«Видит Бог и судит». Как власть и собственность раскололи Церковь

15 352 84
«Видит Бог и судит». Как власть и собственность раскололи Церковь
«Встреча Готфрида Бульонского с императором Алексеем I Комнином». Художник Александр Эсс


Религиозные споры


Ещё до 1054 года между двумя столицами христианского мира Римом и Константинополем неоднократно происходили споры. Оба религиозных центра христианства проклинали друг друга, отказывались от религиозного общения, длительные периоды находились в расколе. Затем примирялись.



Не все споры были вызваны действиями римских пап, которые в первом тысячелетии новой эры считались законными наследниками Древнего Рима, первоверховного апостола Петра. Константинопольские церковные иерархи не раз впадали в ересь (отклонение от норм, правил господствующей религии). В частности, в монофизитство – признание Иисуса Христа только Богом и непризнание в нём человеческого начала. Автором считается константинопольский архимандрит Евтихий (около 378–454).

Ещё одна ересь – иконоборчество, религиозное движение в Византии в VIII – начале IX века, направленное против почитания икон и других церковных изображений (мозаик, фресок, статуй святых и пр.). Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет. Иконоборцы активно громили религиозные изображения. Император Лев III Исавр в 726 и 730 году запретил почитание религиозных изображений. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и окончательно запрещено в 843 году.


Папа Лев IX (с 1049 по 19 апреля 1054). Именно его легаты провозгласили в Константинополе анафему 1054 года. Правда, к тому времени сам папа уже скончался.

«Наместники Христа»


Тем временем в Риме вызревали свои предпосылки для будущего раскола. В их основе был «папский примат», который ставил римских пап практически на божественный уровень. Римские папы считались прямыми наследниками апостола Петра и не были «первыми среди равных». Они являлись «наместниками Христа» и считали себя главой всей церкви.

Римский престол стремился к безраздельной не только церковно-идеологической, но и политической власти. В частности, в Риме опирались на подложный дарственный акт – Константинов дар (лат. Donatio Constantini или Вено Константиново), изготовленный в VIII или в IX веке. Дар Константина говорил о передаче римским императором Константином Великим (IV в.) верховной власти над Римской империей главе римской церкви Сильвестру. Этот акт служил одним из главных оснований для притязаний римских пап на верховную власть, как в церкви, так и высшую власть в Европе.

В частности, римский престол претендовал на юг Италии, находившийся под церковной юрисдикцией константинопольского патриарха, что послужило толчком к острому конфликту с византийской церковью.

Кроме папизма, непомерной жажды власти, были и религиозные причины. Так, в Риме изменили Символ веры (т. н. вопрос о филиокве). Ещё на IV Вселенском соборе в 451 году в учении о Духе Святом говорилось, что он исходит только от Бога Отца. Римляне же своевольно добавили «и от Сына». Окончательно в Риме приняли эту формулу в 1014 году.

На Востоке это не приняли и обвинили Рим в ереси. Позднее Рим добавит и другие новшества, которые не примет Константинополь: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) римского папы в вопросах веры (продолжение идеи «папского примата») и т. д. Всё это усилит распрю.


Константин I ведёт под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр I – фреска капеллы Сан-Сильвестро в римском монастыре Санти-Куаттро-Коронати. До 1247 года

Фотиева распря


Первый раскол между Западной и Восточной церквями произошёл ещё в 863–867 гг. Это т. н. Фотиева схизма. Конфликт произошёл между римским папой Николаем и константинопольским патриархом Фотием. Формально оба иерарха были равны – возглавляли две Поместные церкви. Однако римский папа пытался распространить свою власть на епархии Балканского полуострова, которые традиционно подчинялись Константинопольской церкви. В итоге обе стороны отлучили друг друга от церкви.

Началось всё как внутренний конфликт константинопольской правящей верхушки и церкви. Шла борьба консерваторов и либералов. В борьбе за власть между императором Михаилом III и его матерью Феодорой патриарх Игнатий, представлявший консерваторов, встал на сторону императрицы и был низложен. На его место избрали учёного Фотия. Его поддерживали либеральные круги.

Сторонники Игнатия объявили Фотия незаконным патриархом и обратились за помощью к римскому папе. Рим использовал ситуацию для укрепления догмата о «папском примате», пытаясь стать верховным арбитром в споре. Папа Николай отказался признавать Фотия патриархом. Фотий же поднял вопрос о ереси римлян (вопрос о филиокве). Обе стороны обменялись проклятиями.

В 867 году византийского басилевса Михаила, который поддерживал Фотия, убили. Трон захватил Василий Македонянин (соправитель Михаила), основатель Македонской династии. Василий низложил Фотия и восстановил на патриаршем престоле Игнатия. Тем самым Василий хотел укрепиться на захваченном престоле: получить поддержку папы и народа, у которого был популярен Игнатий.

Император Василий и патриарх Игнатий в своих письмах к папе признали силу и влияние последнего на дела Восточной церкви. Патриарх даже призвал римских викариев (помощников епископа), чтобы «с ними добре и по надлежащему устроить церковь». Казалось, что это была полная победа Рима над Константинополем. На соборах в Риме и затем в присутствии папских посланцев в Константинополе (869 год) Фотий был низложен и вместе со своими сторонниками предан проклятию.

Однако если в делах византийской церковной жизни Константинополь уступил Риму, то в делах контроля над епархиями дело обстояло иначе. При Михаиле в Болгарии стало доминировать латинское духовенство. При Василии, несмотря на протесты римлян, латинских священников удалили из Болгарии. Болгарский царь Борис снова примкнул к Восточной церкви.

