Дорога к звездам. Кризис современной космонавтики

41


Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперед от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.


А вот астронавты NASA рискуют навсегда застрять на Земле. В связи с финансовыми затруднениями, тяжелое положение сложилась вокруг «флагманской программы» американского космического агентства. Ситуацию усложняет отсутствие у NASA и какой-либо внятной стратегии исследования Космоса: после прекращения полетов «Шаттлов», специалисты так и не пришли к единому решению по теме пилотируемых полетов в космос. Кто будет доставлять американских астронавтов на орбиту в ближайшем будущем? Перспективная программа «Орион», коммерческие проекты, такие, как грузовой космический корабль «Дрэгон» или пожилые «Союзы-ТМА» Роскосмоса? А может быть, стоит вообще отказаться от пилотируемых запусков – объективно, на сегодняшнем этапе технического развития, нет никакой необходимости для нахождения человека в космосе, со всеми задачами прекрасно справляются автоматы.

За 55 лет своего существования NASA умудрилось потратить на космические исследования 800 млрд. долларов, значительная часть которых ушла на так называемую «флагманскую программу» (flagship). Программа-флагман – повод для гордости для всего Человечества. В разные годы под её эгидой проводились миссии «Вояджер» (внешние области Солнечной системы), «Галилео» (работа на орбите Юпитера), «Кассини» (исследование системы Сатурна) – флагманские миссии сложны и исключительно дороги, потому такие запуски проводятся не чаще одного раза в десятилетие. В последние годы «флагманом» был тяжелый марсоход MSL (Mars Science Laboratory, он же – «Кьюриосити»). 6 августа 2012 года «реактивный кран» мягко опустил MSL на поверхность Красной планеты, а специалисты NASA задумались, чем же им заняться дальше?

Так, так… на следующий год нам выделяют 17 миллиардов… Можно пробурить ледяной панцирь Европы, чтобы узнать, есть ли под 100-километровым слоем льда на поверхности спутника Юпитера теплый океан с внеземными формами жизни. Или запустить еще один тяжелый марсоход? А, может быть, к концу этого десятилетия отправить миссию к далекому Урану?

Дорога к звездам. Кризис современной космонавтики


"Вспышка Иридиума". Красивейшее астрономическое явление, вызванное отражением солнечного света от зеркальных панелей спутников связи. В ночном небе вспыхивает ярчайшая звезда и плавно гаснет спустя 10 секунд. Положение каждого из 66 аппаратов системы "Иридиум" известно с высокой точность, что позволяет прогнозировать и наблюдать "вспышки"на всей территории Земли
Прогноз на ближайшие дни: http://www.heavens-above.com/IridiumFlares.aspx?lat=0&lng=0&loc=Unspecified&alt=0&tz=UCT


Исследовательский азарт ученых и специалистов NASA быстро остудил комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса. Руководству американского космического ведомства тактично напомнили, что они ««не способны обеспечить соблюдение графиков в пределах выделенного бюджета»». Больше всего вопросов вызвал проект орбитальной обсерватории им. Джеймса Уэбба – космический супер-телескоп с составным зеркалом диаметром 6,5 метров, удаленный от Земли на расстояние в пять раз дальше Луны (в открытом космосе ему не страшны искажения, возникающие от воздействия атмосферы и теплового излучения нашей планеты). В конце 90-х годов планировалось, что телескоп заработает уже в 2011 году, а его стоимость составит 1,6 млрд. долларов. Согласно современным оценкам, «Джеймс Уэбб» будет запущен не ранее 2018 года, а стоимость его жизненного цикла возросла до 8,7 млрд. долларов!

Средств нет, закрыть нельзя – именно таким афоризмом можно описать события, связанные с проектом «Уэбб». В ходе жарких дебатов конгрессмены все-таки согласились выделить требуемую сумму, но заставили руководство NASA отказаться от «флагманских» прогулок по «тропинкам далеких планет» – сперва следует достроить и запустить орбитальную обсерваторию. В итоге «Джеймс Уэбб», фактически не являясь межпланетной миссией, стал «флагманским проектом» NASA на ближайшие годы.



Телескоп "Джеймс Уэбб", преемник знаменитого "Хаббла"

Тем не менее, у NASA сохранились две более дешевые, но не менее интересные программы по исследованию Солнечной системы – «Дискавери» и «Новые рубежи». Каждые несколько лет NASA объявляет конкурс на новую межпланетную миссию, в котором участвуют ведущие университеты и научные центры США. Исходя из требований конкурса (обычно заранее оговаривается лимит стоимости и дата запуска), участники представляют свои проекты межпланетных миссий и объясняют специалистам NASA необходимость исследования выбранного небесного тела. Победитель получает право построить и запустить в космос собственный аппарат и удовлетворить свое любопытство.

Например, в декабре 2009 года разыгрывался запуск межпланетной миссии по программе «Новые рубежи», ориентировочно назначенный на 2015-2020 гг. В финале бились три интереснейших проекта: миссия MoonRise по доставке на Землю вещества из бассейна Южного полюса - Эйткена на обратной стороне Луны (предложение от Университета Вашингтона, Сент-Луис), миссия OSIRIS-Rex по доставке на Землю вещества с поверхности астероида (101955) 1999 RQ36 (Университет Аризоны, Тусон) и миссия SAGE по исследованию поверхности Венеры (Университет Колорадо, Боулдер). Победу присудили миссии OSIRIS-Rex, которая отправится к астероиду в 2016 году.

