Семейные дела в Древней Иудее: история одного библейского самозванца

7 088 14
Семейные дела в Древней Иудее: история одного библейского самозванца


Ребенок Ирода вернулся


«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.»

Избиение младенцев в Вифлееме — один из самых известных и ужасающих эпизодов, связанных с рождением Иисуса, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18).



Однако ни одно другое каноническое Евангелие не упоминает об этом событии. Лишь в III веке оно появляется в Протоевангелии Иакова — апокрифическом тексте, повествующем о детстве Иисуса. Такие тексты, часто яркие и эмоциональные, создавались для восполнения пробелов в знаниях о ранних годах жизни Иисуса, отсутствующих в основных христианских источниках. Историк Иосиф Флавий, поначалу симпатизировавший Ироду, но со временем ставший его критиком, также не упоминает об этом событии в своей «Иудейской войне».


«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)

Позднеримский автор Макробий упоминает об избиении детей в Сирии-Палестине. Хотя его текст не отличается точностью, в нём есть интересный момент:

«Когда Август узнал, что среди убитых Иродом младенцев в Сирии был его собственный [Ирода] сын, он сказал, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном.»

Эта фраза, возможно, отсылает к ужасному событию, которое запомнилось современникам Ирода. В действительности Ирод казнил троих своих сыновей (Александра, Аристобула и Антипатра) и многих их родственников. Казнь Александра и Аристобула породила легенду о «выжившем» сыне, жаждущем справедливости.

I век до нашей эры. Прикованный к скамье римской галеры, человек изнемогает под ударами плети, пока барабан отбивает ритм гребли. У него больше нет имени, его называют просто Иудеем. Шрам на его левом плече, полученный ещё в детстве при падении с лошади, горит огнём при каждом движении. Когда-то он был Александром, сыном Ирода Великого, чудом спасшимся от убийц, посланных его уничтожить. По крайней мере, так он утверждает, и именно это в конечном итоге привело его на скамью гребца.

Коварная Саломея


В 40 году до н.э., после долгих политических интриг и кровопролитных войн, римский сенат единогласно провозгласил Ирода царём Иудеи. Это было необычным решением для Рима — посадить на трон подконтрольной территории человека не царского рода. Однако Ирод пользовался поддержкой влиятельных Антония и Октавиана.

Несмотря на покровительство могущественных союзников, Ирод смог занять трон только в 37 году до н. э. Ему потребовалось три года и множество интриг, чтобы укрепить свою власть. Сначала он отверг свою первую жену, Дорис из Иерусалима, от которой у него был наследник Антипатр. Его целью было жениться на Мариамне из знатного рода Хасмонеев, чтобы укрепить своё положение среди местной знати.

Вторая жена родила ему двух сыновей — Аристобула и Александра, которых отправили на воспитание в Рим, где они были одновременно почётными гостями и заложниками.

С самого начала правления Ирода в Иерусалиме плелись заговоры и заключались шаткие союзы, а сам Ирод без малейших колебаний казнил неугодных, в том числе и членов своей новой семьи. Одной из его жертв стал юный Ионафан, брат Мариамны, которого наёмники Ирода утопили в озере.

Как ни парадоксально, Ирод безумно любил свою вторую жену и отдалился от Антипатра, сына Дорис, отдавая предпочтение сыновьям Мариамны — Александру и Аристобулу. Однако Мариамна из рода Хасмонеев, напротив, ненавидела своего жестокого мужа, убийцу её брата Ионафана.

Сестра Ирода, Саломея, была женщиной редкой жестокости и хитрости. Она умело плела интриги при дворе и быстро поняла, что Мариамна и её сыновья — препятствие на пути к её собственной власти. Саломея начала настраивать Ирода против жены, рассказывая ему ложь о её мнимых изменах и заговорах.

