Брандеры: второе пришествие

46
Брандеры: второе пришествие

В 5:30 утра 25 марта 1941 года над бухтой Суда (Крит) разнеслись два мощных взрыва. Британский тяжёлый крейсер «Йорк» получил пару подводных пробоин – Вторая мировая война для корабля закончилась. Следующий взрыв оставил огромную пробоину в борту норвежского танкера «Перикл», при попытке отбуксировать судно на мель оно разломилось пополам и затонуло. Итальянские взрывающиеся катера типа МТМ успешно прошли боевое крещение...

Безэкипажные катера (БЭК) – не современное изобретение. Еще в советском научно-фантастическом фильме «Тайна двух океанов» враг использует самонаводящиеся безэкипажные катера с секретной базы на острове Пасхи.



Итальянцы


Идея лежала на поверхности. Как показывал опыт применения эсминцев и торпедных катеров, наиболее результативными были самоубийственные атаки, когда командир корабля выводил за скобки выживание собственного корабля и, не обращая внимания на заградительный огонь, прорвавшись к объекту атаки на минимальную дистанцию, выпускал в него веер торпед. Так американский эскортный миноносец «Сэмьюэль Б. Робертс» торпедировал японский тяжёлый крейсер «Чокай», а английский эсминец «Акаст», прорвавшись сквозь град снарядов, всадил торпеду в немецкий линейный крейсер «Шарнхорст».

Первыми окончательно и бесповоротно «вывести за скобки» сохранность атакующего катера догадались итальянцы. Итальянский флот, несмотря на выделявшиеся на него десятилетиями огромные средства, во Второй мировой войне проявил себя... Сказать, что плохо – ничего не сказать. Линейные и крейсерские силы «Реджиа Марина» терпели сокрушительные поражения от англичан в боях у Калабрии и мыса Спада, три линкора были потеряны во время налёта английской авиации на Таранто, в бою у мыса Матапан пошли на дно три прекрасных тяжёлых крейсера (итальянцы – отличные кораблестроители!) типа «Зара»...


Отдуваться за всех пришлось Х флотилии MAS князя Валерио Боргезе. Обычно рассказ об этом соединении касается итальянских боевых пловцов, но в «группу надводных работ» флотилии входили и катера-брандеры типа МТМ (Motoscafo Turismo Modificato – моторный катер туристический, модифицированный).

Это были оснащённые 95-сильным мотором лодки водоизмещением 1 тонна. Пилот выводил катер на боевой курс, заклинивал руль и прыгал за борт, стараясь как можно быстрее влезть на деревянный спасательный плотик – чтобы не получить гидравлическую контузию от взрыва. Катер на скорости 33 узла втыкался в борт цели, после чего пороховой заряд разрезал его на две части. Части тонули и, в носовой на нужной глубине срабатывал гидростатический взрыватель 300-кг боевой части. Такая сложная схема позволяла добиться нанесения пробоины ниже ватерлинии.

Итальянские катера-брандеры успешно атаковали английский флот в бухте Суда, но уже следующая атака в гавани Ла-Валеты стала сокрушительным провалом. Англичане сделали правильные выводы из первой атаки и усилили несение вахты. Когда шесть катеров МТМ ворвались в гавань, их осветили прожекторами, после чего на итальянцев обрушился огненный шквал из пулемётов, зенитных орудий и автоматов. Итог операции – 15 погибших, 18 раненых и попавших в плен диверсантов.

Почему такое внимание данным операциям?

Слабые стороны


В них хорошо видны слабые и сильные стороны БЭКов.

В первую очередь – слабые.

Обнаруженный БЭК – обречён: небольшой катер легко уничтожается даже огнём из стрелкового оружия, живучесть у него – нулевая. В то же время грамотно спланированная атака БЭК на не ожидающего нападения противника – предельно опасна. В 1948 году катера МТМ, закупленные Израилем, потопили на рейде Тель-Авива египетский корвет «Эмир аль Фарук» и повредили тральщик.

А потом для БЭКов наступили тяжёлые времена. Дело в том, что безэкипажные катера-брандеры – паллиатив. Это – диверсионное оружие слабого в войне с сильным, бедного – в войне с богатым.

