Сказки о Чапае... или как шельмуется история

18
Сказки о Чапае... или как шельмуется историяПро художественный сериал «Страсти по Чапаю» правильным было бы сказать следующее: сам фильм - такая же безграмотная халтурная лажа, как и его название.

То есть: как недоучившиеся граждане, посмотрев фильм Тарковского «Страсти по Андрею», решили, что это выражение означает «Захватывающие приключения Андрея», а не «Страсти Христовы в изложении Андрея», - так и фильм снимали граждане, из исторических источников читавшие в лучшем случае Википедию.

А остальное пространство забито обычной сериальной халтурой. То есть авторы дотягивались до ближайшего штампа или до ближайшего предмета «примерно по теме» – и совали его в кадр.

...В кабинете начальника ЧК стоят стулья из ближайшего «Кофе Хауза». На столе у него стоит винтажная лампа 1960-х из ближайшего клуба. Ходят красноармейцы в костюмах, подрезанных в ближайшей костюмерной про Гражданскую – пофигу, что не могли они так быть одеты в описанный период. Демон революции Троцкий с огромным восковым носом ведёт себя так, как будто сведения о себе черпал из литературы общества «Память». И когда в ответ на его приказ о сдаче командования Чапаев (профессиональный военный, между прочим) начинает плакаться, что об него ноги вытерли, и цитировать написанного 10 лет спустя «Золотого телёнка» на тему «академиев не кончали» - Троцкий не то чтобы даже ржёт, а люто бугагирует, как психопат какой-то.

Почему? А потому что самая примитивная демоническая личность в представлении сериальных лажемётчиков так и выглядит.

Почему Чапаев бухает и за бабами бегает как угорелый, а оные бабы - все как одна в истерике? Потому что сериал, думать некогда, надо бабло рубить, давайте африканские страсти про пьяный русский разврат.

Почему Чапаев вроде как крестьянин из-под Чебоксар, а говорит как выпускник ГИТИСа? Блин, а потому что он и есть выпускник, сериальный трудяга, ему на крестьянский говор переучиваться некогда, надо же бабло рубить, а ему вечером этим же голосом честного следователя играть.

Почему, кстати, язык героев – даже не притворяется народным языком столетней давности? А потому что сценаристу, про которого мы сейчас отдельно поговорим, некогда правдоподобие делать. У него ещё два сериала за год, про Сталина и про Петра Лещенко.

Почему ЧК ещё только народилось, а уже ничего человеческого, всё насилует, бьёт в кровь и расстреливает? А потому что оно во всех сериалах такое - по-моему, этот вечно сексуально озабоченный бритоголовый чекист, умеющий только вожделеть чужих женщин, расстреливать мужчин у облупленной стенки и бить настоящих героев сапогом по яйцам, вообще всегда одним и тем же актёром исполняется.

Почему комиссар Фурманов стреляет Чапаеву в спину? А потому что в сериале любовный треугольник должен быть и интрига, а ревнивый комиссар – это такой же штамп, как похотливый чекист.

Почему вообще фильм решили про Чапаева снимать? А чё, раскрученный бренд и лежит плохо.

…Теперь - о главных ответственных Режиссёра этой непроходимой лажи зовут Сергей Щербин, и раньше он снимал неизвестные мне сериалы «Русский дубль», «Одиночка» и «Дорожный патруль 2». А сценариста этой непроходимой лажи зовут Володарский Эдуард. И он за последнее десятилетие подарил нам такие адские прорывы в отечественном искусстве, как «Обыкновенный большевизм», «Обитаемый остров», «Штрафбат» и «Жизнь и судьба».

А в прошлом году он умер.

Но, несмотря на его смерть, в этом году нас ждёт ещё два сериала по его сценариям:

1) «Пётр Лещенко». Поскольку певец П.Лещенко сидел - нет никаких сомнений, что его будут бить по яйцам бритоголовые чекисты, а куча его, лещенковских, женщин будет биться в истерике.

2) «Сын отца народов». Если это про Якова Сталина - то там бритоголовые чекисты будут бить каких-нибудь его боевых товарищей, а куча его бывших женщин будет биться в истерике. А если про Василия Сталина - то опять-таки куча женщин будет биться в истерике, а бритоголовые чекисты, вероятно, будут бить лётчиков и футболистов.

...И всё это не только потому, что скончавшийся на 72 году жизни Эдуард Володарский, как все бережно выкормленные советской властью творцы его поколения - был тупой антисоветчик.

Едва ли он был им, когда писал сценарии к «Своему среди чужих», «Проверке на дорогах» или «Ивану Лапшину».

Просто с тех пор утекло очень много воды, а творцы, сами себя основательно попредававшие и поопровергавшие, приобретают нечто вроде равнодушной творческой фригидности.

То есть все заученные движения повторяют, но совершенно без вкуса и без вовлечения.

Им уже всё равно.

Поэтому действительной отечественной истории в фильме «СПЧ» - примерно столько же, сколько античной истории во французской классицистской пьеске из жизни аркадских пастушков и наяд.

Она, история, там представлена в виде нескольких ходульных персонажей из «комедии дель арте» антисоветской эпохи. Трагический Герой-Любовник - раз; Весёлая, а временами Злобная Толпа - два; Похотливый Чекист - три; Ревнивый Комиссар - четыре. Отчаявшийся Убивать Русских Белый Офицер - пять.

