Ждать ли прорыва в области батарей для электромобилей

6 289 62
Ждать ли прорыва в области батарей для электромобилей

Вопрос о достоинствах и недостатках электромобиля поднимался на ВО неоднократно. При этом никогда не обсуждались предельные возможности автомобильных батарей и то, насколько электромобиль может приблизиться по своим характеристикам к машине с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Вот об этом и поговорим.

КПД


Начнем с того, что в любом ДВС сжигается топливо, при этом сначала химическая энергия пары топливо – кислород воздуха преобразуется в тепловую энергию. Затем с помощью механических устройств (поршневой машины Дизеля, Отто, Стирлинга или же турбины) тепловая энергия продуктов сгорания преобразуется в механическую. При этом неизбежны непроизводительные потери тепла, имеющие принципиальный характер: КПД теплового двигателя в идеальных условиях не может превышать рассчитанного по формуле Карно. Подробности можно найти в школьных учебниках.



Отметим лишь, что чем выше температура в камере сгорания или в цилиндре, и чем ниже температура продуктов сгорания на выходе из выхлопной трубы или сопла, тем выше расчетный КПД. К потерям энергии в виде тепла добавляются потери на трение в узлах двигателя.

Реальный КПД ДВС, в зависимости от конструкции и условий эксплуатации, обычно находится в интервале 25–50 %. Это означает, что от 50 до 75 % топлива сгорает непроизводительно, и этих потерь нельзя избежать в принципе.

При езде в городских условиях ситуация еще хуже; разогнавшийся автомобиль тормозит на светофоре – и вот уже кинетическая энергия превращается в тепло в тормозных колодках. Очевидно, что поиск путей снижения расхода топлива – актуален для многих приложений, от генерации электроэнергии и до транспорта.

Нелишне напомнить, что теплота сгорания бензина или солярки составляет примерно 10 кВт-час/кг и, с учетом КПД ДВС, дает энергообеспеченность автомобиля 2,5–5 кВт-час на килограмм, или 2–4 кВт-час на литр топлива (в среднем 3 кВт-час). Для движения автомобиля в городских условиях существует так называемый «стандартный цикл испытаний». Для этого цикла принята норма расхода энергии 0,12 кВт-час на тонно-километр.

Если вы владелец, например, автомобиля «Шкода-Фабия», масса которого (с топливом и двумя пассажирами) 1 200 кг, то удельный расход энергии составит 0,144 кВт-час/км, и легко сосчитать, что на 100 км уйдет не менее 5 литров топлива. Для дальнейшего изложения важно другое: бензобак той же «Шкоды» объемом 45 литров обеспечит вашу машину запасом полезной энергии 135 кВт-часов.

А теперь сравним: в зависимости от версии Tesla Model S вес аккумулятора может варьироваться от 430 до 600 кг для автомобиля общей массой от 2 100 до 2 300 кг. 600-килограммовый аккумулятор Tesla Model S может обеспечить запас хода автомобиля 500 км. Энергоемкость такого аккумулятора около 100 кВт-час.

Итого: «Шкода-Фабия», масса заправленного бензобака – 46 кг. Удельная энергия – 2,9 кВт-час/кг. Tesla Model S, масса батареи – 600 кг, удельная энергия – 0,17 кВт-час/кг, хуже, чем у «Шкоды» в 18 раз!

Таскать такую батарею на себе – недешевое удовольствие. Стремясь облегчить конструкцию, разработчики заложили в нее алюминиевый кузов, а защитный поддон выполнен из титана. Это еще больше подняло цену игрушки.

Тут въедливый читатель может спросить: как же так, у батареи мобильника удельная энергия достигает 0,3 кВт-час/кг, почему у автомобильной батареи только 0,17?

А потому, что автомобильная батарея содержит тяжелую водяную систему охлаждения – иначе есть риск взрыва и пожара.

Часто в комментариях можно прочитать, что-де вот разработчики батарей поднатужатся и придумают что-то эдакое… Вот об этом и поговорим.

Придумать что-то новое


В принципе, любой химический источник тока (ХИТ) устроен сходно с двигателем внутреннего сгорания: в нем есть топливо (анодный материал), окислитель (катодный материал), но превращение химической энергии в электрическую происходит, минуя стадию тепловыделения, поэтому КПД ХИТ может (хотя бы в принципе) приближаться к 100 %.

Если при работе ДВС окислитель и топливо смешиваются, и электроны переносятся от топлива к окислителю на молекулярном уровне, то в ХИТ электроны переносятся через внешнюю цепь, в которую включен потребитель, а электронейтральность электродов поддерживается переносом заряда посредством ионов через электролит во внутренней цепи устройства.

Уже тут видно преимущество ДВС: движок использует для работы кислород забортного воздуха, а ХИТ несет окислитель на катоде (и в этом сходен с ракетным двигателем: там тоже кислород и топливо залиты в баки). Для сжигания килограмма топлива в ДВС нужно 2,8 кг кислорода! При этом бензобак по мере работы двигателя делается легче, а батарея массы не меняет.

Принципиальное сходство ДВС и ХИТ подсказывает: нужно использовать забортный кислород в качестве окислителя! И тогда на 5 литрах бензина можно будет проехать не 100, а 300 км, щадя экологию и экономя тьму топлива. И такие ХИТ есть, они называются топливными элементами.

К сожалению, заставить их работать на бензине или солярке не удается, лучше всего подходят водород, спирт, гидразин. Но вот проблема: водород худо-бедно удается заставить работать, используя на аноде дорогущие катализаторы из платиновых металлов, а с прочими топливами и вовсе беда: и энергетика у них похуже, и токсичный гидразин мало чем отличается от гептила…

Остается добавить, что водород в баллонах – не подарок, и мало, и тяжело. Потому-то топливные батареи используют только там, где без них совсем никак: в космосе, в подводных лодках с воздухонезависимой энергетикой. Демонстрационные авто на топливных батареях, конечно, тоже есть, и давно, но их продвижением на рынок пока и не пахнет.

Как же электрохимики выбирают активные материалы при разработке батарей?