Кроме «Новых рубежей», есть еще более простая и «дешевая» программа «Дискавери» стоимостью не более 500 млн. долларов (для сравнения «флагманский» марсоход MSL обошелся американскому бюджету в 2,5 млрд. долл.).
Большинство исследовательских миссий NASA выполняется именно в рамках «Дискавери». Например, летом прошлого года разыгрывались запуски на 2016 год. Всего поступило 28 заявок, среди которых были предложения о десантировании спускаемого модуля на Титан (крупнейший спутник Сатурна) и запуск космического аппарата для исследования эволюции комет. Увы, победа досталась довольно «банальной» и, на первый взгляд, менее интересной миссии InSight – «всего лишь» очередной аппарат для исследования Марса. Американцы ежегодно отправляют аппараты в этом направлении, похоже, они имеют большие планы на Красную планету.

Межпланетная космическая станция "Юнона" для исследования Юпитера. Предстартовая подготовка.


Всего по состоянию на февраль 2013 года в открытом космосе и в окрестностях других планет Солнечной системы находятся плеяда из 10 активных миссий NASA:

- MESSENGER изучает окрестности Меркурия. Несмотря на кажущуюся близость этой планеты, станции потребовалось шесть лет бесконечных гравитационных маневров, чтобы набрать скорость 48 км/с и наконец, догнать маленький неуловимый Меркурий (для сравнения: орбитальная скорость Земли 29 км/с).

- поверхность Марса усердно ковыряют ковшами марсоходы «Оппортьюнити» и «Кьюриосити» (MSL). Первый буквально пару дней назад справил юбилей – 9 земных лет на поверхности Красной планеты. За это время «Оппортьюнити» прополз по усеянной кратерами пустыне 36 километров.

- связь с марсоходами помогают поддержать космические аппараты «Одиссей» (11 лет на орбите Марса) и «Марсианский орбитальный разведчик» (7 лет на передовой), а также исследовательская станция «Марс-Экспресс» Европейского космического агентства.

- в 2009 году в окрестностях Марса прошла автоматическая межпланетная станция «Рассвет», направляющаяся в сторону Пояса астероидов. В 2011 состоялось её рандеву с карликовой планетой Веста. Сейчас аппарат медленно догоняет свою следующую цель – карликовую планету Цереру, встреча с которой намечена на 2015 год.

- где-то в черном провале между Марсом и Юпитером шириной в миллиард километров мчится межпланетная станция «Юнона». Запланированная дата выхода на орбиту Юпитера – 2016 год.

- уже 15 лет бороздит просторы космоса межпланетная станция Кассини (с июля 2004 года вертится на орбите Сатурна, миссия продлена до 2017 года).

- 7 долгих лет мчится в ледяной пустоте межпланетный зонд «Новые горизонты». В 2011 году он оставил за кормой орбиту Урана и сейчас находится «всего» на расстоянии 10 астрономических единиц (≈150 млн. км, как среднее расстояние от Земли до Солнца) от своей цели – планеты Плутон, прибытие запланирован на 2015 год. 9 лет полета и всего 2 дня на близкое знакомство с далеким холодным миром. Какая несправедливость! «Новые горизонты» промчится мимо Плутона на скорости 15 км/с и навсегда покинет Солнечную систему. Дальше только звезды.

- звездолет «Вояджер-2». Тридцать пять лет полета, за спиной – путь в 15 миллиардов километров. Сейчас аппарат находится в 100 раз дальше от Солнца, чем Земля – радиосигналам «Вояджера», идущим со скоростью 300 000 км/с требуется 17 часов, чтобы достигнуть антенн дальней космической связи в штате Калифорния. 30 августа 2007 года аппарат внезапно почувствовал, что вокруг него стих «солнечный ветер» (поток заряженных частиц от Солнца), зато резко возросла интенсивность галактического излучения. «Вояджер-2» достиг границ Солнечной системы.

Через 40 000 лет звездолет пойдет на расстоянии 1,7 световых лет от звезды Росс248, а через 296 000 лет достигнет окрестностей Сириуса. Цифры в сотни тысяч лет не пугают «Вояджер-2», ведь время для него навсегда остановилось. Через миллион лет корпус звездолета будет искорежен космическими частицами, но он по прежнему продолжит свой одинокий путь по Галактике. Всего, по предположениям ученых, «Воялжер-2» просуществует в космосе порядка 1 миллиарда лет и, вероятно, останется к тому моменту единственным памятником Человеческой цивилизации.

О тех, кто были в космосе первыми

Несмотря на несопостовимый масштаб проблем, ситуация в Роскосмосе в точности повторяет системный кризис NASA. И дело даже не в потери надежности при запуске космических аппаратов, проблема лежит гораздо глубже – никто не знает, зачем нам вообще летать в Космос. Космические технологии для России как старый чемодан без ручки: и тащить тяжело, и выбросить жалко.

Объяснения в стиле «это нужно для укрепления престижа страны» не выдерживают критики: есть более насущные проблемы здесь, на Земле, решение которых гораздо важнее для поднятия престижа России, чем пресловутые полеты в космос.

Коммерческие запуски и космический туризм? Тоже мимо. Годовая потребность коммерческих запусков – не более двух десятков в год.
Стоимость ракеты-носителя и обслуживание стартовой площадки окупается с большим трудом.



