "подножек", "не заболтали" его начинаний, ну и, конечно, чтобы не скомпрометировали чем - либо.... А желающих, сие сделать, думаю предостаточно, в "новобоярской" среде, и среди членов "пятой колонны" России, после 30 - летия "безвременья"....
  23. -1
    7 июля 2024 19:03
    Может не будем, пока, "горячиться"... В своё время, америкосам, в Чёрном море, продемонстрировали работу отечественной РЭП - РЭБ, в контейнерном исполнение... И, вроде, было совсем неплохо... Хотя, можно было и, периодически "бисировать", сей "номер" по другим целям... Видимо, из московских окон, на Фрунзенской набережной, видно дальше и лучше....
  24. +1
    8 июля 2024 17:36
    Кто нам мешает пойти путем китайцев??? Коррупционеры в МО РФ - ЯСЕН ПЕРЕЦ!!!
    1. 0
      24 августа 2024 00:13
      Ни в коем случае этого делать нельзя — придётся расстрелять процентов 90-95. (Это не шутка)
  25. 0
    10 июля 2024 12:14
    А комплекс ХИБИНЫ на Су-24 не годится? Его так рекламировали…
  26. 0
    14 июля 2024 14:35
    Мягко говоря вызывает большие сомнения компетенция автора.

    1. Помеха, по итогам воздействия которой беспилотник либо потеряет связь с центрами управления, либо у него мозги «скиснут» - штука нематериальная, в отличие от ракеты. Электромагнитные волны, которые летят в пространстве и выводят из строя электронику – это очень старо, но ядерный воздушный взрыв – не наш метод. А вот сгенерированный помеховый сигнал, отправленный в адрес «Ястреба» - почему нет? Он бездоказателен, как картечина в сравнении с нарезной пулей.

    выдавать очень тонкий (порядка 1-1,5 градуса) луч, по которому можно отправить должным образом сгенерированную помеху, которая нарушить некоторые процессы в мозгах беспилотника.


    1. Потеря связи с центром управления опасно для устаревших БПЛА. Сегодня даже Герань этого не боится. БПЛА может продолжать следовать заданной программе. Неприятно, но некритично.

    2. "Скисание мозгов" было и остаётся в научной фантастике. На сегодняшний день известны механизмы такового (вроде ЭМИ), но до боевого применения они очень и очень далеки.
  27. 0
    10 августа 2024 03:11
    Ну да. А Су57 - сразу на 6+++
  28. Eug
    0
    26 сентября 2024 05:46
    Интересна мощность, потребляемая системами РЭБ, и возможности генерации на борту. Нужна ли установка дополнительных привод-генераторов или можно обойтись двумя (ГП-21 и подобных).
  29. 0
    30 сентября 2024 10:34
    . сами подавители на ламповой элементной базе.
    Врядь ли. Наверное просто лампа бегущей волньi в оконечном каскаде. А сама злементная база цифровая, сигнальньiе процессорьi итд