Сравним БЭК с торпедой. Торпеда – лучше по всем показателям! Она – быстрее, её невозможно засечь при помощи РЛС, торпеду не подбить из стрелкового оружия, торпеда имеет головку самонаведения. Торпеда наносит объекту атаки подводную пробоину, между тем БЭК для этого нужна достаточно сложная конструкция, на манер описанных выше итальянских катеров (а чем сложнее оружие, тем оно ненадёжнее). Собственно говоря, у торпеды, в сравнении с БЭК, только один недостаток: для её применения нужна подводная лодка. Поэтому страны-эксплуатанты катеров-брандеров, поднакопив жирка, обзавелись подлодками и прекратили разработку БЭК...


Ренессанс


Ренессанс безэкипажных катеров начался во время СВО.

ВМСУ были весьма оперативно выведены за скобки Черноморским флотом. И бремя борьбы с флотом России, по мнению некоторых СМИ (как обстоит дело в действительности будет ясно после окончания СВО), взвалило на себя... СБУ. Эта структура имеет в своём составе диверсионные подразделения, на вооружении которых и появились безэкипажные катера типа Magura V5.

По утверждению обитателей бывшей УССР, БЭК – украинская разработка, но ряд экспертов считает, что комплектующие для них производятся в США и Великобритании, а на Украине происходит только «отвёрточная сборка» катеров-брандеров. Сложно сказать, насколько можно доверять этому: американцам БЭК явно без надобности – у них флот сильный, британцам... От них диверсий ждать вполне возможно, но сведений о разработке подобного оружия в Соединённом Королевстве не встречалось.


А вот где БЭК-камикадзе однозначно разрабатывают, так это в Турции!

Разработчиком выступает компания Meteksan Savunma, производителем – ARES Shipyard. БЭК ULAQ KAMA на сайте компании позиционируется как game changer – «изменяющий правила игры». Эти слова достаточно прозрачно намекают, что данный катер уже где-то применялся, к тому же, цитируя президента Meteksan Savunma Селчука Керема Алпарслана, прямо указывается, что катер будет поставляться как ВМС Турции, так и её «союзникам».

Так что я рискну предположить: безэкипажные катера типа Magura V5 имеют не американское или британское, а турецкое происхождение. В конце концов «Байрактары» в ходе СВО ВСУ пытались применять достаточно активно. До тех пор, пока российская ПВО не помножила их на ноль. Как ни странно, гораздо менее технически сложные БЭК оказались значительно более сложной целью и основательно попили крови морякам Черноморского флота.

Тем не менее сегодня мы наблюдаем снижение боевой эффективности БЭК. Ведь даже несмотря на сильно шагнувшую вперёд техническую базу, современные безэкипажные катера сохранили все недостатки итальянских МТМ времён Второй мировой войны. Их достаточно легко обнаружить, а обнаруженный БЭК – обречён. По сути дела, борьба с катерами-камикадзе требует не нового оружия и технических средств, а нормальной организации службы на кораблях и в военно-морских базах. Ну и регулярного патрулирования акватории Чёрного моря авиацией: БЭК – не торпеда, он с воздуха обнаруживается на счёт раз.

Заканчивая рассказ о безэкипажных катерах, стоит задаться вопросом: а нужно ли подобное оружие ВМФ России?

На мой взгляд – и да и нет. У Украины ВМС на Чёрном море закончились, для российских БЭК-камикадзе просто не осталось целей. Но ведь безэкипажные катера могут выполняться не только в ударном, но и в разведывательном варианте! И вот здесь они Черноморскому флоту могут пригодиться.

Обнаружить БЭК при помощи РЛС сложнее, чем самолёт-разведчик (или разведывательный БПЛА). Для обнаружения с воздуха – нужны ВВС, которых у Украины почти не осталось, а тому, что осталось, работать в условиях господства в воздухе ВВС и ПВО России – предельно сложно. Так что беспилотные катера-разведчики – это действительно перспективно!
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 июля 2024 04:08
    В " Тайне двух океанов" одна из интриг - неизвестные БЭК .На фоне "Пионера" смотрелись бледновато .А оно вон как оказалось.Для 21 века очень даже ни
    1. +7
      12 июля 2024 06:13
      А я вот не понял ту часть где для торпеды нужна подлодка. А Если вешать торпеду сразу под днище БЭК? Она обтекаема. Её нахождение вне бэк и выталкиаающая сила уменьшит её вес и габарит бэк. То есть главное доплыть с ней до входа в гавань, а там отцепить, дать задний и инициировать наверное...