Международная космическая станция? Я вас умоляю! Эти ребята за 10 лет смогли изобрести лишь новые памперсы. На сегодняшний день накоплен достаточный объем знаний по космической биомедицине, на низкой околоземной орбите проведены все возможные и невозможные опыты, мы узнали все, что хотели узнать. Больше человеку на околоземной орбите делать нечего. Нужно смело идти вперед, но для этого нет ни внятных целей, ни средств, ни необходимых технологий.

Мы (в смысле - человеческая цивилизация начала XXI в.) летаем в Космос на тех же реактивных двигателях, на которых летал Гагарин, никаких других перспективных космических двигателей до сих пор не создано. Модные сейчас ионные двигатели (на самом деле они применялись еще в 60-е годы в системах ориентации советских спутников) имеют ничтожную тягу (меньше 1 ньютона!) и, несмотря на некоторый выигрыш при полетах к далеким планетам, кардинально улучшить ситуацию не способны. До сих пор полезная нагрузка 1% от стартовой массы ракетно-космической системы считается великолепным результатом! – потому какие либо разговоры о промышленном освоении Космоса, как и о базах по добыче руды на Луне, не имеют смысла.

Военные спутники-шпионы, спутники систем глобального позиционирования, научно-практические аппараты для исследования Земли, изучения климата и геологии нашей планеты, коммерческие телекоммуникационные спутники-ретрансляторы… вот, пожалуй, и все, для чего нам нужна Космонавтика. И еще, конечно, исследование далеких миров. Зачем? Наверное, в этом и есть предназначение Человечества.

Небольшая фотогалерея:


Приборная панель космического корабля "Восток-1", 1961 г.



Панорама кратера Индевор. Снята марсоходом Оппортьюнити во время пятой зимовки на поверхности Красной планеты.



Предстартовая подготовка марсохода "Оппортьюнити"



Посадочный парашют марсохода "Кьюриосити"



Исследователи Марса
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 февраля 2013 09:39
    Нужно смело идти вперед, но для этого нет ни внятных целей, ни средств, ни необходимых технологий.

    Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков (С)
    Лучше, чем Евгений Примаков о современности я еще не слышал слов:
    Кончилось время смелых, началось время смеленьких..

    Ждать практической отдачи от космоса сейчас, это все рано, что требовать от 3-х летнего ребенка зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.
    Но надеюсь так будет не всегда и не все думают, что космос и вообще прогресс нам не нужен.
    Торжество серых посредственностей будет не долгим.
    1. Shumer
      +4
      22 февраля 2013 10:52
      "Кончилось время смелых, началось время смеленьких.."
      1. +1
        22 февраля 2013 11:31
        Да, памятник шедевр, в стиле "голова на подносе". Кто-то, за такие шедевры, еще и премии получал.
    2. +12
      22 февраля 2013 14:29
      Цитата: ATATA
      Кончилось время смелых, началось время смеленьких..


      Я бы сказал кончилось время энтузиастов и смелых мечтателей-наступило время барыг и "эффективных менеджеров". Вся креативность которых заключается в умении делать лохов из граждан и государства, Такие пользуются почетом и уважением, а мечтатели энтузиасты совки и неудачники..НАСА то же самое расцвет пришелся на время противостояния и соперничества с СССР, что собственно и явилось движущей силой прогресса(конкуренция). Теперь такого противостояния нет, но и усилия обьединить не удалось, поэтому такая монополия неизбежно приводит к деградации и застою, что и наблюдается сейчас.
      Вот наглядный пример "эффективного менеджера" Михаил Прохоров.
      Ё-мобиль, Ё-партия, Ё-биатлон. Особенно обидно за биатлон, где мы скатились с передовых позиций до уровня третьесортных стран. Ну и где инновации, мудрые Вексельберги из Сколкова и нано Чубайсы? Вот пример с винтовками.из интервью А.Тихонова главы СБР России

      Прохоров собирался Россию пересадить на отечественный автомобиль. А как насчёт отечественных лыж и винтовок? Мы разрабатывали оружие совместно с 79-м отделом «Калашникова». Это было «оружие победы», которому не было равных в мире... Думаете, о том, что надо развивать наше производство, я не говорил Прохорову? Пустой звук. Они закупают партию пневматики, которую после 10 тренировок надо списывать. Такие новации… Или вот приобрели лыжи фактически ширпотребного качества и решили распространить по регионам. Так Пака, приехавшего с этими лыжами, в Чите просто послали. Сказали: «Что вы, обалдели! Мы спортсменов готовим, а не туристов!» Это снова к вопросу о том, что каждый должен заниматься своим делом. Следовало бы хорошо по заднице дать всем прихлебателям и прогнать тех, кто не имеет спортивного образования. Нет диплома - лопату в руки и Москву чистить вместо гастарбайтеров.
      Чем была хороша система подготовки в Союзе? Была пирамида, которая базировалась на массовом спорте: тысячи занимались, а наверх попадали единицы. А если у нас занимаются 10 человек, то из кого выбирать? Плюс в стране реально растёт нездоровое поколение. Я недавно ездил в Рязанскую область, так в двух районах я не видел ни одной коровы… О каком спорте говорить, если молоко - порошковое, мясо - западное генно-модифицированное. Вот что мы едим! Скоро хрюкать будем по-американски и мычать по-европейски…


      Вот и вся современная инновационная экономика про которую вешают нам лапшу на уши либералы во главе с премьером Медведевом. Не лопату им в руки надо а в вагон в клеточку и в Магадан всех скопом. тогда и будут инновации и космические прорывы да и в спорте опять будем впереди планеты всей.
      1. +3
        22 февраля 2013 20:50
        "Журнал капитана:
        Звездная дата 15.13.1. Космос. Последний рубеж. Человечество преодолело его, открыв дорогу к звездам, но мы по-прежнему мало что о нем знаем..."

