F-22 Raptor будет списан. Самый дорогостоящий истребитель уйдёт в историю

89
F-22 Raptor будет списан. Самый дорогостоящий истребитель уйдёт в историю

Вот как говорил мой литературный друг детства Карлсон, я так не играю. Нет, правда! Мы столько лет читали, писали, мерились циферками, делали прогнозы, надеясь, что эта золотая хреновина что-то такое изобразит – и вот всем, как говорится, мокрой тряпкой по сусалам.

«Хычник», то есть, F-22A Raptor начинает свое движение… ну да, если Конгресс опустит лапки, то в морг. То есть, на известное всему миру кладбище самолетов на авиабазе ВВС «Девис-Монтен» в городе Тусон, штат Аризона, где хранится более 4400 летательных аппаратов и 40 космических кораблей.




Конгрессмены пока держат оборону, но натиск командования ВВС США усиливается год от года и в итоге, есть такое предчувствие, что Конгресс капитулирует.

Спросите, а чего такого страшного возжелало руководство ВВС США, что в схватку с ними вступил сам Конгресс США?

А они хотят списать ВСЕ самолеты F-22. Не 32, как в прошлом году, а все до единого, сколько их там у них осталось.

Самые дорогие и безобидные воздушные бойцы, две сотни которых за 20 лет боевой службы одержали ОДНУ воздушную победу над китайским пузырем по замыслам командования ВВС США должны уйти на списание и в историю.


Вообще логично: если истребители «завоевания господства в воздухе» превратились в истребители бюджета – генералы соображают вполне нормально. Ведь каждый час полета «Рапторов» обходится в изрядную сумму (полная стоимость полетного часа 44 296 долларов США) военному бюджету США, а он хоть и бездонный, но отнюдь не бесконечный. Увы.

Ну и обслуживание, хоть и не является самым трудоемким (30 человеко-часов на 1 час полета), были и более прожорливые в этом плане самолеты (F-104, например, 50 человеко-часов), тем не менее, в ВВС хотели бы поменьше и подешевле. Производители обещали снизить аж до 19 человеко-часов по мере освоения самолета, но что-то пошло не так.

В итоге уже лет 10 назад все поняли, что получилась «Армата», то есть, идеальный боевой самолет мирного времени. Ну такой, для участия в выставках, международных форумах, парадах и прочих мероприятиях, которые если и наносят ущерб, то только бюджетам.

А вот военных конфликтов F-22 старался избегать. Так вот малозаметно, в режиме «стелс», «Раптор» облетал сторонкой те места, где можно было бы поиграть мускулами. И где сражались американские летчики на самолетах поплоше, F-22 был «стелсом» в самом прямом смысле этого термина. Его никто не видел даже в локальных конфликтах, за исключением вылетов в качестве не пойми кого: в 2015 году один F-22 принял-таки участие в…


Впрочем, тут лучше предоставить слово генералу Хоуку Карлайлу, глава боевого командования ВВС в операции «Непоколебимая решимость»:

«Находясь в воздухе, F-22 выполнял свою ударную задачу, но также был «перепрофилирован» пять раз во время полета, что означало, что его основная цель изменилась. F-22 выполнял разведывательные миссии, отслеживая истребители на земле, использовал свои передовые датчики для перенаправления других самолетов и вызова дополнительных ударов, передавал данные о своих миссиях и сопровождал бомбардировщики к их целям. Во время полета, который длился 11 часов, F-22 потребовалось семь дозаправок».


Это было на ресурсе «AirForse Times» в июне 2015 года.

Ну… можно прослезиться от умиления. Противотанковые снаряды бы делать из этих людей… Хана танкам в мире настала бы всем. 11 часов в кресле, семь раз дозаправляясь, выполнил столько заданий… Специально изучил первоисточник, вдруг ошибка, и там 6 штук летало. Нет, один. Зато какой! Что самолет, что летчик. Полсуток сидя в пилотском кресле, непонятно чем питаясь… хотя какая кормежка, а отходы куда? Чтобы к концу полета в районе талии все задорно булькало и плескалось ароматно, да?


«Раптор» - простите, не «Утенок» Су-34, где есть кухонька размером с ладошку, чайник, микроволновка, спальное место (одно). Есть и биотуалет, и два санбачка от Су-27. И там реально второй член экипажа может прикорнуть на часок, если дальний перелет.

А вот как все это выглядело в исполнении пилота «Раптора» - было бы очень познавательно узнать.

Впрочем, сочинительство сказок и фантастических рассказов – в этом американцы были всегда сильны. Видимо, дух Азимова снизошел…

Но даже демонстрируясь, «Раптор», тем не менее, не был объектом сделок с союзниками. Даже с самыми близкими. Наверное, из реальных опасений очень сильно облажаться перед союзник5ами за такие деньги. Хотя… F-35 принял эстафету и продаваясь, тоже не летает примерно из тех же соображений. Очень дорого господам союзникам часто летать на таком чуде технологий.

Видали мы его… в прицелах!


Еще в 2012 году на страницах уважаемого нами National Interest была такая статья, написанная, правда, не кем-то из первого звена типа Кайла Мизоками или Тайлера Роговея, а совсем какой-то неизвестный мэн сработал. В статье говорилось, что пентагоновский суперкомпьютер рассчитал, что один F-22 в ходе конфликта сбить до 140 истребителей поколения 4-4+. И даже подтвердили это учебно-тренировочными боями против F-15 и F-16.

Помню, что к этим откровенно шапкозакидательским циферкам мы тогда отнеслись с иронией, хотя, конечно, были высказаны мнения, что не 140, но штук 10 один «Раптор» сбить сможет. И это все равно будет ого-го каким достижением. Но опять что-то пошло не так.

Будучи человеком, осведомленным в истории авиационных дел чуть больше среднестатистического обывателя, позволю предположить вот такой расклад: если в кабину F-22 посадить аса с налетом в несколько десятков тысяч часов, а в F-16 – вчерашнего курсанта-отличника, то, скорее всего, и будет такой результат. Зафиксированный сторонними наблюдателями, диаграммами и графиками.

Почему я так вдруг позволил себе подумать? Да потому, что F-22 видели ВСЕ, кто пытался это сделать. Французы на «Рафалях», немцы и итальянцы на «Еврофайтерах», индусы на Су-30МКИ, малазийцы на Су-30МКМ, русские на Су-35С. Наши в небе Сирии еще и догнали, и «под ручку» прогулялись.


Короче, невидимого «Раптора» видели все, кому не приказали закрыть глаза. Вот так будет правильно.

Вообще сегодня уже всем понятно, что невидимость оказалась делом условным донельзя и сам термин «истребитель-невидимка» был замещен термином «малозаметный истребитель». Суть понятна, чем отличается невидимый от малозаметного, разжевывать не стоит.

Но с «Раптором» вышло так, что произошел некий перебор: слишком массированная рекламная кампания по запугиванию противников сыграла в обратную сторону и для ВВС США стало самым опасным делом потерять хотя бы один самолет.

Но потери были, по состоянию на 2022 F-22 потерпели 32 аварии класса «A» (авиакатастрофы со смертельным исходом, потерей самолёта или ущербом на сумму более 2 500 000 долларов), безвозвратно потеряв 6 самолетов и 50 аварий класса «B» (аварии, повлекшие за собой серьёзные травмы или ущерб в размере от 500 000 долларов до 2 500 000 долларов). В общем не так уж и много, около 4% от общего числа эксплуатируемых самолетов, но тут надо помнить, что один «Раптор» стоит почти 150 миллионов долларов, а если считать с НИОКР – то все 350 миллионов.

И если тут применить калькулятор (ух ты, только потери «весят» 900/2100 миллионов долларов и это без учета расходов на эксплуатацию!), то понимаешь, что самую большую опасность F-22 представляет только для бюджета.

Но, как говорится, деньги не главное, хотя в нашем случае речь идет не о деньгах, а о СУММАХ.

Главная проблема «Раптора» в том, что вынашивать его начали в прошлом веке, а когда родили на свет, то он тут же устарел! Как только начали появляться элементы искусственного интеллекта и более-менее вылились во что-то идеи сетецентрического управления боем, то выяснилось, что F-22, который создавался в период рассвета полупроводниковых технологий, сегодня встроить в современную систему управления боем практически нереально.