Всякий студент-химик, который учится, а не бьет баклуши, уже к третьему курсу может рассчитать полезную работу, которая может быть произведена при прохождении той или иной химической реакции. Опорой при расчетах служит химическая термодинамика. При расчетах становится очевидным (с поправками, интересными лишь для химиков), что самые потенциально эффективные химические элементы находятся в начале Периодической системы, и их немного: анодные материалы – водород, литий, бериллий, бор, углерод, натрий, магний, алюминий; катодные – фтор, кислород, хлор…

Ничего не напоминает?

Правильно, эти же компоненты применяют в ракетах – либо напрямую, либо в составе химических соединений.

Далее начинается колдовство


Водород в паре с забортным кислородом в топливной батарее может дать сумасшедшие 32 кВт-час/кг, вдесятеро больше, чем бензин, но – это только на бумаге. Напряжение на топливной ячейке не превосходит 0,8 В вместо теоретического 1,24 В – и это первая потеря.

Вторая потеря – баллоны, в которых надо возить водород: даже при давлении 300 атмосфер в литровый баллон поместится не больше 26 г водорода. И баллон при этом гораздо тяжелее содержимого. Криогенное хранение водорода тоже не подарок: плотность жидкого водорода почти в 20 раз меньше, чем у воды, а температура кипения всего несколько градусов по Кельвину.

Что там дальше? Литий. Атомная масса семь, относительно доступен, при определенной сноровке с ним можно работать на воздухе. Но при заряде растет на аноде не в виде пленки или порошка, а в виде иголочек-дендритов, и потому сам по себе в аккумуляторах не используется: дендриты прокалывают сепаратор, приводя к короткому замыканию. Он может внедряться в углерод или некоторые другие материалы, чем и пользуются в литийионных батареях.

При этом масса вспомогательных материалов гораздо больше массы лития. Здесь кроется резерв для повышения энергоемкости батарей. Например, если использовать керамические мембраны, можно предотвратить замыкания, работая с металлическим литием – но изготовить такие мембраны невероятно сложно, они хрупки и плохо проводят ионный ток.

Далее – бериллий и бор. Первый – редок и ядовит, и не хочет работать обратимо. Второй – и доступен, и не токсичен, но его применение сталкивается с огромным количеством технических трудностей.

Теперь – о катодных материалах.

Фтор – страшный яд, в нем корродирует всё, кроме серебра и никеля, и продукт реакции (в паре с водородом) тоже не подарок: ядовитая плавиковая кислота. Хлор не многим лучше, хотя и применяется в некоторых батареях. Кислород интереснее прочих, но в баллонах может порадовать разве что на подводных лодках и в космических кораблях. Во всех прочих случаях он должен поступать из воздуха.

И в самом деле, ставшие привычными цинк-воздушные элементы имеют энергоемкость в разы больше, чем цинк-марганцевые. Вот только они не обратимые, аккумулятор на них хоть и возможен в принципе, но на практике реализовать его никому не удавалось.

Каков же итог?


А он таков: реальный выбор электрохимических систем, которые могут использоваться в электромобилях, невелик. Помимо проблемы эффективности активных материалов, есть еще проблемы их хранения, доступности, токсичности и многие другие. Не все эти задачи решаемы хотя бы в принципе.

Разумеется, батареи будут удешевляться, будет расти их удельная энергия и мощность, но нет причин ожидать какого-то фундаментального прорыва. Вряд ли в обозримом будущем появятся батареи с удельной энергией больше 0,3 кВт-час/кг, и десятикратный разрыв с энергоемкостью бензобака сохранится.

А где же выход?

Пока что лучшим решением, вероятно, является использование гибридных автомобилей, в которых относительно небольшая литийионная батарея в паре с ДВС позволит экономить в городском цикле примерно 30 % топлива, пропорционально снижая количество выбросов СО2 и сберегая моторесурс.

И последнее.

В Калинграде планируется построить мощнейшее производство литийионных батарей для электромобилей. И это при том, что завод Лиотех под Новосибирском, детище Роснано, находится в состоянии банкротства, а отечественный автопром уже который год никак не разродится качественной и доступной легковушкой.

Вряд ли стоит ожидать, что новый завод будет работать целиком на отечественных материалах и технологиях: пока что этим не может похвастаться ни одно предприятие, производящее литийионные батареи в России.

Надеяться, что наше небогатое население кинется скупать электромобили, тоже не стоит. Городской электротранспорт тоже вряд ли проглотит планируемые к выпуску объемы батарей. Уж коли глава департамента транспорта Москвы говорит о том, что самый дорогой транспорт – это «Экобусы», то вряд ли они понадобятся в нищих Саратове или Сыктывкаре.

Что это: очередной распил?

P. S.


Недавно пришел запрос от одного предприятия: чем заменить сополимер для производства корпусов для батарей? Санкции-с… Уж коли простого сополимера нет, то о каких литийионных батареях можно вести речь? Там – огромный перечень сложнейшего оборудования, приборов, десятков наименований материалов, в России не производимых. Единственное возможное объяснение – завод, вероятно, строится не под электромобили, а под оборонку. Под те же дроны, например. Всё прочее, на мой взгляд – прикрытие.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 июля 2024 05:54
    Доброе утро! Благодарность за материал hi
    Не химик, но вопрос на стыке ваших авторских химических знаний и некоторых экономических (а может и политических) популярных тем. Вот Китай бодро рапортует, что в скором времени будет производить ЛИ батареи в замкнутом цикле - для производства новых использовать "переработку" старых ЛИ. По примеру работы с ядерным топливом.
    Обсуждение этого обычно ведется в лучшем случае экономистами или вообще политологами, т.е. полнейшими дилетантами в этом вопросе.
    Но штука в том, что если предположить, что китайцы правы и такая переработка технически оправдана, то это одна экономическая модель и расчеты параметров отраслевых одни. А вот если они брешут и это политическая замануха, то расчеты становятся совсем другими. Вокруг темы электромобилей ведется сегодня огромная инвестиционная дискуссия — драйвер эта отрасль или аналог «Общества гигантских растений» в книжке Н.Носова Незнайка на Луне. В последнем случае перед нами огромный проект по санации «лишних» денег, когда отрасль искусственно накачают, потом перераспределят доли на рынке. Заодно вытащат и доп.средства из инвесторов, которые ими могли бы шатать трубу на других рынках. Запасы лития и его добыча имеют куда как более узкие временные параметры, чем углеводороды.
    1. +2
      13 июля 2024 15:16
      В мире перерабатывают более 95% свинцовых аккумуляторов, почти все новые аккумуляторы - из вторичного свинца. Но нужно понимать, что свинцовая батарея очень проста по конструкции, она состоит из свинца на катоде и аноде, окислов и сульфата свинца - там же, электролит - серная кислота и вода, сепараторы либо легко извлекаются и перерабатываются, либо сжигаются, пластиковые корпуса рубят в крошку и перерабатывают в экструдерах. Другое дело - литий-ионные батареи: широчайший ассортимент катодных, а теперь уже и анодных материалов, разносортица электролитов, сепараторов, материалов корпусов - и многие материалы токсичны и/или горючи. Пока в этом не будет унификации, говорить о переработке рано. В свое время мне пришлось столкнуться с проблемой переработки Ni-Cd батарей: никель и кадмий и дорогие, и токсичные материалы. Но до сих пор вторичной переработки в промышленных масштабах так и нет. Думаю всё же, что китайцы решат проблему: мощное государственное регулирование заставит.
      1. +1
        13 июля 2024 19:21
        Цитата: astepanov
        Пока в этом не будет унификации, говорить о переработке рано.

