Украинская легкая авиация против российских БПЛА

61
Украинская легкая авиация против российских БПЛА
Перехват БПЛА над Одессой, апрель 2024 г. Подбитый беспилотник выпустил посадочный парашют


Российские вооружённые силы широко применяют беспилотные летательные аппараты для разведки и нанесения ударов. Украинские формирования стараются противодействовать нашей беспилотной авиации и ищут эффективные решения.



Несколько месяцев назад в этой сфере начали активно использовать лёгкие самолёты и стрелковое оружие. Эта практика получает всё большее распространение.

Учебно-тренировочный перехватчик


Для борьбы с российскими беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) большой дальности, такими как разведывательные «Орланы» и ударные «Герани», противник использует различные средства, включая боевую авиацию. К решению таких задач привлекаются истребители советского образца, однако в некоторых случаях они могут быть избыточными для подобных миссий, и их количество постоянно сокращается.

В связи с этим украинские Военно-воздушные силы (ВВС) недавно предложили и реализовали новую концепцию.

В конце апреля на украинских ресурсах появились любопытные видеоролики, демонстрирующие новый способ борьбы с БПЛА. Видео были сняты накануне над Одесской областью, предположительно, во время прилёта российского разведывательного беспилотника «Орлан-10».

В качестве своего рода истребителя было решено использовать учебно-тренировочный самолёт Як-52 старой советской разработки. Утверждается, что самолёт и лётчики относятся к некоей общественной организации «Гражданский воздушный патруль», но машина несёт окраску «повитряных сил». Вероятно, она также была отремонтирована и оснащена современной аппаратурой. «Перехватчик» несёт вооружение, но его состав и параметры не уточняются. Позже стало известно, что самолёт мог быть оснащён пулемётом ПК, и один из лётчиков использовал его прямо из кабины.

Сообщалось, что экипаж Як-52 смог сбить как минимум один «Орлан», тем самым помешав российской армии вести разведку. Однако опубликованные видео заставляют сомневаться в украинской версии событий. Внешне перехваченная цель больше похожа на украинский БПЛА UJ-22. В любом случае, этот импровизированный истребитель продемонстрировал свою способность бороться с беспилотниками самолётного типа, независимо от их государственной принадлежности.


Предположительно, "одесский" Як-52. Фото Telegram / Dambiev

В дальнейшем появлялись сообщения о новых случаях, связанных с «истребительной модификацией» учебного самолёта Як-52. Сообщалось об успешном поражении целей, но подробности этих событий оставались неизвестными.

Летчик и стрелок


8 июля в украинских источниках появилось ещё одно видео, на котором запечатлён перехват беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с помощью лёгкого самолёта и стрелкового оружия. Сообщается, что эту необычную идею реализовали сотрудники Главного управления разведки (ГУР).

В качестве перехватчика ГУР использует лёгкий гражданский самолёт украинского производства Aeroprakt A-22. В его двухместной кабине находятся пилот и стрелок. Стрелок вооружён автоматом «Малюк» и должен наблюдать за окружающей обстановкой и атаковать обнаруженную цель. Для этого он ведёт огонь через «амбразуру» — штатную форточку бокового остекления самолёта.

Опубликованное видео показывает процесс перехвата БПЛА самолётного типа. Пилот обнаружил цель, подлетел ближе и занял позицию выше и чуть сзади неё. С близкого расстояния стрелок атаковал беспилотник, и тот, получив повреждения, перешёл в неуправляемое пике.

Характер этого вылета не уточняется. Судя по пейзажу и окружающей обстановке, это были некие испытания в полигонных условиях, а не реальный перехват беспилотной воздушной цели. Однако, получив приемлемый результат, ГУР может попытаться внедрить такую методику в практику. В этом случае «Аэропракты» или другие самолёты с автоматчиками на борту будут подниматься на перехват российских беспилотников.


Сверхлегкий А-22. Фото "Аэропракт"

Технические аспекты


В апреле в Одессе для перехвата беспилотных летательных аппаратов использовался самолёт Як-52. Это спортивно-тренировочная машина, которая была разработана в начале семидесятых годов.

Як-52 предназначался для начальной подготовки лётного состава, а также для использования в спортивных целях. Производство этой модели началось в конце семидесятых на румынском заводе Aerostar. Большинство самолётов поступили в учебные заведения и другие организации СССР.

Як-52 — это цельнометаллический поршневой низкоплан с прямым крылом. Длина машины не превышает 7,8 метров, а размах крыла составляет 9,3 метра. Сухая масса самолёта — 1035 килограммов, а максимальная взлётная — 1315 килограммов. Звездообразный поршневой двигатель M-14П мощностью 360 лошадиных сил обеспечивает скорость до 270 километров в час и дальность полёта до 465 километров. Скорость сваливания — 110 километров в час. Практический потолок — 4000 метров. Конструкция допускает маневры с перегрузкой от +7 до -5.

