«Подводник, который вывез Гитлера»

87
«Подводник, который вывез Гитлера»

Изданный в 1963 году роман Леонида Платова «Секретный фарватер» сразу стал классикой жанра как морского, так и приключенческого романа. При том, что право на авторский вымысел Леонид Дмитриевич использовал по полной программе, прототип у командира Fliegender Hollander'а в реальности существовал. Звали его старший лейтенант Хайнц Шаффер, командир подлодки U-977.


17 августа 1945 года в аргентинском порту Мар-дель Плата звенела медь духового оркестра. Картина перед музыкантами и командованием ВМС этой латиноамериканской страны разворачивалась необычная: к пирсу швартовалась лодка под военно-морским флагом нацистской Германии – государства, которого не существовало уже больше трёх месяцев.



Завершив швартовку, экипаж выстраивается на палубе субмарины. На борт поднимается командующий аргентинской флотилией вместе со своим штабом. Молодой командир субмарины докладывает ему по-немецки, но адмирал не понимает ни слова. Вскоре общий язык находится, и этот язык – французский, его знают и немецкий, и аргентинский офицеры...


U-boot, достигший берегов Латинской Америки – U-977 старшего лейтенанта Хайнца Шаффера. Подлодка вышла в боевой поход 2 мая 1945 года. Когда через неделю война закончилась, у командира и экипажа был выбор: следовать в норвежский Берген, где сдаться в плен, или...

В 1943 году в Аргентине группа офицеров совершила государственный переворот, свергнув президента Рамона Кастильо. Кастильо популярен не был, на должность избрался путём фальсификации результатов выборов, а его правление получило название «бесславная декада». На смену бесславной декаде пришла военная диктатура, один из лидеров которой полковник Хуан Доминго Перон – увлекался идеями фашизма и даже встречался с Муссолини.


Конечно, Аргентина разорвала отношения со странами «оси» ещё в 1944 году, а с марта 1945 была в состоянии войны с Германией, но... О симпатиях к ультраправым идеям и изрядной германофилии членов военной хунты Хайнцу Шафферу было известно.

«Если вернёмся – попадём в плен, предлагаю идти в Аргентину, там у нас будет больше шансов остаться на свободе!» – объявил командир подлодки экипажу. Поскольку вопрос касался каждого человека на борту, было решено провести голосование. 31 из 48 подводников проголосовал за переход в Аргентину. 16 решили вернуться в Германию. Им выдали надувную лодку и высадили недалеко от Бергена. Все возвращающиеся поклялись: в плену отвечать, что их лодка подорвалась на мине, и они – все, кто выжил из экипажа.


А оставшиеся пустились в тяжёлый и опасный путь через Атлантику. Идти в надводном положении Шаффер опасался: в конце войны союзники добились полного господства в океане, попасться на глаза патрульному самолёту и получить серию глубинных бомб не хотелось. Поэтому лодка двигалась под шноркелем – устройством для работы дизеля под водой.


Условия на борту были кошмарные: жара, влажность, постоянный грохот дизелей и вонь выхлопов. Робы моряков быстро пропитывались потом, но стирали их морской водой – для экономии пресной. Мыло быстро закончилось, и от пропитанной солью одежды начался постоянный зуд. Лица путешествовавших в тропических водах подводников были зелёными от постоянного недостатка кислорода, отсутствия солнца и зловония.


Чем дальше на юг спускалась U-977, тем жарче становилось в отсеках. Переборки покрылись плесенью, которую было ничем не вывести, тела немецких моряков покрылись сыпью и фурункулами. Люди валились с ног от усталости: оставшемуся 31 моряку приходилось нести вахту за весь экипаж. Только на 66 сутки похода Шаффер дал приказ на всплытие. Первое время немцы ходили как пьяные – свежий воздух с непривычки действовал сильнее, чем три литра баварского пива.


17 августа 1945 года вахтенный увидел землю: U-977 вышла к побережью Аргентины в районе Мар-дель Плата. Аргентинские власти организовали немцам торжественную встречу, после чего в каюте крейсера «Адмирал Бельграно» командующий задал герру Хайнцу вопрос: «Капитан, я должен сказать вам о наших подозрениях, будто ваша подлодка несколько дней назад потопила бразильский пароход «Бахия». Вас подозревают также в том, что Адольф Гитлер, Ева Браун и Мартин Борман находились у вас на борту, и вы высадили их где-то в южной части континента. Оба этих вопроса должны быть разъяснены немедленно».

От парохода – удалось отмазаться при помощи судовых документов. Аргентинцы их тщательно проверили и выяснили, что курсы «Бахии» и U-977 разошлись на расстоянии в 50 километров друг от друга. А вот по поводу геноссе Адольфа, Шаффера настолько достали, что он в 1952 году даже написал книгу «U-boot 977», где ужом извивался, доказывая, что никакого Гитлера в Аргентину не отвозил!

Вот только никто не поверил, и Шафер так и остался в истории «подводником, который вывез Гитлера в Аргентину».


Надо сказать, что подозрения на пустом месте не появляются. К истории Хайнца Шаффера и U-977 действительно возникает много вопросов. Например: «Зачем было отправлять лодку в боевой поход 2 мая 1945 года?» К этому времени русские войска уже Рейхстаг взяли, исход войны был всем ясен.

Кроме того, поход из Норвегии в Аргентину – не самое простое мероприятие: у Шаффера на такой поход даже мыла для стирки матросских роб не хватило. А горючего, воды, продовольствия – хватило? Интересное кино!