Вскоре царь Василий изменил своё отношение к преданному опале Фотию. Он вернул его из заточения, поселил во дворце и поручил ему образование своих детей. А когда Игнатий скончался, то Фотий снова занял патриарший престол (877– 886). В 879 году в Константинополе был созван собор, который по числу собравшихся иерархов и великолепию обстановки превосходил некоторые Вселенские соборы. Римским легатам пришлось не только согласиться на снятие с Фотия осуждения, выслушать Никео-Константинопольский Символ веры (без прибавленного на Западе филиокве), но и прославить его.

Папа Иоанн VIII, будучи разозлённым постановлениями Константинопольского собора, направил на Восток своего легата, который должен был настоять на уничтожении неугодных Риму постановлений собора и добиться уступок по Болгарии. Император Василий и патриарх Фотий не уступили Риму.

В результате взаимоотношения Византийской империи и Рима стали холодными. Позднее обе стороны постарались примириться и совершили ряд обоюдных уступок.

Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи Ризы Богоматери. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Усиление распрей


В X столетии сохранялось статус-кво, но в целом разрыв становился неизбежным. Византийские императоры добились полного контроля над Восточной церковью. Тем временем снова встал вопрос о контроле над епархиями (то есть о собственности и доходах).

Император Никифор II Фока (963–969) укрепил византийские церковные организации в Южной Италии (Апулия и Калабрия). Туда стало сильно проникать папское и вообще западное влияние – германский государь Оттон получил императорскую римскую корону, плюс давление норманнов. Никифор Фока запретил в Южной Италии латинский обряд и приказал придерживаться греческого. Это стало новым поводом для охлаждения отношений Рима и Константинополя.

Также папа стал называть Никифора императором греков, а титул императора ромеев (римлян), как официально именовались византийские василевсы, перенёс на германского императора Оттона. Римский престол создал свою Западную Римскую империю и претендовал на власть во всей бывшей Римской империи.

Постепенно противоречия нарастали, как идеологические, так и политические. Так, после Никифора Фоки римляне возобновили экспансию в Южной Италии. В середине XI века на папском престоле сидел Лев IX, который был не только религиозным иерархом, но и политиком. Он поддерживал клюнийское движение – его сторонники выступили за реформу монашеской жизни в западной церкви. Центром движения было Клюнийское аббатство в Бургундии.

Реформаторы требовали восстановить павшие нравы и дисциплину, уничтожить укоренившиеся в церкви светские обычаи, запретить продажу церковных должностей, браки священников и пр. Это движение было весьма популярно в Южной Италии, что вызывало недовольство Восточной церкви. Папа Лев планировал утвердиться на юге Италии.


Патриарх Михаил Кируларий (миниатюра из хроники Иоанна Скилицы).

Раскол


Константинопольский патриарх Михаил Кируларий, раздражённый усилением влияния римлян в западных владениях Восточной церкви, закрыл все латинские монастыри и церкви в Византии. В частности, церкви спорили о причащении: латиняне использовали для евхаристии пресный хлеб (опресноки), а греки – квасной.

Между папой Львом и патриархом Михаилом произошел обмен посланиями. Михаил критиковал притязания римских первосвященников на полную власть в христианском мире. Римский папа в своём послании ссылался на Дар Константина. В столицу византийской империи прибыли римские посланники, среди которых был кардинал Гумберт, известный надменным нравом. Римские легаты держали себя гордо и заносчиво, на компромисс не шли. Патриарх Михаил также занял жесткую позицию.

16 июля 1054 года римляне положили на алтарь храма св. Софии отлучительную грамоту. Михаила и его сторонников предали анафеме. Выходя из храма, кардинал отряхнул пыль с ног и произнес: «Видит Бог и судит». За такое оскорбление народ хотел разорвать римлян, но за них заступился император Константин Мономах.

В ответ Михаил Кируларий 20 июля собрал собор и предал проклятию римских легатов и близких им лиц: «Мужи нечестивые и гнусные… люди, извергнутые тьмою (ибо происходят они из западных пределов), в благочестивый сей и богохранимый город явившись… неистовствуя, словно молния, или землетрясение, или изобильный град, или, если выразиться более уместно, лесной дикий вепрь, дерзают посягнуть на правый разум инаковостью догматов».

Стоит отметить, что патриарх Кируларий отличался властолюбием и пытался поставить власть патриарха выше царской. Он заставил императора Константина IX Мономаха согласиться с этим расколом. Кируларий организовал восшествие на трон Михаила VI в 1056 году и помог ему укрепиться у власти. А через год Кируларий во время смуты заставил Михаила уйти с престола и поставил вместо него в 1057 году Исаака I Комнина.

Конфликт между патриархией и василевсом обострялся. Кируларий, уверенный в поддержке общества, сыпал угрозами, выдвигал требования. В результате разногласий Михаил Кируларий был в конце 1058 года смещён императором Исааком I и сослан на остров Имброс. По пути его корабль погиб.

Таким образом, произошёл окончательный раскол Западной и Восточной церкви. Три других восточных патриарха (антиохийский, иерусалимский и александрийский) поддержали Константинополь. Константинопольский патриархат стал независимым от Рима. Византия подтвердила положение самостоятельной от Запада цивилизации.

С другой стороны, Константинополь лишился политической поддержки Рима (в целом Запада). Во время крестовых походов сначала христиане действовали совместно, но затем раскол усилился. Вождь крестоносцев Боэмунд захватил бывший византийский город Антиохию (1098 год), изгнал греческого патриарха и заменил его латинским.

Захватив Иерусалим в 1099 году, крестоносцы также поставили во главе местной Церкви латинского патриарха. Византийский император Алексей, в свою очередь, назначил собственных патриархов обоих городов, но проживали они в Константинополе. Существование параллельных иерархий означало, что восточная и западная церкви фактически пребывали в состоянии раскола.