        https://neovolt.ru/blog/1045_pererabotka-li-ion-akkumulyatorov-v-kitae
        Цифры из Китая по переработке аккумуляторов типа LIB:

        • 2018. 50 000 метрических тонн элементов питания.
        • 2019. 70 000 тонн.
        • 2020. 100 000 тонн.
  2. +2
    13 июля 2024 06:37
    Простую планетарную автоматическую коробку для массового сегмента(не членовозы и т.д) в России и СССР не выпускали и не выпустят(недавнее заявление Автоваза https://www.gazeta.ru/auto/news/2024/04/05/22714753.shtml ), а в электромобилях все гораздо проще устроено, считай батарея, электромотор, редуктор. Поэтому в плане электромобилей у России есть хоть какие-то шансы не отставать от лидеров отрасли на десятки лет, так как сама по себе "технология" только недавно выстрелила.
    Веры в традиционный отечественный автопром у меня давно нет, как у любого жителя зауралья после знакомства с дешевыми "прулями".
    1. 0
      13 июля 2024 14:52
      Сменят всех скоро. Чистка не избежна. Как сказал Бу Андерссон - если владелец поставщика Автовазу ездит на Бентли и просит вложить миллиард в его производство для поставки качественных комплектующих то что вы хотите от завода ВАЗ ?! А хвалится забугорным авто - вы ни чуть не лучше тех же руководителей Автоваза. Тут интересная новость попалась - союз автодилеров просит отменить пошлины на китайские авто для конкуренции. Электротранспорт нужен только тем у кого ВСЕГДА известен маршрут и суточный пробег. То есть с учетом климата количество такой техники очень мал. И при покупке авто бу радуется второй владелец и максимум третий. А дальше ком проблем растет в геометрической прогрессии. Нет у нас понимания что авто уже чисто экономически нет смысла покупать когда ремонт будет в разы дороже покупки. Купить электроавто бу за 350.000 руб зная что его тупо потом уже на запчасти пускать придется и металлом не каждый захочет.
    2. +2
      13 июля 2024 15:24
      Цитата: Дмитрий Ригов
      в электромобилях все гораздо проще устроено, считай батарея, электромотор, редуктор.

      Ну да.. Только вы забыли, что батарея безумно сложна по сравнению с бензобаком, что вся она увешана датчиками, что для нее нужен DC-DC-конвертер, система охлаждения (лучше - водяного), что в зимнее время в авто нужен еще и отопитель, который сожрет тьму энергии (кстати, в московских Экобусах стоят печки на жидком топливе)...
      1. +2
        14 июля 2024 00:09
        А еще у меня давно зреет вопрос? Что делать с электромобилем, когда исчерпается ресурс батареи? Ведь стоимость батареи составляет не менее половины стоимости электромобиля...
    3. +2
      13 июля 2024 16:33
      Цитата: Дмитрий Ригов
      Простую планетарную автоматическую коробку для массового сегмента(не членовозы и т.д) в России и СССР не выпускали и не выпустят(недавнее заявление Автоваза https://www.gazeta.ru/auto/news/2024/04/05/22714753.shtml ), а в электромобилях все гораздо проще устроено, считай батарея, электромотор, редуктор. Поэтому в плане электромобилей у России есть хоть какие-то шансы не отставать от лидеров отрасли на десятки лет, так как сама по себе "технология" только недавно выстрелила.
      Веры в традиционный отечественный автопром у меня давно нет, как у любого жителя зауралья после знакомства с дешевыми "прулями".

      Честно говоря у меня веры нет и в производство електромобилей (тем более дешевых). По сути можете не верить, но в какой-то степени автомобил с ДВС с ручной КПП проще сделать чем електромобил. Все таки движок можно поставит даже от старых жигулей и т.д. КПП с ручным переключением тоже. А вот при кажущейся простоте для електромобиля нужно куда больше вещей в принципе не производимых в России. Возмите к примеру т.н. мотор колесо. Думаете ето простая вещь? Да отнюдь. Если в России до недавнего времени даже неодимовых магнитов для моторчиков Мавиков никто не делал (а может и еще не делают). Чего стоит еще к примеру система охлаждения батареи? Если думаете что ето просто... да к етой системе охлаждения еще електронная система управления нужна. К тому же в електромобилей нужна система управления т.н. рекуперации. Да они давно существуют в електровозах на ЖД, но там размеры другие, можно даже на радио лампах сделать laughing да и ею електровозы ползуются не в пример реже чем електромобили. В общем проблем куда больше чем в обычном авто с ДВС. К етому если прибавит и отсуствие производства в России систем ABS, ESP и т.д. !!!! hi
      1. +2
        15 июля 2024 02:49
        но в какой-то степени автомобил с ДВС с ручной КПП проще сделать чем електромобил
        Так где примеры подтверждающие это? Пока кроме Тазов и клонов китайцев на дорогах ничего нет. Разве что иномарки.

