Нарендра Моди в России. Алхимик и его универсальная формула

25
Нарендра Моди в России. Алхимик и его универсальная формула


Треугольник сил США, Китай, Россия


Начало июля было отмечено несколькими значимыми событиями: саммит ШОС в Астане (3–4 июля), внеочередные президентские выборы в Иране (5 июля), двухдневный визит премьер-министра Индии Н. Моди в Москву (8–9 июля) и парламентский саммит БРИКС (11–12 июля).



Конечно, по эпичности все это несколько уступало дебатам кандидатов на пост президента США, по формальному количеству участников – юбилейному саммиту НАТО.

Понятно, что это своего рода сарказм, но следует признать, что результаты были достигнуты действительно довольно интересные, важные и содержательные.

БРИКС и ШОС сейчас находятся в состоянии поиска своего места среди мировых политических и экономических объединений. По большому счету участникам и главным организаторам предстоит вообще определиться с концепцией.

Визит же индийского премьер-министра оказался одновременно и концептуальным, и практичным, соответственной была и реакция от блока западных стран, прежде всего США. Но к пикировке между Индией и США надо относиться очень осторожно и критично.

Нынешнюю политику Индии требуется рассматривать в довольно широком контексте. Традиционно тут принято оценивать действия Нью-Дели в треугольнике сил США, Китай, Россия. Это логично, но недостаточно.

Например, есть фактор крайне своеобразной индийской экономической модели, которая довольно занятно вписывается в мировое разделение труда и мировую торговлю. Налицо и внутренние концептуальные изменения и реформы, проводимые кабинетом Н. Моди и отстаиваемые им лично.

Имеется также своеобразная позиция Индии по отношению к разного рода большим проектам и союзам, которая строится по принципу – здесь участвуем на столько-то процентов, здесь на столько-то.

Отдельно во все это вписана тематика Украины. При этом имеются у Нью-Дели вполне конкретные интересы элиты, текущие политические и чисто коммерческие задачи, которые могут прикрываться порой лозунгами исключительной пышности.

Все это постоянно создает точки пересечения интересов, зачастую для внешнего взгляда просто неестественные. Но именно так и формируется тот самый сложный и многоуровневый контекст, похожий на часовой механизм, о котором периодически пишет автор. А ведь Индия – это своего рода субконтинент, который вписан во все крупные проектные схемы.

Так что не стоит сильно удивляться тому, что иногда получается так, когда вроде бы дружественные шаги и отношения для нас, а также связи могут работать не только за нас, но и против нас, а не очень дружественные шаги и отношения, напротив – могут иметь эффект противоположный. И все это одновременно.

Первый уровень индийского контекста – это вовсе не международная политика, как принято рассматривать, а политика внутренняя.

Выборы в нижнюю палату парламента Индии, где и утверждается кандидатура нового премьер-министра, прошли совсем недавно – с 19 апреля по 1 июня. Столь длительный срок для голосования обусловлен сложнейшей избирательной процедурой, с отдельной переписью населения, распределением по племенам и кастам, союзным территориям, правилами, которые каждый раз меняются и подстраиваются под текущую ситуацию.

Добавим сюда доступность (хотя правильнее – малодоступность) ряда территорий, проблемы с идентификацией не всегда грамотного населения, а также просто само количество голосующих – сейчас проголосовало почти 650 млн человек. Понятно, что ни о каком «едином дне голосования» тут не идет и речи.

Традиционно в Индии ведут соперничество два политических партийных альянса. Первый – «Национально-демократический альянс» (НДП) во главе как раз с партией Н. Моди («Бхаратия Джаната парти» – БДП). Второй – «I.N.D.I.A», во главе с партией «Индийский национальный конгресс» (ИНК). БДП и ИНК это партии-лидеры, вокруг них каждый раз собираются партийные объединения поменьше и голосуют уже как блок-альянс.

Политическую силу, представляемую Н. Моди, обычно называют индийскими националистами. Дескать, и название не просто так появилось – «Бхарат» вместо разных колониальных «индий». Однако история с национализмом и колониализмом намного сложнее.

Политическая сила его противников, нынешний ИНК, в свой исторической основе сформировалась еще в середине XIX века, и именно как общеиндийская политическая национальная сила. Позже она будет отождествляться с такими всем известными фамилиями, как Неру и Ганди. Но тогда кто же из них индийский националист?

Индийские националисты?