Ещё любопытнее то, что любой моряк знает, сколько карт грузят штурмана на дальний поход. Шаффер, по его рассказу, дошёл до Аргентины... по атласу.

А помимо того, в ту же Мар-дель Плату несколькими неделями раньше дошла другая лодка U-530. И тоже по туристическому справочнику. Им что мёдом было намазано в той Мар-дель Плате?

Генерал Франко в Испании бежавших туда нацистов никому не выдавал, но подводники, героически превозмогая трудности, тащились к чёрту на кулички – в Аргентину.

В общем, темнил что-то герр Шаффер...
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    22 июля 2024 05:32
    Если серьезно. то из 31 члена экипажа о «фюроре» все равно кто-нибудь проговорился. В данном случае надо разбирать судьбу всех кто ступил на берег Аргентины.
    Ну и добрый совет Автору, фотографии необходимо подписывать. А если раскрывать тему, то писать о всех подводных лодках достигших «земли обетованной». Давать как минимум ТТХ «U-ботов» и описывать их судьбу во флоте Аргентины, а то какой-то «спид-инфо» получается, а не Военное обозрение.
    Всем хорошего дня, Коте!
    1. 0
      22 июля 2024 05:46
      Если серьезно. то из 31 члена экипажа о «фюроре» все равно кто-нибудь проговорился
      Конечно же, скрыть такое невозможно. Наверняка, немецкие подводники никогда не слышали русской поговорки о том, что знают двое и свинье, которая тоже знает, но утечка была бы по любому wink
      1. +10
        22 июля 2024 06:05
        Немецкая поговорка-что знают двое, знает свинья.
        Конечно, пассажиры могли быть "тайными". Скрываться в отдельном отсеке и под масками.
        Но при описанных обстоятельствах похода это было на грани гибели.
        Опять же, лодка невелика и сохранить инкогнито пассажиров невозможно.
        Так что господствует официальная версия смерти фюрера.
        А теперь еще надо осветить тему посещения Антарктиды...
        1. +6
          22 июля 2024 06:46
          А теперь еще надо осветить тему посещения Антарктиды...

          Главное, не забыть упомянуть о создании Гитлером Четвертого Рейха в Новой Швабии и войне с американской военной экспедицией под командованием адмирала Берда. Кажется, там еще были и летающие тарелки, но это не точно...
        2. +7
          23 июля 2024 09:11
          Поход был рисковый, но риск оказался оправданным. Под шнорхелем идти весь поход не было никакой необходимости. Ночью можно было спокойно двигаться в надводном положении. Морская авиация действовала вблизи побережья и в Атлантике ее можно было не опасаться. Так что половина описания - чушь.
      2. +8
        22 июля 2024 11:18
        Вообще,все это обсосано до белизны костей.Сдох и Гитлер и Борман в Берлине.
      3. +10
        22 июля 2024 15:50
        "Виссен цвай — виссен швайн» — это немецкая пословица, которая означает «знают двое — знает и свинья».

        Так что, наверняка, эту пословицу они знали.
    2. +15
      22 июля 2024 09:00
      а то какой-то «спид-инфо» получается

      Автор документальность принес в жертву "зрелищности". К примеру, факт 66-дневного перехода под шнорхелем подвергается историками серьезным сомнениям. В отчете USN, содержащем материалы допросов экипажа, интернированного в США, вообще нет упоминаний о таком длительном подводном переходе под шнорхелем. Вполне возможно, что Шеффер назвал свои мемуары U-977 "66 Tage unter Wasser" чтобы повысить к ним интерес, что у него, несомнено, получилось. Книга много раз переиздавалась на разных языках.
      Вопрос «Зачем было отправлять лодку в боевой поход 2 мая 1945 года?» в статье совершенно лишний. Общеизвестный факт, что германские лодки, базировавшиеся в Норвегии, получили приказ Деница прекратить боевые действия только 5 мая.
      И про бразильский пароход «Бахия». Это не пароход, это бронепалубный крейсер 1909 года постройки (на фото).
      1. +1
        27 июля 2024 16:11
        Рен-тв с Прокопенко отдыхает. Ну, или нервно курит в сторонке!
      2. +2
        24 августа 2024 14:34
        66 дней под шнорхелем - расскажите об этом подводникам и насладитесь звонким и честным смехом. Конечно, они всплывали, просто ночью. Что могло быть на самом деле - 66 дней они не всплывали днем, только ночью. Другими словами, дневной ход под шнорхелем, а ночью можно всплыть, подышать и тд.
    3. +8
      22 июля 2024 13:41
      Ну, это, если вывозить Гитлера (на что даже книжный фон Вишен не повёлся). Но под конец Третьего Рейха из него много чего интересного можно было вывезти. Например, в плане версии (ну, или бреда, без разницы). В 1947 году в Аргентину эмигрировал генеральный конструктор "Фокке-Вульф-Верке" Курт Танк. И уже в 1950 году у него в Аргентине полетел реактивный истребитель "Пульки II". Вот так, с нуля, на коленке взял и спроектировал? А если не с нуля? Документация на турбо-реактивный двигатель - это несколько ящиков макулатуры, в одиночку - не вывезти, рук не хватит. А на подлодке - запросто, причём можно даже с экипажем тайной не делиться - спрятать среди командирской документации. А учитывая, что Танк был не только главным конструктором ФВ, но и председателем Немецкого авиационного научно-исследовательского института имени Г. Геринга, то загрузить на подлодку он много чего мог... При этом, замечу, самому Танку бежать на лодке и не нужно было: слишком заметная фигура. Он спокойно сдался, отсидел своё, а по приезду его (допустим) ждала необходимая документация. И таких Танков с таким "вундерваффе" - хватало. ИК-прицелы для танков тоже не много места занимают...
      1. +1
        22 июля 2024 13:56
        Документация на турбо-реактивный двигатель - это несколько ящиков макулатуры, в одиночку - не вывезти, рук не хватит
        Помните, как говорил Остап Бендер: главное идея"! Так вот, если есть идея, т.е. понимание, как это все должно работать, то документация дело десятое, за год-два коллектив инженеров ее вмиг создаст. Главное идея!
        1. +8
          22 июля 2024 14:13
          Да, если есть сработанный коллектив. А в новой стране, после отсидки... В любом случае конструкторская документация сильно экономит время разработки: не нужно заново проводить тесты на прочность и прочую необходимую, но скучную работу. Кроме того, пример с Танком, это просто объяснение того, чего, в реальности мог вывезти из рушащегося Рейха командир подлодки...
          1. +2
            22 июля 2024 14:14
            Кроме того, пример с Танком, это просто объяснение того, чего, в реальности мог вывезти из рушащегося Рейха командир подлодки...
            С вами согласен!
      2. +2
        27 июля 2024 18:15
        И уже в 1950 году у него в Аргентине полетел реактивный истребитель "Пульки II". Вот так, с нуля, на коленке взял и спроектировал?

