Беспилотный перехватчик «Воган 9СП»

17 805 15
Беспилотный перехватчик «Воган 9СП»
БПЛА "Воган-9ПС" на выставке


Для борьбы с беспилотниками противника предлагается использовать различные средства и тактики. Одной из популярных идей является создание беспилотника-перехватчика, который сочетает в себе необходимые лётные характеристики, мощь боевой части и относительно невысокую стоимость.



Недавно российская промышленность представила новый проект в этой области — специализированный БПЛА «Воган-9СП».

Выставочный образец


В первых числах июля в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Технологии обнаружения и противодействия беспилотным летательным аппаратам» (БПЛА), организованная Центром компетенций в области беспилотных технологий «RuDrones» и НИИ «Вектор». В мероприятии приняли участие специалисты профильных организаций, которые обсудили актуальные вопросы и представили новые разработки.

Компания Red Line впервые представила на конференции свой специализированный беспилотник-перехватчик «Воган-9СП». Участники мероприятия узнали о некоторых тактико-технических характеристиках и принципах работы этого устройства.

Было сообщено, что новый БПЛА перехвата и сопутствующие средства авиационного комплекса успешно прошли лётные испытания на полигоне. В настоящее время проводятся необходимые проверки, демонстрируются возможности системы и подтверждаются расчётные характеристики.

Одновременно с этим идёт разработка усовершенствованной версии «Вогана» с улучшенными лётными характеристиками. Одной из целей проекта является повышение максимальной скорости полёта по сравнению с исходной конструкцией, что должно значительно увеличить боевую эффективность.

Испытания БПЛА проходят успешно, и компания Red Line не собирается останавливаться на достигнутом. Вполне вероятно, что новый беспилотник будет протестирован в зоне проведения специальной военной операции. В случае получения положительных результатов, он будет запущен в серийное производство и поставлен в войска.

Зенитный комплекс


Из доступной информации следует, что беспилотная система перехвата «Воган-9СП» состоит из нескольких основных компонентов. Это сам БПЛА, который отвечает за поражение цели, пусковая установка для него, операторский пульт с системой управления и целеуказания, а также радиолокатор обнаружения.

Судя по размерам и весу беспилотника-перехватчика, система предназначена для переноски или перевозки.


Сбитый украинский БПЛА "Баба Яга". Перспективному "Вогану" предстоит бороться в т.ч. с такими объектами. Фото Telegram / "Уголок Ситха"

«Воган-9СП», по всей видимости, относится к типу летательных аппаратов под названием «тейлситтер». Точные размеры и вес этого устройства пока не известны. Однако можно предположить, что его общая длина составляет примерно 400–500 миллиметров, а поперечное сечение меньше.

Тейлситтер
От англ. tailsitter, букв. "сидящий на хвосте"

Беспилотник вертикального взлёта, который, оказавшись в воздухе, поворачивается горизонтально и летит, как дрон самолетного типа. Для посадки такой беспилотник вновь возвращается в вертикальное положение и приземляется на специальные "рёбра", отходящие от крыльев и хвоста, которые служат ему опорой. От конвертопланов такую конструкцию отличает отсутствие поворотных элементов.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) имеет фюзеляж характерной вытянутой формы. Внутри него расположены средства наведения и управления, боевая часть и аккумулятор.

В центральной части фюзеляжа прикреплены четыре стреловидные плоскости. На их концах установлены электродвигатели с воздушными винтами.

Для поиска воздушных целей и наведения на них в носовой части фюзеляжа установлена видеокамера. Бортовая система управления может выполнять команды оператора или работать самостоятельно в определённых режимах. Другие подробности не раскрываются.

В носовой части фюзеляжа расположена боевая часть неназванного типа. Вероятно, это фугасный или осколочно-фугасный боезаряд. Масса боевой части не сообщается.

Запуск БПЛА осуществляется из контейнерной пусковой установки с наклонной направляющей. Получив необходимую начальную скорость, беспилотник продолжает полёт самостоятельно за счёт своих винтомоторных групп. В текущем виде «Воган-9СП» может развивать скорость до 200 км/ч. Модернизированная версия будет способна разгоняться до 250 км/ч. Дальность и высота полёта не уточняются.

Раскрыт общий принцип действия комплекса. Следить за воздушной обстановкой и искать беспилотники противника предлагается с помощью малогабаритной РЛС. При обнаружении цели оператор запускает беспилотник-перехватчик. Полёт к цели, по всей видимости, осуществляется под управлением оператора. Также вражеский БПЛА подсвечивается лазером-целеуказателем, который обеспечивает наведение перехватчика в конечной части траектории.