      ЗЫ: я конечно диванный эксперт по топедам
      1. 0
        12 июля 2024 06:41
        ЗЫ: я конечно диванный эксперт по топедам

        Аналогично,но всё же. Скорость катера и подвешенной торпеды значительно ниже, чем их скорости по отдельности. У торпедного катера есть редан или, возможно, подводные крылья. Торпеда вылизана по форме для снижения гидродинамического сопротивления, вплоть до кавитационного пузыря.
      2. 0
        12 июля 2024 11:22
        Уже было, перед войной, кажется в Ленинграде, Остехбюро: "Телеуправляемые торпедные катера" - не взлетело... hi
        1. +1
          13 июля 2024 01:51
          Товарищ Бекаури был признан "врагом народа",его "игрушки" объявили бесполезными,а его самому,как и его покровителю М.Тухачевскому, помазали лоб "зелёнкой".
      3. +2
        12 июля 2024 18:43
        Уважаемый Last centurion, у Вас очень хорошая идея "вешать торпеду под днище БЭК".
        Когда это комбинация приблизится к противнику на определенное расстояние (желательно вне зоны прямой видимости), БЭК и торпеда могут разделиться и устремиться к цели по разным, желательно извилистым траекториям. Разумеется, БЭК должен иметь свой боевой заряд. После сбросв торпеды массой 1,5-2 т скорость БЭКа резко возрастет. Современная электроника позволяет автономно и точно наводить брандеры и торпеды. Таким образом, противнику придется одновременно бороться с двумя совершенно разными атакующими средствами. Также можно с брандера вовремя маневрирования выпустить по атакуемому кораблю несколько НУРСов с дипольными отражателями, чтобы операторы прицельных РЛС не скучали.
        Предвижу возражения: БЭК должен быть простым и дешевым, а тут столько в него напихали. Однако все перечисленные вещи (скоростной катер, торпеды малой дальности, НУРСы с дипольными отражателями) есть по отдельности в готовом виде, а электроника, предназначенная для наведения на близком расстоянии, достаточно проста и дешева.
        P.S. Сам я тоже дивинженер (в смысле, не дивизионный, а диванный)
        1. 0
          12 июля 2024 23:27
          идея подвешивать торпеду ПОД днищем..челы вы чего...скорость у БЭК с таким..падает и дальность хода то-же...не нужно изобретать...всё УЖЕ изобретено...вспомните первые английские ТКА..вооруженные желобным ТД аппаратом(для тех кто не в теме_отстрел происходит назад и ТКА сразу делает циркуляцию а ТД начинает двигаться по курсу ТКА(ест.т.но до пуска)как-то так оно было и унаших ТКА Г-5)так-что в БЭК свободно можно установить пару малогабаритных желобных ТД аппарата не выходя за габариты корпуса...а вот почему до сих пор такого нет...неужели прав был наш маэстро...ну тупые они...ну тупые..
          1. 0
            13 июля 2024 01:53
            А какой мощности надо ставить двигатель, чтобы вся эта бандура не просто двигалась,а двигалась с необходимой скоростью?
          2. 0
            13 июля 2024 20:54
            Пусть торпеда толкает БЭК, перед целью расходятся и БЭК шарахает над ватерлинией а торпеда под ватерлинией под разными углами (Диванный эксперт если что :))
      4. 0
        12 июля 2024 21:32
        Цитата: Last centurion
        А Если вешать торпеду сразу под днище БЭК?