При этом видно, кстати, что на сей раз почувствовавшее перемену ветра руководство (то ли студии, то ли канала) явно попросило сценариста и режиссёра не перегибать с Белой Химерой. То есть не слишком разводить адмиралей и румяных гимназисток, не нагнетать хруст дореволюционной французской булки и не делить стороны на господофицеров в белом и небритую матросню. Чтобы, так сказать, достичь уже исторического примирения.

Но создатели поняли по-своему. То есть крякнули – и вместо набожных белых 1990-х вытащили из нафталина звероподобных царских казаков из голливудских мюзиклов по погромы. Видимо, уравновесить хотели.

В итоге получилось даже хуже, чем было: красные «СПЧ» приехали из антисоветского классицизма, а белые – из антирусского.

То есть из-за чего эти два вида отрицательных русских воюют - из картины уже совсем не разобрать.

...Ну и ещё. Вся эта жуткая лажа, я имею в виду «Страсти по Чапаю», к шедевру братьев Васильевых «Чапаев» имеет такое же отношение, как к «Страстям по Иоанну» И.С.Баха.

Виктор Мараховский



На днях посмотрел новый телесериал от первого канала "Страсти по Чапаю". Вообще, просмотром подобной продукции не увлекаюсь, по причине её традиционно низкого качества. А если речь идёт об исторических сюжетах, опыт подсказывает, продукт ко всему прочему будет под завязку наполнен идеологическими помоями. Это притом, что официально в современной России идеологии нет. На самом деле идеология, понятно, есть, и это ярый воинствующий антисоветизм. Вот и фильмы снимают такие, чтобы граждане не забывали, каким тоталитарным адом была жизнь в СССР, и как хорошо живётся сейчас. Впрочем, творцы современной отечественной кинопродукции ухитряются втиснуть тему ужасов чекизма всюду, даже в фильм об Иоанне Грозном. Возникают подозрения, если первый канал возьмётся ставить сюжет о каменном веке, то и там тема беспредела отечественных спецслужб будет раскрыта в полной мере.

Ну а тут знакомые посоветовали - вышел новый сериал про Чапаева. Причём сериал хороший, правдивый: в кои-то веки красные показаны нормальными людьми, белые - упырями и бандитами, исторические события отражены более-менее адекватно. Да и вообще, сам факт, что главный государственный телеканал обратился к такой фигуре как Чапаев, уже о многом говорит. Сказано - сделано, терзаясь известными сомнениями (см. выше), начал вдумчивый просмотр.

Действие начинается в 1906 году: будущий легендарный комдив юн, живёт на Волге, работает плотником и крутит любовь со своей невестой. Если кто позабыл, 1906 год в России – это пик крестьянских выступлений, едва не переросших в гражданскую войну. Время, когда массово восставали крестьяне, составлявшие 85% населения тогдашней страны. Восставали в ответ на растущие голод и нищету, бесправие, на прогрессивные реформы, усугублявшие и без того их крайне тяжёлую жизнь. А добрый царь ответил на эти выступления таким террором, по сравнению с которым все так называемые сталинские репрессии – детский лепет. 1906 год в России – это время, когда вдоль дорог стройными рядами тянулись виселицы, когда в стране в мирное время вводились военно-полевые суды. Многие думают, что так называемые тройки, то есть государственные органы внесудебной расправы, придумал Сталин в 1937 году. На самом же деле царское правительство активно применяло их уже в 1906 году. Но в сериале, понятное дело, ничего этого нет.

В сериале нам показывают идиллические картины России-которую-мы-потеряли (с) (тм). Только не с балами, шампанским и хрустом французской булки, как в фильме "Адмиралъ" а в образе лубочной русской глубинки. Как живут по сериалу простые русские люди в начале века? Прекрасно! - отвечают нам авторы, - живут мирно, честно трудятся, не бедствуют, добротно одеваются, от души едят и пьют, чтут православную веру. Тема религии вообще раскрыта богато - яростно креститься герои начинают после каждой второй реплики, присутствует добрый батюшка - с мудрым смиренным взором и такими же речами, да и вообще вся первая серия крутится вокруг строительства новой церкви.

Глядя на эту идиллию становится решительно непонятно - с чего бы вдруг всего через десять лет такая благополучная страна рухнет в бездну разрухи и кровавого хаоса? Не сама же по себе, не от накопившихся в обществе противоречий! Не от вопиющего социального неравенства! Не от загулов в Париже для одних и голода для других! Ведь на экране ничего такого не просматривается в принципе. Так отчего же? Известное дело, - отвечают нам авторы, - от большевиков. От них, проклятых, все беды на Руси! Вот и тут в сюжет вводится революционер-большевик в виде брата главного героя. Чем он занят? Подпольной агитацией? Сплочением людей для борьбы за справедливость? Нет, революционер без продыху пьёт самогон и мрачно обещает после захвата власти устроить бойню. Совершенно очевидно, что это тупой опасный дегенерат. Ибо кто ещё может желать разрушения показанному благолепию?