        Возмите к примеру т.н. мотор колесо. Думаете ето простая вещь? Да отнюдь.
        Простая. Математика там сложнейшая. А так простая. Обмотка статора и пустотелый ротор.

        Если в России до недавнего времени даже неодимовых магнитов для моторчиков Мавиков никто не делал (а может и еще не делают).
        В асинхронном двигателе простейшая "белечья клетка". То что мы около столетия (придуман асинхронник в царской России) нормально не можем сделать, совершенно другой разговор.

        Чего стоит еще к примеру система охлаждения батареи?
        Не сложнее системы охлаждения РИТЭГ для КА. В тысячу раз проще. Даже проще каналов охлаждения в блоке ДВС. Обыкновенне патрубки с хладогеном между батареями. Никакого высокоточного литья под давлением. Вопрос был решён ещё более десятилетия назад с родстере Тесла.

        К тому же в електромобилей нужна система управления т.н. рекуперации.
        Понижающий трёхфазный трансформатор, выпрямитель и стабилизатор тока заряда. Схема уровня "Электроника для начинающих" журнала Радио. Система электронного зажигания и корректировки фаз газораспределения в тысячу раз сложнее.

        Да они давно существуют в електровозах на ЖД
        Нет там такого. Как вы себе представляете, чтобы локомотив отдавал напругу в контактную сеть? Встречная фаза на тяговую подстанцию?


        можно даже на радио лампах сделать
        Раньше использовались ртутные выпрямители. Медный баллон с 25 кг ртути. Сейчас его заменяет полупроводник размером с офисную кружку.


        К етому если прибавит и отсуствие производства в России систем ABS, ESP
        А они каким боком к типу двигателя? У нас даже падушки безопасности не производят.
    4. +1
      14 июля 2024 00:07
      Технология "выстрелила" более 130 лет назад. Электромобили появились даже раньше, чем авто с ДВС. Всё стреляет и стреляет все эти годы...
      1. 0
        14 июля 2024 10:32
        Видел где то статистику начала автомобилизации : практически 80% приходилось на паровики и электромобили и только 20% на машины с двс. Как верно заметил автор : самое слабое место электромобилей - аккумулятор, и решение этой проблемы очень не простое.
  3. +3
    13 июля 2024 06:44
    Что это: очередной распил?
    Страна , столяров и плотников
    1. +1
      14 июля 2024 00:10
      Масоны тоже были строителями.. . am
  4. +1
    13 июля 2024 07:10
    Вряд ли в обозримом будущем появятся батареи с удельной энергией больше 0,3 кВт-час/кг,

    Уже появились.
    Ученые из Академии наук Китая разработали литиевый аккумулятор с плотностью энергии свыше 700 Вт*ч/кг. Новая конструкция состоит из высокоемкого катода из марганца с высоким содержанием лития и тонкого литий-металлического анода с высокой удельной энергией. После доработки аккумулятор можно будет применять в электрической авиации, которая требует батарей с более высокой плотностью, чем доступные сегодня варианты.

    winked

    Если же в прошлое оглянутся. Рост уверенно шёл верх и не собирается останавливаться.
    1. +2
      13 июля 2024 14:14
      Да ничего не появилось. У нас есть традиция: между технарем и читателем вклинивается журналист и разъясняет бедному читателю суть происходящего. При этом журналист туп и безграмотен, но полагает себя экспертом. Вот такого "эксперта" вы и процитировали. Первое: АН Китая не разрабатывает аккумуляторов, как не разрабатывает их и РАН. Аккумуляторы - забота отраслевых НИИ, а РАН и АН Китая изучают фундаментальные проблемы электрохимии.
      Второе: "Катод из марганца с высоким содержанием лития" - это бессмысленный бред.
      Третье: "После доработки аккумулятор можно будет..." - эта фраза означает, что пока кроме макета ничего нет. И в макете используется твердый электролит - я об этом читал в гораздо более серьезном источнике чем тот, который цитируете вы. И реальная плотность энергии в макете совсем невелика.
      График, который вы привели, тоже нарисован неучем из кулинарного техникума. Если вам интересно - объясню, какие там нелепости.
    2. 0
      13 июля 2024 16:39
      Цитата: BlackMokona
      Вряд ли в обозримом будущем появятся батареи с удельной энергией больше 0,3 кВт-час/кг,

      Ученые из Академии наук Китая разработали литиевый аккумулятор с плотностью энергии свыше 700 Вт*ч/кг. Новая конструкция состоит из высокоемкого катода из марганца с высоким содержанием лития и тонкого литий-металлического анода с высокой удельной энергией. После доработки аккумулятор можно будет применять в электрической авиации, которая требует батарей с более высокой плотностью, чем доступные сегодня варианты.

      Ну даже если разработали ето все равно 0.7 кВт/ч/кг при 2.9 кВт/ч/кг при ДВС разница все равно 4 раза. hi Пока догонят ДВС по плотности енергии, пока запустят в серию пока в електромобили поставят я буду себе ездит на куда более дешевом авто с ДВС и буду проходит в несколько раз большее разстояние на одной заправке (а еще учитывая и на порядок большее время зарядки по сравнению с заправкой...) А что более вероятно даже не доживу до того момента когда догонят ДВС!!!
      1. +1
        13 июля 2024 19:23
        Цитата: nedgen
        Ну даже если разработали ето все равно 0.7 кВт/ч/кг при 2.9 кВт/ч/кг при ДВС разница все равно 4 раза

        Разница в КПД, делает уже равенство по плотности энергии.

        Цитата: nedgen
        я буду себе ездит на куда более дешевом авто с ДВС и буду проходит в несколько раз большее разстояние на одной заправке

        Цикл Карно не обойти и не объехать. ДВС уже давно упёрлись в максимальную эффективность и дальше уже наращивают за счёт ресурса, надежности и цены. От чего уже ругаются как могут люди. winked
        1. +1
          13 июля 2024 20:13
          Цитата: BlackMokona
          Разница в КПД, делает уже равенство по плотности энергии.