        А если дрон-тральщик снимет мины противника, поставленные возле наших портов, а БЭК транспортирует их на фарватеры инициаторов, то ответка будет вдвойне оправданной.
    2. +4
      12 июля 2024 11:03
      Цитата: andrewkor
      В " Тайне двух океанов" одна из интриг - неизвестные БЭК .На фоне "Пионера" смотрелись бледновато .А оно вон как оказалось.Для 21 века очень даже ни

      Ну если уж историю брандеров смотреть, то:
      План Чесменского сражения. Втайне приготовили четыре брандера (небольшие суда, начиненные порохом) — суда под них отдали местные греки.
      так для инфы Чесменское сражение 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года
      1. +2
        12 июля 2024 13:07
        Так типа брандеры ещё до пороха делать начали, поджигали лодки и отправляли в сторону врага
  2. +2
    12 июля 2024 04:09
    Sehr geehter Herr von Zwischen, огромное спасибо за статью, много нового и интересного узнал. Буду ждать новых с нетерпением!
    1. -1
      12 июля 2024 06:14
      Цитата: pudelartemon
      много нового и интересного узнал.

      Н-да...
      Однако интересное - не ново, а новое - не интересно... lol lol
      1. +2
        12 июля 2024 07:55
        Может Вы связаны с морем как-то и многое Вам не внове, а для меня, сухопутчика, всё было интересно. hi
  3. 0
    12 июля 2024 04:15
    На БЭКи может быть возложены задачи по постановке минных заграждений возле портов и баз, стоянок судов и кораблей.
    Пошли уже слухи о минировании украинскими БЭКами подходов к Севастополю.
    Так что потенциал БЭКов ещё не до конца раскрыт.
    Укронацики уже пробовали устанавливать ракетные установки на БЭКи...неясно правда насколько эффективен этот девайс.
    1. +4
      12 июля 2024 05:55
      БЭК может нести торпеды, разведывательный дрон.
      Для диверсий можно использовать в качестве БЭК обычные гражданские катера, тогда их будет сложнее идентифицировать (не будут же вертолёты топить все подряд гражданские катера). yes
      Потенциал БЭК ещё далеко не раскрыт.
      Например, мы могли бы использовать БЭК различного назначения на Балтийском море, что позволит нам в "мирное" время полностью знать всю обстановку на море. Не будет же НАТО топить наши БЭК без объявления войны? Зато наши Каракурты будут иметь от БЭК целеуказание в режиме реального времени.
    2. +2
      12 июля 2024 13:54
      Цитата: Леха с Андроида.
      На БЭКи может быть возложены задачи по постановке минных заграждений возле портов и баз, стоянок судов и кораблей.
      Пошли уже слухи о минировании украинскими БЭКами подходов к Севастополю.

      Самое опасное - это использование БЭК как носителя самотранспортирующихся мин. В этом случае БЭК-носитель не лезет в ближнюю зону ОВР базы, а сбрасывает мину километров за 30-40 до цели. А дальше гораздо менее заметная мина сама по программе идёт к базе (как торпеда) и ложится на грунт.

      В оригинале этим должны заниматься ПЛ, но за их отсутствием ВМСУ может использовать БЭКи.
    3. 0
      17 июля 2024 23:27
      Оно конечно. В теории. Вот только у Украины на Чёрном море не осталось ничего, что можно было бы потопить... Что до минирования, так подлодка с этой задачей справляется лучше БЭКа, но опять же: всё что можно уже потопили, минировать нет смысла.
  4. +11
    12 июля 2024 04:20
    Первыми окончательно и бесповоротно «вывести за скобки» сохранность атакующего катера догадались итальянцы.

    Вообще-то немцы с FL еще в годы первой мировой.
    Немного ТТХ. Водоизмещение катера составляло 6 тонн. Длина 13 метров, ширина1,86 метра и осадка 0,66 метра.Два мотора фирмы «Майбах» по 210 л.с. (вторая серия — по 230 л.с.) позволяли развивать скорость в 28 узлов (вторая серия — 30 узлов). В носовой части корпуса устанавливался 230-кг заряд тротила. Управление осуществлялось с берега через тонкий электричес­кий кабель длиной 20 км и общим весом 800 кг. Катушка с кабелем устанавливалась в кормовой части..
    1. +5
      12 июля 2024 13:28
      Более того, немцы первыми в боевых условиях попали БЭКом в корабль - 28 октября 1917 года в борт монитора "Эребус" врезался и взорвался БЭК FL-12. Монитор спасла ПТЗ толщиной 4 м - катер выполз на противоторпедный буль и взорвался на нём. ПТЗ отработала штатно - получила пробоину, но предотвратила разрушение основного борта.