Дальше сюжет переносится в годы Первой мировой войны. Плотник Василий Иванович Чапаев, как и многие его соотечественники, отправляется на фронт воевать с германцами. Как мы помним из истории, особого интереса для России в той войне не было. В отличие от 1941 года на нас никто не нападал, в мировую войну царское правительство втянуло страну, идя на поводу у собственных непомерных амбиций и требований англо-французских кредиторов-инвесторов. Первые успехи наших войск на фронте быстро и закономерным образом закончились, потому что по ходу достижения этих успехов оказалась выбита кадровая армия с имевшейся матчастью. И если потери личного состава можно было восполнить новыми призывами, то оружие и боеприпасы для пополнений взять было неоткуда. Потому что никаких стратегических запасов на случай большой войны в стране не было, а собственных промышленных ресурсов для восполнения потерь категорически не хватало.

Немногие знают, но уже в 1915 году в государственной думе всерьёз обсуждался вопрос о вооружении новых стрелковых частей алебардами по причине острого недостатка винтовок. А годом позже царское правительство было вынуждено расплачиваться за военные поставки союзников, отправляя своих солдат в качестве пушечного мяса во Францию. Собственно, известные ныне байки про «одну винтовку на троих» в годы Великой Отечественной войны, они как раз основаны на реальных фактах Первой мировой, перевранных для нужд господствующей антисоветской идеологии.

Не лучше обстояли дела в российской армии и с продовольствием, обмундированием. И это в то время, как чиновники и столичные спекулянты безбожно наживались на поставках для фронта. А ещё катастрофическим образом ухудшалась жизнь в тылу, где миллионы крестьянских семей были вынуждены не только выживать без кормильцев, но и содержать многомилионную воюющую армию. Так армия, не имея должного снабжения и глядя на происходящее в стране, после бодрого начала и первых успехов начала сдавать позиции и откатываться всё глубже на свою территорию. Надо ли удивляться, что такое положение очень быстро привело к социальному взрыву и катастрофе?

Какой показана царская армия в 1916 году сериале про Чапаева? В сериале про Чапаева в армии – всё прекрасно. Все отлично вооружены, сыты и одеты, русские войска только и делают, что наступают и бьют врага. Правда, солдаты изредка вспоминают о павших товарищах и о своих семьях, которым в тылу приходится тяжко без кормильцев. Офицеры всё время сидят в блиндаже, благородно режутся в карты и ведут политические дискуссии. И всё бы ничего, но опять мутят воду революционеры-большевики, сбивая с толку честных подданных православной державы, готовых без конца складывать головы за царя и отечество.

Незаметно подкрадывается роковой 1917 год. В стране происходит февральский переворот. Что такое февральский переворот, так же известный как февральская революция? Это падение в России монархии, вызванное упомянутыми бедами и противоречиями, которые раздирали страну десятилетиями и предельно обострились в годы войны. Ну а ещё сам царь Николай и его окружение в конец подорвали авторитет не только свой, но и российской монархии в принципе. В итоге вся прогрессивная общественность дружно потребовала отречения царя от власти. Отречения требовала государственная дума, требовал генералитет, но впереди всех – православная церковь, которая ранее сама помазала Николая на престол. Все эти прекрасные люди предали своего монарха, над ними и страной поставленного богом. А монарх безропотно принял их требования и тем самым тоже предал – и своих предателей, и народ, и страну, и бога. Что характерно, ни о каких большевиках, как о влиятельной политической силе, речи тогда не было. Большевики на тот момент были маленькой малоизвестной фракцией в составе социал-демократической партии. Наиболее известные лидеры большевиков находились либо в эмиграции, либо в ссылке и активного участия в политике не принимали.

Каковы были последствия февральского переворота для России? Последствия без преувеличения были катастрофическими. После ликвидации монархии властью себя объявило временное правительство. Пребывая в революционном угаре, оно быстро развалило старые порядки, органы власти, системы жизнеобеспечения страны, но не смогло создать ничего взамен. Так в считанные недели реальной власти на территории бывшей Российской империи не стало в принципе. Воюющая армия была окончательно деморализована и лишена управления. В итоге уже летом 1917 года фронт затрещал по швам, началось массовое дезертирство. А само временное правительство вместо наведения элементарного порядка в стране и армии, вместо решения наиболее острых вопросов погрязло в мелких политических интригах. К октябрю, несмотря на то, что Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Германией, воевать было некому, фронт развален, а сама страна даже не на части развалилась, а вообще пошла в распыл. О независимости объявили не края и губернии, а районы-уезды и отдельные сёла. Именно в таких условиях взяли власть большевики.

Отражено ли это как-то в сериале? Нет. В какой-то момент нам показывают титрами что-то вроде «февраль 1917 года, пала монархия», после чего следует сцена солдатского митинга на вокзале, где некий гражданин (надо полагать, опять злодей-большевик) толкает речь о необходимости немедленного прекращения войны. Митинг незамедлительно разгоняют казаки. Между тем Чапаев возвращается с побывки на фронт. Как обстоят дела на фронте? Всё так же, как и раньше. Нет ни бардака, ни падения дисциплины, ни массового дезертирства, ни абсурдной либерализации армии (когда командиров выбирает личный состав, он же решает голосованием – ходить сегодня в атаку или нет). По сериалу все обозначенные прелести начинаются строго после сцены, в которой офицеры в блиндаже с ужасом обсуждают новость – говорят, в Петрограде переворот, правительство свергли большевики, пропала страна!