Иосиф Флавий, черпавший информацию, в том числе, из трудов Николая Дамасского, наставника, секретаря и друга Ирода, оставил ценные сведения о жизни царя и его окружения. Стремясь к безграничной власти, Саломея нацелилась на Мариамну. Она пыталась очернить царицу в глазах Ирода, обвиняя её в измене. Но Ирод был без памяти влюблён в жену, и козни Саломеи не принесли никакого результата. Тогда она пустила слух, будто Мариамна заказала свой портрет, чтобы отправить его в дар кому-то из влиятельных римлян. Это вызвало не только ревность Ирода, но и гнев, ведь в иудаизме изображения были запрещены. Однако царь, в конце концов, простил жену.

Но Саломея не сдавалась. Она сумела убедить брата, что против него готовится заговор, в котором Мариамне была отведена ключевая роль – отравить Ирода. На этот раз козни Саломеи достигли цели. В ярости Ирод приказал казнить Мариамну в 28 году до н. э. До конца своих дней он мучился раскаянием, несмотря на череду новых браков.

Однако Саломея недолго праздновала победу. Сыновья Мариамны, Александр и Аристобул, вернулись из Рима и заняли своё место при дворе в Иерусалиме.

Борьба братьев


После казни Мариамны, как пишет Иосиф Флавий, Дорис вновь вошла в милость к Ироду и воспользовалась этим, чтобы возвысить своего сына Антипатра, которому было разрешено вернуться ко двору после долгого изгнания. Антипатр быстро примкнул к Саломее, одержимой идеей избавиться от Александра и Аристобула. При этом тот же Аристобул приходился Саломее зятем, так как был женат на её дочери Беренике. Александр женился на девушке из знатного рода по имени Глафира, которая с презрением относилась к другим женщинам из семьи Ирода, включая Саломею.

Амбициозный Антипатр тоже в полной мере не доверял тётушке и вёл самостоятельную игру – он стремился устранить сводных братьев, по возможности не прибегая к помощи Саломеи, чтобы ни в чём от неё не зависеть. Он следил за ними и даже подсылал провокаторов, чтобы подтолкнуть их к мятежу против Ирода.

Когда эти попытки провалились, Антипатр организовал заговор. Он подстроил так, чтобы несколько евнухов Ирода, приближённых к Александру, выведали у него планы относительно престола. Саломея воспользовалась этим, чтобы запугать Ирода, раздув из мухи слона и представив дело так, будто готовится переворот. Она потребовала казни Александра и Аристобула.

Понимая, что в одиночку он весь этот семейный бардак разгрести уже не может, Ирод решил посоветоваться со «старшим партнёром» – Цезарем Августом. Получив его молчаливое согласие, он в 6 году до н. э. приказал казнить Александра и Аристобула в Самарии, где они находились под стражей. Антипатр и Саломея торжествовали победу, полагая, что избавились от сыновей Мариамны.

Антипатр мечтал стать наследником Ирода. Но по иронии судьбы, Ирод приказал казнить и его – всего за несколько дней до собственной смерти в 4 году до нашей эры.

Согласно завещанию Ирода, его царство было разделено между тремя его сыновьями: Архелаем, Антипой и Филиппом. Саломея же получила несколько городов. Римский император Август позже внёс некоторые коррективы в раздел царства.

Гребец


После смерти Ирода Великого титул царя, с согласия Рима, перешёл к его старшему из оставшихся в живых сыновей – Ироду Архелаю. Он был сыном Ирода от его четвёртого брака с Мальфакой из Самарии. Всего у Ирода Великого было десять жён, некоторые из которых были казнены по его же приказу.


Владения Ирода Архелая (светло-зелёные)

Новый правитель, стремясь укрепить свою власть, женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Этот брак вызвал волну критики, так как Глафира приходилась Архелаю близкой родственницей. Вскоре после этого Глафира умерла.

Ирод Архелай, к несчастью для народа, унаследовал жестокость своего отца. Он быстро навлёк на себя ненависть как знати, так и простого люда. На фоне этого недовольства в городе Сидон начало разворачиваться удивительное действо.