        Еще до Танка, в 1947 году, в Аргентине полетел реактивный истребитель IAe 27 Pulqui I который спроетировал француз Девуатин. И танк был не один, с ним были 62 сотрудника фирмы Focke-Wulf Flugzeugbau AG, которые участвовали в разработке Ta 183, а так же группа летчиков - испытателей. Поэтому не снуля, не на коленке, а имея в распоряжении Instituto Aerotécnico с опытом и практически тот же коллектив, что в Германии. И три года времеи. Поэтому не стоит высасывать из пальца сюжеты.
  2. 0
    22 июля 2024 05:42
    Я правильно понимаю, что следующая статья будет о жизни Гитлера, вместе со своим окружением, в Антарктиде? А вообще тема немецких подводников интересная, продолжайте и дальше, только без дальнейшей судьбы Гитлера в Аргентине, Уругвае или Антарктиде wink
  3. +15
    22 июля 2024 06:16
    по его рассказу, дошёл до Аргентины... по атласу.
    и...... что смущает? В начале нулевых работал в одной судоходной компании. Так на одном (из двух) пароходов была всего ОДНА "генералка" Японского моря. А на нашем те что были (далеко не весь комплект) были до дыр затерты. Понимаю.. бегать вокруг между Японией и нашим Приморьем это не Атлантику пересечь конечно. А как Магеллан и иже с ним ходили вокруг "шарика"? Видимо по GPS ? wassat
    1. +5
      22 июля 2024 14:54
      ХЗ, я видел, сколько карт брали в автонромку наши штурмана (а мы по Охотскому морю круги нарезали). Догадываюсь, что для перехода через Атлантику надо больше. Что до Магеллана, так он шёл в неизвестность, а у Шаффера была цель...
      1. +3
        22 июля 2024 14:59
        а мы по Охотскому морю круги нарезали
        я тоже по Охотке не раз нарезал))) Но Хоть у меня и заочное судоводительское образование всего-лишь. Уверен - проложить курс "примерно туда" и через Атлантику можно. Выйти в предполагаемый район, провести обсервацию, скорректировать курс и так далее. А про Магеллана я просто условно привел пример)) Как одного из самых известных)))
        1. +3
          22 июля 2024 16:31
          Ну, как уверял Шеффер, он 66 суток не всплывал. Не в курсе, можно ли было провести обсервацию через перископ...
          1. +1
            23 июля 2024 04:45
            Не в курсе, можно ли было провести обсервацию через перископ...
            теоретически , имея соответствующий опыт не точно но вполне. Найти Полярную звезду думаю через перископ можно. И определить примерный угол тоже. Может даже и секстант использовали (я знаю что это такое если что ))) Я как бы не говорил о точности до мили определить местоположение. Плюс-минус 10-30 миль на таком переходе особо роли не сыграют. Главное как писал выше выдержать более-менее нужный курс.
  4. +8
    22 июля 2024 06:29
    U-977 вышла к побережью Аргентины в районе Мар-дель Плата. Аргентинские власти организовали немцам торжественную встречу