Тут показывается конфликт в армии – все солдаты строго за большевиков, все офицеры – строго против. Хотя в реальности после Октябрьской революции офицеры старой армии поделились на три примерно равные части – тех, кто активно поддержал большевиков, тех, кто выступил решительно против, и тех, кто предпочёл устраниться от политики. Среди солдат же были сторонники не только большевиков, но и меньшевиков, эсеров, анархистов. Но в сериале всё строго, как сказано выше – солдаты за, офицеры против. Почему так? Очевидно потому, что творцы с первого канала, снимая исторический сериал, не утруждают себя чтением хотя бы школьных учебников по истории. Вместо этого они продолжают тупо копировать виденное когда-то в советском кино, обильно приправляя его «собственным вИдением».

Дальше по сюжету начинается гражданская война. Как показана война в сериале? Добрые красные – из простых русских людей воюют со злыми белыми, которые представлены нерусскими казаками и немного – бывшими офицерами. Чтобы сразу было видно, кто есть кто, и те и другие с первых дней войны одеты строго единообразно: красные – в полевую форму защитного цвета, белые – в белые форменные рубахи. Вроде, известно, что первые год-полтора гражданская война идёт в разорённой стране с порушенным хозяйством, регулярные армии не сформированы, со снабжением беда. Выглядеть, как это показано на экране, войска будут значительно позже, когда красные более-менее восстановят хозяйство на подконтрольной территории, а белые окончательно перейдут на содержание своих лучших друзей, фактически – хозяев, из заграницы. А до этого по обе стороны воюют партизанские отряды, одетые и вооружённые – кто во что горазд. Известно, что масса рядовых бойцов по обе стороны носили лапти, не имея ни сапог, ни ботинок. Но в сериале всё строго наоборот – бойцы поголовно одеты в новенькую форму, а лапти появляются в кадре ровно один раз – и то висящими на шее пьяного красноармейца. При этом в диалогах Чапаева с начальством и подчинёнными действительно постоянно слышатся жалобы на недостаток всего самого необходимого. Однако, показываемое на экране этого не отражает совершенно. Ощущение такое, что по ходу съёмок костюмеры, реквизиторы и сценаристы работали, не пересекаясь вообще.

Итак, на протяжении большей части сериала нам показывают участие Чапаева в гражданской войне. В чём, по сериалу, выражается это участие? Может, легендарный начдив командует войсками, организует управление, осваивает полководческую науку? Как ни странно, нет. Сериальный Чапаев водит в бой войска ровно три раза на протяжении девяти серий по 50 минут каждая. Остальное время он хлещет самогон, предаётся половому разврату и отбивается от козней упырей-комиссаров, которых ему навязывает партия. О теме комиссаров, чекистов и прочих ужасов большевизма – разговор отдельный, ниже. А Чапаев в редкие перерывы между этими занятиями впадает в истерики как беременная баба, выдавая завывания из серии: «Зачем церковь разорили, ироды?!», «Чем мне войска кормить – опять народ грабить?!» и так далее. Очевидно, по мнению авторов, настоящий герой, талантливый полководец и любимец солдат ведёт себя именно таким образом. Впрочем, и бойцы в сериале не сильно отстают от командира.

Был такой советский режиссёр Сергей Бондарчук, который отличался не только большим талантом, но и богатым жизненным опытом – был родом из крестьян, прошёл Великую Отечественную войну простым солдатом, общался с людьми, повидал всякого. К работе подходил ответственно, роман М.Шолохова «Они сражались за Родину» экранизировал предельно бережно и близко к тексту. Благодаря всему этому он и стал известен как создатель ряда мощнейших и фильмов о войне. Именно поэтому русский солдат у него выглядит русским солдатом, командир – командиром, на войне – все на своих местах, каждый занят делом, все нормальные живые люди, сражающиеся за правое дело, за свою землю, за родных и близких, за Родину. Поэтому его фильмы смотрятся правдиво и заслуженно любимы в народе. Глядя на происходящее в фильмах Бондарчука становится действительно понятно, кто были наши предки и почему они смогли сломить хребет непобедимому фашистскому зверю, за которым стояла вся мощь континентальной Европы.

Совсем другое дело нынешние властители дум. В армии они не служили, живого командира – в глаза не видели, к материалу относятся наплевательски, плетут абы что, густо приправляя это своими больными фантазиями. В результате легендарный Чапай у них – истеричный алкаш и развратник, вместо бойцов и командиров – шайка клоунов, вместо всенародного подвига и всенародной же трагедии – полная сумятица и клинический бред. Кто с кем воюет, за что, кто такие казаки, чего они хотят, почему чинят непотребства – решительно не понятно.

Красной нитью проходит через сериал история злоключений благородной девицы. Дочь аристократа-полковника, она сперва объявляется революционеркой, после чего незамедлительно увязывается на войну с папашей-офицером, убивать этих самых революционеров. В первом же бою попадает в плен, после чего снова вспоминает о своей революционности и прыгает в койку к Чапаю. Далее она попадает в застенки ЧК, где её гнусно насилует упырь-чекист, а за ним – вообще все, кому не лень. В итоге барышня снова оказывается в чапаевских войсках, где её снова должны арестовать и расстрелять – за неправильное происхождение и убийство упыря-следователя.