В 1107 году Боэмунд пошёл походом на Византию в отместку за попытки Алексея отбить Антиохию, он заявил папе, что это вполне оправданно, так как византийцы – раскольники.

В 1204 году крестоносцы взяли и разграбили Константинополь, оккупировали Восточную империю, создав свои государства (Как банды «рыцарей креста» захватили Константинополь; Четвёртый крестовый поход: папство, Византия и Венеция; Первый штурм Константинополя; Как «солдаты Христа» разграбили Второй Рим и создали на его обломках Латинскую империю).

Византия смогла восстановить независимость, но католический Запад не поддержал Константинополь, когда он повергся нападениям тюрков, а затем и пал под давлением турок-османов.

В итоге Великий раскол был вызван борьбой за власть, собственность и доходы. При этом обе стороны прикрывались Христом.

С XIX века событие это стало называться «великим расколом» или по-гречески – схизмой, и оцениваться как окончательное разделение церквей Востока – греческой, и Запада – латинской. Но уже в XX столетии стало очевидно, что событиям 1054 года было придано преувеличенное историческое значение, так как отчуждение церквей началось гораздо раньше, а непризнание друг друга состоялось гораздо позже.


Фердинанд Эжен Делакруа «Взятие Константинополя крестоносцами», 1840
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 июля 2024 06:57
    Цитата: Самсонов Александр

    Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет
    А что здесь не так, если в Библии есть слова: "Не создай себе кумира и изображения того, что на небесах и не служи им и не поклоняйся". Все эти церкви, иконы, золотые одеяния церковнослужителей, фрески и скульптуры, придумали сами попы, чтобы ещё больше придать себе значимости. И чтобы больше пополнялась их копилка. Я бы ещё сюда прибавил влияние ислама, где запрещено изображение людей, а Халифат находился в то время в самой высшей точке и продолжал расширяться
    1. +1
      16 июля 2024 08:18
      Потому что Христос воплотился. Бог стал человеком
    2. +3
      16 июля 2024 09:37
      Цитата: Голландец Михель
      А что здесь не так, если в Библии есть слова: "Не создай себе кумира и изображения того, что на небесах и не служи им и не поклоняйся".

      не манипулируйте, там написано:
      Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им



      Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров — вещественных или воображаемых — служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.

      Писалась эта заповедь во времена идолопоклонства и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, капища и тп.

      Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.
      Иоанн Богослов свидетельствует:
      «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
      Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения —  и есть основание для изображения Иисуса Христа.
      Цитата: Голландец Михель
      Все эти церкви, иконы, золотые одеяния церковнослужителей, фрески и скульптуры, придумали сами попы, чтобы ещё больше придать себе значимости.

      Православие создало Россию и русский народ таким, какой он есть.

      Да, спросите какого-нибудь батюшку-сколько старых коммунисток прибегает, ковыляет к вЦерковь, когда, прижмет и , да....

      Великий раскол был вызван борьбой за власть, собственность и доходы.

      Безусловно, так.
      Но Православие, на мой взгляд, намного человечнее, добрее, благонравнее и благоразумнее, чем латиняне
      1. +2
        16 июля 2024 10:28
        Писалась эта заповедь во времена идолопоклонства
        Можете мне растолковать, в чем разница между идолопоклонством и преклонением перед иконой?
        Да, спросите какого-нибудь батюшку
        Вот этих-то я никогда и ни о чем спрашивать не буду wink
        1. +4
          16 июля 2024 11:11
          Цитата: Голландец Михель
          Можете мне растолковать, в чем разница между идолопоклонством и преклонением перед иконой?

          так вверху предельно ясно написано, куда яснее?
          Цитата: Голландец Михель
          Вот этих-то я никогда и ни о чем спрашивать не буду

          Не зарекайтесь.... hi
        2. +2
          16 июля 2024 12:02
          В сети есть книга Кураева "протестантам о православии". Там есть целая глава, посвящённая этому вопросу.
        3. +3
          16 июля 2024 14:03
          преклонением перед иконой

          Если духовенство разъясняет прихожанам, что иконы лишь образ для немощных в вере и сама по себе икона не является неким святым артефактом без ВЕРЫ человека.
          Однако обыватели фактически обожествляют иконы, целуют и боготворят их, придают иконе самостоятельную от их силы веры "чудотворность", что по сути является идолопоклонничеством что по ветхозаветным законам, что в учении Спасителя. Иисус сам говорил - я пришёл не ОТМЕНИТЬ закон (ветхозаветный), но ИСПОЛНИТЬ его.
          К примеру ковчегу со скрижалями иудеи не поклонялись буквально, он являлся священным в символичности веры, как и сама ЗАВЕСА в храме или в Скинии ДО храма, где он находился, предметом поклонения не являлась.
          Лобзание святых мощей и поклонение им, по сути являющимся останками смертных, смертными же и провозглвщенными "святыми" - и по сути и содержанию Идолопоклонничество.
          Но в вопросах веры нет места спорам, если она нас сформировала как державу пусть лучше люди веруют как они это понимают.
          Тем более само учение православной веры сильно глубже и духовной, чем церковные обряды и внешний фасад для простых обывателей, которые не исследуют учение Христа и нуждаются в сильном упрощении сопричастия к вере. Иконы и мощи и есть часть сильного упрощения учения для потребления обывателей.
      2. +2
        16 июля 2024 20:56
        Отличное объяснение, согласен. Исключая, конечно, последнее утверждение речи, которое решительно априорно. laughing hi
    3. +1
      16 июля 2024 12:44
      Цитата: Голландец Михель
      А что здесь не так, если в Библии есть слова: "Не создай себе кумира и изображения того, что на небесах и не служи им и не поклоняйся".
      Узнавал про этот вопрос. Картинка становится иконой, когда проводят обряд освящения и на нее спускается святой дух. Да и молятся не иконе, а глядя на икону. А вот почему молятся святым, а не богу внятно объяснить не смогли (то, что "они люди, они поймут и попросят бога за меня" довольно мутный вариант, как мне кажется).
      1. +5
        16 июля 2024 13:22
        Да и молятся не иконе, а глядя на икону.