    Это как раз северная часть аргентинской Патагонии, где проживало очень много немецких колонистов, владеющих почти что всем атлантическим побережьем Патагонии. На эту территорию, совершенно неконтролируемую аргентинским правительством, во время Второй мировой войны свободно прибывали немецкие ПЛ для дозаправки топливом и продовольствием, а так же попить пивка и немного поразвлечься...
    1. 0
      22 июля 2024 14:39
      Огласите весь список, позалуйста!!!
  5. +9
    22 июля 2024 06:39
    А у Зеленского есть подводная лодка?
    1. +10
      22 июля 2024 06:47
      А у Зеленского есть подводная лодка?
      Где-то в степях Украины...
    2. BAI
      +8
      22 июля 2024 08:54
      ‐------------------------
    3. +1
      22 июля 2024 20:51
      Лет пятнадцать назад писали, и даже были фото двухместной, вроде бы, подводной лодки на базе "Запорожца". Якобы, даже были успешные погружения и всплытия. Еще заголовки были в стиле "Вторая подводная лодка Украины"
    4. -1
      23 июля 2024 01:01
      Насчет персональной подлодки не ведаю, но (скажу по "секрету Полишинеля"), что элитная недвижимость в "Забугорье" у него имеется, притом не одна. Равно как и солидные банковские счета во вполне престижных банках (как на его имя, так и на подставных "владельцев"). Да и нужна ему какая - то лодка? Чтобы добраться до своих вилл и фазенд ему и небольшого аэропланишки вполне достанет. laughing
      1. 0
        23 июля 2024 07:30
        *Да и нужна ему какая - то лодка?*
        нужна. юкрейновцы у немцев выпрашивали ПЛ HDW класса 212A,
        А те..не дали.
        https://topcor.ru/31568-ukraina-prosit-u-germanii-podvodnuju-lodku-dlja-borby-s-rossiej.html?ysclid=lyxyww12g1473671377
  6. +5
    22 июля 2024 06:40
    Краткий пересказ книги "Шаффер, Хайнц (Schäffer, Heinz. U-Boat 977). Воспоминания капитана немецкой субмарины, последнего убежища Адольфа Гитлера." (http://militera.lib.ru/memo/german/schaeffer_h01/index.html)
    Но почему то без ссылки на первоисточник.
  7. -10
    22 июля 2024 08:39
    Автор самый настоящий лжец,читаем -"К этому времени русские войска уже Рейхстаг взяли, исход войны был всем ясен".
    Берлин брали части Красной армии-это официальное название.
    Это неуклюжая попытка принизить роль большевиков в организации победы над фашизмом ничего кроме ненависти не вызывает.
    1. BAI
      +8
      22 июля 2024 08:49
      Автор - иностранец. Для них понятия русский и советский тождествено равны. Генетически
      1. +3
        22 июля 2024 12:01
        Цитата: BAI
        Автор - иностранец.
        С чего вы взяли? Герхард фон Цвишен - не имя автора, а псевдоним, взятый из фильма "Секретный фарватер".
  8. +8
    22 июля 2024 08:42
    Цитата: Luminman
    На эту территорию, совершенно неконтролируемую аргентинским правительством, во время Второй мировой войны свободно прибывали немецкие ПЛ для дозаправки топливом и продовольствием, а так же попить пивка и немного поразвлечься...

    Ну конечно же,так оно и было-всем ведь известно что там ,на побережье Патагонии через каждый километр топливные заправочные терминалы,на которых дежурят фольксдойче с пивом.
    1. +4
      22 июля 2024 11:48
      ведь известно что там ,на побережье Патагонии через каждый километр топливные заправочные терминалы,на которых дежурят фольксдойче с пивом

      Да, примерно через каждый километр атлантической линии находилась латифундия, владельцем которой был немец, а работниками у него были такие же наемные гаштарбайтеры из Германии. У одного латифундиста даже был свой глубоководный порт...
    2. 0
      22 июля 2024 14:41
      И пышногрудые фройляйн ждут бравых "серых волков" папаши Дёница, чтобы развлечься с ними.... laughing
  9. +12
    22 июля 2024 08:46
    Цитата: Голландец Михель
    Я правильно понимаю, что следующая статья будет о жизни Гитлера, вместе со своим окружением, в Антарктиде? А вообще тема немецких подводников интересная, продолжайте и дальше, только без дальнейшей судьбы Гитлера в Аргентине, Уругвае или Антарктиде

    меня поражает ваше незнание-всем известно,что последние нацисты прятались на обратной стороне луны,попав туда с помощью модифицированной ракеты ФАУ-2.Даже кино сняли об этом.
    Есть версия что Нил Амстронг видел на Луне могилу Бормана.
    1. +2
      22 июля 2024 10:37
      Есть версия что Нил Амстронг видел на Луне могилу Бормана
      А я-то всегда считал, что Борман похоронен в Антарктиде. Рядом с могилкой Гитлера wink
    2. +2
      26 июля 2024 22:23
      Браво.Пять баллов!!!!! wink
  10. BAI
    +8
    22 июля 2024 08:46
    после чего в каюте крейсера «Адмирал Бельграно»

    Это не тот крейсер, которого утопили во время Фолклендского конфликта?
    1. +8
      22 июля 2024 09:29
      утопили во время Фолклендского конфликта

      Вы правы,тот самый *бруклинский* лёгкий крейсер *Феникс*,ставший у аргентинцев *Генерал Бельграно*.Почему у автора он стал *Адмиралом Бельграно*? Не знаю.recourse
    2. +8
      22 июля 2024 09:51
      не тот крейсер

      А вообще каюту какого крейсера автор имел в виду?Дело в том,что *Феникса* американцы передали Аргентине уже после войны. request
      1. +16
        22 июля 2024 10:04
        Это представитель серии из 10 броненосных крейсеров типа «Garibaldi», строившихся в Италии и входивших в сос­тав флотов четырех стран (Италии, Испа­нии, Аргентины и Японии). Аргентина в 1896 — 1898 гг. приобрела четыре корабля данного типа: «Garibaldi», «San Martin», «General Belgrano» и «Pueyrredon», но два первых к началу Второй мировой войны были исключены из состава флота. Весьма удачный для своего времени проект, отли­чавшийся хорошим бронированием при умеренной скорости хода (на испытаниях 19,5 - 20 уз. В реальных же условиях 17 узлов). Характерной отличительной чертой проекта являлось размещение машинных отделений в середине корпуса, а котель­ных — в нос и в корму от них.
        Аргентинские корабли различались во­оружением и составом энергетической ус­тановки. Так, «General Belgrano» нес 2 254- мм/40, 14 152-мм/40 орудий и был осна­щен 8 цилиндрическими котлами; «Pueyrredon» был вооружен 2 254-мм/40,10 152-MM/40, 6 120-мм/40 орудиями и ос­нащен 16 котлами «Belville». Вся артилле­рия — системы «Armstrong».
        К середине 1920-х гг. корабли безна­дежно устарели и были модернизированы: «General Belgrano» — в 1926 — 1930 гг. на верфи «Odero» в Италии, «Pueyrredon» — в 1926 — 1937 гг. на верфи ВМС в Пуэрто- Бельграно. Были демонтированы все казе­матные орудия вместе с броней казематов, снята вся малокалиберная артиллерия, на верхней палубе и носовой надстройке ус­тановлено 8 152-мм/40 орудий со щитами, на новой треногой мачте оборудован пост управления огнем, вместо старых угольных котлов установлено 8 ПК «Yarrow» с нефтя­ным отоплением.
        После модернизации переклассифици­рованы в корабли береговой обороны. В 1933 г. «General Belgrano» выведен из бое­вого состава и переоборудован в плавбазу ПЛ; в 1947 г. сдан на слом.
        1. +7
          22 июля 2024 10:07
          В 1933 г. «General Belgrano» выведен из бое­вого состава и переоборудован в плавбазу ПЛ;