И тут легендарный комдив раскрывается по полной – барышня ему уже не интересна, потому что к этому времени он вовсю сожительствует с женой своего комиссара. Чтобы барышню не схватили кровавые чекисты, он её подговаривает бежать к белым, а вместе с ней склоняет к дезертирству влюблённого красноармейца. Что сделают с барышней белые, когда полстраны уже в курсе, что она любовница Чапая, комдив, видимо, не думает. Не думает он и о том, какие сведения она передаст врагу о его войсках. Вместо этого он делится обжигающими откровениями о том, что революция – это не борьба за правое дело и лучшую жизнь, а только грязь и кровь, что она, революция, ему всю жизнь поломала.

Вообще, судя по мотивам и поведению персонажей, сценарий писала девочка-подросток. Тут и описанное выше поведение Чапая. Тут и матёрый опер из ЧК, который посреди допроса контрреволюционерки срывается на признания в любви и, заламывая руки, вопрошает: «Скажите, есть ли у меня хоть какие-то шансы?!», а после напивается и грязно насилует возлюбленную. Видимо, по мнению авторов, чекисты занимались именно этим – изнасилованиями, пытками и избиениями задержанных, массовыми расстрелами невиновных, злоупотеблениями служебным положением.

Отдельного упоминания заслуживают комиссары. Военные политработники в сериале – исключительно гнусные мрази, трусливые и подлые. Вместо выполнения прямых обязанностей комиссары заняты строго плетением интриг, саботажем и удовлетворением личных амбиций. Комиссар Захаров – мразь и психопат. Комиссар Фурманов – мразь и ничтожество, не способный управлять не только войсками, но и собственной женой. Из-за жены, кстати, он среди боя стреляет в спину Чапаю, из-за неё же без передышки строчит кляузы на комдива высшему командованию.

Где-то в середине действия в кадре появляется председатель реввоенсовета Троцкий. Честно говоря, лично я никогда не испытывал особых симпатий ни к самому Льву Давыдовичу, ни к его деятельности как до, так и после его низвержения с советского политического олимпа. Но вместе с тем, объективный исторический факт: заслуги его в деле установления советской власти значительны. Известно и то, что к концу гражданской войны в популярности и авторитете он немногим уступал одному лишь Ленину. Известно также, что Троцкий был мощнейшим оратором и тонким психологом, пользовался славой «демона революции», на митингах и собраниях умел грамотно держать и накачивать аудиторию. Каков Троцкий в сериале? Мутный мерзкий боров в кожаном пальто. Стоя на трибуне перед бойцами, он жрёт арбуз и плюёт семечки в стоящих рядом краскомов. Странно, что вопреки сложившейся традиции не показали Сталина, мечущегося по кремлёвским коридорам с кровожадным уханьем в поисках очередной невинной жертвы.

В целом, глядя на экран, создаётся такое впечатление. Помнится, недавно нас пытались убедить в том, что в Великой Отечественной войне победил народ вопреки коммунистам и лично Сталину, которые народу в этом всячески мешали. Создатели же сериала «Страсти по Чапаю», похоже, решили расширить и углубить эту тонкую мысль. У них и в Гражданской войне победил народ строго вопреки козням большевиков. Перечислять прочие гениальные находки создателей сериала можно долго, но и изложенного вполне достаточно, чтобы сформировать определённое представление.

Надо ли смотреть этот цирк? Если ты нормальный человек, уважаешь свою страну, историю, память предков – смотреть это не следует категорически. Вместо исторического кино – поливание народного героя помоями, вместо осмысленного действа – тупые и убогие подростковые фантазии. Лучше пересмотреть старый советский фильм про легендарного комдива. Он хоть и чёрно-белый, и снят без малого восемьдесят лет назад, но до сих пор смотрится вполне пристойно. В отличие от убогих поделок первого канала.

Алексей Славин


Не далее как вчера, на ВО было обсуждение намерений В. В. Путина издать единый учебник истории России. Много и бурно обсуждали эту новость. Однако, никакой учебник истории, даже самый хороший и правильный, не поможет, пока на наши экраны будут выходить подобные поделки. Засилие сериалов, конечно у многих вызывает тревогу. Но одно дело, когда героями сериалов становятся вымышленные персонажи, типа "Моей прекрасной няни", или "Сватов", и совсем другое дело, когда в таком формате нам пытаются навязать безграмотные и извращённые "исторические" события. "Страсти по Чапаю", как раз из разряда таких совершенно бездарных и вредных сериалов, которые показывают "авторскую" трактовку истории. А скорее всего, даже не истории (кому она интересна, в самом деле?), а копания в грязном белье исторически великих людей. Да и было ли оно, то грязное бельё, которое нам показали? Скорее всего, это просто ничем не прикрытые амбиции халтурщиков от кино. На потребу зрителю. Недаром же так популярны всякие: "Пусть говорят", "Ты не поверишь" и т. п. Людям стало интересно копаться в чужом грязном белье, наверное так им проще забыть свои проблемы...