На самом деле как индийские националисты выступают обе силы, проблема в том, что партия Н. Моди опирается на индуистские традиции и индуистские сообщества, а партия ИНК – это светский политический национализм в его классическом понимании как сообщество политической нации.

Речь тут идет не об абстрактном национализме, а о концепции индийской политической нации и о концепции приоритета индуистской нации, традиций и истории в политике. Вообще, этот вопрос стоит номером один после экономики в Индии и даже внешней политики.

Когда делают акценты на любви Н. Моди к наименованию «Бхарат», обычно упоминают древний эпос. Все это правильно, но неполно. Ведь вышедшее в лидеры арийское племя бхаратов, в итоге под руководством царя Бхарата завоевывает пространство от нынешнего Ирана до Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Непала, части Китая. В общем, добрую треть Евразии. Названо все это было по понятным причинам Бхаратоваршей – страной царя Бхарата из бхаратов. В общем - полный Бхарат, только надо не забывать про его эпические границы.

Нюанс в том, что «Бхарат» Н. Моди – это не столько индийский национальный проект, сколько концепт, скажем так, «индуистской геополитики» с центром и периферией. И долю от большого мирового пирога в политике такой проект предполагает весьма значительную.

История же с идеями ИНК тут выглядит сравнительно прозаично. Это минимизация кастовых различий, преодоление религиозных, племенных, языковых и прочих барьеров, концентрация на исконной Индии (хотя и там это территориально больше, чем Индия нынешняя). Итогом процесса должна была стать индийская политическая нация в традиционном западном понимании середины XIX–XX века.

Ни для одной политической силы британское владычество, колониализм, разделы коренной Индии, благом или нейтральным фактором не являлись, и являться не могли, но вот взгляды на будущее были разные. Хотя взгляды эти разошлись в итоге только в 1970-х годах. Корень антиколониальный у них один – там, в середине XIX века.

Это еще не политическая платформа соперничающих сил, но это ее база. И уже по ней можно понять то, почему при всей концептуальной разнице СССР хорошо сотрудничал с силами Неру-Ганди, и в свою очередь, почему сегодняшнюю модель России и нынешние силы в Индии так тянет друг к другу. Тут ведь не только «многополярный БРИКС», «свергнем долларового гегемона» и т. п. – тут тема поглубже.

Так что, если Бхарат – это Индия, то Индия отнюдь не Неру-Ганди, которым у нас ставили памятники и в честь которых называли улицы. Также, например, можно понять и то, за что сикхи так в корне ненавидели Ганди – политической нацией они становиться не собирались. Впрочем, и идеи Н. Моди им не близки.

По понятным причинам с голосами мусульманской части Индии у БДП Н. Моди обычно все складывается, мягко говоря, не самым простым образом. Помимо того, что исламская часть социума весьма представительна (220 млн), так они еще и разбросаны по стране по многочисленным избирательным округам.

А вот у ИНК на этом политическом поле в целом обычно складывались хорошие альянсы, в том числе и в отношении противостояния Пакистану, вернее – с теми силами, которые были нацелены на разделы «Большой Индии».

Силы, которые сегодня представляет БДП-НДК, несколько раз отодвигали блок Неру-Ганди от руля управления, но также и неоднократно его теряли сами. Другое дело, что уже десять лет они два раз подряд брали верх.

Разная политическая база предполагала различные подходы к внутренней политике. Пробовали и так и этак, но ни та, ни другая сила никак не могли осилить две проблемы – экономическое развитие и вопрос о браках и разводах. Последнее – это вообще индийский феномен, который надо описывать отдельно.

Подсчет голосов в нынешнем июне показал, что Н. Моди в премьерское кресло в третий раз забирается с очень большим трудом. БДП набрала менее половины голосов. Если бы не партийный альянс, то в Москву прилетел бы кто-то другой (если бы вообще прилетел).

Разница между противостоящими политическими корпорациями составила всего 11 %. Это при том, что Н. Моди заявлял вообще план на свое преимущество 47 %. Формальное большинство у Н. Моди есть, поскольку речь идет не только о БДП, но и о партийных альянсах.

Однако большинство у него очень небольшое, и в Индии твердо говорят, что это не победа. Он получил намного меньше, чем пять лет назад – 243 места из 543, вместо запланированных 400 и вместо прошлых 303. Просел и его альянс НДК (294 места вместо 353).

К нам индийский лидер приехал, прилично охромев на одну политическую ногу во внутренней политике.