Нет, конечно, речи о том, что «Раптор» - это кот, которых ходит сам по себе, не идет. Самолет действительно вполне способен в теории выполнять боевые задачи на уровне «вчера», то есть, без новомодных заморочек типа управления БПЛА и ракетами через спутники и все в таком духе. Это обычный нормальный даже самолет 20 века.


Что говорить, если F-22 лишён возможности самостоятельно передавать информацию через тактическую систему обмена данными Link 16, которую используют другие американские самолёты? А как, спросит тот, кто еще не в кусе, он тогда наводил кого-то там в Сирии? А так, в лучших традициях 20 века – по рации. Понятно, что это моментально демаскировало «Рапторов», но иного варианта не было вообще.

Ну и то, что экономия лишила F-22 вменяемой оптико-локационной станции, особенно это печально в ИК-диапазоне. Ну и отсутствие боковых антенн, ограничивающее обзор летчику.

Шикарная такая продвинутая боевая машина.


Модернизации? Ну если говорить о полной смене БРЭО и особенно компьютеров. То да, возможно, это был бы вариант. Другой вопрос, сколько бы это стоило денег и что было бы на выходе. И главное – наличие F-35 делает все это менее осмысленным делом. Но о модернизации чуть ниже цифры будут, все станет более понятно.

В общем, итог печален: истребитель завоевания превосходства в воздухе превратился в истребитель бюджета. Невидимость оказалась фикцией, и ладно, если бы видели свои, так нет, прекрасно видят чужие, а если видят русские, то увидят и китайцы, у которых и истребитель Сухого есть, и своя электроника ничуть не хуже американской.

Вообще, говоря о невидимости/малозаметности, хочу отметить, что такие итоги, подводящие черту под «невидимостью», делают и в США в том числе. Не взлетело. И очень приятно констатировать, что сверхманевренность российских самолетов оказалась более эффективным делом, чем американская «невидимость». В итоге. Говоря об идеальном самолете будущего, стоит спрогнозировать, что это будет сверхманевренный самолет с элементами малозаметности. Именно с элементами.

Так что суета командиров ВВС США понятна. Дорогущий чемодан без ручки, уничтожающий свои доллары тоннами вместо того, чтобы наносить ущерб противнику – это не очень приятно. И стремление избавиться от этого «чудо-оружия», направленного больше против своей страны, понятно и объяснимо.

Почему на защиту F-22 от военных так рьяно встали политики? Ну скажем так: это же в Конгрессе утверждали сумасшедшие бюджеты. Почти 68 000 000 000 долларов (нолики специально для понимания масштаба кошмара) – это не шутка. Деньги потрачены, а «выхлоп» совершенно нулевой: самолет не способен к главным своим задачам. То есть, защите интересов США.

Вообще на общем фоне постоянных «пролетов» американского ВПК со всеми суперпроектами («Замволт», «Индепенденс», «Фридом», В-2 и так далее), которые потребили миллиарды долларов и вылетели в трубу, F-22 не смотрится чем-то таким выдающимся. Все в духе времени.


Пуфф!!! - и миллиардов не стало!


И в апреле этого года ВВС начали новое масштабное наступление на Конгресс, без которого выбросить на свалку F-22 не получится.

Исполнительный директор ВВС США по закупкам Эндрю Хантер заявил, что содержание 130 старых F-22 будет по стоимости равно покупке примерно такого же количества F-35. Это, конечно, сильные цифры, Хантер на докладе такого уровня, скорее всего, подтвердил это выкладками.

Он же озвучил, что ближайшая запланированная модернизация F-22 обойдется в сумму около 9 миллиардов долларов, и это как бы не конец.

Но главное – «Раптор» уже никому не интересен, кроме, пожалуй, производителей, которые могут еще заработать копеечку на модернизациях. Ну так, чисто для поддержания штанов.


В этом плане F-35 смотрится намного интереснее. Да, он тоже не дешев в плане расходов на эксплуатацию, он не без кучи недостатков, но его покупают, что приносит деньги куче компаний, который приложились к его созданию. Lockheed Martin вошли также Northrop Grumman, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison, British Aerospace, Skunk works, Aeronautical Systems...

Ну да, половина принимала участие и в создании «Раптора». Вопрос только в эффективности проекта, а вот с этим беда. Потому с 2009 года идет тихая война между Конгрессом и ВВС, потому что первые пытаются заставить вторых эксплуатировать самолет, за который уплачено огромное количество долларов, а вторые не хотят, потому что за 68 миллиардов получили самолет предыдущего века.

И в США уже поговаривают, что летная судьба F-22 может побить рекорд краткости другого «невидимки», F-117.

То, что 32 самолета первых серий однозначно пойдут в утиль, это даже не обсуждается. Хотя от вердикта Счетной палаты Министерства обороны США волосы встали бы дыбом даже у непробиваемых конгрессменов: «У данной модификации имеются проблемы с эксплуатацией, обслуживанием и обучением».

Звучит, мягко говоря, зверски. То есть, самолет, стоимостью 350 миллионов долларов может без проблем только стоять в ангаре?

Получается, что так.

Представители ВВС немного расшифровали вердикт, и это звучало не то чтобы более обтекаемо и понятно, но:
«Недостаток финансирования приведет к отказу от эксплуатации «Блок 20» (серия, выпущенная с 1999 по 2004 годы) как потенциально опасных и наиболее дорогих в хранении и восстановлении, и невозможности использовать их для учебных функций».


Получается, что серия «Блок 20», а это, между прочим, 51 самолет, потенциально опасна и не годна даже для использования в качестве учебного самолета?

Вообще, конечно, дичь: использовать самый дорогой в мире самолет, как учебный.

Но и конгрессменов можно понять: подписанные ими миллиарды должны были летать во славу США аж до 40-х годов этого столетия, а на деле реально слив на полпути. И это тот самый истребитель, который во всех углах мира величали самым-самым, хотя уже столько раз было доказано обратное. Но тут ничего не попишешь, действительно, не можешь предотвратить пьянку – возглавь ее. Вот и Конгресс, как главный государственный орган США, пытается это сделать.

Вот потому господа конгрессмены требуют продолжать эксплуатацию F-22, но похоже, заставить летать «Рапторы» такая же невыполнимая задача, как научить плавать литоральные корабли куда-то кроме разделки. Так что списание и уничтожение, как говорят многие сегодня, действительно не за горами.

Ну и плюс на свалку придется отправить те самолеты, которые разнес ураган «Майкл» на базе ВВС «Тиндэлл» во Флориде в 2018 году. Но там вообще история прикольная своим трагизмом: два десятка F-22 именно «Блок 20» были, несмотря на прогноз погоды», просто оставили под бетонными навесами.


Ну «Майкл» и повеселился от души, просто разметав по территории базы около 6 миллиардов долларов.

Кстати, в наших лучших традициях, никого не понизили в звании, не уволили, слез по побитым «Рапторам» особо никто не лил. Как я понимаю, там в ВВС многие перекрестились левой ногой от радости.

Ну и добиваем тему опять же известием от Счетной палаты США. Этот орган весьма независим, подчиняется напрямую Конгрессу США и занимается не только финансовыми проверками, но также проверками эффективности, то есть, широким аудитом.

Так вот, аудит эффективности F-22 показал, что из 163 машин, списочно числящихся в строю, полностью боеготовыми являются 18. Насчет боеготовности остальных информации нет, но уже понятно, что этот секрет будут хранить крепко.

В общем такая ситуация. То, что до конгрессменов донесут истину, придет понимание того, что есть два самолета. Один, F-22, истребитель-невидимка, лучший в мире, способный решить любые задачи, признанный всеми боец и опаснейший противник. Другой – тоже F-22, но это самолет, способный уничтожать бюджеты. С уязвимым покрытием, которое должно поглощать и рассеивать радиоволны, которое боится дождя. С очень маленькими топливными баками и зависимостью от воздушных танкеров. С проблемами в обнаружении целей. С проблемами взаимодействия по тем же сетям «Link 16» и «Link 17». Частично эту проблему решили в модификации «Блок 35», вопрос опять же цены и эффективности, а она, эффективность, ниже, чем у F-16.