          Вы невнимательно читали. 2,9 кВт-час/кг - это энергоэффективность углеводородов уже с учетом всех потерь. Теплота сгорания углеводородного топлива примерно 10 кВт-час/кг.
        2. 0
          14 июля 2024 00:13
          BlackMokona
          От чего уже ругаются как могут люди
          Не знаю ни одного владельца авто, кто ругается. Наоборот, все довольны
        3. +1
          15 июля 2024 02:55
          Посмотрите современную рекламу автомобилей с ДВС. Там только про стильный дизайн, уверенный внешний вид, кучу ненужных наворотов электронного помощника, панарамное остекление, люк и управление через смартфон. Как под копирку с разными прилагательными превосходной степени. Про мощность, разгон до сотни, расход топлива, маскималку нигде. Прогресс закономерно остановился. Упёрся в физику.
  5. 0
    13 июля 2024 07:40
    .Ждать ли прорыва в области батарей для электромобилей

    Ждать. Туда такие гигантские средства вложены и продолжаются вкладываться, что эффект от этого обязательно будет. Качественный.
    Таков механизм развития. Закон перехода количественных изменений в качественные.
    1. +3
      13 июля 2024 08:00
      Вы все-таки при всем оптимизме не забывайте, что эти самые "гигантские средства" при желании и необходимости могут, ну скажем так, "списать". Конечно, как в свое время красочно описывалось у того же Носова в Незнайка на Луне, для этого нужно будет собрать "Большой Бредлам", но проблема в том, что мы не знаем, во-первых, не собирался ли он раньше, во-вторых, даже если не собирался, а соберется, нас об этом в известность не поставят.
    2. +1
      14 июля 2024 00:14
      Stas157
      Не ждать. Физику не обманешь.
      А деньги вбуханы только для того, чтобы получить ещё большие деньги.
      Искусственное надувание рынка. Интересно, когда этот пузырь лопнет?
  6. +1
    13 июля 2024 10:13
    Построить завод под оборонку в Калининграде? (
    Общее восприятие...
    Спасибо! Без "завтра будет всем прекрасно" и "ещё годик и доллар дорухнет". Технически не всё верно, но для уровня среднего читателя очень хорошо.
    Про "нищие" города б убрать. Не потому, что богатые, а потому, что не нравится.
    Но это на Ваше усмотрение.
  7. +2
    13 июля 2024 11:45
    Не совсем корректное сравнение бензобака с бензином и АКБ. Правильнее сравнивать вместе с трансмиссией - с ДВС, коробкой передач, приводами - с одной стороны и с эл. двигателем и приводами - с другой. Разница уже будет меньше.
  8. +1
    13 июля 2024 12:19
    "Ждать ли прорыва в области батарей для электромобилей "

    Имхо ,прорыва можно ждать только в одном случае - если большую часть врунов и "эффективных менеджеров" посадить. (которые вещали, например, что в России изобретен аккумулятор на кремнии с емкостью в 1000% к нынешним).
    Увы, это невозможно.
    1. 0
      13 июля 2024 13:51
      слиИмхо ,прорыва можно ждать только в одном случае - большую часть врунов и "эффективных менеджеров" посадить. (которые вещали, например, что в России изобретен аккумулятор на кремнии с емкостью в 1000% к нынешним).
      Увы, это невозможно.

      - вообще то проблема с АКБ относиться ко ВСЕМ странам мира- а НЕ исключительно к РФ.

      И да- С. П. Королёв в нынешних понятиях был "эффективным менеджером и вруном" перед ВОВ - бюджетные деньги промотал заведомо зная о невозможности исполнения задания - когда его посадили. Слава Богу крепкий оказался- не сломали
      Нам круто повезло- что его не шлепнули....
      1. +1
        13 июля 2024 17:26
        Шаблонно свернули с темы, увы.
        Вместо "прорыва" в реальной области ушли в стаандартное
        "ой-ой-ой, везде так, да везде чуть ли не хуже"

        А про Королева в таком исполнении еще не встречал (были схожие)...
        Чем дальше от времени, тем больше заложенные Лениным и К бомбы под СССР?
        1. 0
          13 июля 2024 19:23
          А про Королева в таком исполнении еще не встречал (были схожие)... - ну так почитайте его дело.
          Взял деньги- потратил не на то вообще
          Взял деньги- результата нет.
          Взял деньги- превысил смету, результата ноль.
          И так несколько эпизодов.
          Политика там чисто с краю- пришив политику было проще на экономику колоть преступников..
          По нынешним временам - был бы обычный типичный расфуговывающий госбюджет "эффективный менеджер" Из Сколково belay lol
          1. +1
            13 июля 2024 21:58
            Признаюсь ,не читал. Но описания схожие, что встречал, хоть и отличаются немного.

            Главное (может быть) - выглядел бы Королев ЛОХОМ сейчас. Ни супер-зарплаты, ни фазенды, ни вип-квартиры в Москве у него и родственников ,ни коллекции автомашин или еще чего, ни позерства на фотокамеру в обвесах военного, летчика или космонавта, ну ничего небыло (вроде, а вдруг было?)