И вот теперь уже можно попробовать перейти к другой части большого контекста.

Н. Моди надо довольно срочно решать три сложных, хотя только на первый взгляд взаимоисключающих, вопроса.

Первый вопрос заключается в нормализации отношений со своим внутренним мусульманским сообществом, хотя по численности оно практически сравнимо с населением Пакистана или Бангладеш. Для этого ему придется искать лояльности сразу на двух платформах – британской, где оседают индийцы из исламских сект и общин (вроде ахмадийцев, которые представлены в британской системе власти), сихки, потомки разных сипаев, а также платформе аравийской.

Второй вопрос заключается в переходе от реформ культурно-правовых, которые как раз и сопровождаются конфессиональными скандалами к практическим, но главное реальным экономическим шагам.

Третий вопрос – это увязка в несколько схем интересов проамериканских, которые описываются не столько финансово сколько проектно, а также пробританских и проевропейских элит, уже более приземленно - через обеспечение их доходной части. И, самое интересное, увязка для чего? А чтобы в том числе получать существенные выгоды от ведения дел с Москвой.

Почему так сложно?


А это как раз и есть следующий контур того самого контекста – индийская специфика экономической модели, которая базируется на спайке и связке с транснациональными холдингами самых разных направлений (см. «Специфика и чудеса индийской экономической модели»).

Общее описание, детали и множество отраслевых нюансов этой модели, а также возможность ее стыковки с российской практикой можно изучить в материале по приведенной выше ссылке. Здесь же приведем несколько выжимок из него.

Но возьмите структуру индийской ТНК вроде «Тата». Не хватит пачки бумаги, чтобы уместить не просто торговые филиалы, а активы, где «Тата» прямо и косвенно задействована в производстве и логистике: от Испании до Таиланда и от Бразилии до Канады. В целом промышленность Индии не национальна, а интернациональна. Как ни странно, в этом она радикально отличается от китайской модели, хотя в головах сформировался (и прочно) образ противоположный.

Минус для индийской промышленности в том, что все внутреннее производство – это сплошной и чудовищный конфликт интересов, причем конфликт по сути вечный. Индийская промышленность – это как грибной мицелий, который собирает конструктор «Лего» из деталей, которые сама же производит на частично своих предприятиях от Северного полюса до полюса Южного.

В этом плане попытки создать нечто «самостийное» даже в таких отраслях, как ВПК, оборачиваются не просто долгостроем, а нерешаемым долгостроем. Если Китай сделал два промышленных контура: внутренний и внешний, то у Индии он, по сути дела, один и зациклен на работу с собственными промышленными активами вне страны. Но, в отличие от Китая, у Индии и не получается создать такой холдинг, где можно полноценно использовать международную кооперацию для выхода на экспорт.

Есть ли в таком мировом индийском экономическом конструкторе российская доля?

Да, есть. Была она и до «адских» санкций 2022 года, и это не только закупка сырой нефти, фармацевтика или вооружение. Были и нефтехимия, и мирный атом.

Нюанс тут в том, что хоть экономические модели России и Индии различны, но корневая и болевая точка у них очень похожа. У нас – нефть, газ, шельфы, горы, поля и вообще все, но доля в мировой экономике 3 % и то по т. н. «ВВП по ППС», а в номинальном выражении так и все 1,3 %. У Индии – горы, реки, долины, моря и просто гигантское население и рабочие руки, а ВВП по ППС – 7 %, с ВВП по номиналу 4 %. Мы просто братья по эффективности.

Зато и у Индии, и у России есть военно-политическое влияние, обе державы не простые, а ядерные. А еще немалую (просто недооцененную) роль играет корневая близость идеологических концепций. Вот для Ганди-Неру у нас был в свое время Ильич, а для Н. Моди – Ильин. У Нью-Дели есть Бхарат и Москва – Третий Рим. Это только выглядит как сарказм, но в данном случае это реальные базисные факторы. Просто о них никто почему-то не думает.

Вот проблемами корневыми мы похожи, концепции воспринимаемы и понятны. Экономические модели разные совсем, но это не мешает сделать некоторые усилия и выжать из них некий максимум возможного, чтобы поработать синергично для решения иных задач.

И вот теперь мы вступаем на путь скорее математической логики сделок, чем привычных нам смысловых конструкций и нарративов.