        Эх, товарищ Аскет! Весь мой романтический настрой загубили своим жестоким, но - что и говорить - справедливым скепсисом.
        Насчет Прохора: еще слабо сказано!!! Этот .... мужской сожитель в свое время (200...-2009) был совладельцем нашего банка. Так он, падла, до того эффективно наруководил, что крупнейший в стране коммерческий банк поставил на грань развала. Если б нас почти на 100% французы у него не выкупили еще в 2010 г. - все!
        А за его "ёкарные" проекты гада вообще расстрелять мало. Агент Запада не иначе. Слов больше нет, токмо матерные остались...

        P.S.
        Пойду пересматривать "Стар Трек - Оригинальный сериал" и вздыхать над "Страной Багровых Туч". Когда они создавались, ситуация в отрасли была гораздо веселее.
      2. +2
        22 февраля 2013 22:35
        Где-то в октябре-ноябре прошлого года мне попались на глаза документы из которых следует что половина денег тематики "Диагностика" РОСКОСМОСа на которой я был задействован - банально сливается в договора на сторонние научные организации. А поскольку те организации - очевидно откровенно тупые - мы же за них и пишем научные отчеты. Послушал я что там пишется в качестве отчетов - полная дилетанщина - собственно качество там и не требуется - задача прямолинейная - банальный слив денег..
        После того как "москвичи" порезвились и забрали свою долю денег -
        дальше поле покуролесить уже для местной руководящей публики...

        Вот из своей практики я знаю - ну разворовали наверху половину денег, сильно большого вреда нет - ведь фактически идет избыточное финансирование так называемой науки. Но вот деятели на уровне руководства предприятия и чуть ниже костьми лягут чтобы ничего путного от оставшейся доли финансирования не получилось..
        И это факт..
  2. +1
    22 февраля 2013 09:53
    Зачем стремится в космос если можно сделать жизнь (состояние) космической... (((
    p.s. плиз в набор смайликов добавить "рука-лицо"
  3. straiser
    +3
    22 февраля 2013 09:58
    Пока не будет новых технологий, мягко говоря глупо тратить деньги на освоение околоземной орбиты. Лучше пополнили группировку спутников Гланас
  4. avt
    +6
    22 февраля 2013 10:03
    ,,Рыночной " экономики освоение космоса не нужно . Просто не нужно и все.Оно не укладывается в систему координат общества потребления . C падением CCCР у амеров стимула нет , вот пилят деньги потихоничку и по энерции в даль по чуть чуть закидывают .
  5. +3
    22 февраля 2013 10:11
    Когда было соперничество США и СССР, космонавтика развивалась семимильными шагами, это было соперничество систем. После развала СССР доказывать стало ничего. Окупаемость космоса дело далекого будущего. "А зачем вкладывать деньги в будущие проекты, которые потом принесут трильоны, когда можно сейчас хапать милиардами?" - такие вот идиомы у ведущих корпораций в наше время.
    1. +1
      22 февраля 2013 23:14
      Нашу космическую промышленность губит государство тем что сейчас готово вкладывать и вкладывает миллиарды.. Нашему НИИ не надо давать 2.7 миллиарда рублей в год - оно того не стоит.. К чему это привело - наверху блатной Генеральный директор - сын мэра Байконура, рядом - Зам по Науке - блатной уже от местных.... вокруг них руководящая тусовка из 30-летних мальчиков и сексапильных "девочек" ..
      Если говорить о слое руководителей комплексов - это такие тихони - "Шуры Балагановы", наиболее ярко замеченные только в создании двойных структур договоров и финансовой отчетности..
      А дальше идут уже технические специалисты - но не надо радоваться -
      Верх из них - это замшелые старые спецы которые в чем и преуспели - это в технике подковерных игр - где они хорошо знают - без технарей никуда..
      Все тонкие моменты по технике они обшушукивают в своем узком кругу..
      И чтобы было удобно - низ весь делается из малограмотной молодежи..

      И всем удобно - только вопрос вот с реальными результатами..
      И тут тоже все решаемо - как то в начале осени нас позвали убирать выставку для руководящей публики которая была в кабинете директора, Там директор показывал - на что идут миллиарды..
      Я лично был в шоке - большая часть представленного - это импортная техника на которую повесили бирки - "Сделано у нас.."
      Кстати по результатам той выставки наше НИИ включили в "Золотой фонд лучших предприятий России"..
  6. +2
    22 февраля 2013 11:25
    Изучение и освоение космоса всегда было мечтой человечества и соответственно стало одной из ключевых задач в идеологии социализма. К тому же это способствует быстрому развитию технологии и имеет военное значение.Поэтому в СССР этому вопросу уделялось такое внимание.А по соображениям военного характера и по соображением престижа, и Америка не собиралась отставать.
    После же начала перестройки ,а особенно после развала СССР,космонавтика буквально сколлапсировала.
    Оно и понятно,как уже отмечалось в комментариях, с точки зрения капиталиста развитие космонавтики (кроме военной) неэффективно.Зачем вкладывать деньги в то,что не приносит прибыли ? Лучше Макдональдс очередной построить. crying
    P.S С технической стороны главное решить проблему тяги.Тот, кто это сделает заслужит вечную благодарность со стороны человечества.
    1. +1
      22 февраля 2013 14:42
      Цитата: Одиссей
      После же начала перестройки ,а особенно после развала СССР,космонавтика буквально сколлапсировала.