          Спасибо за информацию,а то я уже устал искать этого загадочного *адмирала*! bully
          Спасибо! hi
      2. +7
        22 июля 2024 16:11
        До "Феникса" у них был ещё броненосный крейсер ARA General Belgrano 1897 года постройки, Переделан в базу подводных лодок в 1933, списан в 1947, продан на слом в 1953 г.
  11. +8
    22 июля 2024 08:51
    Цитата: BAI
    Автор - иностранец. Для них понятия русский и советский тождествено равны. Генетически

    Нет не иностранец- это псевдоним.
    1. +7
      22 июля 2024 10:04
      Да, псевдоним. Герхард фон Цвишен - командир «Летучего Голландца» в «Секретном фарватере».
  12. +4
    22 июля 2024 09:17
    Учитывая здоровье Гитлера, к тому времени,условиям и питанию на подводной лодке,его бы просто не довезли.
  13. +11
    22 июля 2024 09:26
    "Условия на борту были кошмарные: жара, влажность, постоянный грохот дизелей и вонь выхлопов. Робы моряков быстро пропитывались потом, но стирали их морской водой – для экономии пресной. Мыло быстро закончилось, и от пропитанной солью одежды начался постоянный зуд. Лица путешествовавших в тропических водах подводников были зелёными от постоянного недостатка кислорода, отсутствия солнца и зловония".

    Это главный аргумент против многочисленных придумок о вывозе Гитлера на ПЛ в Америку.
    Фюреру было 56 лет, после покушения в 1944 - жалкая трясущаяся развалина, морфинист. Подводник из него никакой, помер бы в своей каютке и возись тогда с трупом фюрера германской нации, объясняй - почему не уберёг...

    Почему-то не обсуждается более доступная версия - на ПЛ вывезли из Европы и в открытом океане пересадили на более приспособленный пароходик нейтральной страны или той же Аргентины. Как по мне - идеальный вариант.

    И ещё. непонятка с топливом (про еду, пресную воду умолчу) - везли весь запас с собой или в океане их дозаправили?

    А "Секретный фарватер" Платова - для своего времени супер-пупер книга, особенно в детстве. Кстати, впервые в нашей литературе тогда подняли вопрос о возможном побеге Гитлера. Правда, по версии Платова - ПЛ фюрера ждала-ждала, а он почему-то не явился. Особенно поразило меня то, что само ожидание происходило в порту Пиллау, уже занятом советскими войскам. Хитрые фрицы прятали свою знаменитую ПЛ "Летучий Голландец" среди полузатопленных кораблей на корабельном кладбище. А что, после подводного очень успешного рейда в 1941 в Скапа-Флоу - почему нет? Фрицы, они такие, всегда большие затейники ...

    Была еще советская экранизация - так себе...
    1. +1
      22 июля 2024 10:54
      Бред, все эти спасения Гитлера,хотя бы потому,что из Берлина выбраться надо было..Если он даже выбрался как-то в марте - апреле 1945 г..Там такая грызня бы началась..между сподвижниками..И опять, что бы выбраться,здоровье необходимо ,а у Алоизовича его просто не было..А Геббельс ,тогда че не спася? Решил отравлением , уход Гитлера прикрыть?Пишут почему-то о спасении Гитлера,Бормана,Мюллера, а вот легенд о спасении Геббельса и его семьи не пишут.К концу войны,вся эта верхушка нацистская ,не была уже бандой единомышленников, каждый сам за себя.Потому и никто и не спасся.А если были бандой,то возможны были варианты.
      1. +6
        22 июля 2024 16:17
        Ханна Райч (также Ганна, нем. Hanna Reitsch; 29 марта 1912, Хиршберг — 24 августа 1979, Франкфурт-на-Майне) — немецкая лётчица-испытатель.
        27 апреля 1945 года сопровождала Роберта фон Грейма во время его полёта в осаждённый советскими войсками Берлин на встречу с Гитлером в Рейхсканцелярии. Во время этого полёта фон Грейм был ранен, Райч взяла управление самолётом на себя и посадила самолёт на автомагистраль близ Рейхсканцелярии[7].
        В фюрербункере Райч просила Гитлера разрешить ей остаться в Берлине и разделить его судьбу, но Гитлер приказал ей вместе с Греймом покинуть Берлин. 30 апреля на последнем имевшемся самолёте они вылетели в ставку преемника Гитлера гросс-адмирала Дёница в Плёне у Киля.