Ещё В. И. Ленин говорил: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (из воспоминаний Луначарского). Эту мысль, разделяют сейчас многие. Посмотрите на Голливуд. "Фабрика грёз", при всей своей неоднозначности, строго придерживается определённых правил... Про Америку либо хорошо, либо ничего. Пусть и неправда, но на пользу Америке: "Спасти рядового Райана", "Армагеддон", "Красная жара" и много других. Я не призываю снимать фильмы на голливудские темы, я просто хочу, наконец то, смотреть НОРМАЛЬНЫЕ фильмы! В которых милиционеры, а не менты, в которых солдаты, а не банда идиотов, наркоманов и алкашей, в которых народные герои, а не выдуманные эрзац режиссёрами упыри и придурки. Такие как: "Сержант милиции", "Солдат Иван Бровкин", "Они сражались за Родину", вместо: "Глухарь", "Солдаты", "Сволочи". Бесполезно создавать правильные учебники, пока не будет наведён порядок на наших теле и киноэкранах. И особенно в исторических постановках. Псевдоистория, сдобренная похожими на правду "фактами", принесёт больше вреда чем откровенная ложь, или вообще незнание!

Техническая реализация фильма, пусть останется на совести халтурщиков. Обсуждать показанную "дивизию" в размере роты (в лучшем случае), даже как то скучно. Или казачьи сотни (не одну!) состоящие из 20 человек в лохматых козьих папахах натянутых на глаза (вероятно, что бы в разных кадрах не примелькались оди и те же лица "сотен" казаков). Про внешний вид воюющих, уже достаточно сказано выше, не стану повторятся.

Представьте себе, что могут написать в сочинениях дети на тему Чапаева? "Фурманов стрелял Чапаеву в спину, из чувства ревности" - такого, даже в многочисленных анекдотах нет... Дети нынешние, которые в отличие от нас не читали Фурманова. Которые не смотрели настоящий фильм "Чапаев", а не эту жалкую поделку о 12-ти сериях. Когда, в который раз смотря заключительные кадры фильма о героическом комдиве, мы со слезами на глазах сжимали кулаки от бессилия, и до последнего надеялись, что Чапай доплывёт!

Знаете... Я стал мечтать о цензуре... И уже давно.

Павел Хмельницкий
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vladsolo56
    +8
    23 февраля 2013 07:27
    Сериал отстой, халтура в чистом виде, и не просто халтура, это целенаправленная агитка, на дискредитацию всего что было связано с революцией, гражданской войной, вообще с советской властью.
    1. yak69
      +5
      24 февраля 2013 01:16
      Статье +!
      Авторам сериала пожелание нескончаемого поноса--чтоб времени снимать не оставалось!
      А цензура и вправду нужна.
  2. +6
    23 февраля 2013 07:47
    Я + статье поставил.,даже особо не дочитывая до конца,только уже за вот эти слова заключительные "Знаете...Я стал мечтать о цензуре..И уже давно." Больше про наши сериалы и добавить нечего...
    1. +2
      24 февраля 2013 19:08
      skrgar,
      А я считаю главным выводом всего этого- слова - "Бесполезно создавать правильные учебники, пока не будет наведён порядок на наших теле и киноэкранах"
      Иные поделки (фильмами их язык назвать не поворачивается) иначе как диверсией не назовешь!!! Вчера " Белый тигр " пытался смотреть именно заставлял себя ,думал может я чего не понял может автор как то аллегориями что то донести пытается но так ничего не и понял, может просто мне не дано.......
  3. +3
    23 февраля 2013 08:13
    Скачал сериал из интернета еще несколько месяцев назад посмотрел только первую серию вторую досматривать не стал пробежался по сералу бред полный хоть бы врали профессионально! negative
  4. +1
    23 февраля 2013 08:46
    Начало сериала не видел, попал только ко второй или третьей серии, до конца серию не досмотрел, плюнул и переключил канал - чушь примерзкая. Как Первый канал не догадался показать этот "ШЕДЕВР" весь целиком сегодня - 23 февраля? Какой шикарный подарок на день Защитника Отечества!
    1. +2
      23 февраля 2013 10:26
      А как они "Школу" показывали? Новые российские фильмы в подметки не годятся старым советским, а сериалы-вообще
  5. +3
    23 февраля 2013 08:53
    хорошо идут!интеллигенция!
    1. Atlon
      +3
      23 февраля 2013 08:58
      Цитата: квирит
      хорошо идут!интеллигенция!

      Капелевцы. Офицерский полк. Кстати, такой атакой, наводили животный ужас на красных бойцов. Строевым шагом, под барабаны...
      1. +1
        23 февраля 2013 23:42
        Заметим, что знаменитые по фильму «Чапаев» «психические» атаки белых без единого выстрела предпринимались вовсе не от хорошей жизни и не для того только, чтобы произвести впечатление на противника. Одной из основных причин подобных действий было отсутствие у белых боеприпасов
        http://topwar.ru/2144-pochemu-kolchak-ne-doshel-do-volgi.html только вот сегодня прочитал...
      2. +1
        25 февраля 2013 07:27
        Atlon"Капелевцы. Офицерский полк. Кстати, такой атакой, наводили животный ужас на красных бойцов. Строевым шагом, под барабаны..."
        У белых на Восточном фронте офицеров не хватало, что бы так разбрасываться ими.
        Капелевцами являлись рабочие Ижевского и Воткинского заводов которые ходили на красных под Варшавянку.
  6. +4
    23 февраля 2013 08:55
    Цитата: vladsolo56
    Сериал отстой