В центральной части фюзеляжа находится двухместная кабина тандемной компоновки. Оба пилота располагают полным комплектом органов управления. Доступ в кабину осуществляется через сдвижные части фонаря.

Самолёт А-22 был разработан в конце девяностых годов украинской компанией «Аэропракт». Он предлагался гражданским заказчикам в качестве простого учебного самолёта или лёгкого воздушного транспорта. К настоящему времени было построено не менее тысячи самолётов А-22, включая изделия нескольких модификаций.

Сверхлёгкий А-22 построен по схеме высокоплана с прямым металлическим крылом, пластиковым кожухом и тканевой обшивкой. Длина самолёта составляет всего 6,23 метра, а размах крыла — 9,55 метра. Пустой самолёт весит 306 килограммов, а максимальный взлётный вес — 450 килограммов. В носовой части установлен поршневой двигатель Rotax 912 мощностью 100 лошадиных сил.


Стрелок готовится атаковать цель. Кадр из видео от ГУР

Кабина самолёта А-22 является самым крупным и просторным элементом конструкции. В ней могут разместиться всего два человека, сидя бок о бок. Кабина и корпус самолёта в целом оснащены прозрачным обтекателем, который обеспечивает хороший обзор в разных направлениях. Вход в кабину осуществляется через пластиковые прозрачные боковые двери.

Согласно имеющимся данным, вооружение истребителя Як-52 состоит из пулемёта ПК, который находится в руках одного из лётчиков. Это пулемёт под винтовочный патрон калибра 7,62×54 мм R с темпом стрельбы от 650 выстрелов в минуту и боекомплектом из лент на 100 и более патронов. Прицельная дальность стрельбы составляет 1000 метров.

Во время недавнего вылета экипаж А-22 использовал автомат «Малюк». Это украинское оружие, созданное на базе советского АК-74, отличается компоновкой «булл-пап» и особым внешним видом. В нём используется штатный малоимпульсный патрон калибра 5,45×39 мм, а также предлагалась модификация под натовский патрон 5,56×45 мм. Скорострельность автомата достигает 650 выстрелов в минуту, а прицельная дальность — 1000 метров.

Сомнительный результат


Из-за нехватки зенитного вооружения и современных истребителей украинские военные были вынуждены прибегнуть к импровизации. Они оснастили лёгкие самолёты стрелковым оружием и создали перехватчики двух типов.

Утверждается, что эта техника успешно справляется со своими задачами, но у неё есть и недостатки.

Важно обратить внимание на типы и характеристики самолётов, которые были выбраны для этой цели. В качестве «истребителей» используются спортивные самолёты с невысокими лётными характеристиками, но хорошей маневренностью. Такой выбор обусловлен особенностями целей, с которыми им предстоит бороться.

По имеющимся данным, скорость «Орланов» и «Гераней» не превышает 200–250 км/ч. Для борьбы с ними не требуется скоростной самолёт, но есть некоторые нюансы, которые следует учесть.


В процессе перехвата. Кадр из видео от ГУР

«Перехватчики» были выбраны из имеющегося запаса. На Украине есть некоторое количество тренировочных самолётов Як-52 и сверхлёгких А-22. Кроме того, последние, возможно, всё ещё могут производиться своими силами, по крайней мере, из имеющихся запасов. Наличие парка таких самолётов позволяет быстро развернуть «истребители», не полагаясь на ремонтные предприятия или зарубежные поставки.

Разумеется, есть и недостатки. В первую очередь они связаны с импровизированным и компромиссным характером проекта. Создатели «истребителей» не могли выбрать оптимальные компоненты и решения, что в итоге привело к серьёзным ограничениям различного рода.

Например, объективные ограничения повлияли на «комплекс вооружений». Два импровизированных перехватчика оснащены пехотным оружием, а функции системы управления выполняет специально обученный стрелок. Всё это приводит к невысокой точности огня и снижает общую эффективность боевой работы. По сути, успех перехвата зависит только от случайных попаданий в цель.

Вынужденные меры


На данный момент истребительная авиация и система противовоздушной обороны (ПВО) Украины понесли значительные потери и утратили большую часть своего потенциала. В то же время российская армия продолжает активно использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различных типов, что заставляет противника искать альтернативные решения в срочном порядке.

Несколько месяцев назад это привело к появлению импровизированных истребителей в виде лёгких самолётов невоенного назначения. Утверждается, что такие «перехватчики» способны бороться с беспилотниками. Однако реальные возможности и количество такой техники вряд ли соответствуют масштабу угрозы, исходящей от беспилотников. Поэтому можно предположить, что Як-52 с пулемётом или А-22 с автоматом не смогут эффективно справиться с поставленными задачами и останутся в истории как вынужденная мера и технический курьёз.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    11 июля 2024 04:32
    В общем каким бы ни был паршивым самолёт у противника, ему всегда найдётся применение. Поэтому самолёты и их пилоты, независимо от их принадлежности к укролюфтам - приоритетная цель.
    1. +18
      11 июля 2024 07:09
      На самом деле такое решение в ситуации с угрозой БПЛА это в любом случае шаг в решении проблемы, а такие самолеты могут быть одной из важных частей системы противодействия БПЛА на современном этапе.
      1. +6
        11 июля 2024 08:13
        такое решение в ситуации с угрозой БПЛА это в любом случае шаг в решении проблемы