        Кто-то мог и вырваться из Берлина.
    2. +3
      22 июля 2024 14:43
      Цитата: Тимофей Чарута
      по версии Платова - ПЛ фюрера ждала-ждала, а он почему-то не явился

      В книге Гитлер сам не явился ? В фильме капитан подлодки получил условный сигнал ( унылую немецкую песенку ) по радио , но принял решение не брать фюрера на борт и уходить без него.
  14. +6
    22 июля 2024 09:51
    Вот этот момент вызывает сомнения:
    Поскольку вопрос касался каждого человека на борту, было решено провести голосование. 31 из 48 подводников проголосовал за переход в Аргентину. 16 решили вернуться в Германию. Им выдали надувную лодку и высадили недалеко от Бергена.

    Для военных моряков, вышедших в поход ещё до известия о капитуляции - голосование выглядит странным. Если оно произошло по инициативе командира, то у этого решения могла быть совсем не романтическая причина - м.б. нужно было освободить место для пассажиров, которых взяли уже после отправки части команды на берег. Почему-то все зацикливаются на вероятности перевозки в Аргентину Гитлера, но ведь в то время желающих уйти на дно высокопоставленных немцев было более, чем достаточно. В отличие от главных публичных персон, эти люди были не так узнаваемы, и масок им носить не требовалось. Так что версия о предварительной выгрузке пассажиров до торжественной встречи - вполне вероятная.
    1. +3
      22 июля 2024 12:54
      Вот этот момент вызывает сомнения

      Никаких сомнений этот момент не вызывает. 5 мая Хайнц Шеффер получает приказ Деница прекратить боевой поход и сдаться. То есть фактически экипаж этим приказом освободили от присяги и предоставили самим себе. В плен никому не хотелось, о существовании многочисленной немецкой диаспоры в Аргентине все хорошо знали, тесные связи немцев с Аргентиной существовали еще до образования единой Германии. Ничего удивительного, что 30 из 48 человек выбрали Аргентину, двое предложили Испанию. 16 человек, которые остались - это семейные люди, которые не хотели оставлять жен и детей.
      1. +2
        22 июля 2024 13:17
        Цитата: Frettaskyrandi
        В плен никому не хотелось..

        И всё же они все там оказались. Вряд-ли они надеялись на что-то иное, учитывая то, что страна, в которую они шли, уже была членом антигитлеровской коалиции.
        Скорее, был расчёт на то, что высаженные ими ранее пассажиры через связи с поселенцами смогут принять участие в их судьбе, после освобождения из плена.
        Если пассажиры были, то наверняка не с пустыми чемоданами.
        1. +4
          22 июля 2024 13:47
          учитывая то, что страна, в которую они шли, уже была членом антигитлеровской коалиции.

          То, что Аргентина официально была в антигитлеровской коалиции, ни о чем не говорит. Неофициально Перон и его администрация активно способствовали "эмиграции" из Германии многих высокопоставленных функционеров - порядка 300 человек. Навскидку - Адольф Эйхман, Йозеф Менгеле, Ариберт Хайм, Эрих Прибке, Эдуард Рошман, Людольф фон Альвенслебен - люди, которые спокойно многие годы жили в Аргентине или с помощью спецслужб Аргентины перебрались в другие страны.
          Что касается мифических "пассажиров" - это все фантазии, на которых всяческие писаки зарабатывали деньги. Ни одного достоверного факта на эту тему нет.
          1. +3
            22 июля 2024 15:09
            Цитата: Frettaskyrandi
            Перон и его администрация активно способствовали "эмиграции" из Германии многих высокопоставленных функционеров - порядка 300 человек.

            А технически эта "эмиграция" как происходила ? Вполне вероятно, что часть её и была "пассажирами".
            Цитата: Frettaskyrandi
            Ни одного достоверного факта на эту тему нет.

            Глупо рассчитывать, что кто-то мог откровенничать на эту тему. Особенно учитывая не только юридические последствия, но и деятельность израильских спецслужб.
    2. +4
      22 июля 2024 16:24
      Как вариант - книга "В кольце анаконды", печаталась в "Вокруг света".
      1. +2
        22 июля 2024 16:30
        Сейчас поиск выдаёт только книгу : Россия в "кольце анаконды"
    3. +3
      22 июля 2024 16:35
      Или не пассажиров. А груз. В книге фон Цвишен копил компромат на западные фирмы торговавшие с Рейхом, но груз мог быть и другим. Немцы под конец войны много интересного разработали.
      1. +1
        22 июля 2024 16:39
        Цитата: Летучий_Голландец
        Или не пассажиров. А груз.

        Да, м.б. и "приданое" вёз, но документы много места не занимают, каши не просят..
        1. +2
          22 июля 2024 16:43
          В том-то и дело: скрыть пребывание на лодке пассажиров от экипажа - не реально, а кто-либо из моряков всё равно проговорился бы. Другое дело - документы. Их можно скрыть среди командирской документации, никто (кроме посвящёных в этот план) и в курсе не будет...
          1. +1
            22 июля 2024 16:59
            Цитата: Летучий_Голландец
            Другое дело - документы. Их можно скрыть среди командирской документации,..

            Но они не требуют отселения части экипажа. Я исходил из того, что часть людей списали на берег ради других людей. Что касается возможности проговориться, то у них было время как следует подготовиться к допросам, а мотивация держать язык за зубами у них была нешуточная - от их молчания зависела способность выжить в чужой стране без материальных средств и знания языка.
            1. +2
              22 июля 2024 18:11
              Но они не требуют отселения части экипажа. Я исходил из того, что часть людей списали на берег ради других людей.