            не тянет на современного "эффективного менеджера"
            1. 0
              13 июля 2024 23:34
              Ни супер-зарплаты, ни фазенды, ни вип-квартиры в Москве у него и родственников ,ни коллекции автомашин или еще чего, ни позерства на фотокамеру в обвесах военного, летчика или космонавта, ну ничего небыло (вроде, а вдруг было?
              Ммм....
              А вы не улавливаете разницу понтов сейчас и в 1930...
              Сейчас человек с Ламборджини - голодранец и нищеброд - по сравнению с человеком с АВТО тогда.
              Потому что тогда машин в Москве было меньше чем сейчас Ламборджини в Москве.
              Вип квартира и дача тогда - когда они у единиц- значительно круче было чем сейчас, когда золотые унитазы и прочие извращения есть даже в Мухоске..
              Зарплата? А зачем она - если всё бесплатно?
              А уж про обвесы лётчиков/военных- глядя на полувоенные френчи lol ответработников 1930.
              Знакомый- старый московский гаишник- рассказывал что когда Влади купила Высоцкому Мерседес оказалось что их - одного цвета и модели в Москве три- у посла ФРГ, Брежнева и Высоцкого.
              С послом понятно- красный номер и флажок, а другим 2 Мерседесам отдавали честь - на всяки случай- обеим.
              Уровень понтов Высоцкого улавливаете в этой ситуации?
              А сейчас у знакомого есть Порш- он жрёт дошик и экономит на детях, но у него есть машина его мечты.
              И какие после этого понты в Порше?
          2. 0
            13 июля 2024 23:29
            Хватит тиражировать эти нелепые выдумки про Королева. Вся его "вина" была в том, что он работал в Реактивном институте- детище Тухачевского. Как и Лангемак, Клейменов, Глушко, Лужин и другие.
            Каждому из них просто сочинили дела на скорую руку.
            Сделал образцы ракет Королев для проведения исследований по управляемым ракетам по официальному заказу- сочинили дело, что не должен был делать. Не сделал бы эти образцы- посадили бы за то, что он их не сделал. Всего-то и разницы.
            Когда следователя по делу Королева спросили в 90-х помнит ли он, как сажал гениального конструктора с мировой славой- он сказал что вообще такого не помнит. :(((
            1. +1
              13 июля 2024 23:59
              Хватит тиражировать эти нелепые выдумки про Королева
              Вы сейчас на СССР плюнули формулой:
              Каждому из них просто сочинили дела на скорую руку.
              Итогом этого "просто сочинили дело" могла бы быть смерть Королева.
              На выбор или можно было нарисовать дело любому легко до вышки либо было за что.

              Когда следователя по делу Королева спросили в 90-х помнит ли он, как сажал гениального конструктора с мировой славой- он сказал что вообще такого не помнит. :((( - а это вообще шедевр. Тоже кочует по гневно обличающим советскую власть статьям с 1990х
              1. +1
                14 июля 2024 00:12
                Вы сейчас на СССР плюнули формулой:

                А вы в Королева плюнули тиражированием этих нелепых выдумок, которые белыми нитками сшивали в его надуманное дело, а он этого не заслужил :((.
                …На мой запрос в управление кадров КГБ пришел ответ с указанием адреса Михаила Николаевича Шестакова — оказывается, жив-здоров. Я немедленно к нему поехал.
                Дверь отворил невысокий крепкий пожилой человек, с живыми карими глазами. На аккуратной голове его темные волосы резко, как словно бы это тонзура какого-нибудь монаха-иезуита, прерывались лысинкой чистого блеска. Михаилу Николаевичу шел 80-й год, но в движениях его не было ни старческой заторможенной немощи, ни мелкой прерывистой суетливости — спокойный, опрятный, сильный еще отставной полковник.
                Познакомились. Со всей возможной деликатностью сообщил я о цели моего визита, упирая главным образом на то, что меня более всего интересует поведение Королева во время допросов. Каким он был: подавленным или, напротив, агрессивным, молчаливым, словоохотливым, оживленным, угрюмым?
                — Какого Королева вы имеете в виду? — спросил в свою очередь Шестаков, глядя мне в глаза честным, прямым взглядом.
                — Сергея Павловича. Из РНИИ. Впоследствии — Главного конструктора ракетно-космической техники...
                — Не помню... Решительно не помню.
                — Но ведь Королев сам называет вас своим следователем в письме к Сталину. Согласитесь, вряд ли, находясь в тюрьме, он рискнул бы писать неправду товарищу Сталину.
                — Удивительно. Здесь какая-то ошибка...

                https://web.archive.org/web/20190525090521/http://nkvd.memo.ru/index.php/Шестаков,_Михаил_Николаевич
                1. +1
                  14 июля 2024 00:32
                  , жив-здоров. Я немедленно к нему поехал.
                  Дверь отворил невысокий крепкий пожилой человек, с живыми карими глазами. На аккуратной голове его темные волосы резко, как словно бы это тонзура какого-нибудь

                  - мы с Вами читали одну и туже статью, только я давно.

                  которые белыми нитками сшивали в его надуманное дело, а он этого не заслужил :((. - уговорили. Королёв был не виноват, дело ему сшили.
                  Проблема то не в этом - проблема в том что без напрягов сшили.
                  А скольких Королевых домучили и расстреляли?
                  А может там был такой суперКоролев и мы от планеты к планете давно б не летали а перемещались...
                  Или АКБ для машин делали бы размером с кулак, а весь мир стоял на паперти и клянчил бы их у нас...
                  1. +1
                    14 июля 2024 08:32
                    Проблема то не в этом - проблема в том что без напрягов сшили.

                    Конечно, никто особо не забился о правдоподобии. Да и нельзя сказать, что без напрягов- Королев добился, что приговор ему отменили, но взамен состряпали новый, такого же уровня правдоподобия.
                    А отрывок это не из статьи, а из книжки. Следователь по делу Королева дожил до 2009 года, было время опровергнуть, если это была неправда.
                    1. +1
                      14 июля 2024 11:05
                      А отрывок это не из статьи, а из книжки. Следователь по делу Королева дожил до 2009 года я читал статью - интерьвью соследователем году в 2010-2011.Возможно потом стало книгой
                      1. +1
                        14 июля 2024 14:31
                        Книга была издана в 1994 году.
                      2. +1
                        14 июля 2024 20:59
                        Книга была издана в 1994 году. пусть будет книга и я читал кусок из неё.
                        Что это меняет принципиально?
                        С учётом гор антисоветчины в те годы- "терзают меня смутные сомнения "(с) в правдивости данной книги....
                      3. +1
                        15 июля 2024 06:59
                        Автор писал о Королеве с 1973 года. Сейчас давно уже известны подробности и первого его приговора, и второго, после отмены первого и их абсурдность. Второй тоже был отменен, если что. Есть и книга его дочери.
    2. -1
      13 июля 2024 16:49
      Цитата: Макс1995
      Имхо ,прорыва можно ждать только в одном случае - если большую часть врунов и "эффективных менеджеров" посадить.