        Я не спец в авиации, но мне интересно, как самолет будет наводится на БПЛА в реальном бою?
        На полигоне это не проблема, лётчик знает где искать цель. А в реалиях жизни, нужно ещё навести слмолет, или вся надежда на зоркость летчикам и стрелка? А как быть ночью?
        1. +6
          11 июля 2024 10:34
          Цитата: Попандос
          А в реалиях жизни, нужно ещё навести слмолет, или вся надежда на зоркость летчикам и стрелка? А как быть ночью?

          А в реальной жизни (исходя из атак беспилотников по нашей территории) основная задача обнаружить БПЛА, а сбить уже другая задача. Если цель обнаружена то навести на нее можно, но вот долетают необнаруженные далеко в глубь России. Вот тут и задача, нет не только сплошного РП, но даже не можем построить приемлемое радиолокационное поле на угрожаемых направлениях. request
        2. -5
          11 июля 2024 12:32
          А еще как быть в ситуации, когда РФ имеет радиолокационное поле глубиной 200 км за линию фронта и ПВО с дальнлстью работы до 300 км.. При массовом применении такого способа, спортивные летаки сразу станут мишенью для ПВО и ВВС
      2. +1
        11 июля 2024 12:30
        не то количество летаков и пилотов..
        Много не насбиваешь, а учитывая ночное применение и вовсе..
    2. +12
      11 июля 2024 08:52
      В общем каким бы ни был паршивым самолёт у противника

      Кто вам сказал, что Як-52 и А-22 "паршивые самолеты"? Это вполне нормальные самолеты.
      1. -2
        11 июля 2024 08:58
        Цитата: solar
        Кто вам сказал, что Як-52 и А-22 "паршивые самолеты"? Это вполне нормальные самолеты.

        А где вы увидели, что я эти самолёты назвал паршивыми? Конкретно эти самолёты точно лучше, чем ваше владение родной речью.
        1. +4
          11 июля 2024 14:12
          Владимир_2У, а в чем проблема solar с родной речью?
          1. -1
            11 июля 2024 14:25
            Цитата: УАТ
            Владимир_2У, а в чем проблема solar с родной речью?

            А в том, что упоминание мною некоего абстрактного самолёта solar перепутал с претензией к конкретным типам, да ещё и написал это в поучающем ключе.
            Цитата: Владимир_2У
            каким бы ни был паршивым самолёт, ему всегда найдётся применение.

            Вы тоже эту фразу считаете претензией к конкретным типам?
  2. +3
    11 июля 2024 05:08
    Несколько месяцев назад это привело к появлению импровизированных истребителей в виде лёгких самолётов невоенного назначения
    Одним словом, спираль истории повторяется и мы возвращаемся к прототипам "Фарманов и "Блерио" времён Первой МВ и Балканских войн wink
  3. +8
    11 июля 2024 05:28
    ? в том, что мешает мо сделать то же самое? даже при низкой эффективности, это хоть какой-то результат, по сравнению с потерянной, к примеру, нефтебазой или жертвами среди мирного населения
    и гораздо дешевле, чем пулять ракеты
    1. +12
      11 июля 2024 06:36
      Ну так лучше тиснуть статейку про "неэффективность", чем создать похожее, или улучшенное...
      А истинная причина такого тона данной статьи, на мой взгляд, в том, что у нас практически отсутствуют и массовые аэроклубы и производственная база по созданию подобной малой авиации, в отличие от той-же Европы... А нужен и в войсках и в тылу некий "И-16.2.0", скорость 300-400 км/ч, нахождение в воздухе 2-2.5ч, вооружение 2-4 пулемёта 7.62/5.45 и маленькая подфюзеляжная РЛС для контроля обстановки
      1. +5
        11 июля 2024 07:33
        скорость 300-400 км/ч, нахождение в воздухе

        10-12 часов, и грузоподъёмность хороша, есть такой - ТВС-2ДТС. афар повесить, дрло получится
        1. +4
          11 июля 2024 09:06
          Цитата: nswe
          есть такой - ТВС-2ДТС

          Вариация на тему Ан-2 с турбовинтовым двиглом. Для истребителя слишком большой, тяжелый, и ни разу не сверхманевренный.
          1. +5
            11 июля 2024 09:46
            истребитель и не нужен. то, что запускают всу по городам и весям, кроме ракет, не летает со скоростью истребителя. так, для сравнения - Ил-2, Скорость максимально допустимая, не более: 414 км/ч. нужно, что-бы что-то дешевое долго висело, обнаруживало и перехватывало, по возможности, бпла на опасных направлениях
        2. +1
          11 июля 2024 14:02
          як 11? и делать еще должны помнить как и вооружение более менее не из форточки стрелять
      2. 0
        11 июля 2024 07:42
        Цитата: ААК
        А нужен и в войсках и в тылу некий "И-16.2.0"