Чтобы обеспечить технологический и экономический рывок, Н. Моди необходимы две вещи – максимально дешевые и объемные поставки сырья, а также развитие атомной отрасли - энергии нужно не просто много, а очень много, и одновременно же максимальное технологическое сотрудничество с США. России нужна альтернатива Китаю по объемам поставок и альтернатива по расчетному центру, а у США «висит» индо-аравийская концепция, целый геополитический проект. Свободных ресурсов у аравийцев мало, а у России и Ирана много.

Задача кажется нерешаемой. Это получается, что Индия в ответ на предложение США влиться в их большой индо-аравийский проект просит от Вашингтона обсудить параметры объемов и расчетов по российскому сырью. Судя по первичной реакции США, удовольствия это не вызывает.

С другой стороны то, что возьмет Индия, не возьмет Китай, интересно это для США? Скажем так, уже есть предмет для разговора. Вопрос в параметрах, однако индийский геополитический бонус слишком велик, чтобы их не обсуждать. Но есть еще интересы европейских финансов.

В США могут сколько угодно выговаривать Н.Моди за этот визит, но там прекрасно понимают, что пообещав Индии ранее новые технологические высоты, инвестиции от международных и аравийских фондов, они пока ничего существенного для Нью-Дели не сделали. Понять можно, Москва плохая, но еще хуже то, что только на девятый месяц в секторе Газа стороны подошли к черте спокойствия. А без этого, какие индо-аравийские блоки, какие третьи технологические полюса и проч. Как минимум, это хорошо понимает один из авторов концепции - Дж.Салливан.

А чем убеждать и удобрять европейские финансовые круги?


Маржой от транзита энергоресурсов, которая обещает быть если не значительной в процентах, то солидной в объеме и долгосрочной, учитывая все происходящее. Но тогда США и ЕС надо прикрыть глаза на расчеты Индия – ОАЭ – Россия. Ну и почему не прикрыть, а чем собственно они занимались последние два года.

Да, это все довольно сухо и крайне цинично, но в первом приближении для всех выглядит очень практично. А ведь условие «для всех» – довольно редкое сочетание в нынешнее время. Тем более что Вашингтон вообще это может медийно обкрутить традиционно в пику Пекину, хотя по сути это не так. Это никакая не антикитайская схема, просто Китай в данном случае не сидит за этим столом – он играет за другим.

Если представить все это в виде своего рода математической игры (а это она и есть), то мы увидим, что при всей противоречивости и враждебности игроков, между которыми лавирует Н. Моди, формулу интересов согласовать реально. И вот об этом, о такой формуле и было о чем поговорить двум лидерам в Москве. А еще есть крайне любопытный бонус, который Москва и Нью-Дели могут поделить между собой – реформа Совета Безопасности ООН.

Китай в Центральной Азии будет работать уже по своей программе – мы же в Сообщество единой судьбы не пошли, а Китаю надо теснить европейские инвестиции в регионе. А мы попробуем работать через связку Индия – Иран. Есть даже предположение, что для Пекина головная боль по росту сырьевого оборота не очень и нужна, впрочем, как и нам китайские ценники на поставки дополнительных сверх нужды объемов сырья.

Да, проблема в том, что как экономический блок ЕАЭС или ЕАЭС+Иран и где-то и как-то Индия перед Китаем не силен. Но поиграть в политические модели тут вполне реально. Их и обставить медийно можно, украсить приличными транспарантами.

Опционально в этой схеме Н. Моди может выступить (и выступает) как посредник в плане Украины, тем более что претензий у Киева к Саудовской Аравии гораздо больше, чем к Индии. Но это именно опциональный вопрос, а вопрос центральный – та самая формула, о которой говорилось выше.

Есть ли тут в этих «расторговках» существенные практические выгоды для нас, помимо того, что мы несколько расширим свое участие в атомной отрасли и нефтепереработке? Да, есть.

Дело в том, что скоро мы столкнемся с коллизией в рамках ОПЕК+, реализацию нефти мы постепенно сокращаем, но как должен рынок на это реагировать с точки зрения предложения? Наращивать. Соответственно и всем остальным сырьевикам надо решать вопрос как минимум о росте предложения. Ведь еще и Иран работает вне рамок ОПЕК.

В этом плане выход на торговлю с Индией с 35 млрд долларов на 100 млрд долларов, как это обсуждалось в последнее время, вполне реален, и тут имеется практическая выгода, даже при понимании огромного дисбаланса этой торговли. Но это уже будут хотя бы и не «зависшие рупии», и не бартер в стиле «специи в обмен на нефть». Ясно, что скидки тут будут существенны, но ведь и объемы предлагается поднять более чем в два раза.