      Если так, то мы все, всем миром, должны этим людям ноги мыть и воду пить. "Прорыв в области батарей" обернется такой мировой войной, какой планета кажется еще не видела. А может видела. Поэтому никаких внятных следов не осталось ни от одной прошлой цивилизации. Да, прорыв в области батарей еще как мог стереть с лица земли все следы всех цивилизаций начисто.
  9. -3
    13 июля 2024 12:35
    Хотите увеличить запас хода, - ставьте на электромобиль коробку передач.
  10. +3
    13 июля 2024 12:52
    Цитата: ln_ln
    Хотите увеличить запас хода, - ставьте на электромобиль коробку передач.

    Полная чушь.
  11. -1
    13 июля 2024 14:32
    Почему то ни кто не пробовал ставить АКПП в паре с электромотором. Можно же уменьшить мощность электромотора сил так до 50. Тяги там и так хватит, а вот потребление электричества упадет да и трогаться будет плавнее без резких пиковых нагрузок. Подвеска ходовой будет такая же как на обычном авто и значит легче и дешевле. Батарейки микро-атомные только помогут. Хотя минимум на жд транспорте и грузовиках типа Белазов. Литий - утопия - временное решение. До сих пор безопасность ни какой. Ни переработать отслужившие и не потушить после возгорания. По сути неконтролируемая ядерная реакция.
    1. +1
      13 июля 2024 15:22
      Одно из преимуществ электротранспорта - это движок в колесе. Никаких трансмиссий, полный привод.
      А вообще, прорыв конечно будет. Главное, не переставать рыть. Вот японцы сколько копали в направлении светодиодов, прежде чем был получен реальный профит .. Синий светодиод долго не давался, зато потом жк-мониторы заполонили весь мир. Так и здесь, кто упрётся рогом и додавит проблему аккумуляторов, тот и будет на коне. Сейчас сетуют на хрупкость керамики, но эта проблема решаема, т.к. хрупкость - понятие, зависящее от геометрических параметров детали и характера прилагаемых к ней механических сил. Задача - чисто инженерная, фундаментальных ограничений не имеет.
    2. +2
      13 июля 2024 16:46
      Цитата: Виктор Чужой
      Почему то ни кто не пробовал ставить АКПП в паре с электромотором

      Это была бы очень странная штука)) Потому что электродвигатель вообще не нуждается в какой либо КПП. Его изготавливают несколько иначе, чем обычный массовый, снабжают соответствующей схемой, и скорость его вращения просто зависит от величины подаваемого тока). Зачем тут какая либо КПП?
    3. +1
      13 июля 2024 23:32
      а вот потребление электричества упадет

      Потребление электричества электромотором зависит от нагрузки в первую очередь. А АКПП- это дополнительные потери КПД.
    4. +3
      14 июля 2024 00:22
      Виктор Чужой
      АКПП на электричках - всё равно, что велосипедные педали на паровозе. На трансмиссии будут дополнительные потери энергии. Да и, как тут кто-то выразился, "водители будут ругаться".
      Главный плюс для водителя электромобиля - чем сильнее жмёшь педаль - тем сильнее разгоняешься. И не надо ничего переключать.
      И водители, поездившие на других электричках, будут удивляться, когда электричка с АКПП будет дергаться и "думать", вместо разгона
  12. 0
    13 июля 2024 16:38
    Электромобили, типа "экологичны", вопрос: энергию их аккумуляторы откуда получать будут? Куча энергии идет с ТЭС ( сжигание того же мазута-угля. Экологично?) Переработка батарей-пока вроде нет такой чистой технологии. Так, что электромобили попытка бежать впереди поезда...
    1. 0
      13 июля 2024 23:45
      Учитывая рост стоимости мазута, проблемы у Газпрома и газификацию думаю будут постепенно переводить подобные ТЭЦ на газ, который вполне экологичен в плане выбросов.
      1. +1
        13 июля 2024 23:56
        Я не спец, но смена "горелки" тоже денег стоит, а она у разных топлив разная-а все ето деньги... и все упирается в деньги, на которые-за которые вырабатывается энергия, а он, Газпром пойдет на это? Или "Квадра"... Кто еще у нас там владеет энергией....
        1. +1
          14 июля 2024 00:31
          Вообще сейчас меняют по мере выработки ресурса у ТЭЦ, т.е. вполне можно вписать в плановые расходы, на самом деле там небольшие суммы, так как доля угля в электрогенерации(имею ввиду суммарно ТЭС/ГЭС/АЭС) всего 13%, а мазутными вообще можно пренебречь. Уголь сейчас в основном на экспорт в Азию гонят, сами сибиряки давно просят газификацию, так как дышать угольной золой не очень полезно.
  13. -3
    13 июля 2024 16:43
    Если при работе ДВС окислитель и топливо смешиваются, и электроны переносятся от топлива к окислителю на молекулярном уровне,
    Это про что? О чем речь? С чего бы это перенос ничтожных количеств электронов от диэлектрика к диэлектрику (бензин и кислород) на что то влияет?! В ДВС электроэнергия получается из механической энергии коленвала, преобразуемой в генераторе)
    Химические элементы в принципе никак не могут использоваться массово. Ни за что. Никогда. По той простейшей причине, что необходимые для их эффективной работы компоненты обязаны обладать высокой химической активностью. Самый безобидный из них кислород, да и то струя чистого кислорода под рабочим для таких устройств давлением мало чем отличается от фтора по разрушительным последствиям.
    Гибридные авто?! Да автор шутит, причем несмешно! Ничего там улучшить нельзя, как они не окупались, так и не будут. Современные способы получения энергии все несовершенны, и никакого рывка в будущее не обеспечивают. Увы, банда мошенников, которых мы по привычке именуем физиками, совершенно не является учеными. А вперед нас может продвинуть только физика. Новая. Настоящая. У нас такой нет.
    1. +2
      13 июля 2024 20:29
      Цитата: михаил3
      Это про что? О чем речь? С чего бы это перенос ничтожных количеств электронов от диэлектрика к диэлектрику (бензин и кислород) на что то влияет?!
      Вы в школе учились? Про окислительно-восстановительные реакции слышали? Почитайте, это очень интересно и поучительно. Одному химическому эквиваленту (для лития это 7 г, для водорода - 1 г, для кислорода - 8 г) соответствует перенос 96500 кулон электрического заряда. Это выяснил еще Майкл Фарадей без малого 200 лет назад.
      В ДВС электроэнергия получается из механической энергии коленвала, преобразуемой в генераторе)
      Даже комментировать эту кашу не хочу.
      Химические элементы в принципе никак не могут использоваться массово.
      Вся современная цивилизация существует благодаря использованию химических элементов.
      Увы, банда мошенников, которых мы по привычке именуем физиками, совершенно не является учеными. А вперед нас может продвинуть только физика. Новая. Настоящая. У нас такой нет.
      Ну, если вы знаете остальную физику так же, как законы Фарадея, то говорить с вами не о чем. А вы ненароком не Гридасов? Был тут такой, примерно так же разглагольствовал о несостоятельности науки и грозился устроить в ней переворот - вот только не знал даже закона Ома.
      1. -1
        14 июля 2024 08:52
        Цитата: astepanov
        Вы в школе учились? Про окислительно-восстановительные реакции слышали?