        Очень надеюсь, что нечто подобное делается
      3. +1
        11 июля 2024 09:03
        Цитата: ААК
        нужен и в войсках и в тылу некий "И-16.2.0"

        Только не "ишак". Он был капризным в управлении, и имел тенденцию сваливания в штопор на малых скоростях. Тут скорее подошел бы какой-нить спортивно-пилотажный, подвесить ему под крылья контейнеры с пулеметами. Или установить синхронные вокруг мотора, но это уже довольно сложная разработка, синхронизатор должен быть надежным, чтоб себе лопасти не отстрелить. Именно так погиб знаменитый немецкий ас Первой Мировой Макс Иммельман, отстрелил себе одну лопасть, и вибрация от неуравновешенного винта почти мгновенно разрушила "этажерку" в воздухе, а парашют на тот момент не был стандартным оснащением.
        Радар, кстати, иначе как в контейнере под крыло, не получится, под брюхом он будет только помехи от лопастей винта видеть.
        1. +3
          11 июля 2024 11:19
          Цитата: Наган
          Тут скорее подошел бы какой-нить спортивно-пилотажный, подвесить ему под крылья контейнеры с пулеметами.

          Пришло время откапывать стюардессу СМ-92? wink

          На самом деле главная проблема с БПЛА - это не поразить, а обнаружить. При нормальном обнаружении и непрерывном сопровождении рано или поздно цель будет сбита.
          А это ведёт к тому, что на самолёт придётся ставить ОЭК или РЛС. Или и то, и другое. Хватит мощности движка у спортивно-пилотажной машины, чтобы со всем этим взлететь? А потом ещё и питать в полёте.
          И да, насчёт спортивно-пилотажных машин сразу вспоминается Як-52Б. Который, несмотря на усиление конструкции, был забракован из-за невозможности прицельной стрельбы из подвесного вооружения - слишком лёгкую конструкцию начинало раскачивать отдачей.
    2. 0
      11 июля 2024 12:34
      тем, что это проходили и испытывали в конце 40 ых и 80 ых.. Даже перехватчики воздушных шаров на базе АН-2 разрабатывали.. .Совершенно бесполезная, более того опасная затея..
  4. +4
    11 июля 2024 07:41
    Решение интересное и правдоподобное. ИМХО, вертолет подошел бы лучше.
    1. +2
      11 июля 2024 07:44
      вертолет подошел бы лучше
      Дорого!
      1. +11
        11 июля 2024 08:46
        Тут дело в другом. В 2015 году при проведении НИР и ОКР по разведывательным БПЛА было выдвинуто условия о повышении высотности БПЛА до 5000...6000 м. Историю эту описывать не буду. Приближенные люди получили финансировании и отчитались о выполненной работе, правда БПЛА с заявленными характеристиками нет. Решением вопроса с уходом БПЛА от таких вот перехватчиков является увеличение границы высотности. Для этого нужно применять поршневые "переразмеренные" двигатели или поршневые двигатели с подпоршневым наддувом или сразу комбинацию этих решений. Соответствующие предложения по подобным двигателям подавались в соответствующие структуры, но были отвергнуты. Поясню почему. Устанавливаемый сейчас но "Орлан-10" японский двигатель "Саито-40" до СВО стоил в диапазоне 25...27 тысяч рублей, поступал к нам по прямому импорту, двигатель авиамодельный. Сейчас, в связи с санкциями, двигатель стоит уже где-то 170...180 тысяч рублей, доставляется по параллельному импорту через "завсклад, товаровед и заднее крыльцо". Сколько реально стоит двигатель, а сколько по финансовым отчётам, тайна велика есть. Параллельный импорт это ведь великолепная кормушка и метод усвоения средств гос. финансирования. Тут питерская фирма предложила свой вариант подобного двигателя, но у них что-то не срослось, в принципе, понятно что. Нефиг сурьёзным дядям бизнес схемы ломать. Вот Белоусов и удивляется увидев цифру в 11 триллионов рублей, но он не всё ещё видел. Попытались мы тоже сунуться со своим проектом мотора для высотных беспилотников но нас культурно послали в "пеший эротический тур". Оказывается, главные специалисты по авиамоторам работают в институте им. Плеханова. Так что господа успокойтесь, пока нашей страной будут руководить юристы, экономисты, журналисты, артисты и спортсмены всё будет по старому как ЕБН поставил.
        1. -1
          11 июля 2024 12:36
          достаточно повысиь скорость БПЛА на 50-80 км до 280-300 км/ч и он уже станет практически недосягаем для легких спортивных самолетов..
  5. +3
    11 июля 2024 08:15
    предполагаю, что у всу, скоро появятся EMB-314 Super Tucano, для борьбы с геранью и не только
    1. 0
      11 июля 2024 23:01
      Ага. И как вы себе это представляете? У Тукана скорость сваливания как крейсерская у Герани :) У Як-52 меньше. Потому он как раз лучше подходит.
  6. +4
    11 июля 2024 08:58
    Ничего
    Схоже действуют во всем мире.
    Стрельба с самолетов, вертолетов и т.д.