Во время полёта «Вогана-9СП» оператор может следить за целью с помощью штатной камеры БПЛА. Если цель подлежит уничтожению, оператор даёт соответствующее разрешение и команду. Затем автоматика наводит беспилотник на подсвеченную лазером цель и производит подрыв боевой части.

БПЛА против БПЛА


Уже давно понятно, что для борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) разных типов необходимы специализированные средства. Предлагаются различные варианты решения этой задачи.

Одна из популярных концепций — использование специализированных беспилотников для борьбы с БПЛА. К этому классу относится новая отечественная система «Воган-9СП».

«Воган-9СП» можно назвать упрощённой и более доступной версией зенитного ракетного комплекса. В её состав входят все необходимые компоненты для обнаружения, управления и уничтожения целей. При этом они оптимизированы для выполнения конкретной боевой задачи, что позволило уменьшить требования к характеристикам и упростить всю систему.


Реактивный ударный БПЛА Banshee Jet 80+ британского производства, поставленный на Украину, - еще одна потенциальная часть для беспилотников-перехватчиков. Фото Telegram / Д.В. Пушилин

Такой подход к созданию архитектуры и принципов работы системы имеет очевидные преимущества. Прежде всего, это простота конструкции, эксплуатации и использования. Кроме того, система и её беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стоят значительно меньше по сравнению с традиционными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК), обладающими схожими боевыми возможностями.

При этом технические характеристики «Воган-9СП» вполне достаточны для борьбы с типовыми воздушными целями.

Стоит отметить выбранные способы наведения перехватчика. Он оснащён дистанционным управлением и системой самонаведения, которые используются на разных этапах полёта. Участие оператора упрощает процесс управления и наведения, а автоматическая наводка на подсвеченную цель позволяет исключить человеческий фактор на наиболее важном участке траектории. Это, в теории, обеспечивает максимальную точность, которую позволяет достичь имеющаяся электроника.

Параметры боевой части остаются неизвестными. Вероятно, её масса не превышает нескольких сотен граммов. Однако высокая точность наведения на цель и возможность пролёта в непосредственной близости от неё позволяют более полно реализовать потенциал боевой части. Кроме того, следует учитывать особенности типовых целей, таких как лёгкие или средние беспилотные летательные аппараты разведывательного и ударного назначения. Эта техника не отличается прочностью и живучестью, поэтому даже небольшой фугасный заряд может нанести ей фатальный урон.

Можно предположить, что система «Воган-9СП» способна бороться не только с воздушными целями. Её технические особенности и характеристики, по крайней мере в теории, позволяют наносить удары и по наземным или надводным объектам. Однако эффективность удара в этом случае будет ограничена мощностью относительно лёгкой боевой части.

Тем не менее, сначала беспилотная система перехвата должна пройти проверку и подтвердить свои качества. Сейчас «Воган-9СП» находится на испытаниях, и в ближайшем будущем такие изделия могут попасть в зону боевых действий и столкнуться с реальными целями. Однако пока неясно, сколько времени займёт этот процесс и к каким результатам он приведёт.

Проблемы и решения


Специальная военная операция по защите Донбасса продемонстрировала необходимость создания и широкого внедрения средств борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Многие отечественные организации и группы энтузиастов взялись за разработку таких систем различных классов, и регулярно представляют новые образцы.

На недавней тематической конференции в Санкт-Петербурге был представлен целый ряд подобных разработок, и некоторые из них имеют шанс быть принятыми на вооружение.

Проект системы перехвата «Воган-9СП» от компании Red Line вызывает интерес с точки зрения своей общей концепции и способов реализации. Однако пока что реальный результат проекта остаётся неясным. Беспилотному перехватчику ещё предстоит завершить все испытания в различных условиях, и только тогда станет понятно, сможет ли он занять своё место в армии и на фронте.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    4 июля 2024 05:59
    Одноразовость в совокупности с дорогостоящей системой наведения, делает комплекс не самым оптимальным средством по критерию "стоимость-эффективность". Наличие бортового СПВ, да хоть в виде обреза и многоразовость применения, было бы, с моей точки зрения, более оптимальным решением. Если пугает отдача, можно разработать микро НАР с различными БЧ.
    1. +1
      4 июля 2024 07:15
      Цитата: ИВЗ
      Одноразовость в совокупности с дорогостоящей системой наведения, делает комплекс не самым оптимальным средством по критерию "стоимость-эффективность"
      Ну наведение на подсвет лазером далеко не новинка, и цену вряд ли сильно задерёт, а вот слишком "культурный" вид для по сути расходника настораживает, как и запуск из наверняка индивидуального контейнера. Возможно, судя по схеме, реализован возврат в случае промаха отмены, так что одноразовость не 100 процентная, но на кой контейнер?!.
    2. +1
      4 июля 2024 10:49
      Совершенно очевидно, что такой перехватчик не будет гоняться за ФПВ -дронами. Это слишком дорого и не эффективно. Его основные цели - это дроны разведчики. Они в целом и по больше и по дороже и как цель - более значимая.
  2. +6
    4 июля 2024 09:11
    В текущем виде «Воган-9СП» может развивать скорость до 200 км/ч. Модернизированная версия будет способна разгоняться до 250 км/ч.