              U-977 - это typ VII C. Эти лодки рассчитаны на экипаж до 60 человек. Поэтому никакой необходимости кого то списывать на берег не было.
              1. +1
                22 июля 2024 18:39
                Цитата: Frettaskyrandi

                U-977 - это typ VII C. Эти лодки рассчитаны на экипаж до 60 человек. Поэтому никакой необходимости кого то списывать на берег не было.

                Ясно, спасибо.
              2. +1
                23 июля 2024 17:52
                Цитата: Frettaskyrandi
                U-977 - это typ VII C. Эти лодки рассчитаны на экипаж до 60 человек.

                Изначально 42, но по мере усиления зенитного вооружения экипаж увеличился до 52 человек и размещением "лишних" матросов был миллион проблем. А разместить 60 человек команды с условием несения нормальной службы малореально.
  15. +6
    22 июля 2024 10:49
    самое интересное это то, что в плен к союзникам они все равно попали-сначала к амерам, потом к англам, да еще подвергались тяжелым утомительным допросам.

    Поход получился тяжелейшим, но абсолютно бессмысленным.

    В итоге лодку США подорвали, команда вернулась в Германию.

    Правда, Шаффер поехал, таки, жить в Аргентину. .

    ПС сама лодка в ВМВ ничем не отличилась с 1943 г, переход-ее единственное достижение, дальность плавания ПЛ позволяла-15,5 тыс км.
  16. +7
    22 июля 2024 10:57
    Интересная история, хотя и довольно известная, спасибо Автору, что напомнил.

    Особенно интересно поведение капитана субмарины, который сначала отрицал слух о Гитлере на борту, но потом решил на этом слухе подзаработать и написал книгу. :)
  17. +6
    22 июля 2024 12:32
    Я смотрел многосерийный телесериал, охватывающий два сезона, в котором бывший офицер ЦРУ обнаружил секретные документы, в которых обсуждал историю с различными теориями о том, что Гитлер в последние дни своей жизни поспешно сбежал из своего кабинета в Берлине и затем бежал на подводной лодке в Аргентину. Более того, Гитлер фактически едва мог ходить, а затем, после нескольких эпизодов, ему представили предполагаемую фотографию его в Колумбии, которая так и не была показана. Единственное, что они показали, это небольшой завод, используемый немцами посреди джунглей, и, пожалуй, самое интересное, что немецкие подводные лодки заходили в небольшой порт на Канарских островах.
    1. +2
      22 июля 2024 16:38
      По мне так ничего интереснее "Секретного фарватера" на эту тему не написали, но это - дело вкуса. А аргентинская версия возникла сразу после прихода Шаффера в Мар-дель-Плату. С тех пор интерес и не падает - уж больно много непоняток в официальной версии...
      1. +4
        22 июля 2024 20:44
        По мне так ничего интереснее "Секретного фарватера" на эту тему не написали, но это - дело вкуса
        Чем Вас "Das Boot" не устраивает?
        1. +3
          22 июля 2024 21:36
          К сожалению не читал, видел только фильм (первый). Знаю, что книгу написал военный корреспондент Лотар-Гюнтер Буххайм о боевом походе подлодки U-96 типа VIIC. под командованием Ге́нриха Ле́манн-Ви́лленброка, который и был консультантом фильма.
          Фильм понравился по настоящему.
  18. 0
    22 июля 2024 15:13
    Сложно сказать как оно было. Если исходить из логики кукловодов развязавших ВМВ, то марионетка должна выжить,как пример для будущих исполнителей "высокого" ранга. Ведь по факту Гитлер такой же клоун,как и нанятый Зеленский. А то что он якобы был развалиной..так неизвестно он ли или кто то из двойников. Игра шла по крупному. Кстати Сталин не верил в его самоубийство. Значит имел информацию,разумеется неполную,ведь сам он не являлся кукловодом.
  19. +2
    22 июля 2024 21:10
    Эта вся история банальна и очень стара. Лодка VIIC была достаточно изношена и имела проблемы с аккумуляторами. Капитан малоопытен, экипаж молодой и не сильно профессиональный. Вышли из Берена на задание 2 мая, 5-ого мая поступил приказ от Деница о прекращении боевых действий. Далее было 2 варианта: следовать в порт приписки или в надводном положении в порты союзников (США, Британия, Шотландия, Канада). И то и то означало плен, а среди германских команд ходили слухи о суровом наказании для подводников от союзников. Команда была, как я написал выше, в большинстве молодая и поэтому только треть экипажа захотела вернуться в Норвегию и сдаться в плен. Переход по центру Атлантики был не так опасен, как действия у побережья государств, поэтому 60 с лишним дней под шнорхелем я ставлю под сомнение. За годы войны десятки лодок пересекали экватор и ходили в Индийский океан и до Дальнего Востока (базы в Пенанге и Сурабае). Поэтому ничего героического в данном переходе не было, обычный переход дальше среднего. А вообще , у берегов Аргентины во время ВМВ германские подлодки почти и не появлялись. У берегов Бразилии, да, бывали, у берегов ЮАР и даже у Мадагаскара. Так что дозаправка и развлечения германских подводников в Аргентине - это миф, не более. И документацию таким путём, скорее всего туда не перевозили, а доставляли через Швейцарию, по дип.каналам. А все из нацистов, кто там очутился после войны использовали "крысиные тропы" через Ватикан. Или через Испанию с Португалией. Какой уж тут Гитлер!
  20. +2
    22 июля 2024 21:16
    Уж если бы и собралась таким образом верхушка Рейха бежать, то выбрана бы была лодка из XXI серии. С капитаном типа Вольфганга Люта, Адальберта Шнее, Эриха Топпа или Генриха Леманн-Виллеброка. И отборной профессиональной командой. И шла бы эта лодка не в мутную политически на тот момент Аргентину, а куда-нить в Японию, к Микадо.
  21. -1
    22 июля 2024 22:39
    Немцы народ сугубо практичный и им живой Гитлер был совершенно ни к чему. И будь он жив, всё равно бы хоть как-то проявил себя, а не загнулся старым идальго в своей постельке..
  22. 0
    23 июля 2024 17:41
    отопила бразильский пароход «Бахия».