        Всегда вызывают улыбку попытки объяснений церковью предшествующих придумок родом из темных веков.
        1. 0
          16 июля 2024 19:53
          Цитата: Гнусный скептик
          Всегда вызывают улыбку попытки объяснений церковью

          Самый удачный бизнес проект . И власти хорошо , и проповедникам сыто .
          Беспокоит то , что мира нет между конфессиями, и толкует одно и тоже , по разному весь мир . Смотрите какие споры на ветке . hi
      2. +3
        16 июля 2024 15:18
        Картинка становится иконой, когда проводят обряд освящения и на нее спускается святой дух
        А где в святом Писании можно прочитать о том, что после освящения иконы на нее спускается святой дух?
        1. 0
          16 июля 2024 17:53
          Цитата: Голландец Михель
          А где в святом Писании можно прочитать о том, что после освящения иконы на нее спускается святой дух?
          Думаю, что ответ вам лучше поискать в тех. процессе на производство икон.
          1. 0
            17 июля 2024 09:11
            В том же тех.процессе можно найти параметры и методы контроля сошествия святого духа на икону.
            1. 0
              14 сентября 2024 20:49
              пока никто этот самый дух не предъявил для вскрытия и изучения. Как и Микки-мауса, как и Челмедведасвина
    4. -2
      16 июля 2024 16:55
      Миша,вам как голандцу, краще для вашего глаза порнография
      1. +1
        16 июля 2024 18:24
        Миша,вам как голандцу, краще для вашего глаза порнография
        Мне, как русскому, больше краше запотевшая бутылка водки на столе и тарелка дымящегося борща
        1. 0
          16 июля 2024 18:36
          Ну так и зачем пишете то,в чем не разбираетесь? Пишите лучше про летучих голандцах
          1. +1
            16 июля 2024 18:37
            Пишите лучше про летучих голандцах
            А вы лучше пишите про так понравившуюся и соответствующую вашему "интеллекту" голландскую порнографию
            1. -3
              16 июля 2024 18:40
              Это вы пишите и оскорбляете чувства наших православнвх братьев,я же ваших голандских братьев ни капли не оскорбляю.
              1. 0
                16 июля 2024 18:42
                Это вы пишите и оскорбляете
                А по-моему, вы и сами осеорбляться рады. Я тут ни при чем
                1. -3
                  16 июля 2024 18:45
                  Я и пишу,зачем ты пишешь тут про наших русских православных братьев что типа они идолопоклонники? Тебе в голандии виднее?
                2. -4
                  16 июля 2024 18:51
                  Напиши свой ник как толстовец или навальнист лучше,тогда понятнее будет.
                  А то голандец,емае
                  1. 0
                    17 июля 2024 05:04
                    А то голандец,емае
                    Тебе, durachky, бабушка сказки в детстве разве не читала?
                    1. -1
                      17 июля 2024 05:06
                      Так ты ещё в сказках обитаешь,ну совсём пацаньё
                      1. -1
                        17 июля 2024 05:08
                        Так ты ещё в сказках обитаешь,ну совсём пацаньё
                        Я тебя, durachkа, отправляю туда, куда обычно отправляют на Руси таких как ты. Это очень далеко. Догадался куда?
                3. 0
                  16 июля 2024 21:14
                  Очень даже причем.

                  Тарелка борща с водкой вам ближе, чем Православная Вера и духовность.

                  Я знаю немало таких, как вы, которые говорят про Веру, как про бизнес, важно осуждают сребролюбивых и грешных, в общем - просто напросто фарисействуют.

                  Да простит вас и да вразумит вас Господь Бог !
                  1. 0
                    17 июля 2024 05:06
                    Тарелка борща с водкой вам ближе, чем Православная Вера и духовность
                    Вы только не сравнивайте Духовность и Веру с алчными попами. Это лишнее
        2. -5
          16 июля 2024 19:04
          Вы просто банальный проукраинец и всё. И раскол в русской православной церкви позитируете как свою удачу
    5. +3
      16 июля 2024 19:23
      "Есть много вер, и все несхожи,
      Что значит — ересь, грех, ислам?
      Любовь к Тебе я выбрал, Боже!
      Все прочее — ничтожный хлам"
      (Омар Хайям ).
    6. 0
      15 сентября 2024 06:31
      А что здесь не так, если в Библии есть слова: "Не создай себе кумира и изображения того, что на небесах и не служи им и не поклоняйся". Все эти церкви, иконы, золотые одеяния церковнослужителей, фрески и скульптуры, придумали сами попы