      Космонавтика сколлапсировала в России в начале 2000-х. В 90- годы все шло отлично - летала станция "Мир", последние модули был присоединены в 1995 и 1996 годах. Разрабатывалась ракета-носитель "Ангара". Была попытка отправки АМС на Марс, увы, как всегда неудачная (все советские и российские марсианские станции провалили задание). Марс-96 сгорел в атмосфере Земли. Но суть не в этом - космонавтика в 90-е годы развивалась довольно успешно.
      Цитата: Одиссей
      и Америка не собиралась отставать.

      Здесь еще нужно посмотреть кто от кого отставал
      Цитата: Одиссей
      с точки зрения капиталиста развитие космонавтики (кроме военной) неэффективно.Зачем вкладывать деньги в то,что не приносит прибыли ?

      Грузовой корабль "Дрэгон" от частной компании SpaceX

      Рассуждения на тему: SpaceX не частная фирма, SpaceX получает деньги и технологии от НАСА - все эти рассуждения полная ерунда. Бюджет SpaceX в 100 раз меньше бюджета Газпрома. Самая обычная некрупная техническая фирма, коих по миру миллионы.


      1. 0
        23 февраля 2013 12:46
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Космонавтика сколлапсировала в России в начале 2000-х. В 90- годы все шло отлично

        По инерции некоторые программы продолжались,прежде всего,конечно,те из них,что были интересны иностранцам. Но все эти программы(кроме Ангары) родом из 80-х. Ангару же несмотря на огромный опыт проектирования ракето-носителей вот уже 20 лет не могут довести до ума.Постепенно старые программы закрывались,кадры уходили. Ну и пришли к нынешнему состоянию....
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Здесь еще нужно посмотреть кто от кого отставал

        Не спорю,американцы когда активно занимались космонавтикой были в полном порядке.Что не удивительно.Богатейшая страна,использует кадры со всего мира.и.т.д.
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Грузовой корабль "Дрэгон" от частной компании SpaceX

        Ну так эта компания действует в рамках контракта с НАСА. Бесспорно, если есть твердый контракт с государством обеспечивающий частной компании интересную ей норму прибыли эта компания будет работать в сфере космонавтики.
    2. 0
      24 февраля 2013 21:26
      Звёздный мальчик.
  7. biglow
    +2
    22 февраля 2013 12:22
    Сейчас происходит естественный застой перед очередным прорывом в технологиях.В периоды стагнации экономики всегда ученые много теоретизируют ,так это дешево ,а потом все сделают в железе.
    Допилят атомный двигатель для ракет,появятся материалы для строительства баз на луне и марсе и начнется новая космическая гонка
    1. Psyjoker
      +1
      22 февраля 2013 13:06
      Емнип, технология импульсного атомного двигателя уже имеется, есть проблемы с экраном-толкателем, который импульсы не переживает. Так что двигатель допилят очень скоро, если финансирование не уберут как всегда smile
      1. wartruk
        +2
        22 февраля 2013 21:30
        На счет импульсного атомного двигателя не знаю. Но зато знаю, что в этом году набор в академию космических войск имени Можайского увеличили раз в 10. А это что нибудь да значит.
        Эх... дожить до пилотируемого полета на Марс хотя бы )
  8. 0
    22 февраля 2013 12:35
    Всё гораздо сложнее и печальнее. С детскими мечтами о полётах к звёздам можно попрощаться. Статья называется "Недостижимый звёздный рубеж", автор - Чарльз Стросс. Не поленитесь прочитать, там написано всё ясно и с расстановкой. Главная причина - чудовищные расстояния, коллосальные энергии и время. Люди к звёздам не полетят, увы. request
    1. +8
      22 февраля 2013 13:49
      Цитата: Iraclius
      Статья называется "Недостижимый звёздный рубеж", автор - Чарльз Стросс.