Есть ли минусы?


Ровно там же, где и плюсы, ведь итоговая формула еще не согласована до конца. Как минимум Н. Моди надо это проговаривать в США, туда надо лететь, а там Дж. Байден делит деньги между Украиной и Ураном, решая попутно, сколько он еще будет мотать нервы подставившим его с дебатами однопартийцам. С ЕС и Великобританией Н. Моди будет договориться проще, но для него это не выход для технологического рывка, это вопрос отношений уже с Вашингтоном.

Для нас еще имеется опасность, которая впрочем и так никуда не девается, с новыми объемами Индии или без них. Это то, что за нашими интересами лежит довольно крупный консенсус. Впрочем, по нефти он до сих пор работает. Часть расчетов, возможно, переведут в цифру, часть просто оставят в рупиях, но все-таки это фактор, который сбрасывать со счетов нельзя. Политические и военное противостояние никуда не денется. Риторика и военные шаги сторон по Украине мягче не будут, вернее, будут только хуже.

Вот такой сложный расклад приносит нам визит индийского премьера, который прошел в теплой и дружеской обстановке, да и назывался он именно дружеским. Собственно, почему он должен быть иным, если столько тактических точек соприкосновения, да еще и концепции базовые совпадают.

По сути дела, Н. Моди может с этой формулой и в самом деле попробовать сварить алхимический «Великий магистерий» – философский камень тоже в древности хотели получить из соединения разных и даже противоположных по свойствам элементов.

Ну а пока алхимики будут изучать идеи универсальной формулы Н. Моди, мы с интересом послушаем, как расширяется БРИКС, как все прогрессивное человечество отправляется в поход против гегемонии глобалистов и прочих любителей санкций. СМИ США сейчас будут некоторое время полоскать Индию, СМИ ЕС - тем более. И мы тоже будем полоскать.

Формально БРИКС ни к чему не обязывает (пошлины члены БРИКС друг для друга устанавливают), но на внешнеполитическом треке, конечно, это объединение вес набирает и создает большое количество инфоповодов, на которые Запад не реагировать не может, и этим можно как оттенить переговоры по обозначенной формуле, так и приобрести разные очки и бонусы.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 июля 2024 07:22
    Попытаюсь высказаться по возможности кратко. Помните эпизод из известного кинофильма «Москва слезам не верит»?

    И Индия, и Китай прошли свой пусть становления, когда население этих стран было не так велико. И в этот период времени они досыта хлебнули англо-саксонской цивилизации с разными европейскими и восточными приправами. Сегодня только в этих двух странах проживает более трети населения Земли. Но это налагает на руководство этих стран огромную ответственность и «беличью память» о годах колониального рабства, разграбления и унижения.
    Именно поэтому страна, где вместе с мигрантами, купившими российское гражданство, проживает около 5% населения вышеназванных стран, должна быть аккуратна и тактична ко всем действиям стран, которые смогли обогнать некогда передовую державу по некоторым параметрам развития.
    Словом:
    «Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
    1. +3
      14 июля 2024 07:33
      Я вообще думаю, что все куда как прозаичней - просто наш ареопаг готовится к тому, что рано или поздно выпадающие наши объемы на рынке жижи начнет замещать ОПЕК. Индия в этом плане хочет неплохо заработать и от всех политических центров получить по части выигрыша в игре. Это если уж совсем в двух словах. Понятно, что в целом переговоры и схематика шире и глубже, но это просто некая осевая задача.
      1. +1
        14 июля 2024 08:30
        Учитывая то,что на переговоры ВВП с Моди по непонятной небрежности нас забыли пригласить, мы можем только догадываться о чём они договорились. Или не договорились. Остальное всё от лукавого.
        1. +6
          14 июля 2024 08:32
          Это можно про все, что угодно сказать. На совещания по миграционной политике вроде бы никого из нас тоже не приглашали. Тем не менее, событийный ряд достаточен, чтобы делать выводы.
          1. +1
            14 июля 2024 15:50
            Канэшна, у нас свобода мысли,ну и слова тоже. Каждый может высказать своё мнение и предположение. Главное выразить его достаточно туманно, чтобы потом заявить - как я и предсказывал....
            1. 0
              14 июля 2024 15:53
              Ну не знаю, ко мне это точно не относится. И где в статье туман?
              1. +1
                14 июля 2024 15:57
                А я и не про Вас, Ваш анализ и прогноз вполне прозрачны. Посмотрим, что в реале станется. Очень бы хотелось,что бы Вы ошиблись. Вам,думаю, хочется того же. Уж больно мрачные перспективы рисуются при таких раскладах.
                1. 0
                  15 июля 2024 09:04
                  Цитата: pudelartemon
                  Уж больно мрачные перспективы рисуются