      В Библии также есть слова: "И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив."
      Тут надо сказать, что до нас дошла только самая поздняя версия иудаизма, которая сильно отличалась от предыдущих. В том же Ветхом завете сказано, что царь Езакия "разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан."
      Если вспомнить что Езекия правил в 715 - 686 годах до н. э., то получается что не менее 500 лет евреи поклонялись этому Змею. Поклонения статуям Астарты (Иштар), Баала, и т. д. библейские дееписатели называют "мерзостями", которые евреи заимствовали от коренных палестинцев (хотя по той же Библии все коренные народы были истреблены). Но Змея, созданного самим Моисеем по прямому приказу Господа, уже не спишешь ни на какое заимствование.
  2. +4
    16 июля 2024 07:13
    Борьба за власть и богатства с другой стороны. Это и было и будет и никуда от этого не деться
  3. +8
    16 июля 2024 07:26
    Статью тяжеловато читать,мысли путаются,откровенно говоря.
  4. +3
    16 июля 2024 07:57
    вот что филки проклятущие делают даже уверовавших в Творца разделили и каждый гешефтмахер хочет возглавить окормляемых я в восторге от того что Рождества Христова два))) я кстати верю но если человек вдумчиво прочитает Библию церковь ему не нужна хоть католическая хоть ортодоксальная да любая в принципе Иисус говорил что Храм из плоти и ребер а не из лексуса и охраны
    1. +2
      16 июля 2024 08:24
      Цитата: Mazunga
      разделили и каждый гешефтмахер хочет возглавить окормляемых

      Латинский Запад и Православный мир чужды друг другу,и казалось бы всего лишь вероучительные факторы и расхождения в понимании некоторых обычаев и обрядов привели к разногласиям,но как итог - вселенский раскол,который только усиливался.
      Между Западом и Востоком - пропасть.
      1. +1
        16 июля 2024 09:55
        У французского сатирика:Лео Такселя, есть прикольный фельетон об этом расколе
        1. +2
          16 июля 2024 10:04
          Цитата: lisikat2
          У французского сатирика:Лео Такселя

          Редкостный был пройдоха и провокатор,его "фельетоны" издавались миллионными тиражами,мозги промывали,что католикам,что православным.
          1. +2
            16 июля 2024 10:35
            Что пройдоха это верно. Его папа Римский проклял, а он прикинулся "овечкой" и попросил , что бы сельский священник грехи отпустил в письменном виде. Кюре, ничего не знал и и написал. Таксель, это отпущение послал в Ватикан .
            Мне,жаль того кюре . Папа Римский, мог кюре"схватить "
      2. 0
        14 сентября 2024 20:55
        и югом еще. Персонажи, подкладывающие своих жен под любого ради малейшей выгоды, торгующие детьми, женящиеся на сестрах, убивающие детей ради выдуманных друзей не только чужды, но и отвратительны
    2. +5
      16 июля 2024 12:53
      Цитата: Mazunga
      вот что филки проклятущие делают даже уверовавших в Творца разделили
      Мухаммед, глядя на это, запретил со своим толкованием лезть к другим мусульманам, так все равно разделились. Причем, примерно так же, как и христиане: сунниты с шиитами похожи на католиков и православных, ваххабиты - протестанты и т.д.
  5. +6
    16 июля 2024 08:01
    В этих церквях мало что осталось от учения Христа. Бог есть Любовь, а не страх перед наказанием. Бизнес...ничего личного
    1. +5
      16 июля 2024 08:14
      В этих церквях мало что осталось от учения Христа

      На мой взгляд церкви вообще не нужны, а равно как и те, кто в них служит. Бог должен быть в душе...
      1. +4
        16 июля 2024 08:20
        На мой взгляд церкви вообще не нужны

        Так о них и ничего нет в учении Христа. Даже слово церковь произошло от греческого слова круг. Ученики Христа собирались вокруг костра. вот и весь храм
        1. +3
          16 июля 2024 08:24
          Так о них и ничего нет в учении Христа

          Я это и мею а виду...
      2. +5
        16 июля 2024 08:46
        Абсолютно верно. В Новом Завете Спаситель говорит: "Не стройте мне Храмов земных, а возводите мне Храмы небесные...."
        1. +2
          16 июля 2024 16:33
          Простите, это в чьем переводе такой текст про храмы земные и небесные? Можете сослаться на книгу, главу и стих? Я сам ненавижу, когда здесь начинают через губу отдельные "источник в студию" и прочее, но я читал это все несколько раз и таких слов там нет!
          1. 0
            16 июля 2024 17:02
            Цитата: Галеон
            Простите, это в чьем переводе такой текст про храмы земные и небесные?

            Это из Нового Завета, кажется, Нагорная проповедь, стих не помню...
      3. -3
        16 июля 2024 19:59
        Цитата: Luminman
        Бог должен быть в душе...

        good
        Цитата: Luminman
        На мой взгляд церкви вообще не нужны

        Посредники везде , это зло . А навязывать свое мнение другим , прикрываясь цитатами вырванными из контекста - это преступление против нравственности . hi
  6. +3
    16 июля 2024 08:12
    Странно, но ничего не сказано о фигуре кардинала Гумберта, положившего грамоту на алтарь и предавшего анафеме константинопольского патриарха, а так же придание анафеме римского епископа. Ну и взаимное снятие анафемы только в 1964 году...
    1. +4
      16 июля 2024 09:51
      "Снятие анафемы" так это же детали, а их часто забывают
  7. +3
    16 июля 2024 09:00
    Цитата: Mazunga
    принципе Иисус говорил что Храм из плоти и ребер а не из лексуса и охраны