    дык, современных сериалов,что не отстой,на одной руке пальцев хватит пересчитаь...тут не в цензуре дело.я смотрю на консультантов,у всех воинские ,учёные звания...вот откуда ветер дует.а запретами только "великомученников "наклепаем.нужны хорошие фильмы,хорошие компьютерные игры,работа в школах и детских садах.а вот заказчик (желательно государство) должно уже исполнителя трясти.а сейчас :каков поп-таков приход.
  7. +2
    23 февраля 2013 10:00
    У нас к великому сожалению, только сериалы про бандитов и цыган получаются, там и масштаб и размах. Оно и понятно, урки скинулись на сериал или цыгане. Яркий пример этому, "знаменитый фильм "Бригада", это же надо, мало того что его показали подряд два раза. Так еще и мораль этого фильма какова? Дескать вот Вам люди русские, пример для подражания, вот Вам авторитет и все должны на него ровняться. Как, я спрашиваю, как фильм который пропагандирует ОПГ, бандитизм, рэкет, наркотики, стал "культовым" фильмом . И ведь денег на него угрохали - обалдеть сколько, еще и продолжение сняли.
    А сериал про боевых пловцов например, смотреть до слез обидно и противно. Вроде задумка хороша, а вот исполнение - мрак. Ну куда это годится - в одной из серий, герои, стоят в лесу около Урала(машины), стреляет снайпер(в кого не понятно), они делают вывод что это снайпер, и....., и продолжают стоять тыкая стволами в разные стороны!?!?! И это спецназ? Я бы на месте настоящих боевых пловцов - сурьезно бы обиделся, на такое не уважение к профессионалам.
    А про Чапаева, это конечно да, это вообще не понятно что. Я как только увидел всадников в форме с иголочки, все желание отбило смотреть дальше.
    Зачем вообще снимать такую лажу? И дело тут не в исторической справедливости(хотя и это тоже), уж ежели брешете, то хоть подавайте это в красивой и качественной "обертке". Как Голливуд в фильме "Царство Господне", враки на каждом шагу, но хоть съемки качественные.
    А тут, куда не плюнь, одна дешевка.
  8. +4
    23 февраля 2013 16:13
    Исторические сериалы на нашем ТВ категорически смотреть нельзя, как и большинство новых художественных фильмов. Есть в книге Н.Латыпова и Вассермана эпизод: спрашивают они сценаристку, зачем, мол, так безбожно искажать правду в вашем поганом творении. Она в ответ: художник, могу, дескать, как вижу, так и творить. Теперь и пользуются спросом художники с больным воображением, с ненавистью к советскому прошлому в крови, таким и платят. И Колчак у них благороден, а что в Сибири выступавших против него крестьян деревнями пороли и отрубали головы советским учительницам, и мародерствовали - это пустяк. И надтреснутым голосом вопрошает бывшая дворянка, чудом дожившая до 60-х, у дочки партийного босса: что же вы наделали, народ жил не тужил при царе, а вы его в бездну нищеты опрокинули. И герои ВОВ в новых фильмах и сериалах совершают подвиги вопреки системе: их мучают, родных обижают, а они, истинные патриоты, все ради родины терпят и совершают немыслимые поступки.
    Пока таким будут платить, они неистребимы. Перестанут платить, глядишь, найдут чего-нибудь посимпатичнее в ненавидимом советском прошлом. Продажные и недалекие мастеровые.
    1. +3
      23 февраля 2013 16:24
      Цитата: koni
      Теперь и пользуются спросом художники с больным воображением, с ненавистью к советскому прошлому в крови, таким и платят.


      Увы кто девушке платит то её и танцует. А государство пока в раскорячке. с одной стороны предпринимаются попытки к возрождению патриотизма и гордости своей историей. с другой всё это тнапрочь нивелируется либеральной идеологией и такой же экономикой где господствует идеал Золотого Тельца.
  9. +2
    23 февраля 2013 20:50
    Один мой знакомый россиянин говорит: "Кто любит попу, а кто любит женину попу". Так в его понимании звучит русская поговорка: "Кто любит попа, а кто попадью". Это я к тому, что вкусы у людей разные. Однако не значит, что фильмы Урсуляка и Володарского можно смотреть. Конечно "художника обидеть может каждый". Но есть на мой взгляд два бесспорных случая, когда он обязан творить с оглядкой на общественное мнение. Первое, это когда он творит за счет бюджета, и второе, когда речь идет о знаковых событиях в жизни страны и ее народа. Примером может служить образ Жукова. Практически кроме Ульянова его не играл никто. И этот Жуков мог служить символом Победы. А мог ли таковым символом служить Жуков, изображенный бесспорно талантливым режиссером и актером Меньшовым в пресловутой "Ликвидации". Самодур-клоун, с ителлектом табурета. Ну и чей образ правдивее, учитывая роль Жукова в Отечественной войне? А теперь "сложнейший" вопрос; для чего потребовалось показать "такого" Жукова? Как и такого Чапаева.
  10. казак23
    +2
    24 февраля 2013 01:53
    бедные коммунисты

