«Российский двигатель РД-33 не альтернатива»: индийские самолеты Tejas не могут получить американские силовые установки

33
«Российский двигатель РД-33 не альтернатива»: индийские самолеты Tejas не могут получить американские силовые установки

Американский производитель GE Aerospace признал задержки с передачей двигателей F404, которыми оборудуются индийские легкие боевые самолеты Tejas Mk-1A. Компания объясняет этой сбой, длящийся уже 9 месяцев, проблемами в цепочке поставок, ставшими хроническими для аэрокосмической отрасли США.

В компании пояснили, что они сотрудничают с HAL, государственным оборонным подрядчиком ВВС Индии, и с контрагентами, чтобы устранить затруднения в производстве силовых установок F404-IN20, без которых срываются поставки новых истребителей Tejas Mk-1А. Всего ВВС заказали 83 самолета с планируемым опционом на еще 97 машин.



Аэрокосмическая отрасль в настоящее время испытывает беспрецедентное давление на свои цепочки поставок

- отметили в GE Aerospace.

На этом фоне ВВС страны предлагают исключить концерн HAL из схемы поставок и перейти к прямому сотрудничеству с американским производителем, который уже как 40 лет имеет работающие в Индии мощности. В настоящее время HAL является всего лишь посредником, не участвует в производстве F404 и не планирует этого делать, хотя изготавливает прочие комплектующие для самолетов.

По всей видимости, командование ВВС, предлагая прямое сотрудничество с GE Aerospace, стремится добиться частичного переноса производства двигателей в Индию. Это даёт возможность вычеркнуть из схемы поставок проблемных американских контрагентов GE Aerospace, срывающих сроки, и потенциально выгодно как Нью-Дели, так и изготовителю силовых установок из США.

Как указывается в издании IDRW, на фоне трудностей с двигателями, в стране снова разгорелась дискуссия об альтернативных вариантах силовой установки, в частности предлагается перейти на российский РД-33.



РД-33 никогда не был серьезным претендентом на участие в программе Tejas. Его история сопровождается проблемами с безопасностью. К ним относятся высокий уровень отказов в первое время после его появления, а также плохие показатели эксплуатационной готовности

- полагают в издании.

Как поясняет автор, РД-33 создавался для двухмоторного МиГ-29А, в связи с чем не предусматривалась работа самолетов на одном двигателе. Именно поэтому он не был востребован при разработке истребителя Tejas.

РД-33 не является подходящей альтернативой, но нужно изучать другие варианты, добиваясь разработки отечественных двигателей, например, в рамках программы Kaveri

- отмечается в издании.

Проект Kaveri стартовал в 1989 году и предусматривал создание силовой установки как раз для самолета Tejas. Однако в ходе испытаний «готового» двигателя в России выяснилось, что он не соответствует расчетным показателям по тяге, особенно форсажной. В 2010-х годах Kaveri предлагали доработать для ударных беспилотников. Однако, несмотря на регулярные денежные вливания, проект продолжает топтаться на месте.

На фоне проблем с американскими двигателями Нью-Дели стал терять потенциальных заказчиков, ранее изъявлявших желание приобрести истребители Tejas.

Отсутствие прогресса на переговорах как с Ботсваной, так и с Нигерией бросает тень на экспортные устремления в отношении Tejas. Большинство переговоров с потенциальными покупателями (с Аргентиной, Малайзией и Египтом) закончились провалом. Многие страны опасаются Tejas, поскольку работы над ним не прекращаются с момента его первого полета в 2001 году

- указывается в издании.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    14 июля 2024 17:24
    Опять индийские песни и пляски. Тяжело сидеть на нескольких стульях.
    1. +17
      14 июля 2024 17:53
      Цитата: Paul Zewike
      Опять индийские песни и пляски. Тяжело сидеть на нескольких стульях.

      А это уже традиция у "индейцев" - получить продукт экстракласса за бесплатно и во всех своих косяках обвинить производителя. Каждый раз - одно и тоже - и с СУ-30МКИ, и с Т-90, и с АК-12.... да со всей номенклатурой fellow
    2. +1
      15 июля 2024 15:41
      Цитата: Paul Zewike
      Опять индийские песни и пляски.