    Вы что же на традиционные ценности замахнулись?Вы что же,не знаете что без окропления святой водой-и ракеты не летают?
    1. +3
      16 июля 2024 14:26
      летают но низенько низенько)))не не дает мне мой бобруйский местечковый андеграунд тащить кровные кому либо кроме банков...но под хороший процент а так то да блаженны пулеметы ибо через них приходят в царствие небесное
  8. 0
    16 июля 2024 09:03
    Вообще то иконоборчество есть акт не религиозный а экономический,суть его конфискация материальных ресурсов церкви для решения общегосударственных задач.
    Случай не первый и не последний в истории.Так же поступили Петр 1 и большевики-за что им превеликое спасибо.
  9. +2
    16 июля 2024 09:48
    "Проклинали друг друга" помните, в истории католицизма, было: несколько пап? Кажется, во Франции и в Ватикане
    То была веселуха:Ватикан проклинает "антипапу" а тот в свою , грозит Ватикану .
    1. +2
      16 июля 2024 10:30
      веселуха:Ватикан проклинает "антипапу" а тот в свою , грозит Ватикану
      Плоды монетизации wink
      1. +4
        16 июля 2024 17:04
        Цитата: Голландец Михель
        Плоды монетизации

        Помнится, еще Мартин Лютер говорил, что церковь это - коммерческое предприятие...
    2. +2
      16 июля 2024 11:56
      Этот период истории называется "Великий западный раскол".
      Здравствуйте, Катя!
      1. +2
        16 июля 2024 14:47
        Антон, добрый день. Как раз о нём, я почти ничего не знаю
        1. +1
          16 июля 2024 15:20
          Наберите в Википедии, там кратко изложена суть вопроса.
    3. 0
      14 сентября 2024 20:57
      там еще и папамама был/а
      1. 0
        20 сентября 2024 08:41
        Про этот казус я читала. Валерий рассказывал
  10. 0
    16 июля 2024 11:59
    Да, во время крестовых походов были моменты ненависти между католиками, православными, армянами, шиитами, суннитами и другими местными мусульманскими народами, другие, когда они ладили и даже образовывали странные местные союзы, например между крестоносцами и мусульманами. Другой пример: перед прибытием в Тир и началом Третьего крестового похода Конрад Монферратский помог византийскому императору сохранить власть, но затем был вынужден бежать, предупредив о готовящемся против него заговоре.
  11. +6
    16 июля 2024 12:15
    “Еретики-иконоборцы считали церковные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на Ветхий Завет”

    В Библии говорится – не делай никакого изображения и не поклоняйся делу рук человеков.
    И.Христос говорил, что кто видел его, тот видел Бога. И.Христос явился в человеческом обличии, а делать изображения человеков Библия не возбраняет, возбраняется токмо поклонение делу рук человеков.


    “Римский престол стремился к безраздельной не только церковно-идеологической, но и политической власти”

    Вякая власть держится на силе и деньгах. Как писал А.С.Пушкин – Всё куплю сказало злато, Всё возьму сказал булат.


    И.Хрстос предсказал раскол на множество Церквей и что истинный остаток будет мал – всё по слову И.Христа.
    Спор идёт какую церковь считать истинным остатком – крупнейшие сразу отпадают по определению, а малые – они бедные, не имеют возможности громко заявить о себе и широкая публика о них и не знает, а знающие человеки может и знают но не могут себе позволить потерять положение в Церкви и Обществе. Самым известным остатком является Коптская Церковь. Географически она в регионе пребывания И.Христа, на стыке трёх континентов и религий, имеет свой удел в Иерусалиме и до сих пор подвергается гонениям.


    “В итоге Великий раскол был вызван борьбой за власть, собственность и доходы”

    Церковь стала крупнейшей политэкономической корпорацией, определявшей политику гособразований и как крупнейший собственник всегда выступала против народных выступлений.
    Опосля победы Великой Октябрьской Социалистической Революции Церковь активно боролась против Советской власти и получила адекватный ответ.
    Опосля ельцынского госпереворота 1991 года и реставрации капитализма церковь постепенно возвращает былое имущество, расширяет бизнес, увеличивает представительство в органах власти всех уровней, внедряется в образовательные процессы и является элементом правящего класса РФ.
  12. +1
    16 июля 2024 14:59
    В"Науке и религии", читала : в Новгород, ещё, почти 100, католики и православные жили вместе.
    В одной, семье могли быть и те и другие.
    Отсюда, вывод:на месте не было повода для враждв
  13. +3
    16 июля 2024 18:57
    Я, атеистка,но когда мои мальчики пошли на войну . Меня,занесло в церковь . Не знаю, почему, но психологически легче
    У нас студентки худграфа,в свободное время, расписывают храм и бесплатно !
    Долго терпела,в потом спросила девочку Уфы
    Что, её заставляет: расписывать хр ам?
    Подпуге помогабюб .
    Приятно ,людямд добро делать
    1. 0
      14 сентября 2024 20:59
      "Религия — "... "сердце бессердечного мира". Реальность страшна, своим уходом от нее вы делаете ее еще хуже.
  14. +1
    16 июля 2024 20:29
    Вспомнился папа Александр VI из рода Борджиа , поговаривали , что его дочь Лукреция приходилась ему не только дочерью но и женой и невесткой ( состояла в связи с сыном папы).
    1. 0
      18 июля 2024 19:08
      Вообще-то, Борджиа немного не в тему . Это1.
      Историки, считают,что на Лукрецию . Как Петровские времена, говорили:"напраслину возвели"
      Она,была из Борджиа,а у Борджиа, были могущественные враги
      Его,приемники,не пожалели"какашек"для Борджиа . Это2
  15. -3
    16 июля 2024 21:53
    Цитата: Ольгович
    Да, спросите какого-нибудь батюшку-сколько старых коммунисток прибегает, ковыляет к вЦерковь, когда, прижмет и , да....

    Не надо нести пурги-коммунизм это мировоззрение,а не штамп в паспорте или партийном билете,отсюда-коммунист в религиозный сарай не придет,особенно к неграмотному дегенерату,который бьется в исступлении башкой об пол...
    1. +2
      17 июля 2024 09:09
      Цитата: Dozorny severa
      е,отсюда-коммунист в религиозный сарай не придет,особенно к неграмотному дегенерату

      комик-по определению неграмотный дегенерат (раз комик), полный банкрот и лузер и поучиться ему нигде не грех.