В общем, Конгресс вряд ли сможет держать оборону, защищая никому уже не нужные самолеты. И увы, но «лучший в мире невидимка» уйдет в историю. Жаль, а то он настолько удачный невидимка, что мы не смогли увидеть его мощи и боевых успехов.

Да, конечно, был китайский пузырь. И он лопнул, как лопнул и миф о том, что F-22 «Раптор» был сильнейшим истребителем мира. Красивая сказка, правда финал у нее написан не в стиле Ганса Христиана Андерсена, а, скорее его написал Джамбаттиста Базиле. Это, если кто не знает, неаполитанский писатель, настоящий автор «Золушки», «Кота в сапогах», «Спящей красавицы» и «Рапунцели», это его передирали братья Гримм и Шарль Перро. Очень сильно смягчив (да, именно так!!!) сюжеты. Чтобы дети могли их читать, просто трясясь от страха, а не становясь заиками.

В общем, увы, но «Раптора» нам будет не хватать. Вообще курс, взятый американским военным ведомством на избавление от всей дряни, которую они понастроили за последние десятилетия, он немного настораживает. А вдруг за ум взялись?

Но думаю, что оснований для беспокойства нет. Придумают, обязательно еще что-то придумают. Не оставлять же без работы хороших американских парней в «Боинге», «Локхид-Мартине», «Нортроп-Груммане» и других известных и не очень фирмах? Ну это как-то не по-джентльменски. Так что у нас еще не один сериал впереди, бюджетом чую.


А беззубый «Хищник» отправится на покой в ту самую известную всему миру авиабазу. Туда, собственно, ему и дорога.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 июля 2024 05:38
    "военному бюджету США, а он хоть и бездонный, но отнюдь не бесконечный. Увы."
    Не "увы", а "ура". Речь идёт о военном бюджете США, будь он неладен!!!!
    1. +5
      8 июля 2024 14:28
      Информация противоречива и нуждается в дополнительном исследовании.
      Есть факты "за" и есть факты "против".
      Одной из основных причин возможного списания - крайне ограниченный запас двигателей, производство которых прекращено . Ибо на других самолётах они не устанавливаются. Новые двигатели не выпускаются, а ремонтируются старые.
      https://bastion-karpenko.ru/?s=F-22
      А с другой стороны модернизация F-22 продолжается и планируется дальше.
      https://lenta.ru/news/2013/02/21/f22/
      Ресурс планера позволяет летать на этих самолётах и после 2040 года. А результаты боевого применения не так однозначны, как изложено в статье..."Будем посмотреть.."
      1. +7
        9 июля 2024 01:45
        Ну до чего же уникальный стиль у Романа . Узнаваем со второго абзаца .
        То , что Линдберг 20 с половиной часов в 1927 году летел через Атлантику один без всяких электроник и автопилотов - это не удивляет . А тут 11 часов в самолёте , которому и лётчик-то не нужен - это диво. А как же гнали 18 штук F-117 из Вирджинии в Саудовскую Аравию, заправляясь от 4 до 6 раз за 15 часов полёта ?
        1. +4
          9 июля 2024 22:29
          Просто это был первый самолёт 5-го поколения в котором технология малозаметности удачно сочеталась с высокой скоростью и хорошей маневренностью + передовое на конец 20-века БРЭО . И со всеми косяками первопроходца и ломовым ценником . А теперь его время вышло , ибо модернизация и дальнейшая стоимость эксплуатации превышает стоимость нового F-35 . Так что списание\вывод в резерв всего парка и закупка новых "Лайтинг-2" вполне логичны и для ВВС США крайне желательны . И вряд ли мы что-то выиграем от такой замены . У самих парк боевых самолётов и подготовленных лётчиков в рамках навязчивой идеи о "Маленькой армии" сократился до форменного безобразия , а самолётов 5-го поколения пока лишь первый полк сформирован . . . До конца этого года возможно будет сформирован второй . Нам бы свои старые Су-24М на Су-34М поменять поскорей , а старые (хоть и в своё время модернизированные) Су-27 на Су-35С и Су-57 заменить . Придумать бы что-нибудь для замены\обновления и наращивания парка штурмовиков и в целом нарастить общую численность боевой авиации хотя бы в два раза . А для этого не только новые самолёты нужны , но и подготовленные лётчики , технический персонал , новые и восстановленные аэродромы , ангары , капитальные капониры , самолёты ДРЛОиУ , топливозаправщики ... про всё это "лучший в мире министр обороны , в Армии не служивший" как то не заботился , а средства на модернизацию Армии Швецова очень удачно в биткоины и прочую прелесть конвертировала для всех участников процесса . Так что нам не до смеха в пост-шойговской Армии . Свои ВКС и Морскую Авиацию нужно приводить в соответствующее угрозам состояние .
          1. +1
            15 июля 2024 18:11
            Цитата: bayard
            А теперь его время вышло , ибо модернизация и дальнейшая стоимость эксплуатации превышает стоимость нового F-35 .

            Всё бы хорошо, но F-22 и F-35 - это "две большие разницы"...
            Первый - реальный истребитель (по заявленному функционалу) с крайне ограниченными возможностями "работы по земле", а второй - скорее легкий бомбардировщик с некоторыми возможностями истребителя.
            "Раптора" "Пингвином" заменить не получится!
            Скорее тут другое: во-первых, "Раптор" - по факту самолёт не боевой (где-то видел информацию, что время подготовки к повторному вылету "Раптора" составляет... несколько дней; то есть самолёт слетал на задание, вернулся на базу и нет его на боевом посту несколько суток; в ту же лунку и приведенная выше информация Счетной палаты: боеготовых только 18 самолётов из 163 (остальные, очевидно, - либо в ремонте, либо неспеша готовятся к повторному вылету...)). Во-вторых же, "Раптора" готовили к противостоянию с армадами советских бомбардировщиков и сопровождающих их Су-27. Но нет уже Советского Союза, нет и армад бомбардировщиков. Не с кем "Раптору" воевать! А денежки он кушает исправно...
            И вот это главное: воевать ему не с кем! Поэтому Пентагон его и хочет списать "под ноль".
            А Конгресс сопротивляется потому, что там сидит лобби Локхида: спишут все "Рапторы", и Локхиду перестанут платить "за сопровождение"... ИМХО, конечно
            1. 0
              15 июля 2024 18:36
              Правильно Вы всё написали , но фишка в том , что у них действительно нет замены "Раптору" - все деньги на НИОКР сожрал "бешеный Пингвин" . Потому и пошли на новую модификацию F-15Х , пока только для Нацгвардии (территориальные ВВС) , но возможно и для собственно ВВС закупать начнут .
              Что касается F-35 как истребителя , то несмотря на все его косяки , воздушный бой вести он может , отсек вооружения ему модернизировали и туда теперь по три ракеты в каждый входит . Да и пилоны можно прикрутить , тогда хоть и "прощай малозаметность" , но взять он смодет довольно много . БРЭО и БРЛС у него хорошие и в сетецентрическую войну он может . Но ... общее техническое состояние ! Когда 50% парка постоянно небоеготовы , мало того - зачастую небоеготовы новые самолёты и прямо с конвейера идут в ремонт ... Это ПРОВАЛ . Серьёзную боевую нагрузку такие самолёты долго не протянут . И этим "счастьем" они наградили всех своих союзников . Это даёт нам шанс не повторить их ошибок и приложив должные усилия , перевооружив ВКС и нарастив их численный состав хотя бы в два раза , чувствовать себя уверенно против всего этого гламурного сборища .

              А противники для ВВС США уже подросли , это Вы зря .
              1. 0
                15 июля 2024 18:54
                Цитата: bayard
                И этим "счастьем" они наградили всех своих союзников .