      Это их политический выбор . Для однодвигательных самолётов у нас на базе РД-33 создан РД-93 , на которых летают китайские лёгкие истребители , и пользуются большим спросом . Пакистан ими весьма доволен . Так что двигатель вполне надёжен , соответствует размерностью и тягой для индийского недоразумения . Кроме того , если бы они хотели получить однодвигательный истребитель с высокой тяговооруженностью и достаточными боевыми возможностями , цыгане выбрали бы АЛ-31Ф - такой же , что стоит на Су-30МКИ , заодно унификация . И самолёт бы получился на уровне китайского J-10 и F-16 . Но они 30 лет танцевали какой то странный "проЕкт" . Пусть танцуют , им видимо сам процесс дороже .
  2. +17
    14 июля 2024 17:24
    И рыбку съесть, и два горошка на ложку... Это именно про Индию поговорка, думаю... request
    1. +14
      14 июля 2024 17:45
      Это точно. И от суверенитета вроде не откажутся и сапог белому шефу вылижут. Это как со свадьбой сына миллиардера - много чванства и глубокий поклон западу, судя по гостям.
  3. +8
    14 июля 2024 17:25
    длящийся уже 9 месяцев, проблемами в цепочке поставок, ставшими хроническими для аэрокосмической отрасли США

    Учитывая текущие реалии в международных отношениях и периодические повороты Индии к России и БРИКС можно предположить, что двигатели так и будут висеть в неопределённости для Индии.
    1. +4
      14 июля 2024 18:52
      А на них спрос не маленький.
      Под них и корейцы, и турки свои самолеты проектируют.
  4. +11
    14 июля 2024 17:43
    Индийцы своей хитрожопостью нарвутся на проблемы с американскими комплектующими.
    1. +11
      14 июля 2024 17:52
      Индийцы своей хитрожопостью нарвутся на проблемы с американскими комплектующими.
      Цыгане, одно слово.
  5. +6
    14 июля 2024 17:52
    У индусов помоему половина всей техники мира, такого разношерста помоему ни у кого нет... мы с 3 ОБТ времен СССР просто отдыхаем и по прочему.
    1. -9
      14 июля 2024 18:03
      Ну , три вертолёта одинаковых абсолютно России понадобились по кой хрен ?... Мы ничем не лучше . Ми-24, Ми-28 , Ка-52 .
      1. +2
        14 июля 2024 18:19
        и это тоже наследие СССР.....
        1. +1
          14 июля 2024 21:00
          Да ладно. 2 вертолета в одной тактической нише по-моему уже в 90-е на вооружение приняли.
          1. +1
            14 июля 2024 21:05
            и что? И Ка-50 и Ми-28 взлетели аж в 1982 году, надо было в унитаз спустить как Як-141?
            1. +1
              14 июля 2024 23:39
              А то, что 2 вертолета в одной и той же нише, при этом всего их практически ничего, и при этом один из них существенно уступает и смысла в этом всем не очень много.
      2. +8
        14 июля 2024 18:51
        причем тут старик Ми-24? вы завысили претензию в 1,5 раза ))
        1. -2
          14 июля 2024 22:25
          причем тут старик Ми-24?

          Ми-24ВМ - это старик ? Да он моложе Ми-28 и Ка-52 . Отличная модификация отличной машины . Характеритики лучше , наличие десантной кабины - это огромный плюс , а не минус . Не приходится таскать с собой корову Ми-8 , которая будет подбирать сбитых . На площадку подскока сразу можно техмощу , охрану и рабсилу закинуть с запасным барахлом .Зачем было городить огород , сворачивать производство в Арсеньеве и втюхивать сомнительное непроверенное убожество Ка-52 ? Да и Ми-28 тоже . Ну надо было только вооружение и РЭО подшаманить . В итоге имеем разносортицу машин под один и тот же движок , ничем не отличающихся по ЛТХ . Американцев же не смущает планер F-16 из 70-х годов . Удачный - вот и модифицировали .
      3. +5
        14 июля 2024 19:25
        Цитата: dauria
        Ну , три вертолёта одинаковых абсолютно России понадобились по кой хрен ?.
        Вертолет проектирует КБ. У КБ есть завод, на который оно работает. Этот завод не сможет делать то, что спроектировано другим КБ. Допустим, можно заказать 100 Ми-28 и 100 Ка-52 в год, но 200 Ка-52 в год уже не получится: один завод столько не потянет, а другой завод не сможет делать Ка-52. То же и с танками: Харьков (Т-64), Урал (Т-72) и Ленинград (Т-80).
        1. 0
          14 июля 2024 20:59
          Этот завод не сможет делать то, что спроектировано другим КБ.