      Цитата: Коте пане Коханка
      Управление осуществлялось с берега через тонкий электричес­кий кабель длиной 20 км и общим весом 800 кг.

      Осенью 1917 г. на трёх БЭК серии FL испытывалась система радиоуправления. Но довести её до ума до конца ПМВ не удалось.
  5. +2
    12 июля 2024 04:31
    нужно ли подобное оружие ВМФ России?

    По моему это очень прибыльное дело, если делать их на экспорт. Тем более есть задача о поставках вооружения в "чувствительные места" противника.
  6. +9
    12 июля 2024 04:41
    1. "Тайна двух океанов", фильм, упоминающийся в статье, снят по книге. Это не фильм по оригинальному сценарию.
    2. Название статьи - "Брандеры. Второе пришествие". Позвольте, но брандеры изобретены не итальянцами, и не немцами. Это изобретение времен парусного флота. Так что либо это "третье", либо "очередное" пришествие, а уж никак не второе.
    1. 0
      12 июля 2024 08:08
      1. "Тайна двух океанов", фильм, упоминающийся в статье, снят по книге. Это не фильм по оригинальному сценарию.

      Скорее "по мотивам". В книге Адамова базы на острове Пасхи не было, как и безэкипажных катеров.
      1. 0
        12 июля 2024 17:48
        Соглашусь. Слишком давно читал книгу.
      2. 0
        12 июля 2024 23:31
        зато там были ''магнитные''торпеды и громадная сеть с этими самыми торпедами в ячейках..задумка была выпустить эту сеть(длинной пару NM)и прочесав пару квадратов найти и затем уничтожить Пионера..как-то так
        1. 0
          13 июля 2024 11:02
          Была такая. Сама себя взорвала.
      3. 0
        17 июля 2024 23:30
        Кстати, да, по книге японцы оперировали самонаводящимися торпедами. Адамов был грамотнее сценаристов фильма.
        1. 0
          18 июля 2024 00:15
          В книжке тоже сеть была, и самонаводящиеся торпеды были. Два разных эпизода
  7. +7
    12 июля 2024 04:54
    Такие катера разрабатывались в СССР в 30-е годы в Остехбюро и ЦЛПС.
    Предпочтительней оказалась аппаратура управления ЦЛПС.
    Система “волнового управления” состояла из двух компонентов, приемно-исполнительной аппаратуры “Вольт” на борту катера, и командно-передающей аппаратуры “Кварц” на станции управления. Команды передавались по двум параллельным каналам: коротковолновому и ультракоротковолновому.
    Оператор находился на борту самолета и наблюдал за положением катера и цели сверху – и мог рассчитать угол выхода катера в атаку с помощью обычного планшета.
    Аппаратурой “Вольт” оснащались торпедные катера типа Г-5 и Ш-4. Для управления катерами использовалась специальная модификация серийной летающей лодки МБР-2, получившая обозначение МБР-2ВУ (Волнового Управления). в 1934 году было принято решение сформировать дивизионы катеров “волнового управления” (по 24 катера) в каждой из бригад торпедных катеров на трех основных флотах – Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском. К началу войны, на Балтике, Черном Море и на Тихом Океане имелось в составе бригад торпедных катеров несколько дивизионов катеров волнового управления (преимущественно типа Г-5). Но попытки применить их в бою оказались неудачными.
    1. +3
      12 июля 2024 13:40
      Цитата: zyablik.olga
      К началу войны, на Балтике, Черном Море и на Тихом Океане имелось в составе бригад торпедных катеров несколько дивизионов катеров волнового управления (преимущественно типа Г-5). Но попытки применить их в бою оказались неудачными.