    В более бедных странах вообще винтовые штурмовики остались.
    и ничего. Живут.
    По смыслу БПЛА - аналог сверхудешевленных ракет. За счет революции в микроэлектроники, аккамуляторах, микродвигателях. Близкие случаи в истории уже были.
    И по логике - с ними должноы бороться сверхудешевленные перехватчики. А пока их нет - и дешовые самолетики сойдут...
  7. BAI
    +1
    11 июля 2024 08:58
    1. Надо возрождать истребители ВОВ.
    2. Беспилотники тоже увеличат скорость и догнать их будет не просто.
    3. БПЛА получат камеры кругового обзора и сами будут таранить истребители
    1. +2
      11 июля 2024 10:39
      1. Надо возрождать истребители ВОВ

      Для того, чтобы гоняться за крошечными беспилотниками, не напасешься никаких истребителей. Дело уж больно накладное...

      3. БПЛА получат камеры кругового обзора и сами будут таранить истребители

      Вот этот вариант более или менее приемлем...
    2. +2
      11 июля 2024 12:38
      Или взрываться в воздухе как ФАУ-1 снося все вокруг в радиусе 300 метров..
      Почему англичане от расстрела ФАУ-1 быстро отказались, перейдя к тактике их опрокидывания крылом .
    3. +3
      11 июля 2024 23:07
      Цитата: BAI
      2. Беспилотники тоже увеличат скорость и догнать их будет не просто.

      Зачем? Увеличение скорости это более мощный мотор, значит сильнее тепловой след и проще наведение ЗУР.
      Цитата: BAI
      3. БПЛА получат камеры кругового обзора и сами будут таранить истребители

      Да? И как? Чтобы чтобы протаранить самолёт нужно иметь скорость большую и выше маневренность. Вы собираетесь из Герани ЗУР сделать?

      Вы не туда думаете. Не надо защищать БПЛА. БПЛА -- я это уже сколько лет талдычу -- должны быть расходным материалом войны.
    4. 0
      12 июля 2024 01:58
      1. Надо возрождать истребители ВОВ.

      Может лучше использовать что-то по новее? Я понимаю что те самолёты были надёжными но станки на которых их собирать уже давно в музеях. Да и появление новых материалов и технологий в самолёто-строении сделало производство дешевле, а самолёты легче и банально лучше.
      2. Беспилотники тоже увеличат скорость и догнать их будет не просто.

      Уже давным-давно существуют реактивные БПЛА, причем камикадзе, причём их мы уже сбивали. Их проблема в дороговизне реактивных двигателей и малой дальности полета по сравнению с их пропеллер иными собратьями. За цену одного реактивного БПЛА камикадзе можно 1,5~2 обычных БПЛА собрать, и дешевле и выгоднее.
      3. БПЛА получат камеры кругового обзора и сами будут таранить истребители

      Дорого + непрактично. Оборудовать БПЛА дорогими камерами который потенциально может быть наполнен взрывчаткой и может упасть на какой-нибудь очень дорогой объект превышающий стоимость истребителя, звучит невыгодно. Плюс, какой истребитель он будет таранить? Для сбития БПЛА используются как Як-52 и А-22 так и Миг-29. Сомневаюсь что вам удастся догнать один из них, особенно последний. Ну и вишенка на торте, как он будет их таранить? Как он решит что рядом с ним ни птица, ни мусор ни что-то другое, а именно самолёт? А вдруг осечка и он примет птицу за самолёт и решит уничтожить выпускника американских био лабораторий на Украине заместо чего-то важного? Да и пилоты тоже не идиоты, они держаться на безопасном расстоянии от БПЛА, если они увидят что БПЛА летит за ними, дадут деру что есть сил, а ещё и отстреливаться станут.
  8. +2
    11 июля 2024 10:17
    Какой-то возврат во времена Первой мировой войны. Остаётся только сковородки под задницу пилотов класть. Эволюция человечества по спирали вверх.
    1. 0
      12 июля 2024 01:42
      Всё новое, это хорошо забытое старое.
  9. 0
    11 июля 2024 10:25
    Цитата: Голландец Михель
    вертолет подошел бы лучше
    Дорого!

    Не уверен, что какой - нибудь двухместный Робинсон дороже этих аэропланов. Впрочем, может и дороже.
  10. -2
    11 июля 2024 10:29
    Дроны-разведчики должны летать парами... В паре - 1 дрон-разведчик и его "защитник" ( барражирующий дрон-перехватчик ),способный атаковать ,как вражеский дрон-"агрессор",так и типа Як-52 ...! [Дрон-защитник барражирует на винтах (эл.движки);но имеет и ракетный ускоритель...как вариант ,добавляются пара эл.движков , включаемые во время атаки ! Пример: дрон барражирует с хвостовым движком с толкающим винтом ...во время атаки включаются ещё два крыльевых движка с тянущими винтами !]
  11. +2
    11 июля 2024 10:54
    Цитата: Наган
    Радар, кстати, иначе как в контейнере под крыло, не получится, под брюхом он будет только помехи от лопастей винта видеть.