                "Наградили" - это ещё слабо сказано: там же все бюджеты ВВС пошли на закупку этого дорогущего гумна! Кроме Франции со Швецией реальных денег на НИОКР в Европе ни у кого не осталось!
            2. 0
              21 августа 2024 12:18
              Всё бы хорошо, но F-22 и F-35 - это "две большие разницы"...
              Первый - реальный истребитель (по заявленному функционалу) с крайне ограниченными возможностями "работы по земле"

              В стелс-режиме (внешние подвески не задействованы) F-22 может взять во внутренние отсеки, например, 8 самонаводящихся бомб GBU-39, или две термоядерных бомбы B-61-12
              ... а второй - скорее легкий бомбардировщик с некоторыми возможностями истребителя.

              "Некоторые" возможности истребителя — это по сравнению с F-22. Всех остальных истребителей 4-го поколения, с любыми плюсами, F-35 "кроет как бык — овцу", бьёт их с преимущество более чем 20:1 (на всех учениях "Рэд флаг").
              "Раптора" "Пингвином" заменить не получится!

              Конечно нет, поэтому на смену "Раптору" придёт NGAD, хотя это дело не быстрое. Официальный срок службы для F-22 установлен до 2045-го года...
        2. -1
          14 июля 2024 21:35
          Стиль "натужная придурковатая веселость"
  2. +1
    8 июля 2024 06:03
    А что, бой можно "выиграть" не вступая в бой!
    Но это ладно, их дела... что дальше на горизонте светит, вот какой вопрос?
    1. Комментарий был удален.
  3. -2
    8 июля 2024 06:05
    Цитата: Роман Скоморохов
    Ведь каждый час полета «Рапторов» обходится в изрядную сумму (полная стоимость полетного часа 44 296 долларов США)
    Это вовсе не является оценкой качества самолёта. Например, наш Су-30 пожирает за час полета немногим меньше, чем F-22. Из недостатков у него, пожалуй, внешние подвески для боекомплекта, ухудшающие его малозаметность. Ещё доводилось читать, что он оставляет все же непозволительной тепловой след. Да и на фоне F-35 смотрится бледновато
    1. +5
      8 июля 2024 18:10
      Цитата: Голландец Михель
      апример, наш Су-30 пожирает за час полета немногим меньше, чем F-22.

      Намного меньше. Сотня Су-30 при налете по 100 часов каждый при цене в 44 тыс долл за час - это 440 млн. долл или 39 с лишним миллиардов руб. по курсу 90 руб/долл. А 39 млрд. руб это примерно 8% годового бюджета МО РФ. Вы всерьез думаете ,что мы на него столько тратим?
      Цитата: Голландец Михель
      Да и на фоне F-35 смотрится бледновато

      Смотря в чем. В стелсе, конечно, Су-30 проигрывает, и БРЛС - тоже. Однако в работе по наземным целям 2 члена экипажа бесценны, летает дальше, быстрее, маневреннее...
      В общем, я понимаю людей, уверенных, что в воздухе все решает сочетание незаметности и БРЛС, но американцы так не считают. И в качестве истребителей завоевания превосходства в воздухе вовсю клепают Ф-15ЕХ, которые и в стелсе не сильны, да и БРЛС у них не лучше, чем у Ф-35-го, а вроде даже и похуже
      1. 0
        8 июля 2024 18:31
        Цитата: Андрей из Челябинска
        А 39 млрд. руб это примерно 8% годового бюджета МО РФ.

        Скорее, 0,8%.
        1. Да, с процентом я загнул:)))) Все равно многовастенько
          1. +1
            8 июля 2024 23:04
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Все равно многовастенько

            Сама фраза "наш Су-30 пожирает за час полета немногим меньше, чем F-22" - бессмысленна. Ибо F-22 столько не пожирает. Стоимость полетного часа у американцев - это общая стоимость содержания и эксплуатации данного типа за год, деленная на годовой налет.

            Например, для Ф-22 за 2020 год это 2334 миллиона долларов общих расходов, деленных на 27360 летных часов. 85 тысяч долларов за час.

            Что характерно - чем больше летают, тем меньше стоимость часа.
      2. +2
        9 июля 2024 02:26
        И в качестве истребителей завоевания превосходства в воздухе вовсю клепают Ф-15ЕХ, которые и в стелсе не сильны, да и БРЛС у них не лучше, чем у Ф-35-го, а вроде даже и похуже


        Кто сказал, что их клепают именно в этом качестве?
        1. Цитата: Witsapiens
          Кто сказал, что их клепают именно в этом качестве?

          Американцы, конечно, кто ж еще?
          1) Они позиционируют Ф-15ЕХ как самолет, который призван заменить Ф-15С/D (а не Ф-15Е)
          2) Они выполняют, что сказали, поставляя его в части, на вооружение которых стоит Ф-15С/D
          1. 0
            24 августа 2024 13:03
            F-15EX универсален, он призван заменить и F-15C/D и F-15E. И, конечно же, он является развитием конструкции F-15E:
            https://www.airandspaceforces.com/app/uploads/2020/11/15E_VS_15EX_graphic-e1604686173206-796x1024.png
      3. 0
        24 августа 2024 16:36
        В общем, я понимаю людей, уверенных, что в воздухе все решает сочетание незаметности и БРЛС, но американцы так не считают.

        Американцы именно так и считают, поэтому у них в строю 186 F-22 + 2456 F-35 (будет, пока ~1000). Против планируемой закупки примерно полутора сотен F-15EX.
        ВВС США – поставлено 302 самолета, запланировано 1763 самолета F-35A;
        Корпус морской пехоты США – поставлено 112 F-35B/C, запланировано 353 F-35B и 67 F-35C;
        ВМС США – поставлено 30 самолетов, запланировано 273 самолетов F-35C.
        И в качестве истребителей завоевания превосходства в воздухе вовсю клепают Ф-15ЕХ

        В США никто не считает и не называет сегодня F-15EX самолётом завоевания превосходства в воздухе, он обычный multirole strike fighter — многоцелевой тактический истребитель.
        https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_F-15EX_Eagle_II
        Самолётом завоевания господства в воздухе как был, так и остаётся в США F-22. wink
        ...которые и в стелсе не сильны, да и БРЛС у них не лучше, чем у Ф-35-го, а вроде даже и похуже

        Совершенно верно, но: они намного дешевле в эксплуатации, может взять 13 тонн бомб и ракет каждый и далеко их отвезти, — оптимальная машина для войны с папуасами, ещё в течение долгих десятилетий. Микроскоп (F-22) нужно иметь, но это не значит, что нужно заколачивать им гвозди, для этого есть молоток (F-15EX и др.)...
    2. 0
      24 августа 2024 16:06
      наш Су-30... и на фоне F-35 смотрится бледновато

      Су-30 на фоне F-35 не смотрится вообще никак. Су-30 предназначен для войн ХХ-го века, F-35 — для войн XXI-го. Они несопоставимы.
  4. -1
    8 июля 2024 06:18
    F-22A Raptor начинает свое движение… ну да, если Конгресс опустит лапки, то в морг. То есть, на известное всему миру кладбище самолетов на авиабазе ВВС «Девис-Монтен» в городе Тусон, штат Аризона


    Украина встанет на дыбы, чтобы Фу-22 отправили не в Аризону, а им. Чего естественно не произойдёт.
  5. -8
    8 июля 2024 06:18
    М-да, интересно, думаю, нато пойдёт по пути Фу-35 и это лет на 20, а мы что имеем безумно дорогой Су-57? А я то думаю, что его в производстве нет, вероятно Су-75 запустят в серию, но при наших условиях лучше Су-57 он реально дальше летает, жаль МиГ-41 мы не увидим, и похоже МиГ-31БМ в серию запустят...
    1. +3
      8 июля 2024 08:58
      К концу года будет больше 40 серийных "несуществующих" Су-57
    2. Eug
      +1
      14 июля 2024 15:49
      Для МиГ-31 нужны новые двигатели, недавно проскочило, что производство Д-30Ф6 возобновить невозможно. Или хватит тех, что есть(?) на хранении?
      1. 0
        16 июля 2024 20:17
        Думаю, то что на хранении лет на десять хватит, даже с сво..
  6. +1
    8 июля 2024 06:21
    Вы только глянье красота какая, какой простор. Равнина на много-много километров, радиовидимость идеальная.
    Стоит открыть конкурс для жителей США на утилизацию летаков: 2000 баксов за сожженный геркулес, 5000 за у-2 или б-47.
    1. -2
      8 июля 2024 08:15
      .Равнина на много-много километров, радиовидимость идеальная.