      Cтросс несмотря на то,что числиться "писателем-фантастом",по образу мышления типичный английский мелкий буржуа.Он все занят высчитыванием "стоимости и рентабельности" космических путешествий.
      А между тем этот расчетливый "фантаст" ловко "не замечает" того,что его страна только в 2012 на армию потратила 60 млрд долларов,а главный хозяин кап.мира США 660 миллиардов !
      Всего же за последние 10 лет только эти 2 страны на армию,то есть на создание и поддержание системы убийства людей потратили более 7 триллионов долларов !!
      Если бы все эти деньги и все усилия потраченные на создание оружия,направили на развитие космонавтики,то вся Солнечная система давным давно была бы колонизирована. Да и исследование дальнего космоса существенно продвинулось бы вперед..
      1. 0
        22 февраля 2013 17:20
        Я так понял, что статью Вы прочитали. Но тогда почему за деревьями не увидели леса? wink Экономика экономикой, от неё многое зависит. Вы также забыли, что и русский Космос - результат гонки вооружений, а не следствие голого альтруизма. Смысл в том, что с середины прошлого века усилиями и фантастов в том числе в сознании людей укрепилась мысль, что Космос - это Океан, который стоит только переплыть, как на другом "берегу" нас будут ждать с распростёртыми объятиями. Какие берега? Кто будет ждать? Сам по себе Космос - это косная материя и гигантские, немыслимые расстояния. Космос чужд и враждебен человеку по определению. Это не живой, тёплый Океан, дышащий жизнью. Никакие достижения технологий не позволят преодолеть эти бездны пространства, даже до ближайшей звезды вне Солнечной системы, потому-что это ни к чему. Каков практический смысл? Или Вселенная кишит планетами земного типа? Сам ход технического прогресса подсказывает, что следующим этапом эволюции человека будет иной, небиологический, который сейчас пристально изучается трансгуманистами. И если кто и полетит к звёздам, то не человек, а что-то иное. yes
        1. +2
          22 февраля 2013 20:27
          Цитата: Iraclius
          Но тогда почему за деревьями не увидели леса?

          Потому что его там нет. smile
          Весь пафос второй части статьи Стросса основан на том,что освоение Солнечной системы возможно,но нерентабельно.На это есть прямое опровержение-за последние 10 лет Великобритания с США потратили на откровенно вредные цели более 7 трилл.долл. То есть тратить 7 трилл. на орудия убийства это нормально,а вот космос у них нерентабельный ?
          Что касается "дальнего космоса" то,конечно,технические трудности огромные.
          Но под лежачий камень вода не течет Надо работать.В конце-концов еще в начале 20-века полеты в космос тоже казались нереальной фантастикой.
          Цитата: Iraclius
          Вы также забыли, что и русский Космос - результат гонки вооружений, а не следствие голого альтруизма

          И того и другого.Идея освоения космоса лежит в самой сердцевине доктрины русского социализма.Недаром Богданов (один из ключевых членов ЦК большевиков первого состава) еще в 1911 году написал роман о полете на Марс.
          Цитата: Iraclius
          Каков практический смысл?

          У Земли (по крайнем мере в ее нынешнем капиталистическом виде ) куча практически нерешаемых проблем-бесконечные войны,плохая экология, перенаселение. Понятно,что надо их решать. Но если мы найдем и доберемся до планеты Земного типа у человечества будет шанс начать все сначала.
          Цитата: Iraclius
          Сам по себе Космос - это косная материя и гигантские, немыслимые расстояния. Космос чужд и враждебен человеку по определению. Это не живой, тёплый Океан, дышащий жизнью. Никакие достижения технологий не позволят преодолеть эти бездны пространства, даже до ближайшей звезды вне Солнечной системы, потому-что это ни к чему.

          Глубоко копаете )) Вы практически перефразировали Паскаля-"Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня»
          А вот мне ближе античное понимание Космоса-как наилучшего, совер-
          шеннейшего произведения искусства.
          То есть то,что Вы написали это просто выражение вашего собственного,личного мировоззрения
          1. 0
            23 февраля 2013 09:41
            Кроме экономики есть и другие, ещё более серьёзные причины. Например, законы физики.
            Варианты того, что Вы верите в сказке о том, что С не является константой, а также существует мировой эфир и добрые зелёные человечки с Марса, не рассматриваю. yes
            Так вот, осознание того факта, что сверхсветовые скорости невозможны, а околосветовые - недостижимы и непереносимы для живых организмов, то именно это, а не моё мировоззрение и Ч.Стросс, ставит жирный крест на колонизации Космоса.
            Мне ближе рационализм беспокойного старика Декарта. если на то уж пошло... wink
    2. bask
      0
      23 февраля 2013 08:21
      Люди к зёзда ещеё не скоро полетяьт.
  9. Psyjoker
    +7
    22 февраля 2013 13:02
    Потому что люди — иди*оты Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы

    Рей Брэдбери smile
    1. +6
      22 февраля 2013 14:25
      Цитата: Psyjoker
      придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone

      Бесконечные менеджеры и костюмы для собак - это конечно доставляет
      Но зачем сюда приплели iPhone?

      Гениальная технология управления изоображением с помощью жестов, микроэлектроника, поддержка новых протоколов связи...полезная во всех смыслах штука, микроэлектроника - важное условие на пути к звездам. В США стоит 100 баксов (+ контракт на два года с условим тратить по $30 в месяц, влючает связь и беспроводной интернет).
      То, что в России из него сделали тотемный идол и продают за штуку баксов - это уже не проблемы Айфона.