    Лопасти винтов композитные давно
    https://www.mt-propeller.com/en/entw/pro_blades.htm
    1. +1
      11 июля 2024 12:41
      Ставили американцы радары на поршнывые Биркеты F-6 еще в 1944.. На крыло вне зоны вращения винта.. А с современной электроникой стнхронизировать импульсы РЛС с прохождением лопастей или отсечь фильтрами помехи от винта -вообще не проблема..
  12. 0
    11 июля 2024 12:02
    Нужен современий вариант истребителей ЯК. Их в войне произвели свише 30 тисяч и пилотов обучат легко.
    Вооружение, скорость и маневреност вполне хватает. Патрулироват в воздухе возле защищаемих обектов они смогут часами. Так что они способни полностью решит проблему дронов дальнего действия с небольшой скорости.
    1. +2
      11 июля 2024 12:43
      не нужен.. с дронами должны воевать сами дроны.. Исскуственный интеллект по крайней мере в воздушном бою и пилотировании намного превзошел человеческий, потому давно пора разрабатывать и запускать компактные дроны-истребители..
      1. +1
        11 июля 2024 23:16
        Цитата: Biggi_2006
        не нужен.. с дронами должны воевать сами дроны.. Исскуственный интеллект по крайней мере в воздушном бою и пилотировании намного превзошел человеческий, потому давно пора разрабатывать и запускать компактные дроны-истребители..


        В природе не существует никакого искусственного интеллекта. Ни у нас, ни в Японии, ни на Западе. Просто нет и всё. Есть вероятностные алгоритмы обработки данных. На которых реализованы "нейросети". НО интеллекта в них не больше, чем в дверной ручке.
        Для воздушного боя даже нейросеть не нужна. Там КАЖДЫЙ объект имеет систему "свой-чужой". Поэтому бой в воздухе реализуется по простейшему алгоритму "бей чужих". А поиск и удержание цели отработаны уже тогда, когда компьютеры были большими.
        Только нужно разработать миниатюрную систему "свой-чужой".

        Сейчас же проблема будет в том, что на фронте масса ГРАЖДАНСКИХ дронов самой разно гос. принадлежности, которые никто и никак не сможет отличить, потому что со обеих сторон одни и те же "Мавики" китайские.
      2. 0
        12 июля 2024 01:40
        Исскуственный интеллект по крайней мере в воздушном бою и пилотировании намного превзошел человеческий

        1-я проблема: где этот искусственный интеллект?
        2-я проблема: чем он должен сражаться?
        3-я проблема: обучение бою?
        4-я проблема: где враг, а где птица, а где друг?
        5-я проблема: стоимость такое игрушки будет оправдывать её разработку и эксплуатациию?
  13. -1
    11 июля 2024 12:10
    Ну так все таки есть применение всему что летает. Про ил-2 - в современном варианте из новых бронелистов и мотор то танковый там же стоял, можно новую модификацию воткнуть (возможно) увеличится скорость. Разрыв то по скоростям в небе есть. А способ где применить всегда найдется. Учебные самолеты типа Яков же тоже есть и можно местами применять. И малые 2 местные для патрулирования вокруг городов и НПЗ можно же применять. Что все ржать только можете ?! Предложений то ни каких нет хоть и бредовых. Во времена ВОВ и По-2 же сгодился и применялся. Проблема пилотов - кто нибудь в курсе сколько частников-пилотов со своими самолетами и вертолетами в стране есть ?! А есть еще такая штука как автожир.
    1. +2
      11 июля 2024 12:47
      Танковый мотор на ИЛ-2 не стоял..
      на танки ставили авиамотор М-17 с выработанным ресурсом.. стоявший на Р5, ранних версиях ТБ..
      М-17(лицензионный БМВ) к линейке АМ-34/42 не имел абсолютно никакого отношения.. АМ-34 создавался Микулиным полностью с нуля..
    2. -3
      11 июля 2024 12:50
      количество несчастных случаев и катастроф при таком "патрулировании" будет намного больше вреда от БПЛА.. кроме того НПЗ - это частная собственность и проблема частных компаний, потому они и должны в первую очередь разрабатывать и финансировать меры противодействия.. За бутылкой водки где нибудь в Усинске Лукойл находит и вертолеты и летчиков, чтоб слетать, а организовать и проплатить охрану своих НПЗ при помощи той же техники, (можно с военными стрелками) упорно не хочет..
      1. +5
        11 июля 2024 15:23
        Цитата: Biggi_2006
        кроме того НПЗ - это частная собственность и проблема частных компаний, потому они и должны в первую очередь разрабатывать и финансировать меры противодействия.