      Над этой равниной взорвать бы ядерный заряд, в случаи не дай господь чего и все эти самолеты-доноры и не только, превратятся в металлолом.
    2. +2
      8 июля 2024 12:45
      2000 баксов за сожженный геркулес, 5000 за у-2 или б-47.

      За такие копейки никто даже не почешется.
  7. +9
    8 июля 2024 06:27
    Любая техника рано или поздно окажется на свалке, но что то мне подсказывает что США не начнет рубить топорами самолеты на металл, а просто законсервируют их до момента когда они понадобятся, как с тем же F-117.
  8. -1
    8 июля 2024 06:31
    У одного их лучшего друга и главного демократа всея Европы случится удар, если их направят на свалку, а не подарят ему.
  9. +9
    8 июля 2024 06:43
    И очень приятно констатировать, что сверхманевренность российских самолетов оказалась более эффективным делом, чем американская «невидимость».


    Чтобы такой вывод сделать эти самолёты должны столкнуться в бою друг с другом.

    Вообще не понятна радость автора, статья написана так, как-будто у американцев все плохо, а у нас все хорошо, но это не так.

    Около 200 Ф-22 хотят списать потомучто у США появились сотни Ф-35, по сути это многоцелевой Ф-16 следующего поколения, а где наш Су-57 в СВО?

    Ну с близкого расстояния и на большой высоте видно Ф-22, а украинцы Су-57 увидели на аэродроме в глубоком тылу России в недостроенном ангаре и поразили копеечным дроном.

    В общем оптимизм автора я не разделяю, у нас на фоне США проблем в разы больше. Мы имеем всего по сотне Су-35, Су-30 и Су-34, а они уже под 1000 только Ф-35 наделали, не считая Ф-16/18/15.
    1. +6
      8 июля 2024 07:07
      Считалась, сильнее тот, кто с большего расстояния сможет произвести захват цели и устойчиво сопровождать. Остальные примочки плюсом. Манёвренность - это, наверное, уже не для большой авиации.
      1. 0
        8 июля 2024 22:03
        Цитата: Прокоп_Свинин
        Считалась, сильнее тот, кто с большего расстояния сможет произвести захват цели и устойчиво сопровождать. Остальные примочки плюсом. Манёвренность - это, наверное, уже не для большой авиации.

        У кого будут точнее данные для выстрела той же переделанной пвошной ракетой с истребителя. Чем точнее ее выведут в район цели, тем меньше будет времени реагирование на излучение ее рл головки наведения. А тут играет количество спутников и дрло с огромным счетом не в нашу пользу.
    2. +8
      8 июля 2024 08:28
      Меня тоже умилят, как автор несколько раз повторил «ой какой дорогой, ой не невидимый, скорее бы списали», хотя списывать ещё не решили (ещё забавнее то, что если и решат, то спишут то, что у нас ещё в серию не пошло толком)…
      ЗЫ: касательно самого самолета - машина так и не нашла своего противника, но подтвердил догадки американцев - побеждает не тот, кто быстрее и ловчее всех, не тот кто имеет сопло с отклоняемым вектором тяги и может запретить кого угодно, а тот кто первым увидит и выстрелит… потому F22 много чего умеет и от того дорогой, а F35 умеет убить за меньшие деньги, но большая война это именно что про «дешёвые» убийства…
    3. +1
      8 июля 2024 13:39
      Есть пример со стратегом В-21. Который ненамного лучше или хуже В-2 (все ТТХ засекречены), но намного дешевле и, предполагаю, технологичнее. Электроника неизбежно прогрессировала 30 лет и следует ожидать, что в части авионики это "ненамного лучше или хуже" – намного лучше. Все знания, технологии и опыт эксплуатации предыдущего поколения самолетов сохранились, что позволяет воспроизвести их при необходимости, как и снять с хранения и восстановить боеготовность старых. Но вероятнее, списывая старые, уже в проекте есть их замена на новое, шестое поколение. Опционально-пилотируемые итп.
    4. +4
      8 июля 2024 14:48
      Вообще не понятна радость автора, статья написана так, как-будто у американцев все плохо, а у нас все хорошо, но это не так.
      Так вот такие "профессионалы" до СВО писали подобные статьи про "бесполезный" JDAM, и что мы пошли по лучшей"не имеющей аналогов"встроенной системе.А в итоге война расставила все на свое место.Жаль что автор никогда не встретиться в бою с "бесполезным" стелсом.Так как за просчеты вот таких "недоэкспертов" которые советуют свои идеи в МО,потом расплачиваться жизнями совсем другие люди.к сожалению
      1. +1
        8 июля 2024 22:05
        Цитата: spirit
        Так вот такие "профессионалы" до СВО писали подобные статьи про "бесполезный" JDAM

        40 лет чесались, оценивали, прикидывали. И дождались. А авиация и вмф это не те рода войск, где все можно заткнуть мобилизованным Ваней с сш68 и скс.
    5. +2
      8 июля 2024 18:11
      Цитата: Ratmir_Ryazan
      Мы имеем всего по сотне Су-35, Су-30 и Су-34,

      Да побольше, побольше:)))))
  10. 0
    8 июля 2024 06:47
    Уходит эпоха ! И по... всё равно! drinks
  11. +3
    8 июля 2024 06:51
    Видимо ,каждому государству нужны генеральские(госсоветнические 1ранга) игрушки,с которыми можно носиться,которые устраивают звездопогонопад, которые можно возить на Параде(здравствуй,Болливуд,здравствуй.Великий Белый Мирный Слон!)И у нас есть чем ответить Амеру с его F22 и Замволтом! Разумеется , это великое семейство Армат+Курганцев(думаю,госиспытания этих великих систем лет через десять все же закончатся...),это Ил-112,это Великий корвет пр.20386,это Великое "Созвездие",это Великие Посейдоны ,Буревестники ,Авангарды(нет,они прошли испытания,стоят уже на вооружении,но почему то Враг при наличии столь грозного оружия просто уже начал не боясь разбирать наш Стратегический щит.Может,обошлись бы одними Сарматами,итог тот же ,а все много дешевле??)Зато,получается,у нас из за этого не хватило денег уже на другие,совсем не игрушки,на спутники оптической и радиоразведки,на А-50(про А-100 и разговора нет),на Гелиос--РЛД,на систему сплошного радиополя над РФ,на точные ракеты для Торнадо-С с дальностью хотя бы 200км(у законодателей мод китайцев и с.корейцев в этом калибре уже и 300км не предел,на артиллерию с дальностью хотя бы 70км(что то не спасают нас 12 Коалиций -СВ на ЛБС,на свои,а не китайские системы дальней цифровой радиосвязи для бойцов,на миллионы своих,а не китайских FPV дронов.Итог видим и слышим из сообщений СМИ ,выступлений губернаторов каждое утро,а авиация массово как не летала над страной У,так и не летает далее 100км от ЛБС со всеми вытекающими .Так что нам есть чем ответить Врагу ,задавив его своими Великими Белыми Слонами!А у него,дурака ещё нет Парадов и ...Биатлонов,где все вновь назначеные Секретари СБ танцуют и поют, в то время как его бывшие подчинённые разбегаются кто куда и злобно сверкают глазенками из нор,ожидая нового назначения ..хотя бы в Росвертол к не менее великому Мебельщику !Хотя вру,непотопляемый оружейный зам с говорящей фамилией Криворучко(!)всегда на посту!
  12. -13
    8 июля 2024 06:53
    Что и требовалось доказать - грандиозная афёра и огромные прибыли для Локхида. Ф - 35 - верный продолжатель))))
    1. 0
      15 июля 2024 18:21
      ТермиНахТер, зря Вас минусуют!
      1. 0
        15 июля 2024 18:33
        Честно сказать, глубоко плюфт))) я только недавно узнал что это такое))) + или -, пусть по делу возразят.
  13. +7
    8 июля 2024 07:05
    F-22 Raptor будет списан. Самый дорогостоящий истребитель уйдёт в историю