                  а где тут мрачность была? вроде, наоборот: сложно, но шансы есть на Большую Сделку с индо-иранско-аравийским пространством, причем не в жесткой конфронтации (в части именно этой сделки) с ес-сша-британией...
                  как бы нормальная перспектива... (из реалистичного)
                2. 0
                  16 июля 2024 23:23
                  Мрачность тут не в анализе, и не в прогнозе
                  а в осознании - с какими картами нам вообще приходится играть(((
      2. 0
        14 июля 2024 16:59
        у нас братка не ареопаг а кнессет иногда в купе с бейт-холимом
  2. 0
    14 июля 2024 08:55
    Согласен с Индией всё сложно ,но интересно .За какие заслуги Сечину с " Роснефтью " отдана на откуп Индия.Может причина в том что ВР не вышла из акционеров Росснефти?Сейчас новая тема - Индия хочет долгосрочный контракт с Росатомом на поставку обагащённого урана,США очень обеспокоены.С Индией так всё у всех перемешалось,сам чёрт ногу сломит,чтобы разобраться и это хорошо что Моди победил,будет некоторое постоянство.Спасибо за статью Михаил ,вы как всегда на высоте - как в Индии побывал.
    1. 0
      14 июля 2024 09:16
      Благодарю, будем стараться soldier
      Знаете, я вообще думаю, что аналитика должна выделить тему нефте-жижи в отдельную подсистему. Там нет тех рамок, в которых работает пропаганда или привычные нарративы. Это общемировой комплекс, завязанный на интересы ТНК и слишком большие финансы, чтобы там работали политические хотелки или даже общественные. Это отдельный подход к санкционным режимам, вопросам торгового флота, схематике групп, которые противоположны по политическим интересам.
      Сечин в свое время неплохо доказал, что он хорошо работает в региональных комбинациях. Это Иракский Курдистан, Сирия, Венесуэла. Как управленец он оказался для ВВП находкой. Он видит и рынок в целом, что видно из его выступлений и может тактически играть в регионах, что для нынешней России с нашим унылым МИД выглядит как нечто даже необычное. Занятный кадр. Михельсон и Сечин, тут да, это кадры. Жаль, что немного их.
      1. 0
        14 июля 2024 09:36
        В Иракском Курдистане командуют западные фирмы ,ежедневный автомобильный поток контробандной нефти оценивается в 200- 300 000 баррелей нефти ,по 40 $ за баррель.Месечная прибыль 200 млн $.Контрабанда идёт через Турцию,Иран???,далее Афганистан и Пакистан.Кто скоро курдов за это придушит,уверен.
        1. 0
          14 июля 2024 09:46
          Не не придушит, я просто этот регион хорошо знаю wink
          40 это сейчас, в прошлом 8-12 было laughing
          Но есть проблема, Иракскому Курдистану нужна валюта официалом. А это тянуть щупальца и вести переговоры с Багдадом. Там это вечная тема «мое-твое», там вообще Киркук будет еще долго темой первой. И вот запустили проект по официалу поставок нести Киркук-Джейхан. Это при том, что амерское посольство в Эрбиле человек 500 наверное. Начали палки в колеса вставлять — перевели под Сингапур. Я ж говорю, что у Сечина команда хорошая, это не Газпром с его бу-му, где за зп колоссальную штаны протирают. У этого там все шарашат как проклятые, понятно, что не за бесплатно. Зато с Турцией у нас это как раз один из факторов отношений и рычаги в Ираке. Ну а то, что мешают поставки с сирийскими кустарными из Хасеке, и Дейра, ну это так — в Хасаке братья вроде бы - помогать надо, с Дейра сами же американцы и получают деньги, которые потом на племена разбрасывают. Ну закроют США допустим этот источник, племена в Сирии они чем кормить будут? Явно не галетами и банками с бобами
          1. 0
            14 июля 2024 10:06
            С вашем мнением о руководстве Газпрома полностью согласен,он ещё умудряется палки в " колёса" Михельсону совать.
            1. +2
              14 июля 2024 19:46
              Мне эти сановные разборки вообще непонятны. Нефтегаз это помимо атома одна из немногих сфер высоких компетенций. Михельсон и Сечин собрали команды, за которые можно только порадоваться. А сколько привлечено инженерии, судовиков. Вот у нас много пессимистов, а я радуюсь, что там народ получает большие деньги и сохраняет и нарабатывает компетенции. А это чиновно-сановны гонор в нынешнее время вообще лишний. Пусть лучше свою Силу Сибири 2 доведут до ума, чтобы Сечину и Михельсу что-то там в колеса вставлять
              1. -1
                14 июля 2024 20:00
                С Мурманским СПГ пришлось Путина подключать и проводить закрытое заседание ,Путин разрулил.
  3. +1
    14 июля 2024 10:39
    I will simplify the things - If a layman tries to modify the core files (Kernel Files) in an Operating System (OS), the OS will crash. Modi & Co. is the layman and India is the OS.