      А когда прижимает-бежит в церковь, как нашкодивший кот., а не в коммунистческий сарай пирамиду
  16. 0
    16 июля 2024 21:56
    Цитата: Astra wild2
    Я, атеистка,но когда мои мальчики пошли на войну . Меня,занесло в церковь . Не знаю, почему, но психологически легче

    Это потому что нести больше некуда...вот и все.Сдюжили без попов и мул в 1941-1945.А сдюжили в том числе и потому что весь народ приносил жертвы включая и высших руководителей государства-а сейчас что-думаю и так поймете.
  17. -1
    17 июля 2024 09:28
    Цитата: Ольгович
    А когда прижимает-бежит в церковь, как нашкодивший кот., а не в коммунистческий сарай пирамиду

    Ты перепись что ли ведешь коммунистов в церкви.
    Все религиозные организации содержаться за счет всех членов общества,в том числе и атеистов.Пусть все религиозные организации содержат веруны,за свой счет.
    Как только введут десятину,как было раньше на святой Руси-так веруны тут де разбегутся,как это было в 1917,-а ты тут начнешь первым цитировать Ленина:)-лишь бы не платить.
    1. 0
      17 июля 2024 12:12
      Цитата: Dozorny severa
      ы перепись что ли ведешь коммунистов в церкви.

      неа, сами лезут
      Цитата: Dozorny severa
      Все религиозные организации содержаться за счет всех членов общества,в том числе и атеистов.Пусть все религиозные организации содержат веруны,за свой счет.
      Как только введут десятину,как было раньше на святой Руси-так веруны тут де разбегутся,как это было в 1917,-а ты тут начнешь первым цитировать Ленина:)-лишь бы не платить

      так неверуны были у власти и творили, что хотели.

      И где они в итоге, а.? В е. yes

      .с чем и поздравляю.
    2. +2
      19 июля 2024 07:57
      Цитата: Dozorny severa
      Все религиозные организации содержаться за счет всех членов общества,в том числе и атеистов.

      Насколько я знаю бюджет РПЦ это тайна. Но при общении с попами (наш это точно) заметил, что многие из них чуть ли не в командном тоне требуют деньги.... Одним словом "ООО РПЦ", инженеры человеческих душ!
  18. 0
    17 июля 2024 12:15
    Цитата: Ольгович
    Цитата: Dozorny severa
    ы перепись что ли ведешь коммунистов в церкви.

    неа, сами лезут
    Цитата: Dozorny severa
    Все религиозные организации содержаться за счет всех членов общества,в том числе и атеистов.Пусть все религиозные организации содержат веруны,за свой счет.
    Как только введут десятину,как было раньше на святой Руси-так веруны тут де разбегутся,как это было в 1917,-а ты тут начнешь первым цитировать Ленина:)-лишь бы не платить

    так неверуны были у власти и творили, что хотели.

    И где они в итоге, а.? В е. yes

    .с чем и поздравляю.

    Да а сейчас у власти еврейская финансовая олигархия,а в городах шастают ваххабиты-итог возрождения традиционных ценностей.
    1. +1
      17 июля 2024 15:33
      Цитата: Dozorny severa
      а а сейчас у власти еврейская финансовая

      так найдите себе нового бланка, розефельда, апфельбаума, швили, в конце концов.
      Что , не рожается? lol
  19. 0
    17 июля 2024 15:44
    Цитата: Ольгович
    Цитата: Dozorny severa
    а а сейчас у власти еврейская финансовая

    так найдите себе нового бланка, розефельда, апфельбаума, швили, в конце концов.
    Что , не рожается? lol

    Да их и искать не надо в новой Богоспасаемой Руси-Лисин,Кантор,Федун,Потанин,Авен ну и так далее...
    Напомнить выборы 1996 года в РФ когда страдальцы за русский народ Лебедь и Рогозин на деньги еврейских олигархов слабали КРО под лозунгом защиты русского народа,а потом получив в 1-м туре 15%,призвали голосовать за Ельцина-фактически отдав ему победу?
  20. +3
    18 июля 2024 09:22
    Было одно серьезное различие изначально.
    Когда Римская империя, а потом и Византия тратила гигантские усилия на внутренние религиозные разборки, включая Юлиана-отступника и иконоборчество, то на Западе со времен крещения франков хритианство стало политическим инструментом экспансии вовне, для захвата и контроля территорий. Сначала для создания Западной империи Карла и барьера на пути исламской экспансии. А потом уже просто для экспансии Рима как религии, в сочетании с различными державами Запада.
    Интересна в этом плане Венеция - долго оставаясь вроде как провинцией Византии, она же в итоге и нанесла смертельный удар по Константинополю, зазватив и разграбив его, став потом частью Западного мира.
    Хотя до взятия турками было еще 250 лет, но после этого разгрома Империи по факту не было, мучились ее остатки в виде Латинского королевства и кучи всяких баронств на территории Греции.
    То есть, на мой взгляд, Запад гнул свою линию веками вовне (например, из саксов христиане были еще те, но...Карлу нужен был контроль над территорией), а Византийцы бОльшую часть сил тратили на борьбу за Престол, и на шараханья в религиозных вопросах.
    В итоге Запад расширялся, Византия коллапсировала.
    Теперь вопрос: а мы кто и куда?
    У Запада и Карл до сих пор таки великий, и и Наполеон, да и Гитлер, чего уж там.
    У нас - Грозный тиран, Петр - плохой, Ленин - агент, Сталин - чудовище, Мавзолей построим- занавесим, храм снесем-бассейн сделаем, потом опять храм. Тут муравьи поумнее выглядят.
  21. +1
    22 июля 2024 11:41
    В итоге Великий раскол был вызван борьбой за власть, собственность и доходы.