    Заголовок вводит в заблуждение и не соответствует тексту статьи. :((
    Конечно, все самолеты когда-то будут списаны и уйдут в историю. Но применительно к ф-22- не сейчас.
  14. -1
    8 июля 2024 07:06
    Уже известны характеристики самолёта, который заменит F 22. Информация на картинке, описание ниже.
    Американская программа Next Generation Air Dominance (NGAD) продолжается уже несколько лет, и Пентагон ожидает, что к концу этого десятилетия она перейдет от концептов к прямым испытаниям летных моделей. Цель этой программы — создание истребителя шестого поколения, призванного заменить постепенно устаревающий F-22 Raptor. Новая машина, стоимость которой, как ожидается, составит до 300 миллионов долларов за самолет, будет включать в себя как пилотируемые, так и беспилотные системы.
    1. +1
      8 июля 2024 11:32
      военная хроника пишет:
      В центре перспективных исследований для американской армии DARPA, активно развивают программу AIR и ACE (Air Combat Evolution). Фактически заявлена полная автоматизация воздушного боя. Уже показаны кадры как искусственный интеллект управляет истребителем F-16 и противопоставляет себя управляемому человеком F-16 - уклоняется и выполняет сложные маневры.
      В DARPA заявили, что это "переломный момент в истории аэрокосмической отрасли". Кроме существенного увеличения эффективности воздушного боя это сулит огромную экономию средств на подготовку личного состава. Т.е. самолет будет автономно выполнять боевые задачи без человека.

      они работают над поставленным вопросом перед ними
  15. -3
    8 июля 2024 07:09
    Статья весьма спорная, но вот это повеселило:
    F-22 был «стелсом» в самом прямом смысле этого термина. Его никто не видел даже в локальных конфликтах
    Только за одно это статье пять!
  16. +4
    8 июля 2024 07:48
    Цитата: Luminman
    Статья весьма спорная, но вот это повеселило:
    F-22 был «стелсом» в самом прямом смысле этого термина. Его никто не видел даже в локальных конфликтах
    Только за одно это статье пять!


    Это не совсем так, в Сирии он применялся.
    1. +1
      9 июля 2024 00:50
      Применялся и немало в Сирия,в Ираке и Афганистане немнижко. В основном дка ударив по земле - около 2000 вилетов. И для патруля в воздухе тоже.
  17. +17
    8 июля 2024 07:53
    А вот военных конфликтов F-22 старался избегать. Так вот малозаметно, в режиме «стелс», «Раптор» облетал сторонкой те места, где можно было бы поиграть мускулами. И где сражались американские летчики на самолетах поплоше, F-22 был «стелсом» в самом прямом смысле этого термина. Его никто не видел даже в локальных конфликтах

    Как бы неплохо было бы потрудиться и на самом деле посмотреть/почитать, где Ф22 летал/бомбил: "В апреле 2012 года F-22 были перебазированы в Аль-Дхафру, менее чем в 200 милях от Ирана. [227] [228] В марте 2013 года ВВС США объявили, что F-22 перехватил иранский F-4 Phantom II, который приблизился на расстояние в 16 миль к MQ-1 Predator, летевшему у побережья Ирана. [229]
    22 сентября 2014 года F-22 выполнили первые боевые вылеты этого типа, нанеся некоторые из начальных ударов операции «Непоколебимая решимость» — американской интервенции в Сирии ; самолеты сбросили 1000-фунтовые бомбы с GPS-наведением на цели /// вблизи плотины Тишрин . [230] [231] В период с сентября 2014 года по июль 2015 года F-22 совершили 204 боевых вылета над Сирией, сбросив 270 бомб примерно в 60 местах. [232] На протяжении всего своего развертывания F-22 осуществляли непосредственную авиационную поддержку (CAS), а также удерживали сирийские, иранские и российские самолеты от атак на поддерживаемые США курдские силы и срыва операций США в регионе. [233] [234] [235] F-22 также участвовали в американских ударах , которые разгромили проасадовские и российские военизированные формирования группы Вагнера возле Хашама на востоке Сирии 7 февраля 2018 года. [236] [237] [238] Несмотря на эти удары, основной ролью F-22 в операции было ведение разведки, наблюдение и рекогносцировка . [239]
    F-22 также выполняли миссии в других регионах Ближнего Востока; в ноябре 2017 года F-22, действуя совместно с B-52, бомбили объекты по производству и хранению опиума в контролируемых талибами регионах Афганистана. [240] В 2019 году стоимость полета F-22 составляла 35 000 долларов США (~41 145 долларов США в 2023 году) за час. [241]
    Чтобы повысить оперативность развертывания и сократить логистические затраты в равноправном или почти равноправном конфликте, ВВС США разработали концепцию развертывания под названием Rapid Raptor, которая включает от двух до четырех F-22 и один C-17 для логистической поддержки, впервые предложенную в 2008 году двумя пилотами F-22. Цель состояла в том, чтобы этот тип мог быть развернут и вступить в бой в течение 24 часов в меньших и более суровых условиях, что позволило бы более рассредоточенно и выживательно распределять силы. Эта концепция была опробована на острове Уэйк в 2013 году и на Гуаме в конце 2014 года. [242] [243] [244] Четыре F-22 были развернуты на авиабазе Шпангдалем в Германии, авиабазе Ласк в Польше и авиабазе Эмари в Эстонии в августе и сентябре 2015 года для дальнейшей проверки концепции и обучения с союзниками по НАТО в ответ на //// в 2014 году. [245] ВВС США будут основываться на принципах Rapid Raptor и в конечном итоге интегрировать его в свою новую оперативную концепцию под названием Agile Combat Employment , которая смещается в сторону распределенных операций во время конфликтов с равными по положению; например, отряды F-22 действовали с аэродромов строгого режима на островах Тиниан и Иводзима во время учений. [246] [247]"


    https://youtu.be/ZhI52bDYzqQ


    https://youtu.be/8mNpcP694pA

    Критика Ф22 началась практически сразу, как кончился СССР/ОВД - не стало такого количества воздушного противника, для боя с которым создавался Ф22.
    Развернуто об этом - Р. Гейтс "Долг" - история о том, как американское МО "резало косты" программ Холодной войны типа Ф22 (Конгресс все же настоял на 183 единицах) в пользу дронов и МРАПов.

    Они же, американцы "ну т у п ы е", как говорил великий Задорнов: они же не знают, что можно деньги у ВПК не отнимать, пусть делает ВПК, что хочет!
    А армию и марин корпс дронами и автотехникой снабжать путем народных сборов! Мол, помогите, ковбои Техаса и хиппи Калифорнии, подразделению "ДЕВГРУ" и десанту "101Айрборн дивижн" не хватает на дроны и им бы хоть гольфкар (пусть и не миноустойчивый) - помогите трудовым долларом, кто сколько может. И на аптечки, на рации и на тепловизоры. И если у кого есть любой дробовик - тоже дайте, кто сколько может, надо от ФПВ отстреливаться.
    Нет, они, американцы, не знают, что так можно.
    Они будут своего министра обороны гонять будут, пока не начнутся вопли из Афганистана "нет, столько дронов больше не нужно, иначе они закроют собой небо" - цитата дословная. Они будут "ставить на 4 кости" ВПК, чтобы он делал нужные МРАПы и не делал ненужные Ф22 и заодно "ставить на 4 кости" ВВС, чтобы эти МРАПы немедленно были доставлены в зону БД.
    Они даже будут уважаемых людей из медслужбы вышибать - и не потому, что в аптечке у морпеха жгут и ипп, а отношение "убитый/раненый" как во Второй мировой - а потому, что ветеранам БД не нравится ремонт в госпитале Уолтера Рида.

    Ну а пока предлагаю посмеяться над наивными американцами, они вот что придумали: Ф22 менять на новые самолеты! Да эти Ф22 НУРСами с кабрирования даже ни разу не стреляли!
    1. +1
      8 июля 2024 11:39
      Цитата: Wildcat
      Они же, американцы "ну т у п ы е", как говорил великий Задорнов: они же не знают, что можно деньги у ВПК не отнимать, пусть делает ВПК, что хочет!