      В фантастических романах 50-х годов космонавт мог звонить на Землю с Марса, накручивая диск телефона. Или помните, как в Туманности Андромеды: Эрг Ноор сел за рычаги счетной машины
      Вот такая история, прогресс пошел по немного другому пути, чем предполагали фантасты середины XX века

      1. Psyjoker
        0
        22 февраля 2013 14:56
        А я то чего? Это цитата слов Рея Брэдбери, у него и спросили бы, будь он жив recourse
        1. Farn
          0
          22 февраля 2013 20:41
          так можно про всё сказать. у человечества нет иного смысла жизни, кроме размножения и потребления , к сожалению . Летали бы мы куда-нибудь - это было бы то же самое потребление (добыча ресурсов и т.д) От освоения Луны мы получим кучу гелия-3 (для того, чтобы рекламный менеджер зарядил свой айфон, где можно заказать костюм для собаки laughing )
  10. +2
    22 февраля 2013 13:04
    ИМХО Человечество достигло определенного порога своих возможностей на данном уровне техники и технологий. Прорыв на новый уровень возможен видимо очень не скоро. (может быть -обуздание гравитационных сил, может быть- научимся "менять" пространственно- временной континиум....но это пока- фантастика)

    Америке же респект за развитие внеземной астрономии.
  11. +5
    22 февраля 2013 13:11
    Люди полетят к звездам!!!! Люди полетят к звездам, когда появятся Империи! Когда правители будут думать о будущем а не о сиюминутном, когда в мире лозунг, "а что оставил потомкам ты " будет актуален.И тема космоса, на мой взгляд, перекликается с темой семьи и потомков, ведь если нет детей тогда живем одним днем и на кой космос
    1. Farn
      0
      22 февраля 2013 20:42
      Когда границы стран падут и все станут единым - человечеством , тогда может что-то и выйдет. А для этого , нужно чтобы мы встретились с неземной цивилизацией
  12. +4
    22 февраля 2013 13:15
    Был стимул в космической гонке в 50-е 60-е годы, чья система лучше. В 1991 г. одна из систем исчезла. С кем соревноваться? коль все одинаковые и нет идей
    а есть только деньги и их подсчитывание. Когда соревновались ни одна из сторон денег на космос не считала... Надо было быть первым хоть где и любой ценой, а сейчас??? Вот и идут везде сокращения... По В.И.Ленину: "ИДЕЯ только тогда становится материальной силой, когда овладевает массами!" Где сейчас идеи по покорению и освоению космоса?! Нема! Так что "маемо, що маемо...."
  13. 0
    22 февраля 2013 13:47
    Ну статья пессимистическая совсем для поднятия оптимизма ):
    1.В России создается принципиально новая энергодвигательная установка для космических миссий.
    Мечта Сергея Королева, Вернера фон Брауна и их предшественников - получить мощную энергетику для космических полетов и длительной работы на орбите - в скором времени может осуществиться.
    2. Маячит термоядерный двигатель-http://www.computerra.ru/41944/nachalas-podgotovka-k-ispyitaniyam-mod/
    .
    3. Солнечный парус -Советскими учёными была изобретена схема радиационно-гравитационной стабилизации космического аппарата, основанная на применении солнечного паруса. Первое развёртывание солнечного паруса в космосе было произведено на российском корабле «Прогресс» 4 февраля 1993 года в рамках проекта «Знамя». Солнечный парус — самый перспективный и реалистичный на сегодня вариант звездолёта.
    1. +3
      22 февраля 2013 14:12
      Цитата: viruskvartirus
      Солнечный парус — самый перспективный и реалистичный на сегодня вариант звездолёта.

      Шутка понравилась.
      Как будет создаваться тяга в межзвездном пространтве?

      Использование солнечного паруса возможно лишь во внутренних областях Солнечной системы, при удалении от звезды тяга резко падает до нуля. Идея "накачивать" парус издалека Мега-лазером такая же утопичная, как и "термоядерный ракетный двигатель" (до сих пор не могут удержать реакцию даже в лабораторных условиях).

      Цитата: viruskvartirus
      1.В России создается принципиально новая энергодвигательная установка для космических миссий.

      В актовом зале висят два портрета: академика Иванова, который изобрел паровоз, пароход и аэроплан и академика Петрова, который изобрел академка Иванова

      На иллюстрации - процесс появления "Вспышек Иридиума"
      1. +1
        22 февраля 2013 14:43
        ))) "тяга в межзвездном пространтве" вы уже дальше собрались не освоившись в солнечной систетеме, а для этих целей парус самое то...а межзвездное пространство-самое реальное ТЯРД на реакции дейтерий- гелий-3 (по причине отсутствия нейтронного выхода).
        "В актовом зале висят два портрета: академика Иванова, который изобрел паровоз, пароход и аэроплан и академика Петрова, который изобрел академка Иванова" не совсем понимаю сарказма...ничего принципиально невозможного в таком двигателе нет...по поводу «Иридиума» не путайте белое с квадратным...
        "Этот проект вовсю реализуется. Уже идут работы по топливу. По ряду типов топлива начались испытания", - сообщил "Интерфаксу-АВН" в среду руководитель кластера ядерных технологий Фонда "Сколково" Денис Ковалевич.
        По его словам, разработка ядерной энергодвигательной установки проходит без задержек. "Третий год подряд будут выделяться деньги на этот проект. Работа по нему двигается вперед", - сказал Д.Ковалевич.
        Он напомнил, что наземные испытания установки должны начаться в 2014 году, а в 2017 году установка должна быть готова для запуска в космос.
        "Я считаю, что этот проект реализуем. Другое дело, в какой мере и когда космическая отрасль сможет воспользоваться этой установкой, но этот вопрос нужно адресовать к ним. Мы-то ядерную часть, энергетическую установку мегаваттного класса, сделаем", - сказал руководитель кластера ядерных технологий.
        Также он рассказал, что разработка ядерной энергодвигательной установки ведется без привлечения иностранных специалистов, поскольку там много двойных технологий. "Это - российский проект", - сказал Д.Ковалевич.
  14. сашка
    0
    22 февраля 2013 14:02
    Ну вот летает МКС на орбите,Прогрессы воду возят..Кто-бы объяснил чем они там занимаются?
    1. +2
      22 февраля 2013 14:42
      сашка,