        Да, слышал там что то) Вопрос только в том, при чем эти слова (не более чем слова) в рассматриваемой теме. Еще при сгорании топлива раздается некоторый шум. Какое это имеет значение в рассматриваемом вопросе?))
        Цитата: astepanov
        Даже комментировать эту кашу не хочу.

        Так как сказать нечего, после странных слов о том, что в процессе получения энергии в ДВС важную роль играет "обмен электронами"(боже, ну и бредятина))
        Цитата: astepanov
        Вся современная цивилизация существует благодаря использованию химических элементов.

        Это не ответ, это попытка уйти от него при помощи троллинга. То есть жалобный слив.
        Цитата: astepanov
        Ну, если вы знаете остальную физику так же, как законы Фарадея, то говорить с вами не о чем.

        Имеется в виду, что сказать нечего, я понимаю. Попытки получить вменяемое количество энергии при помощи прямого преобразования обречены по указанной мною причине. Чем больше мощности на единицу веса химического элемента мы попытаемся получить, тем слабее будет внешняя защита реакции и тем сильнее , то есть химически агрессивнее будут компоненты. Противоречие фундаментальное, обойти его нельзя) Можете припутывать для большей наукообразности что угодно, от законов Фарадея до правила буравчика, троллингом физические противоречия не решаются))
    2. +1
      14 июля 2024 00:24
      михаил3
      Погоны обязывают! Создайте новую физику!
      ...И будет Вам щасте laughing
      1. 0
        14 июля 2024 08:54
        Цитата: futurohunter
        михаил3
        Погоны обязывают! Создайте новую физику!
        ...И будет Вам щасте laughing

        С чего бы мне париться? Я помру гораздо раньше, чем современную цивилизацию накроет глобальный дефицит энергии.
        1. 0
          14 июля 2024 18:53
          михаил3
          Как до дела дошло, сразу в кусты? Зачем тогда предлагали?
  14. +1
    13 июля 2024 23:53
    Мне кажется, что тема электромобилей возникает примерно раз в 30-40 лет. Вспомните, предыдущий пик популярности электромобилей.
    Сейчас их упорно раскручивают потому, что рынок авто с ДВС насыщен. Люди банально не хотят каждые 2 года покупать новые машины. Более того, растёт вторичный рынок. Люди в мире как-то не богатеют, исключая небольшую прослойку богатых людей.
    А тут по схеме айфона внедряются айфоны на колесах. Для них требуется много аккумуляторов, моторы, электроника, а ещё инфраструктура. "Электрички" втюхиваются людям всеми правдами и неправдами. Идут уже разговоры о запрете авто с ДВС. Так что видим классический (нае)-бизнес, и ничего более. По большому счету на дорогах не нужны не электромобили, не электробусы. У обычных авто далеко не исчерпаны резервы развития. Даже пресловутая экология - самые грязный паровоз нервно курит в сторонке, глядя на убийство природы электромобилями.
    Место "электричек" - вовсе не на дорогах. Это машины для шахт, больниц, внутризаводские. Внутри торговых центров Дубая ездят электротакси. Да даже детские электромобильчики.
    У электромобиля в его нынешнем воплощении есть непреодолимые и нерешаемые ограничения. А вот у ДВС, повторюсь, огромные резервы. Хотя бы то же, газовое топливо. Оптимизация процесса сгорания, новые варианты ДВС - тот же Ванкель можно было бы возродить. Упомятые в статье гибриды - очень хороший и перспективный вариант, где недостатки электро компенсируются преимуществами ДВС и наоборот.
    Так что финал вполне предсказуем. Лет 5 пошумят, и уйдут электрички в свои ниши, где они себя уютно чувствуют. Но при этом всё таки они оставят хороший след в виде ходовых электромоторов для разных целей, электроники и более дешевых аккумуляторов.
  15. +1
    14 июля 2024 00:05
    Кстати, нынешние электромобили - вообще пример конструкторской тупости. Та же Тесла, в сущности, ничем не отличается от электромобиля 1890 года. На обоих стоят химические аккумуляторы и электродинамические моторы. За более, чем 130 лет почему-то не предложили никаких других решений...
    Хотя, например, в СССР велись эксперименты с пьезоэлектромоторами и электростатическими двигателями. Почему никто не попытался использовать в ДВС МГД-эффект? Почему газовые турбины нашли применение только в авиации? А ДВС только поршневые? Вопросов очень много
    1. 0
      14 июля 2024 08:58
      Цитата: futurohunter
      Кстати, нынешние электромобили - вообще пример конструкторской тупости.

      Верно) Но имеется огромное преимущество - электромобиль потрясающе легко сконструировать и собрать. После чего, имея Продукт, маркетологи перемешивают уполовником мозги нестойких потребителей, и впаривают, используя свои наработки по этому самому перемешиванию.
      В общем люди делятся на тех, кому удалось усвоить школьное образование, и тех, кто верует в рекламные трюки, каждый раз попадаясь на них как на святую истину)
      1. +1
        14 июля 2024 18:54
        Полностью согласен)))
  16. Комментарий был удален.