    Автор выбрал интересный первоисточник... :)
    Я не думаю, что аргентинские моряки не знали, что "бразильский пароход" - это крейсер "Баия", погибший 04.07.1945 от "самострела".
  23. 0
    23 июля 2024 20:31
    Друзья мои, к счастью, уже слишком поздно. Все они мертвы, но постоянные загадки сохраняются. Знаете ли вы, сколько лет Гитлеру было бы сегодня? am soldier
  24. +2
    23 июля 2024 23:39
    Лично мне статья не понравилась.
    Очень поверхностно, очень коротко, очень бестолково как-то.
    Плохая статья, корявая.
    Автору - неуд.
  25. kig
    +1
    24 июля 2024 02:17
    Шаффер, по его рассказу, дошёл до Аргентины... по атласу
    году так в 2008 контейнеровозу, на котором я в то время трудился, было указано зайти в китайский порт, которого не было в расписании. А еще оказалось, что у нас нет карт для этого района. Из Гамбурга прислали скриншот с гуглов, на котором крестиком была отмечена точка, где нас встретит лоцман. Капитан долго плевался, а снимок долго висел на мостике над штурманским столом.

    любой моряк знает, сколько карт грузят штурмана на дальний поход.

    Так в том-то и штука, что лодка не собиралась в Аргентину. Ну а в общем, в этом нет ничего непосильного. Вы когда-нибудь видели карту, по которой ходят пароходы в океане? Это белый лист бумаги с отметками глубин, там нет ничего, за что можно зацепиться глазом. 66 суток под РДП, конечно, круто, но если у них был работающий перископ, то они могли выбрать подходящий момент и чуть высунуться из воды, чтобы определиться по солнцу, а скорее по звездам. Это искусство, ныне забытое, но в те времена никаких жпс-ов не было, и все так делали. Ну а мимо Америки промахнуться трудно.
    1. 0
      24 июля 2024 11:54
      Цитата: kig
      Это искусство, ныне забытое, но в те времена никаких жпс-ов не было, и все так делали. Ну а мимо Америки промахнуться трудно.

      Такой метод навигации хорошо описан у Хмелевской в "Что сказал покойник". Правда, там плавание было в обратную сторону - из Южной Америки в Европу.
  26. kig
    0
    24 июля 2024 03:16
    Автор, похоже, книгу Шаффера не читал. Собственно походу в Агрентину там отводится совсем малая часть.

    Подлодка вышла в боевой поход 2 мая 1945 года
    Началом боевого похода, по видимому, надо считать день, когда лодка вышла из из базового порта, которым для нее был Киль. В своей книге Шаффер не называет дату, когда они вышли из Киля, однако пишет, что 26 апреля 1945 года они прибыли "на базу в Южном Христанзунде" - это уже Норвегия. 2 мая они вышли из базы в Норвегии непосредственно на патрулирование. Зачем? Наверно, получили приказ и отправились его выполнять. Они, кстати, были не одни такие.

    Почему отправились в Аргентину? В книге он пишет, что он уже бывал там - правда, не указывает когда и зачем - и имел друзей в столице, а один из его механиков имел там хорошего знакомого, который давно там жил и много рассказывал о стране.

    А еще в книге сказано, что после 66 дней под водой они все же начала всплывать на ночь, идти под дизелями, а днем погружаться и ползти на электромоторах. А еще они сделали остановку на одном из островов Зеленого мыса. В книге написано. что это был остров Бланка, но скорее всего правильное название Бранку – он мелкий и необитаемый. Правда, на землю им высадиться не удалось из-за сильного прибоя, но они отдохнули, посмотрели на зеленую растительность и поплавали в бухте.

    Много говорится про моральный климат на лодке, и как они были счастливы, добравшись наконец до цели.
  27. 0
    24 июля 2024 14:16
    Автору огромное спасибо, но лучше обратиться к первоисточнику, скачать можно совершенно бесплатно https://royallib.com/book/shaffer_haynts/U_Boat_977_vospominaniya_kapitana_nemetskoy_submarini_poslednego_ubegishcha_adolfa_gitlera.html
  28. 0
    25 июля 2024 06:37
    Гитлер слишком эксцентричен и заносчив ,чтоб жить тихой жизнью, после крушения идей превосходства, идей империи и мании величия.
  29. 0
    25 июля 2024 14:16
    Если из 48 отнять 16, высадившихся на берег, получается не 31. Значит, 32 был фюрер...
    1. 0
      25 июля 2024 14:32
      P.S. Простите "крупу" за ?, но как-то резиновую лодку на 16 (!) человек на борту подводной лодки того времени с великим трудом представляю... А вот прибывших с берега пассажиров на ней запросто.
      1. 0
        26 июля 2024 17:49
        Цитата: VovaVVS
        но как-то резиновую лодку на 16 (!) человек на борту подводной лодки того времени с великим трудом представляю...

        На "семёрках" шлюпка была... Не факт, что на 16 человек, но была.