      Все подробности о программах исследований и мониторинга можно посмотреть
      здесь

      Результаты выполнения программ и их ход подробно здесь
  15. djon3volta
    +4
    22 февраля 2013 14:12
    а ведь могло быть и так,если бы...
  16. +2
    22 февраля 2013 15:34
    Дальний космос мы проиграли, но и НАСА на пределе своих возможностей, исходя из наличия систем выведения. Прорывным проектом должен стать космоплан, взлет и посадка по самолетному, вывод на низкую орбиту дешевого груза. Задача по созданию космоплана очень серьезная, новые материалы, новые двигатели. Кто нибудь объяснит почему посадка в стиле "шаттл" лучше чем полное торможение орбитальной скорости двигателем и вертикальное падение, при этом скорость на высоте 30 км. не более 3-х махов.
    1. cyberandr
      0
      22 февраля 2013 15:56
      что значит проиграли? Забили скорее :)
    2. 0
      22 февраля 2013 16:14
      Цитата: Jurkovs
      почему посадка в стиле "шаттл" лучше чем полное торможение орбитальной скорости двигателем и вертикальное падение

      Потому что для двигателя торможения нужно возить топливо с собой, а если тормозить всю траекторию спуска, то вероятнее одного вагона-цистерны будет недостаточно.
  17. +2
    22 февраля 2013 16:41
    Прогресс никогда не остановится. Как и весь мир, он движется волнами. Подъём-кризис.
    Прогнозирование можно основывать на аналогиях. Зачем люди, жившие компактно в областях зарождения цивилизаций, расселялись на необжитых территориях?
    - жить становится тесно, растёт конкуренция;
    - правящая элита устанавливает неподъёмные законы;
    - катастрофы природные и экологическое загрязнение;
    - манят нетронутые ресурсы, жажда раздобыть сырьё подешевле;
    - в военном плане из космоса можно окружить противника.
    - и т.д.

    Уверен всё необходимое для скачка уже изобретено, но держится под сукном, чтобы ещё заработать на старой доброй нефти. Вот в Китай всё производство вывели, а почему? Дешевле. А в космосе при вакууме и отсутствии силы гравитации, без ограничения на размеры солнечных батарей, не загрязняя природу производить кое-что будет дешевле. И чем дальше тем больше.

    Элита боится потерять контроль. И хочется и колется. Тут всех можно загнать в мегагорода, и то трудно контролировать в 2-мерном пространстве, а там в 3-хмерном? Но, если не будет искусственного апокалипсиса, то будем летать. Сколько стран уже там? Технологии дешевеют. Будет скачок, обязательно будет.
    1. daxed
      0
      22 февраля 2013 18:52
      "Уверен всё необходимое для скачка уже изобретено, но держится под сукном".

      Почему под сукном? - всё в открытой печати - http://www.filosofia-itogi.ru/dvijitel.html
  18. SHOGUN
    0
    22 февраля 2013 17:52
    Цитата: Petrix
    Объяснения в стиле «это нужно для укрепления престижа страны» не выдерживают критики: есть более насущные проблемы здесь, на Земле, решение которых гораздо важнее для поднятия престижа России, чем пресловутые полеты в космос.


    Что, предлагает автор? У него как я вижу есть свое, особое мнение. А если нет? Зачем озвучивать чужие, упаднические мысли? Исходя из такой логики, может все научные проекты закрыть? Есть же дела более важные, чем пресловутые полеты в космос, и прочие сферы науки, благодаря которым, например: автор имеет возможность писать свои статьи.
  19. +3
    22 февраля 2013 21:44
    Человечество не готово к оствоению космоса, и я говорю не про ракеты и космические корабли, я говорю про создание хотя-бы частично автономных поселений. Что нужно сделать чтоб развить нужные технологии? Первое - создать государство Антарктида - закрытые города, тяжёлые условия работы, вот когда это государтсво станет самодостаточно можно перейти ко второй фазе. Второе - создать государство Атлантида - под водой, добиться высокой степени самодостаточности. И только потом мы подойдем к созданию государства Селена. К тому времени как раз создадут достаточно надежный ядерный двигатель, и возможно термоядерную электростанцию (как причину освоения Луны).
    1. 0
      22 февраля 2013 22:08
      Точно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!111
  20. 0
    22 февраля 2013 22:27
    Космос нужен! Мы одни из лидеров. Мы таким трудом это завоёвывали, и всё бросить. Нужен прорыв!!!!!
  21. uhjpysq1
    0
    23 февраля 2013 07:29
    антарктида как суверенное государство!!! интересно было бы раздуть эту тему!!! новая утопия?!
    1. 0
      23 февраля 2013 14:32
      Экспортный потенциал Антарктиды колосальный, кроме прочих полезных ископаемых, которые из под льда непросто достать, запасы Антарктиды - пресная вода в виде льда, 80% планетарных запасов воды.
      С развитием сланцевой добычи газа стоимость воды будет рости быстрее.
  22. busido4561
    0
    23 февраля 2013 08:25
    Всех с праздником Днем Защитника Отечества! soldier
  23. Комментарий был удален.