    Несколько неверно поставлены существительные. Должно быть так: доходы, власть, собственность.
    1. С падения Рима и разделом империи на западную и восточную доходы римлян - западной части резко снизились особенно с учетом того, что все развитые части бывшей римской империи отошли к восточную часть. Западной части империи досталась варварская Европа, доходы с которой были значительно меньше доходов восточной части бывшей империи. С учетом Рим - западная часть бывшей империи вынуждена была прибегнуть к экспансии на территорию восточной части - Византии, чем и объясняются постоянные набеги и попытки закрепления латинян на землях Византии. Отсюда и постоянные враждебные действия запада против Византии. Окончательно раздел между Византией и Римом оформился в форме великой схизмы.
    2. Отсутствие достаточных доходов и великий раскол привели к тому, что Рим объявил восточных христиан схизматиками и, в свою очередь, благословил любые действия против Византии. Как следствие, после великой схизмы в 1096–1099 был организован первый крестовый поход. Идеологическое прикрытие крестовых походов - защита Гроба Господня. Но это - только прикрытие. Экономическая и политическая подоплека походов - получение Римом дополнительного дохода через грабежи. Т. о. западная цивилизация сложилась и, в дальнейшем, развивалась как цивилизация грабежа. Первоначально - грабежа Византии. В дальнейшем - ограбления колоний. И в этой своей глубинной сущности западная цивилизация существует и в настоящее время. Грабеж это - повивальная бабка западной цивилизации, условие ее существования . Если отнять от запада грабеж, то и сам запад, западная цивилизация прекратит свое существование. Отсюда и та звериная злоба, с которой запад каждый раз смотрит на Россию, которая с начала своего существования = с времен Древней Руси не позволяла западу себя грабить.
    3. История - великая учительница и помнит все. Россия была для запада "своей" во времена великой смуты: тогда, когда запад мог безнаказанно грабить Россию. Так было в 30 гг., когда Россия за бесценок отдавала западу свои накопленные веками и трудом народа богатства, так было и в 90-е, когда во главе России стояли продажные шкуры, распродающие народное богатство за дружеское похлопывание по плечу. Но все вернулось на круги своя, когда Россия прекратила этот западный грабеж. С этого момента Россия опять превратилась в злейшего врага запада. И так будет все время, пока существует запад, паразитирующий на богатстве других народов. Россия - извечный, перманентный враг для запада. И нет ничего удивительного в том, что веками запад желает, мечтает изничтожить Россию, разделить ее на отдельные земли, которые можно будет безнаказанно грабить. И вопрос здесь не в религии, не в том, кому и как поклоняются русские, а в том, что Россия не позволяет себя грабить, и что русская православная церковь стоит на страже собственного народа и государства российского. В этой связи одна из целей запада по разрушению России - уничтожение православной церкви. И не дай Бог, чтобы когда-либо это случилось! Православие это - охрана, данная Господом русскому народу. И, Слава Богу, народ это понимает. Пока существует Православная церковь западу не сломить душу русского народа и не уничтожить Россию!
  22. 0
    23 июля 2024 09:55
    Если внимательно читать нагорную проповедь товарища Иисуса, обращенную именно к широким слоям населения, где он излагает суть своего учения и даёт рецепт к попаданию в царство небесное, то очевидно, что все эти религии весьма далеки от того, что проповедовал Иисус, и сосредоточены на всяких ритуалах и прочих мало полезных действиях. То бишь как бы идейно христианство и продвинулось по сравнению с язычеством, но по форме не далеко ушло от шамана с бубном и веры в гороскоп и карты таро. В исламе та же лабуда. Слава богу я атеист.
    1. 0
      4 сентября 2024 15:29
      During my life I thought that the Church and other organization where just for personal interest. I was true but not completely (and the Devil is the master of the half truth): We have Simon and Peter in the same person, and within us there are a material part and a more spiritual one. But we don't have to reject all but we have to evaluate everything and keep just what is right (St. Paul - 1 Ts 5,21). There is an Italian proverb that says like this "Don't throw the baby out with the dirty bathwater". We have to keep the baby (Jesus) and accept that all of us are sinners (dirty water). Tolerating others without accepting the sin. It's harder to do than to say. I accept the Roman authority even if our local bishop (that is part of that authority) tries to destroy our community (we pray according to the Ancient Roman rite that is the latin Mass according to S. Pio V) because only God knows how to punish with Justice who uses the Faith to dominate others. We accept, we suffer, and we offer for our santification and espiation of our sins. It's not the logic of the "world" because everybody wants to emerge and fight "the enemy". Jesus teaches us that we must be different. It's to us accept or not this teaching.
    2. 0
      14 сентября 2024 21:03
      эти различия, полностью бессмысленные с точки зрения первоисточника, прекрасно объясняются успешной попыткой навязывания монополии, вот и все.
  23. 0
    14 сентября 2024 20:44
    церковь должна платить налоги, вести такой же документооборот, что и остальные коммерческие конторы и должна содержаться исключительно за счет своих клиентов. Ну мужиков в платьсях в школах быть не должно
    1. 0
      14 сентября 2024 22:53
      При Христе никакой христианской церкви не было вообще. Апостолы считали, что церковь должна жить только от подаяний верующих. Если она коммерческая контора-это не церковь.

      При. Советской власти церковь была к этому ближе, чем при Царях или сегодня. Поэтому попы ненавидят советскую власть до безумия.