      По воспоминаниям служившего в дивизионе катеров ВУ на Балтике, они с начала войны сидели в базе в полной готовности к выходу. Но так и не вышли - а получили приказ "аппаратуру демонтировать и отправить на склад, катера вернуть в исходное состояние и применять как обычные ТКА".
      Причина проста: носителями аппаратуры управления были тихоходные "амбарчики" - лёгкая цель для "мессеров" и даже гидросамолётов "арадо". Прикрыть их было некому: ВВС флота плотно работали в интересах сухопутных войск, вплоть до использования тех же "амбарчиков" из мрап и мраэ для БШУ по колоннам.
  8. 0
    12 июля 2024 05:46
    Не стоит сравнивать БЭКи появившиеся в цифровую эпоху с БЭКами, использовавшимися во время предыдущих войн. Современный БЭК, управляется оператором на больших расстояниях без всякого провода. И, наконец, что самое главное, он обладает искусственным интеллектом, который сам, без оператора, умеет принимать решения, чего не было в т.н. доцифровую эпоху
    1. 0
      12 июля 2024 14:34
      Например, чем не катер следующего поколения.
      Торпеда поднимается близко к поверхности воды (7 м), через выдвижную телескопическую антенну проводит сеанс связи, а затем снова ныряет на запланированную глубину.
      Боевая часть заменяется на любой тип боевой нагрузки:
      - малая торпеда,
      - мина, зенитная пушка и ракета,
      - разведывательное оборудование. Продуть и всплыть наклонно для применения.
      DM2A4 с четырьмя АКБ может достигать дальности 50 км на скорости 40 узлов, 38 км при 55 узлах и примерно 100 км на малой скорости.
      При движении тела в воде величина сопротивления растет пропорционально квадрату скорости.
      5-15 вместо 55 узлов крейсерской скорости дадут сколько надо дальности.

      Исходник:
      Тяжелая торпеда DM2A4 SeeHecht (экспортированная версия SeaHake Mod 4) состоит из восьми частей:
      — конформный гидролокатор и широкоугольная до 220° (азимут +/- 100 ° и угол +/- 24 °) панорамная пассивная система самонаведения (ССН) с датчиками самонаведения по спутной (кильватерной) струе;
      — батарейный отсек, вмещающий четыре батареи (АКБ); полностью изолированная серебряно-цинковая (Ag-Zn) АКБ содержит 86 ячеек и генерирует напряжение более 150В;
      — боевая часть (260 кг взрывчатого вещества (ВВ) типа PBX, эквивалентных 460 кг тротила) с бесконтактными магнитными и контактными взрывателями, устройствами предохранения и боевого взвода;
      — высокочастотный электродвигатель 300kW (около 407 л.с.) с малошумной планетарной коробкой передач;
      — два асимметричных гребных винта встречного вращения, изготовленных из стеклопластика с девятью лопастями спереди и семью сзади;
      — электронный отсек с центральным цифровым помехоустойчивым процессором, который управляет ССН и всем функционалом торпеды;
      — навигационная секция с оптоволоконным кабелем толщиной 300 мкм;
      — хвостовая часть.
      Общая масса торпеды DM2A4 с четырьмя АКБ составляет 1670 кг и имеет длину 6,9 м, (в стандартной версии устанавливаются две АКБ; её длина 6,22 м, масса 1530 кг). Батареи торпеды активируются за короткое время, что позволяет производить выстрел уже через 10 секунд. Торпеда предназначена для поражения надводных и подводных целей. Утверждается, что версия DM2A4 с четырьмя АКБ может достигать дальности 50 км на скорости 40 узлов, 38 км при 55 узлах и примерно 100 км на малой скорости.
      Компания Atlas Elektronik также продает версию торпеды увеличенной дальности SeaHake Mod 4ER. Согласно официальным данным, торпеда длиной 8,7 м предназначена для «сетецентрических войн» и пригодна для применения в прибрежной зоне и на мелководье. Сообщается, что в ходе испытаний в Германии SeaHake Mod 4ER достигла дальности 150 км. В дополнение к оптоволоконному кабелю для управления торпедой используются спутниковая связь и навигация (SatCom и SatNav). Для контакта с кораблем управления или берегом торпеда поднимается близко к поверхности воды (7 м), через выдвижную телескопическую антенну проводит сеанс связи, а затем снова ныряет на запланированную глубину.
    2. 0
      17 июля 2024 23:33
      Как управляется современный БЭК - можно только догадываться. Скорее всего через спутник. Но, этот канал куда менее надёжен, чем проводной канал управляемой торпеды. Преимущества БЭК только в дальности стрельбы, но, опять же: при наличии подлодок это - не проблема...
  9. BAI
    +5
    12 июля 2024 06:10
    Тем не менее сегодня мы наблюдаем снижение боевой эффективности БЭК

    Ну это потому, что ЧФ вне зоны их досягаемости
    1. 0
      17 июля 2024 23:34
      Он на Балтику не ушёл, а в Новороссийске БЭКи шалили по началу...
  10. +1
    12 июля 2024 10:02
    беспилотные катера-разведчики – это действительно перспективно!