      Как показала практика, ВПК, как та вода - дырочку найдёт. То будет годами за бюджетные деньги играться с лазером ПРО на самолёте, хотя с самого начала было понятно, что для его работы нужно сначала убрать с Земли атмосферу. То навяжет флоту десятки бессмысленных суперуниверсальных кораблей двух проектов. Ну и по мелочи, типа гаек по 90 килобаксов за пакет. wink
      И это я ещё не вспоминаю про вечную кормушку, тянущуюся с 60-х - программу перспективного стрелкового вооружения. Её даже конец Холодной войны не смог прибить - программа, как змея, в очередной раз сбросила шкуру старое имя и продолжилась.
      1. +2
        8 июля 2024 11:47
        Это точно.
        Могут еще "торсионные поля" изучать или "боевой магией" заниматься.
        Но можно заставить промышленность делать что нужно под крики "не будете делать МРАПы - Ошкошу контракт отдадим".
    2. +4
      8 июля 2024 11:44
      Как тонко и с юмором Вы указали Автору на его толстые несуразности. Особенно в точку по нурс с кабрирования, которые как не посмотришь официальные СМИ всегда в цель попадают. hi
    3. -6
      8 июля 2024 11:47
      Цитата: Wildcat
      Критика Ф22 началась практически сразу, как кончился СССР/ОВД - не стало такого количества воздушного противника, для боя с которым создавался Ф22.

      Приведите, пожалуйста, пример, когда Ф 22 очищал поле боя от самолетов противника. Ну, чтобы не быть голословным. Вроде бы он создавался именно для этого, да? Ну, по крайней мере из вашего поста это следует. Одно маааленькое подтверждение))
      1. +5
        8 июля 2024 11:55
        Что вас смущает? Что не стало воздушных армий ОВД и Раптор в итоге гонялся за сараями на краю света? Лично я в этом не виноват, что у США воздушные армии врагов в воздухе кончились.
        Критика Ф22 началась практически сразу, как кончился СССР/ОВД - не стало такого количества воздушного противника, для боя с которым создавался Ф22.

        А дальше началось - чтобы разбомбить избушку в Афганистане, надо гнать самолет по 30 тыс уе в час, а с дозаправками афганская избушка вставала в 400 тыс уе.
        А Айртрактор делал это за 1тыс уе в час, ориентировочно. Да и Ф35 выглядит подешевле.
        Но Конгресс не дает свернуть программу, "самолетов мало и избирателям-поставщикам надо кушать".
        1. -7
          8 июля 2024 11:58
          Цитата: Wildcat
          Что вас смущает? Что не стало воздушных армий ОВД и Раптор в итоге гонялся за сараями на краю света

          Меня смущает то, что мнение автора статьи обосновано фактами. Ф 22 ни разу не применялся, хотя конфликты были, и еще какие. А ваша полностью голословная ода чудовищной мощи Ф22 ничем не обоснована. Ничем. Вообще. Стоило бы вам постесняться.
          Ничего не стоит состряпать хоть дивизию "чубатых летающих терминаторов", написать на лбу джонов смитов "дмитро голопупэнко" и очистить небо СВО от презренных русских самолетов. И чо-и чо? Берем ударную дозу этадругина? Ну-ну...
          1. +8
            8 июля 2024 12:03
            Стоило бы вам не стоило.

            Автор пишет о том, что "Его никто не видел даже в локальных конфликтах". Я даю перечень тех мест, где Раптор был в боевом применении.

            Где тут оды "чудовищной мощи" - вам, музыканту или поэту или писателю вероятно, виднее.

            "Стоило бы вам постесняться". Как только начну писать как вы - сразу же начну стесняться. А пока мне рано.
            1. -7
              8 июля 2024 12:12
              Я вас спрашивал немножко не об этом. Безусловно, перехват (не сбитие, я так понял) F-4 Phantom II, 61 года выпуска, это грандиозный успех. В остальных двух (трех) случаях Ф 22 грозно "оказывали поддержку"), не сбив никого. Бомбовые удары удобны тем, что их можно приписать тому, кому хочется)
              Итак, вы по прежнему не дали ни одного факта, делая выводы исключительно на своих фантазиях. А автор - на фактах. Этадругин - сверхмощное лекарство! Ну, для самоуспокоения) Вот на окружающих он действует из рук вон плохо. Я не музыкант)) Даже и совсем...
              1. +5
                8 июля 2024 12:27
                Если вам от этого будет легче, давайте мы с вами придем к выводу, что американское правительство скрывает, что Ф22 никуда не летает и просто "пилит бюджет по статье". Вся инфа о Ф22 - это операция прикрытия.
                И если автор уважаемой статьи чего-то не видел, например Ф22, значит этого нет.

                Ну, для самоуспокоения)
                Не могу, только в пятницу, не раньше.
                Этадругин - сверхмощное лекарство!
                Б52 - вот сверхмощное лекарство. А еще можно бармена уговорить часть Б52 заменить на секретный Б53. И потом вызвать доблестный летный экипаж в пилотках на взлетную, так сказать, полосу
                1. -1
                  9 июля 2024 07:38
                  Цитата: Wildcat
                  давайте мы с вами придем к выводу, что американское правительство скрывает, что Ф22 никуда не летает и просто "пилит бюджет по статье". Вся инфа о Ф22 - это операция прикрытия.

                  Не получится) Восемнадцатый век был давно, хотя вы этого почему то не замечаете. Сейчас правительства не в состоянии провести подобные операции, это время навсегда ушло. Информацию берут не из правительственных, а из всех остальных источников, которых не счесть) Сейчас скрывают правду иными методами... Которые тут не применялись. Правительство США не выпускает Ф22 из ангаров по той простой причине, что они не выполняют и десятой части рекламных заявлений.Как и сказано в статье)
  18. -2
    8 июля 2024 08:10
    Спасибо уважаемому автору(!) на ВО за легко и весело читаемую статью о самолёте. Т.к. автор многогранен, то и конкретизировать самолёт не буду. Ибо такую статью(нормальную, между прочими)) он вполне может написать о любом др. изделии, явлении.
    Из, заметь те()), авторской статьи:
    "В итоге. Говоря об идеальном самолете будущего, стоит спрогнозировать, что это будет сверхманевренный самолет с элементами малозаметности. Именно с элементами." Согласен полностью + "ИИ" и массовое производство. Этому отвечает пока лишь один самолёт - нашего главного противника.

    "Ну и плюс на свалку придется отправить те самолеты, которые разнес ураган «Майкл» на базе ВВС «Тиндэлл» во Флориде в 2018 году. Но там вообще история прикольная своим трагизмом: два десятка F-22 именно «Блок 20» были, несмотря на прогноз погоды», просто оставили под бетонными навесами."
    Да, "бетонные навесы"))) - это актуально и для нас сейчас. Действительно передислокация самолётов была возможна. Почему не сделали.. тема интересная.
    Хорошая статья не про нас.
  19. -4
    8 июля 2024 08:43
    Неправда, воевал, например с трансформерами.
  20. +1
    8 июля 2024 09:06
    Сво как самый технологичный конфликт со времени вмв естественно оказал влияние на развитие вооружения, ближайший год будет подписан договор и от того какой он будет зависит мир это или перемирие на 3-5 лет.
  21. +1
    8 июля 2024 09:25
    Как обычно, сам придумал, сам уделался от радости))) ты бы хоть глянуло перед тем как сочинять свой пасквиль состав БРЭО 22го... Голосом он передает....
    ЗЫ. Тут на днях FB выложил на трубе аудиозапись атаки Патриота Су-34, вот где голосом передают информацию.
  22. +3
    8 июля 2024 11:31
    Ведь каждый час полета «Рапторов» обходится в изрядную сумму (полная стоимость полетного часа 44 296 долларов США) военному бюджету США, а он хоть и бездонный, но отнюдь не бесконечный.