Молодой еврей, близкий друг римского вольноотпущенника, объявил, что Александр и Аристобул – сыновья Ирода Великого, казнь которых считалась всеми свершившимся фактом, – на самом деле живы. По его словам, палачи, сжалившись над юношами, подменили их другими людьми и позволили им бежать. Этот молодой человек утверждал, что он и есть Александр, чудом спасшийся от смерти. У него был свидетель – человек, который знал его много лет и, поверив его истории, решил помочь восстановить справедливость. Но свергнуть Ирода Архелая и вернуть себе трон было невозможно без поддержки Рима. И Александр со своим верным другом отправились в далёкий путь.

Получив поддержку (и щедрые пожертвования) от еврейской общины Сидона, они отправились в Рим – центр мира. По пути они сделали остановку на Крите, где Александр раскрыл свою историю местной еврейской общине. Он рассказал о своём прошлом, умолчав о некоторых деталях, и упомянул, что его брат Аристобул тоже жив и скоро к ним присоединится. Критяне, тронутые рассказом Александра, оказали им значительную помощь.

В Путеолах (современный Поццуоли) Александра ждал тёплый приём. Весть о его появлении достигла Рима, и многие евреи вышли встречать его. Слухи о воскрешении сына Ирода дошли до императора Августа, который решил лично во всём разобраться.

Август, зная жестокий нрав Ирода, не мог поверить, что тот мог оставить своих сыновей в живых. Он устроил Александру аудиенцию.

Во время встречи император расспрашивал Александра о его жизни в изгнании, о его планах на будущее. В какой-то момент Август поинтересовался, где находится Аристобул. Александр, не моргнув глазом, ответил, что брат остался на Кипре из соображений безопасности: если бы они оба погибли во время шторма, то некому было бы продолжить дело их отца.

Август, всё ещё сомневаясь, прибегнул к хитрости. Он пообещал Александру помилование, если тот признается в обмане. Самоуверенный юноша, до этого момента умело игравший свою роль, попался в ловушку. Он признался, что он не Александр, а самозванец. За свою дерзость лже-Александр был отправлен на галеры, где ему предстояло провести остаток своих дней. Его сообщник, вдохновитель этой авантюры, был казнён.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 июля 2024 07:50
    Однако ни одно другое каноническое Евангелие не упоминает об этом событии.

    Это вообще ни о чем не говорит. Событий, упоминающихся в одном Евангелии и не упоминающихся в других десятки.
    Существует такая богословская наука - евангельская гармония, имеющая целью согласование содержания четырех канонических Евангелий.
    Первую систему ссылок между параллельными местами четырёх Евангелий разработал еще IV веке Евсевий Кесарийский (Каноны Евсевия).
    1. +1
      17 июля 2024 11:36
      Цитата: Frettaskyrandi
      Это вообще ни о чем не говорит.

      Ну как бы и наличие тоже ни о чем не говорит.
      Написали чототама через 300 лет после события.
      В века когда о археологии и не подозревали.
      1. -1
        17 июля 2024 11:57
        А кто такой "чототама"?
    2. 0
      18 июля 2024 12:23
      -Это вообще ни о чем не говорит. Событий, упоминающихся в одном Евангелии и не упоминающихся в других десятки.
      Достаточно было послать пару тройку "агентов",что бы выявить младенца,о котором знали все соседи.
      И почему Израиль,который неоднократно поднимался против Рима до и после описываемых событий не поднялся против всеми ненавидимой марионетки?
      Да и хозяева не позволили/не простили бы такие деяния своему ставленнику.
  2. +2
    17 июля 2024 08:18
    Очень интересно изложено, спасибо Автору.
  3. +3
    17 июля 2024 09:31
    Август, всё ещё сомневаясь, прибегнул к хитрости. Он пообещал Александру помилование, если тот признается в обмане. Самоуверенный юноша, до этого момента умело игравший свою роль, попался в ловушку. Он признался, что он не Александр, а самозванец.
    Очень странное объяснение: что ему давало даже помилование? Да ничего , кроме жалкой жизни незнамо где и кем.. Лучше и не начинать...

    Авантрюра то замышлялась с прицелом на наследия царя Ирода-это совсем другой уровень..