          Чего это вдруг не сможет? В ВОВ производство самолетов и танков переносили с завода на завод. В советские годы разные заводы осваивали разную технику. Вот недавно завод в Комсомольском На Амуре освоил производство корветов.

          Нет, заводу наверняка потребуется какое-то переоснащение + возможно передача каких-то сборочных технологий. Ну в самом крайнем случае "родное" КБ может и проект под завод подправить.
          1. +4
            14 июля 2024 21:12
            В ВОВ производство самолетов и танков переносили с завода на завод
            - может вы вспомните моторесурс т-34 и аварийность самолетов тех времен?
          2. +2
            14 июля 2024 21:13
            Цитата: alexmach
            В ВОВ производство самолетов и танков переносили с завода на завод.
            Очень хороший пример. Попробуйте поискать отзывы солдат о Т-34 с разных заводов. В мирное время такую продукцию не приняли бы. (https://topwar.ru/122-t-34-bitva-zavodov.html) С самолетами интереснее: там КБ захватывали чужие заводы, так что технологию изначально делали под завод.
            1. -1
              14 июля 2024 23:43
              Попробуйте поискать отзывы солдат о Т-34 с разных заводов.

              Я вам больше скажу. О Т-34 с одних и тех же заводов, но разных лет выпуска отзывы тоже сильно разнятся.
              там КБ захватывали чужие заводы, так что технологию изначально делали под завод.

              Прям захватывали? С рейдерами как в 90-е? А не постановлением ГКО раздавали задачи на освоение выпуска техники и на размещение КБ на заводе?
              1. +2
                15 июля 2024 09:18
                Цитата: alexmach
                Прям захватывали?
                Прям захватывали
                Цитата: alexmach
                С рейдерами как в 90-е?
                С интригами. Почитайте о Яковлеве, Поликарпове, Лавочкине.
      4. 0
        15 июля 2024 09:17
        Ив чем ми 28 и ка 52 одинаковые? Они разные, и разное применение. Ка 52 пох на ветер, он лучше висит, лучше скороподьевность, лучше маневренность. Катапульты стоят. Ми 28 лучше бронированный, лучше работа из пушки
  6. +4
    14 июля 2024 17:54
    Нашим конструкторам пора создавать то, что требует отечественная авиация, причём, надёжное и качественное, а не растрачивать силы и потенциал на второстепенное.
    Или в России уже нет проблем с импортозамещением в авионике?
    Не нравится индусам российское, - пусть покупают китайское...
  7. +1
    14 июля 2024 18:39
    В видео Нарендра Моди не тот палец показывает.
  8. +2
    14 июля 2024 21:18
    Про невозможность работы одиночного рд-33 ничего не понял.
    1. -1
      14 июля 2024 22:21
      Я тоже обратил на это внимание.
      Индийцы утверждают, что движок, предназначенный для
      двухдвигательного самолета не дает заявленную мощность.
      Типа, " когда работают два движка вместе, характеристики каждого
      менее видны и важны, по-отдельности ".
  9. +1
    15 июля 2024 01:27
    ага,то гиперзвук выцыганивали,теперь двигателя,нечего им давать на халяву
  10. 0
    15 июля 2024 08:45
    Автор сам читает свои статьи? У него же прямо указана причина проблем и способ их решения.
    На этом фоне ВВС страны предлагают исключить концерн HAL из схемы поставок и перейти к прямому сотрудничеству с американским производителем

    HAL- лишнее звено в цепочке, тормозящее весь процесс
  11. 0
    15 июля 2024 14:12
    РД33(93) на поколение старше.
    Но и индусы кадры. Имея Су30МКИ надо было делать по примеру китайцев истребитель с Ал31 и Ал41.
  12. +1
    15 июля 2024 14:20
    РД- 33 стоит на пакистанском истребителе, причем одномоторном. Видимо это является основной причиной его критики.
    1. 2al
      0
      16 июля 2024 11:59
      Да индуи хотят получить истребитель превосходящий стоящих на вооружении ВВС Пакистана и не уступающий J-10C КНР. Но это возможно только в другой размерности нежели Tejas. Что и показал KF-21 из ЮК.