        Кужугетыч, мы не узнали вас в гриме.
  14. +2
    11 июля 2024 12:54
    Если бы российская оборона выложила фильм о таком Яке, автор, наверное, написал бы только похвалу и подчеркнул изобретательность. К сожалению, эта идея пришла в голову Укропам раньше, поэтому ее приходится высмеивать и критиковать. И правда в том, что такой самолет, зависший над нефтеперерабатывающим заводом, стал бы отличным усилением обороны. Затраты смехотворны по сравнению с прибылью, которую можно получить от успешного сбивания дрона над нефтеперерабатывающим заводом. Автор высмеял тему, и возможно скоро мы увидим такие же решения и с российской стороны, тогда будут только похвалы.
    1. +1
      11 июля 2024 15:12
      Цитата: Mедвежонок
      К сожалению, эта идея пришла в голову Укропам раньше, поэтому ее приходится высмеивать и критиковать.

      Да ладно. Давно уже здесь обсуждали эти варианты. Идея-то лежит на прверхности. Вот только в российских условиях попробовать такое никто не даст. "Как бы чего не вышло".
    2. +1
      11 июля 2024 23:22
      Цитата: Mедвежонок
      такой самолет, зависший над нефтеперерабатывающим заводом, стал бы отличным усилением обороны.


      Вы как себе представляете "зависший" над чем-то самолёт? Вы самолёт и вертолёт не перепутали часом? Самолёт над НПЗ может только круги наматывать, отчего у лётчика случится непременное опорожнение желудка :) И вообще барражирующие истребители -- это отдельная песня. Это очень специфические машины.
      Истребители как правило вылетают на перехват по команде с радарного поста. Для чего они стоят на ВПП с подвешенным оружием и полными баками с пилотами в кабинах. А значит рядом с каждым НПЗ нужен аэродром.

      И я не понимаю, в чём проблема сбивать дроны с земли?
      1. +1
        12 июля 2024 01:32
        И я не понимаю, в чём проблема сбивать дроны с земли?

        Скажите это нашему ПВО которое пропускает БПЛА туда, куда не надо
        1. +1
          14 июля 2024 13:44
          Цитата: Just A Guy
          Скажите это нашему ПВО которое пропускает БПЛА туда, куда не надо


          Я своими глазами видел как наша ПВО сбивает БПЛА там, где надо. И как "тревожная группа" специальных служб через 7 минут пребывает на место.
          Так что у нашей ПВО проблем со сбиванием БПЛА нет.
          Другой вопрос, что полоумные с той стороны наносят удары не по стратегически важным объектам, а по объектам пропагандистски важным. А каждый дом или нефтехранилище системой ПВО не накроешь, их пока мало. Работать надо, как говорит мой "ВПК за стенкой". Та же Гибка-С прекрасно долбит БПЛА с земли.
          Если жалко ПЗРК, значит нужно озадачить конструкторов и они сделают что-то более дешёвое, например автоматы с картечью или шрапнелью...
          1. +1
            15 июля 2024 02:25
            Так что у нашей ПВО проблем со сбиванием БПЛА нет.

            Боюсь проблемы есть. Не смотря на то что все НПЗ не прикроешь, проблема в том что часть этих НПЗ были поражены на расстоянии 500-1000 км, а то и больше, и в этом проблема. Я понимаю если у линии фронта не получается сбивать но здесь БПЛА летят вглубь страны. А если БПЛА и сбиваются то в непосредственной близости к объекту (самый яркий пример, тот же Су-57 на который упали обложки сбитого БПЛА. И ведь это не единственный случай - падение обломков на стратегически важные объекты)
            1. +2
              19 июля 2024 12:39
              Цитата: Just A Guy
              Боюсь проблемы есть. Не смотря на то что все НПЗ не прикроешь,

              Почему же? Это вопрос денег и времени. ЗРК Гибка-С это мобильная группа на "Тиграх" с машиной управления с РЛС и несколькими ПУ с ОЛС. Все элементы комплекса серийные и выпускаются в России. Разместить такие комплексы в непосредственной близости от НПЗ не трудно. В России не так много таких объектов: всего 74 НПЗ и ГПЗ. С нефтехранилищами сложнее и проще одновременно. С одной стороны их значительно больше. С другой стороны они значительно меньше, объектов "федерального значения" среди них нет.

              Цитата: Just A Guy
              НПЗ были поражены на расстоянии 500-1000 км, а то и больше, и в этом проблема.

              Вы хотели сказать "с расстояния"? Просто я даже не знаю что такое нужно взорвать, чтобы поразить объект на расстоянии 500 км :)
              Да -- это проблема. У этой проблемы есть решение. Называется оно "сплошное радиолокационное покрытие". То, что способно пролететь 1000 км, в карман не положишь и в чемодан не уберёшь. Это вполне себе приличные ЛА. Которые можно и нужно засекать при помощи РЛС. Эти РЛС должны стоять вдоль границ и вести дежурство в круглосуточном режиме. Что было у СССР и чего нет сейчас у России. Опять же вопрос денег и времени. Комплекс С-350 может не только засекать БПЛА в автоматическом режиме, он их и сбивать может на автомате. Сбивать то, может и не надо, для этого можно разместить вдоль границы вертолётные соединения для перехвата БПЛА. Я не знаю... Ансат к делу пристроить или Ка-226. Можно и Ми-28М с Ка-52, хоть они и дорогие...