    А как далеко они могут разведать с уровня воды ? Если только подводную обстановку, выполняя роль самоходных буёв.
  11. +4
    12 июля 2024 10:54
    Насчет производства на украине. Я не видел в интернете "разборки" "Магуры", но подозреваю что все ключевые компоненты там гражданские, то есть дешевые и легкодоступные. Остается корпус, который изготавливается на месте.
    Мое мнение: проектирование и компоненты там ихние, производство из готовых компонентов + корпус местное.
    1. 0
      17 июля 2024 23:36
      Сомнительно. У украинцев есть производство двигателей? Насколько я помню, нет. Спутниковая связь? Нет. Камеры? Нет. насколько я помню, на территории Украины даже взрывчатку не производят...
  12. +5
    12 июля 2024 11:15
    Тема применения БЭКов российским флотом интересна и перспективна, но увы, она будет осуществима только после того, как допилят систему управления через нашу спутниковую группировку, как у каклов через старлинк. Слава богу работы в этой теме не прекращаются и давеча уже проводились эксперименты по трансляции сигнала 5G через наш спутник.
  13. +3
    12 июля 2024 13:02
    Все эти лоханки - до первого применения. А то, что наши мореманы позволили потопить кучу кораблей, говорит только об их умственных и организационных способностях. Не уметь обнаружить моторную лодку на подходе, а потом уничтожить ее - верх раздолбайства и некомпетентностми
  14. 0
    12 июля 2024 14:12
    Лучше не ерундой маяться, а сделать безэкипажный катер типа проекта 205, чтоб он выпускал штуки четыре-шесть Х-35
  15. 0
    12 июля 2024 18:52
    Уважаемый Last centurion, у Вас очень хорошая идея "вешать торпеду под днище БЭК".
    Когда это комбинация приблизится к противнику на определенное расстояние (желательно вне зоны прямой видимости), БЭК и торпеда могут разделиться и устремиться к цели по разным, желательно извилистым траекториям. Разумеется, БЭК должен иметь свой боевой заряд. После сбросв торпеды массой 1,5-2 т скорость БЭКа резко возрастет. Современная электроника позволяет автономно и точно наводить брандеры и торпеды. Таким образом, противнику придется одновременно бороться с двумя совершенно разными атакующими средствами. Также можно с брандера вовремя маневрирования выпустить по атакуемому кораблю несколько НУРСов с дипольными отражателями, чтобы операторы прицельных РЛС не скучали.
    Предвижу возражения: БЭК должен быть простым и дешевым, а тут столько в него напихали. Однако все перечисленные вещи (скоростной катер, торпеды малой дальности, НУРСы с дипольными отражателями) есть по отдельности в готовом виде, а электроника, предназначенная для наведения на близком расстоянии, достаточно проста и дешева.
    P.S. Сам я тоже дивинженер (в смысле, не дивизионный, а диванный)
  16. +2
    12 июля 2024 20:13
    у торпеды, в сравнении с БЭК, только один недостаток: для её применения нужна подводная лодка.

    Торпедные катера и самолеты-торпедоносцы негодуют от таких заявлений.
  17. 0
    14 июля 2024 00:33
    Всё уже придумано прям тут,на ВО.
    Берём плот типа ПСН + коптер из соседней статьи (который с двумя ПТУРами), вешаем на эту док-станцию примитивную ГАС (микрофон в баллоне) и вуаля! ГАС даёт пеленг, сравнивается сигнатура, взлёт -выстрел дуплетом.
    Бороться вертолётами? Будут на равных, не считая цену изделия.
  18. 0
    20 июля 2024 14:07
    А если БЭК использовать как носитель FPV дронов, а не носитель РБУ. как придумали , а БЭК использовать как ретранслятор для управления FPV дронов, тут надо очень думать