    India is exraordinarily corrupt and increasingly chaotic - Jayant Bhandari (Economist).

    Q) What should Russia do to solve Geopolitical & Geographical headaches in Asia - Pacific region?

    A) Frame Rules for member countries in BRICS, SCO, CIS:

    (Examples)

    1. Member countries shouldn't provide their military information assets, Naval bases, Air bases, RADAR/LIDAR/SONAR/GPS/GLONASS/BAIDU systems to USA and NATO.

    2. Member countries shouldn't provide military assets, documents, technologies to USA and NATO.
    (NDA - Non Disclore Agreements, ISM - Information Security Management (Example: ISO 270001), IP - Intellectual Property - Patents, Trademarks, Copyrights, Geographical Indicators etc) ~ To protect the interest of Russia.

    3. Member countries shouldn't provide their Space assets - Telemetry and Tracking systems, Radiotelescope Arrays, Satellites, Transponders, Radio Frequencies etc systems to USA and NATO.

    4. Member countries shouldn't provide their Telecommunication, Networking and Media assets to USA and NATO.
    1. 0
      14 июля 2024 11:01
      (Continuation.....)

      Why should BRICS, SCO and CIS needs a strict rule book?

      1. To prevent Neo Colonialism, Imperialism and Digital Colonialism by US and NATO

      2. To prevent unhealthy business practices of western countries.

      3. To prevent Data theft, Espionage and Control through NGO organisations, Tech Companies, Pharma companies etc.

      4. To prevent US and NATO from manipulating Political Parties.

      Borrell's, so called beautiful garden (EU) has already implemented gate keeping systems like GDPR*, Competetive Commissioner* etc