    Скорость явно недостаточна для заявленных целей. Тот же Banshee Jet 80+ как на фото имеет скорость 720 км/ч, как он его будет перехватывать?
    У более простых винтовых БПЛА типа Гераней скорость около 180-190 км/ч. Даже 250 максимальной скорости явно мало для перехвата.
  3. +2
    4 июля 2024 09:23
    1) то есть 1/1 по сути.
    фи.
    2) и обычный БПЛА можно легко подкрутить на подрыв рядом...

    Как это было в Городке: " если разницы никакой, зачем платить больше..." (ответ известен)
  4. +2
    4 июля 2024 10:49
    Если переделать на тянущие двигатели - он сможет автономно садится и взлетать. И его можно использовать режиме ожидания (засады) . Напрашивается решение - сделать его многоразовым и многозарядным. Например заряды с дробью. Что бы не было отдачи , установить слабо зафиксированные стволы-гильзы в направляющие. Т.е. дробь летит в одну сторону , а гильза - ствол в противоположную.
  5. +3
    4 июля 2024 14:09
    Основная проблема - наведение на цель с помощью подсвета лазером - вообще никак не отражена в тексте. Кто будет это делать, как ? ФПВ для такого целеуказания вообще неуязвимы. Остаётся крупняк, но цели самолётного типа могут быть быстрее. Этот перехватчик против кого сделан ? Непонятно ..
    1. 0
      21 июля 2024 00:01
      Цитата: cpls22
      Основная проблема - наведение на цель с помощью подсвета лазером - вообще никак не отражена в тексте
      lol

      нет. Основная проблема - доступность клавиатуры Рябову !!!! wink

      Цитата: cpls22
      Этот перехватчик против кого сделан ? Непонятно ..
      request
  6. +2
    4 июля 2024 20:16
    Название БПЛА было навеяно фильмом "Автостопом по галактике"?
    Тамошние Воганы, исключительно тупые и упёртые грушеобразные инопланетяне.
    1. 0
      15 августа 2024 14:13
      Наиболее подходящее:
      Воган, Эдвард — русского флота капитан командор, погиб при взрыве корабля 26 июня 1715 г.
      (выделение моё)
  7. +1
    7 июля 2024 07:38
    и некоторые из них имеют шанс быть принятыми на вооружение

    СВО уже третий год, а тут только ещё есть шанс. А может и не быть. Долго раскачиваемся.
  8. -2
    4 августа 2024 18:58
    Судя по обводам и конструкции создатели данного БПЛА находятся на верном пути. Примерно так я перспективный боевой БПЛА и представлял. Однако, есть дефекты, которые неучтены, а также прослеживается стереотипность мышления.
    Прежде всего, надо заменить электрическую установку на ДВС. Старт должен быть вертикальный, из окопа или оврага, без направляющих. Аппарат должен быть многоразовым. Активная РЛС удобна для конструирования, но основой должно быть всё же оптическое наведение. Имеющаяся система наведения и управления взята с гражданских БПЛА (по идеологии) и удовлетворительных результатов дать не сможет.
    .
    На критику могу ответить с более детальными предложениями, но не задаром.
    1. -1
      4 августа 2024 19:05
      .
      заказывать данный БПЛА надо уже сейчас, в больших количествах и испытывать именно на фронте. Надёжность аппарата зависит только от комплектующих, потому чего их испытывать? Те недоработки, о которых я пишу не помешают использовать аппарат. А недостатки на фронте выявятся реальные, тогда как на испытаниях в МО "недостатки" зависят от придирок полковников-коррупционеров.
      .
      Допустим, аппарат окажется настолько плох, что единственным его применением будет уничтожение одиночных бойцов ВСУ. Посчитайте цену одного уничтоженного врага в ходе СВО. По моим прикидкам - около миллиона долларов. Поэтому даже если аппарат стоит тысяч 50, его применение оправдано.
    2. 0
      5 сентября 2024 11:39
      Что от могилизации откосить нехватает или в европах жизнь подорожала? А по сути ваши предложения чушь собачья.
      1. 0
        4 октября 2024 18:51
        Может и чушь, а может и нет. ты даже и чуши выдать не можешь, только гавкаешь.