    Так что в добровльное признание не верится....
    1. 0
      17 июля 2024 11:39
      Цитата: Ольгович
      Так что в добровльное признание не верится....

      Ну как сказать.
      Если он пошел на это не имея за спиной силы уровня поздне средневекового герцога(тогдашний аналог допустим) - то он тупой был(если это вообще не байка и он существовал).
      1. +1
        17 июля 2024 14:05
        Цитата: Hitriy Zhuk

        Если он пошел на это не имея за спиной силы уровня поздне средневекового герцога(тогдашний аналог допустим) - то он тупой был

        Мог просто рассчитывать на то, что им воспользуются в Риме, как инструментом/поводом для смены правителя в Иудее. М.б. Август и хотел им воспользоваться, но хотел проверить, насколько качественно он подготовился.
        А м.б. тупо работал по схеме "сына лейтенанта Шмидта" , но не учёл, что в Риме к нему проявят интерес на "самом верху".
        1. 0
          17 июля 2024 14:54
          Цитата: cpls22
          Мог просто рассчитывать на то, что им воспользуются в Риме, как инструментом/поводом для смены правителя в Иудее. М.б. Август и хотел им воспользоваться, но хотел проверить, насколько качественно он подготовился.

          Мог, вполне вероятно, и тогда там уже сдавать назад было поздно(и тупо).
          Вся эта опупея из разряда "слабоумие и отвага". laughing

          [/quote][quote=cpls22]А м.б. тупо работал по схеме "сына лейтенанта Шмидта" , но не учёл, что в Риме к нему проявят интерес на "самом верху".

          Тоже возможно.
  4. +2
    17 июля 2024 12:43
    Поздняя Античность.
    Преступника отправляют на галеру, причем приковывают к веслу.
    На галеру. Преступника. Приковывая к веслу.
    А почему сразу не в штрафбат, и - одну винтовку на троих, а сзади заградотряд НКВД с "Максимами"?
    До появления галер в Средиземноморье от описанных в материале событий - тысячелетие, до появления традиции приковывать рабов и пленных к веслам - почти в полтора раза дольше.
    Античные дромоны на веслах практически не ходили, это каботажные суда, группа гребцов там всегда была из вольнонаемных работников. Так было дешевле.
    Преступник на весле в военном флоте в поздней античности - тем более абсурд.
  5. +2
    17 июля 2024 13:00
    Ирод приказал казнить и его – всего за несколько дней до собственной смерти в 4 году до нашей эры.
    Оригинально. Или Иисус на 4 года старше, или Ирод никак не мог наехать на Иисуса в связи со смертью.
    По его словам, палачи, сжалившись над юношами, подменили их другими людьми и позволили им бежать.
    Ну да, палачи - добрейшей души люди. Настолько добрые, что казнили других людей, ага.
  6. +1
    17 июля 2024 14:42
    I век до нашей эры. Прикованный к скамье римской галеры, человек изнемогает под ударами плети, пока барабан отбивает ритм гребли.

    Красивое предложение, но крайне недостоверное.
    Римляне избегали использовать рабов на «галерах». Если под галерой стоит понимать «любой военный корабль с гребным вооружением». Более вероятно - это могла быть бирема, трирема или либурна. Кроме того римляне вслед за греками и карфагенцами для синхронизации гребли использовали флейту, а не барабан.
    Ну где-то так.
  7. 0
    17 июля 2024 22:22
    Цитата: bk0010
    Ирод приказал казнить и его – всего за несколько дней до собственной смерти в 4 году до нашей эры.
    Оригинально. Или Иисус на 4 года старше


    Так это ещё Ньютон с Кеплером начали ставить под сомнение расчёты Дионисия Малого. А официально ошибку признал Бенедикт 16й.
    Так что по факту сейчас 2028 год, а то и 2030.
  8. 0
    19 июля 2024 18:14
    Десять жён, некоторые из которых были казнены...
    Куда там Генриху VIII,с его Анной Болейн и шестью женами... laughing