      * These gate keeping systems are now dysfunctional due to US behemoth companies.
  4. 0
    14 июля 2024 11:25
    Хорошая статья. Всё чётко и ясно.
  5. -1
    15 июля 2024 20:08
    В целом, статья мне понравилась, но два места насмешили - это рассуждение, закончившееся вот этой фразой
    Мы просто братья по эффективности
    и пассаж про растяжку индусов между нашими энергоносителями и американскими технологиями.
    В первом случае смешно сравнивать по ВВП колонизатора и колонию. Индейцам бусы меняют на сотню шкур буйволов, потому что индейцы бусы не могут произвести и понятия не имеют, сколько они реально стоят. Так России и Индии (и не только, список длинный) продают технологическое оборудование в обмен на нефть и ширпотреб. Примите в учет неравнозначный обмен и расклад по ВВП сильно поменяется. Они вот тоже смеялись - дескать, куда России с ними тягаться. Но началось СВО и уже не смешно им становиться, на войне-то реальный ВВП вылезает.
    Во втором случае, либо индусы дураки, либо автор их цели не правильно понимает. Никому США свои технологии просто так не отдавали, только в обмен на фактическую колонизацию. Не могут индусы этого не знать. Поэтому, либо они рассчитывают посидеть на двух стульях - оттуда чуть, оттуда чуть, либо США нашли компромат на Моди и индусы станут колонией, как и ЕС.
    1. 0
      15 июля 2024 20:22
      Я вам просто дам ссылку на выступление Салливана на форуме WINEP в прошлом году, где дается довольно четкое представление о сути их политики в регионе. Только там внимательно надо прямо по абзацам смотреть и в контексте.
      https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/keynote-address-national-security-advisor-jake-sullivan
      А насчет ВВП, а я не поклонник этой бухгалтерии, у нас просто везде сравнивают этот бухпоказатель, ну ок. Всем же нравится, чего-то это, что это задумываются обычно мало. Всякая бухгалтерия имеет под собой некие задачи. Эта тоже имеет. В юношеские годы я как раз этим и занимался - делал статистические сводки. Мы, конечно угорали над методологией. Но увы, другой для тех задач не было. В принципе показатель нынешний ВВП можно просто отсечь от анализа. В наше время (конец 90х) мы накидывали на теневую экономику просто +25%, позже причесали терминологию и сделали ее приличнее, но накидка шла всегда и у всех, просто она согласована по странам через аналитику МВФ.
      1. 0
        16 июля 2024 20:28
        Про затеи американцев в регионе я знаю, эта тема давно уже обсуждается в аналитике на ВО, да и не только, интересней вопрос, что реально может сделать Моди, насколько он самостоятелен в своих действиях и кто его кукловоды, чего они хотят. Понятно, что политик - это ширма, публичное лицо для тех, кто принимает решения, пусть даже и с его участием, и от этих решений зависит вектор политики страны. Судя по описанию индийской экономики в статье, в принятии решений участвуют не только индийцы. Это, кстати, обьясняет крайнюю непоследовательность индийцев во взаимоотношениях с нами.
        ВВП - это показатель, который очень легко просчитать просто по данным налоговиков, основной же вопрос в том, что вы включите в этот подсчет, какие данные. Американцы, например, включают в расчет все сделки на бирже, т.е, фактически, спекуляцию активами они считают как внутренний продукт. После этого сравнение по ВВП становится бессмысленным. Просто потому, что за этими цифрами уже не стоит реальное производство. Т.е они ни о чем.
        1. 0
          16 июля 2024 20:53
          Что ж, очень здравые и точные вопросы hi . Когда я готовил прошлые материалы, я для перепроверки и в самом деле решил составить по возможности максимально полное древо по активам их ряда компаний. Собственно, почему я с некоторой иронией написал про Тата, на которую не хватит пачки бумаги А4.
          Выскажу свое мнение, которое сложилось непосредственно у меня, это своего рода собственно индийская сеть, которая отдаленно напоминает сетевую структуру катарских финансов, но больше походит на такой феномен финансовый как фонд-империя Ага-Хана, только в гораздо большем масштабе. Что-то вроде финансово-промышленного гвардейского резерва Британской короны с проникновением в США и Канаду
          Индусы стали важным фактором в США, в Британии, Канаде, отчасти континентальной Европе. Они не имеют каких-то контрольных пакетов, просто у них везде много пакетов небольших. Когда надо к ним обращаются, чтобы это класть на экономические и политические весы. Они нигде не играют первую скрипку, нигде не лидеры, но везде фактор. На мой взгляд в США он растет год от года и они уже проникают непосредственно в топы политики. Одним словом, они часть глубинного картеля, но не его лидеры, не определяют линию, но в ней участвуют.
          Судя по всему, республиканское крыло, относимое к трампистам, имеет также представительство индусов. С определенной точки зрения индийское лобби это при всем «национализме» Моди, как раз одна из опорных точек глобалистической повестки.
          Обратите внимание на вице-президента, которого выбрал Трамп. У нас он прямо в топе — против Киева, из низов, крутой честный парень-республиканец. И Трамп его выбрал потому, что хочет «своего человека» под боком. Однако.в его послужном списке не только Сорос и Ко, кто его жена — Уша? Дравидийка. Там вообще первым делом надо смотреть не на слова, а на семейные узы)) Про Камалу Харрис можно не говорить. Их много, они почти везде, просто не отсвечивают. Глаза, уши, подправить стул, подать ручку, т. п. Такой вот "свой человек" у Трампа))
          1. 0
            17 июля 2024 16:32
            Т.е раджи хотят в золотой миллиард....Наши, впрочем, тоже. Но в Индии есть сила патриотического толка, иначе не обьяснить демарш - вступление в БРИКС, зная отношение американцев к альянсам, в которых они не представлены, и эта сила не чисто политическая, чисто политические лидеры долго не живут, их либо перекупают, либо убивают. Т.е в Индии есть экономически значимые силы, нацеленные на работу в Индии и они участвуют в принятии политических решений. Правда, судя по последним политическим телодвижениям Индии, их вес убывает, и это означает, что Индия движется в сторону колонии США.