              Цитата: Just A Guy
              И ведь это не единственный случай - падение обломков на стратегически важные объекты

              Ну а что делать? Само по себе в небе ничего быть не может. Оно обязательно упадёт. :) Но я согласен, перехватывать надо заранее. Хоть тут и надо делать поправку на то, что мы ведём войну с теми, кто цели выбирает в рамках доктрины Дуэ. Если они не прорвутся к НПЗ, ударят по больнице или просто по дому.
  15. +2
    11 июля 2024 13:54
    Пишут-пишут: "Проблема №1 — обнаружить", да кто ж это читает((((((((((((((
    Давайте Ил-2 возрождать с танковым движком...
    "Потенциальные партнёры" в принципе во многих областях разрабатывали парочку "hunter-killer" (традиционно так в лоб и переводится: "охотник-убийца").
    Для обнаружения манёвренный аппарат необязателен, можно хоть на привязной аэростат навесить РЛС+ОЛС+тепловизор+шумопеленгатор, питание по кабелю с земли. А в воздухе барражирует N... нет, это мало, пусть будет М wink высокоманёвренных и скоростных дронов-истребителей. В принципе, наверно, какого-то скорострельного пистолета-пулемёта на борту у них хватит для уничтожения вражеского БПЛА, особенно, если сам истребитель будет пилотироваться искином, а человек-оператор подправит только наводку оружия на уязвимые зоны вражины. Выдержать безопасное расстояние до цели на дистанциях эффективного поражения при таком комплексном управлении будет намного проще, чем для пилотируемого истребителя, будь он хоть с противотанковым ионно-плазменным. На самый крайний случай погибнет только робот-истребитель.
  16. +1
    11 июля 2024 23:27
    У Яковлева есть отличный самолёт: новая версия пилотажника -- Як-152. Если нужен поршневой истребитель можно делать на его базе. Проблема там в том, что немцы арестовали разработчика мотора для этого самолёта и дали ему 3 года. Поэтому нужно искать альтернативу RED A03-102. А так платформа есть. Вопрос в системе поиска, прицеливании и, главное, оружии. Потому, что лупить по беспилотнику из пулемёта -- тухлый номер. Нужны либо ракеты-карандаши, либо дробовики стреляющие шрапнелью...
  17. +1
    12 июля 2024 10:37
    Цитата: abc_alex
    Потому, что лупить по беспилотнику из пулемёта -- тухлый номер.

    Речь идет о беспилотниках летающих в глубоком тилу, как русские Герани или украинские беспилотники атакующие НПЗ.
    Для них авиапулемет то что надо и вполне хватит. Кроме того на яках в войне стояли авиапушки, а сегодня ничто не мешает подвесит "Стрелу", "Иглу" или Р-60.
  18. 0
    12 июля 2024 11:53
    Значит БПЛа будут снабжать поражающими элементами и добавят взрыватель .
  19. -1
    13 июля 2024 20:04
    Все это хрень. Нужно возрождать И15, но на новом уровне, с батареей пулеметов.
  20. 0
    22 июля 2024 13:54
    Судя по новостям об уничтожении двух "хохлатых" Як-52 "крови" они у нас таки попили. Вопросов к такой противодроновой борьбе не мало. Как бороться с БПЛА ночью, да и днём (обнаружение, целеуказание)? Перехват малоразмерной воздушной цели на фоне земли задача нетривиальная весьма. Пулять по БПЛА на малых и предельно малых высотах ,не важно чем, можно не везде, есть не малый риск поражения объектов, людей на земле. И главное: где взять подготовленный для подобных задач лётный состав? Если верить "Звезде" у действующего летного состава боевых вылетов за два года далеко за "полтышши" и это боевых! Про организацию и взаимодействие всех участников подобных "мероприятий" отдельная печаль. Но и бездействовать преступно!
  21. 0
    11 сентября 2024 23:04
    Вообще-то у украинцев есть несколько десятков Л-39 и будь они поумнее, два года назад могли бы оборудовать каждый Л-39 четырьмя, спаренными на каждый пилон пулемётами, калибра 7.62 было бы более чем достаточно. У Л-39 есть и борудование для визуального прицеливания, и великолепный диапазон скоростей, который позволил бы и простые "Шахеды" сбивать, и реактивные — скорость сваливания 160 км/ч и максимальная 750 км/ч. Первоначальное наведение, естественно. с земли. Для работы ночью — по четыре посадочные фары с каждой стороны на крыле...
    Однако они и через два с половиной года "не догадались"... lol