    и фильм говно заплевал телик и смотреть не стал -такое ощущение от него что белые воевали с пленными и женщинами , а красные они ого-го какая сила
  11. Region65
    +2
    24 февраля 2013 08:22
    наши сериалы за последние 20 лет усиленно вбивают всему народу в голову, что наше государство и наше население состоит всего из двух типов людей - БАНДИТЫ и МЕНТЫ) оттого и сериалы у нас только про тех, либо про других))))) ну вот третив биологический вид появился. Чапай)
  12. Яицкий казак
    +1
    25 февраля 2013 20:29
    В феврале 2013 года при поддержке 1 канала вышел сериал режиссера Сергея Щербины по сценарию Эдуарда Володарского «Страсти по Чапаю».

    Кроме жуткой исторической клюквы похождения сексуально озабоченного В.С. Чапая и жалких батальных сцен кои больше похожи на освоение бюджета, чем на баталии, стравливания казачьего и русского народов зрителю не показано ничего, никаких иных исторических реалий того времени.

    О чём думает министр культуры РФ Мединский Р.М., когда пропускает фильмы, разжигающие национальную и социальную (классовую) рознь? В сериале яицкие казаки «казара» показаны как массовые убийцы всего живого русского населения, причём ни в одном эпизоде с казаками нет фабулы (мотивов) и какого-то логического объяснения той самой «звериной ярости» казаков, которую режиссер сценарист и продюсер проталкивали зрителю. Кому выгодно столкновение русского и казачьего народа? На каком основании 1 государственном каналом подняты на щит герои революции, искупавшие в крови миллионы представителей народов Российской империи и зарывшие ради свои человеконенавистнических идей другие миллионы уже «советского» населения?

    К чему сегодня российское государство обеляет красных бандитов большевиков и поливает кровавой пеной и жупелом убийц и мародёров представителей казачьего и русского народов, вставших на пути у обезумевшей от марксизма-ленинизма России в начале 20 века? Почему казачий народ выставляется идеологами Кремля как живодер и убийца русских людей? Или специалистам и консультантам этого фильма неизвестен национальный состав Рабоче-крестьянской красной Армии и того что она творила на тех землях, которые попадали под её сапоги? Или у современной российской власти преступная банда рабочих и крестьян (РККА) организованная под предводительством Интернационала 23 февраля 1918 года - теперь образец современной Русской армии? Может господин Мединский не в курсе, что регулярная армия в Российском государстве появилась в период правления Ивана 4 «Грозного» и стоило бы подумать над тем – какие даты сделать образцом для воинства русского народа?

    В начале 20 века одним из немногих кто встал на пути Рабоче-крестьянской красной армии был казачий народ, все его Войсковые территории. Одним из самых пострадавших Войск было Яицкое (Уральское) казачье население, которое было истреблено на 70% в результате войны и расказачивания. Тогда, казаки встали не только на защиту своих земель на востоке Российской Империи, но и на защиту его государственности. Судя по той КАЗАКОФОБИИ которую проталкивает в сериале «Страсти по Чапаю» российскому зрителю государство, это справедливая щедрая плата «нагаечникам, жандармам и убийцам».

    В свете этого понятно, почему власть в Москве так открыто поощряет и пестует деяния Реестра как интернационалистического манкуртно-подлого образования, в которое по закону о казачестве могут вступать граждане РФ достигшие 18 лет. Ведь в таком интернациональном образовании можно пригреть и потом использовать банду нагаечников, убийц и мародёров обозвав эту банду КАЗАЧЬЕЙ.

    Казаки-националисты Вольно-казачьего Движения обращаются ко всем здравым политическим силам и,в частности, к казачьим организациям и общинам - отреагировать на информационно-идеологическую войну развязанную 1 государственным каналом РФ против казачьего народа, исторической справедливости и остановить потоки казакофобии, которые выплескиваются через СМИ РФ.

    Мы теперь понимаем, почему государство отказывает казакам в праве на национальную идентификацию. Этому государству нужно интернациональное казачество как нагаечник и убийца без исторических корней, собственной национальной истории, традиций, обычаев. Некоторым силам в Москве требуется жупел бандита под этнонимом казаков, чтобы стравливать народы.

    prisud.com/2012-03-21-08-20-41/press/41--200213.html

    Пресс-служба Вольно-казачьего Движения (ВКД)
    1. Atlon
      0
      27 февраля 2013 10:21
      Цитата: Яицкий казак
      Пресс-служба Вольно-казачьего Движения

      Странное словосочетание "казачий народ". Впрочем, выпячивание своей принадлежности, всегда было свойственнно казакам.
  13. GUR
    +2
    1 марта 2013 13:42
    А разве казачество не было интернациональным?? Разве это национальность а не образ жизни? Странно как то казак националист пишит.... это чего по ходу мне нет ходу в козаки, вроде как такого закона нет что бы меня в казаки не пущать....
  14. +1
    10 ноября 2017 09:27
    Снимаю шляпу автор! hi
    1. 0
      24 июня 2020 03:18
      ........
      +++
  15. 0
    24 июня 2020 03:17
    Крайне интересно, спасибо большое!!!
    Вам hi