    Хммм... в 2016 г. один лётный час "Раптора" в боевых условиях обходился ВВС в 68 362 долларов. Дороже был только "полставторой". smile
    1. 0
      16 июля 2024 07:00
      И что? Вы чситаете чужие деньги? Когда триллионы рублей выведены в Дубай и США?
      1. 0
        16 июля 2024 10:38
        В огороде бузина, а в Киеве дядька. ©
        Да, я считаю чужие деньги. Ибо абсолютные цифры стоимости лётного часа "Раптора" в статье не дают общей картины - всё познаётся в сравнении.
  23. +1
    8 июля 2024 11:40
    Американцам конечно виднее, но как показало СВО, в случае большого замеса в ход пойдет даже самое старое оружие. Потому как во первых оно готово, а во вторых так сделано давно то его можно считать условно бесплатным.
  24. -8
    8 июля 2024 11:42
    Как я неоднократно писал, т.н. "радиолокационная невидимость" скорее всего является гениальной операцией советских спецслужб против ВВС (а получилось и против ВМФ, ха-ха) США. Ну вот, все больше людей начали догонять...
    1. 0
      24 августа 2024 13:30
      Вы наверняка до сих пор не догадываетесь, что уже изобретена радиолокация?.. laughing lol
      1. 0
        24 августа 2024 17:08
        Вы открыли мне новый мир! Я поражен! По своей военной специальности я изучал ПРВ 13 и ПРВ 17, древность, конечно, но на вооружении они тогда стояли вовсю. Вы наверное думаете, что жутко остроумны. 13 лет? Все 14?
        1. 0
          24 августа 2024 17:13
          Вы открыли мне новый мир! Я поражен!

          Рад стараться! laughing
          Вы наверное думаете, что жутко остроумны.

          Иногда бывает... lol
          13 лет? Все 14?

          Чуть побольше: будет 74, примерно через месяц...
          Но хотелось бы услышать более конкретный вопрос?
  25. -2
    8 июля 2024 12:51
    Все правильно .В СМИ США пошли статьи на тему 6 поколения ,думаю не зря .Расчищают местечко и финансы пойдут ..............кому надо пойдут
  26. -7
    8 июля 2024 13:28
    Как управлять толпой? Данные комментарии это чётко демонстрируют. Создаётся чудо ранее не виданное и неповторимое оружие. Уже эпитеты к этому оружию говорит о наличии каргокульта. В результате получаем где-то там охрененную цацку, которую в реальности мало кто видел, и миллионы адептов каргокульта этой цацки. И в реальности воюют за США как раз эти адепты с самым, что ни на есть обычным оружием. А там, вдалеке, над градом на холме, святым светом блещут чудеса чудесные, в том числе и самое передовое и самое чудесное оружие.
    Так оболванивать миллионы людей надо уметь. laughing
    1. 0
      24 августа 2024 13:37
      Вас почему-то не удивлет, что "в мире всё ещё широко не применяется ядерное оружие"? Но почему-то упорно удивляет, что "F-22 не косит направо и налево вражеские самолёты?!" laughing
      А какие вражеские самолёты уже поднимались на перехват F-22? — Например в Сирии, чьё воздушное пространство самолёты F-22 патрулируют уже много лет, вплоть до авиабазы Хмеймим, вплоть до сегодняшнего дня? wink
  27. +7
    8 июля 2024 14:15
    Что говорить, если F-22 лишён возможности самостоятельно передавать информацию через тактическую систему обмена данными Link 16, которую используют другие американские самолёты? А как, спросит тот, кто еще не в кусе, он тогда наводил кого-то там в Сирии? А так, в лучших традициях 20 века – по рации. Понятно, что это моментально демаскировало «Рапторов», но иного варианта не было вообще

    Интересно, автор умышленно пишет эту чушь, для кликбейта, или действительно в вопросе не разбирается?
  28. +2
    8 июля 2024 20:51
    Мне так нравится, когда мы начинаем считать американские денежки.
  29. 0
    8 июля 2024 21:57
    может быть там где ему предстояло завоевывать господство, появились С 400-500?
  30. +1
    9 июля 2024 08:55
    Цитата: dauria
    То , что Линдберг 20 с половиной часов в 1927 году летел через Атлантику один без всяких электроник и автопилотов - это не удивляет . А тут 11 часов в самолёте , которому и лётчик-то не нужен - это диво.


    Какие перегрузки были у Линберга? На какой скорости он летел? Может, он нужду просто за борт справлял, благо кабинка была не герметичная и малая скорость позволяла.
    А на современном истребителе организму приходится не сладко, в том числе и ЖКТ и мочеполовой системе.
    Так что вероятно в комплекте шли памперсы 5 поколения или что-то вроде... laughing
  31. -1
    9 июля 2024 09:02
    Цитата: Wildcat
    втор пишет о том, что "Его никто не видел даже в локальных конфликтах". Я даю перечень тех мест, где Раптор был в боевом применении.


    Ну что же... Ф-22 - это прежде всего истребитель. Итак, сколько боевых самолетов ему удалось истребить?
    Огласите весь список, пожалуйста.
    На другую чашу весов положим небоевые потери Ф-22, которых реально оказалось не мало. Что не может не удивлять, учитывая что за штурвалом вряд ли сидели салаги... салагам-курсантам такой недешевый самолет не доверят.

    Так что Ф-22, похоже, пошел по стопам "старфайтера" и может смело претендовать на звание - "самоистребитель"! tongue
  32. -1
    9 июля 2024 18:49
    А фу 35 еще не списали? Замену вроде уже готовят...
  33. 0
    13 июля 2024 05:52
    как говорилось в рекламе, если всё одинаково зачем платить больше. Поэтому 22 уже давно не выпускают а 15 клепают до сих пор. если они выполняют задачи одинаково эффективно зачем платить больше. подозреваю и у нас если 35 эффективен зачем клепать мног более дорогих 57?
  34. 0
    14 июля 2024 21:34
    Петросян тихо курит в углу. Роману надо в comedy club
  35. 0
    14 июля 2024 23:58
    Ну, во-первых, в истории ВВС США были самолеты и с гараздо меньшим сроком службы. В36 или В58 - это то, что приходит на ум сразу.
    F117 тоже простоял на вооружении всего 25 лет. Но если конгресс и примет это решение, значит будут заказаны новые самолеты. Т.е. F22 еще лет 5 минимум послужит. А в целом, опять же, самолет такого класса разрабатывается на 25-30 лет службы. Т.е. уже сегодня он почти свое положенное отработал. Да и замены такого класса из нового в США сейчас ничего нет и в ближайщие года 2 не предвидится.
    Ну и наконец новые самолеты - это новые рабочие места и поднятие ВВП страны.
  36. 0
    16 июля 2024 06:58
    Вот как почувствовать между критикой и сплетнями( осуждением), что есть грех великий для русских людей( советским и украинствующим можно). Хватит разбирать чужое, покажите лучше своё, что 10-20 А100 в год выпускаются, 10-20 заправщиков, чтобы Су 57 могли по 5-7 часов быть в воздухе( с памперсами, раз нет туалетов), что ВКС РФ получили за 2023 году не "одну-две партии" с неизвестным количеством самолетов,а 200 штук введено в строй.
    Где там сотни Охотников( наверно до сих пор "испытываются") и Байрактаров.
    Хаить чужое , когда своего ничего нет глупо и не приближает к победе.
  37. 0
    17 июля 2024 23:38
    Сейчас хохелы начнут кляньчить.. Отдайте нам, всё равно списывать..
  38. 0
    2 августа 2024 15:03
    Жил грешно-сдох смешно.
  39. +1
    11 августа 2024 07:58
    Говоря об идеальном самолете будущего, стоит спрогнозировать, что это будет сверхманевренный самолет с элементами малозаметности. Именно с элементами.
    С "элементами малозаметности" ? belay Мдааа... ! Это все равно,что сказать: "Немножко беременна" ! "Стелс"("малозаметность")- она или есть ,или её нет ! И при чём тогда упоминать "элементы малозаметности" ? request
  40. 0
    7 сентября 2024 13:19
    Самолетик то хороший. Да, дорогой, но полосатые, сосущие кровь со всего мира, могут себе это позволить. Проблема этого самолета в другом - полосатые так боятся, что его собьют или захватят и технологии попадут не в те руки, что он толком за 20 лет службы и не воевал. На себе тянут ф15/16/18 - из четвертого поколения. Списывать такую машину - глупость, даже первая серия моложе 20 лет. Ну если спишут - похлопаем им.